СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 1992 г. N 125
О КОНЦЕПЦИИ "СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В УДМУРТИИ"
Рассмотрев представленную Координационным Советом по семейной
и демографической политике при Совете Министров республики
Концепцию "Семейная политика в Удмуртии", Совет Министров
Удмуртской Республики постановляет:
1. Концепцию "Семейная политика в Удмуртии" утвердить и
рекомендовать министерствам, ведомствам, исполнительно -
распорядительным органам для руководства и применения в работе.
2. Поручить отделу по делам семьи и демографической политике
Управления Делами Совета Министров с участием заинтересованных
министерств и ведомств разработать на основе Концепции
Республиканскую целевую программу "Семья" в срок до 1 сентября
1992 года и подготовить для Министерства финансов Удмуртской
Республики предложения по поэтапному финансированию разделов
Программы для рассмотрения в Верховном Совете Удмуртской
Республики.
Первый зам. Председателя
Совета Министров
Удмуртской Республики
В.А.СОЛОВЬЕВ
Утверждена
постановлением
Совета Министров УР
от 31 марта 1992 г. N 125
КОНЦЕПЦИЯ
"СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В УДМУРТИИ"
Семейная политика как составная часть социальной политики
представляет собой целостную систему мер экономического, правового
и воспитательного характера, направленную на улучшение
жизнедеятельности семьи.
На протяжении длительного периода понятие семейной политики по
существу подменялось лишь экономической поддержкой
малообеспеченных семей, разрозненными мерами материальной помощи
отдельным социальным группам населения. Вопросы правовой,
психологической, медико - социальной помощи семьям в полном смысле
этих понятий оставались вне внимания общества.
Предлагаемые меры семейной политики в Удмуртии основаны на
анализе современного состояния семьи как важнейшего социального
института, характеристике ее функций и проблем жизнедеятельности и
включают в себя определение целей и задач государственной политики
в области семьи, прогнозирование на перспективу.
Положения данной Концепции предлагаются в качестве основы для
разработки Республиканской целевой программы "Семья".
1. Функции семьи
Семья является одним из важнейших социальных институтов
общества, осуществляющим посреднические функции между социально -
демографическими интересами личности и общества, обеспечивающим
преемственность поколений.
Среди присущих ей специфических функций являются рождение и
социализация детей - репродуктивная и воспитательная функции.
К другим функциям семьи можно отнести:
- хозяйственно - бытовую - ведение домашнего хозяйства,
перераспределение доходов внутри семьи, потребление материальных
благ и услуг;
- экономическую - совместная трудовая деятельность членов
семьи, приносящая доход (личное подсобное хозяйство, семейное
предпринимательство) и т.д.;
- рекреативную - сохранение и укрепление здоровья членов
семьи, организация их досуга и отдыха;
- духовную - развитие личности членов семьи.
2. Цели и задачи семейной политики в Удмуртии
Целью семейной политики в Удмуртии является:
- всемирное укрепление института семьи, утверждение ее
ценности в общественном сознании, создание условий для выполнения
важнейших функций - репродуктивной и воспитательной, от которых
зависит самовоспроизводство населения, накопление, сохранение и
передача новым поколениям трудовых навыков, преемственность
духовной культуры;
- преодоление существующих противоречий между социально -
демографическими интересами личности и общества;
- создание инфраструктуры жизненной среды, удовлетворяющей
материальные, жилищные и бытовые потребности семьи.
Начальный этап реализации семейной политики в Удмуртии
предлагает:
- в области организационно - методического и кадрового
обеспечения:
- формирование единой государственной системы, осуществляющей
проведение мер семейной политики в республике, имеющей
разветвленную структуру учреждений как по территориальному, так и
по ведомственному принципу;
- создание службы социальных работников, профессионально
занимающихся оказанием помощи семье и организация подготовки этих
кадров;
- создание территориальных центров социальной помощи семье;
- взаимодействие с министерствами, ведомствами, а также с
общественными, благотворительными, религиозными организациями в
разработке и реализации региональных и отраслевых программ,
направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи;
- создание республиканского фонда поддержки семьи;
- в области экономического и бытового обеспечения
жизнедеятельности семьи:
- переориентация экономики на первоочередное удовлетворение
материальных, жилищных и бытовых потребностей семьи;
- обеспечение возможностей достижения реальной экономической
самостоятельности семей, т.е. создания ситуации, при которой за
нормальный труд работающие члены семьи получали бы заработную
плату, достаточную для обеспечения нормального уровня жизни семьи;
- разработку мер государственной помощи семьям, которые в силу
специфики своего состава и этапа формирования не могут сами
обеспечить себе нормальный уровень жизни и нуждаются в помощи
государства, предоставление льготного кредитования и
налогообложения различным группам семей, прежде всего молодым
семьям;
- создание благоприятных условий для развития совместных форм
трудовой деятельности членов семьи с учетом разных форм
собственности;
- стимулирование развития негосударственной помощи нуждающимся
семьям (профсоюзы, предприятия, кооперативы, благотворительные
фонды, ассоциации, церковь и другие общественные структуры);
- развитие строительной индустрии, формирование рынка жилья,
радикальное изменение жизненного пространства семьи: новые
планировки квартир и микрорайонов;
- признание работы женщины в домашнем хозяйстве общественно
значимой и усиление ее социальной защищенности;
- в области медико - социального обеспечения жизнедеятельности
семьи:
- формирование здорового образа жизни семьи;
- развитие служб планирования семьи;
- выявление и оказание медико - социальной помощи семьям
социального риска;
- приоритетное обеспечение продуктами питания беременных
женщин, кормящих матерей, детей в условиях кризисного состояния
экономики;
- внедрение и широкое распространение удобных, надежных
средств контрацепции, обеспечение информированности о них и
доступности для населения;
- создание медико - генетической службы;
- улучшение работы родовспомогательной службы;
- повышение эффективности методов лечения бесплодия,
использования искусственной инсеминации;
- развитие различных форм сексологической и
сексопатологической помощи населению;
- переход с индивидуального на семейный принцип медицинского
обслуживания, создание института семейных врачей;
- развитие служб помощи семьям инвалидов;
- в области воспитания и формирования нравственных ценностей
семьи:
- создание условий для роста воспитательного потенциала семьи;
- утверждение высокой общественно - полезной значимости
родительства, материнства и повышение престижа отцовства;
- образование качественно новой системы подготовки к семейной
жизни и полового воспитания, формирование семейных ценностных
ориентаций;
- обеспечение действенной заботы о старших поколениях,
оказание им помощи, утверждение идеалов гуманизма и милосердия;
- возрождение семейных традиций и обычаев народов Удмуртии,
пропаганда и утверждение духовных ценностей семьи;
обеспечение условий для адаптации в обществе детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов;
- создание центров социальной реабилитации, центров
усыновления, опеки и попечительства, социальных приютов, домов
матери и ребенка;
- в области психологической помощи семье:
- организация государственной службы психологической помощи
семье;
- организация эффективной пропаганды знаний по психологии
семейных отношений;
- в области организации семейного досуга:
- создание социально - экономических условий для семейного
отдыха и досуга;
- стимулирование организованного отдыха семей в отпускной
период, приоритетное развитие семейного туризма;
- перепрофилирование действующей системы культурно -
просветительных, внешкольных и спортивных учреждений,
многофункциональных центров досуга на организацию семейного досуга
и творчества детей и взрослых;
- в области правовой защиты:
- совершенствование законодательства Удмуртии (на основе
законов России) в части защиты интересов семьи, материнства и
детства, подзаконных актов в соответствии с Декларацией ООН о
правах человека, Конвенцией о правах ребенка и другими
международными актами;
- восстановление роли семьи как субъекта правовой защиты всех
ее членов во взаимоотношениях между обществом и личностью;
- правовое обеспечение семьи по защите своих интересов, прав и
свобод, социальных гарантий;
- предоставление необходимого правового содействия семье с
тем, чтобы она могла полностью выполнить обязанности по
обеспечению благополучия ее членов и особенно детей;
- в области научного и информационного обеспечения:
- осуществление научных исследований проблем социально -
экономической, медико - социальной, психолого - педагогической и
правовой поддержки семьи, кадрового обеспечения государственной
системы социальной помощи семье;
- создание мониторинга, включающего регулярный анализ широкого
круга статистических показателей и проведение опросов
общественного мнения с целью выяснения изменений и выявления
наиболее острых проблем жизнедеятельности семьи;
- разработка прогнозов развития семьи, ее типов и состава на
основе статистических данных и эмпирических социологических
исследований;
- проведение исследований по изучению образа жизни семей, в
том числе удмуртской семьи по воспитанию национального
самосознания детей (во взаимодействии с основными положениями
концепции "Национальная школа в Удмуртской Республике").
3. Механизм реализации и ожидаемые результаты
осуществления семейной политики в Удмуртии
Концепция предполагает разработку республиканской комплексной
программы "Семья", включающей подпрограммы: "Охрана здоровья
женщин, материнства и детства", "Детское питание", "Дети -
инвалиды", "Дети - сироты", "Подготовка молодежи к семейной
жизни", "Оказание социальной помощи малообеспеченным семьям",
"Организация семейного досуга", "Сельская семья".
Реализация намеченной политики должна обеспечить более
благоприятные, по сравнению с нынешними, условия жизнедеятельности
семей.
При этом повышение жизненного уровня семьи будет происходить
не столько за счет выплаты государственных пособий и
предоставления социальных льгот, сколько за счет роста заработной
платы работающих членов семьи, существенного увеличения доли
потребления, насыщения потребительского рынка. Это приведет также
к изживанию иждивенческих ориентаций и формированию активности
семей в социально - экономической сфере. В свою очередь это,
несомненно, будет способствовать социально - экономическому
развитию общества.
Совместная трудовая деятельность членов семьи в условиях рынка
должна привести к укреплению семьи, повышению ее сплоченности,
сокращению числа разводов. Этому же должно способствовать
совместное проведение досуга членами семьи.
Повышение престижа домашнего труда, обеспечение правового
статуса и социальных гарантий для занятости женщин в домашнем
хозяйстве должно содействовать не только созданию благоприятного
микроклимата в семье, но и улучшению жизнедеятельности семьи.
Появятся реальные возможности для воспитания детей дошкольного
возраста в домашних условиях, в семье, что будет положительно
влиять как на здоровье, так и на развитие детей.
Успешность функционирования семьи, особенно молодой, в
значительной степени зависит от характера социализации вообще и от
подготовки к семейной жизни в особенности, при этом организация
полового воспитания и просвещения должна привести к резкому
сокращению различного рода негативных последствий раннего начала
сексуальной жизни.
Применение современных средств контрацепции и расширение служб
планирования семьи приведет к сокращению числа абортов и
вторичного бесплодия, а также будет способствовать улучшению
супружеских взаимоотношений.
Перепрофилирование акушерско - гинекологической службы не
потребует серьезных капитальных вложений, но также даст
определенную экономию государственных ассигнований на
здравоохранение.
Совершенствование законодательства обеспечит защиту интересов,
прав семьи, обеспечит ей свободы и социальные гарантии.
Утверждение нравственных ценностей семьи в общественном
сознании, возрождение семейных обрядов и традиций положительно
повлияет на укрепление семьи, повышение ее воспитательного
потенциала, духовное возрождение удмуртов, всех народов
республики.
|