Действие статей 21 и 22 данного Закона приостановлено Законом УР
от 05.10.1999 N 85-II
26 января 1993 года N 434-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Бюджет
Бюджет представляет собой форму образования и расходования
денежных средств для обеспечения функций органов государственной
власти.
Статья 2. Бюджетная система
Бюджетная система представляет собой основанную на
экономических отношениях и юридических нормах совокупность
республиканского бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.
Статья 3. Бюджетное устройство
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы,
принципы ее построения. Бюджетное устройство Удмуртской Республики
основывается на принципах единства полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему
Удмуртской Республики.
Статья 4. Бюджетный процесс
1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность
органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является
бюджетное регулирование, представляющее собой частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных
уровней.
2. Бюджетный процесс в Удмуртской Республике строится в
соответствии с настоящим Законом, другими законами Удмуртской
Республики, регулирующими бюджетный процесс, а также решениями
Советов народных депутатов.
3. Составление бюджета производится в соответствии с
прогнозами и программами социально - экономического развития
территорий.
4. Республиканский бюджет Удмуртской Республики утверждается в
форме закона Удмуртской Республики, бюджеты районов, городов,
поселков и сельских населенных пунктов - в форме решений
соответствующих Советов народных депутатов.
5. Правительством Удмуртской Республики, исполнительными
органами местных Советов народных депутатов ежегодно составляются
консолидированные бюджеты, представляющие свод бюджетов
соответствующей территории.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Удмуртской
Республики устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31
декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный
период после его завершения, составляющий один месяц, в течении
которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках
исполнения бюджета.
Статья 5. Бюджетно - финансовая политика
Бюджетно - финансовая политика Удмуртской Республики
проводится согласованно с налоговой, денежно - кредитной, ценовой
и валютной политикой Удмуртской Республики и Российской Федерации.
Статья 6. Взаимоотношения с республиканским бюджетом
Российской Федерации
1. Взаимоотношения между бюджетом Российской Федерации и
бюджетом Удмуртской Республики осуществляется через систему
установленных нормативов отчислений от федеральных налогов.
Размеры устанавливаемых нормативов определяются соглашениями
между правительством Удмуртской Республики и Правительством
Российской Федерации.
2. Средства бюджетов Удмуртской Республики по решению
соответствующих Советов народных депутатов могут направляться на
образование целевых финансовых фондов и на финансирование
совместных социально - экономических и научных программ как с
органами власти Российской Федерации, так и с другими регионами
государства.
Раздел 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 7. Структура бюджетной системы
В соответствии с Конституцией Удмуртской Республики в
бюджетную систему Удмуртской Республики как самостоятельные части
включаются: республиканский бюджет Удмуртской Республики, районные
бюджеты районов, городские бюджеты городов, бюджеты поселков и
сельских населенных пунктов.
Статья 8. Единство бюджетной системы
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой
базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством
формы бюджетной документации, предоставлением необходимой
статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на
другой для составления консолидированных бюджетов Удмуртской
Республики, согласованными принципами бюджетного процесса,
единством денежной системы.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии
бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование
регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных
бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
3. Единство бюджетной системы реализуется через единую
социально - экономическую, включая налоговую, политику.
Статья 9. Самостоятельность бюджетов
Республиканский бюджет Удмуртской Республики, бюджеты районов,
городов, поселков и сельских населенных пунктов являются
самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом определять направления их
использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
закрепленные законом доходные источники для каждого уровня
бюджета;
отчисления по регулирующим доходным источникам;
дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно
Верховым Советом Удмуртской Республики, местными Советами народных
депутатов в рамках законодательства Российской Федерации и
Удмуртской Республики.
Статья 10. Доходы бюджетов
Доходы бюджетов каждого уровня формируется в соответствии с
налоговым законодательством Российской Федерации, Удмуртской
Республики и статьей 9 настоящего Закона.
Статья 11. Расходы бюджетов
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на текущие расходы и
расходы по развитию территории. В расходы по развитию территории
включаются расходы на инвестиции и инновационную деятельность и
другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
В текущие расходы включаются все другие расходы, не являющиеся
расходами по развитию территории.
Статья 12. Бюджетная классификация
В Удмуртской Республики используются единая экономическая,
функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные
классификации, обеспечивающие общероссийскую и международную
сопоставимость бюджетных данных.
Статья 13. Сбалансированность бюджетов
1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является
необходимым условием бюджетно - финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит
бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета соответствующими
Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные
размеры дефицита бюджета.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение
предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений
доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра
расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов)
ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени
текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные
статьи.
Состав защищенных статей определяется Верховным Советом
Удмуртской Республики и местными Советами народных депутатов в
рамках их компетенции.
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение
доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат
утверждению Верховным Советом Удмуртской Республики и местными
Советами народных депутатов, если размер изменений приводит к
увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Статья 14. Взаимоотношения бюджетов с другими элементами
финансовой системы
1. Бюджетная система Удмуртской Республики является частью
финансовой системы Удмуртской Республики, включающей в себя
финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
Платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц,
перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических
лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и
других обязательных платежей, установленных законом, допускается
только по решению суда или арбитражного суда.
2. Расходная часть бюджетов развития может содержать
ассигнования и дотации предприятиям и иным юридическим лицам.
Это не влечет за собой установление прав собственности
республики или местных Советов народных депутатов на
соответствующее предприятие или на имущество юридических лиц.
Дотации из бюджета на текущие расходы хозрасчетными
организациями придают этим организациям статус бюджетных в части
оплаты труда и формирования цен на товары и услуги.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать
ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь
создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является
собственность республики или местных Советов народных депутатов на
эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном
владении ею или во владения акциями (паями) акционерного общества
или товарищества.
4. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций
собственность производственного и непроизводственного назначения
передается соответствующим органам управления государственным
имуществом.
5. Доходы от эксплуатации государственной собственности
(дивиденды) или от продажи либо сдачи в аренду имущества,
созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или
частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития
соответствующего предприятия.
Статья 15. Резервные и валютные фонды
В соответствии с решениями Верховного Совета Удмуртской
Республики, а также местных Советов народных депутатов в рамках
законодательств Российской Федерации и Удмуртской Республики могут
образовываться резервные и валютные фонды.
Валютные средства, поступающие за счет законодательно
установленных платежей, доходов от внешнеэкономической
деятельности и других доходных источников, зачисляются в валютный
фонд.
Порядок формирования и использования валютного фонда
определяется законодательством Удмуртской Республики.
Раздел 3. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Статья 16. Организация бюджетного процесса
1. Составление и исполнение бюджетов является функциями
органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и
контроль исполнения бюджетов - функции Верховного Совета
Удмуртской Республики и местных Советов народных депутатов.
2. В Удмуртской Республике устанавливается банковская система
кассового исполнения бюджета. Учреждения Национального банка
Удмуртской Республики на местах, а в случае их отсутствия другой
банк по его поручению, ведут счета и являются кассирами
соответствующих органов исполнительной власти.
3. Правительство Удмуртской Республики, органы исполнительной
власти местных Советов народных депутатов ежегодно до начала
рассмотрения проектов бюджетов в Верховном Совете Удмуртской
Республики и местных Советов народных депутатов делают их
достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении
бюджетов. Правительство Удмуртской Республики ежегодно публикует
сводный отчет об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской
Республики и местных бюджетов.
Использование внебюджетных средств оформляется отчетом Совета
соответствующего фонда.
4. Министерство финансов Удмуртской Республики представляет
сведения об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской
Республики в Министерство финансов Российской Федерации.
Статья 17. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка
планов и прогнозов развития территорий и целевых программ на
основании которых органы исполнительной власти вносят предложения
в соответствующие Советы народных депутатов о постатейном
санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются
расчеты по определению доходов бюджета.
Рассмотрение предложений в соответствующем Совете народных
депутатов обязательно включает в себя всестороннее изучение в его
комиссиях целесообразности, необходимости, актуальности,
финансовой и материальной возможности их осуществления.
Принимаемые Верховным Советом Удмуртской Республики, местными
Советами народных депутатов решения, предусматривающие выделение
ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся
расходов за счет изыскания новых доходных источников,
перераспределения расходов.
Решения Верховного Совета Удмуртской Республики, местных
Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов
являются основой для выделения бюджетных ассигнований.
Правительство Удмуртской Республики, органы исполнительной
власти местных Советов народных депутатов на основании
санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных
возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на
утверждение в соответствующий Совет народных депутатов. Конкретный
объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных
расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете
на предстоящий год.
3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы
исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере
1/12 объема предыдущего года в течении каждого месяца вплоть до
утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета
соответствующими Советами народных депутатов.
При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных
органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета
не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данной
статье предыдущего года.
Контроль за исполнением бюджета в этих условиях осуществляется
Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики местными
Советами народных депутатов.
4. По решению Верховного Совета Удмуртской Республики и
местных Советов народных депутатов могут утверждаться ассигнования
по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые
включаются в бюджеты последующих лет.
5. Ассигнования на выплату процентов по государственному долгу
и на погашение задолженности прошлых лет, имеющийся у
соответствующего бюджета на данный год, предусматриваются в
бюджете текущих расходов соответствующего финансового года, в
полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по
займам и кредитам. Расходы данного вида не могут быть сокращены
или перенесены на иное время без согласия держателя
соответствующих обязательств.
6. Ассигнования на финансирование деятельности органов
законодательной власти, аппарата исполнительной власти, местных
Советов народных депутатов включаются в бюджеты соответствующего
уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
7. При постатейном рассмотрении и утверждении Советами
народных депутатов расходной части соответствующих бюджетов в
составе статей функциональной классификации в соответствии со
статьей 2 настоящего Закона выделяются части расходов текущего
(оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая
из этих частей утверждается отдельно, при этом сумма текущих
расходов составляет бюджет текущих расходов, а сумма капитальных
расходов образует бюджет развития соответствующего органа
государственной власти.
Статья 18. Исполнение бюджетов
1. Правительство Удмуртской Республики по согласованию с
органами исполнительной власти местных Советов народных депутатов
устанавливает порядок исполнения бюджетов.
2. В процессе исполнения бюджетов Правительство Удмуртской
Республики, органы исполнительной власти местных Советов народных
депутатов имеют право вносить изменения по доходам и расходам
соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по
статьям функциональной бюджетной классификации. Для бюджетных
организаций и учреждений в процессе исполнения бюджета
финансирования производится по трем крупным статьям: заработная
плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов,
суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах
зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и
используются по усмотрению соответствующего Совета народных
депутатов.
4. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих
бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, связанных с
изменением действующего законодательства.
5. Верховный Совет Удмуртской Республики, местные Советы
народных депутатов утверждают в составе соответствующих бюджетов
сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности
за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало
нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть
в течение года использована на покрытие временных кассовых
разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров,
установленных при утверждении соответствующих бюджетов.
Статья 19. Бюджетное регулирование
Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом
распределение источников доходов между бюджетами различного
уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые резервные
бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления
социальных, экономических и других программ, ликвидации
последствий стихийных бедствий, проведение иных мероприятий,
покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде
субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.
Статья 20. Контроль за исполнением бюджета
Контроль за исполнением бюджета осуществляется депутатской
комиссией соответствующего Совета народных депутатов, при котором
в соответствии с решением этого Совета за счет средств
собственного бюджета может быть создана контрольная группа из
специалистов, независимая в своей деятельности от финансовых
органов исполнительной власти.
Раздел 4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 21. Составление республиканского бюджета Удмуртской
Республики
За 8 месяцев до начало соответствующего финансового года
Правительство Удмуртской Республики организует работу по
составлению проекта бюджета.
В течении первых трех месяцев составляется прогноз социально -
экономического развития Удмуртской Республики, сводный баланс
финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики,
рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на
соответствующий период.
В течении последующих четырех месяцев территориальными
органами исполнительной власти ведется детальная проработка
бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы
санкционируются в соответствии со статьями функциональной
бюджетной классификации.
Постановление Верховного Совета Удмуртской Республики о
санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении
ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на двух -
трехлетний период.
Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или
уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке
должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных
расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных
расходов вступление законов в действие в части выделения
ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании
соответствующих расходов в следующем финансовом году. Комиссия по
развитию экономики и планированию организует процесс рассмотрения
проекта бюджета, готовит предварительное заключение по проекту
бюджета и проект постановления Верховного Совета Удмуртской
Республики о санкционировании бюджетных расходов для рассмотрения
на заседании Верховного Совета Удмуртской Республики.
На основании постановления Верховного Совета Удмуртской
Республики о санкционировании бюджетных расходов Правительство
Удмуртской Республики организует доработку и уточнение проекта
бюджета.
Статья 22. Утверждение республиканского бюджета Удмуртской
Республики
Уточненный проект бюджета вносится Правительством Удмуртской
Республики на рассмотрение Верховного Совета Удмуртской Республики
не позднее 15 октября года, предшествующего очередному финансовому
году.
При рассмотрении проекта бюджета Верховный Совет Удмуртской
Республики принимает решение по следующим основным
характеристикам:
верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и
бюджета развития (расходная часть);
пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в
форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых
доходов).
После утверждения основных характеристик проекта бюджета
утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с
функциональной бюджетной классификацией.
С 15 октября по 15 ноября постоянные комиссии Верховного
Совета Удмуртской Республики принимают заключения по указанным
выше характеристикам и по отдельным статьям представленного
проекта бюджета.
На основании принятых постоянными комиссиями Верховного Совета
Удмуртской Республики заключений Комиссия по развитию экономики и
планированию готовит по проекту бюджета сводное заключение и
представляет его Верховному Совету Удмуртской Республики.
С 15 ноября по 1 декабря Верховный Совет постатейно утверждает
бюджет в форме закона Удмуртской Республики.
Утверждение бюджета происходит на заседании Верховного Совета
Удмуртской Республики. Доклад о бюджете представляет Председатель
Совета Министров Удмуртской Республики или по его поручению иное
должностное лицо. Содоклад от имени Верховного Совета Удмуртской
Республики представляет Комиссия по развитию экономики и
планированию. Решения об утверждении основных характеристик
бюджета по статьям функциональной классификации принимаются
простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения
по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном
варианте проекта бюджета, представленном Правительством Удмуртской
Республики.
В случае неутверждения отдельных статей представленного
проекта бюджета Верховный Совет Удмуртской Республики проводит
повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований
в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение
принимается простым большинством голосов. В случае, если решение
по данному вопросу не будет принято Верховным Советом Удмуртской
Республики до 15 декабря года, предшествующего финансовому,
вступает в действие порядок расходования средств, предусмотренный
частью третьей статьи 17 настоящего Закона.
Статья 23. Порядок изменений в налоговом законодательстве
Удмуртской Республики
1. При рассмотрении Верховным Советом Удмуртской Республики
вопроса о санкционировании бюджетных расходов в случае отклонения
основных характеристик проекта бюджета Правительство Удмуртской
Республики может вносить в Верховный Совет Удмуртской Республики
предложения о налоговой реформе. Рассмотрение предложений о
налоговой реформе должно быть начато не позднее чем за два с
половиной месяца до начало очередного финансового года и закончено
к моменту утверждения Закона Удмуртской Республики о бюджете
Удмуртской Республики.
2. Предложения по налоговой реформе, вызванные другими
обязательствами и причинами, могут вноситься Правительством
Удмуртской Республики не позднее чем за два с половиной месяца до
начала соответствующего финансового года.
3. Не допускается внесение изменений в налоговую систему и
предоставление налоговых льгот, не предусмотренные налоговым
законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Статья 24. Контроль за исполнением бюджета Удмуртской
Республики
1. Правительство Удмуртской Республики ежегодно, в марте
следующего за отчетным года, представляет в Верховный Совет
Удмуртской Республики отчетный доклад и отчет об исполнении
бюджета Удмуртской Республики за прошедший финансовый год.
2. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается
Верховным Советом Удмуртской Республики простым большинством
голосов.
3. На основе докладов Правительства Удмуртской Республики и
Комиссии по развитию экономики и планированию в случае снижения
поступлений в бюджет на протяжении не менее чем четырех месяцев
подряд в сравнении с предусмотренными в бюджете размерами
бюджетных доходов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения
поступлений Верховный Совет Удмуртской Республики может принять
постановление о введении секвестра на утвержденные бюджетные
расходы с тем, чтобы не допустить увеличения размера дефицита
бюджета более чем на 20 процентов в сравнении с утвержденным
уровнем. В случае принятия Верховным Советом Удмуртской Республики
решения о пределах абсолютной величины дефицита бюджета развития в
качестве конкретной цели бюджетной политики на ряд лет секвестр
может быть применен в условиях дефицита в текущем финансовом году
в годичном исчислении в сравнении с намеченной целью.
Статья 25. Чрезвычайный бюджет
1. На территории Удмуртской Республики в соответствии с
постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики может
вводиться чрезвычайный бюджет. Основанием для введения
чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения в
Удмуртской Республике. В случае увеличения дефицита бюджета до
размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных
бумаг, вводится режим чрезвычайного расходования средств.
2. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного
расходования средств регламентируется специальным законом. В
рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования
средств финансирования производится в режиме секвестра.
Председатель Верховного Совета
Удмуртской республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
26 января 1993 г.
N 434-XII
|