Фактически утратил силу в связи с принятием Закона УР от
14.12.1994 N 669-XII
21 декабря 1993 года N 564-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(УДМУРТ РЕСПУБЛИКАЛЭН ВЫЛИ КЕНЕШЕЗ СЯРЫСЬ)
Настоящий Закон направлен на организацию деятельности высшего
представительного органа государственной власти в Удмуртской
Республике в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О
реформе государственной власти и управления в Удмуртской
Республике".
Статья 1. Единственным источником государственной власти в
Удмуртской Республике является народ Удмуртии. Народ Удмуртии
осуществляет государственную власть непосредственно либо через
систему выборных органов.
Высшим представительным органом государственной власти в
Удмуртской Республике является Верховный Совет Удмуртской
Республики (Удмурт Республикалэн Выли Кенешез).
Статья 2. Верховный Совет Удмуртской Республики (далее по
тексту Верховный Совет) осуществляет законодательные и контрольные
функции.
Статья 3. Деятельность Верховного Совета определяется
Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, Регламентом
Верховного Совета, регламентами палат Верховного Совета и иными
законодательными актами Удмуртской Республики.
Статья 4. Верховный Совет - двухпалатный орган, состоящий из
85 депутатов.
Верхней палатой Верховного Совета является Совет
представителей, состоящий из 50 депутатов, из которых 25 депутатов
избираются от сельских районов и 25 от городских избирательных
округов.
Депутаты, входящие в состав Совета представителей,
осуществляют свои депутатские полномочия без отрыва от
производственной или служебной деятельности.
Нижней палатой Верховного Совета является Законодательная
палата. В ее состав входят 35 депутатов, работающих в палате на
постоянной основе. Законодательная палата является постоянно
действующим органом Верховного Совета.
Депутаты Верховного Совета не могут быть одновременно членами
обеих палат Верховного Совета.
Депутаты Законодательной палаты и Председатель Верховного
Совета не могут быть депутатами иных представительных органов
государственной власти и местного самоуправления.
Статья 5. Срок полномочий Верховного Совета четыре года.
Статья 6. Организация и порядок проведения выборов депутатов
Верховного Совета определяются Законом Удмуртской Республики "О
выборах депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики".
Статья 7. Депутатом Верховного Совета может быть избран
гражданин Удмуртской Республики, достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах. При этом членом Совета представителей может
быть избран гражданин Удмуртской Республики, проживающий на
территории Удмуртской Республики не менее пяти лет.
Депутат Верховного Совета, являющийся членом Законодательной
палаты, не может состоять на государственной службе, а равно
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.
Статья 8. Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к
уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без
согласия Верховного Совета.
Уголовное дело, а также производство по делу об
административном правонарушении, ответственность за которое
налагается в судебном порядке, в отношении депутата Верховного
Совета может быть возбуждено только Прокурором Удмуртской
Республики с согласия Верховного Совета.
Не допускается привод и иное в какой бы то ни было форме
задержание или ограничение свободы депутата Верховного Совета, а
также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа,
личного и используемого им транспорта, жилого и служебного
помещений.
Неприкосновенность распространяется на переписку, средства
связи, используемые депутатом, а также на принадлежащие ему
документы.
Депутаты Верховного Совета не могут быть привлечены к
ответственности за высказанное мнение, позицию при голосовании и
другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и
по истечении срока полномочий.
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается
Верховным Советом по представлению Прокурора Удмуртской Республики
на основании заключения специально созданной депутатской комиссии.
В случае предъявления депутату Верховного Совета после
истечения его полномочий обвинения в нарушении закона, допущенном
в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и
другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке,
предусмотренном настоящей статьей в отношении депутата Верховного
Совета.
Статья 9. Расходы на содержание Верховного Совета, социальные
гарантии, бытовое и иное обслуживание депутатов предусматриваются
республиканским бюджетом в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Удмуртской Республики на уровне членов
Правительства Удмуртской Республики. Депутаты, работающие на
постоянной основе, в случае досрочного прекращения их полномочий
продолжают получать заработную плату до устройства на новое место
работы, но не более одного года.
Если на новом месте работы депутаты получают заработную плату
меньше размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней
заработной платы, но не более одного года с момента прекращения
депутатских полномочий.
Депутаты, работающие на непостоянной основе, в случаях,
предусмотренных настоящей статьей, получают единовременное пособие
в размере годовой суммы расходов на депутатскую деятельность.
Статья 10. Депутат Верховного Совета обязан участвовать в
работе Верховного Совета, его палат и их органов, членом которых
он является.
В случае отсутствия депутата без уважительной причины на
заседаниях Верховного Совета, палат или их органов без разрешения
Председателя Верховного Совета, его заместителя или руководителей
органов палат, депутат может быть лишен денежного содержания или
его части.
Статья 11. Деятельность Верховного Совета состоит из
раздельных и совместных заседаний палат.
Совместные заседания палат проводятся при рассмотрении
Верховным Советом вопросов совместной компетенции палат, а также в
случаях, если необходимость проведения совместного заседания
высказана обеими палатами. В остальных случаях палаты организуют
свою деятельность в пределах их компетенции самостоятельно.
На первом в созыве совместном заседании председательствует
старейший из депутатов по возрасту, который ведет заседания до
избрания Председателя Верховного Совета.
Заседания Верховного Совета и его палат проводятся открыто. В
случае необходимости Верховный Совет и его палаты могут провести
закрытое заседание.
Статья 12. Палаты Верховного Совета собираются на свои первые
заседания на тридцатый день после избрания не менее двух третей от
общего числа депутатов палаты.
На первом совместном заседании палат Верховный Совет избирает
из числа депутатов Председателя Верховного Совета.
На первом заседании Законодательной палаты избирается ее
председатель, который является заместителем Председателя
Верховного Совета по должности.
Руководство деятельностью Совета представителей осуществляет
Председатель Верховного Совета. На первом заседании Совет
представителей избирает секретаря палаты, который
председательствует на ее заседаниях в отсутствие Председателя
Верховного Совета.
Избрание должностных лиц Верховного Совета, перечисленных в
частях первой - четвертой настоящей статьи, производится
большинством голосов от общего числа депутатов палат.
Порядок деятельности палат и их органов, функции и полномочия
Председателя Верховного Совета, его заместителя и других
должностных лиц определяются настоящим Законом, Регламентом
Верховного Совета и регламентами палат.
Статья 13. Председатель Верховного Совета осуществляет
следующие функции:
а) созывает совместные заседания палат Верховного Совета и
председательствует на них;
б) руководит работой Совета представителей и
председательствует на его заседаниях;
в) координирует работу палат и аппарата Верховного Совета;
г) осуществляет взаимодействие Верховного Совета с Президентом
и Правительством Удмуртской Республики, представительными органами
местного самоуправления;
д) представляет Верховный Совет в отношениях с Федеральным
Собранием Российской Федерации, законодательными органами
субъектов Российской Федерации и законодательными органами власти
иностранных государств.
Статья 14. Совместные заседания палат проводятся по вопросам:
а) принятия и изменения Конституции Удмуртской Республики;
б) утверждения государственной символики Удмуртской
Республики;
в) назначения выборов Президента Удмуртской Республики,
принятия его присяги, отрешения его от должности или принятия
отставки; назначения комиссии для решения вопроса о неспособности
Президента осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
г) выражения доверия или недоверия Правительству Удмуртской
Республики либо его отставки;
д) назначения судей Конституционного суда Удмуртской
Республики, Верховного суда Удмуртской Республики, Высшего
арбитражного суда Удмуртской Республики, районных (городских)
народных судов Удмуртской Республики;
е) лишения отдельных депутатов депутатской неприкосновенности;
ж) введения чрезвычайного положения;
з) административно - территориального устройства и
территориальной целостности Удмуртской Республики;
и) принятия бюджета республики, утверждения отчетов о его
выполнении;
к) утверждения планов и программ социально - экономического
развития республики;
л) заслушивания докладов и рассмотрения посланий Президента
Удмуртской Республики;
м) заслушивания выступлений руководителей иностранных
государств;
н) ратификации и денонсации международных договоров,
участницей которых является Удмуртская Республика;
о) принятия Регламента Верховного Совета Удмуртской
Республики;
п) избрания Председателя Верховного Совета, формирования
совместных органов палат и назначения их должностных лиц;
р) проявления законодательной инициативы перед высшими
органами государственной власти Российской Федерации;
с) назначения республиканского референдума;
т) решения других предусмотренных законодательством Удмуртской
Республики вопросов. Голосование по вопросам совместной
компетенции палат проводится раздельно по палатам.
Статья 15. К ведению Совета представителей Верховного Совета
относится:
а) одобрение либо отклонение принятых Законодательной палатой
законов и иных законодательных актов Удмуртской Республики за
исключением тех, принятие которых отнесено к совместной
компетенции палат Верховного Совета;
б) назначение выборов депутатов Верховного Совета и органов
местного самоуправления;
в) формирование органов палаты, избрание ее должностных лиц;
г) принятие регламента палаты;
д) решение других вопросов в соответствии с законодательством
Удмуртской Республики.
Статья 16. К ведению Законодательной палаты Верховного Совета
относится:
а) принятие законодательных актов Удмуртской Республики по
вопросам, относящимся к ведению республики в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и
Конституцией Удмуртской Республики;
б) отмена на основании заключения Конституционного суда
Удмуртской Республики не соответствующих федеральному и
республиканскому законодательству указов и распоряжений Президента
Удмуртской Республики, нормативных актов Правительства Удмуртской
Республики и актов представительных органов власти административно
- территориальных образований Удмуртской Республики;
в) согласование кандидатур, предлагаемых Президентом
Удмуртской Республики для назначения на должности в состав
Правительства Удмуртской Республики в соответствии с Законом
Удмуртской Республики "О Президенте Удмуртской Республики";
г) формирование органов палаты, избрание ее должностных лиц;
д) принятие Регламента палаты;
е) решение других вопросов в соответствии с законодательством
Удмуртской Республики.
Статья 17. Для предварительного рассмотрения вопросов,
относящихся к ведению Верховного Совета и его палат, подготовки
законопроектов и осуществления контрольных функций Верховный Совет
и его палаты создают комиссии и комитеты.
Деятельность комиссий и комитетов Верховного Совета и его
палат регулируется законодательными актами Удмуртской Республики,
Регламентом Верховного Совета и регламентами палат.
Статья 18. Законодательный процесс в Верховном Совете состоит
из процедуры принятия законодательного акта нижней палатой,
одобрения принятого законодательного акта верхней палатой и
подписания законодательного акта Президентом Удмуртской
Республики.
Статья 19. Право законодательной инициативы в Верховном Совете
принадлежит депутатам Верховного Совета, палатам Верховного
Совета, комиссиям и комитетам Верховного Совета и его палат,
Президенту Удмуртской Республики, городским (городов
республиканского подчинения) и районным представительным органам
местного самоуправления Удмуртской Республики, а также
Конституционному суду Удмуртской Республики, Верховному суду
Удмуртской Республики, Высшему арбитражному суду Удмуртской
Республики и Прокурору Удмуртской Республики по вопросам их
ведения.
Статья 20. Законопроекты вносятся в Законодательную палату
Верховного Совета и передаются для рассмотрения в комиссии и
комитеты палаты в порядке, определяемом Регламентом палаты.
Порядок дальнейшего рассмотрения и принятия палатой
законодательного акта устанавливается Регламентом палаты.
Законодательные акты принимаются большинством от числа членов
палаты, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией
Удмуртской Республики.
Статья 21. При рассмотрении законопроектов по вопросам,
отнесенным к совместной компетенции палат Верховного Совета,
рассмотренный Законодательной палатой законопроект вносится на
совместное заседание палат Верховного Совета.
Для принятия такого законопроекта необходимо положительное
решение каждой палаты.
В случае непринятия законопроекта, он передается на
рассмотрение согласительной комиссии. При повторном рассмотрении
законопроект считается принятым при положительном решении обеих
палат либо при поддержке его не менее двумя третями депутатов
любой из палат. При повторном отклонении законопроекта он
снимается с рассмотрения.
Порядок рассмотрения и принятия законодательных актов на
совместных заседаниях палат определяется также Регламентом
Верховного Совета.
Статья 22. При рассмотрении законопроектов, не относящихся к
совместной компетенции палат, принятый Законодательной палатой
Верховного Совета законодательный акт не позднее пяти дней
передается для одобрения в Совет представителей Верховного Совета.
Совет представителей обязан в течение шести недель одобрить
или отклонить представленный нижней палатой законодательный акт. В
случае нерассмотрения вопроса в указанный срок, законодательный
акт считается одобренным и направляется для подписания Президенту
Удмуртской Республики.
Порядок рассмотрения представленного законодательного акта
определяется Регламентом Совета представителей.
Решение палаты по данному вопросу принимается большинством
членов палаты.
В случае неодобрения Советом представителей законодательного
акта, он возвращается на доработку в Законодательную палату.
В случае несогласия Законодательной палаты с решением Совета
представителей, законодательный акт считается одобренным, если при
повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей
членов Законодательной палаты.
Статья 23. Одобренный законодательный акт не позднее семи дней
передается Президенту Удмуртской Республики для подписания и
опубликования.
В случае неподписания Президентом Удмуртской Республики
представленного законодательного акта, он возвращается с
замечаниями на доработку в Верховный Совет. При несогласии с
решением Президента Удмуртской Республики законодательный акт
считается принятым, если за него проголосовало не менее двух
третей депутатов каждой из палат Верховного Совета.
Процедура подписания и опубликования законодательного акта
Удмуртской Республики определяется Законом Удмуртской Республики
"О Президенте Удмуртской Республики".
Статья 24. Обеспечение деятельности Верховного Совета, его
палат и их органов возлагается на Аппарат Верховного Совета
Удмуртской Республики.
Руководство деятельностью аппарата осуществляет руководитель
Аппарата Верховного Совета, назначаемый на должность совместным
решением палат Верховного Совета.
Положение об аппарате Верховного Совета утверждается
совместным решением палат Верховного Совета.
Председатель Верховного Совета
Удмуртской Республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
21 декабря 1993 года
N 564-XII
|