УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН УР от 28.05.1996 N 219-I (ред. 26.12.2000)
27 января 1994 года N 577-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления Удмуртской Республики
Депутаты представительных органов местного самоуправления
районов и городов республиканского подчинения (далее - местных
представительных органов) избираются гражданами соответствующих
районов и городов на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать депутатов местных представительных органов
имеют граждане Удмуртской Республики, достигшие 18 - летнего
возраста и постоянно проживающие на территории соответствующего
района, города. Военнослужащие срочной службы имеют право избирать
депутатов местных представительных органов, если они в момент
призыва на срочную службу являлись постоянными жителями
соответствующей территории.
2. Депутатом местного представительного органа может быть
избран гражданин Удмуртской Республики, постоянно проживающий или
работающий на соответствующей территории и достигший 21 - летнего
возраста.
3. В выборах депутатов не участвуют граждане, признанные судом
недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Несовместимость статуса депутата с должностным
положением или деятельностью
1. Лица, у которых должность, мандат или род занятий
несовместимы с мандатом депутата местного представительного
органа, дают письменное обязательство о прекращении в случае
избрания соответствующей деятельности.
2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей,
влечет за собой признание избрания соответствующих лиц
недействительным.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты
1. Кандидаты в депутаты местного представительного органа
выдвигаются группами избирателей или избирательными объединениями.
2. Избирательными объединениями являются республиканские
партии, политические движения и общественные объединения, уставы
которых зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской
Республики, организации (отделения) общероссийских партий,
политических движений и общественных объединений, внесенные в
реестр общественных объединений Министерства юстиции Удмуртской
Республики, региональные, межрайонные общественные объединения, их
подразделения в районах и городах Удмуртской Республики,
городские, районные, поселковые и сельские общественные
объединения, зарегистрированные соответствующими органами, или
блоки таких общественных объединений, создаваемые на период
проведения выборов, если участие в выборах в органы местного
самоуправления предусмотрено их уставами.
3. Партии, политические движения, общественные объединения,
организации (отделения), указанные в части второй настоящей
статьи, не могут входить в состав более чем одного избирательного
объединения. В случае вхождения в состав блока они не могут
выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями
Организацию и проведение выборов депутатов местных
представительных органов обеспечивают избирательные комиссии,
которые формируются соответствующими представительными и
исполнительными органами местного самоуправления с учетом
предложений групп избирателей и избирательных объединений.
Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов
1. Подготовка и проведение выборов депутатов местных
представительных органов осуществляется открыто и гласно.
2. Избирательные комиссии, государственные органы и органы
местного самоуправления, избирательные объединения предоставляют
средствам массовой информации материалы, связанные с организацией
и проведением выборов.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным
путем свободному осуществлению гражданином Удмуртской Республики
права избирать и быть избранным депутатом местного
представительного органа, вести предвыборную агитацию, а также
члены избирательных комиссий, должностные лица государственных
органов и органов местного самоуправления, общественных
организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо
неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или
допустившие иные нарушения законодательства о выборах, несут
установленную законом ответственность. К ответственности
привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом
распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты.
2. При нарушении кандидатом в депутаты законодательства о
выборах он предупреждается соответствующей районной, городской
избирательной комиссией, а при повторном нарушении избирательная
комиссия может отменить свое решение о регистрации кандидата в
депутаты.
3. Заявления о нарушениях законодательства о выборах,
поступившие в избирательные комиссии, государственные органы и
органы местного самоуправления, суды в период подготовки к выборам
или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, а
поступившие накануне или в день выборов - немедленно.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 8. Назначение выборов депутатов местных
представительных органов
1. Выборы депутатов местных представительных органов
назначаются Верховным Советом Удмуртской Республики не позднее чем
за три месяца до истечения срока полномочий соответствующих
местных представительных органов или, в случае проведения
досрочных выборов, не позднее чем за два месяца до дня выборов.
2. Выборы депутатов местных представительных органов
проводятся на всей территории Удмуртской Республики одновременно.
Статья 9. Образование избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов местных представительных
органов образуется от 10 до 30 одномандатных (один округ - один
депутат) избирательных округов, охватывающих в совокупности всю
территорию района, города.
2. Избирательными округами по выборам депутатов районного
представительного органа являются территории поселков, сельских
населенных пунктов или групп сельских населенных пунктов.
Избирательные округа по выборам депутатов городского
представительного органа могут быть образованы в границах
микрорайонов, других внутригородских территорий административного
управления.
3. Избирательные округа образуются районными, городскими
избирательными комиссиями с учетом особенностей административно -
территориального устройства района, города. Не допускается
создание избирательных округов из не граничащих между собой
территорий.
4. Списки избирательных округов по выборам депутатов местных
представительных органов с указанием их границ публикуются не
позднее чем за 50 дней до дня выборов.
Статья 10. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
депутатов местных представительных органов образуются
избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются районными, городскими
избирательными комиссиями по представлению исполнительных органов
местного самоуправления районов, городов, районов в городе не
позднее чем за 50 дней до дня выборов из расчета не менее 50
избирателей на один участок. Не допускается образование
избирательных участков, пересекающих границы избирательных
округов.
3. Список избирательных участков по району, городу, району в
городе с указанием места нахождения избирательных комиссий,
помещений для голосования и описанием границ участков публикуется
соответствующим исполнительным органом местного самоуправления в
течение трех дней после принятия решения об образовании участков.
Статья 11. Списки избирателей
1. Соответствующий городской, районный в городе, поселковый,
сельский исполнительный орган местного самоуправления в течение
трех дней после образования участковой избирательной комиссии
передает ей сведения об избирателях, проживающих на территории
участка.
2. На основании данных, представленных исполнительным органом
местного самоуправления, участковая избирательная комиссия не
позднее чем за 15 дней до выборов составляет список избирателей.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка
после этого срока и до дня выборов, а также в силу различных
обстоятельств не включенные в основной список избирателей,
включаются участковой комиссией в дополнительный список
избирателей на основании документов, подтверждающих их место
жительства. Списки подписываются председателем и секретарем
участковой избирательной комиссии.
3. В список избирателей включается каждый гражданин Удмуртской
Республики, достигший ко дню выборов 18 - летнего возраста,
имеющий право участвовать в голосовании и постоянно проживающий на
территории соответствующего избирательного участка.
4. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения
(для граждан, которым 18 лет исполняется в год выборов - дата
рождения) и адрес избирателя. Списки составляются в алфавитном или
ином порядке, удобном для организации голосования.
5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей.
6. Любому гражданину предоставляется право обжаловать
невключение в список или исключение из списка, а также допущенные
в списке ошибки в указании данных об избирателе. Участковая
избирательная комиссия обязана в течение 24 часов, а накануне и в
день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые
исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об
отклонении его заявления. Действия и решения участковой
избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном
законом порядке.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Избирательные комиссии по выборам депутатов местных
представительных органов
1. Для организации и проведения выборов депутатов местных
представительных органов образуются избирательные комиссии:
а) районная, городская избирательная комиссия по выборам
депутатов местного представительного органа;
б) участковые избирательные комиссии.
2. Для формирования избирательных комиссий группы избирателей,
избирательные объединения, предприятия, учреждения и организации
всех форм собственности вносят в соответствующие исполнительные
органы кандидатуры своих представителей в состав этих комиссий.
3. Районная, городская избирательная комиссия формируется в
составе председателя и 8 - 12 членов комиссии не позднее чем за 55
дней до выборов.
4. Председатель и члены районной, городской избирательной
комиссии назначаются соответствующими районными, городскими
представительными органами местного самоуправления из числа
кандидатов, предложенных исполнительными органами местного
самоуправления районов, городов.
5. Участковые избирательные комиссии формируются в составе
председателя и 6 - 18 членов комиссии не позднее чем за 40 дней до
выборов. Председатель и члены участковых избирательных комиссий
назначаются представительными органами местного самоуправления
районов, городов республиканского подчинения из числа кандидатов,
предложенных исполнительными органами местного самоуправления
районов, городов республиканского подчинения, районов в городе.
6. В день голосования избирательные объединения и кандидаты в
депутаты могут направить в соответствующую участковую
избирательную комиссию до трех наблюдателей от каждого
избирательного объединения или кандидата, которые вправе
присутствовать до окончания подсчета голосов в комиссии.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены соответствующим
решением избирательного объединения или справкой кандидата.
Предварительного уведомления об этом не требуется. Вмешательство
наблюдателей в работу комиссии не допускается.
Статья 13. Полномочия районной, городской избирательной
комиссии
1. Районная, городская избирательная комиссия по выборам
депутатов местного представительного органа:
а) осуществляет на всей территории района, города контроль за
исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное
применение;
б) образует избирательные округа;
в) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий;
г) распределяет бюджетные денежные средства по участковым
избирательным комиссиям, контролирует их целевое использование;
д) следит за обеспечением участковых избирательных комиссий
помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально - технического обеспечения выборов;
е) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их
доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
ж) контролирует соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
з) в соответствии с формой, установленной Верховным Советом
Удмуртской Республики, утверждает текст избирательного бюллетеня
по выборам депутатов местного представительного органа,
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых
избирательных комиссий;
и) устанавливает результаты голосования по выборам депутатов
местного представительного органа и публикует их в печати;
к) передает мандатной комиссии местного представительного
органа документы, необходимые для проверки полномочий депутатов;
л) организует проведение новых выборов депутатов в случаях,
если выборы не состоялись или признаны недействительными;
м) назначает выборы вместо выбывших депутатов и обеспечивает
их проведение;
н) решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов
местного представительного органа;
о) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
п) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в архив;
р) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Удмуртской Республики.
2. Районная, городская избирательная комиссия действует до
образования районной, городской избирательной комиссии в новом
составе для проведения следующих выборов депутатов местного
представительного органа.
Статья 14. Полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковая избирательная комиссия:
а) составляет основной и дополнительный списки избирателей по
участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в
списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих
изменений;
в) оповещает население о месте нахождения участковой
избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов
и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на избирательном участке предварительное
голосование и голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на избирательном участке;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в соответствующий
исполнительный орган местного самоуправления;
к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с
момента передачи ею избирательной документации в районную,
городскую избирательную комиссию и соответствующий исполнительный
орган местного самоуправления.
Статья 15. Организация работы избирательных комиссий
1. Первое заседание участковых избирательных комиссий
созывается соответствующей районной, городской избирательной
комиссией совместно с городским, районным в городе, поселковым,
сельским исполнительным органом местного самоуправления в
двухдневный срок после принятия решения об образовании комиссий.
2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии
избираются на первом заседании комиссии.
3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседания являются правомочными, если в них принимают
участие не менее двух третей состава избирательной комиссии.
Протокол заседания избирательной комиссии подписывается
председательствующим на соответствующем заседании и секретарем
комиссии.
4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с
ее решением, вправе высказывать особое мнение, которое в
письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной
комиссии.
5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и
органами местного самоуправления, общественными организациями,
предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
6. Решения и действия избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в
установленном законом порядке. При этом предварительное обращение
в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным
условием для обращения в суд. Районные, городские избирательные
комиссии в пределах своей компетенции обязаны рассматривать жалобы
на решения и действия участковых избирательных комиссий и давать
ответ по существу не позднее чем в трехдневный срок, а накануне и
в день выборов - немедленно.
7. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать
кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители
избирательных объединений, средств массовой информации. При
разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий могут
присутствовать представители заинтересованных сторон.
8. Для обслуживания деятельности районной, городской
избирательной комиссии может наниматься временный рабочий аппарат
либо эти функции могут быть возложены на аппарат представительного
или исполнительного органа местного самоуправления района, города.
9. Председатель и отдельные члены районных, городских,
участковых избирательных комиссий могут работать в комиссии в
период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной
работы. Оплата их труда производится в пределах бюджетных
ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.
10. Государственные органы и органы местного самоуправления,
общественные организации, предприятия, учреждения, должностные
лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении
ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы
сведения и материалы. На обращения по вопросам, связанным с
подготовкой и проведением выборов, они обязаны давать
избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок.
11. Лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть
в любое время освобождены от своих обязанностей в комиссии по
личному заявлению или по решению органа, образовавшего комиссию.
Утверждение новых членов комиссий вместо выбывших производится в
порядке, установленном настоящим Законом.
Глава IV. КАНДИДАТЫ В ДЕПУТАТЫ МЕСТНЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Статья 16. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты
1. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается после
образования избирательных округов.
2. Группа избирателей численностью более 50 граждан Удмуртской
Республики может выдвинуть одного кандидата в депутаты местного
представительного органа. Группа избирателей меньшей численности,
но не менее 5 граждан, может выдвинуть кандидата в депутаты,
собрав в его поддержку не менее 100 подписей избирателей
соответствующего избирательного округа.
3. Избирательное объединение может выдвинуть по одному
кандидату в депутаты в каждом избирательном округе района, города,
собрав в поддержку каждого кандидата не менее 100 подписей
избирателей соответствующего избирательного округа либо собрав в
поддержку избирательного объединения не менее 500 подписей
избирателей района, города.
4. Избирательное объединение может выдвигать кандидатов, не
состоящих членами входящих в него партий и общественных
объединений.
5. Выдвижение кандидата (кандидатов) в депутаты от группы
избирателей численностью более 50 граждан оформляется протоколом,
от группы избирателей численностью не менее 5 граждан и от
избирательного объединения - протоколом с приложением к нему
подписных листов. Формы протоколов и подписных листов
устанавливаются районной, городской избирательной комиссией. В
каждом подписном листе на кандидата указываются фамилия, имя,
отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность
(занятие) и постоянное место жительства кандидата.
6. При заполнении подписного листа в него вносятся фамилия,
имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя, серия и номер его
удостоверения личности или паспорта, личная подпись избирателя.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием фамилии, имени, отчества и адреса этого лица, серии и
номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за
выдвижение кандидатуры которого собраны подписи, или
уполномоченным представителем избирательного объединения.
Статья 17. Порядок регистрации кандидатов в депутаты
1. Подписные листы на избирательное объединение вместе с
протоколом о выдвижении и заявлениями кандидатов о согласии
баллотироваться по указанному в протоколе округу вносятся в
районную, городскую избирательную комиссию не позднее чем за 30
дней до выборов.
2. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят
протокол (выписку из протокола) о выдвижении, подписные листы и
заявление кандидата о согласии баллотироваться по округу на
регистрацию в районную, городскую избирательную комиссию не
позднее чем за 30 дней до выборов.
3. Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, в своих
заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности в
случае избрания.
4. Районная, городская избирательная комиссия проверяет
представленные на регистрацию документы, в трехдневный срок
регистрирует кандидатов в депутаты и выдает им соответствующие
удостоверения либо отказывает в регистрации. Отказ в регистрации
может быть обжалован в суд.
5. В течение трех дней после регистрации соответствующая
избирательная комиссия публикует данные о кандидате, перечисленные
в части пятой статьи 16 настоящего Закона.
6. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном
избирательном округе. Зарегистрированный в одном избирательном
округе кандидат в депутаты не может представляться к регистрации в
другом округе.
7. Кандидат в депутаты не может состоять в любой избирательной
комиссии. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в
избирательной комиссии, считается освобожденным от обязанностей в
комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.
8. Кандидат в депутаты или избирательное объединение в любое
время до дня выборов могут принять решение о снятии кандидатуры
зарегистрированного кандидата. Если это сделано без вынуждающих к
тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит
на счет кандидата или объединения соответствующую часть понесенных
ею расходов, в том числе на предвыборную агитацию. Информация о
выбытии кандидатов в депутаты подлежит публикации в трехдневный
срок.
Статья 18. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты
1. С момента регистрации до опубликования результатов выборов
кандидату в депутаты по его желанию предоставляется неоплачиваемый
отпуск по месту работы. За этот период ему районной, городской
избирательной комиссией ежемесячно выплачивается денежное
содержание из средств, предназначенных для проведения выборов, в
размере его основного дохода за последние три месяца, но не свыше
семикратного размера минимальной заработной платы.
2. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня
опубликования результатов выборов имеет право на бесплатный проезд
на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах
соответствующего района, города.
3. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной
ответственности или подвергнут мерам административного взыскания,
налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора
соответствующего района, города. Меры пресечения и иные
уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату в
депутаты только по решению соответствующего районного, городского
суда.
4. Кандидат в депутаты до опубликования итогов выборов не
может быть уволен с работы по инициативе работодателя, исключен из
кооператива, учебного заведения или переведен на нижеоплачиваемую
работу без согласия районной, городской избирательной комиссии.
5. Кандидат в депутаты до опубликования итогов выборов не
может быть призван на воинскую службу.
6. Кандидат в депутаты может иметь до трех доверенных лиц для
ведения агитационной и иной деятельности, способствующей избранию
кандидата. Доверенное лицо не может состоять ни в одной
избирательной комиссии. Районная, городская избирательная комиссия
регистрирует доверенных лиц, выдает им удостоверения. Кандидат в
депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе
в любое время до выборов заменять их. На время проведения
предвыборной агитации по просьбе кандидата в депутаты доверенным
лицам предоставляется неоплачиваемый отпуск по месту работы.
Оплата работы доверенных лиц может производиться из средств
избирательных фондов кандидатов в депутаты.
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 19. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Удмуртской Республики, избирательные объединения
вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в
депутаты.
2. Избирательные комиссии обеспечивают равные правовые
возможности для ведения предвыборной агитации.
3. Запрещается распространение материалoв, наносящих ущерб
чести и достоинству кандидатов в депутаты.
4. Участие государственных органов и органов местного
самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов
запрещается. Руководители этих органов не вправе использовать свое
служебное положение для ведения предвыборной агитации.
5. Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления с момента регистрации их кандидатами в депутаты и
до подведения итогов выборов по соответствующему округу не могут
выступать в средствах массовой информации в качестве должностных
лиц.
Статья 20. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации
кандидата в депутаты и прекращается в день выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Ранее
вывешенные печатные агитационные материалы могут сохраняться на
прежних местах.
Статья 21. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным
объединениям в организации встреч кандидатов в депутаты и их
доверенных лиц с избирателями, проведении предвыборных собраний.
Вопрос о выделении помещений для проведения предвыборных
мероприятий рассматривается соответствующими органами в течение
трех дней после подачи заявления.
2. Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их
в пользование на установленное время для встреч кандидатов в
депутаты и доверенных лиц с избирателями.
3. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
4. Проведение агитации в помещениях, где размещаются
избирательные комиссии, избирательные участки, запрещается.
Статья 22. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные органы и органы местного самоуправления,
а также полностью или частично финансируемые за счет
государственных средств или средств органов местного
самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для
предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты.
Статья 23. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения,
участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя, разжигать социальную, расовую,
национальную и религиозную рознь.
4. Избирательные комиссии принимают меры по пресечению
распространения анонимных, подложных агитационных материалов,
противоправной агитационной деятельности. Для оказания содействия
в пресечении противоправных действий избирательные комиссии вправе
обращаться в органы прокуратуры и органы внутренних дел.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Статья 24. Порядок финансирования выборов
1. Финансовые расходы, связанные с подготовкой и проведением
выборов депутатов местных представительных органов, осуществляются
за счет средств республиканского бюджета Удмуртской Республики.
Дополнительные выборы депутатов вместо выбывших проводятся за счет
средств соответствующего местного бюджета.
2. Кандидаты в депутаты, избирательные объединения для
финансирования предвыборной кампании могут использовать
собственные средства и добровольные пожертвования, создавать
избирательные фонды.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления не
вправе участвовать в формировании избирательных фондов, оказывать
в период подготовки и проведения выборов финансовую поддержку
избирательным объединениям или кандидатам в депутаты.
Статья 25. Порядок использования бюджетных средств, выделенных
на организацию и проведение выборов
1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Удмуртской
Республики на организацию и проведение выборов, поступают в
распоряжение районных, городских избирательных комиссий и
распределяются ими между всеми избирательными комиссиями.
2. Участковые избирательные комиссии не позднее 20 дней после
опубликования результатов выборов представляют районной, городской
избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств.
3. Районная, городская избирательная комиссия не позднее 45
дней после опубликования результатов выборов представляет
Верховному Совету Удмуртской Республики отчет о расходовании
бюджетных средств, выделенных на финансирование выборов. Указанные
отчеты подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
4. Неизрасходованные бюджетные средства остаются в
распоряжении районных, городских избирательных комиссий и
используются ими для проведения новых и дополнительных выборов.
Статья 26. Порядок использования средств избирательных фондов
1. Кандидаты в депутаты, избирательные объединения вправе
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
предвыборной агитации. Такие фонды могут формироваться из
следующих средств:
а) бюджетных средств, выделенных соответствующей районной,
городской избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата в депутаты;
в) средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшим его
избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Порядок формирования и учета расходования денежных средств
избирательного фонда устанавливается Верховным Советом Удмуртской
Республики совместно с Министерством финансов Удмуртской
Республики.
3. Кандидаты в депутаты, избирательные объединения, создавшие
избирательный фонд, не позднее 20 дней после опубликования
результатов выборов представляют районной, городской избирательной
комиссии финансовый отчет о размерах и источниках поступлений в
фонд, произведенных затратах.
4. Неизрасходованные средства избирательного фонда после
составления финансового отчета используются организаторами фонда
по собственному усмотрению.
Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 27. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий соответствующим районным,
городским, районным в городе исполнительным органом местного
самоуправления. Помещения, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности, предоставляются безвозмездно. Если
нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, исполнительный орган местного
самоуправления арендует подходящие здания у других собственников.
Оплата за аренду производится избирательными комиссиями за счет
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в
достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования,
определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены
избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким
образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили
через кабины или комнаты для тайного голосования. Вход в кабины
или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от
них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. Порядок в помещении для голосования обеспечивает
председатель участковой избирательной комиссии. В случае
отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель,
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный председателем
комиссии.
Статья 28. Избирательные бюллетени
1. В избирательных бюллетенях для голосования по выборам
депутатов местных представительных органов в алфавитном порядке
указываются фамилии, имена, отчества, даты рождения, места работы,
занимаемые должности (занятия) и постоянные места жительства всех
зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты. Справа против
данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце
списка кандидатов в депутаты помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
2. В каждом избирательном бюллетене указывается порядок его
заполнения.
3. Избирательные бюллетени печатаются на языках, которыми
преимущественно пользуется население соответствующего
избирательного округа.
4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
районных, городских избирательных комиссий не позднее чем за 15
дней до выборов. Участковым избирательным комиссиям бюллетени
передаются не позднее чем за три дня до выборов.
5. Все полученные избирательные бюллетени отмечаются печатью
участковой избирательной комиссии или подписываются двумя ее
членами. Не заверенные участковой избирательной комиссией
бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не
учитываются.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты после
изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по
указанию районной, городской избирательной комиссии вычеркивают в
избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты
или ставят против фамилий соответствующих кандидатов штамп
"выбыл".
Статья 29. Время и порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 7 до 20 часов по
местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все
избиратели, включенные в основной и дополнительный списки, по
разрешению районной, городской избирательной комиссии голосование
может быть прекращено ранее 20 часов.
2. В день выборов перед началом голосования избирательные
ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем
участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и
наблюдателей.
3. Каждый избиратель голосует лично: голосование за других лиц
не допускается. При получении избирательного бюллетеня в списке
указываются серия и номер паспорта или другого удостоверения
личности избирателя, после чего он расписывается. Член участковой
избирательной комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в
списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень.
4. Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить
в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме
члена избирательной комиссии или наблюдателя.
5. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест или иной
знак в квадрате напротив фамилии одного из кандидатов в депутаты,
за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против
всех кандидатов".
6. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или
комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
7. В случае, когда граждане, имеющие право участвовать в
выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения граждан. Для такого голосования
используются специальные переносные избирательные ящики, на
участке их может быть не более двух. Члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству
письменных и устных заявлений. По прибытии к избирателю членов
участковой избирательной комиссии устное заявление должно быть
подтверждено в письменной форме. Фамилии избирателей,
проголосовавших по месту их нахождения, вносятся в отдельный
дополнительный список. Голосование по месту нахождения избирателя
проводится в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
Статья 30. Досрочное голосование
1. Если избиратель в день выборов не будет пребывать в месте
своего постоянного жительства, он может проголосовать досрочно,
начиная с 15 дней до выборов.
2. Избиратель может заполнить бюллетень в помещении районной,
городской избирательной комиссии (начиная с 15 дней до выборов)
или участковой избирательной комиссии (с трех дней до выборов)
таким образом, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Если избиратель голосует в помещении районной, городской
избирательной комиссии, то на выдаваемом ему бюллетене ставится
печать районной, городской избирательной комиссии.
3. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт,
заклеивает и передает члену избирательной комиссии. На месте
склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии, а
поверх печати - подпись члена комиссии, выдавшего бюллетень.
4. Районные, городские избирательные комиссии передают списки
проголосовавших избирателей и конверты с бюллетенями в
соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с
передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная
комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом
избирателей.
5. В день голосования председатель участковой избирательной
комиссии в присутствии других членов комиссии и наблюдателей
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает
извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол участковой
избирательной комиссии.
Статья 31. Подсчет голосов на избирательном участке
1. После истечения времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени,
оглашает их число, которое заносится в протокол, проверяет
целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает
их.
2. Перед началом подсчета голосов выявляются и отделяются
недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени,
не заверенные печатью либо двумя подписями членов участковой или
районной, городской избирательной комиссии, а также такие, из
которых нельзя установить волеизъявление избирателя: крест или
иной знак не проставлен ни в одном квадрате либо проставлен более
чем в одном квадрате.
3. Участковая избирательная комиссия, подсчитав бюллетени,
составляет протоколы о результатах голосования по каждому
избирательному округу. В протоколах указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному округу (участку);
б) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число избирателей, принявших участие в голосовании
(устанавливается путем исключения из общего числа бюллетеней,
обнаруженных в избирательных ящиках, бюллетеней, не заверенных
печатью или подписями членов избирательных комиссий);
д) число недействительных избирательных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
з) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) число избирательных бюллетеней, полученных от районной,
городской избирательной комиссии;
л) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми членами комиссии, при отсутствии отдельных членов комиссии
указывается причина их отсутствия. Член комиссии, не согласный с
протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить
к протоколу особое мнение.
5. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
незамедлительно направляется в районную, городскую избирательную
комиссию, второй вместе с опечатанными избирательными бюллетенями
передается для хранения в соответствующий исполнительный орган
местного самоуправления.
Статья 32. Установление и опубликование итогов выборов
1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий
районная, городская избирательная комиссия в течение семи дней по
их получении определяет и публикует общие итоги выборов с
указанием данных об избранных депутатах.
2. Избранными считаются кандидаты в депутаты, получившие на
выборах наибольшее число действительных голосов избирателей. При
равном числе полученных голосов избранным считается кандидат в
депутаты, зарегистрированный ранее.
3. Районная, городская избирательная комиссия может признать
выборы по отдельным округам недействительными, если установит, что
допущенные при проведении выборов нарушения настоящего Закона не
позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления
избирателей.
4. Выборы депутата по округу считаются несостоявшимися, если
число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число
голосов, меньше числа голосов в графе "Против всех кандидатов" или
в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных
избирателей.
5. В случае, если выборы не состоялись или признаны
недействительными, районная, городская избирательная комиссия
назначает новые выборы, при этом сроки избирательных действий
могут быть сокращены, однако не более чем на одну треть. Районная,
городская избирательная комиссия может распорядиться о
формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в
новом составе.
6. Районная, городская избирательная комиссия не позднее чем
через пять дней после опубликования общих итогов выборов выдает
каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.
Статья 33. Проведение выборов депутатов вместо выбывших
В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного
представительного органа в двухмесячный срок с момента его выбытия
проводятся дополнительные выборы. Выборы назначаются
соответствующей районной, городской избирательной комиссией и
организуются с соблюдением требований настоящего Закона. Если до
окончания срока полномочий депутатов остается менее шести месяцев,
дополнительные выборы не проводятся.
Статья 34. Проведение выборов депутатов во вновь образованных
районах и городах
Выборы депутатов во вновь образованных районах и городах
назначаются Верховным Советом Удмуртской Республики не позднее чем
в двухмесячный срок со дня образования района, города и проводятся
в порядке, установленном настоящим Законом.
Председатель Верховного Совета
Удмуртской Республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
от 27 января 1994 года
N 577-XII
|