УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН УР от 08.06.2000 N 179-II
27 января 1994 года N 581-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов Президента Удмуртской
Республики
Президент Удмуртской Республики избирается гражданами
Удмуртской Республики на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать Президента Удмуртской Республики имеют
граждане Удмуртской Республики, достигшие 18-летнего возраста.
Военнослужащие срочной службы имеют право избирать Президента
Удмуртской Республики, если они в момент призыва на срочную службу
являлись постоянными жителями Удмуртской Республики.
2. В выборах Президента Удмуртской Республики не участвуют
граждане, признанные судом недееспособными, и граждане,
содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную
силу приговору суда.
Статья 3. Право выдвижения кандидатов на должность Президента
Удмуртской Республики
1. Кандидаты на должность Президента Удмуртской Республики
выдвигаются группами избирателей или избирательными объединениями.
2. Избирательными объединениями являются республиканские
партии, политические движения и общественные объединения, уставы
которых зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской
Республики, организации (отделения) общероссийских партий,
политических движений и общественных объединений, внесенные в
реестр общественных объединений Министерства юстиции Удмуртской
Республики, или блоки таких общественных объединений, создаваемые
на период проведения выборов, если участие в выборах в органы
государственной власти и управления предусмотрено их уставами.
3. Партии, политические движения, общественные объединения и
организации (отделения), указанные в части второй настоящей
статьи, не могут входить в состав более чем одного избирательного
объединения. В случае вхождения в состав блока они не могут
выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 4. Проведение выборов избирательными комиссиями
Организацию и проведение выборов Президента Удмуртской
Республики обеспечивают избирательные комиссии, которые
формируются соответствующими представительными и исполнительными
органами государственной власти и местного самоуправления с учетом
предложений групп избирателей и избирательных объединений.
Статья 5. Гласность при подготовке и проведении выборов
1. Подготовка и проведение выборов Президента Удмуртской
Республики осуществляются открыто и гласно.
2. Избирательные комиссии, государственные органы и органы
местного самоуправления, избирательные объединения предоставляют
средствам массовой информации материалы, связанные с организацией
и проведением выборов.
Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах Президента Удмуртской Республики
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным
путем свободному осуществлению гражданином Удмуртской Республики
права на участие в выборах Президента Удмуртской Республики, вести
предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий,
должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, общественных организаций, совершившие подлог
избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов,
нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения
законодательства о выборах, несут установленную законом
ответственность. К ответственности привлекаются также лица,
опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные
сведения о кандидатах на должности Президента и вице - президента.
2. При нарушении кандидатами на должности Президента и
вице - президента законодательства о выборах они предупреждаются
Центральной избирательной комиссией, а при повторном нарушении
Центральная избирательная комиссия может отменить свое решение о
регистрации кандидата на должность Президента.
3. Заявления о нарушениях законодательства о выборах,
поступившие в избирательные комиссии, государственные органы и
органы местного самоуправления, суды в период подготовки к выборам
или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, а
поступившие накануне или в день выборов - немедленно.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 7. Назначение выборов Президента Удмуртской Республики
1. Выборы Президента Удмуртской Республики назначаются
Верховным Советом Удмуртской Республики не позднее чем за три
месяца до истечения срока полномочий Президента Удмуртской
Республики.
2. В случае невозможности исполнения Президентом Удмуртской
Республики его полномочий выборы Президента Удмуртской Республики
проводятся не позднее двух месяцев со дня прекращения его
деятельности.
3. Одновременно с выборами Президента Удмуртской Республики
проводятся выборы вице - президента Удмуртской Республики.
Статья 8. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
Президента Удмуртской Республики образуются избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней
до выборов руководителем исполнительного органа местного
самоуправления района, города, района в городе из расчета не менее
50 избирателей на один участок. Не допускается создание
избирательных участков, пересекающих границы
административно - территориальных единиц Удмуртской Республики.
3. Список избирательных участков по району, городу, району в
городе с указанием места нахождения избирательных комиссий,
помещений для голосования и описанием границ участков публикуется
соответствующим исполнительным органом местного самоуправления в
течение трех дней после принятия решения об образовании
избирательных участков.
Статья 9. Списки избирателей
1. Соответствующий городской, районный в городе, поселковый,
сельский исполнительный орган местного самоуправления в течение
трех дней после образования участковой избирательной комиссии
передает ей сведения об избирателях, проживающих на территории
участка.
2. На основании данных, представленных исполнительным органом
местного самоуправления, участковая избирательная комиссия не
позднее чем за 15 дней до выборов составляет список избирателей.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка
после этого срока и до дня выборов, а также в силу различных
обстоятельств не включенные в основной список избирателей,
включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный
список избирателей на основании документов, подтверждающих их
место жительства. Списки подписываются председателем и секретарем
участковой избирательной комиссии.
3. В список избирателей включается каждый гражданин Удмуртской
Республики, достигший ко дню выборов 18-летнего возраста, имеющий
право участвовать в голосовании и постоянно проживающий на
территории соответствующего избирательного участка.
4. В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения
(для граждан, которым 18 лет исполняется в год выборов, - дата
рождения) и адрес избирателя. Списки составляются в алфавитном или
ином порядке, удобном для организации голосования.
5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей.
6. Любому гражданину предоставляется право обжаловать
невключение в список или исключение из списка, а также допущенные
в списке ошибки в данных об избирателе. Участковая избирательная
комиссия обязана в течение 24 часов, а накануне и в день выборов
немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в
список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об
отклонении его заявления. Действия и решения участковой
избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном
законом порядке.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 10. Избирательные комиссии по выборам Президента
Удмуртской Республики
1. Для организации и проведения выборов Президента Удмуртской
Республики образуются избирательные комиссии:
а) Центральная избирательная комиссия по выборам Президента
Удмуртской Республики (далее - Центральная избирательная
комиссия);
б) участковые избирательные комиссии.
2. Центральная избирательная комиссия формируется в составе
председателя и 10 членов комиссии не позднее чем за 60 дней до
выборов.
3. Председатель и члены Центральной избирательной комиссии
назначаются Верховным Советом Удмуртской Республики из числа
кандидатов, предложенных представительными и исполнительными
органами местного самоуправления районов и городов
республиканского подчинения, избирательными объединениями. По
решению, принятому Верховным Советом Удмуртской Республики,
полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам
Президента Удмуртской Республики могут быть возложены на
Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Верховного
Совета Удмуртской Республики.
4. Не менее трех членов Центральной избирательной комиссии, в
том числе председатель или секретарь, должны иметь высшее
юридическое образование либо ученую степень в области права.
5. Участковые избирательные комиссии формируются в составе
председателя и 6 - 18 членов комиссии не позднее чем за 40 дней до
выборов.
6. Для формирования избирательных комиссий группы избирателей,
избирательные объединения, предприятия, учреждения и организации
всех форм собственности вносят в соответствующие исполнительные
органы кандидатуры своих представителей в состав этих комиссий.
7. Председатель и члены участковых избирательных комиссий
назначаются представительными органами местного самоуправления
районов, городов республиканского подчинения из числа кандидатов,
предложенных исполнительными органами местного самоуправления
районов, городов республиканского подчинения, районов в городе.
8. В день голосования избирательные объединения и кандидаты на
должность Президента могут направить в соответствующую участковую
избирательную комиссию до трех наблюдателей от каждого
избирательного объединения или кандидата, которые вправе
присутствовать до окончания подсчета голосов в комиссии.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены соответствующим
решением избирательного объединения или справкой кандидата.
Предварительного уведомления об этом не требуется. Вмешательство
наблюдателей в работу комиссии не допускается.
Статья 11. Полномочия Центральной избирательной комиссии
1. Центральная избирательная комиссия:
а) осуществляет на всей территории Удмуртской Республики
контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его
единообразное применение;
б) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона,
входит, в случае необходимости, в Верховный Совет Удмуртской
Республики с представлениями о его официальном толковании;
в) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
г) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий,
устанавливает единую нумерацию избирательных участков по
Удмуртской Республике;
д) распределяет бюджетные денежные средства по участковым
избирательным комиссиям, контролирует их целевое использование;
е) следит за обеспечением участковых избирательных комиссий
помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально - технического обеспечения выборов;
ж) устанавливает формы списков избирателей, протоколов о
результатах голосования, других избирательных документов, порядок
их хранения, утверждает образцы избирательных ящиков и печатей
участковых избирательных комиссий;
з) регистрирует выдвинутых кандидатов на должности Президента
и вице - президента, их доверенных лиц и выдает им соответствующие
удостоверения;
и) контролирует соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов на должности
Президента и вице - президента;
к) устанавливает форму и утверждает текст избирательного
бюллетеня по выборами Президента, обеспечивает изготовление
бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
л) устанавливает результаты голосования по выборам Президента
Удмуртской Республики и публикует их в печати;
м) организует проведение повторного голосования, новых выборов
Президента в случаях, если выборы не состоялись или признаны
недействительными;
н) передает Верховному Совету Удмуртской Республики
документацию, необходимую для проверки полномочий избранного
Президента;
о) организует проведение досрочных выборов Президента;
п) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
р) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в архив;
с) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Удмуртской Республики.
2. Центральная избирательная комиссия действует до образования
Центральной избирательной комиссии в новом составе.
Статья 12. Полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковая избирательная комиссия:
а) составляет основной и дополнительный списки избирателей по
участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в
списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих
изменений;
в) оповещает население о месте нахождения участковой
избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов
и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на избирательном участке предварительное
голосование и голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на избирательном участке;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования, принимает по ним решения;
и) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в соответствующий
исполнительный орган местного самоуправления;
к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с
момента передачи ею избирательной документации в Центральную
избирательную комиссию и соответствующий исполнительный орган
местного самоуправления.
Статья 13. Организация работы избирательных комиссий
1. Первые заседания участковых избирательных комиссий
созываются соответствующими городскими, районными в городе,
поселковыми, сельскими исполнительными органами местного
самоуправления в двухдневный срок после принятия решения об
образовании комиссий.
2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии
избираются на первом заседании комиссии.
3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседания являются правомочными, если в них принимают
участие не менее двух третей состава избирательной комиссии.
Протокол заседания избирательной комиссии подписывается
председательствующим на соответствующем заседании и секретарем
комиссии.
4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с
ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной
форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.
Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат
опубликованию.
5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и
органами местного самоуправления, общественными организациями,
предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
6. Решения и действия избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в
установленном законом порядке. При этом предварительное обращение
в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным
условием для обращения в суд. Центральная избирательная комиссия в
пределах своей компетенции обязана рассматривать жалобы на решения
и действия участковых избирательных комиссий и давать ответ по
существу не позднее, чем в трехдневный срок, а накануне и в день
выборов - немедленно.
7. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать
кандидаты на должности Президента и вице - президента Удмуртской
Республики, их доверенные лица, представители избирательных
объединений, средств массовой информации. Порядок их участия в
работе избирательных комиссий определяется Центральной
избирательной комиссией. При разборе жалоб на заседаниях
избирательных комиссий могут присутствовать представители
заинтересованных сторон.
8. Председатель Центральной избирательной комиссии работает в
комиссии на постоянной основе. Иные члены Центральной
избирательной комиссии могут работать постоянно или временно с
отрывом от основной работы.
9. Для обслуживания деятельности Центральной избирательной
комиссии может наниматься постоянный или временный рабочий аппарат
либо эти функции могут быть возложены на аппарат Верховного Совета
Удмуртской Республики.
10. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной
избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет
отдельной строкой.
11. В порядке, определяемом Центральной избирательной
комиссией, председатель и отдельные члены участковых избирательных
комиссий могут работать в комиссии в период подготовки и
проведения выборов с отрывом от основной работы. Оплата их работы
в комиссии производится в пределах бюджетных ассигнований,
выделенных на содержание соответствующих комиссий.
12. Государственные органы и органы местного самоуправления,
общественные организации, предприятия, учреждения, должностные
лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении
ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы
сведения и материалы. На обращения по вопросам, связанным с
подготовкой и проведением выборов, они обязаны давать
избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок.
13. Лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть
в любое время освобождены от своих обязанностей в комиссии по
личному заявлению или по решению органа, образовавшего комиссию.
Утверждение новых членов комиссий вместо выбывших производится в
порядке, установленном настоящим Законом.
Глава IV. КАНДИДАТЫ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 14. Порядок выдвижения кандидатов на должность
Президента Удмуртской Республики
1. Выдвижение кандидатов на должность Президента Удмуртской
Республики начинается после образования Центральной избирательной
комиссии.
2. Группа избирателей численностью не менее 50 граждан
Удмуртской Республики или избирательное объединение может
выдвинуть одного кандидата на должность Президента Удмуртской
Республики, собрав в его поддержку не менее 5000 подписей
избирателей, из которых не более 10 процентов должны приходиться
на один район, город или район в городе.
3. Избирательные объединения могут выдвигать кандидатов, не
состоящих членами входящих в него партий и общественных
объединений.
4. Выдвижение кандидата на должность Президента оформляется
протоколом, к которому прилагаются подписные листы. Формы
протоколов и подписных листов устанавливаются Центральной
избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая
должность (занятие) и постоянное место жительства кандидата.
5. При заполнении подписного листа в него вносится фамилия,
имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя, серия и номер его
удостоверения личности или паспорта, личная подпись избирателя.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием фамилии, имени, отчества и адреса этого лица, серии и
номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за
выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
Статья 15. Порядок регистрации кандидатов на должности
Президента и вице - президента Удмуртской Республики
1. Регистрацию выдвинутых кандидатов на должность Президента и
предложенных ими кандидатов в вице - президенты осуществляет
Центральная избирательная комиссия при наличии следующих
документов:
а) протокола о выдвижении и подписных листов;
б) заявления кандидата на должность Президента о его согласии
на выдвижение;
в) заявления кандидата на должность Президента о кандидатуре
на должность вице - президента;
г) заявления кандидата на должность вице - президента о
согласии баллотироваться вместе с кандидатом на должность
Президента;
д) биографических данных о кандидатах на должности Президента
и вице - президента. Указанные документы вносятся в Центральную
избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до выборов.
2. Центральная избирательная комиссия проверяет
предоставленные на регистрацию документы, в трехдневный срок
регистрирует кандидатов на должности Президента и вице -
президента, выдает им соответствующие удостоверения либо
отказывает в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован
в установленном порядке в суд.
3. В течение трех дней после регистрации кандидатов на
должности Президента и вице - президента Центральная избирательная
комиссия публикует в официальных изданиях сведения о них в объеме,
перечисленном в части четвертой статьи 14 настоящего Закона,
доводит эти сведения до иных средств массовой информации.
4. Кандидаты на должности Президента и вице - президента не
могут состоять в любой избирательной комиссии. Лица, выдвинутые
кандидатами и состоящие в избирательной комиссии, считаются
освобожденными от обязанностей в комиссии с момента регистрации их
кандидатами на должности Президента и вице - президента.
5. Кандидаты на должности Президента и вице - президента в
любое время до дня выборов могут принять решение о снятии своих
кандидатур. Избирательное объединение в любое время до дня выборов
может принять решение о снятии выдвинутой им кандидатуры на
должность Президента. Если это сделано без вынуждающих к тому
обстоятельств (болезнь и пр.), Центральная избирательная комиссия
относит на счет кандидата на должность Президента или
избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею
расходов, в том числе на предвыборную агитацию. Информация о
выбытии кандидатов на должности Президента и вице - президента в
трехдневный срок публикуется в официальных изданиях, сообщается
иным средствам массовой информации. Снятие кандидатуры на
должность Президента означает одновременное снятие выдвинутой им
кандидатуры на должность вице - президента.
6. Если в период после завершения регистрации кандидатов на
должность Президента и до дня выборов останется менее двух
кандидатов на должность Президента, выборы откладываются на два
месяца для дополнительного выдвижения кандидатов на должность
Президента и осуществления последующих избирательных действий,
указанных в настоящем Законе.
Статья 16. Гарантии деятельности кандидатов на должности
Президента и вице - президента Удмуртской Республики
1. С момента регистрации и до опубликования результатов
выборов кандидатам на должности Президента и вице - президента
Удмуртской Республики по их желанию предоставляется неоплачиваемый
отпуск по месту работы. За этот период им Центральной
избирательной комиссией ежемесячно выплачивается денежное
содержание из средств, предназначенных для проведения выборов, в
размере его среднего основного дохода за последние три месяца, но
не свыше семикратного размера минимальной заработной платы.
2. Кандидаты на должности Президента и вице - президента со
дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеют
право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта
(кроме такси) в пределах Удмуртской Республики.
3. Кандидаты на должности Президента и вице - президента не
могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты
мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке,
без согласия Прокурора Удмуртской Республики. Меры пресечения и
иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к
кандидатам только по решению Верховного Суда Удмуртской
Республики.
4. Кандидаты на должности Президента и вице - президента до
опубликования итогов выборов не могут быть по инициативе
работодателя уволены с работы, исключены из кооператива, учебного
заведения или переведены на нижеоплачиваемую работу без согласия
Центральной избирательной комиссии.
5. Кандидат на должность Президента может иметь до 20
доверенных лиц для ведения агитационной и иной деятельности,
способствующей избранию кандидата. Доверенное лицо не может
состоять ни в одной избирательной комиссии. Центральная
избирательная комиссия регистрирует доверенных лиц, выдает им
удостоверения. Кандидат на должность Президента несет
ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время
до выборов заменять их. На время проведения предвыборной агитации
по просьбе кандидата на должность Президента доверенным лицам
предоставляется неоплачиваемый отпуск по месту работы. Оплата
работы доверенных лиц может производиться из средств избирательных
фондов кандидатов на должность Президента.
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 17. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Удмуртской Республики, избирательные объединения
вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов на
должности Президента и вице - президента.
2. Избирательные комиссии обеспечивают равные правовые
возможности для ведения предвыборной агитации.
3. Запрещается распространение материалов, наносящих ущерб
чести и достоинству кандидатов на должности Президента и вице -
президента.
4. Участие государственных органов и органов местного
самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов
запрещается. Руководители этих органов не вправе использовать свое
служебное положение для ведения предвыборной агитации.
5. Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления с момента регистрации их кандидатами на должности
Президента и вице - президента и до подведения итогов выборов не
могут выступать в средствах массовой информации в качестве
должностных лиц.
Статья 18. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации
кандидатов на должности Президента и вице - президента и
прекращается в день выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Ранее
вывешенные печатные агитационные материалы могут сохраняться на
прежних местах.
Статья 19. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам на должности Президента и
вице-президента, избирательным объединениям в организации встреч
кандидатов на должности Президента и вице - президента и их
доверенных лиц с избирателями, проведении предвыборных собраний.
Вопрос о выделении помещений для проведения предвыборных
мероприятий рассматривается соответствующими органами в течение
трех дней после подачи заявления.
2. Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их
в пользование на установленное время для встреч кандидатов на
должности Президента и вице - президента и их доверенных лиц с
избирателями.
3. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
4. Проведение агитации в помещениях, где размещаются
избирательные комиссии, избирательные участки, запрещается.
Статья 20. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1. Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные органы и органы местного самоуправления,
а также полностью или частично финансируемые за счет
государственных средств или средств органов местного
самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для
предвыборных выступлений всех кандидатов на должности Президента и
вице - президента.
2. Порядок выступлений кандидатов на должности Президента и
вице - президента по государственному телевидению и
государственному радио устанавливается Центральной избирательной
комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на
равных основаниях всем кандидатам на должности Президента и вице -
президента.
Статья 21. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты на должности Президента и вице - президента,
избирательные объединения, участвующие в выборах, вправе
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные
материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя, разжигать социальную, расовую,
национальную и религиозную рознь.
4. Избирательные комиссии принимают меры по пресечению
распространения анонимных, подложных агитационных материалов,
противоправной агитационной деятельности. Для оказания содействия
в пресечении противоправных действий избирательные комиссии вправе
обращаться в органы прокуратуры и органы внутренних дел.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРНОЙ КОМПАНИИ
Статья 22. Порядок финансирования выборов
1. Финансовые расходы, связанные с подготовкой и проведением
выборов Президента Удмуртской Республики, осуществляются за счет
средств республиканского бюджета Удмуртской Республики.
2. Кандидаты на должности Президента и вице - президента,
избирательные объединения для финансирования предвыборной кампании
могут использовать собственные средства и добровольные
пожертвования, создавать избирательные фонды кандидатов на
должность Президента.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления не
вправе участвовать в формировании избирательных фондов, оказывать
в период подготовки и проведения выборов финансовую поддержку
избирательным объединениям или кандидатам на должности Президента
и вице - президента.
Статья 23. Порядок использования бюджетных средств, выделенных
на организацию и проведение выборов
1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Удмуртской
Республики на организацию и проведение выборов, поступают в
распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются
ею между всеми избирательными комиссиями.
2. Участковые избирательные комиссии не позднее 20 дней после
опубликования результатов выборов представляют Центральной
избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств.
3. Центральная избирательная комиссия не позднее 60 дней после
опубликования результатов выборов представляет Верховному Совету
Удмуртской Республики отчет о расходовании бюджетных средств,
выделенных на финансирование выборов. Указанный отчет подлежит
опубликованию в средствах массовой информации.
4. Неизрасходованные бюджетные средства остаются в
распоряжении Центральной избирательной комиссии и используются ею
для проведения новых или досрочных выборов Президента Удмуртской
Республики.
Статья 24. Порядок использования средств избирательных фондов
1. Кандидаты на должность Президента, избирательные
объединения вправе создавать собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут
формироваться из следующих средств:
а) бюджетных средств, выделенных Центральной избирательной
комиссией;
б) собственных средств кандидатов на должности Президента и
вице - президента;
в) средств, выделенных кандидату на должность Президента
выдвинувшим его избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Порядок формирования и учета расходования денежных средств
избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной
комиссией совместно с Министерством финансов Удмуртской
Республики.
3. Кандидаты на должность Президента, избирательные
объединения, создавшие избирательный фонд, не позднее 20 дней
после опубликования результатов выборов представляют Центральной
избирательной комиссии финансовый отчет о размерах и источниках
поступлений в фонд, произведенных затратах.
4. Неизрасходованные средства избирательного фонда после
составления финансового отчета используются организаторами фонда
по собственному усмотрению.
Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 25. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий соответствующим районным,
городским, районным в городе исполнительным органом местного
самоуправления. Если нет возможности использовать здания,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
исполнительный орган местного самоуправления арендует подходящие
здания у частных владельцев. Помещения, находящиеся в
государственной и муниципальной собственности, предоставляются для
проведения голосования безвозмездно.
2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в
достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования,
определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены
избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким
образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили
через кабины или комнаты для тайного голосования. Вход в кабины
или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от
них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. Порядок в помещении для голосования обеспечивает
председатель участковой избирательной комиссии. В случае
отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель,
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный председателем
комиссии.
Статья 26. Избирательные бюллетени
1. В избирательном бюллетене для голосования по выборам
Президента Удмуртской Республики в алфавитном порядке указываются
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места работы, занимаемые
должности (занятия) и постоянные места жительства всех
зарегистрированных кандидатов на должности Президента и вице -
президента. Справа против данных о каждом кандидате на должность
Президента помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов
помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа
от нее пустым квадратом.
2. В каждом избирательном бюллетене указывается порядок его
заполнения.
3. Избирательные бюллетени печатаются на языках, которыми
преимущественно пользуется большинство населения соответствующего
избирательного участка.
4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
Центральной избирательной комиссии не позднее чем за 15 дней до
выборов. Участковым избирательным комиссиям бюллетени передаются
не позднее чем за три дня до выборов.
5. Все полученные избирательные бюллетени отмечаются печатью
участковой избирательной комиссии или подписываются двумя ее
членами. Не заверенные участковой избирательной комиссией
бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не
учитываются.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов на должности
Президента и вице - президента после изготовления бюллетеней
участковые избирательные комиссии по указанию Центральной
избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях
данные о выбывших кандидатах на должности Президента и вице -
президента или ставят штамп "выбыл".
Статья 27. Время и порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 7 до 20 часов по
местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все
избиратели, включенные в основной и дополнительный списки,
голосование может быть прекращено по решению участковой комиссии
ранее 20 часов.
2. В день выборов перед началом голосования избирательные
ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем
участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и
наблюдателей.
3. Каждый избиратель голосует лично: голосование за других лиц
не допускается. При получении избирательного бюллетеня в списке
указываются серия и номер паспорта или другого удостоверения
личности избирателя, после чего он расписывается. Член участковой
избирательной комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в
списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень.
4. Заполнение избирательного бюллетеня производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить
в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме
члена избирательной комиссии или наблюдателя.
5. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест или иной
знак в квадрате напротив фамилии одного из кандидатов на должность
Президента, за которого он голосует, либо только в квадрате
напротив строки "Против всех кандидатов".
6. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или
комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
7. В случае, когда граждане, имеющие право участвовать в
выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения граждан. Для такого голосования
используются специальные переносные избирательные ящики, на
участке их может быть не более двух. Члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству
письменных и устных заявлений. При прибытии к избирателю членов
участковой избирательной комиссии устное заявление должно быть
подтверждено в письменной форме. Фамилии избирателей,
проголосовавших по месту нахождения, вносятся в отдельный
дополнительный список. Голосование по месту нахождения избирателя
проводится в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
Статья 28. Досрочное голосование
1. Если избиратель в день выборов не будет пребывать в месте
своего постоянного жительства, он может проголосовать досрочно,
начиная с 15 дней до выборов.
2. Избиратель может заполнить бюллетень в помещении
Центральной избирательной комиссии (начиная с 15 дней до выборов)
или участковой избирательной комиссии (с трех дней до выборов)
таким образом, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Если избиратель голосует в помещении Центральной избирательной
комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставится печать
Центральной избирательной комиссии.
3. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт,
который заклеивает и передает члену избирательной комиссии. На
месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии,
а поверх печати - подпись члена комиссии, выдавшего бюллетень.
4. Центральная избирательная комиссия передает списки
проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в
соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с
передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная
комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом
избирателей.
5. В день голосования председатель участковой избирательной
комиссии в присутствии других членов комиссии и наблюдателей
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает
извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол участковой
избирательной комиссии.
Статья 29. Подсчет голосов на избирательном участке
1. После истечения времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени,
оглашает их число, которое заносится в протокол, проверяет
целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает
их.
2. Перед началом подсчета голосов выявляются и отделяются
недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени,
не заверенные печатью либо двумя подписями членов участковой или
Центральной избирательной комиссии, а также такие, из которых
нельзя установить волеизъявление избирателя: крест или иной знак
не проставлен ни в одном квадрате либо проставлен более чем в
одном квадрате.
3. Участковая избирательная комиссия, подсчитав бюллетени,
составляет протокол о результатах голосования по избирательному
участку. В протоколе указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному участку;
б) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число избирателей, принявших участие в голосовании
(устанавливается путем исключения из общего числа бюллетеней,
обнаруженных в избирательных ящиках, бюллетеней, не заверенных
печатью или подписями членов избирательных комиссий);
д) число недействительных избирательных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов на должность Президента Удмуртской Республики;
з) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) число избирательных бюллетеней, полученных от Центральной
избирательной комиссии;
л) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми членами комиссии; при отсутствии отдельных членов комиссии
указывается причина их отсутствия. Член комиссии, не согласный с
протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить
к протоколу особое мнение.
5. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию,
второй вместе с опечатанными избирательными бюллетенями передается
для хранения в соответствующий исполнительный орган местного
самоуправления.
Статья 30. Установление и опубликование итогов выборов
Президента Удмуртской Республики
1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий
Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней по их
получении определяет и публикует общие итоги выборов с указанием
данных об избранных Президенте и вице - президенте Удмуртской
Республики.
2. Избранным считается кандидат на должность Президента,
получивший на выборах наибольшее число действительных голосов
избирателей, но не менее 50 процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании. Одновременно с Президентом
Удмуртской Республики считается избранным предложенный им кандидат
в вице - президенты Удмуртской Республики.
3. В случае, если в избирательный бюллетень было включено
более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не
был избран, в двухнедельный срок проводится повторное голосование
по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов, с
соблюдением требований настоящего Закона.
4. Центральная избирательная комиссия признает выборы
Президента Удмуртской Республики недействительными, если
установит, что допущенные при проведении выборов нарушения
настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить
результаты волеизъявления избирателей.
5. Выборы Президента Удмуртской Республики признаются
несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 50 процентов
зарегистрированных избирателей либо число голосов, поданных за
кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше числа
голосов в графе "Против всех кандидатов" или при голосовании по
двум кандидатам - - меньше 50 процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.
6. В случае, если выборы Президента не состоялись или признаны
недействительными, Центральная избирательная комиссия в
соответствии с настоящим Законом назначает новые выборы, при этом
сроки избирательных действий могут быть сокращены, однако не более
чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может
распорядиться о сформировании в этих случаях участковых
избирательных комиссий в новом составе.
7. Не позднее 30 дней после избрания Президента Удмуртской
Республики созывается сессия Верховного Совета Удмуртской
Республики, которой представляется доклад Центральной
избирательной комиссии об итогах выборов Президента Удмуртской
Республики.
Председатель Верховного Совета
Удмуртской Республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
27 января 1994 г.
N 581-XII
|