УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН УР от 28.05.1996 N 219-I (ред. 26.12.2000)
27 января 1994 года N 574-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Глава I. ПОНЯТИЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА, СИСТЕМА И
ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 1. Местное (территориальное) самоуправление в
Удмуртской Республике - это организация деятельности граждан для
самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, на основе
Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской
Республики, законов Российской Федерации и Удмуртской Республики,
Устава о местном самоуправлении.
Статья 2. Местное самоуправление осуществляется в пределах
соответствующих территориальных единиц Удмуртской Республики.
Территориальную основу местного самоуправления составляют:
1. сельские населенные пункты или группы сельских населенных
пунктов с закрепленными за ними территориями;
2. поселки (рабочие, дачные, курортные);
3. районы;
4. города (в городах могут быть образованы районы и иные
внутригородские территории административного управления);
5. города районного подчинения.
Статья 3. Система местного самоуправления включает:
1. местное самоуправление города, района -
- представительные органы (городские, районные);
- исполнительные органы (городские, районные администрации);
- управляющих территориями административного управления;
2. органы территориального общественного самоуправления
(поселковые, сельские, уличные, домовые комитеты и т. п.);
3. местные референдумы, собрания (сходы), конференции граждан,
другие формы непосредственного волеизъявления населения.
В городах и районах может избираться глава местного
самоуправления, возглавляющий представительный орган и руководящий
деятельностью местной администрации.
Статья 4. В пределах, установленных настоящим Законом,
представительные органы принимают Устав о местном самоуправлении
на подведомственной территории, которым определяются структура
самоуправления города, района, порядок формирования, полномочия и
название органов самоуправления, разграничение их компетенции,
организация территориального общественного самоуправления.
Принятый Устав о местном самоуправлении, изменения и
дополнения к нему подлежат регистрации в Верховном Совете
Удмуртской Республики в установленном порядке.
Статья 5. Представительные органы, местная администрация
являются юридическими лицами.
Глава II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 6. Представительный орган избирается гражданами,
проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
сроком на 4 года в составе от 10 до 30 депутатов в соответствии с
законодательством Удмуртской Республики о выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления.
Статья 7. Основной формой работы представительного органа
является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к ведению
этого органа. Сессия правомочна, если на ней присутствует не менее
двух третей от числа избранных депутатов.
Статья 8. Первая сессия вновь избранного представительного
органа созывается председателем представительного органа
предыдущего созыва (главой местного самоуправления) не позднее 30
дней после выборов и при условии избрания 2/3 состава
представительного органа.
Председательствует на первой сессии представительного органа
старейший из числа избранных депутатов до избрания председателя
представительного органа (кроме случая, предусмотренного статьей
13 настоящего Закона).
Статья 9. По вопросам, рассматриваемым представительным
органом, принимаются решения. Решение считается принятым, если за
него проголосовало более половины от числа присутствующих на
сессии депутатов. Решение подписывается председателем
представительного органа (главой местного самоуправления).
Статья 10. Порядок деятельности представительного органа и
местной администрации определяется их регламентами, которые
утверждаются в соответствии с Уставом о местном самоуправлении.
Статья 11. Председатель представительного органа избирается на
сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий
представительного органа и исполняет свои обязанности до избрания
председателя представительного органа нового созыва (кроме случая,
предусмотренного статьей 13 настоящего Закона).
Председатель подотчетен представительному органу и может быть
в любое время отозван путем голосования на сессии.
Порядок избрания председателя представительного органа или
освобождения его от должности и перечень его полномочий
определяются Уставом о местном самоуправлении.
Статья 12. Глава местной администрации избирается гражданами,
проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
сроком на 4 года в соответствии с законом.
Глава местной администрации непосредственно руководит
городской, районной администрацией и в своей деятельности
подотчетен соответствующему представительному органу.
Органы и структурные подразделения городской, районной
администрации формируются главой местной администрации в
соответствии с Уставом о местном самоуправлении и подчиняются
главе местной администрации.
Статья 13. В случае внесения в Устав о местном самоуправлении
должности главы местного самоуправления, он избирается гражданами,
проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
сроком на 4 года в соответствии с законом.
Глава местного самоуправления является депутатом и
председателем соответствующего представительного органа и
подотчетен ему.
Глава местного самоуправления имеет полномочия главы местной
администрации в полном объеме.
Статья 14. Управление в селах, поселках, городах районного
подчинения и иных территориях административного управления
осуществляется управляющим, название должности которого, перечень
полномочий и порядок его утверждения в должности определяются
Уставом о местном самоуправлении.
Статья 15. Глава местной администрации в пределах своей
компетенции издает постановления и распоряжения. Постановления
принимаются по вопросам компетенции местной администрации.
Распоряжения принимаются по вопросам внутриорганизационной
деятельности органов и структурных подразделений местной
администрации.
Руководители органов и структурных подразделений местной
администрации издают приказы.
Акты местной администрации, принятые в пределах ее
компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не
определено самим актом или действующим законодательством.
Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(СОБСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСЫ)
Статья 16. Экономическую базу местного самоуправления
составляют природные ресурсы (земля, ее недра, лесные, животные и
рыбные ресурсы), муниципальная (собственность местного
самоуправления) и иная собственность, служащая источником
получения доходов местного самоуправления и удовлетворению
потребностей населения соответствующей территории.
Статья 17. Муниципальная собственность является достоянием
населения соответствующей территории. В муниципальной
собственности района, города и входящих в них административно -
территориальных единиц находятся имущество органов местного
самоуправления, средства местного бюджета, местных внебюджетных и
валютных фондов, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения,
объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты,
непосредственно осуществляющие коммунальное и иное обслуживание
населения и находящиеся на соответствующей территории, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В муниципальной собственности находятся земельные участки,
природные объекты, учреждения народного образования, культуры,
здравоохранения, не обремененные правами собственности иных
юридических лиц и граждан, а также имущество, необходимое для
удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных
потребностей населения соответствующей территории.
В муниципальной собственности могут находиться ценные бумаги и
другие финансовые активы.
Статья 18. Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят
из бюджетных и внебюджетных средств, получаемых кредитных
ресурсов, валютных и заемных средств, формируемых в соответствии с
действующим законодательством.
Представительные органы утверждают бюджеты и направления
использования внебюджетных и валютных средств соответствующих
территорий в интересах населения. Разработка проекта и исполнение
местного бюджета осуществляются местной администрацией, а в
пределах расходов, предусмотренных на содержание представительных
органов - самостоятельно представительными органами.
В случаях, когда доходы местных бюджетов уменьшаются или их
расходы увеличиваются в результате принятия решений органами
государственной власти и управления, а также вышестоящими органами
местной власти и управления, недостающие бюджетные средства
компенсируются за счет республиканского бюджета, соответствующих
вышестоящих местных бюджетов.
Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе
исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над
расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или
экономии в расходах, остаются в распоряжении местного
самоуправления и используются по их усмотрению.
Статья 19. В доходы бюджетов районов, городов полностью
зачисляются местные налоги и сборы, доходы от других налогов по
установленным нормативам, а также иные финансовые источники в
соответствии с действующим законодательством.
Долговременные, стабильные нормативы отчислений от
регулируемых налогов в бюджеты районов, городов утверждаются
Верховным Советом Удмуртской Республики, исходя из научно
обоснованных норм средней величины бюджетной обеспеченности на
одного жителя, а также из сложившихся уровней развития социальной
инфраструктуры и перспектив развития соответствующих
административно - территориальных единиц.
В случае ликвидации административно - территориальных
образований все предусмотренные настоящим законом источники
доходов передаются вышестоящим бюджетам.
Платежи предприятий вносятся в местный бюджет по месту
нахождения этих предприятий, их филиалов, а также других
структурных единиц и подразделений.
Распределение платежей предприятий, имеющих филиалы на
нескольких территориях, производится между бюджетами этих
территорий пропорционально доле работников соответствующего
филиала в общей численности работников предприятия.
Статья 20. Расходы местных бюджетов районов, городов
осуществляются за счет их доходов и заемных средств, а также
дотаций и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящих уровней.
Финансовые ресурсы местного самоуправления могут быть на
договорной основе объединены со средствами предприятий,
учреждений, организаций и граждан для финансирования
строительства, ремонта и содержания объектов социальной и
производственной инфраструктуры.
Статья 21. Местное самоуправление образует внебюджетные фонды
в соответствии с действующим законодательством. Средства
внебюджетных фондов находятся на специальных счетах и расходуются
местной администрацией в порядке, утвержденном представительным
органом.
Статья 22. Местное самоуправление вправе формировать валютные
фонды за счет:
1. отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в
муниципальной собственности, а также других предприятий,
организаций и учреждений, находящихся на подведомственной
территории;
2. доходов от собственной внешнеэкономической деятельности;
3. добровольных взносов и пожертвований юридических лиц и
граждан;
4. поступлений от реализации товаров, работ, услуг иностранным
юридическим лицам и гражданам;
5. отчислений в экологический внебюджетный фонд от штрафов и
платежей за нанесение ущерба окружающей среде совместными и
иностранными предприятиями;
6. других не запрещенных законом источников.
Нормативы отчислений в валютные фонды устанавливаются
соответствующим законодательством. Средства валютных фондов
находятся на специальных счетах, которые открываются в банковских
учреждениях на территории Удмуртской Республики и используются
местным самоуправлением самостоятельно.
Статья 23. Финансовые ресурсы органов территориального
общественного самоуправления образуются за счет средств,
переданных органами местного самоуправления, доходов от
деятельности созданных ими предприятий, добровольных взносов и
пожертвований других предприятий, организаций, учреждений и
населения, а также проводимых этими органами мероприятий, других
поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления
самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые
ресурсы в соответствии с целями своей деятельности, в том числе на
содержание создаваемых ими органов; вправе открывать в учреждениях
банков счета для денежных операций.
Глава IV. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА, РАЙОНА
Статья 24. Местное самоуправление в области планирования,
бюджета, финансов, учета и ценообразования:
1. разрабатывает и утверждает проекты планов и программ
социально - экономического развития подведомственной территории,
бюджета, организует их исполнение;
2. получает от предприятий, организаций, колхозов,
кооперативов, расположенных на подведомственной территории,
необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые
могут иметь экологические и иные последствия, затрагивающие
интересы населения территории, осуществляет обязательное для таких
планов и мероприятий согласование;
3. вносит предложения по проектам планов социально -
экономического развития и программ вышестоящего территориального
уровня, а также по проектам планов предприятий, организаций,
расположенных на подведомственной территории, по вопросам,
связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим
и социальным развитием территории;
4. расходует в соответствии с планами социально -
экономического развития доходы местных бюджетов, дополнительно
полученных в ходе исполнения бюджета, а также экономии в расходах;
5. образует внебюджетные фонды, привлекает доходы в эти фонды
и расходует их в соответствии с планами социально - экономического
развития;
6. утверждает фонды для кредитования целевых программ и
мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды
социальной защиты и дотационные фонды;
7. принимает решения о выделении дотаций и субвенций бюджетам
вышестоящих административно - территориальных образований, а также
ссуд и займов из средств районного и городского бюджета;
8. устанавливает в соответствии с законодательством местные
налоги, сборы и пошлины, определяет в соответствии с
законодательством льготы и преимущества, в том числе в сфере
налогов, в целях стимулирования предпринимательской деятельности;
9. обеспечивает составление балансов: финансового, денежных
доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других,
необходимых для управления экономическим и социальным развитием
подведомственной территории;
10. рассматривает планы размещения, развития и специализации
предприятий и организаций различных форм собственности, дает по
ним заключения и в необходимых случаях вносит свои предложения в
соответствующие органы управления;
11. осуществляет в соответствии с законодательством контроль
за состоянием учета и отчетности расположенных на подведомственной
территории предприятий и организаций, оказывает содействие органам
государственной статистики, предоставляет им и получает от них
необходимые статистические данные.
12. обеспечивает в соответствии с законодательством проведение
единой политики ценообразования на подведомственной территории,
организует и осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов,
наценок и скидок;
13. разрабатывает и утверждает цены и тарифы на услуги,
предоставляемые предприятиями и организациями, находящимися в
муниципальной собственности;
14. устанавливает дополнительные компенсации населению за счет
средств местного бюджета расходов, связанных с приобретением
некоторых видов товаров, а также оказанием услуг;
15. устанавливает, исходя из имеющихся средств, нормы расходов
на содержание жилищно - коммунального хозяйства, учреждений
здравоохранения, народного образования, социального обеспечения,
культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы;
16. направляет доходы от налога с владельцев транспортных
средств целевым назначением на развитие транспортных коммуникаций;
17. устанавливает дополнительные льготы и пособия для
отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
18. образует резервные, целевые и стабилизационные фонды,
которые используются на приоритетные социальные программы,
средства этих фондов могут быть переданы любому банку в качестве
ресурсов кредитования этих программ;
19. устанавливает размер расходов на содержание образуемых ими
органов;
20. пользуется на договорных началах кредитами на
производственные и социальные цели;
21. принимает участие имеющимися в их распоряжении финансовыми
ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений
на акционерной основе;
22. выдает процентные и беспроцентные ссуды другим органам
местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям
в соответствии с действующим законодательством;
23. выпускает местные займы для развития социальной и
производственной инфраструктуры;
24. составляет территориальные сводные финансовые балансы и
балансы денежных доходов и расходов населения. Предприятия,
учреждения и организации, расположенные на соответствующей
территории, обязаны представлять местной администрации сведения,
необходимые для составления этих балансов.
Статья 25. Местное самоуправление в области управления
муниципальной собственностью и взаимоотношений с предприятиями,
учреждениями, организациями на подведомственной территории:
1. управляет муниципальной собственностью подведомственной
территории, решает вопросы создания, приобретения, использования,
аренды объектов муниципальной собственности;
2. назначает и освобождает руководителей муниципальных
предприятий;
3. содействует созданию на подведомственной территории
предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием
населения, созданию крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в
муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в
экономическом и социальном развитии подведомственной территории,
на производство товаров народного потребления и иной продукции,
оказание услуг;
5. вправе производить по взаимному соглашению с предприятиями
замену до 25 процентов налога с прибыли (дохода), поступающего в
местный бюджет, натуральным покрытием продукцией или услугами
предприятия по государственным ценам и сверх того до 25 процентов
- по договорным ценам;
6. создает за счет имеющихся средств предприятия смешанной
формы собственности, регистрирует их уставы, участвует на долевых
началах в создании и эксплуатации совместных предприятий;
7. регистрирует в соответствии с законодательством
образованные на подведомственной территории предприятия;
8. размещает предприятия, учреждения и организации на
подведомственной территории;
9. осуществляет материально - техническое обеспечение
мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и
социального развития подведомственной территории, получает от
органов материально - технического снабжения республики
централизованно распределяемые материальные ресурсы;
10. создает муниципальные предприятия, коммерческие
территориальные и межтерриториальные организации торговли,
снабжения и сбыта; заключает хозяйственные договоры с
предприятиями, учреждениями, организациями любых форм
собственности, в том числе с зарубежными партнерами, для
привлечения их продукции, товаров и услуг на местный рынок;
11. вправе выдавать (с передачей соответствующих материальных
ресурсов) предприятиям и организациям местный заказ в размере до 5
процентов объема производимой продукции (товаров) и оказываемых
услуг;
12. приостанавливает строительство или эксплуатацию объектов в
случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на
подведомственной территории; ограничивает или запрещает
использование питьевой воды в промышленных целях;
13. согласовывает лицензирование и квотирование поставляемой
на экспорт и вывозимой за пределы Удмуртской Республики продукции
(товаров) предприятий и организаций, расположенных в городе,
районе, в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Удмуртской Республики.
14. устанавливает при отчуждении муниципальных предприятий
ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих
предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими
продукции и оказываемых услуг;
15. получает полную компенсацию за причиненный ущерб в случае
отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной
собственности;
16. передает право распоряжения отдельными объектами
муниципальной собственности другим органам местного
самоуправления;
17. обладает преимущественным по отношению к государственным
органам правом на приобретение в установленном законом порядке
находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов,
которые могут использоваться для местных нужд;
18. осуществляет приватизацию муниципальной собственности в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Местное самоуправление в области
природопользования:
1. определяет в соответствии с земельным законодательством
порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также
распоряжения земельными участками на подведомственной территории;
2. предоставляет в установленном порядке в пожизненное
наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное
пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает
земельные участки за исключением случаев, предусмотренных
законодательством;
3. регистрирует права собственности на землю, права
землевладения, землепользования, договоры на временное пользование
земельными участками и договоры их аренды;
4. организует ведение земельного кадастра;
5. планирует использование земель;
6. взимает плату за землю;
7. осуществляет контроль за использованием и охраной земель;
8. защищает права собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов;
9. разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
10. определяет в соответствии с законодательством правила
пользования природными ресурсами;
11. контролирует на подведомственной территории соблюдение
природоохранного законодательства, соблюдение правил охоты, рыбной
ловли, сбора дикорастущих растений, ягод и др.;
12. информирует население об экономической обстановке,
принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению
безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о
действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих
угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о
природопользовании;
13. принимает в соответствии с законодательством решения о
наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде;
14. устанавливает в соответствии с законодательством порядок и
условия разработки находящихся в его ведении месторождений
полезных ископаемых и плату за их использование;
15. объявляет природные и иные объекты местного значения,
представляющие собой экологическую, историческую или научную
ценность, памятниками природы, истории и культуры, определяет
правила их охраны и использования;
16. организует проведение работ по землеустройству, дает
заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на
подведомственной территории;
17. определяет условия охраны вод, лесов и недр, проведения
изыскательских работ на подведомственной территории;
18. осуществляет в соответствии с законодательством управление
и контроль в области использования атмосферного воздуха,
растительного и животного мира, других природных ресурсов на
подведомственной территории;
19. предоставляет в пользование в установленном порядке водные
ресурсы местного значения, разрешает в пределах своей компетенции
споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию
сооружений водоснабжения, мелиоративных сооружений;
20. предоставляет в установленном порядке горные отводы для
разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в
ведении района, города, разрешает в пределах своей компетенции
споры по вопросам пользования недрами;
21. устанавливает порядок и организует проведение на
подведомственной территории гигиенических и санитарно -
эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение
санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
22. организует проведение экологической экспертизы проектов и
строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных
организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не
обеспечивающих функционирование очистных сооружений;
23. утверждает правила благоустройства и рационального
использования земли, правила пользования водозаборными
сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения,
а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с
требованиями санитарных норм;
24. организует разработку и осуществление планов земельно -
хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;
25. контролирует выполнение землепользователями обязательств
по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, реконструкции
нарушенных земель, посадке полезащитных лесополос;
26. согласовывает изъятие и предоставление земель,
осуществляемые вышестоящими органами;
27. согласовывает с соответствующими органами государственного
управления Удмуртской Республики принципы определения ставок и
размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование
лесным фондом;
28. устанавливает ставки и размеры лесных податей, размеры
арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным
категориям лесопользователей, а также определяет формы внесения
лесных податей и арендной платы;
29. принимает совместно с владельцами лесного фонда решения о
передаче в краткосрочное и долгосрочное пользование (аренду)
участков лесного фонда;
30. определяет формы выбора лесопользователя (прямые
переговоры, лесные торги, конкурсы);
31. ограничивает, приостанавливает или прекращает права на
пользование лесным фондом в установленном порядке;
32. ведет учет лесного фонда;
33. распределяет утвержденный лимит лесосечного фонда по
лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных
органов управления лесным хозяйством;
34. организует выполнение мероприятий по охране лесов от
пожаров и защите их от вредителей и болезней;
35. осуществляет совместно со специально уполномоченными
органами охраны окружающей природной среды контроль в сфере
использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
36. организует и проводит с участием местных подразделений
государственного органа управления лесным хозяйством Российской
Федерации лесные торги и конкурсы по предоставлению лесного фонда
в пользование.
Статья 27. Местное самоуправление в области строительства,
транспорта и связи:
1. организует разработку и осуществление генеральных планов,
проектов планирования и застройки населенных пунктов;
2. утверждает проекты и титульные списки строек,
осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их
соблюдение;
3. выступает заказчиком, организует строительство и ремонт
муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства,
социальной и производственной инфраструктуры, дорог за счет
собственных средств или на основе долевого участия;
4. привлекает предприятия, организации (колхозы, совхозы),
расположенные на подведомственной территории, к строительству
инженерных сооружений и сетей, дорог и других объектов общего
пользования в пределах нормативов, утвержденных соответствующим
представительным органом;
5. осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и
организаций, действующих на подведомственной территории,
привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию
населения предприятия и организации, действующие на
подведомственной территории;
6. осуществляет контроль за работой предприятий связи,
развитием радио- и телевещания;
7. выдает разрешение на строительство на подведомственной
территории всех объектов производственного и непроизводственного
назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с
нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
8. назначает государственные приемочные комиссии, утверждает
акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов
жилищно - гражданского назначения, а также принимает участие в
приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных
на подведомственной территории;
9. привлекает на договорной основе предприятия, другие
организации к участию в развитии мощностей строительной индустрии
и промышленности строительных материалов для производства работ на
подведомственной территории;
10. руководит транспортными предприятиями и организациями,
находящимися в муниципальной собственности, утверждает маршруты и
графики движения местного транспорта, обеспечивает учет
автомобилей и других видов механических транспортных средств в
районе, городе; контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах,
пристанях и в аэропортах;
11. организует подготовку проектов инженерных сооружений и
благоустройства города; осуществляет контроль за соблюдением
утвержденных проектов строительства объектов жилищно -
коммунального хозяйства и производственного назначения, организует
экспертизу проектов.
Статья 28. Местное самоуправление в области жилищно -
коммунального хозяйства и сферы обслуживания населения:
1. организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда,
объектов энергетического, коммунального и дорожного хозяйства,
предприятий торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения, входящих в состав муниципальной
собственности;
2. распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный
фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального
жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, аренды
зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а
также выдает ордера на заселение жилой площади;
3. ведет учет и распределяет нежилые, встроенно - пристроенные
и отдельно стоящие помещения, находящиеся в муниципальной
собственности; определяет функциональное назначение вновь
строящихся встроенно - пристроенных и отдельно стоящих объектов,
предназначенных для обслуживания населения, расположенных в
помещениях предприятий, организаций, учреждений независимо от их
ведомственной подчиненности;
4. разрабатывает правила благоустройства, рационального
использования земель населенных пунктов, организует
благоустроительные работы, привлекает на нормативной и договорной
основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также
население; контролирует благоустройство производственных
территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и
водоемов, создает места отдыха граждан;
5. координирует организацию работы предприятий торговли и
общественного питания, бытового обслуживания, коммунального
хозяйства, рынка, устанавливает правила торговли, контролирует
санитарное состояние мест торговли, решает вопросы размещения на
подведомственной территории предприятий торговли, бытового
обслуживания и других социальных объектов в соответствии с
действующим законодательством; выдает лицензии на осуществление
торговой деятельности и бытового обслуживания населения;
координирует работу предприятий, организаций и учреждений по
участию в закупке и хранении, переработке и продаже
сельскохозяйственной продукции;
6. организует работу похоронно ритуальных служб, обеспечивает
содержание в надлежащем состоянии кладбищ и иных мест погребения;
7. осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного
фонда, всех объектов коммунального хозяйства, торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения, за
бесперебойным коммунальным обслуживанием населения, устойчивой
работой объектов водо- газо- тепло- энергоснабжения, принимает
меры по обеспечению населения топливом;
8. дает заключения по планам строительства в городе
предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в
муниципальной собственности, электрических, водопроводных,
канализационных, тепловых и газовых сетей, сооружений и других
коммуникаций;
9. устанавливает удобный для населения режим работы
предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного
питания, бытового обслуживания населения в соответствии с
действующим законодательством;
10. присваивает наименования улицам и другим частям населенных
пунктов, устанавливает нумерацию домов;
11. устанавливает в соответствии с законодательством порядок
передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций,
сдачи жилья в аренду.
Статья 29. Местное самоуправление в области социально -
культурного обслуживания населения:
1. осуществляет управление всеми находящимися в ведении
района, города учреждениями народного образования, культуры,
здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно -
спортивными учреждениями, обеспечивает их материально -
техническое снабжение, назначает и освобождает от должности
руководителей соответствующих учреждений;
2. планирует развитие на подведомственной территории сети
учреждений народного образования, организует оказание школам
методической помощи, создает районный, городской фонд всеобуча за
счет собственных и привлеченных средств; содействует организации
трудового обучения и профориентации школьников;
3. организует на подведомственной территории работу культурно
- просветительных учреждений с учетом национально - культурных
традиций населения;
4. осуществляет охрану и организует использование переданных в
ведение района, города памятников природы, культуры, истории;
5. создает объекты социально - культурного, физкультурно -
спортивного назначения, контролирует кино и видеообслуживание
населения;
6. разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и
профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания
человека и условий его жизнедеятельности;
7. организует проведение общественных общегородских,
общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения,
культуры и спорта.
Статья 30. Местное самоуправление в области социальной защиты
населения:
1. организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет
средств местного бюджета; распоряжается средствами фонда
социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению;
назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а
также доплаты к пенсиям;
2. принимает меры по трудоустройству, улучшению жилищных,
материально - бытовых условий семей, потерявших кормильца,
инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а
также устройству граждан в учреждения социального обеспечения;
3. предоставляет в пределах своих полномочий установленные
льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства,
улучшением условий жизни многодетных семей; принимает меры к
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские
дома, школы - интернаты, интернаты при школах и на воспитание в
семьи граждан;
4. содействует созданию необходимых жилищных условий для
демобилизованных и уволенных в запас военнослужащих и их семей;
5. содействует созданию необходимых условий для адаптации лиц,
утративших социально - полезные связи с семьей, родными,
обществом, решает вопросы их бытового и трудового устройства;
6. назначает и выплачивает в соответствии с законодательством
пенсии и пособия, а также доплаты к ним;
7. разрабатывает и реализует программы повышения уровня
занятости населения;
8. решает вопросы опеки и попечительства;
9. решает вопросы усыновления (удочерения);
10. определяет за счет собственных средств дополнительные
льготы и преимущества для граждан, проживающих на подведомственной
территории.
Статья 31. Местное самоуправление в области обеспечения
законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан и
реализации иных прав местного самоуправления:
1. обеспечивает на подведомственной территории соблюдение
законов, актов вышестоящих органов государственной власти и
управления, охрану прав и свобод граждан; осуществляет контроль за
соблюдением решений органов местной власти и управления
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
2. предъявляет в суд или арбитражный суд требования о
признании недействительными актов органов государственного
управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права
и законные интересы граждан, проживающих на подведомственной
территории, а также права представительного органа и местной
администрации;
3. осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических
катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений
общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со
спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав,
сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка,
обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций;
организует проведение противопожарных мероприятий;
4. налагает в пределах своей компетенции административные
взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими
административные правонарушения;
5. принимает предусмотренные законодательством меры, связанные
с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,
организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных
мероприятий;
6. регистрирует в соответствии с законодательством
общественные объединения населения, органы территориального
общественного самоуправления, действующие на подведомственной
территории;
7. организует прием должностными лицами населения, а также
рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по
ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
8. руководит местными органами внутренних дел; создает за счет
собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения
милиции общественной безопасности (местной милиции); наблюдает за
работой исправительно - трудовых учреждений, расположенных на
подведомственной территории;
9. руководит районными, городскими органами записи актов
гражданского состояния, районным, городским государственным
архивом;
10. руководит в соответствии с законодательством
государственным нотариатом;
11. содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их
работе;
12. обеспечивает выполнение законодательства о всеобщей
воинской обязанности;
13. руководит гражданской обороной в районе, городе;
14. рассматривает ходатайства и вносит представления в
соответствующие органы о награждении государственными наградами и
присвоением почетных званий;
15. учреждает собственные средства массовой информации;
16. утверждает в должности участковых инспекторов милиции,
контролирует их работу, оказывает содействие органам милиции, ГАИ,
пожарной охраны в осуществлении их функций;
17. производит в соответствии с законодательством регистрацию
актов гражданского состояния;
18. выдает гражданам в пределах своих функций справки и другие
документы, предусмотренные законодательством;
19. совершает в соответствии с законодательством нотариальные
действия;
20. принимает в соответствии с законодательством решения,
устанавливающие административную ответственность;
21. решает в соответствии с законодательством вопросы
административно - территориального устройства города, района;
вносит представления в вышестоящие органы государственной власти и
управления об установлении и изменении границ города, района,
границ и правового режима пригородной зоны;
22. принимает решения о передаче отдельных полномочий, а также
объектов муниципальной собственности и финансовых ресурсов другим
органам местного самоуправления и образованным на территории
города, района органам территориального общественного
самоуправления.
Глава V. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ
РАЗНОГЛАСИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 32. При осуществлении своей компетенции местное
самоуправление определяет полномочия представительного органа и
местной администрации, конкретный перечень которых излагается в
Уставе о местном самоуправлении.
Статья 33. В компетенцию представительного органа включаются
следующие полномочия:
1. принятие местных нормативных актов;
2. утверждение бюджета территории и отчета администрации о его
исполнении;
3. утверждение порядка образования внебюджетных и валютных
фондов, определение направлений их расходования;
4. утверждение общетерриториальных планов и программ, отчетов
об их выполнении;
5. контроль за деятельностью местной администрации;
6. определение порядка выпуска местных займов, выделение
дотаций, субвенций и ссуд;
7. установление порядка предоставления дополнительных льгот и
пособий для отдельных категорий населения;
8. утверждение порядка образования резервных, целевых и
стабилизационных фондов и установление порядка их использования;
9. установление в соответствии с законодательством местных
налогов, сборов и пошлин, определение порядка предоставления
налоговых льгот;
10. определение порядка предоставления кредитов и направления
средств на создание финансово - кредитных учреждений и иных
предприятий;
11. установление порядка сдачи в аренду муниципальной
собственности;
12. определение в соответствии с законодательством порядка
владения, пользования и распоряжения земельными участками;
13. установление порядка пользования природными ресурсами и
разработки месторождений полезных ископаемых;
14. определение порядка охраны вод, лесов, недр, проведения
изыскательских работ на подведомственной территории;
15. утверждение правил благоустройства, рационального
использования земли и водных ресурсов;
16. утверждение планов земельно - хозяйственного устройства;
17. установление ставок и размеров лесных податей, размеров
арендной платы и предоставления льгот по платежам отдельным
категориям лесопользователей, а также определение форм внесения
лесных податей и арендной платы;
18. утверждение порядка лесопользования;
19. утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов
по предоставлению лесного фонда в пользование;
20. утверждение генеральных планов и правил застройки
населенных пунктов;
21. утверждение в соответствии с законодательством порядка
передачи и продажи жилья в собственность граждан и юридических
лиц, сдачи жилья в аренду;
22. установление в соответствии с законодательством
административной ответственности;
23. утверждение правил о проведении собраний граждан,
митингов, уличных шествий, демонстраций, спортивных, зрелищных и
других массовых мероприятий;
24. принятие решения о создании дополнительных подразделений
милиции общественной безопасности, утверждение расходов на их
содержание;
25. рассмотрение ходатайств и внесение в соответствующие
органы представлений о награждении государственными наградами и
присвоении почетных званий;
26. учреждение собственных средств массовой информации;
27. принятие решений в соответствии с законодательством об
административно - территориальном устройстве города, района и
правовом режиме пригородной зоны;
28. принятие решений о перераспределении отдельных полномочий
между органами местного самоуправления, кроме указанных в пунктах
1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 настоящей статьи, а также о передаче объектов
муниципальной собственности и финансовых ресурсов другим органам
местного самоуправления.
Статья 34. Разногласия (споры) между органами самоуправления
различных территорий рассматриваются в следующем порядке:
1) споры по вопросам административно - территориального
устройства рассматриваются Верховным Советом Удмуртской Республики
в установленном им порядке;
2) иные споры рассматриваются в судебном порядке.
Статья 35. Постановления главы местной администрации,
противоречащие законодательству, решениям представительного органа
или принятые за пределами его компетенции, могут быть в течение 10
дней после принятия приостановлены решением представительного
органа на срок до одного месяца. Если в течение этого срока
постановление не будет отменено или изменено, оно обжалуется в
судебном порядке.
Решения представительного органа, противоречащие
законодательству или принятые за пределами его компетенции, могут
быть обжалованы в суд главой местной администрации.
Постановления Верховного Совета и Совета Министров Удмуртской
Республики, противоречащие законодательству или принятые за
пределами их компетенции и ущемляющие права местного
самоуправления, могут быть обжалованы органами местного
самоуправления в судебном порядке.
Глава местной администрации вправе отменять приказы
руководителей органов и структурных подразделений местной
администрации, акты управляющих нижестоящими административно -
территориальными образованиями.
Акты главы местной администрации в обязательном порядке
направляются в соответствующий местный представительный орган не
позднее, чем в десятидневный срок с момента их принятия.
Статья 36. Глава местной администрации вправе опротестовать
решение соответствующего местного представительного органа,
адресованное местной администрации, если это решение, по его
мнению, противоречит законодательству или другим решениям данного
представительного органа, либо недостаточно обеспечено
финансовыми, материально - техническими и организационными
средствами.
Протест с необходимым обоснованием вносится в письменном виде
в соответствующий представительный орган не позднее пяти дней со
дня получения решения представительного органа главой местной
администрации.
Действие опротестованного решения приостанавливается с момента
вручения протеста председателю представительного органа главой
местной администрации.
Представительный орган отклоняет протест местной
администрации, если за опротестованное решение проголосует более
половины от числа депутатов представительного органа. В этом
случае решение представительного органа вступает в силу в срок,
указанный представительным органом, и не может быть опротестовано
повторно главой местной администрации.
Если решение представительного органа опротестовано по мотивам
его противоречия действующему законодательству, глава местной
администрации после отклонения его протеста представительным
органом вправе обжаловать решение представительного органа в суд.
Если в течении месяца протест главы местной администрации не
будет отклонен, опротестованное решение представительного органа
считается отмененным.
Глава VI. ПОРЯДОК ОТЗЫВА ДЕПУТАТОВ, ДОСРОЧНОГО
ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
И ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 37. Порядок и основания отзыва депутатов
представительного органа избирателями определяются соответствующим
законом.
Статья 38. Досрочное прекращение полномочий представительных
органов местного самоуправления осуществляется в случаях:
1) решения местного референдума о роспуске представительного
органа;
2) самороспуска представительного органа;
3) изменения административно - территориального устройства.
Дата проведения выборов депутатов представительного органа
нового созыва назначается Верховным Советом Удмуртской Республики
не позднее двух месяцев со дня прекращения полномочий
представительного органа.
Статья 39. Полномочия главы местного самоуправления (главы
местной администрации) прекращаются досрочно в случаях:
1) выезда главы местного самоуправления (главы местной
администрации) на постоянное жительство и работу за пределы
соответствующей территории местного самоуправления;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении главы местного самоуправления (главы местной
администрации);
3) личного заявления о сложении полномочий;
4) полной утраты трудоспособности.
В указанных случаях решение о прекращении полномочий главы
местного самоуправления (главы местной администрации) принимается
соответствующим представительным органом.
Полномочия главы местного самоуправления (главы местной
администрации) прекращаются досрочно, если в результате местного
референдума более половины избирателей, включенных в списки
избирателей, проголосуют за досрочное прекращение полномочий главы
местного самоуправления (главы местной администрации).
Глава VII. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 40. Система территориального общественного
самоуправления включает в себя:
1. общие собрания (сходы), конференции граждан, местные
референдумы, иные формы непосредственной демократии;
2. органы территориального общественного самоуправления
населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов,
поселков, сельских населенных пунктов);
3. иные органы самоуправления населения по месту жительства
(советы или комитеты улиц, кварталов, домов);
Территории, на которых действуют органы территориального
общественного самоуправления населения, устанавливаются по
предложению граждан соответствующей местной администрацией.
Органы территориального общественного самоуправления населения
строят свою деятельность в соответствии с законодательством
Удмуртской Республики, Уставами о местном самоуправлении и на
основе Положений об органах территориального общественного
самоуправления населения.
Статья 41. Органы территориального общественного
самоуправления населения создаются на основе добровольного
волеизъявления граждан по их инициативе или по инициативе
представительного органа и местной администрации.
Выборы органов территориального общественного самоуправления
населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или
конференциях граждан по месту жительства, а также на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании по избирательным участкам. Срок полномочий органов
территориального общественного самоуправления устанавливается
общим собранием (сходом) или конференцией жителей и на основе их
Положений.
Органы местного самоуправления по предложению инициативных
групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и
сроки проведения выборов органов самоуправления, а при проведении
прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей
избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения
кандидатов.
Подготовка и проведение выборов органов территориального
общественного самоуправления населения осуществляются открыто и
гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов,
производятся за счет местного самоуправления.
Орган территориального общественного самоуправления населения
подлежит регистрации соответствующей местной администрацией. Отказ
от регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 42. Общие собрания (сходы), конференции граждан
созываются органами местного самоуправления и органами
территориального общественного самоуправления населения по мере
необходимости.
К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан
относятся следующие вопросы:
1. избрание органов территориального общественного
самоуправления населения и принятие их Положений;
2. утверждение программ деятельности территориального
общественного самоуправления населения по социально -
экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их
выполнении;
3. решение других вопросов, относящихся к компетенции органов
территориального общественного самоуправления населения,
затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
В общем собрании (сходе), конференции принимают участие
граждане, достигшие 16 лет.
Статья 43. Компетенция органов территориального общественного
самоуправления населения определяется их Положений с учетом
полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления населения
выполняют добровольно взятые на себя обязательства в области
охраны окружающей среды, благоустройства территории, строительству
и эксплуатации жилищного фонда; проводят работу по организации
досуга населения, содействуют различным формам благотворительности
и милосердия.
Органы территориального общественного самоуправления населения
могут созывать собрания (сходы), конференции граждан для
обсуждения вопросов своей компетенции, осуществлять общественный
контроль за работой предприятий, учреждений социально -
культурного назначения и других объектов, расположенных на его
территории, применять штрафные санкции в соответствии с
законодательством.
Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы
совместной компетенции с органами территориального общественного
самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень
вопросов, решения по которым не могут быть приняты без
согласования с органами территориального общественного
самоуправления населения.
Органы территориального общественного самоуправления населения
могут наделяться правами юридического лица с момента их
регистрации местной администрацией.
Статья 44. В сфере экономической деятельности органы
территориального общественного самоуправления населения вправе:
1. создавать в установленном порядке предприятия и
организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и
услугах;
2. выступать заказчиками на выполнение работ по
благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения,
строительству и ремонту объектов жилищного фонда, социальной
инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение
средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
3. кооперировать на добровольной основе средства населения,
предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых
социальных программ;
4. участвовать собственными ресурсами в создании и
деятельности финансово - кредитных учреждений на акционерной или
паевой основе;
5. организовать иную экономическую деятельность, не
запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально -
экономических потребностей населения;
6. определять в соответствии со своим Положением штаты и
порядок оплаты труда работников органов территориального
общественного самоуправления населения.
Органы территориального общественного самоуправления населения
самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые
ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально
- экономического развития соответствующих территорий.
По представлению органа территориального общественного
самоуправления населения местное самоуправление вправе
предоставлять отдельным предприятиям и организациям льготы по
налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет,
с учетом размеров отчислений, направляемых ими органу
территориального общественного самоуправления населения на
социальное развитие территории.
Статья 45. Органы местного самоуправления по соглашению с
органами территориального общественного самоуправления населения
наделяют их частью своих полномочий, передают им в управление и
распоряжение объекты муниципальной собственности, а также часть
своих материально - технических, финансовых и иных ресурсов.
Органы территориального общественного самоуправления населения
несут перед органами местного самоуправления ответственность за их
эффективное использование в интересах населения.
Органы территориального общественного самоуправления населения
вправе вносить предложения в повестку дня сессий соответствующих
представительных органов, а также участвовать в их работе при
рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения своих
территорий.
Территориальные депутатские группы содействуют развитию
территориального общественного самоуправления населения и
организуют свою деятельность с учетом решений общих собраний
(сходов), конференций граждан, местных референдумов, а также
решений органов территориального общественного самоуправления
населения.
Глава VIII. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Статья 46. Представительный орган вправе контролировать
исполнение действующего законодательства и местных нормативных
актов местной администрацией, предприятиями, учреждениями и
организациями все форм собственности на территории города, района.
Статья 47. Для проведения мероприятий по контролю за
исполнением действующего законодательства и нормативных актов
могут быть образованы специальные комиссии и рабочие группы, в
состав которых могут включаться специалисты. Оплата труда
привлеченных специалистов может производиться за счет средств
представительного органа.
Участие депутатов в работе и руководстве комиссий и рабочих
групп обязательно.
Статья 48. При выявлении нарушений действующего
законодательства и местных нормативных актов, представительный
орган вносит соответствующее представление с требованием
устранения допущенных нарушений и уведомляет о выявленных фактах
прокурора.
Непринятие мер по внесенному представлению и отсутствие по
нему ответа в представительный орган в течение одного месяца,
влечет ответственность граждан и должностных лиц за невыполнение
решений органов местного самоуправления.
Статья 49. Мероприятия по осуществлению контрольных функций
проводятся в форме:
- проверок;
- истребования и изучения соответствующих документов;
- публичных слушаний.
Поводом к проведению названных мероприятий могут служить
жалобы, заявления и сообщения граждан, иные документальные данные,
поступившие в представительный орган, публикации в средствах
массовой информации.
Кроме этого контрольные мероприятия могут проводиться
представительным органом в плановом порядке.
Статья 50. Контрольные мероприятия проводятся по письменному
распоряжению председателя представительного органа либо по решению
представительного органа.
В поручении о проведении контрольного мероприятия указываются
сроки проведения и ответственное лицо.
Статья 51. Должностные лица и граждане, препятствующие
действием или бездействием выполнению функций контроля
представительным органом и уполномоченным им лицам, привлекаются к
ответственности за невыполнение решений органов местного
самоуправления.
Глава IХ. ГАРАНТИИ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 52. Решения органов местного самоуправления, принятые в
пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми
расположенными на подведомственной им территории предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами.
Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах
их компетенции, не могут быть отменены другими органами
государственной власти и управления.
Предприятия, учреждения, организации, общественные
объединения, органы местного самоуправления, их должностные лица,
граждане несут перед местным самоуправлением ответственность, в
том числе имущественную, и возмещают ущерб, причиненный их
действиями или бездействием территории, интересам населения.
Органы местного самоуправления вправе в установленном
законодательством порядке вносить в соответствующие органы
представления о привлечении к дисциплинарной ответственности
должностных лиц государственных органов, общественных объединений,
предприятий, учреждений, организаций за невыполнение решений
представительного органа и местной администрации вплоть до
освобождения от занимаемой должности.
Представление представительного органа, местной администрации
должно быть рассмотрено соответствующим органом в 15-дневный срок
со дня его получения.
Невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых
в пределах их компетенции, влечет административную ответственность
должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до
пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты
труда, налагаемого в судебном порядке.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за
которые установлена настоящим Законом, рассматриваются в
семидневный срок. Постановление народного судьи может быть
отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также
независимо от наличия протеста прокурора председателем
вышестоящего суда.
Статья 53. Высшие органы государственной власти и управления
Удмуртской Республики обязаны рассматривать и учитывать в своей
деятельности предложения местных представительных органов,
сообщать им о результатах рассмотрения этих предложений.
Статья 54. Должностные лица органов местного самоуправления
несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с
законодательством.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов
местного самоуправления, их должностных лиц, совершения ими
неправомерных действий, возмещается в полном объеме предприятиям,
организациям и гражданам, которым причинен ущерб, на основании
решения суда или арбитражного суда за счет собственных средств
органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, возместившие ущерб,
причиненный их работниками или должностными лицами, имеют право
предъявить регрессивный иск к этим лицам в размере выплаченной
суммы, если иной размер не установлен законом.
Граждане имеют право обжаловать в суд решения органов местного
самоуправления, их должностных лиц, если эти решения противоречат
законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.
Статья 55. Глава местной администрации, его заместители,
руководители органов и структурных подразделений местной
администрации не могут быть депутатами соответствующего
представительного органа.
Председатель представительного органа и его заместители, глава
местной администрации и его заместители, руководители органов и
структурных подразделений представительного органа и местной
администрации, работающие на постоянной основе, не имеют права:
1. занимать оплачиваемые должности в других государственных
органах, а также в общественных объединениях, на предприятиях, в
учреждениях и организациях (кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности);
2. состоять в правлениях, других органах управления
предприятий, учреждений, организаций, получающих из местного
бюджета средства для осуществления своей деятельности, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством;
3. получать доходы, единовременные или регулярные
вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций,
находящихся в муниципальной собственности или связанных с бюджетом
данной территории, получением из него средств для своей
деятельности, налоговыми либо иными финансовыми льготами, или
действующих на данной территории.
Нарушение указанными должностными лицами требований настоящей
статьи, если в их действиях не содержится признаков
административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния,
влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения от
должности или постановку вопроса об отзыве в отношении лиц,
занимающих выборные должности.
Статья 56. Должностные оклады председателю представительного
органа и его заместителям, главе местной администрации
устанавливаются представительным органом. Должностные оклады
заместителям главы местной администрации, руководителям органов и
структурных подразделений местной администрации устанавливает
глава соответствующей местной администрации.
Руководители представительного органа, местной администрации,
должностные лица представительного органа и местной администрации
продолжают получать заработную плату на уровне должностного оклада
вновь избранных или назначенных работников представительного
органа и местной администрации до устройства на новое место работы
в течение года после освобождения их от должности в следующих
случаях:
1. после окончания срока полномочий (досрочного прекращения
полномочий) и при неизбрании или неназначении на должность на
новый срок полномочий;
2. при упразднении должностей в связи с изменением
административно - территориального деления, ликвидацией
представительного органа или местной администрации, реорганизацией
местной администрации;
3. после удовлетворения заявления о добровольной отставке
руководителей представительного органа или местной администрации,
если они проработали в этой должности не менее года.
В случае, если на новом месте работы указанные должностные
лица получают заработную плату ниже размеров прежней заработной
платы, производится доплата до уровня прежней заработной платы с
учетом индексации, но не более одного календарного года со дня
ухода с должности. Доплата производится из местного бюджета.
Указанные положения настоящей статьи не действуют в случаях:
1. отзыва руководителя представительного органа с занимаемой
должности;
2. отзыва главы местной администрации с занимаемой должности;
3. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении указанных должностных лиц.
Статья 57. Прокурор Удмуртской Республики и подчиненные ему
прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства
органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Решения органов местного самоуправления, их должностных лиц,
противоречащие законодательству Российской Федерации и Удмуртской
Республики, подлежат опротестованию прокурорами. Протест прокурора
приносится в соответствующие органы местного самоуправления.
Если протест прокурора не рассмотрен в течение десяти дней или
отклонен местным органом представительной власти, главой местной
администрации, прокурор вправе обратиться в суд.
Председатель Верховного Совета
Удмуртской Республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
27 января 1994 года
N 574-XII
|