УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН УР от 28.01.1999 N 719-I (ред. 26.12.2000)
28 января 1994 года N 583-XII
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов депутатов
Государственного Совета Удмуртской Республики
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
1. Депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики
(далее - Государственного Совета) избираются гражданами Удмуртской
Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
3. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать депутатов Государственного Совета имеют
граждане Удмуртской Республики, достигшие 18 - летнего возраста.
Военнослужащие срочной службы имеют право избирать депутатов
Государственного Совета, если они в момент призыва на срочную
службу являлись постоянными жителями Удмуртской Республики.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Депутатом Государственного Совета может быть избран
гражданин Удмуртской Республики, достигший 21 - летнего возраста.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. В выборах депутатов не участвуют граждане, признанные судом
недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Несовместимость статуса депутата Государственного
Совета с должностным положением или деятельностью
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
1. Лица, у которых должность, мандат или род занятий
несовместимы с мандатом депутата Государственного Совета , дают
письменное обязательство о прекращении в случае избрания
соответствующей деятельности.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей,
влечет за собой признание избрания соответствующих лиц
недействительным.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты
Государственного Совета
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
1. Кандидаты в депутаты Государственного Совета выдвигаются
группами избирателей или избирательными объединениями.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Избирательными объединениями являются республиканские
партии, политические движения и общественные объединения, уставы
которых зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской
Республики, организации (отделения) общероссийских партий,
политических движений и общественных объединений, внесенные в
реестр общественных объединений Министерства юстиции Удмуртской
Республики, или блоки таких общественных объединений, создаваемые
на период проведения выборов, если участие в выборах в органы
государственной власти и управления предусмотрено их уставами.
3. Партии, политические движения, общественные объединения,
организации (отделения), указанные в части второй настоящей
статьи, не могут входить в состав более чем одного избирательного
объединения. В случае вхождения в состав блока они не могут
выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями
Организацию и проведение выборов депутатов Государственного
Совета обеспечивают избирательные комиссии, которые формируются
соответствующими представительными и исполнительными органами
государственной власти и местного самоуправления с учетом
предложений групп избирателей и избирательных объединений.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов
1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственного
Совета осуществляются открыто и гласно.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Избирательные комиссии, государственные органы и органы
местного самоуправления, избирательные объединения предоставляют
средствам массовой информации материалы, связанные с организацией
и проведением выборов.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах депутатов Государственного Совета
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным
путем свободному осуществлению гражданином Удмуртской Республики
права избирать и быть избранным депутатом Государственного Совета,
вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий,
должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, общественных организаций, совершившие подлог
избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов,
нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения
законодательства о выборах, несут установленную законом
ответственность. К ответственности привлекаются также лица,
опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные
сведения о кандидате в депутаты.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. При нарушении кандидатом в депутаты законодательства о
выборах он предупреждается соответствующей окружной избирательной
комиссией, а при повторном нарушении Центральная избирательная
комиссия по представлению окружной избирательной комиссии может
отменить решение о регистрации кандидата в депутаты.
3. Заявления о нарушениях законодательства о выборах,
поступившие в избирательные комиссии, государственные органы и
органы местного самоуправления, суды в период подготовки к выборам
или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, а
поступившие накануне или в день выборов - немедленно.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И УЧАСТКОВ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 8. Назначение выборов депутатов Государственного Совета
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Выборы депутатов Государственного Совета нового созыва
назначаются Государственным Советом прежнего созыва не позднее чем
за три месяца до истечения срока полномочий депутатов
Государственного Совета или, в случае проведения досрочных
выборов, не позднее чем за два месяца до дня выборов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 9. Образование избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов Государственного Совета
Удмуртской Республики образуются 100 одномандатных избирательных
округов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Избирательные округа образуются Центральной избирательной
комиссией Удмуртской Республики с примерно равной численностью
избирателей в округах на всей территории Удмуртской Республики. Не
допускается создание избирательных округов из не граничащих между
собой территорий, а также пересекающих границы административно -
территориальных единиц Удмуртской Республики.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Списки избирательных округов с указанием их границ, центров
и численности избирателей публикуются Центральной избирательной
комиссией не позднее чем за 55 дней до выборов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
4. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
Статья 10. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
депутатов Государственного Совета образуются избирательные
участки.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Избирательные участки образуются главами районных,
городских, районных в городе администраций не позднее чем за 50
дней до выборов из расчета не менее 50 избирателей на один
участок. Не допускается создание избирательных участков,
пересекающих границы избирательных округов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Список избирательных участков по району, городу, району в
городе с указанием места нахождения избирательных комиссий,
помещений для голосования и описанием границ участков публикуется
соответствующей местной администрацией в течение трех дней после
принятия решения об образовании избирательных участков.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 11. Списки избирателей
1. Соответствующая городская, районная в городе, поселковая,
сельская администрация в течение трех дней после образования
участковой избирательной комиссии передает ей сведения об
избирателях, проживающих на территории участка.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. На основании данных, представленных местной администрацией,
участковая избирательная комиссия не позднее чем за 15 дней до
выборов составляет список избирателей. Избиратели, поселившиеся на
территории избирательного участка после этого срока и до дня
выборов, а также в силу различных обстоятельств не включенные в
основной список избирателей, включаются участковой избирательной
комиссией в дополнительный список избирателей на основании
документов, подтверждающих их место жительства. Списки
подписываются председателем и секретарем участковой избирательной
комиссии.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. В список избирателей включается каждый гражданин Удмуртской
Республики, достигший ко дню выборов 18 - летнего возраста,
имеющий право участвовать в голосовании и постоянно проживающий на
территории соответствующего избирательного участка.
4. В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения
(для граждан, которым 18 лет исполняется в год выборов, - дата
рождения) и адрес избирателя. Списки составляются в алфавитном или
ином порядке, удобном для организации голосования.
5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей.
6. Любому гражданину предоставляется право обжаловать
невключение в список или исключение из списка, а также допущенные
в списке ошибки в данных об избирателе. Участковая избирательная
комиссия обязана в течение 24 часов, а накануне и в день выборов
немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в
список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об
отклонении его заявления. Действия и решения участковой
избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном
законом порядке.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 12. Виды избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов депутатов
Государственного Совета образуются избирательные комиссии:
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
а) Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики;
(пункт в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
б) окружные избирательные комиссии;
(пункт в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
в) участковые избирательные комиссии.
Статья 13. Формирование Центральной избирательной комиссии
1. Центральная избирательная комиссия формируется в составе
председателя и 10 членов комиссии не позднее чем за 60 дней до
выборов.
2. Председатель и члены Центральной избирательной комиссии
назначаются Государственным Советом из числа кандидатов,
предложенных представительными и исполнительными органами местного
самоуправления районов и городов республиканского подчинения,
избирательными объединениями.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Не менее трех членов Центральной избирательной комиссии, в
том числе председатель или секретарь, должны иметь высшее
юридическое образование либо ученую степень в области права.
Статья 14. Формирование окружных избирательных комиссий
1. Окружные избирательные комиссии формируются в составе
председателя и 8 - 12 членов комиссии не позднее чем за 50 дней до
выборов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Председатель и члены окружных избирательных комиссий
назначаются Центральной избирательной комиссией из числа
кандидатов, предложенных представительными и исполнительными
органами местного самоуправления районов и городов
республиканского подчинения.
3. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
4. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
5. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
3. На территории района, города, где образовано более одного
избирательного округа, может формироваться одна общая окружная
избирательная комиссия либо ее полномочия могут возлагаться на
соответствующую районную, городскую избирательную комиссию.
(часть 3 введена Законом УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 15. Формирование участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются в составе
председателя и 6 - 18 членов комиссии не позднее чем за 40 дней до
выборов.
2. Для формирования избирательных комиссий группы избирателей,
избирательные объединения, предприятия, учреждения и организации
всех форм собственности вносят в соответствующие местные
администрации кандидатуры своих представителей в состав этих
комиссий.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Председатель и члены участковых избирательных комиссий
назначаются представительными органами местного самоуправления
районов, городов республиканского подчинения из числа кандидатов,
предложенных администрациями районов, городов республиканского
подчинения, районов в городе.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
4. В день голосования избирательные объединения и кандидаты в
депутаты могут направить в соответствующую участковую
избирательную комиссию до трех наблюдателей от каждого
избирательного объединения или кандидата, которые вправе
присутствовать до окончания подсчета голосов в комиссии.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены соответствующим
решением избирательного объединения или справкой кандидата.
Предварительного уведомления об этом не требуется. Вмешательство
наблюдателей в работу комиссии не допускается.
Статья 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии
1. Центральная избирательная комиссия:
а) осуществляет на всей территории Удмуртской Республики
контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его
единообразное применение;
б) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона,
входит, в случае необходимости, в Государственный Совет с
представлениями о его официальном толковании;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
в) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
г) образует избирательные округа;
д) руководит деятельностью окружных избирательных комиссий;
е) распределяет бюджетные денежные средства по избирательным
комиссиям, контролирует их целевое использование;
ж) следит за обеспечением избирательных комиссий помещениями,
транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально -
технического обеспечения выборов;
з) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам
депутатов Государственного Совета, списков избирателей, других
избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы
избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
и) по заявкам окружных избирательных комиссий обеспечивает
изготовление избирательных бюллетеней;
к) контролирует соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
л) устанавливает результаты голосования в целом по Удмуртской
Республике и публикует их в печати;
м) составляет списки лиц, избранных депутатами
Государственного Совета, передает Мандатной комиссии
Государственного Совета Удмуртской Республики документацию,
необходимую для проверки полномочий депутатов;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
н) организует проведение новых выборов депутатов в
избирательных округах, в которых выборы не состоялись или признаны
недействительными;
о) назначает выборы депутатов Государственного Совета вместо
выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
п) решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов
Государственного Совета;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
р) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
избирательных комиссий и принимает по ним решения;
с) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в архив;
т) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Удмуртской Республики.
2. Центральная избирательная комиссия действует до образования
Центральной избирательной комиссии в новом составе.
Статья 17. Полномочия окружных избирательных комиссий
1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутата
(депутатов) Государственного Совета:
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
территории своего избирательного округа;
б) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий,
устанавливает единую нумерацию избирательных участков по
избирательному округу;
в) распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными Центральной избирательной комиссией на проведение
выборов по избирательному округу;
г) следит за обеспечением участковых избирательных комиссий
помещением, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально - технического обеспечения выборов;
д) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их
доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
е) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
ж) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному
округу, представляет заявку в Центральную избирательную комиссию
на изготовление бюллетеней и снабжает ими участковые избирательные
комиссии;
з) устанавливает и публикует в печати результаты голосования
по избирательному округу, выдает удостоверения избранным
депутатам;
и) организует проведение новых выборов депутатов в случаях,
если выборы по округу не состоялись или признаны
недействительными;
к) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
л) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в архив;
м) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом и другими законами Удмуртской Республики.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения
срока полномочий Центральной избирательной комиссии.
Статья 18. Полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковая избирательная комиссия:
а) составляет основной и дополнительный списки избирателей по
участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в
списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих
изменений;
в) оповещает население о месте нахождения участковой
избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов
и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на избирательном участке предварительное
голосование и голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на избирательном участке;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования, принимает по ним решения;
и) обеспечивает передачу документации, связанной с
организацией и проведением выборов, в соответствующий
исполнительный орган местного самоуправления;
к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с
момента передачи ею избирательной документации в окружную
избирательную комиссию и соответствующую местную администрацию.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 19. Организация работы избирательных комиссий
1. Первые заседания окружных избирательных комиссий созываются
соответствующими районными, городскими (городов республиканского
подчинения), районными в городе администрациями в двухдневный срок
после принятия решения об образовании комиссий. Первые заседания
участковых избирательных комиссий созываются соответствующими
городскими, районными в городе, поселковыми, сельскими
администрациями в двухдневный срок после принятия решения об
образовании комиссий.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии
избираются на первом заседании комиссии.
3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседания являются правомочными, если в них принимают
участие не менее двух третей состава избирательной комиссии.
Протокол заседания избирательной комиссии подписывается
председательствующим на соответствующем заседании и секретарем
комиссии.
4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством
голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с
ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной
форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.
Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат
опубликованию.
5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и
органами местного самоуправления, общественными организациями,
предприятиями, учреждениями и должностными лицами.
6. Решения и действия избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в
установленном законом порядке. При этом предварительное обращение
в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным
условием для обращения в суд. Центральная и окружные избирательные
комиссии в пределах своей компетенции обязаны рассматривать жалобы
на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и давать
ответы по существу не позднее чем в трехдневный срок, а накануне и
в день выборов - немедленно.
7. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать
кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители
избирательных объединений, средств массовой информации. Порядок их
участия в работе избирательных комиссий определяется Центральной
избирательной комиссией. При разборе жалоб на заседаниях
избирательных комиссий могут присутствовать представители
заинтересованных сторон.
8. Председатель Центральной избирательной комиссии работает в
комиссии на постоянной основе. Иные члены Центральной
избирательной комиссии могут работать постоянно или временно с
отрывом от основной работы.
9. Для обслуживания деятельности Центральной избирательной
комиссии может наниматься постоянный или временный рабочий аппарат
либо эти функции могут быть возложены на аппарат Государственного
Совета.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
10. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной
избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет
отдельной строкой.
11. В порядке, определяемом Центральной избирательной
комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых
избирательных комиссий могут работать в комиссии в период
подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы.
Оплата их работы в комиссии производится в пределах бюджетных
ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.
12. Государственные органы и органы местного самоуправления,
общественные организации, предприятия, учреждения, должностные
лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении
ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы
сведения и материалы. На обращения по вопросам, связанным с
подготовкой и проведением выборов, они обязаны давать
избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок.
13. Лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть
в любое время освобождены от своих обязанностей в комиссии по
личному заявлению или по решению органа, образовавшего комиссию.
Утверждение новых членов комиссий вместо выбывших производится в
порядке, установленном настоящим Законом.
Глава IV. КАНДИДАТЫ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 20. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты
1. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается после
образования избирательных округов.
2. Группа избирателей численностью не менее 10 граждан
Удмуртской Республики может выдвинуть одного кандидата в депутаты,
собрав в его поддержку не менее 300 подписей избирателей
соответствующего избирательного округа.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Избирательное объединение может выдвинуть по одному
кандидату в депутаты Государственного Совета в каждом
избирательном округе, собрав в поддержку каждого кандидата не
менее 300 подписей избирателей соответствующего избирательного
округа либо собрав в поддержку избирательного объединения не менее
3000 подписей избирателей, из которых не более 10 процентов должны
приходиться на один район, город или район в городе.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
4. Избирательное объединение может выдвигать кандидатов, не
состоящих членами входящих в него партий и общественных
объединений.
5. Выдвижение кандидата (кандидатов) в депутаты оформляется
протоколом, к которому прилагаются подписные листы. Формы
протоколов и подписных листов устанавливаются Центральной
избирательной комиссией. В каждом подписном листе на кандидата
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы,
занимаемая должность (занятие) и постоянное место жительства
кандидата.
6. При заполнении подписного листа в него вносится фамилия,
имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя, серия и номер его
удостоверения личности или паспорта, личная подпись избирателя.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием фамилии, имени, отчества и адреса этого лица, серии и
номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за
выдвижение кандидатуры которого собраны подписи, или
уполномоченным представителем избирательного объединения.
Статья 21. Порядок регистрации кандидатов в депутаты
1. Подписные листы на избирательное объединение вместе с
протоколом о выдвижении и заявлениями кандидатов о согласии
баллотироваться по указанному в протоколе округу вносятся в
Центральную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до
выборов. Центральная избирательная комиссия проверяет соответствие
внесенных документов требованиям настоящего Закона и в течение
трех дней выдает каждому кандидату направление для регистрации в
соответствующей окружной комиссии либо отказывает в этом. Отказ
может быть обжалован в суд.
2. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят
протокол (выписку из протокола) о выдвижении, подписные листы либо
направление Центральной избирательной комиссии и заявление
кандидата о согласии баллотироваться по округу на регистрацию в
соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за
30 дней до выборов.
3. Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, в своих
заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности в
случае избрания.
4. Окружная избирательная комиссия проверяет представленные на
регистрацию документы, в трехдневный срок регистрирует кандидата в
депутаты и выдает ему соответствующее удостоверение либо
отказывает в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован
в Центральную избирательную комиссию или в суд.
5. В течение трех дней после регистрации кандидата в депутаты
окружная избирательная комиссия в официальных изданиях публикует о
нем сведения, перечисленные в части пятой статьи 20 настоящего
Закона, информирует об этом Центральную избирательную комиссию,
средства массовой информации.
6. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном
избирательном округе. Зарегистрированный в одном избирательном
округе кандидат в депутаты не может представляться к регистрации в
другом округе.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
7. Кандидат в депутаты не может состоять в любой избирательной
комиссии. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в
избирательной комиссии, считается освобожденным от обязанностей в
комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.
8. Кандидат в депутаты в любое время до дня выборов может
принять решение о снятии своей кандидатуры. Избирательное
объединение в любое время до дня выборов может принять решение о
снятии выдвинутой им кандидатуры. Если это сделано без вынуждающих
к тому обстоятельств (болезнь и пр.), окружная избирательная
комиссия относит на счет кандидата или избирательного объединения
соответствующую часть понесенных ею расходов, в том числе на
предвыборную агитацию. Информация о выбытии кандидатов в депутаты
в трехдневный срок публикуется в официальных изданиях, сообщается
в Центральную избирательную комиссию.
9. Исключена. - Закон УР от 14.12.1994 N 672-XII.
Статья 22. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты
1. С момента регистрации и до опубликования результатов
выборов кандидату в депутаты по его желанию предоставляется
неоплачиваемый отпуск по месту работы. За этот период ему окружной
избирательной комиссией ежемесячно выплачивается денежное
содержание из средств, предназначенных для проведения выборов, в
размере его среднего основного дохода за последние три месяца, но
не свыше семикратного размера минимальной заработной платы.
2. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня
опубликования результатов выборов имеет право на бесплатный проезд
на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах
соответствующего избирательного округа или города, на территории
которого находится округ. Кандидат в депутаты, проживающий за
пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для
проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.
3. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной
ответственности или подвергнут мерам административного взыскания,
налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Удмуртской
Республики. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры
могут быть применены к кандидату только по постановлению
Верховного Суда Удмуртской Республики.
4. Кандидат в депутаты до опубликования итогов выборов не
может быть по инициативе работодателя уволен с работы, исключен из
кооператива, учебного заведения или переведен на нижеоплачиваемую
работу без согласия Центральной избирательной комиссии.
5. Кандидат в депутаты до опубликования итогов выборов не
может быть призван на воинскую службу.
6. Кандидат в депутаты может иметь до пяти доверенных лиц для
ведения агитационной и иной деятельности, способствующей избранию
кандидата. Доверенное лицо не может состоять ни в одной
избирательной комиссии. Соответствующая окружная избирательная
комиссия регистрирует доверенных лиц, выдает им удостоверения.
Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных
лиц и вправе в любое время до выборов заменять их. На время
проведения предвыборной агитации по просьбе кандидата в депутаты
доверенным лицам предоставляется неоплачиваемый отпуск по месту
работы. Оплата работы доверенных лиц может производиться из
средств избирательных фондов кандидатов в депутаты.
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ
Статья 23. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Удмуртской Республики, избирательные объединения
вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в
депутаты.
2. Избирательные комиссии обеспечивают равные правовые
возможности для ведения предвыборной агитации.
3. Запрещается распространение материалов, наносящих ущерб
чести и достоинству кандидатов в депутаты.
4. Участие государственных органов и органов местного
самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидатов
запрещается. Руководители этих органов не вправе использовать свое
служебное положение для ведения предвыборной агитации.
5. Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления с момента регистрации их кандидатами в депутаты и
до подведения итогов выборов по соответствующему округу не могут
выступать в средствах массовой информации в качестве должностных
лиц.
Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации
кандидата и прекращается в день выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Ранее
вывешенные печатные агитационные материалы могут сохраняться на
прежних местах.
Статья 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным
объединениям в организации встреч кандидатов в депутаты и их
доверенных лиц с избирателями, проведении предвыборных собраний.
Вопрос о выделении помещений для проведения предвыборных
мероприятий рассматривается соответствующими органами в течение
трех дней после подачи заявления.
2. Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их
в пользование на установленное время для встреч кандидатов в
депутаты и доверенных лиц с избирателями.
3. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
4. Проведение агитации в помещениях, где размещаются
избирательные комиссии, избирательные участки, запрещается.
Статья 26. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1. Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные органы и органы местного самоуправления,
а также полностью или частично финансируемые за счет
государственных средств или средств органов местного
самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для
предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты.
2. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по
государственному телевидению и государственному радио
устанавливается Центральной избирательной комиссией и должен
обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях всем
кандидатам в депутаты.
Статья 27. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения,
участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя, разжигать социальную, расовую,
национальную и религиозную рознь.
4. Избирательные комиссии принимают меры по пресечению
распространения анонимных, подложных агитационных материалов,
противоправной агитационной деятельности. Для оказания содействия
в пресечении противоправных действий избирательные комиссии вправе
обращаться в органы прокуратуры и органы внутренних дел.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Статья 28. Порядок финансирования выборов
1. Финансовые расходы, связанные с подготовкой и проведением
выборов депутатов Государственного Совета, осуществляются за счет
средств республиканского бюджета Удмуртской Республики.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения для
финансирования предвыборной кампании могут использовать
собственные средства и добровольные пожертвования, создавать
избирательные фонды.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления не
вправе участвовать в формировании избирательных фондов, оказывать
в период подготовки и проведения выборов финансовую поддержку
избирательным объединениям или кандидатам в депутаты.
Статья 29. Порядок использования бюджетных средств, выделенных
на организацию и проведение выборов
1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Удмуртской
Республики на организацию и проведение выборов, поступают в
распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются
ею между всеми избирательными комиссиями.
2. Избирательные комиссии не позднее 30 дней после
опубликования результатов выборов представляют Центральной
избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств.
3. Центральная избирательная комиссия не позднее 60 дней после
опубликования результатов выборов представляет Государственному
Совету отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных на
финансирование выборов. Указанный отчет подлежит опубликованию в
средствах массовой информации.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
4. Неизрасходованные бюджетные средства остаются в
распоряжении Центральной избирательной комиссии и используются ею
для проведения новых и дополнительных выборов депутатов.
Статья 30. Порядок использования средств избирательных фондов
1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
предвыборной агитации. Такие фонды могут формироваться из
следующих средств:
а) бюджетных средств, выделенных соответствующей окружной
избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата в депутаты;
в) средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшим его
избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Порядок формирования и учета расходования денежных средств
избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной
комиссией совместно с Министерством финансов Удмуртской
Республики.
3. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения, создавшие
избирательные фонды, не позднее 20 дней после опубликования
результатов выборов представляют Центральной избирательной
комиссии финансовый отчет о размерах и источниках поступлений в
фонды и произведенных затратах.
4. Неизрасходованные средства избирательного фонда после
составления финансового отчета используются организаторами фонда
по собственному усмотрению.
Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 31. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий соответствующей районной,
городской, районной в городе администрацией. Помещения,
находящиеся в государственной и муниципальной собственности,
предоставляются безвозмездно. Если нет возможности использовать
здания, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, местная администрация арендует подходящие здания у
других собственников. Оплата за аренду производится избирательными
комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение
выборов.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в
достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования,
определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены
избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким
образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили
через кабины или комнаты для тайного голосования. Вход в кабины
или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от
них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. Порядок в помещении для голосования обеспечивает
председатель участковой избирательной комиссии. В случае
отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель,
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный председателем
комиссии.
Статья 32. Избирательные бюллетени
1. В избирательных бюллетенях в алфавитном порядке указываются
фамилии, имена, отчества, даты рождения, места работы, занимаемые
должности (занятия) и постоянные места жительства всех
зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты. Справа против
данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце
списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с
расположенным справа от нее пустым квадратом.
2. В каждом избирательном бюллетене указывается порядок его
заполнения.
3. Избирательные бюллетени печатаются на языках, которыми
преимущественно пользуется население соответствующего
избирательного округа.
4. Избирательные бюллетени печатаются по заявкам
соответствующих окружных избирательных комиссий не позднее чем за
15 дней до выборов. Участковым избирательным комиссиям бюллетени
передаются не позднее чем за три дня до выборов.
5. Все полученные избирательные бюллетени отмечаются печатью
участковой избирательной комиссии или подписываются двумя ее
членами. Не заверенные участковой избирательной комиссией
бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не
учитываются.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты после
изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по
указанию соответствующих окружных избирательных комиссий
вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших
кандидатах в депутаты или ставят напротив фамилий соответствующих
кандидатов штамп "выбыл".
Статья 33. Время и порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 7 до 20 часов по
местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все
избиратели, включенные в основной и дополнительный списки, по
разрешению окружной избирательной комиссии голосование может быть
прекращено ранее 20 часов.
2. В день выборов перед началом голосования избирательные
ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем
участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и
наблюдателей.
3. Каждый избиратель голосует лично: голосование за других лиц
не допускается. При получении избирательных бюллетеней в списке
указывается серия и номер паспорта или другого удостоверения
личности избирателя, после чего он расписывается. Член участковой
избирательной комиссии, выдавший бюллетени, также расписывается в
списке против фамилии избирателя, получившего бюллетени.
4. Заполнение избирательных бюллетеней производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить
в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме
члена избирательной комиссии или наблюдателя.
5. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест или иной
знак в квадрате напротив фамилии одного из кандидатов в депутаты,
за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки "Против
всех кандидатов".
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
6. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или
комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
7. В случае, когда граждане, имеющие право участвовать в
выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения граждан. Для такого голосования
используются специальные переносные избирательные ящики, на
участке их может быть не более двух. Члены участковой
избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под
роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству
письменных и устных заявлений. При прибытии к избирателю членов
участковой избирательной комиссии устное заявление должно быть
подтверждено в письменной форме. Фамилии избирателей,
проголосовавших по месту нахождения, вносятся в отдельный
дополнительный список. Голосование по месту нахождения избирателя
проводится в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.
Статья 34. Досрочное голосование
1. Если избиратель в день выборов не будет пребывать в месте
своего постоянного жительства, он может проголосовать досрочно,
начиная с 15 дней до выборов.
2. Избиратель может заполнить бюллетень в помещении окружной
избирательной комиссии (начиная с 15 дней до выборов) или
участковой избирательной комиссии (с трех дней до выборов) таким
образом, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если
избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии,
то на выдаваемых ему бюллетенях ставится печать окружной
избирательной комиссии.
3. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт,
который заклеивает и передает члену избирательной комиссии. На
месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии,
поверх печати - подпись члена комиссии, выдавшего бюллетени.
4. Окружные избирательные комиссии передают списки
проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в
соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с
передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная
комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом
избирателей.
5. В день голосования председатель участковой избирательной
комиссии в присутствии других членов комиссии и наблюдателей
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает
извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол участковой
избирательной комиссии.
Статья 35. Подсчет голосов на избирательном участке
1. После истечения времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени,
оглашает их число, которое заносится в протокол, проверяет
целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает
их.
2. По каждому избирательному округу выявляются и отделяются
недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени,
не заверенные печатью либо двумя подписями членов участковой или
окружной избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя
установить волеизъявление избирателя: крест или иной знак не
проставлен ни в одном квадрате либо проставлен более чем в одном
квадрате.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
3. Участковая избирательная комиссия, подсчитав бюллетени,
составляет протоколы о результатах голосования по каждому
избирательному округу. В протоколах указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному участку;
б) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и
оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число избирателей, принявших участие в голосовании
(устанавливается путем исключения из общего числа бюллетеней,
обнаруженных в избирательных ящиках, бюллетеней, не заверенных
печатью или подписями членов избирательных комиссий);
д) число недействительных избирательных бюллетеней;
е) число бюллетеней, признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
з) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) число избирательных бюллетеней, полученных от окружной
избирательной комиссии;
л) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми членами комиссии; при отсутствии отдельных членов комиссии
указывается причина их отсутствия. Член комиссии, не согласный с
протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить
к протоколу особое мнение.
5. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию,
второй вместе с опечатанными избирательными бюллетенями передается
для хранения в соответствующую местную администрацию.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 36. Определение результатов выборов
1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий
окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором
указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число недействительных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
ж) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) одно из следующих решений:
признание избранным кандидата в депутаты, получившего
наибольшее число действительных голосов. При равном числе
полученных голосов избранным считается кандидаты в депутаты,
зарегистрированный раньше;
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
признание выборов по избирательному округу недействительными,
если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не
позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления
избирателей;
признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,
если число голосов в графе " Против всех кандидатов" превышает
число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число
голосов, либо если в выборах приняло участие меньше 25 процентов
зарегистрированных избирателей;
к) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
2. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всеми членами окружной избирательной комиссии; при отсутствии
отдельных членов комиссии указывается причина их отсутствия. Один
экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную
избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до
окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии
в новом составе.
3. Сообщение о результатах выборов по избирательному округу
публикуется в печати соответствующей окружной избирательной
комиссией в течение пяти дней после получения протоколов
участковых избирательных комиссий. В сообщении указывается: общее
число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей,
принявших участие в голосовании; число недействительных
бюллетеней; число действительных голосов, поданных за каждого
кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая
должность (занятие) и постоянное место жительства избранного
депутата.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 37. Установление общих итогов выборов
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий
Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней по их
получении определяет и публикует общие итоги выборов с указанием
данных об избранных депутатах.
2. Центральная избирательная комиссия признает выборы по
отдельным избирательным округам недействительными, если установит,
что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов
нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей.
3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или
признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия в
соответствии с настоящим Законом назначает новые выборы, при этом
сроки избирательных действий могут быть сокращены, однако не более
чем на одну треть. Центральная избирательная комиссия может
распорядиться о сформировании в этих случаях окружных и участковых
избирательных комиссий в новом составе.
Статья 38. Регистрация избранных депутатов
Окружные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней
после опубликования общих итогов выборов производят регистрацию
избранных депутатов и выдают им удостоверения об избрании
депутатом Государственного Совета.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Статья 39. Замещение вакантных депутатских мандатов
В случае досрочного прекращения полномочий депутата
Государственного Совета Центральная избирательная комиссия в
течение 15 дней назначает в соответствующем избирательном округе
дополнительные выборы, которые проводятся с соблюдением требований
настоящего Закона. Если до окончания срока полномочий депутатов
остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся.
(в ред. Закона УР от 14.12.1994 N 672-XII)
Председатель Верховного Совета
Удмуртской Республики
В.К.ТУБЫЛОВ
г. Ижевск
28 января 1994 года
N 583-XII
|