Одобрены
постановлением
Центральной избирательной
комиссии УР
от 7 марта 1995 г. N 18.1
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ВСЕНАРОДНОМУ ОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ ПОСТА
ПРЕЗИДЕНТА (ГЛАВЫ) УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Подготовка помещений для голосования
1. Подготовку помещений, кабин или комнат для тайного
голосования, избирательных ящиков, другого избирательного
оборудования обеспечивают участковые избирательные комиссии.
Местные администрации определяют здания, где располагаются центры
избирательных участков, выделяют в них помещения для работы
участковых избирательных комиссий и проведения голосования,
оказывают содействие в их оформлении и оборудовании.
2. Помещения в зданиях, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, участковым комиссиям предоставляются
бесплатно. При невозможности использовать такие здания помещения
могут арендоваться у других собственников с оплатой за аренду из
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
3. В помещениях, где работают участковые комиссии и проводится
голосование, устанавливается рабочий стол с телефоном для
председателя комиссии, определяются места для выдачи бюллетеней,
вывешиваются указатели для избирателей. Количество кабин должно
быть достаточным, чтобы голосующие в день выборов могли без
задержек заполнять в них бюллетени. Они устанавливаются таким
образом, чтобы голосующие при подходе к избирательным ящикам
обязательно заходили в кабины (комнаты) для тайного голосования.
Вход и выход из кабин или комнат для тайного голосования, путь
от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения
членов участковых комиссий и наблюдателей.
4. В помещении для голосования на видном месте располагаются
тексты Конституции Удмуртской Республики, Закона о выборах
депутатов Государственного Совета и Положения о порядке проведения
всенародного опроса, бюллетеней по выборам депутатов и проведению
опроса, а также информационные листы с анкетными данными
кандидатов в депутаты. В зданиях, где проводится голосование,
наличие каких-либо агитационных печатных материалов в день выборов
не допускается.
5. Окружные избирательные комиссии оказывают содействие
участковым комиссиям в оборудовании помещений для голосования, не
позднее чем за два дня до выборов проверяют готовность всех
помещений для голосования. Выявленные недоделки должны быть
устранены не позднее, чем за день до выборов.
6. Персональную ответственность за своевременную подготовку
помещений для голосования, поддержание в них необходимого порядка,
за организацию голосования накануне и в день выборов, обеспечение
тайны волеизъявления избирателей несут председатели участковых
избирательных комиссий. Распоряжения председателя комиссии для
всех присутствующих в помещении для голосования в день выборов
обязательны, а в случае его отсутствия - заместителя, секретаря
или иного члена комиссии, уполномоченного председателем.
II. Организация работы участковых избирательных комиссий
7. Не позднее, чем за 5 дней до выборов составляется подробный
план работы участковой избирательной комиссии в день выборов,
порядок расстановки членов комиссии, организации голосования, в
том числе по месту нахождения избирателей, подведения результатов
голосования, поддержания общественного порядка и обеспечения
сохранности бюллетеней и другой избирательной документации.
8. Начиная с 15 дней до выборов, в помещениях участковых
избирательных комиссий организуется дежурство членов комиссий, при
этом с трех дней до выборов число дежурных должно быть не менее
двух. К дежурству могут привлекаться члены избирательной комиссии
с правом совещательного голоса. Время дежурства членов участковых
избирательных комиссий указывается перед входом в здание, где
располагается комиссия.
9. Для обслуживания деятельности окружных, участковых
избирательных комиссий могут привлекаться специалисты и
технические работники, которые оказывают помощь комиссиям в
решении организационно - технических вопросов, печатании
протоколов и других документов комиссий, обеспечении порядка в
помещениях для голосования, оказывают транспортные и иные услуги.
Привлеченные работники не могут участвовать в подсчете и погашении
бюллетеней после завершения голосования, не вправе оказывать
помощь избирателям, затрудняющимся самостоятельно заполнять
бюллетени.
10. В день выборов соответствующая местная администрация
обеспечивает участковые избирательные комиссии дежурным
автотранспортом, а также направляет для охраны помещений
сотрудников органов внутренних дел.
III. Представители избирательных объединений и
кандидатов в депутаты в избирательных комиссиях
11. Избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов в
депутаты, сами кандидаты вправе назначить в соответствующую
окружную и участковые избирательные комиссии по одному члену
комиссии с правом совещательного голоса. Решение о назначении
своего представителя избирательное объединение, кандидат в
депутаты оформляет заявлением в адрес комиссии не позднее чем за
10 дней до выборов.
12. Члены избирательной комиссии с правом совещательного
голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам
избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях
комиссии, вправе выступать на ее заседаниях и вносить свои
предложения по рассматриваемым вопросам.
13. В день выборов члены участковой избирательной комиссии с
правом совещательного голоса вправе участвовать совместно с
другими членами комиссии в организации голосования, кроме
проведения голосования по месту нахождения избирателей, а также
подсчета бюллетеней и составления протокола о результатах
голосования. Свои замечания и особые мнения они вправе приложить к
протоколу участковой избирательной комиссии.
IV. Наблюдатели на избирательных участках
в день голосования
14. В день голосования избирательные объединения и кандидаты в
депутаты вправе направить на избирательные участки до трех
наблюдателей от каждого избирательного объединения или кандидата.
Кандидаты в депутаты могут иметь своих наблюдателей на любых
избирательных участках в пределах соответствующих избирательных
округов. Избирательные объединения вправе направлять наблюдателей
на избирательные участки в тех округах, где ими выдвинуты
кандидаты в депутаты.
15. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены
письменной заявкой избирательного объединения либо кандидата в
депутаты в участковую избирательную комиссию. В заявке указываются
фамилия, имя, отчество и домашний адрес наблюдателя, номер
избирательного участка, куда он направляется, чьи интересы
представляет. Указанный документ действителен при предъявлении
паспорта или другого удостоверения личности. Предварительное
уведомление участковой избирательной комиссии о направлении
наблюдателей не требуется.
16. Наблюдатели имеют право находиться в помещении
избирательного участка с момента его открытия и до окончания
подсчета голосов. Наблюдатели могут присутствовать при
опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, при
вскрытии конвертов с бюллетенями, заполненными досрочно
проголосовавшими избирателями, при вскрытии избирательных ящиков
после окончания голосования. Наблюдатели вместе с членами
участковой комиссии могут выезжать к гражданам, которые голосуют
по месту нахождения.
17. Вмешательство наблюдателей в работу участковой
избирательной комиссии не допускается. Наблюдатели не имеют права
участвовать в погашении избирательных бюллетеней и работе с ними
при подсчете голосов, составлении протоколов по итогам
голосования. Наблюдателям запрещено оказывать помощь избирателям в
заполнении бюллетеней, вести прямую или косвенную агитацию за
кандидатов. За несоблюдение указанных требований наблюдатель может
быть выдворен из помещения избирательного участка, а также
привлечен к административной ответственности. Участковая комиссия
не обязана выдавать наблюдателям справки, информации, а также
какие-либо документы о результатах голосования.
18. В случае выявления нарушений процесса голосования,
подсчета голосов наблюдатель вправе обратиться письменно или устно
к председателю, заместителю председателя или секретарю участковой
избирательной комиссии с предложением об устранении нарушений. В
случае несогласия с действиями и решениями участковой
избирательной комиссии наблюдатель может обратиться в
соответствующую окружную или Центральную избирательную комиссию.
Заявления, жалобы наблюдателей, поступившие в избирательные
комиссии в день выборов, подлежат немедленному рассмотрению.
V. Подготовка бюллетеней для тайного голосования
19. Бюллетени по выборам депутатов Государственного Совета
Удмуртской Республики, проведению всенародного опроса о введении
поста Президента (Главы) Удмуртской Республики изготавливаются
Центральной избирательной комиссией и доставляются окружным
избирательным комиссиям не позднее чем за 15 дней до выборов, а
участковым избирательным комиссиям - за три дня до выборов.
Бюллетени выдаются строго по счету и только под личную роспись. В
случае, если на избирательном участке нет возможностей для
обеспечения сохранности бюллетеней, туда они передаются только в
количестве, необходимом для проведения предварительного
голосования, а остальные бюллетени на участок доставляются
накануне дня выборов.
20. Все избирательные бюллетени не позднее чем за 2 дня до
выборов отмечаются печатью участковой избирательной комиссии и
подписываются не менее чем двумя членами комиссии. Бюллетени могут
подписываться также членами комиссии с правом совещательного
голоса. При этом должно обеспечиваться единообразие отметок на
всех бюллетенях. В случае, если голосование проводится в окружной
избирательной комиссии, бюллетени отмечаются печатью и подписями
этой комиссии. Не заверенные избирательной комиссией бюллетени
признаются недействительными и при подсчете голосов не
учитываются.
21. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты после
изготовления бюллетеней фамилии выбывших кандидатов участковыми
избирательными комиссиями вычеркиваются из бюллетеней с указанием
слова "выбыл".
VI. Порядок заполнения бюллетеней
22. Избиратели, участвующие в выборах, получают по два
бюллетеня для тайного голосования: по выборам депутата
Государственного Совета Удмуртской Республики и по всенародному
опросу о введении поста Президента (Главы) Удмуртской Республики.
23. В бюллетене по выборам депутата Государственного Совета
избиратель ставит крест или иной знак в квадрате напротив фамилии
одного из кандидатов в депутаты, за которого он голосует, либо в
квадрат напротив строки "Против всех кандидатов". Бюллетени, в
которых не отмечен ни один квадрат или отмечено более одного
квадрата, считаются недействительными.
24. В бюллетене по проведению опроса о введении поста
Президента (Главы) Удмуртской Республики избиратель зачеркивает
слово "Нет", если он голосует за введение поста Президента (Главы)
республики, и зачеркивает слово "Да", если голосует против.
Бюллетени, в которых оба слова "Да" и "Нет" оставлены либо
вычеркнуты, считаются недействительными.
VII. Организация досрочного голосования
25. Избиратели, которые по тем или иным причинам в день
выборов не будут пребывать в месте своего постоянного жительства и
не смогут явиться на избирательный участок, вправе проголосовать
досрочно: начиная с 15 дней до выборов (с 11 марта 1995 года) - в
окружных избирательных комиссиях; с 3 дней до выборов (с 23 марта)
- в участковых избирательных комиссиях.
26. Заверенные печатью и подписями членов избирательной
комиссии бюллетени избиратель заполняет в помещении комиссии,
вкладывает в конверт, заклеивает и передает членам избирательной
комиссии. На месте склейки на конверт ставится печать
избирательной комиссии и подписи не менее двух членов комиссии. На
конверте может ставиться подпись члена избирательной комиссии с
правом совещательного голоса. О досрочном голосовании гражданин
расписывается в списке избирателей. Ответственность за обеспечение
сохранности конвертов с заполненными бюллетенями возлагается на
председателя соответствующей избирательной комиссии.
27. В день выборов конверты с заполненными бюллетенями
вскрываются председателем участковой избирательной комиссии в
присутствии других членов комиссии и наблюдателей. При этом
проверяется целостность конвертов, наличие на них отметок
избирательных комиссий, соответствие количества конвертов отметкам
в списках избирателей. Число вскрытых конвертов оглашается и
включается в протокол участковой избирательной комиссии.
VIII. Порядок голосования в день выборов
28. Голосование в день выборов производится с 7 до 20 часов
местного времени. По разрешению соответствующей окружной
избирательной комиссии голосование на отдельных избирательных
участках может начаться на один час раньше. Но при этом срок
окончания голосования не может быть сокращен. Если по
избирательному участку проголосовали все избиратели, включенные в
списки, а прибытие других избирателей исключено, по разрешению
окружной избирательной комиссии голосование может быть прекращено
раньше 20 часов.
29. Перед началом голосования все избирательные ящики
(стационарные и переносные) проверяются, пломбируются или
опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в
присутствии членов комиссии и наблюдателей, а также средств
массовой информации, если они присутствуют на избирательном
участке.
30. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других
лиц не допускается. При получении бюллетеней избиратель сам либо
член комиссии указывает в списке избирателей номер паспорта или
другого удостоверения личности. Избиратель и член комиссии,
выдавший бюллетени, расписываются в списке.
31. Избиратель заполняет бюллетени в специальной кабине или
комнате для голосования, в которой не допускается присутствие
кого-либо, кроме него. Избиратель, не имеющий возможности
заполнить бюллетени самостоятельно, вправе пригласить для оказания
помощи другое лицо, кроме члена избирательной комиссии или
наблюдателя. Гражданин, оказавший помощь избирателю в заполнении
бюллетеней, указывает свою фамилию и точный домашний адрес в
списке избирателей (в графе "Примечания").
32. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или
комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
IX. Порядок голосования по месту нахождения граждан
33. В случае, если избиратели не могут прибыть на участок для
голосования по состоянию здоровья или другим причинам, участковая
избирательная комиссия организует голосование по месту их
нахождения. Для этого гражданин должен заблаговременно или в день
выборов обратиться с письменным либо устным заявлением в
участковую избирательную комиссию.
34. Для организации голосования по месту нахождения граждан на
избирательном участке может быть два переносных избирательных
ящика. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (их
должно быть не менее двух), получают под роспись количество
бюллетеней, соответствующее числу письменных и устных заявлений.
Вместе с членами участковой комиссии при проведении голосования по
месту нахождения избирателей вправе присутствовать наблюдатели.
35. Фамилии избирателей, проголосовавших по месту нахождения,
вносятся в дополнительный список, при этом они из основного списка
избирателей исключаются. Устные заявления подтверждаются в
письменной форме.
36. В случае, если на голосование не могут прибыть избиратели
целого населенного пункта или части его (из-за бездорожья,
отсутствия транспорта или других причин), глава местной
администрации обращается в окружную избирательную комиссию с
предложением организовать голосование по месту проживания граждан.
Окружная комиссия, рассмотрев заявление, дает поручение
соответствующей участковой избирательной комиссии. Голосование в
этом случае может проводиться по основным спискам избирателей, как
правило, в присутствии наблюдателей. Участковая избирательная
комиссия для проведения такого голосования вправе иметь
дополнительный малый переносной ящик.
X. Организация голосования военнослужащих
37. Избиратели - военнослужащие, а также члены их семей и
другие избиратели, проживающие в расположении воинской части, если
на территории части избирательный участок не образован, голосуют
на ближайшем избирательном участке. При этом список избирателей -
военнослужащих составляется отдельно. Военнослужащие, проживающие
вне воинской части, голосуют по месту жительства на общих
основаниях.
38. По предложению командира воинской части и при наличии
соответствующих условий голосование военнослужащих может
проводиться на территории части. В этом случае не менее двух
членов участковой избирательной комиссии, как правило, в
присутствии наблюдателей, в том числе из числа военнослужащих,
организуют голосование с малым переносным ящиком по месту
нахождения этих избирателей. Список избирателей - военнослужащих
после завершения голосования передается председателю участковой
комиссии, который выписывает необходимые для подведения итогов
голосования сведения, после чего возвращает список командиру
части.
XI. Порядок голосования граждан, пребывающих в день
выборов не по месту постоянного проживания
39. Граждане Удмуртской Республики, оказавшиеся в день выборов
и всенародного опроса не по месту постоянного проживания (в
командировках, отпусках, лечебных учреждениях, местах отдыха, а
также содержащиеся в следственных изоляторах и изоляторах
временного содержания) и не успевшие проголосовать досрочно, могут
быть включены в дополнительные списки избирателей и принять
участие в голосовании на ближайшем избирательном участке. При этом
бюллетени по вопросу о введении поста Президента (Главы)
Удмуртской Республики выдаются независимо от места нахождения
гражданина на территории республики, а по выборам депутата
Государственного Совета - если место его временного пребывания и
место его постоянного жительства находится на территории одного
округа.
40. В больницах, санаториях, домах отдыха могут образовываться
избирательные участки либо голосование в них может быть
организовано членами ближайшей участковой избирательной комиссии с
переносными избирательными ящиками. Аналогично, с малыми
избирательными ящиками, в присутствии не менее двух членов
участковой комиссии и наблюдателей, проводится голосование в
местах временного задержания граждан.
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Удмуртской Республики
А.И.ТУБЫЛОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Удмуртской Республики
Г.С.ПЧЕЛЬНИКОВ
|