СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 1995 г. N 152
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
На основании постановления Правительства Российской Федерации
от 6 октября 1994 года N 1146 "Об утверждении Положения о
социально - гигиеническом мониторинге" и в целях организации
выявления, оценки и прогнозирования изменений в обеспечении
санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
установления и устранения вредного влияния среды обитания человека
на его здоровье Совет Министров Удмуртской Республики
постановляет:
1. Утвердить Положение о социально - гигиеническом
мониторинге и план мероприятий по его внедрению (прилагаются).
2. Возложить на Удмуртский республиканский центр
государственного санитарно - эпидемиологического надзора ведение
социально - гигиенического мониторинга совместно с уполномоченными
на это республиканскими органами исполнительной власти, а также с
администрациями районов и городов.
3. Удмуртскому республиканскому центру государственного
санитарно - эпидемиологического надзора (Н.А.Забродин):
принять в 1995 году меры по организации ведения
социально - гигиенического мониторинга;
осуществлять координацию деятельности органов, учреждений и
организаций, обеспечивающих ведение социально - гигиенического
мониторинга.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти Удмуртской
Республики:
организовать совместно с центрами государственного санитарно -
эпидемиологического надзора районов и городов осуществление
необходимых работ по обеспечению ведения социально -
гигиенического мониторинга.
5. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики
(Ф.Г.Козьмин), Госкомитету Удмуртской Республики по охране
окружающей среды (В.Н.Гуров), Удмуртскому республиканскому
управлению статистики (Г.П.Дойников), Удмуртскому республиканскому
центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Л.Г.Горушова) и другим министерствам и ведомствам, перечисленным
в Положении, представлять в Удмуртский республиканский центр
государственного санитарно - эпидемиологического надзора на
безвозмездной основе необходимые сведения для создания
информационного фонда социально - гигиенического мониторинга.
Заместитель Председателя Совета
Удмуртской Республики
В.И.КАТКОВ
Утверждено
постановлением
Совета Министров УР
от 3 апреля 1995 г. N 152
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
I. Общие положения
1. Социально - гигиенический мониторинг является системой
организационных, социальных, медицинских, санитарно -
эпидемиологических, научно - технических, методологических и иных
мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, его оценку
и прогнозирование изменений, установление, предупреждение,
устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека.
2. Социально - гигиенический мониторинг осуществляется на
республиканском уровне в районах и городах уполномоченными для
этих целей органами, учреждениями и организациями на основе
разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных
документов, методических материалов, санитарных норм и правил,
гигиенических нормативов.
3. Основной целью социально - гигиенического мониторинга
является установление, предупреждение, устранение или уменьшение
факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье
человека в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения
социально - гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
организация наблюдения, получение достоверной и объективной
информации об обеспечении санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, состоянии среды обитания человека и его
здоровья;
системный анализ и оценка получаемой информации;
программное и инженерно - техническое обеспечение социально -
гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и
эффективных электронно - вычислительных комплексов;
обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций,
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также
граждан информацией, полученной при осуществлении социально -
гигиенического мониторинга;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, устранения или
уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на
его здоровье для принятия решений органами государственной власти
Удмуртской Республики, органами местного самоуправления.
5. При проведении социально - гигиенического мониторинга
обеспечиваются:
организация наблюдения за санитарно - эпидемиологическим
благополучием населения, установление, предупреждение, устранение
или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на
здоровье человека при осуществлении государственного санитарно -
эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых,
научно - технических и республиканских программ по вопросам
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия и охраны
здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды
обитания человека;
получение и обработка информации государственных и отраслевых
систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния
здоровья населения, окружающей природной, производственной и
социальной среды социально - экономического развития, а также
данных государственной статистики;
сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их
дальнейшего использования;
выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов
вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в
связи с изменением среды обитания человека;
создание информационных и информационно - аналитических
систем, сетей программных материалов и баз данных социально -
гигиенического мониторинга;
организация нормативно - справочной информации, используемой в
статистических регистрах, базах данных, комплексах
автоматизированной обработки информации;
подготовка информации (публикации, бюллетени и т. д.);
передача информации пользователям социально - гигиенического
мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
использование единых и обязательных нормативных документов,
методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
II. Организационная структура социально -
гигиенического мониторинга
6. Ведение социально - гигиенического мониторинга на
республиканском уровне в районах и городах Удмуртской Республики
осуществляется Удмуртским Республиканским Центром Государственного
санитарно - эпидемиологического надзора соответствующими центрами
государственного санитарно - эпидемиологического надзора совместно
с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и
организациями республиканских органов исполнительной власти,
администраций районов и городов.
7. Центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора совместно с уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями и организациями в районах и городах:
обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку
информации по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека
на его здоровье, передают ее в Удмуртский Республиканский Центр
Государственного санитарно - эпидемиологического надзора, а также
формируют первичные базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения районов и городов,
предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного
влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений
органами местного самоуправления.
8. Центры государственного санитарно - эпидемиологического
надзора Удмуртской Республики осуществляют анализ полученных
данных, выявляют с участием соответствующих научно -
исследовательских учреждений причинно - следственные связи между
изменением состояния санитарно - эпидемиологического благополучия
населения, показателями здоровья населения и средой обитания
человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений и ведут
соответствующие базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, предупреждения,
устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека для принятия решений органами государственной
власти;
передают информацию в Удмуртский Республиканский Центр
Государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
9. Удмуртский Республиканский Центр Государственного санитарно
- эпидемиологического надзора анализирует полученную информацию,
составляет прогноз обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения Удмуртской Республики, изменения состояния
здоровья человека в связи со средой его обитания, а также ведет
соответствующие республиканские базы данных.
III. Информационный банк
социально - гигиенического мониторинга
10. Информационный фонд социально - гигиенического мониторинга
представляет собой систематизированные в определенном порядке
многолетние данные наблюдения, а также нормативно - справочные
материалы, связанные в статистические регистры и базы данных,
обеспеченные комплексом программно - технологических и технических
средств для выявления характера и связи изменения состояния
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, здоровья
человека и среды его обитания.
11. Информационный фонд социально - гигиенического мониторинга
состоит из данных, характеризующих:
здоровье населения;
состояние среды обитания человека;
качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод,
почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
показатели социально - экономического положения Удмуртской
Республики, районов и городов, оказывающие влияние на изменение
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, здоровье
человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для социально -
гигиенического мониторинга являются:
базы данных республиканских органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Удмуртской Республики и
органов местного самоуправления, учреждений и организаций;
базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического
развития населения, ведение которого осуществляется Министерством
здравоохранения Удмуртской Республики, Удмуртским республиканским
управлением статистики, Министерством социального обеспечения
Удмуртской Республики и подведомственными им организациями и
учреждениями;
базы данных наблюдения за обеспечением санитарно -
эпидемиологического благополучия населения и среды обитания
человека, ведение которого осуществляется Удмуртским
республиканским центром государственного санитарно -
эпидемиологического надзора и подведомственными ему организациями
и учреждениями;
базы данных наблюдения за природно - климатическими факторами,
источниками антропогенного воздействия на окружающую природную
среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках
Единой государственной системы экологического мониторинга
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской
Республики, Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики,
Государственным комитетом Удмуртской Республики по охране
окружающей среды, Государственным комитетом Удмуртской Республики
по недрам, Государственным комитетом Удмуртской Республики по
земельным ресурсам и землеустройству, Центром по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды Удмуртской Республики и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение
которого осуществляется в рамках Единой государственной
автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой
Удмуртским республиканским центром государственного санитарно -
эпидемиологического надзора, Министерством сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики, Главным управлением
ветеринарии Совета Министров Удмуртской Республики и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания
человека, социально - экономическим положением Удмуртской
Республики, районов и городов, ведение которого осуществляется в
рамках Государственной системы учета и статистики Удмуртским
республиканским управлением статистики и подведомственными ему
организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда,
ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского
мониторинга социально - трудовой сферы Министерством труда
Удмуртской Республики, Удмуртским республиканским центром
государственного санитарно - эпидемиологического надзора и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством
питания населения, безопасностью для здоровья человека
продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого
осуществляется Удмуртским республиканским центром государственного
санитарно - эпидемиологического надзора, Министерством сельского
хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и
подведомственными им организациями и учреждениями.
13. Базы данных социально - гигиенического мониторинга
поддерживаются комплексом программно - технологических и
технических средств, функционирующих на республиканском уровне,
уровне районов и городов.
14. Программно - технологическое обеспечение предусматривает
при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование,
использование, обновление, актуализацию и представление всех видов
показателей, включенных в базы данных социально - гигиенического
мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда социально -
гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и
организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга,
осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с
другими пользователями - на договорной основе.
16. Пользователями данными информационного фонда социально -
гигиенического мониторинга могут быть органы государственной
власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения и организации независимо от их
подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а
также граждане.
17. Пользователям запрещается передача данных информационного
фонда социально - гигиенического мониторинга третьим лицам на
коммерческой основе.
Утверждено
постановлением
Совета Министров УР
от 3 апреля 1995 г. N 152
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
-----T-------------------------------T--------------------------T-------T---------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Ответственные ¦ Срок ¦Стоимость¦
¦п/п ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦I. ¦Создать на основе применения ¦Удмуртский республиканский¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники единую ¦центр госсанэпиднадзора ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему сбора и передачи ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации с целью ее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оперативного использования ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦1.1.¦Обеспечить центры ¦Министерство финансов ¦1995 г.¦ 190 ¦
¦ ¦госсанэпиднадзора всех ¦ ¦ ¦млн. руб.¦
¦ ¦уровней ЭВМ (30 штук) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦1.2.¦Объединить все ЭВМ в ¦Министерство финансов ¦1995 г.¦ 30 ¦
¦ ¦информационно - аналитическую ¦ ¦ ¦млн. руб.¦
¦ ¦сеть, приобрести 30 модемов ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦II. ¦Разработать программно - ¦УдГУ, Ижевский ¦ 1-3 ¦ ¦
¦ ¦технологическое обеспечение ¦государственный ¦квартал¦ 32 ¦
¦ ¦социально - гигиенического ¦медицинский институт, ¦1995 г.¦млн. руб.¦
¦ ¦мониторинга на основе ¦технический университет, ¦ ¦ ¦
¦ ¦современных научных ¦Удмуртский республиканский¦ ¦ ¦
¦ ¦решений ¦центр госсанэпиднадзора, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Госкомитет Удмуртской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Республики по охране ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦III.¦Обеспечить необходимыми ¦Удмуртский ¦ 1 ¦ ¦
¦ ¦кадрами данный раздел работы ¦республиканский центр ¦квартал¦ ¦
¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦1995 г.¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦IV. ¦Приступить к созданию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационного фонда ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально - гигиенического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦4.1.¦Обеспечение нормативно - ¦Удмуртский ¦ 1-2 ¦ ¦
¦ ¦справочной информации ¦республиканский центр ¦квартал¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦1995 г.¦млн. руб.¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦4.2.¦Сбор и ввод в ЭВМ базовой ¦Удмуртский ¦ 2-3 ¦ ¦
¦ ¦информации ¦республиканский центр ¦квартал¦ ¦
¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора ¦1995 г.¦ ¦
+----+-------------------------------+--------------------------+-------+---------+
¦V. ¦Разработать методические ¦Ижевский государственный ¦ 1-2 ¦ 5 ¦
¦ ¦подходы к анализу полученных ¦медицинский институт, ¦квартал¦млн. руб.¦
¦ ¦данных, выявление причинно - ¦Удмуртский республиканский¦1995 г.¦ ¦
¦ ¦следственных связей между ¦центр государственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦изменением состояния ¦санитарно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦санитарно - эпидемиологического¦эпидемиологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦благополучия населения, ¦надзора ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателями здоровья населения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и средой обитания человека, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦составлению прогнозов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наблюдаемых явлений. ¦ ¦ ¦ ¦
L----+-------------------------------+--------------------------+-------+----------
|