ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 1997 года
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Першаевой О.В.
народных заседателей -
с участием прокурора Амбарцумяна А.О.
и адвоката -
при секретаре Виноградовой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске дело
по иску Машагатовой Светланы Павловны, Голикова Алексея
Георгиевича, Кудрина Сергея Валентиновича, Деньщикова Дмитрия
Юрьевича, Шарова Дмитрия Викторовича, Шаровой Веры Юрьевны о
признании недействительным Закона Удмуртской Республики "О
миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики" в
связи с нарушением прав и свобод граждан и несоответствии Закона
Конституции РФ и другим правовым актам Российской Федерации,
установил:
Машагатова С.П., Голиков А.Г., Куприн С.В., Деньщиков Д.Ю.,
Шарова В.Ю. и Шаров Д.В., а также Желноваков П.И. в интересах
верующих граждан Церквей евангельских христиан: "Филадельфия" г.
Ижевск, "Филадельфия" г. Воткинск, "Дело Веры" г. Ижевск, "Дело
Веры" г. Воткинск, "Дело Веры" г. Сарапул, "Дело Веры" г. Можга,
"Церковь Божья" г. Ижевск, "Воскресение" г. Ижевск, "Ижевская
христианская община" г. Ижевск, "Голос Надежды" г. Глазов
обратились с жалобой и иском к Государственному Совету Удмуртской
Республики о нарушении конституционных прав и свобод граждан
Законом Удмуртской Республики N 221-I "О миссионерской
деятельности на территории Удмуртской Республики", принятого 28
мая 1996 г. и введенного в действие с 28 августа 1996 г. Жалобы
граждан Машагатовой С.П., Голикова А.Г., Кудрина С.В., Деньщикова
Д.Ю., Шарова Д.В., Шаровой В.Ю. о нарушении их конституционных
прав объединены в одно производство с исковым заявлением
Желновакова П.И. в интересах верующих граждан Церквей евангельских
христиан о нарушении конституционных прав и свобод граждан Законом
Удмуртской Республики "О миссионерской деятельности на территории
Удмуртской Республики", и настоящее дело по заявлению заявителей
рассмотрено судом в порядке искового производства.
Требования Машагатовой С.П., Голикова А.Г., Кудрина С.В.,
Деньщикова Д.Ю. мотивированы тем, что обжалуемым Законом
Удмуртской Республики "О миссионерской деятельности на территории
Удмуртской Республики" (далее - "Законом") нарушены их
конституционные права и свободы, гарантированные ст. 28
Конституции РФ и ст. 28 Конституции УР на "свободу совести,
свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально
или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в соответствии с ними". Граждане ссылаются
на то, что обжалуемый Закон в ст. 3 запрещает им исповедовать и
распространять религиозные убеждения без разрешения специального
органа по аккредитации, за получение аккредитации в соответствии
со ст. 7 обжалуемого Закона они обязаны платить денежный сбор в
размере десятикратного размера минимальной оплаты труда. Ст. 19
Закона предусматривает административную ответственность за
осуществление распространения вероучения без аккредитации.
Заявители полагают, что указанными нормами ограничено их право на
свободу вероисповедания, включая право свободно распространять
религиозные убеждения, что противоречит Конституции РФ,
Конституции УР, ст. 15 Закона РФ "О свободе вероисповеданий",
Международному пакту о гражданских и политических правах, другим
международным документам. Заявители также ссылаются на то, что
обжалуемым Законом они ограничены в конституционном праве получать
информацию, знакомиться с идеями представителей религиозного мира,
так как в Законе в ст. 5 запрещается распространение вероучения
гражданами Российской Федерации, если в Уставе их религиозных
организаций (объединений) Удмуртская Республика не указана
самостоятельным регионом их деятельности. Ст. 14 Закона запрещает
всем лицам, прибывшим на территорию Удмуртской Республики в
качестве туристов, предпринимателей, отраслевых специалистов
распространять свои религиозные убеждения, что, по мнению
заявителей, также противоречит ст. 28 Конституции РФ и ст. 3
Закона "О свободе вероисповеданий".
Заявители также ссылаются на то, что на основании ст. 13
обжалуемого Закона с религиозной организацией "Церковь
Филадельфии", в которой они состоят, были досрочно расторгнуты
договора аренды с ДК "Металлург", ДК "Строитель" и они были лишены
возможности осуществлять совместное исповедание веры, проведение
богослужебных собраний, концертов духовной музыки и т.п. Полагают,
что данная ст. 13 Закона противоречит п. 5 ст. 22 Закона РФ "О
свободе вероисповеданий", которая регламентирует проведение
религиозных мероприятий в порядке, установленном для проведения
собраний, митингов, шествий и демонстраций (л.д. 5 - 11).
Заявители Шаров Д.В., Шарова В.Ю. также просили суд признать,
что данный Закон нарушает их конституционные права и свободы и
сослались на то, что они в качестве миссионеров Церкви
"Филадельфия", г. Ижевск, были направлены для осуществления
миссионерской деятельности в с. Селты Удмуртской Республики. 12
сентября 1996 г. супруги Шаровы в сопровождении двух вооруженных
автоматами милиционеров были доставлены в милицию, где был
составлен протокол об административном нарушении на основании ст.
11, 13 Закона "О миссионерской деятельности на территории УР", и
постановлением Селтинского районного судьи от 12 сентября 1996 г.
на Шарова был наложен штраф в размере 75900 руб. Шаровы заявляют,
что с целью избежания конфликта с местными органами власти они
вынуждены были обратиться за разрешением на аккредитацию, за что
было уплачено 759000 руб. Церковью "Филадельфия". Шаров разрешение
на проведение миссионерской работы в с. Селты получил, а его жене
Шаровой в этом было отказано по тем основаниям, что она не имела
прописки (регистрации) на территории Удмуртии. Шаровы в заявлении
просят признать обжалуемый Закон недействительным, так как он
нарушает их конституционные права и свободы, при этом ссылались на
те же нормы права, что и заявители Машагатова, Голиков, Деньщиков,
Кудрин (л.д. 13 - 15).
Желноваков П.И. предъявил аналогичный иск в интересах верующих
граждан Церквей евангельских христиан, ссылаясь на то, что
верующие граждане Церквей евангельских христиан "Филадельфия" г.
Ижевск, "Филадельфия" г. Воткинск, "Дело Веры" г. Ижевск, "Дело
Веры" г. Воткинск, "Дело Веры" г. Сарапул, "Дело Веры" г. Можга,
"Церковь Божья" г. Ижевск, "Воскресение" г. Ижевск, "Ижевская
христианская община" г. Ижевск, "Голос Надежды" г. Глазов
уполномочили его предъявить иск о защите их конституционных прав и
свобод, нарушаемых Законом УР "О миссионерской деятельности на
территории Удмуртской Республики", так как обжалуемый Закон
ограничивает права верующих свободно получать информацию, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и
действовать в соответствии с ними.
В судебном заседании все заявители поддержали свои требования
о признании обжалуемого Закона недействительным. При этом
заявитель Кудрин С.В. - руководитель церковного совета Церкви
"Филадельфия" пояснил, что считает нарушенными свои субъективные
права, гарантированные Конституциями Российской Федерации и
Удмуртской Республики, Законом РФ "О свободе вероисповеданий", так
как в соответствии с обжалуемым Законом он ограничен в свободном
распространении и исповедании религиозных убеждений, Закон для
осуществления этого права от него требует специальной
аккредитации, собирании дополнительных документов, уплаты
денежного сбора. Кудрин С.В. пояснил суду, что он не согласен с
понятием миссионер и миссионерская деятельность, данными в ст. 1
Закона, считает, что введением в Законе требований аккредитации он
подвергнут давлению, так как может быть за свободное
распространение религиозных убеждений подвергнут штрафу,
привлечению к административной ответственности, полагает, что он в
связи с этим Законом не обладает равными правами с атеистами.
Кудрин также сообщил суду, что в связи с данным Законом на
основании ст. 13 Администрация г. Воткинска отказала прихожанам
Церкви "Филадельфия" в аренде всех помещений культуры и не дала
разрешения на аренду других зданий в городе.
Заявитель Деньщиков Д.Ю. дал суду аналогичные пояснения,
дополнив указанием на то, что обжалуемый Закон регламентирует его
религиозную жизнь, ограничивает конституционное право на свободное
исповедование и распространение религиозных убеждений, что
выразилось для него в "изгнании" религиозной организации Церковь
"Филадельфия" из ДК "Металлург" г. Ижевска, привлечением его брата
по вере Шарова к административной ответственности, Закон оказывает
на него психическое воздействие устрашением наказанием и штрафом
за свободное распространение религиозных убеждений.
Заявитель Голиков А.Г. - поддержал заявление и дополнительно
пояснил, что Закон, указав в преамбуле, что гарантирует реализацию
закрепленных Конституциями Российской Федерации и Удмуртской
Республики прав человека на свободу совести и вероисповедания,
вместе с тем данную задачу не выполнил, а наоборот, ограничил и
ущемил права значительной части верующих.
Машагатова С.П. поддержала свое заявление в суд и дополнила,
что Церковь "Филадельфия", прихожанкой которой она является,
зарегистрирована в установленном законом порядке в Министерстве
юстиции Удмуртской Республики. В Уставе указано, что миссионерская
деятельность является одной из уставных целей данной церкви, и
принятие дополнительного закона по порядку осуществления
миссионерской деятельности существенно нарушает ее конституционное
право на свободу вероисповедания и распространения религиозных
убеждений.
Шаров Д.В. поддержал свое заявление и пояснил, что он является
служителем Церкви "Филадельфия", направленным вместе с женой для
осуществления миссионерской деятельности в с. Селты Удмуртской
Республики. Миссионерскую деятельность в виде собраний, изучения
Библии и т.п. проводил вместе с женой в районном Доме культуры и
районной больнице. Данную деятельность осуществлял с ведома
Администрации района, Дома культуры (на основании договора аренды)
и на основании разрешения главврача больницы. 12 сентября 1996 г.
во время проведения дома молитвы двое милиционеров потребовали от
него и жены немедленно прибыть к начальнику милиции. Сопроводили
его и жену, находящуюся на 6-м месяце беременности, в машину под
охраной вооруженного автоматом милиционера. В райотделе составили
протокол. В суде в тот же день, 12 сентября 1996 г.,
постановлением судьи оштрафовали за проведение миссионерской
деятельности без дополнительной аккредитации на основании Закона
УР "О миссионерской деятельности на территории Удмуртской
Республики", запретили посещать больницу и ДК. Шаров Д.В. пояснил,
что ограничение их прав было произведено на глазах многих людей в
очень грубой форме. Полагает, что из-за этого к ним в селе
изменились отношения людей, к ним стали относиться с
подозрительностью, как к преступникам. Они вынуждены теперь
собираться только на квартире, так как им, на основании
обжалуемого Закона, отказали в предоставлении всех помещений
культуры и других зданий. Кроме того, его жене Шаровой В.Ю.
отказали в аккредитации по тем основаниям, что она не была
прописана в Удмуртии, хотя она имела временную регистрацию места
жительства в с. Селты.
Шарова В.Ю. в суд не явилась в связи с рождением ребенка. Дело
просила рассмотреть в ее отсутствие. Ее интересы в суде
представляли по нотариальным доверенностям Алиева Г.К.,
Крашенинникова Т.Г. и Желноваков П.И., которые заявление Шаровой
поддержали в полном объеме.
При этом Алиева Г.К. уточнила, что при подаче заявления на
аккредитацию Шаровой В.Ю. экспертно - консультативному совету не
были представлены документы, подтверждающие, что Шарова на
территории Удмуртии находится законно и прошла регистрацию места
жительства в с. Селты.
Представитель Крашенинникова Т.Г. поддержала доводы заявлений
о том, что, приняв данный Закон, Государственный Совет Удмуртской
Республики вышел за пределы своих полномочий, так как данный Закон
регулирует и ограничивает конституционные права и свободы граждан,
что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесено к
исключительной компетенции Российской Федерации. Данный
представитель также отметил, что понятие миссионерства, данное в
оспариваемом Законе, совпадает с общепринятым в международном
праве и Российской Федерации, так как содержит указание на цель
миссионерской деятельности - вовлечение в свою веру. Ссылается на
то, что аккредитация миссионерской деятельности является двойной
регистрацией этой деятельности, так как она (миссионерская
деятельность) уже разрешена Министерством юстиции Удмуртской
Республики, зарегистрировавшим уставы религиозных организаций, где
миссионерство и миссионерская деятельность указаны в целях
религиозных организаций. Полагает, что установлением в ст. 7 платы
за аккредитацию в размере 10 минимальных заработных плат также
значительно ограничены свободы граждан на распространение
религиозных убеждений.
Представитель верующих граждан Евангельских церквей Желноваков
П.И. в ходе судебного заседания исковые требования поддерживал в
полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, но в
ходе судебного разбирательства заявил об уточнении искового
заявления, в котором просил поданное им ранее заявление считать
исковым заявлением религиозных объединений Евангельских церквей, а
не заявлением верующих граждан. В связи с заявлением об изменении
истца по делу и отсутствием у Желновакова П.И. полномочий на
предъявление иска и представительство религиозных объединений,
исковое заявление верующих граждан Евангельских церквей оставлено
определением суда по основаниям п. 3 ст. 221 ГПК РФ без
рассмотрения.
Представитель ответчика, Государственного Совета Удмуртской
Республики, - Семенов Ю.В. - председатель постоянной комиссии
Государственного Совета Удмуртской Республики по государственному
строительству, национальной политике и местному самоуправлению
требования заявителей не признал, пояснив, что принятие данного
Закона вызывалось объективной необходимостью, в связи со
значительной активизацией религиозной деятельности в стране,
распространением нетрадиционных религий, миссионерского движения,
активно поддерживаемого и финансируемого из-за границы,
возникновения необходимости защиты граждан от деятельности
тоталитарных, деструктивных сект, что явилось предпосылкой
принятия обжалуемого Закона. Отметил, что большинство религиозных
объединений не высказывалось против данного Закона. Семенов Ю.В.
также пояснил, что в Законе речь идет об уточнении правового
положения миссионерств, а экспертно - консультативный совет
является не запретительным, а разрешительным органом.
Представитель Госсовета Удмуртской Республики Кулагина М.А. -
консультант Правового управления Аппарата Государственного Совета
Удмуртской Республики пояснила, что, по мнению ответчика,
обжалуемый Закон не регулирует существо и содержание права
миссионерской деятельности, а определяет границы деятельности,
что не является ограничением, отметила, что принятие обжалуемого
Закона входит в компетенцию Удмуртской Республики.
Свидетель Галахов Ю.А. - начальник отдела паспортно - визовой
службы МВД УР пояснил суду, что в работе с гражданами, въезжающими
на территорию Удмуртии, МВД УР руководствуется действующим в
Российской Федерации законодательством, уточнил, что какого-либо
специального законодательства, регулирующего регистрацию граждан -
иностранцев, въезжающих на территорию Российской Федерации с
религиозными целями, не существует. Деятельность по регистрации
иностранцев, въезжающих с религиозными целями, осуществляется по
приглашению религиозных организаций. Пояснил, что требование о
регистрации въехавших на территорию Удмуртии граждан в течение 24
часов не основано на федеральном законе. Отметил, что в 1996 г. в
Удмуртию въехало 96 иностранцев с религиозными целями. 46
обращалось в отдел паспортно - визовой службы. Каких-либо жалоб со
стороны иностранных граждан не было.
Свидетель Дегтярь Ю.Н. - пастор Церкви "Дело Веры" г. Ижевск
пояснил, что обжалуемый Закон ущемил права верующих его прихода и
других, так как их изгнали из всех домов культуры и кинотеатров,
где проводили религиозные собрания, репетиции церковного хора.
Считает, что 8 сентября 1996 г. - это последний день свободной
деятельности церкви. После этого им было отказано в аренде
кинотеатров "Россия", "Ударник", "Октябрь". Кроме этого,
прихожанам Церкви "Дело Веры" в г. Воткинске в грубой форме
отказано в аренде кинотеатра "Победа", в г. Сарапуле - в
предоставлении ДК "ЗИО", в г. Можге - кинотеатра "Спутник".
Пояснил, что осенью 1996 г. его вызывали в отдел культуры
Администрации Индустриального района и предупредили об
ответственности за нарушение Закона "О миссионерской деятельности
на территории Удмуртской Республики". Пояснил, что в соответствии
со ст. 16 данного Закона и благотворительностью, и
распространением религии они могут заниматься только после
аккредитации. Полагает, что в данном Законе - элементы
дискредитации, так как народ после их "изгнания" из общественных
и культурных зданий расценивает их как вредных и т.п. Кроме этого,
заявил, что ранее вся деятельность их Церкви была открытой, они не
прятались, а обжалуемым Законом их "загоняют" в подполье.
Свидетель Люминарский А.В. - помощник пастора Ижевской
христианской общины пояснил, что миссионерство - это неотъемлемая
часть жизни и религиозной деятельности христиан. Полагает, что
данным Законом "О миссионерской деятельности на территории
Удмуртской Республики" явно преследуются христиане. Им отказали в
аренде помещений в ДК "Металлург", хотя никаких нареканий ни от
кого на их деятельность не было.
Свидетель Охотников И.А. - администратор "Церкви Божей" г.
Ижевск пояснил, что на основании обжалуемого Закона им отказано в
аренде ДК "Октябрь" г. Ижевск для проведения семинарских занятий
по изучению Библии. В Мэрии г. Ижевска, со ссылкой на обжалуемый
Закон, отказали в разрешении арендовать какие-либо другие
общественные, культурные здания и сооружения. Полагает, что
обжалуемым Законом нарушены ст. 27 Закона "О свободе
вероисповеданий", Конституция Российской Федерации ст. 19, 28, 31,
и другие, а также ратифицированные Россией международные договоры.
Свидетель Аксельрод И.А. - главный специалист Министерства
юстиции Удмуртской Республики пояснил, что обжалуемый Закон
рассматривался неоднократно. По его мнению, экспертно -
консультативный совет достаточно компетентный орган. Подтвердил,
что в уставах всех религиозных протестантских организаций,
зарегистрированных в Министерстве юстиции Удмуртской Республики,
миссионерская деятельность указана в уставах.
Свидетель Анисимов В.Б. - пастор Церкви "Голос Надежды", г.
Глазов, пояснил суду, что с декабря 1994 г. их церковь на
основании договора о совместной деятельности занимала помещение в
детском Дворце культуры г. Глазова. За предоставление помещений
Церковь приобретала для детских кружков необходимые костюмы и
другой необходимый для детского творчества инвентарь.
После принятия обжалуемого Закона им отказали в предоставлении
данного помещения. Более месяца они были без зала. Им везде
отказывали. В настоящее время они арендуют зал в промышленном
здании Ремстройуправления, на территорию которого вход только по
пропускам. Показал, что им отказано в помещении и в с. Понино
Глазовского района. Пояснил, что после принятия Закона на них
стали смотреть "недобрыми глазами", их деятельность стали считать
вредной, так как их отовсюду гнали. Детская библейская школа после
принятия обжалуемого Закона в г. Глазове прекратила свое
существование.
Свидетель Пономарев М.П. - заведующий отделом по связям с
религиозными организациями Аппарата Правительства Удмуртской
Республики, пояснил, что принятие обжалуемого Закона было вызвано
объективной необходимостью, так как с 1993 г. масштабы
миссионерской деятельности в Удмуртии значительно увеличились за
счет активной поддержки различных центров (религиозных),
расположенных за пределами Удмуртии и России. Пояснил, что в отдел
Аппарата Правительства стали поступать жалобы граждан на
деятельность отдельных религиозных объединений. В частности,
обращалась неоднократно гр. Ермолаева с жалобой на деятельность
Церкви "Дело Веры", которую посещает ее совершеннолетняя дочь. В
результате проверки жалобы были установлены нарушения налогового и
трудового законодательства в этом религиозном объединении. Были и
другие обращения граждан, недовольных деятельностью религиозных
объединений. Данный свидетель пояснил, что, по его мнению, данный
Закон не нарушает права граждан, а направлен лишь на решение
организационных вопросов миссионерской деятельности в Удмуртии.
Выслушав стороны, представителей, свидетелей, исследовав
письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации
"Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не
может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной".
Ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от отношения к религии,
убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам религиозной принадлежности.
Ст. 28 Конституции РФ гласит: "Каждому гарантируется свобода
совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Аналогичные статьи содержатся и в Конституции Удмуртской
Республики: ст. 15, 17, 28.
В ст. 18 Конституции РФ и Конституции Удмуртской Республики
закреплено, что "права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими".
В ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации и Удмуртской
Республики закреплено, что в "Российской Федерации ... (а в
Конституции УР - Удмуртской Республике) ... не должны издаваться
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина".
В этой же статье Конституции РФ в ч. 3 содержится положение о
том, что права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены только федеральным законом.
В соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции РФ регулирование и
защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению
Российской Федерации.
В Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990
г. (с последующими изменениями и дополнениями) содержатся правовые
основы, необходимые для реализации конституционного принципа
свободы совести, вероисповедания.
Ст. 1 Закона "О свободе вероисповеданий" устанавливает, что
задачами данного Закона является "регулирование возникающих в этой
области общественных отношений в целях соблюдения и единообразного
осуществления на всей территории РСФСР принципов свободы совести,
закрепленных в Конституции РСФСР, а также реализации права граждан
на пользование этой свободой".
Таким образом, на основании указанных норм Конституции РФ и
Удмуртской Республики, Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий",
суд приходит к выводу, что решение вопросов, связанных с
осуществлением и реализацией конституционного права человека и
гражданина на территории России должно осуществляться в
соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, в
частности, Законом РСФСР "О свободе вероисповеданий" и другими
федеральными законами. Субъекты Российской Федерации могут
принимать законы и иные нормативные акты только по вопросам защиты
прав и свобод гражданина. Принятие субъектами Российской Федерации
нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным
законам и ограничивающих права и свободы граждан в осуществлении и
реализации конституционных прав, является незаконным.
Анализируя обжалуемый гражданами Закон, суд приходит к выводу,
что Закон "О миссионерской деятельности на территории Удмуртской
Республики" закрепляет особый порядок правового регулирования
миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики,
чем нарушает (ограничивает) конституционные права граждан,
предусмотренных ст. 28 Конституции РФ. Кроме этого, суд приходит к
выводу, что Государственный Совет Удмуртской Республики, приняв
Закон, вводящий особый порядок правового регулирования
миссионерской деятельности на территории Удмуртии, вышел за
пределы компетенции субъекта Российской Федерации.
Содержание конституционного права на свободу вероисповеданий
законодательно закреплено в ст. 3 Закона РСФСР "О свободе
вероисповеданий" и включает в себя "право каждого гражданина
свободно выбирать, иметь и распространять любую религию или не
исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими
убеждениями при условии соблюдения законов государства".
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона "О свободе
вероисповеданий" "исповедание и распространение веры включает в
себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе
непосредственно или через средства массовой информации,
миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности,
религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность
(монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность,
определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную
уставом (положением) данного объединения".
Анализируя данные нормы Закона, суд приходит к выводу, что
миссионерская деятельность является одной из форм распространения
и исповедания веры, как составляющая часть гарантированного
Конституцией РФ права человека и гражданина на свободу
вероисповеданий.
В ч. 3 ст. 1 обжалуемого Закона сказано, что "аккредитация
миссионеров - наделение их правом осуществления миссионерской
деятельности на территории Удмуртской Республики ...". Суд
считает, что введение понятия "аккредитация миссионеров" - как
"наделение их правом" противоречит Конституции РФ и Закону "О
свободе вероисповеданий", как право на свободу вероисповедания и
миссионерскую деятельность, как составляющую часть религиозной
деятельности, граждане имеют на основании Конституции РФ и
Удмуртской Республики. Данное право в соответствии со ст. 18
Конституции РФ действует непосредственно и не требует
законодательного дополнительного подтверждения, тем более
"наделения" этим правом.
В ст. 2 обжалуемого Закона содержится норма,
предусматривающая, что субъектами миссионерской деятельности
являются граждане и организации "при условии аккредитации". Данная
норма также ограничивает конституционное право граждан на свободу
вероисповедания.
Ст. 3 Закона запрещает деятельность не аккредитованных
миссионеров. По мнению суда, данная норма грубо нарушает,
ограничивает права граждан, гарантированных ст. 28, 29 Конституции
РФ, Законом "О свободе вероисповеданий".
В ст. 5 Закона предусматриваются требования к миссионерам,
предъявляемые при аккредитации. Данная норма также нарушает права
граждан на свободу вероисповедания, так как содержит перечень
ограничений, не основанных на федеральном законодательстве и
Конституции РФ и Удмуртии. В частности, в ч. 2 ст. 5 закреплено,
что "разрешение на миссионерскую деятельность получают только те
миссионеры, в Уставе религиозных организаций которых Удмуртская
Республика значится регионом их деятельности". Данная норма, кроме
перечисленных выше, противоречит ст. 3 Закона РФ "О праве граждан
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", предусматривающей, что регистрация
граждан по месту жительства (пребывания) или отсутствие таковой не
может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Статья 6 предусматривает сроки рассмотрения документов об
аккредитации.
Поскольку введение понятия аккредитации миссионерской
деятельности как "наделение правом" противоречит конституционным
нормам, то и нормативное определение сроков рассмотрения
документов об аккредитации является незаконным.
В ст. 7 обжалуемого Закона предусмотрена плата за аккредитацию
(то есть за наделение правом заниматься миссионерской
деятельностью - ст. 1 Закона) в размере десятикратной величины
минимального размера оплаты труда, перечисляемой в республиканский
бюджет Удмуртской Республики.
Суд считает, что данная норма обжалуемого Закона грубо
нарушает конституционные права граждан на свободу вероисповедания,
так как осуществление данного конституционного права ставится в
материальную зависимость, что противоречит Конституции РФ и
Удмуртской Республики, закрепившим принцип о том, что права и
свободы граждан являются непосредственно действующими.
Кроме этого суд считает, что на момент рассмотрения данного
дела судом, установление местного налога (сбора) за аккредитацию
миссионерской деятельности противоречит ст.ст. 20, 21, 18 Закона
РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1
от 27.12.91 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Ст. 9 Закона устанавливает сроки осуществления миссионерской
деятельности, что противоречит Конституции РФ, так как в
соответствии со ст. 17, ч. 2 Конституции РФ "Основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения",
а в соответствии со ст. 64 Конституции РФ правовой статус личности
не может быть изменен иначе, как в порядке, установленном
Конституцией России.
Ограничение данного Конституцией РФ права на свободу
вероисповедания временными границами на основании закона субъекта
Федерации противоречит Конституции РФ.
Ст. 11 Закона запрещает деятельность миссионеров, не имеющих
свидетельства об аккредитации. Данная норма, по перечисленным выше
основаниям, нарушает права граждан, так как противоречит
Конституциям РФ и УР.
Ст. 12 Закона, регламентирующая порядок постановки на учет
миссионеров, устанавливает, что граждане, прибывшие для
осуществления миссионерской деятельности на территорию Удмуртии,
обязаны зарегистрироваться в течение 24 часов с момента въезда.
Установление данного временного ограничения для регистрации
прибывших в Удмуртскую Республику миссионеров не основано на
действующем законодательстве.
В ст. 13 ч. 1 установлено, что миссионерская деятельность
может проводиться в культовых зданиях, на их территориях, в
помещениях религиозных организаций, в помещениях, принадлежащих
юридическим и физическим лицам на праве собственности (по
заявлению собственников), в домах для престарелых и инвалидов (по
заявлениям или личной просьбе этой категории граждан) с разрешения
органа аккредитации.
Установление такого ограничения противоречит ст. 31
Конституции РФ, ч. 2 ст. 22 Закона "О свободе вероисповеданий" и
значительно ограничивает конституционное право граждан на свободу
совести и вероисповедания, осуществляемое ими даже в культовых
зданиях и частных домах, собственном жилище.
Категорический запрет миссионерской деятельности во всех
общественных местах, учреждениях культуры, искусства и спорта всех
форм собственности, во всех типах государственных муниципальных
учреждениях народного образования, закрепленный в ст. 13 ч. 2
Закона, противоречит ст. 31 Конституции РФ и ч. 5 ст. 22 Закона РФ
"О свободе вероисповеданий". Установление данного категорического
запрета привело к ограничению прав верующих граждан Удмуртии с
религиозными объединениями, у которых досрочно расторгнуты
договоры аренды помещений в кинотеатрах и домах культуры, а также
договоры о совместной деятельности.
Вместе с тем, действующее федеральное законодательство
предусматривает, что религиозные обряды и церемонии осуществляются
в порядке, установленном для проведения собраний, митингов,
шествий и демонстраций.
Ст. 14 обжалуемого Закона содержит запрет гражданам, прибывшим
из-за пределов Удмуртской Республики в качестве туристов,
предпринимателей, отраслевых специалистов, гостей заниматься
миссионерской деятельностью. Данная норма существенно ограничивает
права граждан Российской Федерации, прибывших в Удмуртию, и
противоречит ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, закрепившей, что "каждый
гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми
правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации".
Ст. 16 Закона определяет формы миссионерской деятельности и
разрешает только после прохождения аккредитации распространять
религиозную литературу и другие печатные материалы религиозного
содержания, проводить концерты духовной музыки, показ видео- и
кинофильмов на религиозные темы, заниматься благотворительной
деятельностью. Данная норма обжалуемого Закона противоречит
Конституции РФ ст. 28, 29; Закону "О свободе вероисповеданий", ст.
15, 17, 24, и ограничивает конституционные права граждан
Удмуртской Республики.
Ст. 17 Закона содержит требование к руководителям
миссионерских организаций в течение 3 дней сообщать об изменениях
в составе миссионеров и смене адреса места жительства миссионеров
в орган аккредитации. Данная норма не основана на действующем
федеральном законодательстве.
Ст. 19 Закона устанавливает ответственность за нарушение
миссионерами требований Закона "О миссионерской деятельности на
территории Удмуртской Республики". В частности, предусматривает
административную ответственность миссионеров, действующих без
аккредитации в виде штрафа в размере до 100 минимальных заработных
плат; а за размещение рекламы миссионеров, не имеющих
аккредитации, - штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты
труда.
Суд считает, что установление административной ответственности
за осуществление миссионерской деятельности без аккредитации грубо
нарушает конституционные права граждан, так как защита и
регулирование прав граждан в соответствии со ст. 71 Конституции РФ
находится в компетенции Российской Федерации.
Кроме этого, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные акты не могут противоречить
федеральным законам. Установление обжалуемым Законом штрафа в
размере 200 минимальных размеров оплаты труда противоречит
Федеральному закону - Кодексу об административных правонарушениях
(ст. 27 КоАП), предусматривающий максимальный размер штрафа - 100
минимальных размеров оплаты труда.
В ст. 20 Закона перечислены основания прекращения
миссионерской деятельности, в том числе и такие, как истечение
срока аккредитации; на основании органа аккредитации; за нарушение
установленного порядка регистрации.
Суд приходит к выводу, что установление данных оснований также
противоречит федеральному законодательству и является
неправомерным.
Таким образом, проанализировав Закон "О миссионерской
деятельности на территории Удмуртской Республики", проверив доводы
граждан о нарушении данным Законом их конституционных прав на
свободу вероисповедания, оценив показания свидетелей по делу,
исследовав письменные доказательства по делу, выслушав заключение
прокурора, полагавшего необходимым признать недействительным
практически все основные нормы обжалуемого гражданами Закона, суд
приходит к выводу, что заявление граждан подлежит удовлетворению,
так как в суде, бесспорно, установлено, что после принятия и
введения в действие Закона "О миссионерской деятельности на
территории Удмуртской Республики" конституционные права
Машагатовой, Голикова, Деньщикова, Кудрина, Шарова, Шаровой на
свободу вероисповеданий нарушены.
Показаниями заявителей, свидетелей Дегтярь Ю.Н., Люминарского
А.В., Охотникова И.А., Анисимова В.Б., в суде подтверждено, что
именно после вступления данного Закона в силу верующих граждан (в
частности, евангелистских христиан) стали ограничивать в праве в
установленном законом порядке арендовать для осуществления
религиозной деятельности здания, ранее действующие договоры на
аренду помещений или на совместную деятельность были расторгнуты,
в заключении других договоров им отказывают со ссылкой на ст. 13
Закона.
Данные показания в суде подтверждены и письменными
доказательствами: письмом директора ДК "Металлург" от 15.09.96 г.
(л.д. 32), письмом директора ДК "Строитель" от 15.09.96 г. (л.д.
31) о расторжении договоров аренды в связи со ст. 13 Закона "О
миссионерской деятельности", письмом начальника Управления по
культуре и туризму Администрации Ижевска об отказе в
предоставлении для проведения семинарских занятий по изучению
Библии помещения ДК "Октябрь " (л.д. 38) и другими аналогичными
письмами в г. Воткинске, селе Селты и т.п.
Из протокола заседания экспертно - консультативного Совета по
взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве
Удмуртской Республики от 5 сентября 1996 г. следует, что после 8
сентября 1996 г. проведение богослужений, религиозных обрядов,
любой миссионерской деятельности в общественных местах,
учреждениях культуры, искусства и спорта всех форм собственности,
во всех типах государственных муниципальных учреждениях народного
образования на основании ст. 13 Закона "О миссионерской
деятельности на территории Удмуртской Республики" запрещено.
Данным же решением предложено расторгнуть независимо от сроков
заключения все договоры аренды с религиозными объединениями.
Из показания Шарова Д.В. и постановления Селтинского районного
судьи от 12 сентября 1996 г. (л.д. 19) следует, что Шаров за
осуществление миссионерской деятельности без аккредитации
привлечен к административной ответственности на основании ст.ст.
9, 13 Закона Удмуртской Республики "О миссионерской деятельности
на территории Удмуртской Республики" и подвергнут штрафу.
Из протокола экспертно - консультативного Совета от 5 ноября
1996 г. следует, что Шаровой В.Ю. отказано в аккредитации
миссионерской деятельности по тем основаниям, что она прописана в
г. Чайковском Пермской обл.
С учетом перечисленных доказательств суд приходит к выводу,
что обжалуемым Законом нарушаются гражданские, конституционные
права граждан и в соответствии со ст. 13 ГК РФ данный Закон должен
быть признан недействительным.
Доводы представителей Госсовета Удмуртской Республики о том,
что обжалуемым Законом не осуществляется вмешательство в
осуществление верующими гражданами конституционного права на
свободу вероисповедания, а произведено лишь уточнение правового
положения миссионеров, а также довод о том, что деятельность
экспертно - консультативного Совета носит не запретительный, а
разрешительный характер, суд считает необоснованным,
противоречащими установленным в суде доказательствам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 руководящего
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21
декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные
действия, нарушающие права и свободы граждан", при признании судом
нормативного акта незаконными влечет признание этого акта не
действующим с момента принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, ст. 191
- 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявленные требования Машагатовой Светланы Павловны, Голикова
Алексея Георгиевича, Кудрина Сергея Валентиновича, Деньщикова
Дмитрия Юрьевича, Шарова Дмитрия Юрьевича, Шаровой Веры Юрьевны о
признании недействительным Закона Удмуртской Республики "О
миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики"
удовлетворить.
Признать недействительным и не подлежащим применению с момента
принятия Закон Удмуртской Республики N 221-I от 28 мая 1996 г. "О
миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики".
Взыскать с Государственного Совета Удмуртской Республики в
пользу Машагатовой С.П., Голикова А.Г., Кудрина С.В, Деньщикова
Д.Ю. госпошлину в сумме 11500 руб. и в пользу Шарова Д.В. и
Шаровой В.Ю. в сумме 11500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в
Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
О.В.ПЕРШАЕВА
|