ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 1997 г. N 272
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях повышения эффективности внешнеэкономической
деятельности, формирования благоприятных экономических,
организационных и правовых условий международного сотрудничества
республики Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономической
деятельности Удмуртской Республики (прилагается).
2. Министерству международных связей Удмуртской Республики
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
Удмуртской Республики в срок до 1 июля 1997 г. разработать Целевую
комплексную программу развития внешнеэкономической и международной
деятельности Удмуртской Республики на период до 2000 года.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на экономический отдел Аппарата Правительства Удмуртской
Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН
Утверждена
постановлением
Правительства УР
от 14 марта 1997 г. N 272
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введение
Развитие внешнеэкономических связей Удмуртской Республики
приобретает в современных условиях исключительно актуальное
значение. Значимость этой сферы как фактора стабилизации и
удовлетворения первоочередных нужд социально - экономического
комплекса республики многократно возросла в начале 90-х годов на
фоне глубокого экономического кризиса, сопровождающегося сужением
внутреннего спроса и растущим дефицитом платежного баланса. В
настоящее время экспортируемая в дальнее и ближнее зарубежье
продукция составляет 21,8 процента от валового внутреннего
продукта Удмуртской Республики. Одновременно дальнейшее развитие
внешнеэкономической деятельности выступает в качестве важного
элемента долгосрочной экономической стратегии Правительства
республики, направленной на решение задач модернизации,
структурной перестройки и создания конкурентоспособной
региональной экономики. Поэтому закономерно, что развитие
внешнеэкономического комплекса Удмуртской Республики должно стать
одним из приоритетных направлений структурной перестройки и
технологической модернизации хозяйственного комплекса региона.
Стратегической целью Концепции является определение
приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской
Республики, обеспечивающих гармоничное вхождение республики в
систему мирохозяйственных связей. Средствами достижения данной
цели являются повышение эффективности и масштабов
внешнеэкономической деятельности республики на основе
последовательного улучшения ее экономических показателей,
совершенствование товарной структуры экспортно - импортных
операций, оптимизация географической структуры внешнеэкономических
связей, использование прогрессивных форм международного торгово -
экономического сотрудничества. При этом совершенствование
внешнеэкономической деятельности распространяется не только на
предприятия - участники ВЭД, но и на технологически связанные с
ними производства, способствуя реконструкции и развитию всего
хозяйственного комплекса республики.
Концепция является открытой и может быть уточнена в случае
изменения факторов, определяющих развитие экономики Удмуртской
Республики и Российской Федерации.
Данная Концепция должна послужить основой для разработки
программы комплексного развития внешнеэкономической деятельности
республики. В рамках Программы необходимо определить
первоочередные направления развития внешнеэкономических связей в
Удмуртской Республике, необходимость и объем бюджетного
финансирования этих направлений.
1. Предпосылки развития внешнеэкономической
деятельности Удмуртской Республики
1.1. Внешняя торговля
В настоящее время в Удмуртской Республике внешняя торговля
развивается на фоне тенденции к стабилизации экономики, проявления
признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной,
активности, расширения участия страны в организациях
многостороннего экономического сотрудничества, улучшения мировой
конъюнктуры для основных товаров республиканского экспорта.
Объем внешнеторгового оборота Удмуртской Республики за 9
месяцев 1996 г. составил 535,0 млн. долларов, в том числе экспорт
- 386 млн. долларов, импорт - 149 млн. долларов. Положительное
сальдо внешней торговли составляет 237 млн. долларов. На долю
стран СНГ приходится почти 19 процентов внешнеторгового оборота
республики.
В 1996 г. предприятия и организации Удмуртской Республики
поддерживали внешнеэкономические связи с 72 странами мира, в том
числе экспортные поставки осуществлялись в 48 стран, а товары по
импорту поступали из 48 стран. Основными торговыми партнерами
являлись Германия, США, Украина, Казахстан, Франция, Беларусь и
Австрия.
Основу экспорта Удмуртской Республики за 9 месяцев 1996 г.
составляли нефть (45 процентов), черные металлы и изделия из них
(14,1 процентов). На долю продукции нефтехимического комплекса
приходится 28,4 процента. Поставки продукции машиностроения
составляют 8,2 процента от общего объема экспорта.
По импорту в республику в основном поступает
машиностроительная продукция (53 процента), продовольственные
товары (13,3 процента), черные и цветные металлы (19,4 процента).
Крупнейшими участниками внешнеэкономической деятельности в
Удмуртской Республике являются АО "Удмуртнефть", АО "Ижсталь", ГП
"Ижевский механический завод", СП "Ижтел", АО "Ижмаш", АО
"Чепецкий механический завод", АООТ "Удмурттелеком".
В условиях спада производства и снижения спроса на продукцию
предприятий республики вопрос укрепления экспортного потенциала
Удмуртии является исключительно важным и выступает как фактор
поддержания производства и источника валюты для удовлетворения
первоочередных нужд народного хозяйства республики.
Поэтому закономерно, что развитие экспорта, особенно продукции
обрабатывающей промышленности, может и должно стать важным
элементом структурной перестройки и технологической модернизации
экономики республики.
1.2. Иностранные инвестиции
Современная ситуация в инвестиционной сфере определяется
намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса.
Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются
сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование,
сокращение спада и стабилизация производства на фоне устойчивого
снижения инфляции, увеличение положительного сальдо внешней
торговли, укрепление российского рубля. В результате проведения
экономической реформы гарантированы права собственности частных
инвесторов, заработали ценовые механизмы регулирования
производства, начался перелив капитала через фондовый рынок,
развивается проектное финансирование.
Инвестиционный климат Удмуртской Республики определяется
наличием ряда привлекательных аспектов:
- наличие сложившихся торгово - экономических связей с
партнерами из стран - участников СНГ,
- квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила,
- значительный научно - технический потенциал.
В то же время привлечению иностранных инвестиций препятствуют
и неблагоприятные факторы, в том числе:
- высокая инфляция,
- неразвитость инфраструктуры,
- нестабильность правовых гарантий.
В настоящее время на территории Удмуртской Республики
действует 120 коммерческих организаций с иностранными
инвестициями. Общее количество иностранных инвестиций, вложенных в
экономику Удмуртии, составляет 28,1 млн. американских долларов. За
9 месяцев 1996 г. зарегистрировано 10 КОИИ с объемом инвестиций в
размере 19 млрд. рублей. За 9 месяцев 1996 г. от КОИИ и
представительств компаний поступило в бюджет Удмуртской Республики
10,7 млрд. руб.
Более 88 процентов от общего количества предприятий с
иностранными инвестициями зарегистрировано на территории г.
Ижевска.
Инвестирование создающихся совместных предприятий производится
в основном в виде денежных вкладов.
В 1995 г. объем экспорта совместных предприятий составил 22,1
млн. долларов США (примерно 5,7 процентов общего объема экспорта
Удмуртской Республики). Основная статья экспорта - сырье и
материалы.
Объем импорта различных товаров в 1995 г. составил 5,8 млн.
долларов США (3,9 процентов общего объема импорта Удмуртской
Республики).
Таким образом, характеризуя создание и деятельность совместных
предприятий, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, совместные предприятия создаются в основном как
мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом;
- во-вторых, иностранные партнеры стремятся создавать
совместные предприятия в тех отраслях, где не требуется больших
капиталовложений;
- в-третьих, инвестирование создающихся совместных предприятий
производится в основном в виде денежных взносов, инвесторы редко
вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое
имущество.
Это подтверждает, что "крупный капитал", обладающий передовой
технологией, воздерживается от сотрудничества в совместном
предпринимательстве по причине экономической и политической
нестабильности в стране.
Развитие инвестиционного сотрудничества Удмуртской Республики
со странами ближнего и дальнего зарубежья послужит одним из
основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики
республики, которое должно осуществляться путем совместного
государственно - коммерческого финансирования инвестиционных
проектов, международного финансового лизинга, создания договорных
совместных организаций типа консорциумов для осуществления
инвестиционной деятельности.
1.3. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности
Координацию и регулирование внешнеэкономической деятельности
на территории Удмуртии осуществляет Министерство международных
связей Удмуртской Республики, основными функциями которого
являются разработка основных принципов внешней политики
республики, развитие экономических и культурных связей с
государственными, общественными и коммерческими организациями
зарубежных стран. При Министерстве международных связей создано
Удмуртское отделение Государственной регистрационной палаты при
Министерстве экономики Российской Федерации, осуществляющее
государственную регистрацию предприятий с иностранными
инвестициями на территории республики и в установленном порядке
контролирующее их деятельность. В республике действует
Представительство МИД России; функционирует управление
Уполномоченного МВЭС России по Удмуртской Республике, выдающее
сертификаты регистрации контрактов, контролирующее возврат
валютной выручки и исполнение законодательства, действующего в
сфере ВЭД; Удмуртская торгово - промышленная палата, деятельность
которой направлена на расширение контактов своих членов и других
предприятий республики с зарубежными партнерами.
В Удмуртской Республике действует Удмуртская Таможня ГТК РФ.
Подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Удмуртской Республики о разграничении полномочий
при взаимодействии в организации таможенного дела в Удмуртской
Республике позволит развивать таможенную инфраструктуру в
интересах республики, в том числе организовать международные
авиаперевозки в г. Ижевске.
Для развития внешнеэкономической деятельности в республике
имеется разветвленная банковская инфраструктура. По состоянию на
01.01.1996 г. действует 215 кредитных учреждений, в том числе 23
самостоятельных банка с 24 филиалами и 24 филиала банков других
республик и областей.
В Удмуртской Республике пять высших учебных заведений. При
Удмуртском государственном университете существует кафедра
"Международные экономические отношения и право", на которой
готовят специалистов для внешнеэкономического комплекса
республики.
Установлению новых связей с иностранными партнерами должны
содействовать выставки. Необходимо продолжить серьезную работу по
организации выставочной деятельности как инструмента решения
вопросов внешнеэкономической деятельности на республиканском
уровне, таких как:
- расширение внешнеэкономических связей предприятий,
увеличение объемов экспорта продукции черной металлургии,
машиностроения и других не сырьевых отраслей промышленности;
- повышение информированности деловых и политических кругов о
республике и ее производственных возможностях;
- привлечение иностранных и других инвестиций.
Представляется целесообразным создание Удмуртского
экспоцентра, который станет частью республиканской инфраструктуры
бизнеса.
Вместе с тем следует отметить, что состояние инфраструктуры
внешнеэкономической деятельности в нашей республике не
соответствует современным требованиям.
В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической
деятельности Удмуртской Республики наличествует ряд факторов,
оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное
функционирование внешнеэкономического комплекса республики. К их
числу относятся:
- недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой
степенью переработки;
- свертывание традиционных производственных и внешнеторговых
связей со странами СНГ и Восточной Европы;
- опережающий рост внутренних цен на основные сырьевые ресурсы
по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей
промышленности и уровнем мировых цен;
- наличие "валютного коридора", снижающего экономическую
эффективность экспортных поставок предприятий Удмуртской
Республики;
- высокая степень износа производственных фондов предприятий -
участников ВЭД и ограниченность собственных инвестиционных
ресурсов этих предприятий;
- отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества
экспортной продукции предприятий республики, обусловливающее
снижение валового объема валютной выручки;
- низкий международный рейтинг надежности России для кредитов
и инвестиций, затрудняющий использование зарубежных финансовых
ресурсов для реконструкции и развития внешнеэкономического
комплекса Удмуртской Республики;
- отсутствие нормативно - правовой базы для перехода от
простых товарообменных операций к развитым формам международного
сотрудничества;
- недостаточные координация, контроль и стимулирование
внешнеэкономической деятельности со стороны государственных
органов власти.
Очевидна необходимость принятия долгосрочной
внешнеэкономической стратегии и формирования на ее основе
программы развития внешнеэкономической деятельности республики,
направленной на достижение следующих целей:
- динамичное и сбалансированное развитие внешнеэкономических
связей, ориентированное на превращение их в фактор ускорения
процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса
региона, в устойчивый источник роста регионального валового
продукта, на переход к более высоким формам международного
сотрудничества - научно - технической и производственной
кооперации, обмену услугами и др.;
- радикальное улучшение структуры и пропорций
внешнеэкономического обмена на основе формирования нового профиля
международной специализации региона, обеспечивающего максимизацию
макроэкономического эффекта, увеличение удельного веса в экспорте
трудоемких и наукоемких изделий и услуг, привлечения в страну
передовых технологий и иностранного капитала;
- обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для
устойчивого и эффективного вхождения Удмуртской Республики в
структуру мирохозяйственных связей.
При реализации общих целевых ориентиров решающее значение
имеет выбор внешнеэкономических приоритетов, которые максимально
содействовали бы решению ключевых задач экономики региона на
текущем и последующих этапах ее развития. Основой формирования
такой политики является выбор оптимальной стратегии развития
внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики.
2. Стратегия развития внешнеэкономической
деятельности Удмуртской Республики
2.1. Принципы внешнеэкономической стратегии Удмуртской
Республики
Республика располагает достаточными стимулами к саморазвитию:
богатая сырьевая база, диверсифицированная промышленность, мощная
наука, квалифицированная рабочая сила, емкий внутренний рынок,
которые создают основу для устойчивого экономического роста.
Внешнеэкономическая деятельность должна активизировать, а не
подменять этот потенциал.
Развитие основных направлений внешнеэкономической деятельности
Удмуртской Республики (экспорт, импорт, иностранные инвестиции)
должно производиться с учетом специфики Удмуртской Республики и на
основе следующих принципов:
Экспорт
- реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные
технико - экономические преимущества (нефтедобывающее
оборудование, военно - техническая продукция и др.);
- расширение масштабов производства экспортной продукции в
республике;
- создание предпосылок для повышения конкурентоспособности
продукции, производимой предприятиями республики;
- продвижение продукции предприятий Удмуртии на мировой рынок
путем создания системы приоритетов внешнеэкономической политики;
- диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта
предприятий республики;
- обеспечение благоприятных условий для экспорта предприятий
республики путем создания торговых домов за рубежом.
Импорт
- обеспечение Удмуртской Республики товарами, имеющими
технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних
производителей (кроме товаров, имеющих стратегическое значение для
экономики республики: автомобили, мотоциклы, спортивное и
охотничье оружие, прокат черных металлов и т.п.);
- модернизация производственного и технологического потенциала
предприятий республики;
- обеспечение гарантированного снабжения республики
необходимыми товарами;
- расширение предложения товаров на республиканском рынке и
формирование конкурентной среды для внутренних производителей.
Иностранные капиталовложения
- создание предпосылок для сотрудничества отечественного и
зарубежного капитала с целью укрепления позиций предприятий
региона на внешних рынках и развития импортозамещающих
производств;
- привлечение передовой технологии и опыта рыночного
хозяйствования зарубежных стран в экономическую систему
республики;
- создание благоприятного инвестиционного имиджа республики за
рубежом.
Собственные капиталовложения за рубежом
- развитие собственной инфраструктуры зарубежной поддержки
экспорта;
- развитие зарубежных сборочных и иных производств для
гарантированного обеспечения регионального рынка необходимыми
товарами и услугами;
- формирование устойчивых кооперационных связей для общего
укрепления позиций предприятий Удмуртской Республики в системе
мировой экономики;
- участие республики в программах, связанных с
реструктуризацией внешних долгов зарубежных государств России.
2.2. Направления развития внешнеэкономической деятельности
Удмуртской Республики
При определении направлений развития внешнеэкономического
комплекса Удмуртской Республики в стратегическом плане следует
стремиться к индустриализации экспорта и к повышению в нем доли
услуг. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе следует
считаться с известной инерционностью экономики республики и с
острой международной конкуренцией на рынках промышленных товаров,
поэтому основой экспорта республики на эту перспективу останутся
товары с относительно невысокой степенью переработки.
Совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности
республики необходимо осуществлять на базе уже имеющегося
экспортного потенциала. С учетом этого в качестве основных
направлений реконструкции внешнеэкономического комплекса
выделяются следующие:
Определение профиля международной специализации
Удмуртской Республики
Речь идет об определении приоритетов развития экспортного
комплекса республики, секторов экономики, ориентированных
преимущественно на внутренний рынок, и доли рынка потребительских
и промышленных товаров, которая может быть сформирована за счет
импорта. Для этого необходимо:
- определить экономическую эффективность экспорта продукции,
производимой предприятиями внешнеэкономического комплекса по
отраслям, товарным группам и отдельным товарам и услугам;
- прогнозировать изменения мировой конъюнктуры на основные
группы товаров, предлагаемых на экспорт предприятиями Удмуртской
Республики;
- определить экономическую эффективность использования импорта
при формировании различных секторов регионального рынка;
- разработать методику комплексной оценки влияния расширения
экспорта и импорта продукции по отраслям, товарным группам,
отдельным товарам и услугам на состояние и перспективы развития
всего хозяйственного комплекса республики.
Определение перспективных направлений использования
внешнеэкономического фактора для стабилизации,
реконструкции и развития хозяйственного комплекса
Удмуртской Республики
Поставленная задача может быть решена как в ходе
диверсификации и изменения структуры экспортного комплекса, так и
в процессе развития импортозамещающих производств, в том числе с
участием зарубежных партнеров. Для реализации указанных
направлений необходимо:
- проведение анализа основных технологических цепочек
переработки продукции, экспортируемой предприятиями Удмуртской
Республики, определение возможностей использования промышленного
потенциала республики для повышения степени переработки
экспортируемой продукции и расчет экономической эффективности
такого повышения для каждого участка технологической цепи;
- анализ состояния и динамики изменений внешних рынков сбыта
продукции, производимой (которая может быть произведена)
предприятиями республики, определение возможных объемов экспорта
соответствующей продукции;
- исследование структуры регионального рынка импортной
продукции применительно к основным товарным группам и отдельным
товарам, оценка конкурентоспособности аналогов, производимых
предприятиями республики;
- разработка и реализация системы мер экономического,
юридического и организационного характера, направленных на
активизацию участия предприятий Удмуртской Республики в
формировании экспорта и в развитии импортозамещающих производств.
Формирование территориально - географических
приоритетов ВЭД Удмуртской Республики
Выбор приоритетов развития ВЭД должен быть осознанным и
учитывать как экономические факторы (конкурентоспособность,
выгодность, платежеспособность, хозяйственную взаимодополняемость
и т.п.), так и геополитические (потенциал партнера, наличие общих
границ, интересов, сходных этнических групп, транспортная
составляющая и т.п.). Анализ соответствующих факторов позволяет
определить следующие направления развития географической структуры
внешнеэкономических связей Удмуртской Республики:
- с учетом отказа от планово - административного наследия в
торговле республики со странами СНГ и обеспечения ее
эквивалентности рынок стран Ближнего Зарубежья должен оставаться
одним из приоритетных, в том числе - в связи с его
восприимчивостью к экспортной продукции предприятий
машиностроительного комплекса республики. Особую значимость здесь
приобретает расширение внешнеэкономических связей с Казахстаном,
Украиной, Белоруссией, в совокупности формирующих около 10
процентов экспортного рынка региона и более 50 процентов -
импортного рынка. Но при расширении внешнеэкономических связей с
этой группой стран необходимо преодолеть отрицательный баланс
внешнеторгового оборота со странами - поставщиками продовольствия
(Беларусь и Украина);
- решение задачи оптимизации структуры потребительского
импорта путем его перемещения из стран Европы на более дешевые
рынки стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Перспективным
является расширение внешнеэкономических связей с Китаем и Кореей;
- при акцентированной ориентации стран Восточной Европы на
сотрудничество с ЕС необходимо стремиться к сохранению всего
положительного, что было накоплено во взаимоотношениях с ними за
годы деятельности СЭВ. В первую очередь это относится к укреплению
кооперационных связей с Венгрией, Словакией, Монголией, Болгарией,
Чехией, республиками бывшей СФРЮ;
- необходимость увеличения доли товаров с высокой степенью
переработки в общей структуре экспорта Удмуртской Республики
обусловливает целесообразность расширения сотрудничества с
развивающимися странами Африки и Латинской Америки (сегодня объем
товарооборота с этими странами невелик. Необходимо использовать
возможности реализации на рынках этих стран продукции
промышленного экспорта республики);
- учитывая высокий промышленный потенциал Удмуртии в
производстве нефтедобывающего и другого оборудования,
перспективным представляется сотрудничество со странами Ближнего и
Среднего Востока (САР, Иран, ОАЭ и др.).
Выделенные территориально - географические приоритеты развития
ВЭД могут быть реализованы только при их стимулировании на уровне
предприятий. Инструментами такого стимулирования могут стать
экспортные кредиты и гарантии, налоговые льготы, широкий обмен
внешнеэкономической информацией.
Совершенствование механизма управления
внешнеэкономическим комплексом Удмуртской Республики
В условиях продолжающейся децентрализации ВЭД и либерализации
условий ее осуществления действующие ранее механизмы ее
регулирования оказываются неэффективными. Поэтому необходима
реконструкция ранее действующего механизма управления
внешнеэкономическим комплексом региона с целью его адаптации к
изменившимся экономическим условиям.
Реализация стратегии развития ВЭД Удмуртской Республики
предполагает осуществление следующих мероприятий:
1. Разработка в соответствии с Федеральными программами:
развития экспорта, стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций, развития лизинга, - республиканской программы развития
внешнеэкономической деятельности, ориентированной на формирование
оптимального профиля международной специализации республики в
структуре мирохозяйственных связей.
2. Ежегодная разработка плана практических мероприятий по
реализации Программы развития внешнеэкономической деятельности в
Удмуртской Республике, включающего перечень мер стимулирования ВЭД
и объем бюджетного финансирования.
3. Проведение систематической работы по изучению и анализу
структуры внешнеэкономической деятельности, изменения ее
эффективности на уровне республики и отдельных предприятий,
конъюнктуры мирового рынка и изменения торгово - политической
ситуации для уточнения отраслевых и географических приоритетов
развития ВЭД Удмуртии в процессе реализации республиканской
программы.
4. Проведение постоянного мониторинга внешнеэкономической
деятельности предприятий Удмуртии для своевременного устранения
проблем и препятствий в развитии их деятельности посредством
использования управленческого потенциала органов власти Удмуртской
Республики.
5. Организация информационной поддержки субъектов ВЭД УР с
участием автоматизированной информационной системы Правительства
Удмуртской Республики и Удмуртской таможни, во взаимодействии с
федеральными и зарубежными информационными центрами.
6. Широкое привлечение всех заинтересованных субъектов
хозяйственной деятельности к проведению совместных мероприятий по
развитию ВЭД Удмуртской Республики.
7. Усиление координирующей роли ММС УР во внешнеэкономической
деятельности на территории Удмуртской Республики (согласование
мер, затрагивающих сферу ВЭД, с целями и задачами Программы
развития внешнеэкономической деятельности, проведение экспертизы
проектов республиканских законов и нормативных актов с точки
зрения их влияния на условия развития внешнеэкономической
деятельности и т.д.).
8. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной
власти по развитию ВЭД в Удмуртской Республике.
3. Меры стимулирования внешнеэкономической
деятельности Удмуртской Республики
3.1. Финансово - экономические меры стимулирования экспорта,
развития экспортного потенциала и импортозамещающих производств
Финансовая поддержка экспорта предприятий (организаций)
республики, содействие развитию экспортного потенциала и
импортозамещающих производств является одним из наиболее
эффективных средств мобилизации внешнеэкономического потенциала
Удмуртской Республики.
С учетом современного состояния экономики региона и актуальных
проблем развития внешнеэкономического комплекса первоочередными
задачами в области финансового содействия ВЭД являются следующие:
- предоставление Правительством Удмуртской Республики и
Правительством Российской Федерации гарантийных обязательств по
привлекаемым кредитным ресурсам для обеспечения оборотными
средствами производств и организаций - субъектов ВЭД республики;
- страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских)
и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров. С целью
создания системы страхования кредитов, привлекаемых для
обслуживания внешнеэкономической деятельности, целесообразно
рассмотреть вопрос по образованию республиканского экспортно -
импортного страхового общества. Такое страховое общество могло бы,
используя механизм перераспределения рисков среди страховых
компаний, в т.ч. зарубежных, повысить возвратность средств
бюджетного кредитования, а также обеспечить пополнение собственных
средств, которые могут и должны быть использованы в будущем для
страхования процессов финансового обеспечения ВЭД в условиях
ограниченной поддержки республиканских органов власти;
- изыскание возможностей кредитования субъектов ВЭД с участием
средств республиканского бюджета и бюджета РФ, ориентированных на
экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки
оборудования для развития экспортных и импортозамещающих
производств, кредитование производства экспортной продукции с
длительным циклом изготовления, включая закупку сырья, материалов
и комплектующих частей, непроизводимых на территории республики и
России;
- одним из важных направлений стимулирования ВЭД республики,
особенно экспорта товаров с высокой степенью переработки, является
использование мер налогового стимулирования. В этой связи в рамках
совершенствования налоговой системы Удмуртской Республики и
усиления ее стимулирующих функций целесообразно применять
различные формы налогового поощрения участников ВЭД.
3.2. Специальные меры поддержки внешнеэкономической
деятельности
С целью повышения конкурентоспособности продукции предприятий
республики и экономической эффективности ее экспорта необходимо
организовать систему сертификации экспортной продукции в
Удмуртской Республике с участием республиканских, российских и
международных организаций соответствующего профиля.
Необходимо создать республиканскую систему информационной
поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием банков
данных организаций, занимающихся ВЭД (Министерство международных
связей Удмуртской Республики, Уполномоченный МВЭС РФ по Удмуртской
Республике, Удмуртская таможня, Удмуртская ТПП и другие) и баз
данных, доступных в сети INTERNET, что позволит иметь необходимую
информацию для принятия управленческих решений государственными
структурами и предприятиями - участниками внешнеэкономической
деятельности.
Совершенствование рекламы экспортных товаров, производимых
предприятиями республики, является органической частью
внешнеэкономической политики. В настоящее время уже имеющиеся
конкурентоспособные товары могут стать объектом рекламы. Поэтому
следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной
деятельности для продвижения продукции предприятий Удмуртии на
внешние рынки.
Также необходимо осуществить комплекс мероприятий,
способствующих формированию привлекательного имиджа Удмуртской
Республики для привлечения иностранных инвестиций и увеличения
объемов необходимых для Удмуртии внешнеторговых операций.
Необходимым условием эффективного функционирования системы
информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности
является формирование сети информационно - консультационных служб,
обеспечивающих эффективное и оперативное представление информации
участникам ВЭД в удобной форме:
Уполномоченный МВЭС России по Удмуртской Республике:
- доведение нормативных актов государственных органов
Российской Федерации до участников ВЭД, в части, их касающейся;
- консультирование по вопросам, связанным с заключением
внешнеторговых контрактов;
- информирование о мировых котировках стратегических товаров;
- содействие в поиске партнеров;
- проведение семинаров, конференций.
Удмуртская таможня:
- консультирование по вопросам таможенного законодательства;
- доведение нормативных актов ГТК России до участников ВЭД, в
части, их касающейся;
- проведение семинаров, конференций, курсов.
Удмуртская торгово - промышленная палата:
- справочно - информационные услуги (информация о российских и
зарубежных фирмах, коммерческие предложения, ценовая информация и
т.п.);
- юридические услуги для участников ВЭД;
- услуги по защите потребительского рынка (сертификация
продукции, экспертиза и т.д.);
- рекламно - издательские услуги и выставочная деятельность;
- патентно - лицензионные услуги;
- услуги в области экономики, маркетинга и управления
предприятием.
Важным элементом развития ВЭД в республике является
осуществляемая в рамках экономической дипломатии организация
визитов парламентско - правительственных делегаций Удмуртской
Республики и делегаций деловых кругов за рубеж. Обеспечение
потенциальных иностранных партнеров информацией о политической и
экономической ситуации и приоритетах развития Удмуртской
Республики, будет способствовать определению ими круга своих
интересов и расширению возможных путей сотрудничества.
Следует активнее заниматься организацией и проведением
выставок за рубежом и продолжить работу по проведению
международных выставок на территории республики, активнее
использовать такие перспективные формы продвижения экспорта
предприятий Удмуртской Республики, как выставки идей и технологий,
практиковать участие предприятий и фирм республики в зарубежных
выставках с частичным изысканием средств из бюджета или
достижением договоренностей с иностранными партнерами о льготном
предоставлении выставочных площадей.
Для совершенствования системы подготовки и повышения
квалификации специалистов в международной и внешнеэкономической
сферах считать необходимым:
- создать центр подготовки и повышения квалификации
специалистов по ВЭД на базе существующих вузов и организаций
республики;
- проработать вопрос о подготовке и повышении квалификации
специалистов республики в области международных отношений в
специализированных учебных заведениях России;
- организовать проведение дней участников ВЭД в городах
Удмуртии с участием специалистов Министерства международных связей
Удмуртской Республики, Удмуртской таможни и других ведомств;
- привлекать специалистов - практиков к учебному процессу в
ВУЗах республики;
- необходимо расширять участие республики в образовательных
программах международных организаций и фондов (TACIS и др.).
3.3. Основные направления привлечения инвестиций в
реконструкцию и развитие внешнеэкономического комплекса Удмуртской
Республики
Для совершенствования форм привлечения иностранного капитала
необходимо:
- Разработать и внедрить перспективные формы привлечения
иностранного капитала в экономику республики и рекомендации по их
применению с учетом приоритетов развития ВЭД, а также целей
структурных изменений внешнеэкономического комплекса.
- Разработать методические рекомендации по предпроектной (ТЭО,
бизнес - планы) и проектной документации, соответствующей
международным требованиям. Организовывать конкурсы инвестиционных
проектов развития экспортноориентированных и импортозамещающих
производств с последующим их включением в республиканскую
программу развития ВЭД и федеральную инвестиционную программу.
- Обеспечивать благоприятный правовой режим участия
иностранных инвесторов в приватизации, в приобретении иностранными
юридическими и физическими лицами акций российских предприятий,
определять механизм использования иностранной технической помощи и
иностранных кредитов.
- Контролировать выполнение обязательств предприятий с
иностранным участием по сохранению рабочих мест, применять льготы
и санкции, предусмотренные законодательством.
- Совершенствовать правовые и экономические условия реализации
концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции.
- Внедрять прогрессивные формы работы с иностранными банками.
Содействовать процессу выработки межбанковских соглашений.
- Применять антимонопольные требования к процессу привлечения
иностранных инвестиций в целях предотвращения возможного
доминирования отдельных товаров на рынке Удмуртской Республики.
- Исследовать возможность зачета внешних долгов России в
качестве иностранного вклада в совместные предприятия на
территории Удмуртской Республики, а также в качестве средств
платежа за приобретаемое имущество и недвижимость.
- Создавать отраслевые и республиканские инвестиционные фонды
с привлечением иностранного капитала, средств международных
финансовых организаций.
- Разрабатывать предложения по стимулированию возврата
российского капитала, находящегося в зарубежных банках, для
инвестирования в экономику республики.
- Принимать участие в разработке долгосрочных инвестиционных
программ в рамках международной кооперации и интеграции
производства.
- Совершенствовать формы и повышать эффективность
использования средств технического и консультативного содействия
по линии двустороннего и многостороннего сотрудничества с
зарубежными партнерами, прорабатывать вопросы использования этих
средств на цели инвестиционного сотрудничества на этапах
проектного финансирования, планов реструктуризации предприятий,
подготовки ТЭО и бизнес - планов.
4. Развитие международных гуманитарных
связей Удмуртской Республики
Развитие международных связей министерств, ведомств,
предприятий и организаций Удмуртской Республики в области
культуры, науки, образования, спорта и туризма является важной
составляющей в установлении тесных контактов с зарубежными
государствами. Формирование таких связей способствует, с одной
стороны, более глубокому взаимопониманию народов разных стран, с
другой стороны - созданию благоприятных условий для расширения
сферы взаимных интересов. Это особенно актуально в настоящее время
в условиях экономического спада и социальной напряженности
общества, имеющих место в России и ряде других государств
Восточной Европы и бывшего СССР. На первый план выдвигается задача
сохранения традиционно сложившихся международных связей Удмуртской
Республики в неэкономических областях с перспективой их
дальнейшего развития и распространения на экономическую сферу.
Удмуртия имеет богатый интеллектуальный и творческий
потенциал. Несмотря на экономические трудности, культурная жизнь в
республике не угасает. Ежегодно проводятся музыкальные фестивали
имени П.И. Чайковского, родиной которого является г. Воткинск, где
бережно хранится память о великом русском композиторе. Музей -
усадьба П.И. Чайковского является уникальным собранием экспонатов,
связанных с ранним периодом жизни композитора. В Удмуртии работает
целый ряд талантливых творческих коллективов и деятелей культуры,
завоевавших известность как в России, так и за ее пределами.
Особое место занимают фольклорные коллективы, раскрывающие
богатство и самобытность удмуртского национального искусства. В
республике имеется ряд высших учебных заведений и научно -
исследовательских институтов, в которых проводится обучение
специалистов как в технических, так и в гуманитарных областях,
работают ученые, получившие мировую известность. Мировую славу
получили выдающиеся спортсмены Удмуртии Г. Кулакова, Т. Тихонова,
В. Медведцев, А. Чижов и другие.
Вместе с тем, отсутствие в Удмуртской Республике необходимой
инфраструктуры для приема иностранцев, ограниченность бюджетных
средств, направляемых на финансирование международных мероприятий,
сдерживают процесс развития гуманитарного сотрудничества с
зарубежными странами. В этих условиях возникает необходимость
применения следующих форм и методов в международной деятельности:
- заключение министерствами, ведомствами, учреждениями,
организациями и предприятиями Удмуртской Республики двусторонних
соглашений с зарубежными партнерами о сотрудничестве в области
культуры, науки, образования, спорта и туризма в рамках
существующего законодательства;
- разработка и реализация совместных планов, проектов и
программ в гуманитарных областях с зарубежными партнерами;
- проведение Дней Удмуртии в зарубежных странах;
- информирование зарубежных партнеров о рынке образовательных
услуг посредством проведения научно - образовательных выставок -
ярмарок;
- работа с международными благотворительными, культурными,
научными и другими фондами по вопросу привлечения инвестиций на
реализацию республиканских программ и финансирования отдельных
мероприятий;
- установление прямых контактов с зарубежными туристическими
фирмами, организация обменов тургруппами на договорной основе;
- установление прямых контактов с зарубежными спортивными
организациями, проведение совместных спортивных мероприятий на
договорной основе;
- разработка в рамках программы развития ВЭД подпрограммы под
условным названием "Финно - угорский Университет";
- с целью координации действий всех учреждений науки и
образования, расположенных на территории Удмуртской Республики,
создание на базе ММС УР координирующего штаба реализации
международных проектов и программ (Темпус, Тасис и др.).
Вследствие национальной специфики Удмуртской Республики
приоритетное значение приобретают связи с зарубежными
государствами, относящимися к финно - угорской группе: Эстонией,
Венгрией, Финляндией. Следует также особое внимание уделять
поддержанию и возобновлению традиционных гуманитарных связей со
странами Восточной Европы - бывшими членами СЭВ. В этой связи
широкую практику должно получить взаимодействие с этими странами
на всех уровнях: от дипломатического (посольства; культурные,
научные и образовательные центры при посольствах;
представительства) до частных контактов с отдельными деятелями
науки и культуры, меценатами, спонсорами, предпринимателями.
|