УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 18.12.2002 N 73-РЗ
26 июня 1997 года N 441-I
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О РЕФЕРЕНДУМЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(в ред. Закона УР от 24.01.2000 N 138-II)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Референдум Удмуртской Республики
Референдум Удмуртской Республики - всенародное голосование по
законопроектам, действующим законам и другим вопросам
государственной и общественной жизни республики. Референдум
Удмуртской Республики наряду со свободными выборами является
высшим непосредственным выражением власти народа.
Референдум Удмуртской Республики проводится на всей территории
Удмуртской Республики.
Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической
силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для
применения на всей территории Удмуртской Республики.
Статья 2. Право на участие в референдуме Удмуртской Республики
В референдуме Удмуртской Республики имеют право участвовать
граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории
Удмуртской Республики, достигшие на день проведения референдума
Удмуртской Республики 18 лет. Не имеют права участвовать в
референдуме Удмуртской Республики граждане, признанные судом
недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения права граждан на
участие в референдуме в зависимости от пола, национальности,
языка, расы, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям запрещаются.
Статья 3. Вопросы референдума Удмуртской Республики
На референдум Удмуртской Республики в обязательном порядке
выносится вопрос об изменении государственно - правового статуса
Удмуртской Республики и границ ее территории.
На референдум Удмуртской Республики не могут выноситься
вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской
Федерации, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий
Государственного Совета Удмуртской Республики и органов местного
самоуправления, а также о налогах и сборах, финансовых
обязательствах Удмуртской Республики, освобождении от их уплаты, о
принятии и изменении бюджета, о чрезвычайных и срочных мерах по
обеспечению здоровья и безопасности населения.
Вопросы, выносимые на референдум Удмуртской Республики, не
должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы
человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
Удмуртской Республики
Референдум Удмуртской Республики не проводится в условиях
военного или чрезвычайного положения, введенного на всей
территории Российской Федерации или Удмуртской Республики, а также
в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного
положения.
Повторный референдум Удмуртской Республики не проводится в
течение года после дня официального опубликования (обнародования)
результатов референдума Удмуртской Республики с такой же по
содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Статья 5. Общие принципы проведения референдума
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.
Участие в референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый
гражданин имеет один голос.
Статья 6. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум
Удмуртской Республики
Удмуртская Республика гарантирует гражданам, общественным
объединениям право беспрепятственной агитации за или против
предложения об объявлении референдума, за или против участия в
референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или
иного вопроса, выносимого на референдум.
Для ведения агитации указанные лица и организации могут
использовать собственные средства.
В день проведения референдума и в предшествующий ему день
агитация запрещается.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые
агитационные материалы:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а
также их должностным лицам при исполнении ими служебных
обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по
проведению референдума Удмуртской Республики.
Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи,
может проводиться:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с
гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий,
демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных,
аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой
предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях
товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных
бумаг, а также выплатой денежных средств.
Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках,
зданиях, сооружениях, а также в помещениях комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики и в помещениях участков
референдума Удмуртской Республики запрещается.
Средства массовой информации, одними из учредителей которых
являются государственные или муниципальные органы, предприятия,
учреждения и организации либо которые финансируются полностью или
частично за счет государственных средств или средств местного
самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации
за или против вопроса, вынесенного на референдум Удмуртской
Республики.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении референдума
Деятельность государственных органов, органов местного
самоуправления, общественных организаций, участвующих в
организации и проведении референдума, осуществляется открыто и
гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов
или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию
средствами массовой информации в течение семи дней с момента их
принятия ( внесения).
Средства массовой информации освещают ход подготовки и
проведение референдума, их представителям гарантируется
беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с
референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению референдума своевременно информируют
население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об
образовании участков референдума и списков граждан, имеющих право
участвовать в референдуме.
В день проведения референдума в помещении для голосования с
момента начала работы участковой комиссии по проведению
референдума до определения результатов голосования на участке
референдума вправе присутствовать члены инициативной группы,
представители средств массовой информации, а также наблюдатели,
направленные инициативной группой, общественными объединениями,
уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской
Республики.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме инициативной группой или общественным объединениям с
указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства
наблюдателя, а также номера участка референдума Удмуртской
Республики, на который он направляется. Полномочия наблюдателя
действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его
документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя
на участок референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики;
2) присутствовать при голосовании граждан, которые по
состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне
помещения для голосования;
3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола
участковой комиссии по проведению референдума об итогах
голосования;
4) обращаться в участковую комиссию по проведению референдума
с предложениями и замечаниями;
5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в
территориальную комиссию по проведению референдума Удмуртской
Республики.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются
председателем участковой комиссии, а при необходимости - на
заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в
действия участковой комиссии не допускается.
Статья 8. Язык проведения референдума Удмуртской Республики
При подготовке и проведении референдума Удмуртской Республики
используются государственные языки Удмуртской Республики.
Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на
референдум Удмуртской Республики, бюллетени для голосования,
протоколы и данные о результатах референдума Удмуртской
Республики, принятые на референдуме решения, документы органов
государственной власти, касающиеся проведения референдума,
составляются (публикуются) на русском и удмуртском языках.
Статья 9. Финансирование референдума Удмуртской Республики
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и
проведением референдума Удмуртской Республики, осуществляется за
счет средств республиканского бюджета, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом.
Статья 10. Законодательство о референдуме Удмуртской
Республики
Законодательство о референдуме Удмуртской Республики
составляют Конституция Российской Федерации, Конституция
Удмуртской Республики, федеральные законы, настоящий Закон и иные
законы Удмуртской Республики.
Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 11. Инициатива проведения референдума Удмуртской
Республики
Инициатива проведения референдума Удмуртской Республики
принадлежит:
1) не менее чем 50 тысячам граждан, имеющим право на участие в
референдуме, при условии, что на территории одной административно
- территориальной единицы (района, города) проживают не более 10
процентов из них;
2) большинству от установленного числа депутатов
Государственного Совета Удмуртской Республики, представляющих
население не менее 10 административно - территориальных единиц.
В период между назначением референдума Удмуртской Республики и
официальным опубликованием (обнародованием) его результатов
субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут
выступать с инициативой о проведении нового референдума Удмуртской
Республики.
Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан о проведении
референдума Удмуртской Республики
Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие
в референдуме Удмуртской Республики, а равно республиканское
общественное объединение и отделение общероссийского общественного
объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах в
органы государственной власти и зарегистрированы Министерством
юстиции Удмуртской Республики либо внесены в реестр Министерства
юстиции Удмуртской Республики не позднее чем за 6 месяцев до
обращения с инициативой о проведении референдума Удмуртской
Республики, могут образовать инициативную группу в количестве не
менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о
проведении референдума Удмуртской Республики.
Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию
Удмуртской Республики с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной
группой для вынесения на референдум Удмуртской Республики;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест
жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении
инициативы о проведении референдума Удмуртской Республики.
Избирательная комиссия Удмуртской Республики, установив
соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему
документов требованиям настоящего Закона, в течение 5 дней
образует комиссию для экспертной оценки выносимых инициативной
группой на референдум вопросов об их соответствии требованиям
Конституции Удмуртской Республики. В состав экспертной комиссии
входят: три представителя от инициативной группы, три депутата
Государственного Совета Удмуртской Республики, кандидатуры которых
определяются Президиумом Государственного Совета Удмуртской
Республики, и до пяти специалистов по соответствующим отраслям
права, экономики, культуры и другим.
Заключение экспертной комиссии о соответствии выносимых на
референдум вопросов требованиям Конституции Удмуртской Республики
должно быть представлено в течение 10 дней с момента образования
комиссии.
В случае отрицательного заключения экспертной комиссии
Избирательная комиссия Удмуртской Республики предлагает
инициативной группе в срок до семи дней привести выносимые ею
вопросы на референдум в соответствие с требованиями Конституции
Удмуртской Республики. Отказ инициативной группы от выполнения
требований Избирательной комиссии Удмуртской Республики либо
нарушение указанного срока влечет отказ в регистрации инициативной
группы.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в
суд в порядке, предусмотренном законодательством.
При положительном заключении экспертной комиссии Избирательная
комиссия Удмуртской Республики принимает решение о регистрации
инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
С момента получения регистрационного свидетельства
инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать
подписи в поддержку инициативы проведения референдума Удмуртской
Республики. При этом ранее собранные подписи не учитываются.
Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по
форме, утвержденной Избирательной комиссией Удмуртской Республики,
действительно в течение двух месяцев. Расходы по сбору подписей
несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы,
содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум
Удмуртской Республики. В случае вынесения на референдум
законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять
гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта.
Запрещается сбор подписей, сопровождаемый представлением
гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг,
ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Совершение
указанных действий влечет аннулирование Избирательной комиссией
Удмуртской Республики регистрации инициативной группы.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока
действия регистрационного свидетельства инициативная группа
подсчитывает число собранных подписей граждан, о чем составляется
итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы вместе с итоговым протоколом, в котором
указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания
сбора подписей и количество собранных подписей, передаются
уполномоченными инициативной группы в Избирательную комиссию
Удмуртской Республики. Избирательная комиссия Удмуртской
Республики проверяет соблюдение требований настоящего Закона при
сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и
в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового
протокола инициативной группы и копию своего постановления в
Президиум Государственного Совета Удмуртской Республики. Копия
постановления Избирательной комиссии Удмуртской Республики
одновременно направляется также инициативной группе.
Если в результате проверки будет установлено, что число
действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 статьи 11
настоящего Закона, выносится постановление Избирательной комиссии
Удмуртской Республики об отказе в проведении референдума
Удмуртской Республики, копия указанного постановления направляется
инициативной группе, и данная инициативная группа не может
выступать повторно с предложением о проведении референдума
Удмуртской Республики.
В случае, если в течение срока для сбора подписей в поддержку
инициативы о проведении референдума Удмуртской Республики не было
собрано необходимое количество подписей граждан, то с требованием
о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать
не ранее чем по истечении одного года.
Статья 13. Порядок реализации инициативы депутатов
Государственного Совета Удмуртской Республики о проведении
референдума Удмуртской Республики
Депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики в
количестве, указанном в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона,
представляют подписные листы в Избирательную комиссию Удмуртской
Республики. Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований
настоящего Закона при сборе подписей, принимает соответствующее
постановление и направляет подписные листы с копией своего
постановления в Президиум Государственного Совета Удмуртской
Республики.
До принятия Государственным Советом Удмуртской Республики
решения о назначении референдума Удмуртской Республики Президиум
Государственного Совета Удмуртской Республики в течение пяти дней
образует комиссию для экспертной оценки выносимых на референдум
вопросов об их соответствии требованиям Конституции Удмуртской
Республики. В состав экспертной комиссии входят: три депутата
Государственного Совета из числа инициаторов проведения
референдума, три депутата Государственного Совета Удмуртской
Республики, кандидатуры которых определяются Президиумом
Государственного Совета, до пяти специалистов по соответствующим
отраслям права, экономики, культуры и другие.
Заключение экспертной комиссии о соответствии выносимых на
референдум вопросов требованиям Конституции Удмуртской Республики
должно быть представлено в течение 10 дней с момента образования
комиссии.
В случае отрицательного заключения экспертной комиссии
Президиум Государственного Совета Удмуртской Республики предлагает
депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики из числа
инициаторов проведения референдума в срок не позднее семи дней
привести выносимые ими вопросы на референдум в соответствие с
требованиями Конституции Удмуртской Республики. Отказ от
выполнения требований Избирательной комиссии Удмуртской Республики
либо нарушение указанного срока влечет прекращение дальнейших
процедур по назначению референдума.
При положительном заключении экспертной комиссии Президиум
Государственного Совета Удмуртской Республики вносит вопрос о
назначении референдума Удмуртской Республики на рассмотрение
сессии Государственного Совета Удмуртской Республики.
Статья 14. Подписной лист референдума Удмуртской Республики
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о
проведении референдума Удмуртской Республики (подписном листе)
указываются:
1) число членов инициативной группы, номер регистрационного
свидетельства и дата регистрации инициативной группы Избирательной
комиссией Удмуртской Республики;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для
вынесения на референдум Удмуртской Республики;
3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места
жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа
гражданина, имеющего право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, его подпись и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица,
собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных
инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени,
отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера
паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
В листе для сбора подписей депутатов Государственного Совета
Удмуртской Республики указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для
вынесения на референдум Удмуртской Республики;
2) фамилия, имя, отчество, номер избирательного округа
депутата.
Подписные листы изготавливаются по формам, указанным в
приложении к настоящему Закону.
Статья 15. Назначение референдума Удмуртской Республики
Постановление о назначении референдума Удмуртской Республики
принимается Государственным Советом Удмуртской Республики
большинством от установленного числа депутатов Государственного
Совета Удмуртской Республики.
(часть 1 в ред. Закона УР от 24.01.2000 N 138-II)
В постановлении Государственного Совета Удмуртской Республики
о проведении референдума Удмуртской Республики указывается дата
его проведения и вопросы, выносимые на референдум.
Государственный Совет Удмуртской Республики обязан принять
решение о назначении референдума в течение одного месяца со дня
внесения соответствующих документов Президиумом Государственного
Совета Удмуртской Республики.
Статья 16. Срок проведения референдума
Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики о
назначении референдума Удмуртской Республики принимается не
позднее чем за два месяца до дня проведения референдума.
Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 17. Комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики
Подготовку и проведение референдума Удмуртской Республики
осуществляют:
1) Избирательная комиссия Удмуртской Республики, действующая в
качестве Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики;
2) территориальные (районные, городские, районные в городе)
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики;
3) участковые комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики.
В случае совпадения сроков и времени проведения референдума
Удмуртской Республики с выборами в федеральные органы
государственной власти функции территориальных и участковых
комиссий по проведению референдума Удмуртской Республики
осуществляют соответствующие избирательные комиссии по решению
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
принимаемому на основании обращения Избирательной комиссии
Удмуртской Республики, согласованного с Государственным Советом и
Правительством Удмуртской Республики.
(введено Законом УР от 24.01.2000 N 138-II)
Статья 18. Порядок формирования территориальной комиссии по
проведению референдума Удмуртской Республики
Территориальная комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики формируется не позднее чем за 55 дней до дня проведения
референдума в количестве 7 - 15 членов представительным органом
государственной власти - Государственным Советом Удмуртской
Республики и органами местного самоуправления района, города на
основе предложений общественных объединений, собраний граждан по
месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 19. Порядок формирования участковой комиссии по
проведению референдума Удмуртской Республики
Участковая комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики формируется не позднее чем за 45 дней до дня проведения
референдума в количестве 5 - 15 членов представительным органом
государственной власти - Государственным Советом Удмуртской
Республики и органами местного самоуправления района, города на
основе предложений общественных объединений, собраний граждан по
месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 20. Полномочия Центральной комиссии референдума
Удмуртской Республики
Центральная комиссия референдума Удмуртской Республики:
1) осуществляет на всей территории Удмуртской Республики
контроль за законностью проведения референдума Удмуртской
Республики;
2) координирует деятельность комиссий по проведению
референдума;
3) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона,
входит, в случае необходимости, в Государственный Совет с
представлениями о его официальном толковании;
4) издает инструкции и иные акты по вопросам проведения
референдума Удмуртской Республики;
5) устанавливает формы бюллетеня для голосования на
референдуме Удмуртской Республики, списков граждан, имеющих право
на участие в референдуме Удмуртской Республики, других документов
референдума Удмуртской Республики, порядок их хранения, утверждает
образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению
референдума;
6) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме
Удмуртской Республики, при этом формулировка выносимого на
референдум Удмуртской Республики вопроса должна полностью
совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе
референдума Удмуртской Республики;
7) заслушивает сообщения органов исполнительной власти
Удмуртской Республики и органов местного самоуправления,
организаций по вопросам организационно - технической подготовки и
проведения референдума;
8) контролирует своевременность и правильность составления
списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, и предоставление этих списков для ознакомления;
9) содействует средствам массовой информации в проведении
мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса,
вынесенного на референдум Удмуртской Республики;
10) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования на
референдуме и снабжение ими территориальных комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики;
11) устанавливает единую нумерацию участков референдума
Удмуртской Республики;
12) устанавливает итоги голосования на референдуме в целом по
Удмуртской Республике;
13) публикует (обнародует) результаты референдума в средствах
массовой информации;
14) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия
(бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума и
принимает по ним мотивированные решения;
15) распределяет между территориальными комиссиями по
проведению референдума Удмуртской Республики денежные средства,
выделенные на подготовку и проведение референдума Удмуртской
Республики, и обеспечивает контроль за целевым использованием
указанных денежных средств на территории Удмуртской Республики;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
В случае истечения установленного законом срока полномочий
Избирательной комиссии Удмуртской Республики во время подготовки и
проведения референдума Удмуртской Республики полномочия
Избирательной комиссии Удмуртской Республики, действующей в
качестве Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики,
сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования)
результатов голосования и принятого на референдуме решения.
Статья 21. Полномочия территориальной комиссии по проведению
референдума Удмуртской Республики
Территориальная комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением
референдума на соответствующей территории, информирует население
об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики;
2) координирует работу участковых комиссий по проведению
референдума на соответствующей территории, рассматривает жалобы
(заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и
принимает по ним мотивированные решения;
3) распоряжается денежными средствами, выделенными на
подготовку и проведение референдума Удмуртской Республики на
соответствующей территории, и распределяет их между участковыми
комиссиями по проведению референдума Удмуртской Республики;
4) организует доставку бюллетеней для голосования на
референдуме и иных документов участковым комиссиям по проведению
референдума Удмуртской Республики;
5) оказывает организационно - техническую помощь участковым
комиссиям по проведению референдума в организации голосования на
участках референдума Удмуртской Республики;
6) устанавливает итоги голосования на референдуме Удмуртской
Республики на соответствующей территории, сообщает их средствам
массовой информации и передает протокол об итогах голосования в
Центральную комиссию референдума Удмуртской Республики;
7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой
и проведением референдума, в архив;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики прекращаются по истечении 30 дней после
официального опубликования (обнародования) результатов референдума
Удмуртской Республики.
Статья 22. Полномочия участковой комиссии по проведению
референдума Удмуртской Республики
Участковая комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики:
1) оповещает население об адресе и номере телефона участковой
комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте проведения
голосования;
2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на
участие в референдуме Удмуртской Республики, по участку
референдума;
3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих
право на участие в референдуме, рассматривает заявления об ошибках
и неточностях в указанном списке и решает вопросы о внесении в
него соответствующих изменений и дополнений;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения
для голосования;
5) контролирует соблюдение на территории участка референдума
правил размещения агитационных материалов;
6) организует голосование на участке референдума Удмуртской
Республики;
7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования
по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования
и передает его в территориальную комиссию по проведению
референдума Удмуртской Республики;
8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего
Закона и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия участковой комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики прекращаются с момента передачи ею
документации по проведению референдума Удмуртской Республики в
территориальную комиссию по проведению референдума Удмуртской
Республики.
Статья 23. Статус членов комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики
Члены Избирательной комиссии Удмуртской Республики,
действующей в качестве Центральной комиссии референдума Удмуртской
Республики, а также члены территориальной и участковой комиссий по
проведению референдума Удмуртской Республики с правом решающего
голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики.
Члены комиссии как с правом решающего, так и с правом
совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения
по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и
требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии
вопросы и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами
соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии
этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе
присутствовать при подсчете голосов, составлении протокола об
итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом
совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден
от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по
решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о
сложении своих полномочий;
2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в
законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно
отсутствующим или умершим.
Члену комиссии по проведению референдума с правом решающего
голоса, освобожденному во время подготовки и проведения
референдума Удмуртской Республики от основной работы, оплата труда
производится за счет средств, выделенных на проведение референдума
Удмуртской Республики. В течение срока своих полномочий он не
может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с
работы или без его согласия переведен на другую работу.
Член комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики
с правом решающего голоса во время подготовки и проведения
референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего
прокурора к уголовной ответственности или подвергнут
административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Инициативная группа, указанная в пункте 1 статьи 11 настоящего
Закона, после опубликования постановления Государственного Совета
Удмуртской Республики о назначении референдума Удмуртской
Республики вправе назначить одного члена Центральной комиссии
референдума Удмуртской Республики с правом совещательного голоса.
Та же инициативная группа после формирования территориальных и
участковых комиссий по проведению референдума Удмуртской
Республики вправе назначить по одному члену соответствующей
комиссии с правом совещательного голоса.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса
прекращаются через 10 дней после официального опубликования
(обнародования) результатов референдума Удмуртской Республики.
Статья 24. Организация деятельности комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики
Центральная комиссия референдума Удмуртской Республики
проводит свое первое заседание не позднее чем через три дня со дня
опубликования постановления Государственного Совета Удмуртской
Республики о назначении референдума Удмуртской Республики.
Территориальные и участковые комиссии по проведению
референдума проводят свои первые заседания не позднее чем через
два дня с момента их формирования.
Деятельность комиссий по проведению референдума осуществляется
на основе коллегиальности. Заседание комиссии является
правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии
с правом решающего голоса. Заседание Центральной комиссии
референдума Удмуртской Республики является правомочным, если на
нем присутствует не менее двух третей членов комиссии с правом
решающего голоса.
При принятии решения комиссией в случае равного числа голосов
"за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
Решения Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики
по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения
референдума, об определении результатов референдума, о признании
референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования в
отдельных административно - территориальных единицах Удмуртской
Республики недействительными принимаются на заседании Центральной
комиссии референдума Удмуртской Республики большинством голосов от
общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения территориальных и участковых комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по
вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения
референдума, об установлении итогов голосования принимаются
большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом
решающего голоса.
Решения комиссий по проведению референдума Удмуртской
Республики по иным вопросам принимаются простым большинством
голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии с
правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются
председателем и секретарем комиссии.
Члены комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в
письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть
доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии
не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения
референдума и в день проведения референдума - немедленно.
Решения комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики, противоречащие Конституции Удмуртской Республики,
настоящему Закону, другим законам Удмуртской Республики либо
принятые комиссией с превышением установленных полномочий,
подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом
вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельное решение по
существу вопроса.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,
обязательны для органов государственной власти и органов местного
самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики.
Заседание комиссии созывается и проводится председателем или
по его поручению заместителем председателя комиссии, а также по
требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего
голоса.
На заседании комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики при рассмотрении жалобы (заявления) вправе
присутствовать представители заинтересованных сторон.
Функции аппарата Центральной комиссии референдума Удмуртской
Республики осуществляет аппарат Избирательной комиссии Удмуртской
Республики. Территориальные и участковые комиссии могут создавать
на период подготовки и проведения референдума временные аппараты,
структура и штаты которых устанавливаются соответствующими
комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.
Статья 25. Содействие деятельности комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики
Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, предприятия, учреждения и организации,
их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению
референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в
предоставлении необходимых для проведения референдума помещений,
транспорта, средств связи, технического оборудования, а также
предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения
комиссий по проведению референдума Удмуртской Республики в течение
пяти дней, а за пять дней до дня проведения референдума и в день
проведения референдума - немедленно.
Статья 26. Обжалование решений и действий комиссий по
проведению референдума Удмуртской Республики
Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению
референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в
вышестоящую комиссию по проведению референдума или в
соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую
комиссию не является обязательным условием для обращения в
соответствующий суд.
Решения нижестоящей комиссии могут быть отменены, а ее
действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по
проведению референдума Удмуртской Республики. При этом вышестоящая
комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы
(заявления).
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую
комиссию по проведению референдума Удмуртской Республики в ходе
подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента
поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня
проведения референдума и в день проведения референдума -
немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах
(заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним
принимаются в течение 10 дней.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовывать свою работу
(в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить
своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам,
связанным с проведением референдума Удмуртской Республики.
Статья 27. Образование участков референдума Удмуртской
Республики
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих
право на участие в референдуме Удмуртской Республики, образуются
участки референдума Удмуртской Республики.
Участки референдума образуются главами районных, городских,
районных в городе администраций не позднее чем за 45 дней до дня
проведения референдума из расчета не более 3000 граждан, имеющих
право на участие в референдуме, на один участок.
Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и
номеров телефонов участковых комиссий подлежат обязательному
опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня
проведения референдума.
Статья 28. Списки граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по
участку референдума Удмуртской Республики составляется участковой
комиссией на основании данных, представляемых по установленной
форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих
право на участие в референдуме, глава местной администрации
направляет в участковую комиссию по проведению референдума не
позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов
граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес
места жительства гражданина.
В список граждан, имеющих право на участие в референдуме,
включается каждый гражданин, достигший ко дню выборов 18-летнего
возраста и имеющий право участвовать в голосовании. Основанием для
включения гражданина в список на конкретном участке референдума
является факт его постоянного проживания на территории данного
участка, устанавливаемого в соответствии с федеральным
законодательством.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке
референдума.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме, находящиеся
в день проведения референдума в санаториях, профилакториях, домах
отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических
учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту
их пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на
участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, по месту нахождения общежития.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но
поселившиеся на территории участка референдума Удмуртской
Республики после представления списка для всеобщего ознакомления,
а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в
список, дополнительно включаются участковой комиссией в указанный
список на основании документов, удостоверяющих их личность и
подтверждающих место жительства на территории данного участка
референдума Удмуртской Республики.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме,
составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной
комиссией референдума Удмуртской Республики, и подписывается
председателем участковой комиссии по проведению референдума и ее
секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на
участие в референдуме, передается в соответствующую
территориальную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня
проведения референдума Удмуртской Республики.
Статья 29. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на
участие в референдуме Удмуртской Республики
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, представляются для всеобщего ознакомления
не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума Удмуртской
Республики.
Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую
комиссию по проведению референдума Удмуртской Республики о
невключении его в список граждан, имеющих право на участие в
референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном
списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление, устранить
ошибку или неточность либо в течение 24 часов выдать заявителю
ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
комиссию по проведению референдума Удмуртской Республики или в
суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный
срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день
проведения референдума - немедленно. При положительном для
заявителя решении исправление в списке производится участковой
комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, после начала подсчета голосов
запрещается.
Статья 30. Финансовое обеспечение проведения референдума
Удмуртской Республики
Средства, выделенные из республиканского бюджета Удмуртской
Республики на подготовку и проведение референдума, поступают в
распоряжение Центральной комиссии референдума и распределяются ею
между всеми комиссиями по проведению референдума Удмуртской
Республики.
Участковые комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики представляют территориальным комиссиям финансовые
отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального
опубликования (обнародования) результатов референдума Удмуртской
Республики.
Территориальные комиссии представляют финансовые отчеты
Центральной комиссии референдума не позднее чем через 30 дней со
дня официального опубликования (обнародования) результатов
референдума Удмуртской Республики.
Центральная комиссия референдума Удмуртской Республики не
позднее 60 дней после официального опубликования (обнародования)
результатов референдума представляет Государственному Совету
Удмуртской Республики отчет о расходовании бюджетных средств,
выделенных на финансирование референдума. Указанный отчет подлежит
опубликованию в средствах массовой информации.
Неизрасходованные бюджетные средства остаются на специальном
счете Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики.
Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Статья 31. Помещение для голосования
Помещение для голосования предоставляется в распоряжение
участковой комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики главой администрации района, города.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором
размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного
голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования
комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для
тайного голосования оснащаются столиками и письменными
принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней
для голосования на референдуме Удмуртской Республики не
допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы
заполнения бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики как за, так и против вопроса, вынесенного на
референдум, а если на референдум вынесен проект закона, то на
стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона,
который предлагается отменить или изменить.
Статья 32. Бюллетень для голосования на референдуме Удмуртской
Республики
В бюллетене для голосования на референдуме Удмуртской
Республики точно воспроизводится текст вынесенного на референдум
вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами
"за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на референдум Удмуртской Республики нескольких
вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно
нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.
Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также
последовательно нумеруются.
Бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его
заполнения.
Бюллетени печатаются на русском и удмуртском языках.
При вынесении на референдум Удмуртской Республики проекта
закона Центральная комиссия референдума решает вопрос о
целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования
текстов выносимых на референдум Удмуртской Республики проекта
закона и действующего закона, который предлагается отменить или
изменить.
В случае проведения референдума Удмуртской Республики в один
день с местным или иным референдумом бюллетени для голосования на
каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо
каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме
Удмуртской Республики утверждаются Центральной комиссией
референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения
референдума. Бюллетени печатаются не позднее чем за 20 дней до дня
проведения референдума Удмуртской Республики. Территориальные
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики получают
бюллетени от Центральной комиссии референдума не позднее чем за 16
дней до дня проведения референдума. Участковые комиссии по
проведению референдума Удмуртской Республики получают бюллетени от
территориальных комиссий не позднее чем за три дня до проведения
референдума.
По каждому участку референдума Удмуртской Республики число
бюллетеней не может превышать более чем на полпроцента число
зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме
Удмуртской Республики на данном участке референдума.
В правом верхнем углу бюллетеня ставятся подписи двух членов
участковой либо территориальной комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики, которые заверяются печатью участковой либо
территориальной комиссии. Не заверенные комиссией по проведению
референдума Удмуртской Республики бюллетени признаются бюллетенями
неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 33. Порядок голосования на референдуме Удмуртской
Республики
На всех участках референдума Удмуртской Республики голосование
проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте
голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем
за 20 дней до дня проведения референдума. При проведении
референдума Удмуртской Республики одновременно с выборами в
федеральные органы государственной власти голосование проводится в
установленное федеральным законом время.
(в ред. Закона УР от 24.01.2000 N 138-II)
Если гражданин в день проведения референдума Удмуртской
Республики по каким-либо причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства, он может проголосовать досрочно начиная с 15
дней до дня референдума. При этом никто не вправе принуждать
гражданина к досрочному голосованию. Гражданин может заполнить
бюллетень для голосования на референдуме в помещении
территориальной комиссии (за 15 - 4 дня до дня референдума) или
участковой комиссии по проведению референдума (начиная с трех дней
до дня референдума). Комиссии по проведению референдума обязаны
исключить при этом возможность искажения волеизъявления
гражданина, обеспечить тайну голосования, сохранность бюллетеня.
Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену комиссии по проведению
референдума. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух
членов комиссии, которые заверяются печатью комиссии.
Территориальная комиссия по проведению референдума не позднее чем
за 3 дня до дня проведения референдума передает списки
проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в
соответствующие участковые комиссии. Участковая комиссия вносит
отметки о досрочном голосовании в список граждан, имеющих право на
участие в референдуме. В день голосования председатель участковой
комиссии в присутствии других членов комиссии и наблюдателей
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает
извлеченные из них бюллетени в ящик для голосования. Число
конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. В
случае если из одного конверта извлечено более одного бюллетеня,
все эти бюллетени погашаются, о чем составляется соответствующий
акт.
В 8 часов по местному времени в день проведения референдума
председатель участковой комиссии объявляет участок референдума
открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и
присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для
голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель
участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, приступить к голосованию.
При получении бюллетеня гражданин проставляет в списке
граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, серию и номер своего паспорта или заменяющего его
документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер
предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут
быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом
решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной
записи и расписывается.
В случае если гражданин, имеющий право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, не имеет возможности
самостоятельно расписываться в получении бюллетеня, он вправе
воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов
комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее
гражданину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество и
расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в
референдуме, в графе "подпись гражданина о получении бюллетеня для
голосования на референдуме Удмуртской Республики".
Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, голосует лично. Голосование за других лиц
не допускается. Заполнение бюллетеня производится в кабине,
специально оборудованном месте или комнате для тайного
голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни
было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить
в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного
голосования любое лицо, за исключением членов комиссии по
проведению референдума и наблюдателей.
Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке
граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие
в референдуме, о получении бюллетеня.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум
Удмуртской Республики вопроса, он ставит любой знак в квадрате под
словом "да". Если гражданин голосует против вынесенного на
референдум Удмуртской Республики вопроса, он ставит любой знак в
квадрате под словом "против".
Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для
голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения
членов участковой комиссии и наблюдателей.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в
голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, в том числе гражданам, которые по состоянию
здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для
голосования в помещение для голосования и сделали по этому поводу
заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке
референдума Удмуртской Республики должно быть необходимое
количество переносных ящиков для голосования. Количество
переносных ящиков для голосования определяется решением участковой
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения
для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной
форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению
референдума Удмуртской Республики. Членам участковой комиссии,
выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования, выдаются бюллетени
для голосования на референдуме Удмуртской Республики в количестве,
соответствующем числу заявлений, в получении которых они
расписываются. Число заявлений, а также число использованных и
возвращенных бюллетеней указываются в отдельном акте. Одновременно
в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, делается отметка о том, что гражданин
проголосовал вне помещения для голосования. При проведении
голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать
наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии в помещение
для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до
начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения для
голосования должна исключать возможность нарушения права
гражданина на участие в референдуме Удмуртской Республики, а равно
возможность искажения его волеизъявления.
Председатель участковой комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики следит за порядком в помещении для
голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих
в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя
участковой комиссии его замещает заместитель председателя
участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или
иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.
Член участковой комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики отстраняется от участия в работе комиссии, а
наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования
в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается
участковой комиссией по проведению референдума Удмуртской
Республики.
В случае если гражданин, имеющий право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, считает, что при заполнении
бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой
комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый
бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает
гражданину новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку
в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, рядом с фамилией указанного гражданина.
Испорченный бюллетень погашается, о чем участковой комиссией
составляется соответствующий акт.
Статья 34. Подсчет голосов граждан, принявших участие в
референдуме, участковой комиссией по проведению референдума
Удмуртской Республики
По истечении времени голосования на референдуме Удмуртской
Республики председатель участковой комиссии объявляет о том, что
получить бюллетени и проголосовать могут только граждане, уже
находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой
комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в
помещении для голосования, подсчитывают и погашают
неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме
Удмуртской Республики. Число этих бюллетеней оглашается заносится
в протокол участковой комиссии об итогах голосования, после чего
председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или
пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их
сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает
ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования
осуществляется поочередно - вначале переносных, затем стационарных
ящиков для голосования.
Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в
переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней, находящихся в
переносных ящиках для голосования, не должно превышать число
подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования
вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования
большего числа бюллетеней для голосования на референдуме
Удмуртской Республики, чем число подтверждений в письменной форме
граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для
голосования, признаются недействительными решением участковой
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по
проведению референдума Удмуртской Республики, обеспечивавших
проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в
акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об
итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, прежде всего отделяются
бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные
официально либо не заверенные комиссией по проведению референдума
Удмуртской Республики, и недействительные бюллетени.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых
любой знак поставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном
из них. При возникновении сомнений в действительности бюллетеней
участковая комиссия разрешает вопрос голосованием При принятии
решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия
указывает на его оборотной стороне причины недействительности
данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех
членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени хранятся
упакованными отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики, должен проводиться
непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего
голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых
должны быть извещены все члены комиссии, а также наблюдатели.
Участковая комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования по участку референдума
Удмуртской Республики вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в референдуме
Удмуртской Республики, зарегистрированных по участку референдума,
включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на
участие в референдуме Удмуртской Республики дополнительно;
2) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, полученных участковой комиссией;
3) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно, включая
бюллетени, выданные гражданам, проголосовавшим в территориальной
комиссии по проведению референдума;
4) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, выданных гражданам в помещении для голосования;
5) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для
голосования;
6) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме
Удмуртской Республики;
7) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за
исключением бюллетеней неустановленной формы);
8) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за
исключением бюллетеней неустановленной формы);
9) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней
неустановленной формы);
10) число действительных бюллетеней для голосования на
референдуме Удмуртской Республики;
11) число бюллетеней для голосования, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
12) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на
референдум Удмуртской Республики;
13) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на
референдум Удмуртской Республики.
В случае вынесения на референдум Удмуртской Республики
альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все
варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме
Удмуртской Республики, поданных за каждый из вариантов, а также
число голосов граждан, принявших участие в референдуме Удмуртской
Республики, поданных против всех вариантов.
Протокол участковой комиссии об итогах голосования
составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов
участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми
присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего
голоса. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в
целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к
протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается
соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщается
жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в
участковую комиссию в день проведения референдума, а также
принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии
жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму
экземпляру протокола.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов
либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и
составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования
карандашом или внесение в него каких бы то ни было исправлений.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой
комиссии, а также при сомнении правильности составления указанного
протокола соответствующая территориальная комиссия по проведению
референдума Удмуртской Республики вправе принять решение о
повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией.
Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией
в присутствии не менее трех членов соответствующей территориальной
комиссии по проведению референдума Удмуртской Республики.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах
голосования после его подписания незамедлительно направляется в
соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума
Удмуртской Республики.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах
голосования вместе с опечатанными бюллетенями, со списками членов
участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей
от инициативной группы, общественных объединений, представителей
средств массовой информации, присутствовавших при подсчете
голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее
работы.
Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах
голосования представляется для ознакомления членам участковой
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям,
представителям средств массовой информации.
Статья 35. Установление итогов голосования территориальной
комиссией по проведению референдума Удмуртской Республики
На основании протоколов участковых комиссий об итогах
голосования путем суммирования содержащихся в них данных
территориальная комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики не позднее чем за 3 дня со дня проведения референдума
устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий
об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены
территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная комиссия по проведению референдума Удмуртской
Республики составляет протокол об итогах голосования, в который
заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей
территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании
которых составляется протокол об итогах голосования по
соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых
комиссий, установленные частью 9 статьи 34 настоящего Закона.
Протокол территориальной комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики об итогах голосования по соответствующей
территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми
присутствующими членами территориальной комиссии с правом
решающего голоса. К протоколу в обязательном порядке прилагается
сводная таблица, которая включает данные протоколов всех
участковых комиссий по соответствующей территории. Член
территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с
отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое
особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на
нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную
комиссию по проведению референдума Удмуртской Республики, а также
принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии
жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму
экземпляру протокола.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе
территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей
территории, а также при сомнении в правильности составления
указанного протокола Центральная комиссия референдума Удмуртской
Республики вправе принять решение о повторном подсчете голосов
соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет
голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не
менее трех членов Центральной комиссии референдума Удмуртской
Республики.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по
проведению референдума Удмуртской Республики об итогах голосования
по соответствующей территории после его подписания и сводная
таблица незамедлительно направляются в Центральную комиссию
референдума Удмуртской Республики.
Второй экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах
голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе
с протоколами участковых комиссий, со списками членов
территориальной комиссии с правом совещательного голоса,
наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений,
представителей средств массовой информации, присутствовавших при
установлении итогов голосования по соответствующей территории и
составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной
комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах
голосования по соответствующей территории и сводная таблица
предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с
правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств
массовой информации.
Статья 36. Определение результатов референдума Удмуртской
Республики
На основании протоколов территориальных комиссий об итогах
голосования путем суммирования содержащихся в них данных
Центральная комиссия референдума Удмуртской Республики не позднее
10 дней со дня проведения референдума определяет результаты
референдума Удмуртской Республики. Суммирование содержащихся в
протоколах территориальных комиссий данных осуществляют
непосредственно члены Центральной комиссии референдума Удмуртской
Республики с правом решающего голоса.
Центральная комиссия референдума признает референдум
Удмуртской Республики состоявшимся, если в голосовании приняло
участие более половины граждан, имеющих право на участие в
референдуме Удмуртской Республики.
Число граждан, принявших участие голосовании, определяется по
числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных
из ящиков для голосования.
Центральная комиссия референдума признает решение принятым на
референдуме Удмуртской Республики, если за него проголосовало
более половины граждан, принявших участие в голосовании.
(часть 4 в ред. Закона УР от 24.01.2000 N 138-II)
Постановлением Центральной комиссии референдума результаты
голосования на соответствующей территории Удмуртской Республики
могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений
настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В
этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить
соответствующим комиссиям по проведению референдума Удмуртской
Республики провести повторное голосование не позднее 15 дней со
дня официального опубликования (обнародования) постановления
Центральной комиссии референдума.
Центральная комиссия референдума составляет протокол о
результатах референдума Удмуртской Республики, который
подписывается всеми членами Центральной комиссии референдума
Удмуртской Республики с правом решающего голоса и в который
вносятся следующие данные:
1) число территориальных комиссий по проведению референдума
Удмуртской Республики;
2) число протоколов территориальных комиссий об итогах
голосования, на основании которых составляется протокол
Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики;
3) число граждан Удмуртской Республики, имеющих право на
участие в референдуме Удмуртской Республики;
4) число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим
досрочно;
5) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, полученных участковыми комиссиями;
6) число бюллетеней, выданных гражданам на участках
референдума Удмуртской Республики;
7) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
8) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме
Удмуртской Республики;
9) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за
исключением бюллетеней неустановленной формы);
10) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за
исключением бюллетеней неустановленной формы);
11) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней
неустановленной формы;
12) число действительных бюллетеней для голосования на
референдуме Удмуртской Республики;
13) число бюллетеней для голосования на референдуме Удмуртской
Республики, признанных недействительными (в том числе отдельной
строкой - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
14) число голосов, поданных за вопрос, внесенный на референдум
Удмуртской Республики;
15) число голосов, поданных против вопроса, внесенного на
референдум Удмуртской Республики.
В случае внесения на референдум Удмуртской Республики
альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты
и число голосов граждан, принявших участие в референдуме
Удмуртской Республики, поданных за каждый из вариантов, а также
число голосов граждан, принявших участие в референдуме Удмуртской
Республики, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов
либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и
составление протокола по каждому вопросу проводятся отдельно.
Член Центральной комиссии референдума Удмуртской Республики,
не согласный с протоколом комиссии о результатах референдума
Удмуртской Республики в целом или с отдельными его положениями,
вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе
делается соответствующая запись.
К протоколу Центральной комиссии референдума о результатах
референдума Удмуртской Республики в обязательном порядке
прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов
всех территориальных комиссий по проведению референдума Удмуртской
Республики.
Статья 37. Опубликование (обнародование) и вступление в силу
решения, принятого на референдуме Удмуртской Республики
Принятое на референдуме Удмуртской Республики решение и итоги
голосования в целом по Удмуртской Республике подлежат официальному
опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума
Удмуртской Республики не позднее трех дней после определения
результатов референдума. Центральная комиссия референдума в тот же
срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги
голосования по соответствующим территориям с учетом положений
статьи 35 настоящего Закона. Не позднее двух месяцев после
определения результатов референдума Удмуртской Республики
Центральная комиссия референдума опубликовывает в средствам
массовой информации общие итоги голосования на референдуме
Удмуртской Республики, включающие все данные, внесенные в сводные
таблицы, прилагаемые к протоколам территориальных комиссий по
проведению референдума Удмуртской Республики согласно части
третьей статьи 35 настоящего Закона.
Территориальные комиссии опубликовывают в средствах массовой
информации данные протоколов всех участковых комиссий об итогах
голосования на соответствующей территории не позднее чем через
месяц со дня проведения референдума Удмуртской Республики.
Итоги голосования по каждому участку референдума Удмуртской
Республики должны предоставляться для ознакомления любому
гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой
информации.
Принятое на референдуме Удмуртской Республики решение вступает
в силу со дня его официального опубликования (обнародования)
Центральной комиссией референдума, если иное не предусмотрено в
формулировке вопроса, принятого на референдуме Удмуртской
Республики.
Статья 38. Использование автоматизированной информационной
системы
В случае использования в ходе референдума Удмуртской
Республики автоматизированной информационной системы
соответствующая комиссия по проведению референдума образует группу
из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов
комиссии с правом совещательного голоса для контроля за
использованием автоматизированной информационной системы. Все
члены комиссий по проведению референдума Удмуртской Республики
имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в
автоматизированную систему и выводимой из нее.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола
Центральной комиссией референдума о результатах референдума
Удмуртской Республики автоматизированная информационная система
используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами
голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий
вышестоящим комиссиям.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных
от информационных центров вышестоящих комиссий по проведению
референдума Удмуртской Республики информационным центрам
нижестоящих комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема
информации.
Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через
автоматизированную информационную систему, являются
предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу соответствующей комиссии по проведению референдума
Удмуртской Республики об итогах голосования, хранящемуся у
секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной
распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную
информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки
подтверждается подписями членов группы контроля за использованием
автоматизированной информационной системы и лица, ответственного
за введение в автоматизированную информационную систему
информации.
Статья 39. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
Удмуртской Республики
Решение, принятое на референдуме Удмуртской Республики,
является общеобязательным и не нуждается в дополнительном
утверждении.
Решение, принятое на референдуме Удмуртской Республики,
действует на всей территории Удмуртской Республики и может быть
отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом
референдуме Удмуртской Республики.
Если для реализации решения, принятого на референдуме
Удмуртской Республики, требуется издание дополнительного правового
акта, республиканский орган государственной власти Удмуртской
Республики, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в
течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на
референдуме Удмуртской Республики, определить срок подготовки
данного правового акта.
Статья 40. Хранение документации референдума Удмуртской
Республики
Документация участковых комиссий по проведению референдума
Удмуртской Республики, включая бюллетени для голосования на
референдуме, передаются в соответствующие территориальные комиссии
по проведению референдума Удмуртской Республики не позднее 10 дней
со дня официального опубликования (обнародования) результатов
референдума Удмуртской Республики.
Территориальные комиссии по проведению референдума Удмуртской
Республики по окончании своей работы сдают всю документацию на
постоянное хранение в архивное учреждение Удмуртской Республики.
По истечении двух лет после официального опубликования
(обнародования) результатов референдума Удмуртской Республики
бюллетени для голосования на референдуме Удмуртской Республики
уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой
Центральной комиссией референдума.
Документация Центральной комиссии референдума Удмуртской
Республики сдается на постоянное хранение в архивное учреждение
Удмуртской Республики через два года со дня официального
опубликования (обнародования) результатов референдума Удмуртской
Республики.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕФЕРЕНДУМЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о
референдуме Удмуртской Республики
Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином
Удмуртской Республики его права на участие в референдуме
Удмуртской Республики путем подкупа, обмана, применения
физического насилия или угрозы его применения, подлога документов
референдума Удмуртской Республики, заведомо неправильного подсчета
голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской
Республики, или иным путем, либо препятствующие работе комиссии по
проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также
законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или
условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению
решения, принятого на референдуме Удмуртской Республики, несут
административную или уголовную ответственность в соответствии с
федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня
его официального опубликования.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
26 июня 1997 года
N 441-I
Приложение
к Закону УР
от 26 июня 1997 г. N 441-I
ФОРМЫ
ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ РЕФЕРЕНДУМА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативную группу в
количестве _______ человек, зарегистрированную Избирательной
комиссией Удмуртской Республики "____"_____________ 19__ года,
регистрационный N ____, выступившую с инициативой проведения
референдума Удмуртской Республики с вопросом "____________________
_________________________________________________________________"
-----T-------------T--------T------------T------------T----------¬
¦ NN ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦Адрес места ¦Паспорт или ¦Подпись и ¦
¦п.п.¦ отчество ¦рождения¦ жительства ¦заменяющий ¦ дата ее ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документ¦ внесения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(серия и N) ¦ ¦
+----+-------------+--------+------------+------------+----------+
+----+-------------+--------+------------+------------+----------+
+----+-------------+--------+------------+------------+----------+
L----+-------------+--------+------------+------------+-----------
Подписной лист удостоверяю:__________________________________
(Фамилия, имя, отчество, год
рождения, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа,
место жительства лица, собиравшего
подписи)
Член инициативной группы: ____________________________________
(Фамилия, имя, отчество, год
рождения, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа,
место жительства члена инициативной
группы)
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся депутаты Государственного Совета
Удмуртской Республики, выступаем с инициативой проведения
референдума Удмуртской Республики с вопросом "____________________
_________________________________________________________________"
-----T---------------T--------------------T-------------------¬
¦ NN ¦Фамилия, имя, ¦ Номер ¦ Подпись ¦
¦п.п.¦ отчество ¦ избирательного ¦ и дата ее ¦
¦ ¦ депутата ¦ округа ¦ внесения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------+--------------------+-------------------+
+----+---------------+--------------------+-------------------+
+----+---------------+--------------------+-------------------+
L----+---------------+--------------------+--------------------
|