ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1997 г. N 1118
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ ДО 2005 ГОДА
В соответствии с Государственной программой поддержки малого
предпринимательства на 1997 год и в целях эффективности реализации
государственной политики в области развития малого
предпринимательства Правительство Удмуртской Республики
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития малого предпринимательства в
Удмуртской Республике до 2005 года.
2. Министерствам и ведомствам Удмуртской Республики учитывать
положения настоящей Концепции при разработке нормативных и
правовых актов, целевых республиканских программ и мероприятий в
части, касающейся развития малого предпринимательства в отраслях
народного хозяйства Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Удмуртской
Республики в своей работе учитывать положения указанной Концепции.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН
Утверждена
постановлением
Правительства УР
от 15 декабря 1997 г. N 1118
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2005 ГОДА
Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным
законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики "О
государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в
Удмуртской Республике".
В данном документе определены цели, приоритеты и основные
направления государственной политики в области малого
предпринимательства в Удмуртской Республике на ближайшую
перспективу.
При разработке Концепции использованы материалы социально -
экономических исследований состояния предпринимательства по РФ (в
т.ч. по Удмуртской Республике), проведенных группой ученых
Удмуртской Республики и зарубежными специалистами в рамках Проекта
ЕС ТАСИС, Институтом стратегического анализа при Правительстве РФ
и Межведомственным аналитическим центром, а также методические
материалы Министерства экономики УР: "Системный подход к
разработке структур основополагающих республиканских систем,
государственных политик республики и Программы социально -
экономического развития Удмуртской Республики на 1998 - 2000
годы".
Концепция разработана авторским коллективом в составе: Зайцев
М.П. (руководитель коллектива), Буланов С.А., Вепрев С.Н., Зайцев
А.И., Захаров Н.Л., Пушин В.Г., Севрюгин А.С., Чувыгин А.П.
1. Современные тенденции развития
малого предпринимательства
Малое предпринимательство с развитой рыночной экономикой
играет существенную роль в экономической, социальной и
политической сферах общества. Государственная поддержка малого
бизнеса является в этих странах одним из важных стратегических
направлений в достижении национальных целей развития. Экономически
и технически малый бизнес не может конкурировать с крупным
предпринимательством, обладающим высоким наукоемким
производственным потенциалом и играющим поэтому ведущую роль в
формировании валового национального продукта и экономической
ситуации в целом. Вместе с тем, малый бизнес занял свою нишу в
различных отраслях экономики этих стран в системе "наука -
производство" как инструмент реализации рискованных инновационных
проектов.
Именно малое предпринимательство активно противостоит росту
безработицы, играет существенную роль в формировании региональных
и местных бюджетов. В сфере малого предпринимательства формируется
новый средний класс - основа социально - политической стабильности
стран с развитой рыночной экономикой.
Значение малого бизнеса особенно возрастает в условиях
экономической депрессии, когда национальная экономика не
развивается. В этот период происходит снижение активности крупных
предприятий и важным условием выхода из кризиса является развитие
малого бизнеса.
Традиционно в мировой практике малый бизнес выполняет
следующие общественные функции:
обеспечивает рост занятости и уровня жизни населения;
снижает социальную напряженность;
осуществляет инновационную деятельность в различных отраслях
экономики;
содействует формированию рыночных отношений.
2. Состояние развития малого предпринимательства
в Удмуртской Республике
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике играет
заметную роль в ее социально - экономическом развитии. На 01.07.97
года в сфере малого предпринимательства трудилось более 100 тыс.
человек, или около 14 процентов от занятого населения в отраслях
народного хозяйства Удмуртской Республики. На долю малых
предприятий приходилось около 9 процентов производимого в
республике ВВП и более 6 процентов от общего поступления налогов.
В то же время, малое предпринимательство в Удмуртской
Республике испытывает значительные трудности, среди которых, в
ходе социологического опроса, названы: несовершенство нормативно -
правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий;
давление со стороны криминальных структур; высокая процентная
ставка кредитов и сложная процедура их получения; высокий уровень
налогообложения; неразвитость финансового лизинга; нехватка
квалифицированных кадров; отсутствие должной социальной
защищенности как собственников, так и наемных работников малых
предприятий; сложность в получении достоверной информации о рынках
товаров и услуг; отсутствие защиты регионального рынка от
некачественной зарубежной и отечественной продукции.
Сложившаяся система государственной поддержки малого
предпринимательства в Удмуртской Республике пока еще не носит
целостного характера. Не до конца создана инфраструктура поддержки
малого предпринимательства, не отработаны механизмы взаимосвязи
между федеральными, республиканскими и местными звеньями по
осуществлению единой политики в области малого
предпринимательства, не отработана система его эффективной
финансовой поддержки.
3. Государственная политика Удмуртской Республики
в области малого предпринимательства
Государственная политика Удмуртской Республики в области
развития малого предпринимательства является составной частью
единой политики экономического и социального развития Российской
Федерации и Удмуртской Республики.
Государственная политика проводится через соответствующие
нормативные и правовые акты Российской Федерации,Удмуртской
Республики и местного самоуправления.
Основными принципами организации государственной политики в
области малого предпринимательства в Удмуртской Республике
являются:
соответствие законодательных актов Удмуртской Республики по
малому предпринимательству основным положениям нормативно -
правовых актов по малому предпринимательству Российской Федерации;
эффективное (по экономическим и социальным критериям)
использование государственных средств, выделяемых на поддержку
малого предпринимательства;
содействие развитию инновационно - производственного малого
предпринимательства, а также предпринимательства в сфере
ремесленного труда, народных промыслов и художественного
творчества;
предоставление на льготных условиях (а в отдельных случаях -
безвозмездной) государственной финансовой помощи малым
предприятиям при условии вложения ими собственных финансовых
средств;
включение малых предприятий в производство продукции и услуг
для государственных нужд республики;
информационное и кадровое обеспечение малого
предпринимательства.
Основной целью государственной политики в области малого
предпринимательства является формирование благоприятной среды для
развития малого предпринимательства на всей территории Удмуртской
Республики. Государственная политика направлена на решение
следующих первоочередных задач:
формирование нормативно - правовой базы поддержки и развития
малого предпринимательства;
создание и совершенствование действующих основных элементов
инфраструктуры государственной и общественной поддержки малого
предпринимательства;
разработка и реализация финансово - кредитной и инвестиционной
поддержки малого предпринимательства и, в первую очередь,
инновационно - производственных малых предприятий;
создание системы информационного обеспечения малого
предпринимательства;
подготовка и переподготовка предпринимательских кадров для
малого бизнеса;
содействие в обеспечении антикриминальной защиты малого
предпринимательства;
социальная защита работников в сфере малого
предпринимательства.
4. Система государственной поддержки малого
предпринимательства в Удмуртской Республике
Система поддержки малого предпринимательства представляет
собой совокупность государственных, муниципальных, общественных и
предпринимательских структур, взаимодействующих друг с другом и с
субъектами малого предпринимательства в целях обеспечения
становления, развития и функционирования сферы малого
предпринимательства.
Государственная система поддержки включает в себя Комитет по
поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве
Удмуртской Республики, Удмуртский государственный фонд поддержки
малого предпринимательства. Началось формирование муниципальных
систем поддержки малого предпринимательства в городах и районах.
В систему негосударственной поддержки входят общественные
объединения предпринимателей, коммерческие и некоммерческие
организации, задействованные в реализации государственной политики
поддержки малого предпринимательства посредством оказания его
субъектам юридических, финансовых, информационных, технических и
консалтинговых услуг и иной помощи в соответствии с профилем своей
деятельности и действующим законодательством.
Функции по общей координации поддержки возложены на Комитет по
поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве
Удмуртской Республики.
Сложившаяся к 1997 году система поддержки позволяет
формировать и в целом реализовывать единую государственную
политику по поддержке малого предпринимательства, оперативно ее
корректировать и согласовывать со всеми заинтересованными
участниками. Вместе с тем, для повышения ее эффективности в
течение 1998 - 2005 годов будет продолжена работа по
совершенствованию системы поддержки с участием государственных и
негосударственных структур, а также самих субъектов малого
предпринимательства.
Реализация государственной политики предусматривает следующие
аспекты:
функциональный, нацеленный на создание экономических,
правовых, организационных условий для развития малого
предпринимательства (разработка нормативно - правовой базы,
создание необходимой инфраструктуры для развития малого
предпринимательства, формирование общественного мнения о
необходимости развития малого предпринимательства как одного из
условий эффективного функционирования рыночной экономики);
отраслевой, направленный на организацию и координацию
деятельности всех заинтересованных органов государственной власти
в различных отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики;
территориальный, с акцентом на поддержку малого
предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных
административно - территориальных единицах Удмуртской Республики;
социальный, содержащий систему мер поддержки малого
предпринимательства в отношении отдельных социальных групп
населения.
5. Направления государственной поддержки
малого предпринимательства
5.1. Совершенствование нормативно - правовой базы поддержки
малого предпринимательства
В соответствии со среднесрочной Программой Правительства РФ на
1997 - 2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост"
развитие малого предпринимательства в перспективе будет носить
четко выраженный региональный характер, произойдет
целенаправленный перенос финансово - кредитной, инвестиционной и
организационной деятельности на региональный уровень. Это
потребует формирование нормативно - правовой базы, преимущественно
прямого действия, которые обеспечивали бы инвестиционную,
финансово - кредитную и производственную поддержку малого
предпринимательства. Действующие законы и другие нормативные
правовые акты, потребуют внесения изменений и дополнений,
отражающие современную ситуацию, в соответствии с нормами
федерального законодательства. Необходимо принятие подзаконных
нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать возможности
действующего законодательства Удмуртской Республики,
конкретизировать отдельные его разделы.
В целях укрепления позиции малого предпринимательства,
необходимо формирование и совершенствование нормативной правовой
базы на муниципальном уровне. Тем самым будет сформирована
двухуровневая структура нормативного обеспечения развития
предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике.
Предполагается развитие нормативной правовой базы по малому
предпринимательству по следующим направлениям:
инвестиционная поддержка малых предприятий (льготное
кредитование, инвестиционный налоговый кредит, финансовый лизинг,
гарантии под привлекаемые инвестиции, страхование);
льготное упрощенное налогообложение и предельно упрощенная
отчетность малых предприятий;
информационно - консультационное обеспечение малых
предприятий;
обеспечение участия малых предприятий в производстве товаров и
услуг для государственных нужд;
правовая защита предпринимателей и работников, занятых на
малых предприятиях;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства;
подготовка кадров для малых предприятий;
обеспечение доступа малых предприятий к материальным и другим
ресурсам.
5.2. Формирование инфраструктуры развития малого
предпринимательства
Практическая реализация государственной поддержки малого
предпринимательства потребует создание и развитие соответствующей
инфраструктуры. В настоящее время государственная политика в
области малого бизнеса в Удмуртской Республике осуществляется
Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства при
Правительстве Удмуртской Республики, функционирует Удмуртский
государственный фонд поддержки малого предпринимательства, идет
создание функциональных подразделений поддержки малого
предпринимательства на уровне административно - территориальных
единиц республики.
К числу отсутствующих, но необходимых для оказания
всесторонней поддержки малому предпринимательству объектов
инфраструктуры относятся:
бизнес - инкубаторы - организации, оказывающие малым
предприятиям на льготных условиях комплекс услуг в период их
становления;
технопарки - новые для РФ объекты инфраструктуры малого
предпринимательства, призванные обеспечивать комплексное решение
вопросов при ускоренной передаче малым предприятиям с целью
освоения в производстве результатов научно - исследовательских и
опытно - конструкторских разработок (коммерциализация научных
разработок);
лизинговые компании, для оказания малым предприятиям помощи в
приобретении оборудования;
территориальные и отраслевые фонды поддержки малого
предпринимательства;
постоянно действующие выставки - ярмарки продукции субъектов
малого предпринимательства.
5.3. Отраслевая поддержка малого предпринимательства
Каждая отрасль экономики Удмуртской Республики имеет свои
специфические особенности, что найдет отражение в содержании
программных мероприятий по отраслевой поддержке малого
предпринимательства. Вместе с тем, программные мероприятия по
отраслевой поддержке малого предпринимательства должны отвечать
определенным общим требованиям. Важнейшие из них:
инновационно - производственная направленность малого
предпринимательства и расширение производственно - технологической
кооперации малых предприятий с крупными производствами;
создание новых рабочих мест на малых предприятиях для
увеличения занятости трудоспособного населения в связи с санацией
предприятий - банкротов и конверсией оборонных предприятий;
расширение налоговой базы республиканского бюджета и бюджетов
административно - территориальных единиц от хозяйственной
деятельности малых предприятий.
При этом приоритетными в государственной поддержке малого
предпринимательства должны стать, прежде всего, эффективные
отраслевые инновационные проекты, направленные на производство
новых товаров и услуг, повышение качества пользующейся спросом
современной уже производимой продукции, внедрение экологически
чистых технологий, разработка и освоение новых методов организации
и управления производством на базе компьютерных систем.
В этой связи министерства и ведомства Удмуртской Республики
при разработке и реализации отраслевых программ учитывают в них
мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства. К
числу рекомендуемых общих "отраслевых" мероприятий, действующих на
всех этапах поддержки малого предпринимательства, относятся:
оказание малым предприятиям помощи в приобретении лицензий,
товарных знаков, технологий, содействия в аренде оборудования и
площадей на предприятиях отрасли;
информационное обеспечение малого предпринимательства путем
предоставления предпринимателям доступа к отраслевым нормативно -
инструктивным документам, к информации о состоянии спроса на
региональном, российском и зарубежных рынках на отдельные виды
товаров и услуг, а также путем создания и постоянного пополнения
банка данных о пользующейся спросом продукции, результатов НИОКР,
о неиспользуемых производственных мощностях, объектах
незавершенного строительства, новых местных источниках сырья;
содействие в создании технопарков на базе вузовской и
отраслевой науки;
проведение конференций, семинаров, совещаний, с привлечением
финансово - коммерческих структур, заинтересованных в реализации
эффективных проектов в малом бизнесе;
организация конкурсного размещения государственных заказов по
квотам, предусмотренным для малых предприятий;
оказание помощи в организации выставок - ярмарок продукции и
услуг, предлагаемых малыми предприятиями, информирование населения
о продукции малых предприятий;
техническая и экологическая экспертиза инвестиционных проектов
в малом предпринимательстве;
разработка отдельных целевых программ по наиболее значимым
проектам в малом предпринимательстве;
подготовка кадров.
Кроме перечисленных общих мер поддержки малого
предпринимательства министерствами и ведомствами разрабатываются
программные мероприятия, отражающие различные аспекты поддержки
малого предпринимательства в каждой отрасли. Эти мероприятия
включаются в ежегодные государственные программы поддержки малого
предпринимательства Удмуртской Республики или отраслевые программы
министерств и ведомств Удмуртской Республики.
5.4. Использование возможностей малого предпринимательства при
реструктуризации и банкротстве крупных предприятий
Для организации и эффективного функционирования малых
предприятий необходимо создать условия для использования ими
незадействованных площадей и оборудования крупных предприятий,
высвобождающихся в результате их структурной перестройки.
Реализация этой цели предполагается через создание специальной
нормативной и правовой базы, регламентирующей механизм
взаимодействия малых и крупных предприятий, включая систему льгот
для предприятий, участвующих в процессе реструктуризации.
Реализация мероприятий по участию малых предприятий в
производственно - технологической кооперации с крупным
производством включает формирование арендных отношений,
привлечение малых предприятий к участию в производстве и поставках
для государственных нужд, а также совершенствованию налогового
законодательства.
5.5. Поддержка малого предпринимательства в административно -
территориальных единицах Удмуртской Республики
Исторически сложившаяся неравномерность социально -
экономического развития отдельных административно -
территориальных единиц Удмуртской Республики требует учета ряда
особенностей: депрессивное состояние отдельных районов, различная
степень занятости трудоспособного населения, резкие колебания
жизненного уровня и др.
Административно - территориальные единицы (города и районы)
разрабатывают в рамках настоящей Концепции программы и отдельные
мероприятия, которые могут стать составной частью республиканской
программы поддержки малого предпринимательства.
Особой государственной поддержкой будут пользоваться
неблагополучные в социально - экономическом отношении
административно - территориальные единицы, а также города и районы
Удмуртской Республики, в которых будет осуществляться структурная
перестройка в экономике.
5.6. Поддержка малого предпринимательства отдельных социальных
групп
К социальным группам населения, требующим в рамках малого
предпринимательства государственной поддержки по специальным
программам относятся:
слабо защищенные группы населения, которые по демографическим
признакам, медицинским показаниям, социальным и другим
характеристикам, попадают под естественные социальные ограничения
при трудоустройстве;
граждане, исполнившие государственные воинский и трудовой
долг, пострадавшие в экологических катастрофах и социальных
конфликтах, имеющие особые заслуги перед Россией и Удмуртской
Республикой, в соответствии с действующим законодательством.
Целью социальных программ должна стать помощь государства в
социальной реабилитации и в возможности творческой самореализации
перечисленных категорий граждан.
6. Механизм реализации Концепции развития
малого предпринимательства
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при
Правительстве Удмуртской Республики осуществляет организацию,
координацию и контроль за реализацией положений Концепции и
ежегодных программ поддержки малого предпринимательства, вносит в
установленном порядке предложения по уточнению Концепции с учетом
складывающейся социально - экономической ситуации, обеспечивает
информационную, методическую и иную поддержку администраций
городов и районов в части поддержки малого предпринимательства,
осуществляет контроль за целевым использованием средств,
направляемых на поддержку малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение по реализации Концепции осуществляет
Удмуртский государственный фонд поддержки малого
предпринимательства в рамках Государственных программ поддержки
малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Финансовое
обеспечение Государственных программ осуществляется за счет
средств бюджета Удмуртской Республики, доходов от приватизации,
средств фондов поддержки малого предпринимательства, за счет
других источников, не запрещенных законодательством.
Решение о финансировании программ поддержки малого
предпринимательства принимается на конкурсной основе с учетом
рекомендаций отраслевых и территориальных органов управления, а
также общественных организаций малого предпринимательства.
7. Оценка эффективности от реализации Концепции
Эффективность и результативность реализации Концепции будет
определяться экономическими и социальными параметрами,
включающими: количество действующих малых предприятий, объем
произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг),
товарооборот, количество занятых в малом предпринимательстве. На
эффективность реализации Концепции, кроме экономической и
политической ситуации, будет влиять уровень финансового
обеспечения мероприятий, направленных на поддержку и развитие
малого предпринимательства. При своевременном и полном
финансировании Государственных программ поддержки малого
предпринимательства, к 2005 году ожидается увеличение доли объемов
продукции (работ, услуг), производимых малыми предприятиями к ВВП
республики до 15 процентов и количество занятых в малом
предпринимательстве от общего числа занятых в народном хозяйстве
до 18 процентов.
Эффективность государственной поддержки и развития малого
предпринимательства будет ежегодно уточняться в Государственной
программе поддержки малого предпринимательства в Удмуртской
Республике.
|