ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 1998 г. N 396
О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
ГОРОДА ИЖЕВСКА"
С целью сохранения и развития муниципальных библиотек в
городе, обеспечения благоприятных условий для свободного доступа к
информации различных категорий пользователей, поддержки инициатив
и библиотечных программ, направленных на работу с детьми,
молодежью и социально незащищенными слоями населения,
руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская дума города
Ижевска решает:
1. Утвердить Программу "Развитие муниципальных библиотек
города Ижевска" (прилагается).
2. Администрации города Ижевска приступить к реализации
Программы. Финансирование Программы осуществлять в соответствии с
бюджетным назначением на 1998 год и последующие годы.
3. Контроль за исполнением решения возложить на Администрацию
города Ижевска.
Глава городского самоуправления
- мэр г. Ижевска
А.И.САЛТЫКОВ
Утверждено
решением
Городской думы г. Ижевска УР
от 30 марта 1998 г. N 396
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК Г. ИЖЕВСКА
1. Паспорт Программы
Наименование Программы Развитие муниципальных библиотек
г. Ижевска на 1998-2000 годы
Дата принятия решения о сентябрь 1997 года
разработке Программы
Заказчик Программы Администрация города Ижевска
Основные разработчики Управление по культуре и туризму,
Программы Централизованная библиотечная
система
Основные исполнители Городская и районные
Программы Администрации города Ижевска,
ЦБС
Перечень разделов I. Сохранение и развитие
Программы: библиотечно-информационной
инфраструктуры города.
II. Система мер по сохранению и
развитию библиотечных ресурсов.
III. Внедрение новых информационных
технологий в практическую
деятельность муниципальных
библиотек.
IV. Научно-исследовательская
деятельность муниципальных
библиотек.
V. Развитие кадрового потенциала
библиотек. Партнерство и
сотрудничество с российскими
и зарубежными библиотеками.
Сроки и этапы реализации Первый этап - 1998 год;
Программы второй этап - 1999 год;
третий этап - 2000 год
Важнейшие задачи - сохранение и развитие
муниципальной библиотечной сети
в городе, развитие новых форм
функционирования библиотек;
- обеспечение благоприятных условий
для свободного доступа к информации
различных категорий пользователей;
- поддержка инициатив и библиотечных
подпрограмм, направленных на работу
с детьми, молодежью и социально
незащищенными слоями населения;
- развитие краеведческой
деятельности библиотек;
- развитие кадровой политики и
социальная защита работников
библиотек;
- координация деятельности с
российскими библиотеками и развитие
международных связей.
Ожидаемые конечные Реализация Программы обеспечит:
результаты - планомерное размещение сети
муниципальных библиотек в жилых
микрорайонах города и развитие
профильных библиотек в соответствии
с информационными потребностями
различных слоев населения;
- регулярное гарантированное
формирование библиотечных фондов, и
обеспечение их сохранности;
- качественные изменения в работе
муниципальных библиотек по развитию
информационных ресурсов и внедрению
новых технологий;
- создание комфортной среды для
пользователей библиотек;
- достижение гарантии по социальной
защите библиотечных работников и
возможности по переподготовке кадров.
Объемы и источники Общий объем финансирования
финансирования Всего: 4440,5 тыс. руб.
По годам: 1998 г. - 1561,9 тыс. руб.
1999 г. - 1558,9 тыс. руб.
2000 г. - 1319,7 тыс. руб.
Органы контроля Обеспечивается:
- Мэром города Ижевска,
- Городской думой,
- Заместителем главы Администрации
города по социальным вопросам
Периодичность контроля Один раз в полугодие - отчеты
основных исполнителей Заместителю
главы Администрации города по
социальным вопросам
2. Обоснование разработки
(Состояние и проблемы развития библиотек г. Ижевска)
В ряду различных культурных институтов города муниципальные
библиотеки занимают особое место. По сравнению с театрами, музеями
и клубами они более демократичны, общедоступны, ориентированы не
только на интеллектуальную элиту, но и на самые широкие слои
городского населения. Помимо других особенностей библиотеки
отличает особая устойчивость, связанная, прежде всего с их родовой
функцией - постепенным многолетним накоплением печатных ресурсов.
Укорененность в местную жизнь обеспечивает широко развитая
библиотечная сеть, позволяющая максимально приблизить обслуживание
населения к месту жительства или работы.
В настоящее время действующая Централизованная библиотечная
система г. Ижевска насчитывает 24 библиотеки. В нее входят две
головные библиотеки (Центральная городская библиотека им. Н.А.
Некрасова и Центральная городская детская библиотека им.
М.Горького), в которых сосредоточены административные органы и
функциональные службы, обеспечивающие управление и организационно
- методическое руководство библиотеками. Библиотеки, составляющие
муниципальную библиотечную сеть выполняют главную задачу -
обслуживание различных категорий населения необходимой
информацией.
Последние годы ЦБС активно занимается моделированием библиотек
и определением сфер их деятельности. Это дало возможность выбрать
приоритеты библиотек - филиалов и строить их деятельность в рамках
библиотечных Программ: "Библиотеки - школьнику"; "Дошкольник.
Книга. Библиотеки"; "Семья"; "Летние чтения". На основе
Республиканских программ приняты свои творческие проекты - "Память
города Ижевска"; "История библиотечного дела"; "РАБИС"
("Автоматизация библиотечных процессов"). 12 библиотек
определились в направлениях и работают сейчас как библиотечно -
информационные центры.
Эксперимент по организации деятельности библиотек подобным
образом, опираясь на специальные библиотечные программы, дает свои
положительные результаты, но и как зеркало, отражает многие
проблемы и кризисное положение, в котором находятся сейчас
муниципальные библиотеки.
Сегодня, когда роль библиотек все больше начинает оценивать
население, возникла необходимость обратить внимание на сегодняшнее
положение библиотек со стороны городских властей всех уровней.
Опыт библиотек показывает, что г. Ижевск может иметь свою,
отличительную от других модель муниципальных библиотек,
соответствующую стилю, традициям и потребностям города.
Необходимо пересмотреть и решить вопрос об открытии новых
библиотечных учреждений в тех микрорайонах, где жители лишены
библиотечного обслуживания (микрорайон "Север", "Южный",
"Строитель", новые микрорайоны "Старого аэропорта"). При
невозможности выделить отдельные помещения, альтернативой могут
стать комплексы библиотека - клуб, библиотека - абонемент,
библиотека - читальня и т.д.
Важнейшим показателем востребованности библиотек городским
населением является увеличение посещаемости библиотек. Это
особенно ярко проявляется на примере Центральной городской
библиотеки им. Н.А.Некрасова, а также библиотек - филиалов,
расположенных в микрорайонах новостроек. Эти библиотеки
обслуживают в день пользователей в 4 - 5 раз больше того
количества, на которое они рассчитаны. Сегодня каждый 7 житель
города является пользователем ЦБС, ежедневно примерно 3.200
человек обращаются в муниципальные библиотеки за документами,
количество пользователей ежегодно увеличивается на 10.000 (см.
таблицы 1; 2 в приложении).
Книжный голод как был, так и остается. Более того, ситуация
может стать намного хуже, если не изменить положение, такого
важнейшего направления деятельности библиотеки как пополнение
фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности для
пользователей. Сейчас до 80 - 90 процентов издаваемых в России
новых книг отсутствует в библиотеках ЦБС.
Из-за отсутствия финансирования библиотечный фонд сократился:
1995 г. - 935003 экземпляра; 1996 г. - 905421 экземпляр; 1997
г. - 901459 экземпляров.
(см. таблицы 3, 4, 5, 8 в приложении). По оценкам специалистов
40 процентов библиотечных фондов составляют книги, практически
невостребованные, морально и физически устаревшие.
От 60 - 80 процентов пользователей не удовлетворены составом
библиотечных фондов - нет нужных документов, невозможно получить
информацию (см. таблицы 6, 9 в приложении). В 1996 году на
развитие фондов ЦБС затрачено 18 млн. рублей, что составляет 9
тыс. документов или 0,1 документ на 1 пользователя библиотеки (в
среднем по 30 страниц) (см. таблицу 7 в приложении).
Сложившееся положение - сокращение затрат на комплектование
библиотечных фондов является нарушением конституционного права
(статья 29 и 44) каждого гражданина на доступность информации.
Условия хранения библиотечных фондов не соответствуют
требуемым стандартам. Как правило, книгохранилища библиотек
расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в
аварийном состоянии, многие из которых поражены грибком. Такие
помещения являются источником опасности для хранящихся в них
фондов и здоровья людей.
В 1995 году Федеральным законом "Об информации, информатизации
и защите информации" библиотечные фонды и информационные продукты
библиотек включены в состав государственных общедоступных
информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки
ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на
информацию.
Выполнение этой важной задачи возможно только при внедрении и
развитии в муниципальных библиотеках новых технологий обработки,
хранения и поиска информации, обмена информацией по современным
каналам связи.
Имеющийся парк из 9 компьютеров на 24 муниципальные библиотеки
далеко недостаточен для того, чтобы начать освоение ведущих
направлений библиотечной работы посредством автоматизации. Задача
автоматизации библиотечных процессов может быть решена только при
условии необходимых финансовых дотаций в эту сферу.
Особой поддержки заслуживает программа создания современного
имиджа библиотек.
Сегодня это важное направление осваивается библиотечными
работниками самостоятельно без какой-либо финансовой помощи и
поддержки со стороны органов власти.
С изменением роли библиотек меняются и усложняются требования
к библиотечным работникам и их профессии. Культуротворческая
деятельность библиотек и библиотекарей проявляется сегодня очень
ярко.
В первую очередь это относится к досуговой деятельности.
Сейчас в библиотеках работает более 30 клубов различных
направлений для всех категорий пользователей. Литературные
гостиные, семейные праздники, встречи с интересными людьми
привлекают пользователей не только бесплатностью посещения, но и
теплом, уютом, высокой культурой и эрудицией библиотекарей.
Практика показывает, что по инновациям муниципальные
библиотеки идут наравне с передовыми библиотеками России. Это
достигнуто силами высокого интеллектуального потенциала
библиотечных специалистов, но из-за отсутствия финансовых средств
библиотечные специалисты не имеют возможности повышать свой
профессиональный уровень в российских методических центрах.
На протяжении последних трех лет заработная плата в
библиотеках остается без изменений и исчисляется от минимального
заработка в 60 тысяч рублей (уровень 1995 г.). Сейчас в
муниципальных библиотеках работает 201 библиотечный работник.
Из них 93 процента имеют высшее и среднее специальное
образование (см. таблицы 10, 12, 13 в приложении). Специалист
высшей библиотечной квалификации сейчас получает зарплату в 345
тысяч рублей, библиотекарь 6 разряда - 146 тысяч рублей (см.
таблицы 11 в приложении).
3. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является сохранение и эффективное
использование библиотечных ресурсов для обеспечения активизации
культурной жизни города Ижевска, информационного образования и
деловой жизнедеятельности населения. Эта цель включает в себя
следующие компоненты:
1. Создание целостной муниципальной библиотечной сети города и
обеспечение ее рационального использования.
2. Модернизация муниципальной библиотечной деятельности.
Внедрение новых технологий в практику библиотек.
3. Улучшение качества библиотечно - информационного
обслуживания населения города:
- создание универсального фонда документов;
- создание электронного каталога на совокупный фонд библиотек
ЦБС;
- содействие раскрытию творческого потенциала библиотек;
- укрепление материальной базы библиотек.
4. Поддержка инновационных проектов в области социокультурной
деятельности библиотек:
- реорганизация сети муниципальных библиотек, создание
профильных библиотек, новых информационных центров;
- создание библиотечных программ по сохранению и развитию
интереса к книге всех слоев населения.
5. Организация взаимодействия между библиотеками города.
6. Развитие кадрового потенциала и профессионального
мастерства.
4. Основные принципы Программы
Программа носит целевой, комплексный характер и представляет
систему мер, направленных на сохранение и развитие библиотек и
библиотечных фондов, как культурного наследия и достояния города
Ижевска. При этом основополагающими принципами будут являться:
- доступность библиотечных ресурсов и информации для населения
города;
- адекватность фондов и услуг потребностям пользователей
библиотек;
- политический, партийный, конфессиональный нейтралитет;
- научная обоснованность всех направлений деятельности и
управленческих решений;
- сочетание преемственности лучших традиций и новаторства во
всех сферах деятельности;
- рациональное использование материально - технических и
финансовых ресурсов.
5. Приоритеты Программы
В области создания новой информационной инфраструктуры города
Основная деятельность библиотек города - обслуживание
пользователей по удовлетворению их информационных потребностей.
Библиотекам предстоит создать качественно новую систему
обслуживания пользователей, обеспечивающую оперативность,
адекватность и полноту удовлетворения информационных потребностей.
В связи с этим требуется:
- обеспечить всем пользователям максимально возможную
доступность информации, уделяя внимание воспитанию информационной
культуры;
- расширить ассортимент библиотечно - информационных услуг (в
т.ч. платных услуг),
- организовать справочно - библиографическое обслуживание в
автоматизированном режиме посредством электронного каталога;
- использовать информационные системы библиотечной сети
города, библиотек и органов информации других уровней.
- дифференцировать обслуживание в зависимости от возраста,
уровня образования, социального положения.
В области создания и сохранения фондов библиотек, как
культурного наследия города
Для достижения цели сохранения и эффективного использования
культурного наследия города для библиотек необходимо:
- обеспечение формирования библиотечного фонда печатными
документами для жителей города, уделяя особое внимание собиранию
редких и ценных документов, а также материалов краеведческого
характера;
- исчерпывающий библиографический учет и всестороннее
раскрытие библиотечных фондов печатных документов;
- восполнение пробелов в библиотечных фондах;
- освоение новых носителей информации.
Для выполнения этих целей потребуется
- развитие традиционных форм комплектования,
- гарантированное финансирование комплектования и подписки на
периодические издания 2 раза в год,
- внедрение системы местного обязательного экземпляра
документа.
Сохранность фондов будет обеспечиваться через профилактику
повреждения и утраты документов, их восстановления.
Совершенствование системы обеспечения сохранности фондов
предполагает:
- создание температурно - влажного, санитарно - гигиенического
и светового режима хранения документов в соответствии с ГОСТами;
- размещение документов согласно нормативам на площадь
хранения с применением соответствующего оборудования;
- внедрение эффективных методов предупреждения физического
износа документов, новых технологий переплетных и реставрационных
работ.
В области модернизации библиотек и внедрения новых
информационных технологий
Приоритетная цель - создание и освоение информационных
технологий, поэтапное внедрение гибкой открытой автоматизированной
библиотечной сети, которая должна обеспечить:
- создание и ведение электронного каталога, адекватного фонду
документов;
- совершенствование процессов комплектования и обработки
документов;
- создание качественно новой системы обслуживания
пользователей на базе электронных каталогов и доступа в
республиканские, российские и зарубежные банки данных,
обеспечивающих оперативное выполнение запросов;
- автоматизацию учетно - статистических операций;
- расширение ассортимента и объемов информационных документов,
а также услуг населению.
Муниципальные библиотеки станут одним из городских центров
доступа к информационным ресурсам России, станет возможным
получение информации не только благодаря созданию собственного
электронного каталога, но и выхода в сводные каталоги других
информационных центров. Приоритетной поддержки в этой области
заслуживают:
- увеличение парка персональных компьютеров;
- приобретение нового программного обеспечения по различным
направлениям библиотечной деятельности;
- комплектование фонда машиночитаемыми носителями информации.
В области научно - исследовательской деятельности библиотек
Цель организации научной деятельности в муниципальных
библиотеках:
- создание научно обоснованной нормативной базы библиотечной и
информационной деятельности муниципальных библиотек;
- создание и осуществление научных разработок и проектов в
области модернизации библиотечной сети;
- развитие социологических исследований чтения и читательского
спроса в библиотеках города;
- развитие и совершенствование системы повышения квалификации
на различных уровнях и для различных категорий библиотекарей.
Осуществлять научно - исследовательскую деятельность будет ЦГБ
им. Н.Некрасова как научно - методический центр.
Приоритетной поддержки заслуживают авторские (коллективные и
индивидуальные) проекты и разработки, направленные на развитие
библиотечного дела города.
6. Разделы Программы
Раздел I. Сохранение и развитие библиотечно -
информационной инфраструктуры города
а) Реорганизация библиотечной сети
Необходимость реорганизации сети библиотек обусловлена:
- увеличением потока пользователей в библиотеки (около 100000
ежегодно);
- нехваткой площадей библиотек для хранения книжных фондов.
Фонд ЦБС насчитывает
910000 экземпляров документов и располагается на площади 2282
кв. м (при норме 4078 кв. м);
- нерациональным размещением сети библиотек в микрорайонах
города;
- отсутствием библиотек в новых строящихся микрорайонах
города;
- расширение функций библиотек как информационных и культурно
- досуговых центров.
Исходя из социальных нормативов и норм (распоряжение
Правительства РФ от 3 июля 1996 N 1063-Р), которые определяются
плотностью населения и этажностью застройки, наличием школ, городу
необходимо ввести в работу дополнительно еще 14 библиотек, в том
числе 3 детские.
Настоящая Программа предполагает решение следующих задач:
1. Предусмотреть при строительстве домов в новых микрорайонах
города помещения для библиотек (микрорайон "Север").
2. Открыть новые библиотеки в микрорайонах "Старый аэропорт".
3. Предоставить новые помещения для библиотеки - филиала N 20
(Октябрьский район).
4. Расширить объемы площадей для хранения фондов (ЦГБ им. Н.А.
Некрасова, библиотеки N 22).
5. Включить в план застройки города строительство типового
здания для ЦГБ им. Н.Некрасова.
б) Профилирование муниципальных библиотек
Главными функциями библиотек являются:
- обеспечение информационных потребностей жителей города;
- создание комфортных условий для пользователей и организация
культурно - досуговых мероприятий.
Исходя из вышеуказанных функций, с учетом интересов жителей
конкретных микрорайонов города, происходит перепрофилирование
библиотек, которое предполагает следующие этапы:
1. Поддержка развития и улучшение деятельности существующих
перепрофилированных библиотек:
Библиотека семейного чтения (ЦГДБ им. М.Горького, библиотека N
23, библиотека им. И.А.Наговицына). Основной задачей данных
библиотек является организация семейного досуга и чтения,
призванного оказывать содействие семье в деле воспитания детей,
упрочения семейных уз, способствующего взаимопониманию родителей и
детей на основе общего интереса к книге.
Библиотека "В помощь школьной программе" (библиотека N 19).
Основной задачей данной библиотеки является формирование личности
детей и подростков, приобщение их к пользовательской деятельности
и обеспечение помощи в изучении школьной программы.
Библиотека - клуб (библиотека им. А.С.Пушкина). Одна из
основных задач этой библиотеки - организация межвозрастного
общения жителей микрорайона посредством клубных и библиотечных
форм работы. Вторая основная задача - организация центра
пропаганды татарской культуры и литературы.
Центр пропаганды удмуртской культуры и литературы - библиотека
им. В.М.Азина. Основная задача библиотеки - привитие любви к
родному краю и помощь в его изучении посредством книг и других
документов.
Библиотека "Дошкольник" (библиотека им. Ю.А.Гагарина).
Основная цель данной библиотеки - гармоничное развитие и
реализация творческих способностей детей дошкольного возраста
через библиотечные формы работы.
2. Создание профилированных библиотек.
- Молодежный информационный центр (библиотека им.
Л.Н.Толстого). Цель данного центра - предоставление свободного
доступа к информации по широкому кругу вопросов в помощь учебному
процессу; профориентации; в выборе среднеспециального и высшего
образования; организации общения и досуга юношества.
- Муниципальная техническая библиотека (на базе библиотеки им.
Короленко). Цель - удовлетворение информационных запросов жителей
города по вопросам развития народного хозяйства (организация
свободного доступа жителей города к информации по вопросам
развития народного хозяйства) через традиционные и машиночитаемые
носители информации.
- Библиотека Главы Администрации города предполагает
удовлетворение информационно - правовых потребностей населения
города и органов государственной власти.
3. Создание специализированных залов в действующих
библиотеках.
- зал периодики (ЦГБ им. Н.А.Некрасова);
- зал деловой литературы (ЦГБ им. Н.Некрасова);
- компьютерные классы (ЦГДБ им. М.Горького).
в) Подпрограммы
Настоящая Программа реализуется в конкретных подпрограммах,
отражающих основные проблемы создания благоприятной библиотечной
среды для полного удовлетворения информационных потребностей
различных групп населения.
Подпрограмма "Библиотеки - детям: в помощь образованию"
направлена на информационную поддержку учебной деятельности.
Цель подпрограммы: поднять значение библиотек в информационном
обслуживании образования подрастающего поколения.
Задачи подпрограммы:
- обучение учащихся навыкам поиска, оценки и использования
информации;
- раскрытие наиболее сложных тем в школьной программе через
формы и методы библиотечной работы;
- обеспечение информационно - библиографической помощи в
выполнении научных работ;
- формирование фонда нетрадиционными носителями информации в
помощь учебной деятельности;
- развитие навыков непрерывного образования;
- помощь в освоении и изучении иностранных языков.
Подпрограмма "Семья" (концепция сотрудничества библиотеки и
семьи) направлена на возрождение традиций семейного чтения.
Цель подпрограммы: духовная консолидация семьи.
Задачи подпрограммы:
- координация деятельности библиотек с общественными и
государственными организациями, занимающимися вопросами семьи;
- создание благоприятных морально - психологических условий
для сотрудничества с семьей. Эффективные, нетрадиционные формы
работы с родителями в целях педагогико - психологического
просвещения;
- укрепление связи поколений в семье, интерес к
генеалогическому древу семьи;
- подготовка юных пользователей к семейному укладу жизни через
имеющиеся информационные ресурсы и творческий потенциал
сотрудников;
- привлечение к работе по проблемам семьи и воспитания детей
психологов, педагогов, воспитателей;
- организация и проведение досуга детей и родителей
посредством семейных праздников в библиотеке;
- проведение социологических исследований по проблемам
культуры чтения в семье и духовной преемственности поколений;
- профилирование библиотек им. М.Горького, им. И.А.Наговицына,
филиала N 23 в библиотеки семейного чтения.
Подпрограмма "Дошкольник. Книга. Библиотека" направлена на
становление и развитие личности ребенка через книгу и чтение в
условиях библиотеки.
Цель подпрограммы: расширить возможности библиотек как
развивающей среды ребенка.
Задачи подпрограммы:
- воспитание у малышей читательской потребности в постоянном
общении с книгой;
- своевременное открытие для ребенка лучших образцов детской
литературы;
- привлечение дошкольника в библиотеку со времени его
читательского возраста;
- обеспечение благоприятной библиотечной среды для
гармоничного развития дошкольника, для развития умений и навыков
необходимых для школьного образования;
- сотрудничество с социальными институтами в деле гуманизации
личности ребенка;
- профилирование детских библиотек им. Ю.А.Гагарина и им.
М.Джалиля в библиотеки, работающие для дошкольников.
Подпрограмма "Летнее чтение" направлена на формирование у
детей навыка непрерывного чтения и образования.
Цель подпрограммы: организация летнего досуга детей через
книгу, чтение.
Задачи подпрограммы:
- разработка и внедрение конкурсных программ летнего чтения;
- организация летнего досуга детей, летних кружков творчества;
- оказание помощи загородным лагерям в организации досуга и
обслуживания детей книгой;
- формирование книжного фонда летнего чтения;
- сотрудничество с отделами народного образования по
организации работы летнего чтения и досуга детей.
Подпрограмма "Память города Ижевска" направлена на содействие
развитию национальной культуры, истории, народного творчества
города Ижевска.
Цель подпрограммы: формирование и сохранение рукописных,
печатных, аудиовизуальных документов, отражающих историю,
культуру, литературу, искусство города Ижевска.
Задачи подпрограммы:
- комплектование национального фонда рукописными, печатными
документами и документами на нетрадиционных носителях информации;
- создание национальной библиографии;
- пропаганда и изучение национальной культуры пользователями в
муниципальных библиотеках;
- проведение научных исследований по краеведению и истории
библиотечного дела;
- сотрудничество с издательствами города, выпускающими
краеведческую литературу.
Подпрограмма "Экология и библиотека" направлена на повышение
экологической культуры, образовательного уровня населения города.
Цель подпрограммы: просветительская работа с пользователями по
вопросам экологии, охраны окружающей среды.
Задачи подпрограммы:
- экологическое воспитание, просветительская работа с
населением по вопросам охраны экологической среды;
- формирование библиотечного фонда в помощь информационной
деятельности по вопросам экологии;
- создание и выпуск рекомендательных указателей литературы по
экологическим вопросам;
- создание единой информационной базы данных по экологии.
Подпрограмма "Автоматизация библиотечных процессов" направлена
на совершенствование библиотечного обслуживания, улучшение доступа
к информации через внедрение новых технологий в практику работы
библиотек.
Задачи подпрограммы:
- создание электронного каталога на совокупный фонд;
- создание баз данных для более полного и точного
удовлетворения информационных потребностей пользователей;
- освоение средств автоматизированной внешней связи, выход в
международную информационную сеть Интернет.
Раздел II. Система мер по сохранению и развитию
библиотечных фондов муниципальных библиотек
Формирование библиотечных фондов ЦБС строится с учетом
количественного состава пользователей (30 процентов юношества, 45
процентов детей и 25 процентов взрослых) (см. таблицу 2), с учетом
наличия в ЦБС профилированных библиотек (универсальный фонд плюс
наиболее полно укомплектованная часть фонда по профилю
библиотеки), с учетом факта отсутствия комплектования фонда в
последние 5 лет.
Формирование фонда печатных документов необходимо осуществить
посредством принятия Администрацией города нормативно - правовых
актов по:
- регулярному гарантированному финансированию комплектования
библиотечного фонда и подписки на периодические издания 2 раза в
год,
- получению обязательного местного бесплатного экземпляра.
Приступить к формированию фонда аудиовизуальных документов
(аудиовидеокассеты), фонда на машиночитаемых носителях (CD - ROM,
микрофиши, микрофильмы) и переводу наиболее значимой и ценной
части фонда на новые носители.
Продолжить формирование фонда редких и ценных документов,
особое внимание уделить сохранению книжных памятников в рамках
подпрограммы "Память города Ижевска".
Осуществить автоматизацию процессов формирования и
использования библиотечного фонда.
Обеспечить сохранность фондов библиотек на основе
экономических мер защиты фонда и использование новых технологий
реставрации документов.
Раздел III. Внедрение новых информационных технологий
в практическую деятельность муниципальных библиотек
Внедрение новых технологий в практику работы муниципальных
библиотек предполагает следующие этапы:
1. Создание локальной сети в ЦГБ им. Н.А.Некрасова.
Автоматизация процессов входной обработки документов: текущее
комплектование и обработка поступающих документов, оформление
подписки на периодические издания через агентство "Роспечать".
Создание текущих баз данных для информационно - библиографического
обслуживания пользователей (ПО "Краеведение, "Документ"). Создание
автоматизированных мест для пользователей читального зала ЦГБ им.
Н.А.Некрасова.
2. Наращивание парка ПЭВМ и выборочная обработка
ретроспективного фонда документов для ускорения формирования
электронного каталога и других информационных баз данных.
Оснащение библиотек техническими средствами: копировальными
аппаратами, аудио - видеотехникой, телекоммуникационными
средствами. Формирование фонда аудиовизуальных материалов и фонда
на машиночитаемых носителях (CD - ROM, микрофиши, микрофильмы).
3. Установка и освоение средств автоматизированной внешней
связи, начало их использования для решения информационных и
внутрибиблиотечных задач библиотеки. Создание условий для
взаимодействия с автоматизированными библиотеками республики.
Выход в международную информационную сеть Интернет.
4. Установка и использование средств автоматизации на участках
обслуживания пользователей (абонемент, читальный зал) в
Центральных городских библиотеках. Создание игрового и обучающего
компьютерного класса на базе Центральной городской детской
библиотеки им. М.Горького.
5. Внедрение избирательной автоматизации наиболее
перспективных и подготовленных библиотек.
6. Создание локальной сети ЦБС и полномасштабное внедрение
автоматизированной библиотечной системы и ее эксплуатация.
Раздел IV. Научно - исследовательская деятельность
муниципальных библиотек
Закономерным результатом получения статуса Научной Библиотеки
ЦГБ им. Н.А.Некрасова явится расширение научно - исследовательской
деятельности.
ЦГБ им. Н.А.Некрасова будет играть роль ведущего научно -
методического и научно - исследовательского центра для библиотек
города.
При этом система НИР будет охватывать следующие направления:
1. Разработка концепции развития муниципальных библиотек на
основе научного планирования и прогнозирования.
2. Создание и совершенствование нормативной базы библиотечно -
библиографической деятельности библиотек.
3. Разработка и проведение прикладных библиотечных
исследований по приоритетным темам:
- читательский спрос в муниципальных библиотеках;
- роль муниципальных библиотек в меняющейся информационной
среде;
- социология чтения (исследования "Книга и библиотека в жизни
семьи", "Что и как читают дошкольники").
4. Создание научных библиотечных программ и проектов по
приоритетным направлениям деятельности муниципальных библиотек.
Раздел V. Развитие кадрового потенциала библиотек.
Социальная защита сотрудников
Развитие кадрового потенциала
Мероприятия, способствующие постоянному профессиональному и
творческому росту библиотекарей будут осуществляться через
Программу "Непрерывное профессиональное образование сотрудников
муниципальных библиотек г. Ижевска", которая предполагает решение
следующих задач:
1. Подготовка дипломированных библиотечных специалистов без
отрыва от производства по направлениям работы ЦБС.
2. Подготовка библиотечных специалистов широкого профиля на
базе дополнительного образования (в т.ч. второго высшего):
библиотекарь - психолог, библиотекарь - экономист, библиотекарь -
педагог.
3. Обучение, повышение квалификации и переподготовка
библиотечных кадров на базе республиканских и российских
библиотечно - информационных центров.
4. Повышение профессиональной компетентности специалистов
муниципальных библиотек через участие:
- в республиканских и российских конкурсах, семинарах,
конференциях и круглых столах, организуемых научно - методическими
библиотечными центрами и Ассоциацией российских библиотек;
- в библиотечных программах сотрудничества.
Социальная защита
Система мер, предусматривающая и гарантирующая социальную
защиту работников муниципальных библиотек, включает:
1. Предоставление права на получение 20 процентов
предполагаемой пенсии (с условием сохранения заработной платы)
библиотечным работникам, выработавшим 25-летний стаж.
2. Увеличение до 36 рабочих дней отпуска работникам,
интенсивность труда которых превышает установленные нормы.
3. Установление надбавок в размере от 30 процентов и выше к
ежемесячному окладу библиотечным сотрудникам функционально
значимых по своей деятельности отделов. Перечень отделов может
меняться в связи с изменениями структуры и функций библиотеки.
4. Установление денежных надбавок в размере 30 - 50 процентов
специалистам ЦБС, осуществляющим координационные и методические
функции по отношению к библиотекам других систем и ведомств
города.
5. Награждение премиями, грамотами Администрации города
лауреатов городских конкурсов профессионального мастерства, научно
- исследовательских работ по вопросам развития библиотечного дела
в городе, дающими право на повышение разряда по ЕТС.
6. Предоставление денежных ссуд и кредитов на расширение и
приобретение жилья работникам муниципальных библиотек, нуждающихся
в улучшении жилищных условий.
Раздел VI. Партнерство и сотрудничество с российскими
и зарубежными библиотеками
Цель сотрудничества с другими библиотеками - кооперация и
координация деятельности как фактор повышения эффективности работы
библиотек и экономии государственных средств.
Основные направления совместной деятельности:
1. Реализация Программы деятельности библиотечного
сотрудничества с Межрегиональным Центром Библиотечного
Сотрудничества ЮНЕСКО, ЦГПБ им. Н.А.Некрасова (г. Москва). По
направлениям совместной деятельности:
- комплектование и книгообмен;
- совместная разработка методических документов, комплексных и
локальных программ и проектов;
- участие в созданных программах по автоматизации;
- совместное проведение конференций, семинаров;
- участие в программах повышения квалификации сотрудников.
2. Организация выставок национального и краеведческого
характера из фондов муниципальных библиотек г. Ижевска в городах
побратимах Венгрии, организация групп специалистов для
взаимопосещения по изучению опыта работы публичных библиотек.
3. Проведение научно - практических и методических семинаров
по организации библиотечного обслуживания различных категорий
пользователей и жителей города совместно с Центральными публичными
библиотеками Санкт - Петербурга, Москвы, Екатеринбурга.
4. Обмен методических и библиографических материалов с
российскими библиотеками различных уровней по всем направлениям
деятельности.
7. Механизм реализации Программы
На стадии внедрения Программы предусматривается задействовать
механизмы, обеспечивающие эффективную реализацию комплекса мер в
отношении библиотечного обслуживания населения города Ижевска.
Реализация Программы осуществляется через управленческое,
организационное и финансовое обеспечение Программы.
Управление Программой.
Общее руководство Программой осуществляет Заместитель главы
Администрации по социальным вопросам.
Организационные меры Программы.
Реализация Программы осуществляется через общий
организационный план мероприятий Программы, отражающий планы
мероприятий отдельных ее подпрограмм.
Координация работы по реализации Программы осуществляется
Управлением по культуре и туризму Администрации г. Ижевска.
Финансирование Программы осуществляется через бюджет города, а
также через внебюджетные средства.
8. Потребность в финансовых ресурсах
Основным источником финансирования Программы "Развитие
муниципальных библиотек г. Ижевска" является городской бюджет в
части функционирования и развития отраслей:
- культуры и туризма;
- народного образования;
- молодежной политики;
- семейной политики.
Общие затраты из бюджета г. Ижевска на реализацию городской
Программы "Развитие муниципальных библиотек г. Ижевска"
оцениваются:
Всего: 4440,5 тыс. руб.
1998 г. - 1561,9 тыс. руб.
1999 г. - 1558,9 тыс. руб.
2000 г. - 1319,7 тыс. руб.
9. Организация контроля над реализацией Программы
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет мэр
города Ижевска, который раз в год заслушивает ответственных лиц
Городской администрации (Заместителя главы Администрации по
социальным вопросам) о ходе реализации Программы (см. таблицу 15).
Органом общественного контроля является Координационный Совет
Программы, состоящий из представителей Управлений и отделов
Администрации города, заинтересованных жителей города,
представителей бизнеса и финансовых кругов, других представителей
государственных и негосударственных учреждений и предприятий.
Органом исполнительного контроля является Администрация города
Ижевска. Со стороны Администрации города Ижевска контролирующая
работа возлагается на Заместителя главы Администрации г. Ижевска
по социальным вопросам, который руководит Координационным Советом,
всеми структурами при Администрации города, занимающимися
реализацией Программы. 2 раза в год рассматриваются вопросы
реализации Программы на заседаниях Координационного Совета.
Органом представительного контроля является Городская дума.
Управление по культуре и туризму Администрации города Ижевска
организует и контролирует выполнение решений и постановлений Мэра
города по вопросам развития библиотечного дела в муниципальных
библиотеках, реализует выполнение Программы по направлениям своей
деятельности, анализирует ход реализации Программы, обеспечивает
обсчет ресурсного обеспечения Программы. Анализирует проблемы,
причины недостаточной реализации Программы, разрабатывает
рекомендации по устранению этих причин, готовит проекты
управленческих актов.
Контроль за реализацией Программы подведомственными
организациями осуществляется ежеквартально на аппаратных
заседаниях Управления по культуре и туризму и Советах при
директоре ЦБС.
10. Правовая основа Программы и основные направления
государственной библиотечной политики
Новый подход к организации библиотечного дела в городе
заключается в последовательном проведении демократических
принципов.
Главным условием в их реализации должен стать процесс
соотнесения проблем библиотек с формирующейся в городе правовой
средой на разных уровнях управления. Этот процесс, помимо
выполнения Федерального закона "О библиотечном деле" (1994 г.) и
Закона Удмуртской Республики "О культуре Удмуртской Республики"
(1996 г.), предполагает разработку и принятие нормативно -
правовых актов на местном уровне.
На основании законодательства: "О мерах по усилению
государственной поддержки культуры и искусства в РФ" (1996 г.), "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
(1995 г.), "Основные направления государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до
2000 года" (1995 г.) требуется принятие решений по следующим
вопросам:
- о реорганизации отдельных муниципальных библиотек,
расширении или изменения их функций, в т.ч. об изменении статуса
ЦГБ им. Н.Некрасова как "Центральная городская библиотека. Научно
- Методический Центр";
- о дополнительном финансировании Программы автоматизации
библиотечных процессов муниципальных библиотек;
- о включении в местный бюджет защищенных статей регулярных
гарантированных сумм на формирование библиотечных фондов;
- о включении в местный бюджет обязательного целевого
финансирования городской библиотечной Программы;
- о предоставлении местных налоговых льгот для юридических и
физических лиц, финансирующих библиотеки на правах
благотворительности;
- о получении законного права Центральных муниципальных
библиотек на получение местного обязательного экземпляра
документов;
- об освобождении муниципальных библиотек от арендной платы за
помещение, закреплении их имущественного права на арендуемые
площади.
|