2.4.4. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ.
УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
СанПиН 2.4.4.004-98
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны отделением гигиены детей и подростков
Удмуртского Республиканского Центра Госсанэпиднадзора.
2. Утверждены и введены в действие постановлением Главного
государственного санитарного врача Удмуртской Республики.
3. Введены впервые.
1 июня 1998 года
Н.А.ЗАБРОДИН
Закон РСФСР
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии
населения" от 10.04.91 (Извлечение)
Статья 3. "Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
(далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие
критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных
условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми
государственными органами и общественными объединениями,
предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и
учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности
должностными лицами и гражданами".
Статья 27. "Санитарным правонарушением признается посягающее
на права граждан и интересы общества противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие),
связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в
том числе действующих санитарных правил ...
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное
правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности".
Утверждено
постановлением
Главного государственного
санитарного врача в УР
от 1 июня 1998 г. N 4
Дата введения с момента
опубликования
2.4.4. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ.
УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила и нормы распространяются на все
оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей,
находящиеся на территории Удмуртской Республики.
1.2. Все нормативные положения по устройству, оборудованию
оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей должны
соответствовать требованиям СНиП 2.08.-89 "Общественные здания и
сооружения", санитарных правил N 42-125 "Устройство, содержание и
организация режима детских оздоровительных лагерей".
1.3. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей
организуются на базе общеобразовательных школ, школ - интернатов,
детских и подростковых клубов по месту жительства, домов и дворцов
культуры, домов детского творчества, внешкольных учреждений,
спортивных сооружений и др.
1.4. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей
следует размещать в школах, имеющих сырьевые пищеблоки, либо
столовые доготовочные. Следует ограничивать их функционирование в
школах с буфетами - раздаточными.
1.5. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей
организуются для учащихся 1 - 8 классов образовательных школ,
гимназий, лицеев, колледжей и других образовательных учреждений на
время летних, зимних, весенних каникул школьников.
1.6. Продолжительность пребывания школьников в дневном
оздоровительном учреждении в период летних каникул 21 - 26 дней,
зимних каникул - 12 дней, весенних каникул - 7 дней.
1.7. Оздоровительные учреждения комплектуются из числа
учащихся одной или нескольких близлежащих школ. Могут создаваться
профильные учреждения юных техников, моряков, туристов,
натуралистов, спортсменов и др., объединяющие детей по интересам.
1.8. Открытие оздоровительных учреждений подлежит
обязательному согласованию с территориальными центрами
Госсанэпиднадзора.
1.9. Готовность учреждения проверяется за 3 - 5 дней до
открытия комиссией, в состав которой должен входить представитель
территориального центра Госсанэпиднадзора. Результаты приемки
оформляются соответствующим актом (форма акта дана в приложении N
10 СанПиН N 42-125).
1.10. Перед началом работы оздоровительного учреждения дается
разрешение на открытие его учреждениями санэпидслужбы на основании
документов, указанных в приложении N 11 к СанПиН N 42-125, ф.
317/у.
Запрещается открытие оздоровительного учреждения без
разрешения территориальными центрами госсанэпиднадзора.
2. Участок оздоровительного учреждения
2.1. Участок оздоровительного учреждения должен иметь
ограждение, быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и
инсолируемым.
2.2. Оздоровительные учреждения следует размещать на наиболее
благоприятных территориях, вдали от возможных источников шума,
загрязнений атмосферного воздуха и имеющих зеленые насаждения.
2.3. Участок оздоровительного учреждения не должен находиться
в санитарно - защитной зоне промышленных предприятий.
2.4. На участке должны быть оборудованы площадки для отдыха,
занятий спортом, игр детей. Возможно использование для указанных
целей парков культуры и отдыха, спортивных сооружений городского
назначения, зеленых массивов, находящихся вблизи от места
размещения лагеря.
2.5. Зона хозяйственного назначения должна иметь
самостоятельный въезд и специальные бетонированные площадки для
мусоросборников на расстоянии не менее 25 метров от здания.
2.6. При использовании игровых и физкультурно -
оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
- на спортплощадки дети допускаются только в спортивной одежде
и обуви;
- движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления
на площадках должны быть ограждены;
- в сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей
необходимо поливать за 20 минут до начала занятий;
- дети должны быть обучены правильному и безопасному
пользованию оборудованием, спортинвентарем.
2.7. Оборудование на участке должно соответствовать росту и
возрасту детей, быть надежным и устойчиво закрепленным.
3. Здание оздоровительного учреждения
3.1. Оздоровительное учреждение должно размещаться в здании,
соответствующем действующим строительным и санитарным нормам и
правилам.
3.2. Оздоровительное учреждения должно иметь следующий набор
помещений: игровая комната, помещения для занятий кружков,
спальные комнаты для дневного сна учащихся 1 - 3 классов,
медицинский кабинет, спортивный зал, пищеблок, раздевалку для
верхней одежды, кладовую спортинвентаря, игр и кружкового
инвентаря, библиотеку, санузлы и умывальную комнату.
3.3. По согласованию с территориальным центром
Госсанэпиднадзора возможна организация питания детей в ближайшем к
оздоровительному учреждению предприятии общественного питания с
выделением отдельного зала для детей и определенного времени
приема пищи.
3.4. Для организации дневного сна детей 1 - 3 классов возможно
использование комнат группы продленного дня или помещений блока
начальных классов.
3.5. Норма площади в классных комнатах не менее 3 кв. м на
одного чел.
3.6. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков
и девочек независимо от возраста.
3.7. Игровые и кружковые комнаты должны располагаться в
помещениях, площадь и конфигурация которых могут обеспечить
правильную расстановку мебели, благоприятные условия для
зрительной работы.
3.8. Стены и полы помещений оздоровительного учреждения должны
быть гладкими, иметь отделку, допускающую уборку влажным способом,
3.9. В кружковых помещениях должны соблюдаться правила техники
безопасности.
4. Воздушно - тепловой режим
4.1. Во всех помещениях оздоровительного учреждения, кроме
душевых, относительная влажность воздуха должна быть в пределах
40 - 60 процентов.
4.2. Площадь фрамуг (форточек) должна составлять не менее 1/50
площади пола. Фрамуги и форточки запрещается забивать и
заклеивать.
4.3. Окна помещений, ориентированные на запад и юго - запад,
во избежание перегрева должны иметь солнцезащитные устройства или
шторы.
4.4. В игровых и спальных комнатах, помещениях кружков должен
соблюдаться режим проветривания. Сквозное проветривание проводится
в отсутствии детей, одностороннее - в присутствии детей.
Длительность проветривания зависит от сезона года, температуры
наружного воздуха и температуры внутри помещения.
4.5. Туалеты должны быть оборудованы естественной вентиляцией
через вытяжные каналы.
4.6. Температура воздуха в основных помещениях должна быть не
менее +18 С, а в вестибюле +16 С.
5. Естественное и искусственное освещение
5.1. Все основные помещения детских оздоровительных учреждений
должны иметь естественное освещение.
5.2. Коэффициент естественного освещения в помещениях
столовой, помещениях культурно - массового и физкультурно -
оздоровительного назначения, жилых (спальных) комнатах - должен
быть не менее 1,5 процентов.
5.3. Искусственное освещение должно обеспечивать следующие
уровни освещенности в зависимости от назначения помещений:
--------------------T------------------------------T-------------¬
¦ Наименование ¦Наименование освещенности в лк¦Поверхность, ¦
¦ помещений +----------------T-------------+к которой от-¦
¦ ¦при люминесцент-¦ при лампах ¦носятся нормы¦
¦ ¦ных лампах ¦ накаливания ¦освещенности ¦
+-------------------+----------------+-------------+-------------+
¦Кружковые (игровые)¦ 300 ¦ 150 ¦на рабочей ¦
¦комнаты ¦ ¦ ¦поверхности ¦
¦ ¦ ¦ ¦стола ¦
+-------------------+----------------+-------------+-------------+
¦Спальные комнаты ¦ 75 ¦ 30 ¦на уровне 0,5¦
¦ ¦ ¦ ¦м от пола ¦
+-------------------+----------------+-------------+-------------+
¦Физкультурный зал ¦ 200 ¦ 100 ¦пол ¦
+-------------------+----------------+-------------+-------------+
¦Рекреации ¦ 150 ¦ 75 ¦пол ¦
L-------------------+----------------+-------------+--------------
5.4. Для общего освещения в кружковых и других помещениях
рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛБ (белого цвета) и ЛЕ
(естественного цвета).
5.5. Светильники необходимо очищать перед началом работы
оздоровительного учреждения. Запрещается привлекать к данной
работе детей.
5.6. Неисправные люминесцентные лампы должны собираться и
храниться в местах, недоступных детям.
6. Требования к водоснабжению, канализации,
отоплению и вентиляции
6.1. Детские оздоровительные учреждения должны быть обеспечены
доброкачественной питьевой водой в соответствии с СанПиН
2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству
воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль
качества".
6.2. Здания оздоровительных учреждений должны быть оборудованы
водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию.
Необходимо наличие резервных источников горячей воды на пищеблоке.
6.3. Здания оздоровительных учреждений должны быть оборудованы
системами отопления и вентиляции, обеспечивающих нормируемые
метеорологические условия, чистоту воздуха помещений, уровни шума
и вибрации от работы оборудования систем отопления, вентиляции не
выше установленных нормативов.
7. Отделка помещений и оборудование детского
оздоровительного лагеря
7.1. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений
лагерей должны быть гладкими, позволяющими проводить влажную
уборку и дезинфекцию.
7.2. Оборудование и мебель дневного оздоровительного лагеря
должны соответствовать росту, пропорциям тела детей, учитывать
гигиенические требования.
7.3. Спальни оборудуются стационарными одноярусными кроватями.
Запрещается устанавливать стационарные 2-х ярусные кровати. Каждое
спальное место обеспечивается комплектом постельных
принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, одеяло) и
постельного белья (наволочка, простыня, пододеяльник, полотенце).
7.4. Смена постельного белья проводится по мере загрязнения,
но не реже 1 раза в 7 дней.
7.5. Гардеробные должны быть оборудованы вешалками или шкафами
для верхней одежды детей и персонала.
7.6. Помещения для кружковой работы и игровые должны быть
оборудованы столами и стульями с учетом видов деятельности, роста
детей. Запрещается использовать вместо стульев табуретки или
скамейки.
7.7. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в
игровой комнате телевизора. Расстояние от экрана до первых рядов
стульев должно быть не менее 2 м.
8. Режим дня
8.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям
детей. Необходимо предусматривать максимальное пребывание на
свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных,
культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр,
регулярное питание и дневной сон.
8.2. В оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей
рекомендуется следующий режим дня:
Сбор детей, зарядка 8.30 - 9.00
Утренняя линейка 9.00 - 9.15
Завтрак 9.15 - 10.00
Работа по плану отрядов, 10.00 - 12.00
общественно - полезный труд
Оздоровительные процедуры 12.00 - 13.00
Свободное время 13.00 - 13.30
Обед 13.30 - 14.30
2. Послеобеденный отдых 14.30 - 15.30
Культурно - массовые и 15.30 - 18.00
спортивные мероприятия,
работа кружков и секций
Вечерняя линейка 18.00
8.3. Режим дня корректируется в зависимости от сезона года,
профиля оздоровительного учреждения. Режим дня должен учитывать
состояние здоровья детей.
9. Организация питания
9.1. Рациональное питание детей - важнейший фактор укрепления
здоровья. Должны быть разработаны и согласованы примерные меню
рационов питания применительно к конкретным условиям с учетом
наличия продуктов.
9.2. В оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей
должно быть обязательное 2-х кратное горячее питание (завтрак и
обед). Желательна организация полдника после дневного отдыха детей
(перед уходом домой).
9.3. В целях сохранения пищевой ценности продуктов и
предупреждения пищевых отравлений следует соблюдать технологию
приготовления блюд.
9.4. С - витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно
из расчета 20 мг для детей в возрасте 6 - 10 лет, 25 мг для
подростков 11 - 14 лет. Витаминизацию компотов рекомендуется
проводить после их охлаждения до температуры 12 - 15 С.
Профилактическая витаминизация готовых блюд проводится под
контролем медицинского работника и регистрируется в специальном
журнале.
9.5. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия
пробы медицинским работником. Оценка качества блюд проводится по
органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из
емкостей, в которых готовится пища). В бракеражном журнале
необходимо отметить закладку основных продуктов, вкусовые
качества, готовность блюда и разрешение на выдачу.
9.6. В случае отсутствия медработника снятие пробы готовой
пищи и запись в бракеражном журнале проводится дежурным
воспитателем или ответственным за питание лицом.
9.7. Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой пищи.
Отбор и хранение суточных проб проводится под контролем
медицинского работника. Проба отбирается в объеме порции (не менее
100 г) в стерильную банку с крышкой (гарниры отбираются в
отдельную посуду) и хранится в специально отведенном в
холодильнике месте при температуре от 2 до 6 С.
9.8. При наличии столовой медработник должен вести бракеражный
журнал скоропортящихся продуктов, в котором отмечается
наименование поступившего продукта, его количество, номер
накладной и срок реализации продукта, остаток и его реализация.
9.9. Санитарные требования к содержанию помещений пищеблока,
его оборудованию, производственному инвентарю, мытью посуды,
хранению продуктов принимаются согласно СанПиН 42-123-5777-91.
10. Санитарное содержание участка,
помещений и оборудования
10.1. Территория оздоровительного учреждения должна
содержаться в чистоте, в летнее время поливаться водой, в зимнее -
очищаться от снега и льда. Оборудование участка должно быть в
исправном состоянии и закреплено во избежание травматизма.
Мусоросборники должны ежедневно очищаться при заполнении на
две трети объема.
10.2. Все помещения оздоровительного учреждения подлежат
ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. При уборке
рекомендуется использовать пылесосы. Уборка помещений проводится
при открытых окнах и фрамугах.
10.3. Уборка спален проводится после дневного сна; обеденного
зала - после каждого приема пищи; физкультурного зала - после
каждого занятия; остальных помещений - в конце рабочего дня и по
мере необходимости.
10.4. В умывальных и туалетах полы и унитазы моют по мере их
загрязнения, но не реже 2-х раз в день (в середине и в конце
рабочего дня) горячей водой с применением моющих средств. Для
удаления мочекислых солей каждые 10 дней унитазы должны
обрабатываться квачами (щетками) с использованием препарата
"Санитарный" или 2-процентным раствором соляной кислоты с
последующим обильным промыванием их водой.
Санузлы обрабатываются специально выделенным инвентарем,
который должен иметь сигнальную маркировку и храниться отдельно.
10.5. Весь уборочный инвентарь после использования следует
промывать горячей водой с моющими средствами. Моющие и дезсредства
должны храниться в местах, недоступных для детей, в темной посуде
с плотной крышкой.
10.6. Генеральная уборка всех помещений должна проводиться
после окончания каждой смены.
10.7. Проведение в оздоровительных учреждениях работ,
связанных с загрязнением помещений, а также опасных для жизни и
здоровья детей, на весь период работы лагеря запрещаются работы с
применением красок, лаков, ремонт электросети, канализационной и
водопроводной систем, настилка полов, остекленение окон, сварочные
работы, работы с выделением пыли).
10.8. При проведении ремонтных работ в подготовительный период
все отделочные материалы подлежат согласованию в территориальных
учреждениях Госсанэпиднадзора до использования их в строительных
работах.
11. Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия
11.1. Мероприятия по физическому воспитанию должны
соответствовать возрасту детей, состоянию здоровья, уровню
физического развития и физической подготовленности.
11.2. Физкультурно - оздоровительная работа согласуется с
врачом и предусматривает следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- занятия физкультурой в кружках, секциях;
- обучение плаванию;
- общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы.
11.3. Спортивно - оздоровительные мероприятия могут
приводиться на базе стадиона и спортзала школы, спортивных
сооружений, районного или городского значения спортивных школ и
других объектов, выделенных для оздоровительного лагеря.
11.4. Распределение на физкультурные группы проводится врачом.
Детям основной группы разрешается участвовать во всех спортивно -
массовых мероприятиях. С детьми подготовительной группы должны
проводиться физкультурно - оздоровительные мероприятия с учетом
состояния здоровья.
12. Личная гигиена персонала
12.1. Все работники оздоровительных учреждений должны
проходить при поступлении и в дальнейшем профилактические
медицинские осмотры.
------------------------------T---------------------T------------¬
¦ ¦ При поступлении на ¦В дальнейшем¦
¦ ¦ работу ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------+------------+
¦Учителя (воспитатели), ¦терапевт ¦1 раз в год ¦
¦медработники, ¦дерматовенеролог ¦1 раз в год ¦
¦административно - ¦флюорография грудной ¦1 раз в год ¦
¦хозяйственный и др. персонал ¦клетки ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------+------------+
¦Работники пищеблоков ¦терапевт ¦1 раз в год ¦
¦ ¦дерматовенеролог ¦4 раза в год¦
¦ ¦флюорография грудной ¦1 раз в год ¦
¦ ¦клетки ¦ ¦
¦ ¦обследование на ¦по эпид. ¦
¦ ¦кишечные инфекции ¦показаниям ¦
¦ ¦(брюшной тиф) и ¦1 раз в год ¦
¦ ¦глистные инвазии ¦ ¦
L-----------------------------+---------------------+-------------
12.2. Не допускаются до работы с детьми сотрудники
оздоровительного учреждения, не привитые против дифтерии.
12.3. Все работники оздоровительных учреждений обязаны пройти
гигиеническое обучение.
12.4. Работники пищеблоков обязаны пройти курс санитарного
минимума со сдачей экзамена и строго соблюдать при работе правила
личной гигиены и санитарные правила. Повторный курс санитарного
минимума работники пищеблоков обязаны проходить каждые два года.
Все работники пищеблоков должны ежедневно осматриваться
медсестрой на наличие гнойничковых заболеваний. Результаты осмотра
заносятся в журнал установленной формы.
13. Основные обязанности медицинского персонала
13.1. В обязанности медработников оздоровительных учреждений
дневного пребывания входят:
- предварительный осмотр и проверка готовности к приему детей
помещений, места занятий физкультурой и спортом;
- комплектование медицинского кабинета лекарственными
препаратами и медицинским оборудованием;
- проведение медицинского осмотра детей в первый день работы
оздоровительного учреждения (или накануне открытия) с целью
выявления больных;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей,
особенно за детьми с отклонениями в состоянии здоровья;
- распределение детей на группы для занятий физкультурой;
- информирование начальника лагеря, воспитателей о состоянии
здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в
состоянии здоровья;
- проведение ежедневного амбулаторного приема с целью оказания
медицинской помощи; активное выявление заболевших детей;
своевременная их изоляция; оказание первой медицинской помощи при
возникновении несчастных случаев, транспортировка в стационар;
- немедленное сообщение в орган здравоохранения,
территориальный центр Госсанэпиднадзора о случаях инфекционных
заболеваний среди детей оздоровительных учреждений; :
- осуществление контроля за организацией питания детей:
качеством поступающих продуктов, условиями их хранения,
соблюдением сроков реализации, технологией приготовления и
качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием
пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи, проведением
ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на
гнойничковые заболевания, отбор суточной пробы;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания,
за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой,
наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической
культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья
детей;
- ведение медицинской документации, в том числе по контролю за
организацией питания детей (бракеражиые журналы готовой и сырой
продукции, журнал осмотра персонала пищеблока на гнойничковые
заболевания);
- составление отчета по работе оздоровительного учреждения.
14. Ответственность за выполнение санитарных правил
14.1. Ответственность за выполнение санитарных правил
возлагается на руководителя оздоровительного учреждения.
14.2. Медицинский персонал оздоровительного учреждения
осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно -
гигиенических норм и правил.
14.3. Периодический контроль за выполнением настоящих
санитарных правил возлагается на территориальные центры
Госсанэпиднадзора.
14.4. Нарушение санитарно - гигиенических и санитарно -
противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность в соответствии с
санитарным законодательством Российской Федерации.
|