ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 1998 года
Именем России
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Москалева А.В.,
с участием прокурора Афлятуновой Т.Ф.,
при секретаре Есовеевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
искам Сарапульского районного общества охотников и рыболовов,
Удмуртского республиканского общества охотников и рыболовов,
Ижевского городского общества охотников и рыболовов к
Правительству Удмуртской Республики и Управлению охотничьего
хозяйства при Правительстве Удмуртской Республики о признании
незаконными нормативных актов,
установил:
Сарапульское общество охотников и рыболовов обратилось в суд с
иском к Правительству УР и Управлению охотничьего хозяйства при
Правительстве УР о признании недействительными с момента издания
нормативных актов: п.п. 1, 3, 5 постановления Правительства УР от
08.07.96 N 470 "О плате за право добычи и использования некоторых
видов животных, отнесенных к объектам охоты", п.п. 1, 2, 3, 4, 5
приказа Управления охотничьего хозяйства при Правительстве УР от
03.09.96 N 63, принятого во исполнение постановления Правительства
УР от 08.07.96 N 470. Исковые требования мотивированы тем, что
оспариваемые нормативные акты противоречат действующему
российскому законодательству, приняты с нарушением процедуры
принятия, с превышением компетенции.
Удмуртское республиканское общество охотников и рыболовов и
Ижевское городское общество охотников и рыболовов обратились в суд
к Правительству УР и Управлению охотничьего хозяйства при
Правительстве УР с аналогичным иском.
Кроме того, указанные общества обратились в суд к тем же
ответчикам с дополнительным иском о признании недействительным с
момента принятия постановление Правительства УР от 24.07.95 N 120
"Об утверждении Правил охоты на территории Удмуртской Республики",
как противоречащее действующему законодательству.
В судебном заседании представители истцов требования
поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебном заседании иски не
признали, просили в исках отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав
заключения прокурора, суд приходит к следующему.
24 июля 1995 г. постановлением Правительства УР утверждены
Правила охоты на территории Удмуртской Республики, при этом
согласование указанных Правил с Департаментом по охране и
рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства
сельского хозяйства РФ (ранее Главное управление охотничьего
хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР) не
производилось.
Постановлением N 470 "О плате за право добычи и использования
некоторых видов животных, отнесенных к объектам охоты" от 08.07.96
исполнительным органом Удмуртской Республики установлена плата за
добычу некоторых видов диких животных (выдра, куница, лисица,
рысь, енотовидная собака, барсук, бобр, норка, ондатра, хорь, заяц
- русак, заяц - беляк, белка), отнесенных к объектам охоты, при
этом охотнику предоставлено право собственности на продукцию
охоты, добытую по платным разрешениям (лицензиям). В соответствии
с указанным постановлением средства, поступающие от реализации
разрешений (лицензий), должны зачисляться в бюджет УР. На
основании постановления внесены соответствующие изменения в
Правила охоты на территории УР. На управление охотничьего
хозяйства при Правительстве УР возложена обязанность по выдаче
льготных разрешений (лицензий).
На момент принятия указанного выше постановления предельные
размеры оплаты за пользование дикими животными по разрешениям
(лицензиям) на их добычу и перечень этих животных (лось, олень
европейский, кавказский, марал, изюбрь, олень пятнистый, лань,
олень северный, косуля, снежный баран, сибирский козерог, тур,
сайгак, кабан, кабарга, бурый медведь) были установлены
распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 939-р
(утратило силу согласно постановлению Правительства РФ от 29.09.97
N 1251). То есть плата за добычу животных, перечень которых
отражен в постановлении Правительства УР N 470 от 08.07.96,
каким-либо актом Правительства РФ на устанавливалась.
Во исполнение постановления Правительства УР N 470 от 08.07.96
Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве УР издан
приказ N 63, который в части установления платы за добычу
некоторых видов животных, отнесенных к объектам охоты, внесения
изменений в Правила охоты продублировал названное постановление
Правительства УР. Кроме того, приказом Управления определен
порядок учета, выдачи и возврата разрешений (лицензий), при этом
выдача разрешений (лицензий) охотникам осуществляется
охотпользователями и работниками Управления.
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебных
заседаниях исследованными доказательствами и сторонами не
оспариваются.
В соответствии с п. 98 Типовых правил охоты в РСФСР
(утверждены приказом Главного управления охотничьего хозяйства и
заповедников при Совете Министров РСФСР N 1 от 04.01.88) Правила
охоты подготавливаются госохотинспекциями, охотуправлениями при
обл(край)исполкомах, Советах Министров АССР в строгом соответствии
с Типовыми правилами охоты в РСФСР. Главное управление охотничьего
хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (в настоящее
время Департамент по охране и рациональному использованию
охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ)
согласовывает подготовленный проект Правил охоты, после чего он
утверждается решением обл(край)исполкома или Совета Министров
АССР. Дополнения и изменения к Правилам издаются в аналогичном
порядке.
Однако Правила охоты на территории Удмуртской Республики как
до их утверждения, так и после их утверждения постановлением
Правительства УР N 120 от 24.07.95, а также дополнения и
изменения, внесенные постановлением Правительства УР N 470 от
08.07.96 в Правила охоты на территории УР (официально опубликованы
не были), с Департаментом по охране и рациональному использованию
охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ не
согласовывались, более того письмом от 14.05.98 (N 12-02-16)
Департаментом Правила охоты не согласованы.
В силу ст. 72 п. "д" Конституции РФ вопросы природопользования
находятся в совместной компетенции РФ и субъектов РФ. Такое же
положение содержится и в Федеративном договоре о разграничении
предметов ведения и полномочий между Федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти
суверенных республик в составе Российской Федерации от 31.03.92
(п.п. "г" п. 1. ст. 2 Договора), п. "д" ст. 65 Конституции УР, ч.
4 ст. 4 ФЗ "О животном мире".
Как следует из ст. 6 Закона РФ "Об охране окружающей природной
среды" к компетенции Правительства РФ относится установление
порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование
природными ресурсами. Под природными ресурсами в соответствии со
ст. 20 данного Закона понимается и животный мир. Закон РФ "О
животном мире" (ст. 5) установление порядка определения платы за
пользование животным миром и ее предельных размеров также относит
к полномочиям органов государственной власти РФ. Платежи за
пользование природными ресурсами в силу ст. 19 п. "и" Закона РФ
"Об основах налоговой системы в РФ" относятся к федеральным
налогам, которые, согласно ст. 71 Конституции РФ, находятся в
ведении Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в
Федеративном договоре от 31.03.92 (п.п. "з" п. 1 ст. 1).
Вместе с тем расширение Правительством УР перечня объектов
животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по
лицензиям, т.е. за плату, свидетельствует об установлении налога,
находящегося в ведении РФ, что недопустимо.
На основании ст. 5 ФЗ "О животном мире" установление порядка
определения платы за пользование животным миром и ее предельных
размеров относится к полномочиям органов государственной власти РФ
в области охраны и использования животного мира. Размеры платы
устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке
и пределах, определяемых Правительством РФ (ст. 35 ФЗ "О животном
мире").
Данное требование Закона нашло отражение и в Соглашении между
Правительством РФ и Правительством УР о разграничении полномочий в
области охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности от 17.10.95, в соответствии со ст. 1 которого
установление порядка определения платы и ее предельного размера за
пользование природными ресурсами осуществляет Правительство РФ,
Правительство УР устанавливает лишь дифференцированные ставки
платы за пользование природными ресурсами (ст. 2).
Такой порядок впоследствии был установлен постановлением
Правительства РФ N 1251 от 29.09.97 "О плате за пользование
объектами животного мира и ее предельных размеров" (с последующим
изменениями), которым определены объекты животного мира (в том
числе бобр, выдра, бурый медведь, кабан, лось), изъятие которых из
среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, а также
предельные размеры платы. Кроме того, постановлением Правительства
РФ N 852 от 18.07.96 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к
применению орудий и способов добывания объектов животного мира"
(п. 3) Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
РФ определено органом, который в соответствии с ч. 4 ст. 34 ФЗ "О
животном мире" утверждает перечень объектов животного мира,
изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено.
Согласно ст. 40 ФЗ "О животном мире" право выдавать гражданам
именные разовые лицензии на использование объектов животного мира
предоставлено пользователям животным миром (охотхозяйствам).
Вместе с тем, постановлением Правительства УР N 470 от
08.07.96 (п. 5) и соответствующим приказом Управления охотничьего
хозяйства (N 63 от 03.09.96) такое право, несмотря на требования
ст. 12 ФЗ "О животном мире" (в части недопущения совмещения
деятельности по осуществлению государственного контроля за
использованием и охраной животного мира и среды его обитания с
деятельностью по использованию животного мира), предоставлено
Управлению охотничьего хозяйства при Правительстве УР, на которое
возложены лишь контрольные функции.
Таким образом, постановление Правительства УР N 120 от
24.07.95 "Об утверждении Правил охоты на территории Удмуртской
Республики" принято с нарушением процедуры утверждения Правил
охоты на территории Удмуртской Республики (Правила не согласованы
с Департаментом по охране и рациональному использованию охотничьих
ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ), постановление
Правительства УР N 470 от 08.07.96 "О плате за право добычи и
использования продукции некоторых видов животных, отнесенных к
объектам охоты" и приказ Управления охотничьего хозяйства при
Правительстве УР от 03.09.96 N 63, которыми, в том числе внесены
изменения и дополнения в Правила охоты на территории УР, приняты с
превышением предоставленных указанным органам полномочий.
На основании изложенного оспариваемые нормативные акты
являются незаконными и подлежат признанию недействительными с
момента их принятия, а требования истцов обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203 ГПК РФ, суд
решил:
Иски Сарапульского районного общества охотников и рыболовов,
Удмуртского республиканского общества охотников и рыболовов,
Ижевского городского общества охотников и рыболовов к
Правительству Удмуртской Республики и Управлению охотничьего
хозяйства при Правительстве Удмуртской Республики о признании
незаконными нормативных актов удовлетворить.
Признать недействительными с момента принятия постановление
Правительства УР от 24.07.95 N 120 "Об утверждении Правил охоты на
территории Удмуртской Республики", постановление Правительства УР
от 08.07.96 N 470 "О плате за право добычи и использования
продукции некоторых видов животных, отнесенных к объектам охоты" и
приказ Управления охотничьего хозяйства при Правительстве УР,
принятый во исполнение постановления Правительства УР от 08.07.96
N 470.
Освободить Правительство Удмуртской Республики и Управление
охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республики от
уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета за
рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на
компьютере.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10
дней.
|