ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2000 г. N 530
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ И ТОРГОВЫХ
ЗОН В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2003 ГОДА И
НОМЕНКЛАТУРЫ ТИПОВ РЫНКОВ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 августа 1994 года N 936 "О мерах по
государственному регулированию торговли и улучшению торгового
обслуживания населения", Законом Удмуртской Республики "О торговле
в Удмуртской Республике" и в целях реализации государственной
политики в регулировании торговли на рынках и торговых зонах
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию развития рынков и торговых зон в Удмуртской
Республике до 2003 года.
1.2. Номенклатуру типов рынков и основных требований к ним.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Н.А.ГАНЗА
Утверждено
постановлением
Правительства УР
от 29 мая 2000 г. N 530
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЫНКОВ И ТОРГОВЫХ ЗОН В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ДО 2003 ГОДА
1. Введение
1.1. Концепция развития рынков и торговых зон в Удмуртской
Республике до 2003 года (далее - Концепция) разработана в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 августа 1994 года N 936 "О мерах по государственному
регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания
населения", Законом Удмуртской Республики "О торговле в Удмуртской
Республике".
1.2. Концепция развития рынков и торговых зон в Удмуртской
Республике до 2003 года является частью Программы деятельности
Правительства Удмуртской Республики до 2003 года, утвержденной
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 февраля
2000 года N 220.
1.3. При разработке Концепции использованы материалы Концепции
развития внутренней торговли Министерства торговли Российской
Федерации от 9 ноября 1999 года, учтены цели и основные
направления государственной политики в области развития рынков и
торговых зон в Удмуртской Республике.
1.4. В Концепции отражены:
- состав действующих рынков и торговых зон республики по
состоянию на 01.01.2000 г.;
- развитие рынков и торговых зон в разрезе городов и районов
республики включительно до 01.01.2003 г.
1.5. Правовой основой для разработки и реализации Концепции
являются Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей",
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998
года N 55 (с дополнениями и изменениями), постановления
Правительства Удмуртской Республики от 12 мая 1998 года N 357 "О
мерах по улучшению деятельности на рынках и торговых зонах
Удмуртской Республики", от 2 августа 1999 года N 732 "О Правилах
работы рынков и торговых зон Удмуртской Республики", от 20
сентября 1999 года N 907 "О создании межведомственного
республиканского координационного Совета по организации торговли
на рынках и торговых зонах", от 27 декабря 1999 года N 1278 "О
порядке реализации табака и табачных изделий на территории
Удмуртской Республики", распоряжение Правительства Удмуртской
Республики от 22 декабря 1999 года N 473-р, а также решения
Межведомственного республиканского координационного Совета по
организации торговли на рынках и торговых зонах и другие
нормативные документы Российской Федерации и Удмуртской
Республики.
2. Состояние рынков и торговых зон в Удмуртской Республике,
их основные проблемы и перспективы развития
Современный рынок Удмуртской Республики отличается
относительно высокой насыщенностью товарами. Система распределения
товаров полностью заменена отношениями свободной купли - продажи.
Динамика объемов и структуры реализации товаров и услуг на рынках
постепенно приобретает все более устойчивый характер.
Практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных
системах торгового обслуживания значительное место имеют рынки и
торговые зоны.
По состоянию на 1 января 2000 года в республике функционирует
47 рынков на 5400 торговых мест, площадью 1300 тыс. кв. м. Из них:
9 - продовольственных;
29 - смешанных;
5 - авторынков;
3 - вещевых;
1 - крестьянский рынок (сельхозпродукция).
Из них:
16 - муниципальных;
14 - потребительских обществ;
11 - ЗАО;
6 - частных предпринимателей.
Кроме того работает 63 торговые зоны (из них 33 находится в г.
Ижевске) на 3000 торговых мест.
Основные тенденции развития рынков и торговых зон в Республике
определяются общими направлениями развития торговли в республике.
За 1999 год населению продано товаров на сумму 11,7 млрд.
рублей, что составляет 73 процента в сопоставимых ценах, а 144,2
процента - в фактических и 94,7 процента - к плановому заданию.
Реализация товаров на рынках составила в сумме 1,8 млрд. рублей.
Удельный вес продажи на рынках и торговых зонах в общем
товарообороте розничной торговли по республике за 1999 год
составил 17,0 процентов.
В настоящее время техническое состояние многих рынков не
позволяет на должном уровне обеспечить высокую культуру
обслуживания, устаревшие здания требуют проведения реконструкции,
недостаточность торговых площадей должна обеспечиваться открытием
новых рынков и торговых зон и за счет строительства новых
помещений и павильонов на функционирующих рынках. Устаревшее
оборудование требует замены на современное, необходимо дальнейшее
расширение и улучшение качества предоставляемых услуг и повышение
профессионального уровня продавцов - все это необходимо для
подготовки к проведению сертификации услуг торговли, которую
планируется начать в Российской Федерации со второго полугодия
2000 года. Необходимо дальнейшее совершенствование работы по
защите местных товаропроизводителей и улучшения для них условий по
реализации выпускаемых товаров на рынках и торговых зонах,
формирование системы, способствующей оптимизации соотношения
местных, отечественных и импортных товаров.
Отсутствие на федеральном уровне правил и норм по работе
рынков, несовершенство нормативно - правовой базы требуют
разработки нормативных документов по дальнейшему упорядочению их
на региональном уровне.
О нарушениях Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей" говорят факты обсчета, обвеса, продажи
некачественных товаров, антисанитарное состояние, несоблюдение
товарного соседства, выявленные контролирующими органами.
С учетом вышеизложенного требуется дальнейшее развитие рынков
и торговых зон, разработка механизма государственного
регулирования через дальнейшее проведение паспортизации и введения
сертификации услуг рынков.
Перспектива развития рынков и торговых зон:
Приоритет по развитию рынков должен отдаваться открытию
муниципальных рынков, современных торговых комплексов и магазинов
- дискаунтов, находящихся в центре города, района или доступном и
удобном для покупателей месте, в высвободившихся и строящихся
вновь зданиях, помещениях и павильонах, обеспечивающих высокую
культуру обслуживания и создания необходимых условий для продавцов
и покупателей. Вновь открываемые рынки, торговые комплексы должны
оснащаться современным торгово - технологическим оборудованием и
превращаются в современные торговые комплексы, с четко отлаженной
системой контроля и учета.
В развитии продовольственных рынков будет преобладать продажа
сельскохозяйственной продукции и товаров собственного
производства, фирменная торговля предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности, организаций потребкооперации, с
исключением товаров, требующих особых условий продажи.
В перспективе будет развиваться узкая специализация рынков и
предполагается развитие оптово - продовольственных рынков. Получат
развитие сельскохозяйственные, фермерские, зооботанические и
другие рынки. Торговые зоны планируется использовать для
проведения ярмарочной и сезонной торговли.
3. Цели Концепции развития рынков и торговых зон
в Удмуртской Республике до 2003 года
Концепция развития рынков и торговых зон в Удмуртской
Республике до 2003 года была разработана в целью дальнейшего
развития рынков и торговых зон в республике, улучшения их
деятельности, повышения качества предоставляемых услуг и торгового
обслуживания населения, защиты прав потребителей, создания
необходимых условий для продавцов и покупателей, обеспечения
единства подхода и требований к организации торговых процессов и
механизма государственного регулирования, защиты интересов местных
товаропроизводителей, оптимизации товарных потоков и
товародвижения.
4. Основные направления реализации Концепции развития
рынков и торговых зон в Удмуртской Республике до 2003 года
Реализация Концепции планируется по следующим основным
направлениям:
1. Улучшение деятельности рынков и торговых зон:
- строительство новых рынков и торговых зон;
- реконструкция, ремонт и благоустройство действующих рынков;
- создание необходимых условий для продавцов и покупателей при
торговле на рынках;
- предоставление рынками и торговыми зонами дополнительных
услуг;
- оснащение рынков новым торгово - технологическим
оборудованием;
- координация деятельности рынков в части выполнения
действующих законодательств Российской Федерации и Удмуртской
Республики;
- изучение прогрессивных форм и методов торговли и разработка
рекомендаций для использования их рынками и торговыми зонами
городов и районов Удмуртской Республики;
- проведение сертификации услуг розничной торговли на рынках
Удмуртской Республики;
- создание на всех рынках и торговых зонах республики банка
данных по учету, размещению торговых мест и иных сведений;
- проведение паспортизации рынков и торговых зон и введение
сертификации услуг рынков;
- зонирование торговых мест с учетом специализации рынков и
торговых зон;
- разработка нормативных документов по дальнейшему
упорядочению деятельности рынков и торговых зон.
2. Повышение роли государственного регулирования в торговых
процессах на рынках и торговых зонах:
- защиту внутреннего рынка Удмуртской Республики на основе
поддержки местного товаропроизводителя, создания для них
благоприятных условий;
- укрепление нормативно - правовой базы конкретизирующих в
Удмуртской Республике применение общефедеральных правил и норм при
торговле на рынках и торговых зонах;
- повышение роли государственного регулирования в торговых
процессах на рынках и торговых зонах;
- информационно - консультативное обеспечение;
- координация деятельности рынков в части выполнения
действующих норм и правил Российской Федерации, Удмуртской
Республики;
- изучение прогрессивных форм и методов торговли и разработка
рекомендаций для использования их рынками и торговыми зонами
городов и районов Удмуртской Республики;
- координация деятельности государственных органов
исполнительной власти Удмуртской Республики;
- проведение сертификации услуг рынков и торговых зон в
Удмуртской Республике;
- регулирование торговыми процессами, протекающими на рынках и
торговых зонах;
- обеспечение равенства рынков и торговых зон независимо от их
организационно - правовых форм и форм собственности.
3. Усиление работы контролирующих органов.
4. Защита прав потребителей:
- оказание консультативной помощи потребителям, проведение
покупательских конференций и доведение информации о качестве
товаров и его потребительских свойств;
- обеспечение действенного контроля за соблюдением прав
потребителей;
- организация контроля за качеством товаров.
5. Способствование развитию системы муниципальных рынков в
доступных и удобных для покупателей местах, рынков по реализации
сельскохозяйственной продукции, проведению республиканских ярмарок
и базаров.
6. Повышение культуры обслуживания населения:
- создание необходимых условий при обслуживании покупателей;
- повышение квалификации продавцов;
- формирование многоуровневых систем обучения, подготовки и
повышения квалификации продавцов;
- предоставление рынками и торговыми зонами дополнительных
услуг и расширение их видов.
7. Увеличение доходов бюджета Удмуртской Республики за счет
упорядочения системы расчетов и отчетности.
5. Мероприятия по развитию рынков и торговых зон
в разрезе городов и районов до 2003 года
В Удмуртской Республике до 2003 года планируется:
1. Открыть 10 новых рынков площадью 15 тыс. кв. м и 9 торговых
зон.
2. Построить 8 павильонов и 1 ангар.
3. Провести:
- благоустройство 7 рынков и 5 торговых зон;
- реконструкцию 4 рынков и 5 торговых зон;
- расширение торговой площади на 1300 кв. м;
- организацию 200 дополнительных рабочих мест;
- открытие отделений банков на территориях рынков;
4. Построить 5 гостевых автостоянок.
5. Создать:
- санитарно - ветеринарную лабораторию по экспертизе в
Камбарском районе;
- благоприятные условия для торговли сельхозпроизводителей
республики (первоочередное выделение мест под полную потребность).
6. Обеспечить наличие контрольных весов на рынках и торговых
зонах в соответствии с нормативными требованиями.
7. Осуществлять:
- мониторинг цен на услуги рынка через Государственный комитет
Удмуртской Республики по тарифам и ценам;
- улучшение условий труда продавцов, осуществляющих торговлю в
соответствии с нормами и правилами.
6. Механизм реализации Концепции рынков и торговых зон
в Удмуртской Республике до 2003 года
Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики:
- осуществляет организацию, координацию и контроль за
реализацией положений Концепции и ежегодных планов развития рынков
и торговых зон, утверждаемых Межведомственным республиканским
координационным Советом по организации торговли на рынках и
торговых зонах и вносит в установленном порядке предложения по
уточнению Концепции с учетом складывающейся социально -
экономической ситуации, обеспечивает информационную, методическую
и иную документацию администрациям городов и районов, касающихся
рынков и торговых зон; совместно с контролирующими органами,
администрациями городов и районов осуществляет контроль за
выполнением рынками Правил торговли и Закона "О защите прав
потребителей" и других нормативных документов, регулирующих
деятельность рынков (в пределах своей компетенции);
- проводит политику поддержки местных товаропроизводителей и
слабо защищенных слоев населения.
Финансовое обеспечение мероприятий идет за счет средств
бюджета Удмуртской Республики, местного бюджета, средств
собственников рынков и иных источников, не запрещенных действующим
законодательством.
7. Оценка эффективности реализации Концепции рынков
и торговых зон в Удмуртской Республике до 2003 года
Реализация Концепции:
- решает проблемы улучшения торгового обслуживания и
обеспечения населения республики товарами и продуктами питания;
- обеспечивает рост занятости и уровня жизни населения;
- снижает социальную напряженность;
- содействует формированию рыночных отношений;
- создает благоприятные условия для местных
товаропроизводителей.
Эффективность и результативность реализации Концепции будет
определяться экономическими и социальными параметрами,
включающими:
- увеличение количества рынков;
- увеличение торговых зон;
- создание благоприятной конкурентной среды;
- увеличение оборудованных рабочих мест в павильонах рынка за
счет нового строительства;
- повышение культуры обслуживания на рынках и торговых зонах.
Усиление контроля за соблюдением Правил торговли, санитарных,
ветеринарных, противопожарных и других норм и правил, регулирующих
деятельность рынков и торговых зон;
- проведение ярмарок, базаров и смотров - конкурсов;
- перевод на уплату единого налога на вмененный доход;
- получение дополнительных доходов в республиканский бюджет;
- расширение дополнительных видов услуг, предоставляемых
рынками;
- увеличение товарооборота рынков и торговых зон.
На основе анализа эффективности исполнения Концепции
Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики
ежегодно даются предложения по дальнейшему улучшению деятельности
рынков и торговых зон в план социально - экономического развития
Удмуртской Республики.
СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
------------------¬
¦ Правительство ¦
-------------+ Удмуртской +---------------¬
¦ ¦ Республики ¦ \/
¦ L-----T----T------- ---------------------¬
¦ \/ ¦ ¦ Контролирующие ¦
¦ -----------+------¬ ¦ органы ¦
¦ ¦ Республиканский ¦ ¦ ________________ ¦
¦ ¦ Координационный ¦ ¦ МВД ¦
¦ --------+ Совет по +---->¦ ¦
¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ Госторгинспекция ¦
¦ ¦ ¦ работы рынков ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-----T----T------- ¦ СЭС ¦
¦ ¦ \/ \/ ¦ ¦
\/ \/ ------------------¬ ¦ ЦСМ ¦
--------------¬ ¦ Министерство ¦ ¦ ¦
¦Администрации¦ ¦ торговли и ¦ ¦ Главное управление ¦
¦ городов и ¦<----+ бытовых услуг +---->¦ ветеринарии ¦
¦ районов ¦ ¦ Удмуртской ¦ ¦ ¦
L------T----T-- ¦ Республики ¦ ¦ Госпожнадзор ¦
¦ ¦ L-----T------------ ¦ ¦
¦ ¦ \/ ¦ Карантинная ¦
¦ ¦ ------------------¬ ¦ инспекция ¦
¦ L------>¦ Администрации ¦<----+ ¦
¦ ¦ рынков ¦ ¦ Налоговая полиция ¦
¦ L-----T------------ ¦ ¦
¦ \/ ¦ УМНС РФ по УР ¦
¦ ------------------¬ L---------T-----------
L----------->¦ Продавцы ¦<---------------
L------------------
Утверждено
постановлением
Правительства УР
от 29 мая 2000 г. N 530
НОМЕНКЛАТУРА
ТИПОВ РЫНКОВ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Номенклатура типов рынков и основные требования
к ним (далее - Номенклатура):
- направлена на создание необходимых условий для продавцов и
покупателей, участвующих в купле - продаже товаров;
- предназначена для реконструкции в работе по развитию и
размещению стационарных рынков, переспециализации действующих, а
также использовании под рынки пустующих помещений;
- включает перечень типов рынков в зависимости от их
назначения, вида сооружений, местонахождения, ассортимента
реализуемых товаров;
- устанавливает основные требования к ним с учетом их
особенностей в соответствии с действующими нормативными
документами.
2. Перечень типов рынков и определение основных терминов
2.1. Номенклатура предусматривает в зависимости от видов
сооружений следующие типы рынков: крытый, комбинированный,
открытый.
Крытый рынок представляет собой капитальное сооружение,
имеющее торговые, служебные, подсобные и бытовые помещения,
которые размещены в одном здании.
Комбинированный рынок состоит из одного многофункционального
павильона, крытых павильонов. Кроме того, территория рынка
оборудуется палатками, киосками, торговыми открытыми и крытыми
прилавками.
Открытый рынок не имеет специально крытых павильонов, торговля
осуществляется из палаток, киосков, лотков, торговых крытых и
открытых столов.
2.2. Рынок: организация, создающая условия для ведения торгов
на основе договоров купли - продажи.
Материально - техническая база рынка:
совокупность средств производства, выступающих в форме
реальных активов рынка, обеспечивающих процессы купли - продажи и
товародвижения.
Торговая площадь рынка:
специально оборудованная основная часть площади рынка,
предназначенная для ведения торговли продовольственными и
непродовольственными товарами.
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к
продаже:
специально оборудованные помещения рынка, предназначенные для
приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Подсобные помещения рынка:
часть помещений рынка, предназначенных для размещения
вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию
технологического процесса, помещения для хранения упаковочных
материалов, технического оборудования, инвентаря, тары, уборочных
машин, мойки инвентаря и тары.
Административно - бытовые помещения:
часть помещений рынка, предназначенных для размещения
администрации и включающая служебные и санитарно - бытовые
помещения.
Технические помещения рынка:
часть помещений рынка, предназначенных для размещения
технических служб, выполнения работ по техническому обслуживанию
рабочих мест, торгово - технологического и механического
оборудования.
В состав технических помещений входят вентиляционные камеры,
машинные отделения лифтов и холодильных камер, электрощитовая,
котельная, тепловой узел, радиоузел, телефонные коммутаторы.
2.3. Номенклатура предусматривает в зависимости от
ассортимента реализуемых товаров следующие типы рынков:
продовольственный, вещевой, специализированный, универсальный.
Продовольственный - рынок по реализации продовольственных
товаров. Разновидностями такого рынка являются:
сельскохозяйственный, овощной, фруктовый, мясомолочный и т.д.
Вещевой - рынок по реализации непродовольственных товаров.
Разновидностями являются рынки по продаже книг, кожаных изделий,
детских товаров, изделий художественно - прикладного искусства и
другие.
Специализированный - рынок по реализации отдельных групп
товаров, имеющих особые условия реализации. Разновидностями
являются рынки по продаже автомобилей, запасных частей к ним,
лесных и строительных материалов, зооботанических и других
товаров.
Универсальный - рынок по реализации продовольственных и
непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах.
Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам
реализуемых товаров определяется руководством рынка по
согласованию с администрациями городов и районов, органами
Госсанэпидемнадзора и органом территориального Госветнадзора (при
организации торговли продуктами питания).
2.4. Торговая сеть рынков.
2.4.1. Торговая сеть: совокупность торговых предприятий,
расположенных в пределах конкретной территории рынка или
находящихся под его общим управлением.
2.4.2. Торговая сеть рынка подразделяется на стационарную и
нестационарную.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в
специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли
зданиях и строениях.
К ним относятся: магазины, павильоны, киоски.
- Магазин - специально оборудованное стационарное здание или
его часть, предназначенная для продажи товаров и оказания услуг
покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно
- бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и
подготовки товаров к продаже.
- Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и
помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или
несколько рабочих мест.
- Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не
имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров,
рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого
хранится товарный запас.
Нестационарная торговая сеть - мелкорозничная торговая сеть,
расположенная на территории рынка, функционирующая на принципах
разносной и развозной торговли, к ней относятся: палатки, тележки,
автолавки, специализированные торговые автоприцепы, лотки, корзины
и иные специальные приспособления.
- Палатка - легко возводимая сборно - разборная конструкция,
оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для
хранения товара, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест
продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день
торговли.
- Лоток - столик (рабочее место продавца), используемый для
временной продажи товаров как внутри помещения, так и вне
помещений.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень
оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются
продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и
специализацией своей деятельности.
3. Общие требования к рынкам
3.1. При организации рынка должны быть соблюдены:
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г.
N 55 с учетом изменений и дополнений;
Правила торговли на рынках Удмуртской Республики, утвержденные
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 августа
1999 года N 732;
Порядок реализации табака и табачных изделий на территории
Удмуртской Республики, утвержденный распоряжением Правительства
Удмуртской Республики от 22 декабря 1999 года N 473-р;
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.5.021-94;
Нормы пожарной безопасности 103-95 "Торговые павильоны и
киоски. Противопожарные требования".
3.2. При входе на территорию рынка должна быть оформлена
вывеска на русском языке с указанием его названия, организационно
- правовой формы, специализации, режима работы.
3.3. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
указатели торговых территорий и товарных групп по
специализации реализуемых товаров;
стенд с указанием схемы размещения торговых предприятий,
предприятий питания и сервисного обслуживания, административных
помещений, лаборатории ветеринарно - санитарной экспертизы (на
продовольственных и универсальных рынках), автостоянки, туалета и
других объектов;
информационный стенд, где для сведения продавцов и покупателей
рынка вывешиваются:
выписка из Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей";
Правила торговли на рынках Удмуртской Республики;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу
отдельных видов товаров;
перечень дополнительных услуг, оказываемых рынком, и расценки
на них;
перечень отдельных категорий населения, которым
предоставляются льготы по оплате рабочих мест или услуг;
действующие нормативно - распорядительные документы о
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением;
перечень документов, которые продавец должен иметь на торговом
месте;
информация о порядке и условиях предоставления мест для
торговли и услуг на рынке;
информация о местонахождении контрольных весов, Книги отзывов
и предложений;
номера телефонов руководителя рынка, городской (районной)
администрации, органов санитарно - эпидемиологического и
ветеринарного надзоров, внутренних дел, Госторгинспекции, куда
можно обратиться по вопросам работы рынка;
другая необходимая информация.
3.4. Торговые ряды на открытой территории рынка оборудуются
навесами, каркасами для натягивания тентов и столами, образуя
рабочие места. Все рабочие места на открытой территории и внутри
рынка должны быть пронумерованы и иметь аншлаги о принадлежности.
На территории рынка продажа товаров и оказание услуг могут
осуществляться с объектов мелкорозничной сети. Типы объектов
мелкорозничной сети приведены в приложении к настоящей
Номенклатуре.
3.5. На рынке организовываются платные автостоянки, кафе,
буфеты, столовые, бистро, мелкорозничная сеть по продаже
прохладительных напитков, мороженого, оказываются услуги банков и
другие.
3.6. Администрация рынка может выделять на территории рынка
обустроенные помещения для размещения сотрудников милиции и
постоянно действующих налоговых постов.
3.7. Администрации рынка целесообразно при заключении
договоров на аренду мест предусматривать:
- меры ответственности за нарушение Правил торговли;
- порядок расчетов по оплате предоставляемых рынком мест и
услуг;
- наличие свидетельства об уплате налогов.
4. Требования к продовольственному рынку
4.1. Общие требования к организации торгового процесса,
территории и содержанию рынка, устройству рыночных комплексов,
павильонов и других помещений, оборудованию и инвентарю и другие
изложены в разделе 3.
4.2. При размещении рабочих мест должны учитываться
специфические особенности продовольственных товаров и допустимость
товарного соседства между отдельными группами товаров.
4.3. Применение контрольно - кассовых машин на рынках
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Места по торговле скоропортящимися и особо
скоропортящимися продуктами выделяются только в стационарных
объектах мелкорозничной сети и стационарных рынках, оборудованных
охлаждаемыми прилавками, витринами и шкафами.
4.5. Администрация рынка обеспечивает торгующих санитарной
одеждой, поверенными весоизмерительными приборами, торговым
инвентарем, емкостями для хранения продукции. В удобном для
покупателей месте устанавливаются контрольные весы.
4.6. Рабочие места, где осуществляется торговля мясом и
мясопродуктами, обеспечиваются схемами разруба мяса, вешалами,
крючками из нержавеющей стали, лотками, вилками, ножами и другим
инвентарем, колодами для разруба мяса из твердых пород древесины.
На рынке оборудуется специально изолированное помещение
разрубочной для мяса.
4.7. На продовольственном рынке обязательным условием является
наличие государственной лаборатории ветеринарно - санитарной
экспертизы с необходимыми вспомогательными помещениями.
4.8. На рынке могут размещаться фирменные и специализированные
магазины, киоски, палатки, принадлежащие сельскохозяйственным
организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, предприятиям
пищевой и перерабатывающей промышленности для продажи собственной
продукции.
4.9. Администрация рынка осуществляет деятельность по закупу
сельхозпродукции непосредственно у местных товаропроизводителей
(сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) и
личных подсобных хозяйств), оказывает им помощь в доставке
продукции на рынок и ее реализации.
4.10. Для торговли с автотранспортных средств выделяются
оборудованные торговые площадки.
4.11. Рынок предоставляет продавцам услуги по хранению и
перемещению товаров, прокату инвентаря, разрубу мяса и другие.
5. Требования к вещевому рынку
5.1. Общие требования к организации торгового процесса,
территории и содержанию рынка, к устройству рыночных комплексов,
павильонов и других помещений, к оборудованию и инвентарю и другие
изложены в разделе 3.
5.2. Для работников индивидуального труда, физических и
юридических лиц, осуществляющих торговлю изделиями художественно -
прикладного творчества и ремесел, выделяются отдельные торговые
места и ряды.
5.3. Для выкладки товаров рабочие места оборудуются с учетом
назначения товара специальным торговым оборудованием: вешалами,
кронштейнами, держателями, пристенными горками, стендами,
прилавками, шкафами, подставками.
5.4. На рынке создаются условия покупателю: примерочные кабины
с зеркалами, подставками для примерки обуви, зеркала для головных
уборов и т.д.
5.5. Рынок обеспечивает продавцов поверенными измерительными
средствами.
5.6. В случаях, предусмотренных законодательством, продавцом в
обязательном порядке выдается товарный или кассовый чек с
указанием наименования товара, даты его продажи, цены и суммы,
номера рабочего места, ф.и.о. продавца.
5.7. Покупателям могут предоставляться дополнительные платные
услуги: раскрой тканей, мелкий ремонт одежды и обуви, подрубка
штор, фотоуслуги, ремонт часов, изготовление ключей, услуги
парикмахерских, растяжка головных уборов и другие.
5.8. Рабочие места для реализации товаров, требующих
предпродажной подготовки и проверки, должны быть
электрифицированы.
5.9. Рынок должен предоставлять платные услуги по хранению,
доставке товаров на дом и другие.
5.10. На рынке может быть предусмотрено функционирование
комиссионных магазинов по продаже товаров (одежды, обуви, тканей,
галантереи и других), принятых от населения.
5.11. На прирыночных площадях допускается работа стационарной
мелкорозничной торговой сети по продаже прохладительных напитков,
мороженого, бистро.
6. Требования к специализированным рынкам
- Общие требования к организации торгового процесса,
территории и содержанию рынка изложены в разделе 3;
- Особенности требований к отдельным видам специализированных
рынков.
6.1. Требования к автомобильному рынку
- рынок осуществляет реализацию автомобилей, мотоциклов,
мопедов, мотороллеров, велосипедов, автоприцепов, номерных
агрегатов, авто-, мото-, велозапчастей, масел, средств по уходу за
вышеперечисленной техникой;
- территория рынка должна содержать торговую площадь для
реализации автомототранспорта, блок осмотра, диагностики и
предпродажной подготовки автомобилей, обособленные торговые ряды
для продажи лакокрасочных и легковоспламеняющихся товаров;
- рынок может предоставлять следующие дополнительные платные
услуги: охраняемую автостоянку, вулканизацию и шиномонтаж, мелкий
авторемонт, мойку автомашин, установку противоугонных средств и
автомагнитол, осуществление консультаций при осмотре и оценке
стоимости транспортных средств.
- рабочее место по продаже авто-, мото-, велозапчастей должно
быть оборудовано столиком, товар раскладывается на стеллажи,
столики. Запрещается выкладывать товар на земле.
6.2. Требования к сельскохозяйственному (зооботаническому)
рынку
рынок должен располагаться, по возможности, на окраине города,
в некотором удалении от жилого массива, вместе с тем вблизи
городских и районных транспортных магистралей;
рабочие места предоставляются лицам при наличии оформленного
ветеринарного свидетельства (ветеринарной справки) на реализуемых
животных, птиц и т.п.;
торговля собаками должна осуществляться из боксов,
оборудованных клетками или сетками безопасности;
для торговли кормами выделяются специальные торговые ряды. На
реализуемые корма должны быть документы, подтверждающие их
качество;
для торговли литературой по уходу за животными, сопутствующими
товарами (посуда для еды, гребни, расчески, намордники, ошейники,
клетки, аквариумы и другие) выделяются отдельные торговые ряды;
торговля различными ядохимиками и удобрениями для сада
осуществляется обособленно от торговых рядов по продаже животных и
растений;
сельскохозяйственный (зооботанический) рынок может оказывать
следующие виды дополнительных платных услуг: услуги кинолога по
воспитанию и дрессировке собак, ветеринарная помощь, консультации
ветеринарного врача по уходу, кормлению, вакцинации животных,
стрижка животных, а также услуги специалистов - агрономов по
различным вопросам садоводства и огородничества и др.
6.3. Требования к рынку по продаже лесных и строительных
материалов
рынок представляет собой комплекс необходимых торговых и
складских помещений, а также навесов и благоустроенных территорий
для продажи лесных и строительных материалов;
обязательное наличие информационного стенда с перечнем и ценой
реализуемых товаров;
на доступном для покупателя месте устанавливаются контрольно -
измерительные приборы, таблицы с коэффициентами перевода круглых
лесоматериалов, горбыля и горбыльного штакетника в плотную
кубомассу, а также вывешиваются правила замера лесных материалов;
на рынке могут оказываться дополнительные виды платных услуг:
распиловка и обработка пиломатериалов, нарезка стекол,
изготовление нестандартных столярных изделий, погрузка, доставка и
хранение купленных материалов, другие виды услуг;
на рынке могут размещаться киоски, палатки по торговле
сопутствующими товарами (строительные и деревообрабатывающие
инструменты, приборы для окон и дверей, скобяные и замочные
изделия, садовый инвентарь и другие).
7. Требования к универсальному рынку
7.1. Особенностью универсального рынка является полное
соответствие всем требованиям, предъявляемым к продовольственным,
вещевым и специализированным рынкам, изложенным в разделах 3, 4,
5, 6, при условии обязательного разграничения торговых площадей
для продовольственных и непродовольственных товаров.
7.2. При организации универсальных рынков должна быть
обеспечена гибкость в рациональном использовании площадей при их
зонировании и предусмотрена возможность изменения перечня
продаваемых товаров.
8. Ответственность администрации рынка
8.1. Администрация рынка несет ответственность за невыполнение
требований, предъявляемых к конкретному типу рынков, в
соответствии с действующим законодательством.
8.2. Администрация рынка обязана оказать содействие
представителям контролирующих органов при проверках и принимать
действенные меры по устранению выявленных нарушений.
|