20 июня 2000 года N 202-II
------------------------------------------------------------------
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Конституцией Удмуртской Республики, федеральным
законодательством и законодательством Удмуртской Республики
регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан
Российской Федерации на обращения в органы государственной власти,
местного самоуправления Удмуртской Республики и их должностным
лицам, а также в органы управления организаций, находящихся на
территории Удмуртской Республики, и к их руководителям в связи с
признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных
интересов.
Статья 2. Право граждан на обращения
Граждане Российской Федерации (далее - граждане) вправе лично
или через своих представителей, уполномоченных в установленном
законом порядке, обращаться в органы государственной власти,
местного самоуправления Удмуртской Республики и их должностным
лицам, а также в органы управления организаций, находящихся на
территории Удмуртской Республики, и к их руководителям (далее -
органы и должностные лица), в компетенцию которых входит
разрешение поставленных в обращениях вопросов.
Органы и должностные лица в соответствии с возложенными на них
полномочиями обязаны рассматривать обращения граждан в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами Удмуртской
Республики.
Обращения в адрес депутатов законодательного органа власти
Удмуртской Республики и представительных органов местного
самоуправления (далее - депутаты) рассматриваются в порядке,
установленном настоящим Законом для органов и должностных лиц.
Обращения граждан, поступившие в органы и к должностным лицам
от депутатов, из редакций газет, журналов, телевидения, радио и
других средств массовой информации, по линии прямой телефонной
связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные
настоящим Законом.
Органы и должностные лица обязаны иметь в соответствующих
служебных помещениях в доступных местах постоянную информацию о
днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты,
телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения
информации) информировать граждан об органах и должностных лицах,
рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке
работы с обращениями граждан.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Обращение - изложенное в устной или письменной форме
индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба,
ходатайство.
Предложение - обращение граждан конкретного характера, не
связанное с нарушением их прав, направленное на улучшение
организации и деятельности органов и должностных лиц, на решение
вопросов экономической, политической, социально - культурной и
других сфер деятельности.
Заявление - обращение граждан, связанное с реализацией прав,
свобод и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской
Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами и иными
нормативными правовыми актами.
Жалоба - обращение граждан по поводу восстановления их прав,
свобод или законных интересов, нарушенных действиями
(бездействием), решением органов и должностных лиц.
Ходатайство - письменное обращение граждан с просьбой о
признании за ними определенного статуса, прав, свобод, гарантий и
льгот с приложением документов, их подтверждающих.
Коллективное обращение - обращение двух или более граждан либо
обращение, принятое на митинге, собрании.
Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того
же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени
подачи первого обращения истек установленный настоящим Законом для
рассмотрения данного обращения срок или когда граждане не согласны
с принятым по их обращению решением.
Анонимное обращение - обращение, не содержащее сведений, по
которым можно установить личность обратившихся граждан, в том
числе о месте жительства и работы.
Заявитель - гражданин, коллектив или правомочный его орган,
подавший обращение в установленном порядке.
Организации - общественные объединения, предприятия,
организации и учреждения независимо от форм собственности.
Статья 4. Пределы действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона не распространяется на обращения
граждан:
- связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими
предложениями и другими объектами интеллектуальных прав, порядок
рассмотрения которых регламентируется федеральным
законодательством;
- рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского,
арбитражного судопроизводства, производства по делам об
административных правонарушениях;
- отнесенные федеральным законодательством к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации и законодательством
Удмуртской Республики к компетенции Конституционного Суда
Удмуртской Республики;
- вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов,
организаций, регулируемых нормами законодательства Российской
Федерации, их уставами и положениями;
- по запросам в архивы;
- в отношении которых федеральным законодательством установлен
иной порядок рассмотрения.
Статья 5. Основные принципы деятельности органов и должностных
лиц по рассмотрению обращений граждан
Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по
рассмотрению обращений граждан являются:
- защита прав и свобод, законных интересов человека и
гражданина, укрепление законности и правопорядка;
- обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от
их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным
группам и общественным объединениям;
- своевременность и объективность;
- гласность, доступность, безвозмездность и равенство граждан;
- контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения.
Органы и должностные лица обязаны обеспечивать необходимые
условия для осуществления права граждан на обращения с
предложениями, заявлениями и жалобами.
Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Статья 6. Рассмотрение обращений граждан органами и
должностными лицами
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит
рассмотрение вопросов, поставленных в обращениях, обязаны:
- в установленные сроки и по существу рассматривать и
принимать по ним мотивированные решения;
- внимательно разбираться в существе обращения;
- в случае необходимости предложить обратившемуся лицу
представить дополнительные документы, а также принимать другие
меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения
вопроса;
- оказывать содействие гражданам в получении необходимых
документов, если запрашиваемые сведения не отнесены
законодательством к категории сведений, составляющих
государственную тайну, и не содержат иной информации, не
подлежащей разглашению;
- обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение
поступивших от граждан обращений;
- систематически контролировать состояние дел по рассмотрению
обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих
повторные обращения граждан;
- сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям.
Органы и должностные лица обязаны систематически обобщать
обращения граждан с целью изучения общественного мнения,
совершенствования своей работы, выявления и устранения причин
нарушений прав и законных интересов граждан, а также принимать
другие меры в пределах своей компетенции для объективного
разрешения вопросов, поставленных в обращениях граждан.
Статья 7. Подведомственность обращений граждан
Граждане подают свои обращения органам и должностным лицам в
соответствии с их компетенцией.
Органы и должностные лица, к ведению которых не относится
решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не
позднее чем в пятидневный срок по подведомственности, одновременно
письменно извещая об этом заявителей, а при личном приеме
разъясняют, куда им следует обратиться.
Не допускается, как правило, направление для рассмотрения по
существу жалоб тем органам и должностным лицам, действия
(бездействие) и решения которых обжалуются.
Возникающие споры о подведомственности обращений граждан
рассматриваются вышестоящим органом или должностным лицом либо в
судебном порядке.
Статья 8. Устные обращения граждан
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда
изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют
дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или
установлены.
На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в
устной форме, и они не подлежат регистрации.
Устные обращения граждан, поступившие в адрес должностного
лица на личном приеме, в ходе прямого эфира с ним на телевидении,
прямой телефонной линии, на радио или в других средствах массовой
информации, рассмотрение которых требует дополнительной проверки,
подлежат обязательной регистрации и не позднее чем в пятидневный
срок передаются для рассмотрения по подведомственности.
Статья 9. Письменные обращения граждан
Письменные обращения должны содержать наименование органа или
должностного лица, которым они адресованы, изложение существа
обращения, фамилию, имя, отчество обратившихся, их место
жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой
имеется, дату обращения и личную подпись (подписи).
Все письменные обращения граждан регистрируются в день их
поступления, результаты рассмотрения письменных обращений граждан
доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке,
установленном настоящим Законом.
Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные
выражения.
Не рассматриваются обращения граждан, содержащие нечитаемый
текст. В этом случае, если возможно установить адрес обратившегося
лица, ему в пятидневный срок по поступлении обращения отправляется
уведомление о невозможности рассмотрения нечитаемого текста
обращения.
Полномочия представителей, выступающих с обращениями от имени
граждан, оформляются в соответствии с гражданским
законодательством.
Статья 10. Основания оставления обращений граждан без
рассмотрения
Не подлежат рассмотрению и направляются в архив анонимные
обращения граждан.
Анонимные обращения, содержащие угрозы физической расправы,
причинения имущественного ущерба и иные угрозы, а также признания
в совершенных преступных деяниях или сообщения о возможных
преступных посягательствах, безотлагательно направляются в
правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан
без рассмотрения в случаях:
- обращения граждан с просьбой о толковании законодательства
Российской Федерации;
- обращения граждан с просьбой о толковании законодательства
Удмуртской Республики, если они не наделены полномочиями по его
толкованию;
- подачи обращения, на которое не распространяется действие
настоящего Закона.
В случае оставления обращений граждан без рассмотрения
обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в
компетенцию которых входит рассмотрение данного обращения.
Статья 11. Сроки рассмотрения обращений граждан
Обращения граждан рассматриваются в срок не позднее пятнадцати
дней, а требующие изучения и проверки - в срок не более одного
месяца со дня регистрации.
В случае необходимости проведения дополнительной проверки,
истребования дополнительных материалов либо принятия других мер
срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем
соответствующего органа по предложению лица, рассматривающего
жалобу.
Общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух
месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для
принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких
случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь
период судебного разбирательства.
В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан орган
или должностное лицо, рассматривающее обращение, извещает об этом
обратившихся граждан в трехдневный срок.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число
последнего месяца срока.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на
такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок
истекает в последний день этого месяца.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день
рассмотрения обращения. В случае, если окончание срока
рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем
окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Статья 12. Неразглашение сведений, ставших известными органам
или должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан
Запрещается использование и распространение информации о
частной жизни граждан без их согласия.
Статья 13. Личный прием граждан
Должностные лица обязаны проводить личный прием граждан.
Личный прием граждан должен проводиться в установленные и
доведенные до сведения граждан дни и часы, в необходимых случаях -
в удобное для них время, по месту работы и жительства.
Должностные лица несут персональную ответственность за
организацию личного приема граждан и рассмотрение их обращений.
Порядок личного приема граждан регулируется положениями,
утверждаемыми органами и должностными лицами.
Неявка на личный прием по неуважительным причинам гражданина,
подавшего обращение, не препятствует рассмотрению обращения.
Признав необходимым личное участие гражданина в рассмотрении
поданного им обращения, должностное лицо вправе перенести его
рассмотрение на новый срок, но не более чем на один месяц.
При неявке гражданина, подавшего обращение, повторно без
уважительных причин обращение остается без рассмотрения и
направляется в архив, если его рассмотрение невозможно в
отсутствие гражданина.
Статья 14. Рассмотрение обращений граждан к депутатам
Депутаты рассматривают обращения граждан в соответствии с
федеральным законодательством, с нормами настоящего Закона, иными
законами Удмуртской Республики.
Обращения избирателей, адресованные депутату избирательного
округа, на территории которого они проживают, рассматриваются
депутатом в первоочередном порядке.
Обращения граждан к депутату другого избирательного округа
рассматриваются в пределах направлений его депутатской
деятельности. Не относящиеся к нему обращения могут быть переданы
по согласованию депутату соответствующего избирательного округа
или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти или
должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение
данного вопроса.
Главы исполнительных органов местного самоуправления обязаны
оказывать депутатам помощь в организации приема и рассмотрения
обращения граждан.
Статья 15. Особенности рассмотрения отдельных категорий
обращений граждан
Обращения граждан, содержащие одновременно признаки
предложения, жалобы, заявления или ходатайства, а также касающиеся
двух и более вопросов, органами и должностными лицами, принявшими
их к рассмотрению, в пределах своей компетенции наряду с
рассмотрением их по существу могут направляться другим органам и
должностным лицам. Указанные обращения рассматриваются в сроки,
установленные настоящим Законом.
Повторные обращения рассматриваются в порядке, установленном
данным Законом для первичных обращений.
При рассмотрении повторных обращений граждан к ним прилагаются
материалы предыдущего рассмотрения.
Статья 16. Проведение проверок по обращениям граждан
Органы и должностные лица в целях обеспечения объективности и
полноты рассмотрения обращений граждан могут принимать решение о
проведении проверок и привлечении к их проведению специалистов
других ведомств.
По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае
проверок по жалобам - также лицам, чьи действия (бездействие) и
решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность
знакомиться с материалами проверки в той мере, в которой это не
затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству
Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Статья 17. Права граждан при рассмотрении обращений
Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:
- лично довести до сведения должностного лица,
рассматривающего обращение, обстоятельства, приведшие к нарушению
его прав;
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об
их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим
обращение;
- требовать получения в установленный срок письменного ответа
о результатах рассмотрения обращения;
- обжаловать принятое решение;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Статья 18. Решение по обращениям
По результатам рассмотрения обращений граждан орган или
должностное лицо принимает одно из следующих решений:
- о полном или частичном удовлетворении обращения;
- об отказе (отклонении) полностью или частично в
удовлетворении обращения;
- о направлении обращения по подведомственности.
Решения по обращениям граждан должны быть мотивированными.
Орган или должностное лицо, принявшие решения по обращениям
граждан, самостоятельно исполняют их либо поручают исполнение
подчиненным им органам и должностным лицам.
В случае неоднократного обращения по одному и тому же вопросу,
на которое раньше давались мотивированные ответы, орган или
должностное лицо вправе принять решение об оставлении обращения по
этому вопросу без рассмотрения с сообщением об этом гражданам.
В случае несогласия с решением, принятым органом или
должностным лицом, граждане вправе обжаловать его в вышестоящий
орган или должностному лицу либо в суде в установленном порядке.
Глава III. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Статья 19. Особенности рассмотрения отдельных обращений
граждан
Органы и должностные лица могут устанавливать сокращенные
сроки рассмотрения отдельных обращений.
Рассмотрение заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся
вопросов защиты прав детей, инвалидов, военнослужащих и членов их
семей, а также предложений по предотвращению возможных аварий,
катастроф и иных чрезвычайных ситуаций начинается безотлагательно
и должно быть завершено не позднее чем в пятнадцатидневный срок.
Сообщения о возможных авариях, катастрофах и иных чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера рассматриваются
незамедлительно.
Правом на внеочередной личный прием обладают участники Великой
Отечественной войны, ветераны боевых действий, родители, супруги
погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и
ветеранов боевых действий, родители, супруги граждан, погибших при
исполнении служебных обязанностей, а также умерших вследствие
болезней, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей,
и иные категории граждан в соответствии с законодательством.
Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых
нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав
граждан и не получившие соответствующей оценки, подлежат проверке,
как правило, с выездом на место.
Рассмотрение повторных и коллективных обращений граждан в
обязательном порядке ставится на контроль.
Статья 20. Предложения, направленные на совершенствование
законодательства
Граждане могут обращаться с предложениями по совершенствованию
законодательства Удмуртской Республики ко всем субъектам права
законодательной инициативы, определенным Конституцией Удмуртской
Республики.
Предложения по совершенствованию законодательства изучаются,
обобщаются, рассматриваются соответствующими субъектами права
законодательной инициативы и могут учитываться при разработке
новых законов.
Статья 21. Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалоб
Должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение
соответствующей жалобы, обязаны:
- принять жалобу и зарегистрировать ее;
- рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим
Законом срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить
их достоверность;
- незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных
решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные
интересы граждан;
- в случае необходимости выехать на место для выяснения
обстоятельств, породивших жалобу, истребовать необходимые
материалы и объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;
- принять мотивированное и основанное на законе решение по
жалобе и обеспечить его реальное исполнение;
- сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и
принятом по ней решении в установленный срок в письменной форме.
Рассмотрение жалобы прекращается, если в ходе проверки было
установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие
недостоверные сведения.
Статья 22. Последствия принятия решения по жалобе
Если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или
частично, орган или должностное лицо, принявшие решение по жалобе,
обязаны принять меры для восстановления нарушенного права граждан,
а также по их просьбе проинформировать об этом заинтересованных в
рассмотрении жалобы лиц.
Если порочащие сведения были опубликованы в средствах массовой
информации, граждане вправе потребовать публикации опровержения в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Оформление и подача ходатайства
Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, прямо
установленным законодательством Российской Федерации и Удмуртской
Республики.
Коллективные обращения граждан, принятые на собраниях
(сходах), конференциях, митингах, оформленные в письменном виде и
подписанные организаторами, подлежат рассмотрению так же, как и
индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
Статья 24. Порядок рассмотрения обращений, поступивших из
средств массовой информации
Письма граждан, поступившие из редакций газет, журналов,
телевидения, радио и других средств массовой информации, а также
выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с
предложениями, заявлениями, жалобами граждан, рассматриваются в
порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Статья 25. Ответственность за нарушения сроков и порядка
ответа на обращения граждан
Нарушение установленного настоящим Законом порядка
рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в приеме,
нарушение без уважительных причин сроков рассмотрения, принятие
заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление
недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни
гражданина влекут ответственность виновных должностных лиц в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Ответственность за преследование граждан в связи с
их обращениями
Преследование за содержащуюся в обращениях критику влечет
ответственность виновных должностных лиц в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Возмещение ущерба в связи с нарушением
законодательства об обращениях
Орган либо должностное лицо, принявшие неправомерное решение
по обращению и причинившие тем самым материальный ущерб гражданам,
несут ответственность по его возмещению в соответствии с
федеральным законодательством.
Статья 28. Ответственность граждан за содержание их обращений
Граждане, чьи обращения содержат материалы клеветнического
характера, а также выражения, оскорбляющие честь и достоинство
других лиц, привлекаются к ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Возмещение расходов по проверке обращений,
содержащих заведомо ложные сведения
Расходы, понесенные органами в связи с проверкой обращений,
содержащих заведомо ложные сведения, могут быть возмещены в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Ответственность за неисполнение решений по
обращениям граждан
Должностные лица, а также руководители предприятий,
учреждений, организаций несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение решений по обращениям граждан в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской
Республики.
Глава V. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Статья 31. Контроль за соблюдением законодательства об
обращениях граждан
Вышестоящие органы и должностные лица в порядке подчиненности
обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению
обращений граждан, принимать меры к устранению причин и условий,
порождающих нарушения прав и законных интересов граждан,
вызывающих поступление повторных обращений.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Действие и вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
20 июня 2000 года
N 202-II
|