ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2000 г. N 277-II
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить представленную Правительством Удмуртской
Республики Государственную целевую программу "Развитие земельной
реформы в Удмуртской Республике на 2000 - 2002 годы"
(прилагается).
2. Рекомендовать представительным органам местного
самоуправления Удмуртской Республики предусмотреть выделение
средств в 2000 - 2002 годах для осуществления Программы за счет
средств, поступающих на специальный бюджетный счет, от оплаты за
землю.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ
Приложение
к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 19 декабря 2000 г. N 277-II
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
Паспорт
Государственной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Удмуртской Республике
на 2000 - 2002 годы"
Наименование - Государственная целевая программа "Развитие
Программы земельной реформы в Удмуртской Республике на
2000 - 2002 годы"
Дата принятия - постановление Правительства Удмуртской
решения о Республики от 25 октября 1999 года N 1030 "О
разработке подготовке Государственной целевой программы
Программы "Развитие земельной реформы в Удмуртской
(наименование Республике на 1999 - 2002 годы",
документов) приказ Государственного комитета Российской
Федерации от 03 августа 1999 года N 17 "О
Федеральной целевой программе "Развитие
земельной реформы в Российской Федерации на
1999 - 2002 годы"
Государственные - Государственный комитет Удмуртской Республики
заказчики по земельным ресурсам и землеустройству,
Программы Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики
Основные - Государственный комитет Удмуртской Республики
разработчики по земельным ресурсам и землеустройству,
Министерство финансов Удмуртской Республики,
Министерство экономики Удмуртской Республики,
Государственный комитет Удмуртской Республики
по собственности, Министерство юстиции
Удмуртской Республики, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Удмуртской
Республики, Министерство строительства,
архитектуры и жилищной политики Удмуртской
Республики
Цели и задачи - повышение эффективности использования земли,
Программы создание условий для увеличения социального,
инвестиционного, производственного потенциала
земли и превращение ее в самостоятельный
фактор экономического роста
Сроки и этапы - 2000 - 2002 годы
реализации 1 этап - 2000 год
Программы 2 этап - 2001 - 2002 годы
Перечень - разработка и совершенствование на всех уровнях
основных правовой и нормативной базы регулирования
мероприятий земельных отношений;
Программы создание механизма, реализующего права
собственников земельных долей в
сельскохозяйственных предприятиях;
создание механизма, обеспечивающего развитие
оборота земель в городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в
федеральной собственности, собственности
Удмуртской Республики и муниципальной
собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
создание и ведение государственного земельного
кадастра;
совершенствование системы земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение земельной
реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного
контроля за использованием и охраной земель;
создание денежного фонда охраны земель;
проведение информационно - разъяснительной
работы среди населения;
создание специализированного информационно -
консультативного центра
Объемы и
источники (млн. рублей)
финансирования 2000 - 2002 годы 2000 год
Всего 55,00 17,54
в том числе
федеральный
бюджет 22,2 7,5
Бюджет Удмуртской
Республики и
местные бюджеты 32,6 9,98
Прочие источники 0,20 0,06
Ожидаемые - закрепление конституционных прав граждан
конечные свободно распоряжаться участком земли и
результаты земельной долей под жестким контролем
реализации государства;
Программы разграничение земель, находящихся в
федеральной собственности, собственности
Удмуртской Республики и муниципальной
собственности;
создание рынка земли и недвижимости как
единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание
благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование
земельных ресурсов на всех уровнях управления
ими;
повышение поступлений от платежей за землю в
доходную часть бюджета.
Введение
Удмуртская Республика располагает большими земельными
ресурсами, но это национальное богатство республики используется
крайне неэффективно.
Начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца, не
создана система земельного законодательства. Земельный рынок и
инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Существующие
механизмы распоряжения, владения и пользования землей ограничивают
доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять
перераспределение земли и передачу ее эффективно хозяйствующим
субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки,
что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм
начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах
всех уровней мала.
Около ста тысяч гектаров земли в Удмуртской Республике
выведены из хозяйственного оборота, идет деградация и снижение
плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере
землепользования осуществляется по остаточному принципу,
вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации.
Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение
основных направлений государственной земельной политики и
разработка системы стратегических и тактических мероприятий по
развитию земельной реформы в Удмуртской Республике.
Стоит сложная задача завершения реформирования земельных
отношений и создания системы землепользования, которая позволила
бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование
и социальную справедливость при распределении земель.
Государственная целевая программа "Развитие земельной реформы
в Удмуртской Республике на 2000 - 2002 годы" (далее именуется -
Программа) разработана на основании и во исполнение постановления
Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 1999 года N 1030
"О подготовке Государственной целевой программы "Развитие
земельной реформы в Удмуртской Республике на 2000 - 2002 годы".
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований
в Удмуртской Республике в 1991 - 1998 годах
В Удмуртской Республике завершен первый этап земельных
преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в
формах собственности на землю. Сельским и городским жителям
бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных
земель. Они получили земельные участки под сады, огороды,
строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и
организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли
значительные преобразования. Ликвидирована монополия
государственной собственности на землю. Проведена реорганизация
368 колхозов и совхозов. В итоге 160,6 тыс. работников бывших
колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей на
площади 1212,9 тыс. гектаров или 64 процента всех
сельскохозяйственных угодий Удмуртской Республики. Сформирован
значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (3243
хозяйств), в пользование которых передано 68,7 тыс. га земель.
Создан фонд перераспределения земель на площади около 263,2 тыс.
га. Дополнительно еще около 47,2 тыс. граждан могут стать
собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей
приватизации сельскохозяйственных угодий.
Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов
недвижимости выкуплено 63 земельных участка с площадью 97 га.
Органам местного самоуправления передано в ведение 307,1 тыс.
га земель (1932 сельских населенных пунктов с прилегающими
территориями). В городах и поселках городского типа из 199,7 тыс.
га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 30
процентов земли.
Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными
участками. 409,7 тысяч граждан имеют земельные участки для ведения
личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и
огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства.
В настоящее время в их собственности, владении и пользовании
находится около 77,7 тыс. га земель. Средний размер земельных
участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,25 до 0,32 га, а для
садоводства - с 0,04 до 0,08 га.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую
часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на
землю, выданы 411,2 тыс. граждан и 8,1 тыс. юридических лиц и
крестьянских хозяйств.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога
и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения
и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех
уровней: в 1995 году - 25908,9 млн. рублей, в 1996 году - 40134,4
млн. рублей, в 1997 году - 82981,1 млн. рублей, в 1998 году -
106940,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих годов).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры.
Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее
время достигло 6,8 тысяч в год.
Создается автоматизированная система государственного
земельного кадастра.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной
реформы, процессы реформирования в целом протекали
непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная
концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко
не определены полномочия органов, ответственных за проведение
земельной реформы.
Земельная реформа коснулась в основном земель
сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания
арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства,
поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по
целевому назначению.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли,
находящиеся в федеральной собственности, собственности Удмуртской
Республики и в муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на
него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют
права по их распоряжению; переход земель к эффективно
хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты
ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации
сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли
увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана
система ипотечного кредитования.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не
позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит
перераспределение городских земель на основе требований рынка и
развития городов.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ
(особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997
году финансирование земельной реформы из федерального бюджета
составило менее 20 процентов от бюджетных назначений, в том числе
из республиканского бюджета 35 процентов. В итоге в 1997 - 1998
годах были практически свернуты землеустроительные работы,
задерживается создание земельного кадастра, оформление документов
о правах на землю, проведение оценки земель, экономического
зонирования территорий и других работ.
Неудовлетворительно организована информационная и
просветительская работа среди населения по вопросам земельных
отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются повышение эффективности
использования земли, создание условий для увеличения социального,
инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение
ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки
экономики, одно из основных направлений государственной политики,
содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным
Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской
Республики формам собственности на землю и их стабилизация
посредством гарантирования прав и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание
регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим
субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в
соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в
федеральной собственности, в собственности Удмуртской Республики и
в муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и
государственной регистрации прав на земельные участки и другое
недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки
земли на большей части территории Удмуртской Республики.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации
комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых,
научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в
2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в
республике и создать эффективный механизм регулирования земельных
отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На I этапе (2000 год) в основном осуществляются меры
правового, организационно - управленческого, информационно -
просветительского и технологического характера, которые должны
привести к существенным изменениям земельных отношений, не
требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить
экономическую базу проведения II этапа.
На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие
мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному
использованию земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами
В Программе определены направления реализации Целевой
программы "Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра в Удмуртской Республике в
1997 - 2000 годы", утвержденной постановлением Государственного
Совета Удмуртской Республики от 26 ноября 1997 года N 525-I,
ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения
государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов
недвижимости в целях создания и развития системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации
отношений собственности на землю состоит в реализации положений
Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской
Республики о многообразии форм собственности, о равной защите всех
форм собственности и осуществляется по следующим основным
направлениям:
передача государственных и муниципальных земель в
собственность граждан и юридических лиц;
дальнейшая приватизация земель при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, а также при
расширении и строительстве дополнительных объектов на этих
предприятиях;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ
земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, собственности граждан и юридических лиц;
установление порядка управления и распоряжения землями,
находящимися в государственной и муниципальной собственности.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав
граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав
граждан на землю предполагает:
обеспечение всем жителям Удмуртской Республики возможности
получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
обеспечение права граждан приватизировать в установленном
законодательством Удмуртской Республики порядке законно
используемую ими землю;
обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков
и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и
земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается
федеральным законодательством и законодательством Удмуртской
Республики);
активизацию информационно - разъяснительной работы среди
населения о правах собственников земельных участков и земельных
долей.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости,
отвечающего требованиям структурных преобразований в экономике
республики, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных
государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем
функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой
частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию
рынка земли включают в себя:
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой
недвижимости направлена на:
установление категории земель, которые могут быть
приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных
в обороте и исключенных из оборота;
повышение эффективности управления земельными участками,
находящимися в государственной и муниципальной собственности,
путем их разграничения на используемые непосредственно для
обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих
целях;
переход в основном на аукционный и конкурсный принцип
предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся
в государственной и муниципальной собственности;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников
рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо
воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв,
обеспечение государственного контроля за рынком земельных
закладных;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в
государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и
промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного
использования земель в городах и поселениях, а также процедур
правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости
будет осуществлено путем:
создания механизма формирования земельных участков и иных
объектов недвижимого имущества, а также развития рынка
землеустроительных услуг;
создания системы ведения государственного земельного кадастра
и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого
имущества в целях налогообложения;
создания системы ведения государственной регистрации прав на
землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
создания системы добровольного страхования различных рисков
участников рынка земли и другой недвижимости;
введения административной и уголовной ответственности за
правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско -
правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой
недвижимости осуществляются:
создание баз данных государственной системы регистрации прав
на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также
государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о
земле и другом недвижимом имуществе;
расширение доступа граждан и юридических лиц к информации об
объектах недвижимости и о правах на них;
создание информационной базы о земельных участках и другой
недвижимости с использованием современных технологий, а также
организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть
только средством производства, она все больше вовлекается в
гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы
практически не решались проблемы повышения эффективности
использования и охраны земель, развития агропромышленного
производства. Земельные преобразования проводились без
кардинального изменения экономических и производственных
отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности
кооперации в области производства и переработки
сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального
обустройства территории, без тщательного правового, экономического
и экологического обоснования решений по перераспределению земель.
С целью совершенствования земельных преобразований при
проведении аграрной реформы, создания механизма экономического
стимулирования рационального и эффективного использования земель
необходимо:
- создать реестр сельскохозяйственных организаций, находящихся
в государственной собственности, приватизация которых запрещена;
- уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в
отношении которых установлены особые условия реорганизации;
- создать в результате рационального перераспределения земель
сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции
сельских жителей;
- осуществить комплекс землеустроительных работ, связанных с
правовым, экономическим и экологическим обоснованием
перераспределения земель, консолидацией земельных участков
крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных
товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их
кооперирования, рационального использования и охраны земель,
сохранения и повышения плодородия почв.
2.5. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей регулируется Законом
Российской Федерации "О плате за землю", по которому формами
платежей за землю являются земельный налог и арендная плата.
Существующая система несовершенна. Главным ее недостатком является
ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого
количества льготников. От земельных платежей освобождены целые
отрасли.
Следует исходить из необходимости повышения доли земельных
платежей в формировании доходной части бюджета и совершенствования
системы земельных платежей как инструмента рационализации
землепользования.
Совершенствование земельных платежей предполагает:
- установление зависимости между размерами уплачиваемых
земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в
его использовании и обременений правами других лиц;
- расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с
учетом генеральных планов и правового зонирования;
- проведение инвентаризации земель (в первую очередь земель
городов и других поселений), проведение их оценки учета и
государственной регистрации;
- существенное сокращение льгот по земельному налогу;
- увеличение дифференциации максимальных ставок в зависимости
от рыночной оценки земли с развитием системы государственного
земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой
оценке земель.
2.6. Ведение государственного земельного кадастра
Под государственным земельным кадастром (ГЗК) следует понимать
единую государственную многоцелевую систему, содержащую
необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном,
экономическом и правовом режиме земель, в том числе юридически
значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета. ГЗК,
как единая система, включает Единый государственный реестр земель
(ЕГРЗ), кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Его
ведение должно обеспечиваться профессионально грамотными
технологиями формирования и юридически точно выстроенной схемой
кадастрового учета земель.
В ГЗК Удмуртской Республики должны содержаться сведения о
границах входящих в нее муниципальных образований в объеме,
необходимом для реализации функций государственного контроля и
управления, территориальных зонах, учитываемых на уровне
Удмуртской Республики.
Основным документом земельного кадастра становится Единый
государственный реестр земель (ЕГРЗ). Он содержит сведения о всех
существующих и прекративших существование объектах кадастрового
учета. Факт существования или прекращения существования объекта
учета в границах, установленных при его формировании подлежит
государственному учету в ЕГРЗ.
ГЗК является основой, пространственным базисом, на котором
строятся все виды кадастров недвижимости (экологический, водный,
лесной, градостроительный и т.д.). Создание земельного кадастра
должно учитывать возможность его эволюции в геоинформационную
систему (ГИС), выполняющую не только описательные функции, но и
обладающую глубоким проектным потенциалом. Это решает целый
комплекс дополнительных задач: развитие и планирование населенных
пунктов, экологические вопросы, систему безопасности, планирования
и моделирования транспортных, товарных, информационных потоков,
планирование рационального размещения объектов инфраструктуры,
формирование и корректировку схем налогообложения недвижимости,
определение порядка и лицензирования операций с недвижимостью.
Безусловно, что в основе развития ГИС лежит систематическое
наполнение информации о недвижимости и управления ею.
Техническое описание земельных участков производится в
процессе их инвентаризации с учетом землеустроительных,
градостроительных проектов. Принцип комплексности должен
обеспечивать составление полной непротиворечивой совокупности
статистических и текстовых характеристик земельных участков, их
графическое описание с указанием границ, ограничений пользования,
распоряжения объективно определяемых природными, экологическими и
другими условиями. Это тесно связано с правовым описанием
земельных участков, направленных на установление их правовых
границ и субъектов права с указанием их правовых реквизитов. На
основе схематического описания земельных участков формируется
оценка их рыночной стоимости, представляющая собой информационную
базу для дифференцированного налогообложения и моделирования
оптимальных ставок арендной платы. Представляется обоснованным и
своевременным применение для получения адекватной оценки земельных
участков (и соответствующих размеров налогов, сборов, арендных
ставок) современных методик, использующих набор важнейших
статистических коэффициентов, определяемых характеристиками
земельных участков.
Правовое описание создается в системе государственной
регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.
Представляется, что необходимо законодательное закрепление в
качестве обязательного условия регистрации прав и операций с
земельными участками, проведение их государственной оценки. Это
способствовало бы интенсивному информационному наполнению ГЗК, а
также позволило бы выявить реальные объемы средств при сделках для
взимания госпошлин, что в условиях динамичного развития рынка
земли и возрастания финансового оборота на нем означает
многократное увеличение поступлений в бюджет.
Поскольку все виды информации должны аккумулироваться в
кадастре недвижимости, является перспективным создание и ведение
единого банка данных, отдельные информационные модули которого
выполняются органами, уполномоченными выполнять конкретные функции
управления недвижимостью. Это обеспечит простоту доступа, высокую
надежность и эффективность обработки, передачи и обмена данными в
системе органов власти, позволит оперативно установить на
территории Удмуртской Республики унифицированные процедуры и общие
принципы инвентаризации регистрации прав на недвижимое имущество и
ведение кадастра.
К основным мероприятиям в этой области относятся:
- разработка отвечающей современным требованиям
законодательной и нормативно - технической базы системы ведения
государственного земельного кадастра;
- проведение кадастрового зонирования территории Удмуртской
Республики;
- обеспечение единого порядка ведения государственного
земельного кадастра на территории Удмуртской Республики;
- формирование в рамках ГЗК информационной базы о федеральных
землях, государственных землях Удмуртской Республики,
муниципальных и частных землях;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой
информации, установление принципов оплаты за ее получение;
- внедрение программно - технических комплексов,
обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
- организация взаимодействия ГЗК с отраслевыми кадастрами
(градостроительным, лесным, водным, экологическим, демографическим
и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
- разработка и организация системы защиты информации от
несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз
кадастровых данных на основе обязательной сертификации
используемого оборудования и программного обеспечения;
- введение в городах и других поселениях единой системы
идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
- завершение создания системы передачи кадастровых данных и
обеспечения на этой основе периодического уточнения данных ГЗК;
- создание государственного кадастра недвижимости Удмуртской
Республики путем интеграции ГЗК и других отраслевых баз данных
недвижимости.
Особое внимание уделяется выполнению Программы "Создание
автоматизированной системы ведения государственного земельного
кадастра Удмуртской Республики (1997 - 2000 г.г.)", принятой
постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от
26.11.1997 г. N 525-I.
2.7. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов
налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками
которого являются государство, муниципальные образования, граждане
и юридические лица требуют создания современной системы оценки
земель. Основной принцип определения стоимости земли - раздельная
оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных
объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой
области являются:
- установление единого порядка проведения кадастровой оценки
земель с целью последующего определения нормативной стоимости
земли;
- определение порядка, оснований и методов проведения оценки
рыночной стоимости земельных участков;
- разработка методик массовой оценки земель различных
категорий для целей налогообложения, в первую очередь в городах и
поселениях, районах добычи полезных ископаемых;
- государственная поддержка подготовки и деятельности частных
оценщиков земли для обслуживания формирующегося рынка земли,
организация государственного регулирования их деятельности
(лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение
их ответственности за достоверность результатов оценки.
Работы по этому разделу будут выполняться в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа
1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и
аналогичными нормативно - правовыми актами Правительства
Удмуртской Республики.
2.8. Земельные преобразования в городах
и других поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях осуществлялась
без учета социально - экономической значимости этих земель в
формировании благоустроенной среды обитания человека.
Градостроительная документация до сих пор не учитывает в
достаточной степени экономическую ценность земли, не дает
необходимых вариантов определения градостроительных условий
использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель
создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении
и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать
рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность
владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления
теряют эффективный инструмент социально - экономического развития
городов.
Земельные преобразования в городах и других поселениях
направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание
необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала
земель, активно влияющего на принятие социально - экономических и
градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр
Концепции градостроительного планирования, разработку
градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит
проводить одновременно с земельными преобразованиями.
Проводятся следующие мероприятия:
- реализация правового зонирования земель в городах и других
поселениях;
- разработка в соответствии с утвержденной градостроительной
документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих
застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению в
натуру черты поселений, выявлению территориальных резервов с
созданием резервных земельных фондов поселений;
- обеспечение возможности получения от органов местного
самоуправления информации о размерах однократных и периодических
платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного
участка;
- разработка классификатора публичных и частных обременений
земельных участков (сервитутов);
- разработка долгосрочных планов использования земель городов
(как составных частей стратегических планов их развития) и на этой
основе схем городского землепользования;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о
земельных участках и их участия в принятии решений по зональному
регулированию в городах путем публичных слушаний, референдумов,
опросов и т.д.
2.9. Информационно - консультационное обеспечение Программы
Проводится систематическая работа по информированию населения
о сущности, направлениях и ходе земельной реформы,
законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и
обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли,
механизмах защиты прав на землю.
В этих целях организуется систематическая публикация в
периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным
вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по
освещению опыта земельных преобразований, создание на радио и
телевидении специальных передач.
Необходимо создать самостоятельный специализированный
информационно - консультационный центр с частичным финансированием
его деятельности за счет средств государственного и местных
бюджетов. Задачей центра должно стать проведение консультаций и
оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам
в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе
наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной
собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок,
документальном оформлении договорных отношений между
пользователями и собственниками земельных участков и долей, а
также осуществление других операций.
2.10. Комплекс работ по землеустройству
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации
Программы предусматривается:
- выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель,
находящихся в фонде перераспределения;
- разработать землеустроительные проекты перераспределения
земель, компактного размещения земельных участков новых форм
хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в
области производства, инженерного обустройства;
- установить границы земельных массивов, соответствующих
невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники
которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
- составить дежурные карты ограничений использования земель и
обременений (сервитутов) земель;
- разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и
других негативных явлений, консервации деградированных земель и их
восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных
угодий в другие виды угодий;
- установить (восстановить) в натуре границы вновь
предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
- уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских
поселений;
- установить границы территорий с особым правовым и
природоохранным режимом использования земель.
Производство землеустроительных работ предусмотрено проводить
с использованием современных технологий (спутниковых навигационных
систем типа GPS-Navstar, мобильных автоматизированных комплексов).
2.11. Мониторинг земель
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень
экологически допустимого воздействия на землю зачастую превышен,
существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель.
Серьезную опасность представляет эрозия почв, истощение
плодородного слоя, заболачивание и переувлажнение земель,
деградация пастбищ и сенокосов, подтопление и техногенное
загрязнение земель.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель,
их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и
устранению последствий негативных процессов на земле
предусматривается разработать правовые и нормативно - технические
акты, регулирующие организацию и ведение государственного
мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
- своевременное выявление изменения состояния земель, оценку
этих изменений;
- прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и
устранении последствий негативных процессов;
- совершенствование и внедрение новых методов дистанционного
зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
2.12. Усиление государственного контроля
за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы отмечены
многочисленные факты нарушения земельного законодательства и
злоупотребления при совершении сделок с земельными участками.
Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель;
распространены случаи уклонения от оформления и переоформления
прав на землю, уклонения и несвоевременного внесения земельных
платежей, нецелевого или неэффективного использования земельных
участков, приводящего к порче земель, уничтожению плодородного
слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативно - правовой базы
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель.
Предусматривается:
- разработать законодательные и иные нормативно - правовые
акты, предусматривающие уточнение порядка государственного
контроля за использованием и охраной земель, усиление
административной ответственности за нарушение земельного
законодательства, введение экономического стимулирования охраны
земель, направленного на повышение заинтересованности
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных
участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель
от негативных последствий производственной деятельности, а также
меры по усилению прав в государственной защите государственных
инспекторов по использованию и охране земель и материальному
стимулированию их деятельности:
- совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного
нарушениями земельного законодательства;
- улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений
земельного законодательства и информированность населения о
деятельности органов государственного контроля за использованием и
охраной земель;
- укрепить взаимодействие органов, осуществляющих контроль за
использованием и охраной земель и органов прокуратуры, юстиции,
внутренних дел путем проведения совместных комплексных проверок по
соблюдению земельного законодательства;
- создать за счет штрафов специальный денежный фонд охраны
земель, материально - технического обеспечения органов
государственного контроля за использованием и охраной земель и
материального стимулирования деятельности государственных и
общественных инспекторов.
2.13. Совершенствование системы государственного
управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных
мероприятий является наличие рациональной и эффективно
функционирующей системы органов государственного управления, на
которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в
Удмуртской Республике земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Удмуртской
Республики осуществляет Государственный комитет Удмуртской
Республики по земельным ресурсам и землеустройству и его
территориальные органы.
В целях государственного регулирования земельных отношений при
реализации Программы предусматривается осуществить следующие
организационные меры:
- укрепить материально - техническую базу территориальных
органов Государственного комитета Удмуртской Республики по
земельным ресурсам и землеустройству, сохранив за ними основные
функции государственного управления: нормативно - методическую
деятельность, государственный контроль за охраной и использованием
земель, организацию проведения землеустройства, ведения
государственного земельного кадастра и мониторинга земель на
территории Удмуртской Республики в целом;
- создать в Удмуртской Республике учреждения - кадастровые
бюро и передать им часть управленческих функций территориальных
органов Государственного комитета Удмуртской Республики по
земельным ресурсам и землеустройству и функций по оказанию услуг
при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также
функции по оценке земель для государственных и иных нужд. При этом
создание кадастровых бюро в Удмуртской Республике произвести с
использованием базы Удмуртского землеустроительного проектно -
изыскательского предприятия института "УралНИИгипрозем", входящего
в состав РосНИИземпроект, подведомственного Государственному
комитету Удмуртской Республики по земельным ресурсам и
землеустройству;
- финансирование кадастровых бюро осуществлять за счет средств
соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от
юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные
услуги.
3. Правовое обеспечение
Действующее законодательство не отражает социальную и
экономическую направленность преобразования земельных отношений и
нуждается в обновлении, дальнейшем развитии и совершенствовании.
Реализация Программы на основе подзаконных актов не обеспечивает
гарантий собственникам, пользователям земли, инвесторам и иным
участникам рынка земли.
Правовое обеспечение реализации Программы осуществляется по
направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность
правового регулирования земельных отношений. В этих целях
предусматривается:
- развитие законодательства Удмуртской Республики,
регулирующего отношения собственности на землю;
- создание гарантий конституционных прав граждан на землю;
- принятие законодательных актов, предусматривающих правовой
механизм эффективного управления землей, создание рыночной
инфраструктуры;
- развитие законодательства, регулирующего рынок земли;
правовое обеспечение рационального использования и охраны
земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной
сферах.
Земельное законодательство будет развиваться на базе положений
Конституций Российской Федерации и Удмуртской Республики, а в
части регулирования рынка земли - на базе Гражданского кодекса
путем расширения норм гражданского права с учетом специфики
земельных отношений и по мере принятия следующих Федеральных
законов:
- "О государственных и муниципальных землях", в котором будут
урегулированы условия и порядок разграничения земель, находящихся
в государственной собственности, по объектам федеральной
собственности и собственности Удмуртской Республики, а также
находящихся в муниципальной собственности;
- "О государственном земельном кадастре", который определит
систему органов по ведению земельного кадастра, требования,
предъявляемые к кадастровой документации, порядок и условия ее
предоставления заинтересованным государственным органам, органам
местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам;
- "О землеустройстве", который определит участников
землеустроительных отношений, порядок проведения землеустройства в
городах и других поселениях, межевания земель и
внутрихозяйственного землеустройства, взаимоотношения организаций,
проводящих землеустройство, с заинтересованными лицами, формы
государственного участия в проведении землеустроительных работ,
порядок утверждения землеустроительных проектов;
- "Об оценке земель", в котором устанавливаются процедуры
определения рыночной и кадастровой стоимости земельных участков,
закрепляется принцип оценочного зонирования, предусматривается
создание системы оценки земель, определение правового статуса
оценщиков земли и их взаимоотношений с государственными органами и
заинтересованными лицами;
- "О государственном регулировании и особенностях
ограниченного оборота сельскохозяйственных земель", в котором
будут предусмотрены меры, направленные на сохранение продуктивных
сельскохозяйственных земель. Закон должен стимулировать
собственников рационально использовать землю и предусматривать
возможность изъятия у них необрабатываемых и неэффективно
используемых земель с выплатой компенсации. Законодательно
оформляются меры по ограничению оборота земель
сельскохозяйственного назначения: запрет на продажу участков из
состава указанных земель иностранным гражданам, ограничение прав
на продажу таких участков в течение определенного срока, если они
были приватизированы на бесплатной основе, и другие;
- "О землях городов и других поселений", устанавливающий
правовой режим использования земель поселений, порядок их оборота;
- "О порядке изъятия земельных участков в государственную и
муниципальную собственность".
После принятия в Российской Федерации данных законов будут
приняты аналогичные законы об особенностях их применения на
территории Удмуртской Республики.
4. Научное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном
внедрении в ходе земельных преобразований результатов
фундаментальных и прикладных научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ, выполняемых научными, научно - проектными и
проектными учреждениями Государственного комитета Российской
Федерации по земельной политике, Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службы геодезии
и картографии России, Государственным университетом по
землеустройству (г. Москва) и научными учреждениями Удмуртской
Республики по направлениям:
исследование закономерности развития земельных отношений,
многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов
платности землевладения и землепользования;
разработка научных основ и методов землеустройства, охраны
земель при переходе к новым формам землевладения и
землепользования;
разработка научных основ, методов, средств и технологий
ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
разработка научных основ, технологий и методов оценки земель и
формирований системы платежей на землю;
совершенствование научных основ законодательной базы земельных
отношений;
создание и развитие автоматизированной системы информационного
обеспечения рынка земли.
5. Международное сотрудничество
В 2000 - 2002 годах будет продолжено международное
сотрудничество, направленное на решение задач в области
реформирования земельных отношений. В связи с дефицитом бюджета и
политикой жесткой финансовой стабилизации для реализации программы
предполагается использовать кредиты и гранты иностранных
государств и международных организаций. Целесообразно принятие мер
по привлечению кредитных ресурсов Международного банка
реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и
развития и других.
Важным проектом по созданию земельно - кадастровых
информационных систем в Удмуртской Республике является российско -
германский инвестиционный проект по созданию учебного центра на
базе Государственного университета по землеустройству (г. Москва)
по вопросам регистрации земли и другой недвижимости Немецкого
страхового общества "Гермес" (проект Гермес), в рамках которого
будут продолжены работы по адаптации программных средств и
технологий работ по созданию и ведению земельного кадастра.
6. Ресурсное обеспечение
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной
реформой, составляют 55,0 млн. рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета будет выделено 22,2 млн. рублей или 40,3
процента, за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 23,38
млн. рублей или 42,5 процентов, за счет средств местных бюджетов -
9,22 млн. рублей или 16,8 процентов, прочие источники - 0,2 млн.
рублей или 0,4 процента.
Из бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов средства
направляются на финансирование научно - исследовательских и опытно
- конструкторских работ в размере 0,38 млн. рублей или 1,2
процента, на капитальное строительство - 4,82 млн. рублей или 14,8
процентов и на прочие нужды - 27,40 млн. рублей или 84 процента
общего объема.
Средства, выделяемые на выполнение научно - исследовательских
работ, будут направлены на подготовку проектов законодательных и
нормативных актов, разработку необходимых методических и других
материалов, реализующих федеральные законы и законы Удмуртской
Республики.
Капитальные вложения в основном направляются на оснащение
землеустроителей и геодезистов спутниковыми приборами,
электронными тахеометрами, средствами вычислительной техники, а
также на оснащение современными техническими средствами органов
государственного контроля за использованием и охраной земель.
Средства на прочие нужды из бюджета Удмуртской Республики и
местных бюджетов направляются на финансирование следующих
мероприятий:
- картографическое, градостроительное, землеустроительное
обеспечение учета и использования государственных и муниципальных
земель - 23,3 млн. рублей;
- оценка земель и зонирование территорий - 0,8 млн. рублей;
- мониторинг земель - 0,7 млн. рублей;
- информационно - консультационная деятельность - 1,4 млн.
рублей;
- организация управления и контроля за ходом реализации
Программы - 1,2 млн. рублей.
Распределение средств по муниципальным образованиям
осуществляется государственным заказчиком - координатором.
Финансирование Программы будет осуществляться также за счет
участников рынка земли.
Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в
таблице:
млн. руб.
----------------------------------------T------T-----------------¬
¦ ¦2000 -¦ в том числе ¦
¦ ¦2002 +--------T--------+
¦ ¦годы ¦2000 г. ¦2001 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦2002 гг.¦
+---------------------------------------+------+--------+--------+
¦Средств, всего ¦ 55,0 ¦ 17,54 ¦ 37,46 ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦
¦за счет федерального бюджета ¦ 22,2 ¦ 7,5 ¦ 14,7 ¦
¦за счет бюджетов Удмуртской Республики,¦ ¦ ¦ ¦
¦местных бюджетов ¦ 32,6 ¦ 9,98 ¦ 22,62 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- научно - исследовательские и опытно -¦ ¦ ¦ ¦
¦конструкторские работы ¦ 0,38¦ 0,1 ¦ 0,28 ¦
¦капитальные вложения ¦ 4,82¦ 1,44 ¦ 3,38 ¦
¦прочие нужды ¦ 27,4 ¦ 8,44 ¦ 18,96 ¦
¦Прочие источники ¦ 0,2 ¦ 0,06 ¦ 0,14 ¦
L---------------------------------------+------+--------+---------
Финансирование мероприятий, предусмотренных п. 2.7,
осуществляется в рамках Программы "Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного кадастра Удмуртской
Республики (1997 - 2000 гг.)", принятой постановлением
Государственного Совета Удмуртской Республики от 26.11.1997 г. N
525-I.
7. Организация управления и контроля за ходом
реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является
Государственный комитет Удмуртской Республики по земельным
ресурсам и землеустройству, государственным заказчиком по
соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики.
Намеченные Программой мероприятия реализуются через
соответствующие программы, разрабатываемые органами местного
самоуправления и органами Госкомитета Удмуртской Республики по
земельным ресурсам и землеустройству на местах.
Мероприятия Программы реализуются:
- государственными заказчиками путем организации работ и
распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета,
бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов, внебюджетных
источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым
их использованием и ходом работ по выполнению договоров
(государственных контрактов);
- Правительством Удмуртской Республики и органами местного
самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно
выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных
источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для
государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов)
определяет государственный заказчик - координатор. При этом он
руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и
услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 08 апреля 1997 года N 305, постановлениями
Правительства Удмуртской Республики "О закупке продукции для
государственных нужд Удмуртской Республики" от 02 августа 1999
года N 711 и "Об утверждении положения об организации закупки
товаров, работ и услуг для государственных нужд Удмуртской
Республики" от 18 октября 1999 года N 1022.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров
(государственных контрактов) между государственным заказчиком и
исполнителями работ.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения
программных мероприятий определяется путем проведения открытых
торгов (конкурсов).
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется
в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.97 г. N
594.
Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в
Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство
финансов Удмуртской Республики согласованные предложения по
объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой.
Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в
проект бюджета Удмуртской Республики.
Государственный заказчик - координатор анализирует ход
реализации Программы и представляет:
- ежегодно в Министерство экономики Удмуртской Республики
статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации
Программы;
- ежегодно, до 15 февраля, в Министерство экономики Удмуртской
Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики отчет о
ходе работ по реализации Программы и об эффективности
использования выделяемых финансовых средств.
Государственный заказчик - координатор участвует в подготовке
Министерством экономики ежегодного доклада о ходе реализации
Программы, представляемого в Правительство Удмуртской Республики.
При необходимости государственный заказчик вносит в
Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство
финансов Удмуртской Республики предложения о продлении сроков
реализации Программы и ее отдельных мероприятий или
нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или ее
отдельных мероприятий.
8. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализация программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление
конституционного права граждан и юридических лиц свободно
распоряжаться приобретенным (предоставленным) земельным участком
земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной
коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для
совершенствования ведения государственного земельного кадастра,
будет способствовать становлению и развитию системы
государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое
имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель
сельскохозяйственного назначения позволит:
- обеспечить целевое использование этих земель;
- решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан
при реализации ими права собственности на земельные участки и
земельные доли, а также первоочередного права сельских
товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли -
продажи земельных участков;
- создать экономический механизм передачи земель
сельскохозяйственного назначения в руки эффективно хозяйствующих
субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и
материально - технических ресурсов, снижение на этой основе
издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности
производства.
Создание необходимых условий для введения ипотечного
кредитования под залог земельных участков будет способствовать
привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов
для вложения их в улучшение земель, мелиоративное и дорожное
строительство, хозяйственное обустройство, приобретение средств
производства и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других
поселениях будет способствовать наращиванию жилищного
строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и
связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по
платежам за землю будет способствовать более рачительному
отношению собственников земельных участков и земельных долей к
использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить
рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной
части бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит
получить экономический эффект в размере более 0,5 млрд. рублей, в
основном за счет обеспечения гражданам свободы права распоряжения
своими земельными участками и долями; развития ипотеки земельных
участков, включая земли сельскохозяйственного назначения, перехода
на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи)
земельных участков, дифференциации ставок земельного налога в
городах и других поселениях, проведения массовой оценки земель и
совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за
пользование земельными участками в городских поселениях.
|