ДОКЛАД
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПОЛОЖЕНИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Уважаемый Игорь Николаевич!
Уважаемые депутаты Государственного Совета, уважаемые члены
Правительства и приглашенные!
В соответствии со статьей 92 Конституции Удмуртской Республики
представляю ежегодный доклад "О положении в Удмуртской
Республике".
Раздел I. Успех преобразований - в объединении
усилий власти и общества
2000 год в жизни нашей республики был наполнен значительными
политическими событиями. Важнейшими среди них стали выборы
Президента Российской Федерации, вхождение Удмуртской Республики в
Приволжский федеральный округ, внесение поправок и изменений в
Конституцию Удмуртской Республики, выборы первого Президента
Удмуртской Республики.
Избирательные кампании 2000 года в России и Удмуртии показали,
что большинство населения ждет от власти решительных действий по
укреплению государственности и созданию социально ориентированной
и динамично развивающейся экономики.
У граждан Удмуртской Республики находят понимание и поддержку
шаги Президента Российской Федерации, направленные на создание
сильной и эффективной власти, без которой невозможны позитивные
изменения ни в экономике, ни в социальной сфере.
Я признателен Государственному Совету за то, что, не теряя
времени, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", мы
сообща внесли важные поправки в Конституцию Удмуртской Республики,
приняли Законы "О Президенте Удмуртской Республики" и "О выборах
Президента Удмуртской Республики".
С введением поста Президента Удмуртской Республики
исполнительная власть получила необходимую самостоятельность для
реализации возложенной на нее ответственности. А Государственный
Совет становится законодательным органом, обеспечивающим
необходимый в республике конституционно - правовой баланс.
Еще одним нашим вкладом в укрепление российской
государственности в минувшем году стала большая и успешная работа
Государственного Совета Удмуртской Республики по приведению
республиканского законодательства в соответствие с федеральным.
Продолжая эту работу, в текущем году Государственному Совету и
Правительству предстоит разработать и принять более семидесяти
законодательных актов и целевых республиканских программ. Среди
них я бы выделил Законы "О тарифном регулировании оплаты труда в
Удмуртской Республике", "О потребительской корзине для основных
социально - демографических групп населения Удмуртской
Республики", "О недрах", "О профилактике наркомании и токсикомании
на территории Удмуртской Республики", "О статусе столицы".
Накопленный Удмуртией и другими регионами России опыт
свидетельствует о том, что процесс становления местного
самоуправления не завершен.
В 49 субъектах Российской Федерации были упразднены сельские,
а в ряде субъектов даже городские муниципальные образования.
В целом с 1994 года общее их число сократилось с 25 до 12
тысяч.
Сегодня в стране действуют около 300 федеральных законов,
которые затрагивают деятельность местного самоуправления.
Тем не менее, законодательная база органов местного
самоуправления требует серьезной доработки.
Понимая это, в 1999 году по инициативе Правительства
Удмуртской Республики Государственный Совет принял ряд законов,
касающихся деятельности местного самоуправления.
2000 год показал, что эту работу следует продолжить.
Сегодня на уровне административных единиц органы местного
самоуправления часто осуществляют функции органов государственного
управления. Об этом говорил и Президент России Владимир Путин в
своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Но до
сих пор, к сожалению, не принят основополагающий Федеральный закон
"О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными функциями".
Компенсируя этот недостаток, мы в ближайшее время должны
принять свой Закон "О порядке наделения органов местного
самоуправления Удмуртской Республики отдельными государственными
полномочиями Удмуртской Республики".
Он призван свести к минимуму, а в идеале устранить причины
того, что Владимир Владимирович Путин назвал "конфликтом бюджетов"
как источником экономической и политической нестабильности в ряде
регионов страны.
По-прежнему остро стоит вопрос об административном контроле
над деятельностью органов местного самоуправления. Жизнь показала,
что бесконтрольность самоуправления вредна ему самому. Катастрофа
в Приморском крае, когда десятки тысяч жителей остались без тепла,
яркий тому пример. Понадобилось экстренное вмешательство
государства, чтобы исправить положение. Такая ситуация сохранится
до тех пор, пока не будет откорректировано федеральное и
региональное законодательство, пока не будут четко разграничены
функции органов государственной власти и местного самоуправления.
Эту ситуацию нужно менять, чтобы окончательно не
дискредитировать саму идею самоуправления и в то же время
сохранить и укрепить единую систему власти в России. Все это и
побудило меня выступить с Обращением к депутатам Городской думы
города Ижевска и Воткинской Городской Думы.
Сама жизнь доказала, что не только государственная власть, но
и местное самоуправление должно осуществляться при неукоснительном
соблюдении демократического принципа разделения властей.
Следуя этому принципу, депутатам Дум Ижевска и Воткинска
необходимо привести Уставы своих городов в соответствие с
российским законодательством. Этим завершится формирование в
Удмуртской Республике единой системы власти, что позитивно
скажется на решении вопросов, отнесенных к ведению муниципальных
образований. Надеюсь на понимание и поддержку этого Обращения не
только депутатами, но и всеми, кто заинтересован в том, чтобы
помочь местному самоуправлению стать максимально приближенным к
нуждам и чаяниям горожан.
Как известно, законодательство Российской Федерации сняло
ответственность с государственных органов власти за вопросы,
находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Тем не
менее, исполнительная власть республики оказывает местному
самоуправлению помощь в решении многих проблем. Уверен, что это
правильная политика.
С введением института президентства взаимодействие с органами
местного самоуправления в нашей республике приобретает качественно
новый характер. При Президенте Удмуртской Республики уже создан
Координационный совет глав сельских и поселковых администраций.
Впервые в бюджете Удмуртской Республики на 2001 год образован Фонд
развития сельских и поселковых администраций в сумме 5 миллионов
рублей.
Впервые за многие годы сельским и поселковым администрациям
приобретено 12 автомобилей "Ода". В течение года они получат еще
38 автомобилей. Это наша реальная помощь тем, кто ежедневно и
ежечасно решает самые насущные вопросы жизни селян. Органы
государственной власти Удмуртской Республики и органы местного
самоуправления составляют единую систему власти. Поэтому от их
совместных усилий зависит динамичное развитие реального сектора
экономики, стабильное социально - экономическое положение каждого
района, города и республики в целом. А в итоге - каждого ее
жителя.
Приоритетной задачей государственной власти является
формирование и укрепление гражданских институтов. В
демократическом обществе одну из форм постоянной связи между
обществом и властью обеспечивают политические партии и
общественные движения. Без них невозможны ни проведение политики
большинства, ни защита позиций меньшинства.
Выборы депутатов Государственной Думы третьего созыва и
Президента Российской Федерации в 2000 году положили начало новому
этапу в развитии многопартийности в стране. Его отличительной
чертой является уверенный выход на политическую арену идеологии и
практики центризма, отстаивающего традиционные российские
ценности: государственность, патриотизм, социальную справедливость
и солидарность. В республике оправдали себя и будут
совершенствоваться такие формы взаимодействия государства и
общественных объединений, как совместное участие в разработке
концепций и программ, подготовка специалистов, заключение
отраслевых соглашений и договоров.
Непрерывную двустороннюю связь общества и власти осуществляют
и средства массовой информации. Удмуртская Республика относится к
регионам с высокой степенью насыщенности средствами массовой
информации. У нас издается более 200 наименований республиканских,
районных и городских газет. В эфир выходят 25 местных радио- и
телепрограмм.
Однако само по себе количество информационных каналов не
гарантирует населению возможности получать объективные сведения о
жизни нашей республики. Отмена административной цензуры не сделала
печать свободной от цензуры вообще. Сменилась только форма
зависимости. Функция цензоров перешла к тем, кто финансирует СМИ.
Это порождает потоки противоречивой, зачастую взаимоисключающей
информации. Как следствие - растет недоверие населения к прессе. И
это вызывает озабоченность. Помочь людям найти свое место в
стремительно меняющемся мире, поверить в свои силы, обрести
уверенность в собственном будущем, в будущем республики и страны -
вот общая цель власти и прессы.
Определяя стратегию взаимодействия государства и общества, мы
не должны забывать, что наша республика является
многонациональной. В соответствии с Концепцией государственной
национальной политики Удмуртской Республики в истекшем году
продолжалась работа по совершенствованию нормативно - правовой
базы в этой сфере.
В ближайшее время следует рассмотреть проект Закона Удмуртской
Республики "О языках народов Удмуртской Республики".
Координационный Совет по делам национальностей одобрил проект
Комплексной программы национального развития и межнационального
сотрудничества народов Удмуртии на 2001 - 2004 годы.
Совершенствование механизма реализации национальной политики
должно остаться одним из приоритетных направлений в работе
государственных органов.
Важно учитывать весь исторический опыт развития каждой нации и
их историческую общность в составе Удмуртии, владеть современными
демократическими приемами регулирования национальных отношений.
Задача власти и гражданского общества - укрепление потенциала
дружбы народов.
Только на такой основе мы можем обеспечить полноценное
самобытное развитие каждого народа, каждой культуры, укрепить
общность многонационального народа Удмуртии.
Раздел II. Закрепить и продолжить позитивные
тенденции в развитии экономики
Уважаемые депутаты!
В прошлом году в экономике республики произошли положительные
качественные изменения.
В промышленности достигнуты самые высокие за последние пять
лет темпы роста производства.
Индекс физического объема промышленной продукции составил
117,4 процента.
Это один из лучших показателей не только в Приволжском
федеральном округе, но и в Российской Федерации.
В отрасли машиностроения и металлообработки достигнут прирост
более чем на 58 процентов.
Нам удалось сохранить производственный и кадровый потенциал
предприятий ВПК, направив его на освоение производства новых видов
продукции гражданского назначения.
Вырос выпуск и военной продукции.
Однако на положение оборонной отрасли оказывают негативное
влияние большие долги федеральных структур за выполненные
оборонные заказы.
Неудовлетворительно финансируются содержание мобилизационных
мощностей и конверсионные программы.
Отсутствие пакета договоров по оборонному заказу на текущий
год уже привело к заметному снижению темпов роста производства в
промышленности за первый квартал текущего года.
Приведу несколько примеров. Только ИЭМЗ "Купол" сократил
производство почти в пять раз, "Аксион - холдинг" вышел на 85,5
процента к уровню прошлого года, "Воткинский машиностроительный
завод" - на уровень в 73 процента.
Если в первом квартале 2000 года темпы роста объемов
производства в республике составили 133 процента к 1999 году, то в
первом квартале текущего года, к соответствующему периоду
прошлого, объем производства сократился до 93 процентов.
При этом в машиностроении и металлообработке мы сегодня
опустились на отметку 68,3 процента к уровню 2000 года. Мы еле -
еле выходим на уровень прошлого года.
Основа благополучия Удмуртии - ее промышленность. Такова
специфика региона.
Реализация Программы "Развитие Удмуртии на 2001 - 2004 годы"
должна обеспечить ежегодный прирост объема промышленной продукции
не менее чем на 10 процентов.
В 1999 году объем промышленного производства в республике
составлял всего 34 процента к уровню 1990 года.
Если мы выполним Программу "Развитие Удмуртии" в этой части,
то в 2004 году выйдем на уровень в 75 процентов от уровня 1990
года.
А значит, обеспечим устойчивое положение всего социально -
экономического комплекса Удмуртии.
Как известно, если мы будем выпускать 120 тысяч автомобилей в
год, увеличим добычу нефти на 700 - 800 тысяч тонн, республика
выйдет из разряда дотационных территорий.
Но достижение этих показателей потребует большого напряжения
сил.
В текущем году необходимо произвести продукции не менее чем на
61 миллиард рублей, добыть не менее 7 млн. 750 тысяч тонн нефти,
выпустить 60 тысяч автомобилей, 45 тысяч мотоциклов, 850
металлорежущих станков, выплавить 540 тысяч тонн стали.
Первоочередная задача наших машиностроительных предприятий -
организация внутриреспубликанской кооперации, о чем детально
говорилось на республиканском совещании 29 марта текущего года.
Не менее важен и выпуск импортозамещающей продукции для
насыщения внутреннего рынка России современной отечественной
техникой, оборудованием, технологиями.
Вместе с руководством этих предприятий нам предстоит решать
проблемы оборонных заказов, взаимоотношений с администрациями
городов и районов в части поддержки и развития перспективных
производств.
Повышенного внимания требуют акционерные общества, в уставных
капиталах которых имеется доля Удмуртской Республики.
Предстоит поработать и над повышением инвестиционной
привлекательности нашей экономики.
Одним из направлений работы в этой области может стать
программа приватизации государственного имущества.
Среди приоритетов промышленной политики особое место отводится
акционерному обществу "Ижмаш", в отношении которого проводилась и
проводится политика протекционизма со стороны органов
государственной власти республики.
В истекшем году здесь увеличили производство важнейших видов
продукции, изготовив около 27,5 тысячи автомобилей, более 25 тысяч
мотоциклов, 170 металлорежущих станков.
Автомобильное производство должно быть одним из основных
источников пополнения республиканской казны.
Депутатам уже известны результаты поездки делегации Удмуртской
Республики с официальным визитом в Самарскую область.
Считаю излишним их комментировать. Скажу только, что ОАО
"Ижмаш" и впредь может рассчитывать на нашу деловую и политическую
поддержку.
В то же время хотелось бы видеть большую активность его
руководства в совместной работе с Правительством республики.
В промышленной политике, кроме "Ижмаша", мы будем также
опираться на такие предприятия, как Воткинский машиностроительный
завод, Чепецкий и Ижевский механические заводы, "Ижсталь", "Аксион
- холдинг", Ижевский и Сарапульский радиозаводы, "Ижнефтемаш".
Становление системы управления лесным хозяйством в Российской
Федерации и Удмуртской Республике, к сожалению, затянулось.
Необходимо стабилизировать ситуацию в отрасли, сохранить
эффективность работы лесхозов по использованию средств
республиканского бюджета, выделенных на восстановление лесных
ресурсов.
На эту важную работу республиканский бюджет предусматривает
выделение 24,5 миллиона рублей.
Стратегической целью органов государственной власти Удмуртской
Республики в области недропользования является обеспечение
воспроизводства минерально - сырьевой базы и ее рационального
использования.
В прошлом году значительно перевыполнено задание по глубокому
бурению. Увеличение геолого - разведочных работ позволило
обеспечить прирост запасов нефти.
На конкурсной основе были предоставлены права на пользование
недрами по восьми месторождениям и двум участкам недр.
Выдано 17 лицензий на добычу нефти.
Бюджеты всех уровней пополнились дополнительными ресурсами.
Достигнуто и реализуется соглашение по возмещению выпадающих
доходов в результате перехода права экспорта нефти от ОАО
"Удмуртнефть" к ОАО "Сиданко".
Это позволило привлечь в республиканский бюджет значительные
дополнительные финансовые ресурсы.
Государственные интересы республики - это выход к концу 2003
года на добычу восьми с половиной миллионов тонн нефти.
Для этого необходимо продолжить работу в рамках Соглашения о
разделе продукции на низкопродуктивных месторождениях, добиваться
гибкого налогового режима для предприятий, применяющих передовые
технологии в добыче нефти, содействовать укреплению их материально
- технической базы.
В числе перспективных задач - определить, насколько
целесообразно создание Государственного холдинга предприятий
нефтедобычи, работа над которым сейчас ведется.
Нам необходимо рационально использовать и ресурсы торфяной
отрасли республики.
Торф - это повышение плодородия почв, минеральные кормовые
добавки и экологически чистое топливо.
Поэтому в 2001 году требуется более активная работа в этом
направлении.
Экономический рост невозможен без надежного обеспечения
предприятий энергоносителями.
Снижение объемов добычи газа в России пока что не оказало
значительного влияния на состояние нашей экономики.
Но повод для опасения есть.
Предприятия, организации республики задолжали "Газпрому" около
300 миллионов рублей.
В текущем году каждый потребитель должен обеспечить
стопроцентную оплату топливно - энергетических ресурсов.
Мы не можем допустить, чтобы из-за неплательщиков страдала вся
экономика и, в первую очередь, - население Удмуртии.
Правительство Удмуртии считает целесообразным объединение пяти
действующих газораспределительных организаций в одну с последующей
передачей доли имущества "Газпрому" на выгодных условиях.
В этом мы видим возможность проводить в республике единую
тарифную и инвестиционную политику, рационально распределять
лимиты природного газа между потребителями.
Нам необходимо в ближайшее время завершить работу над
составлением сводного топливного баланса республики.
Энергосбережение - основа предстоящих перемен в энергетике и
развитии промышленности.
Для увеличения энергетических мощностей региона
прорабатывается ряд инвестиционных проектов по строительству
газотурбинных станций.
Нам нужна новая Генеральная схема электроснабжения.
В республике немало бесхозных электрических сетей, которые
нужно восстанавливать и содержать.
За последние два года в республике растут объемы капитальных
вложений.
В 2000 году на развитие экономики и социальной сферы
республики было направлено почти девять миллиардов рублей
инвестиций, что на семь процентов выше уровня 1999 года.
Инвестиции из республиканского бюджета выросли в 1,5 раза.
Настолько же увеличился и объем подрядных работ за счет всех
источников финансирования.
Введено 264 километра распределительных газовых сетей,
газифицировано свыше 15 тысяч квартир, построено и
реконструировано более 140 километров автомобильных дорог.
В прошлом году введено 257 тысяч квадратных метров жилья, что
на 17 процентов больше, чем в предыдущем году.
Индивидуальным способом введено в строй до 138 тысяч
квадратных метров.
Необходимо активизировать работу в этом направлении,
изыскивать возможности предоставления застройщикам льготных
кредитов.
В рамках ипотечного жилищного кредитования была привлечена
рекордная для республики сумма - без малого 54 миллиона рублей.
Эти средства направлены на строительство и приобретение жилья
в виде жилищных ссуд.
Нам предстоит довести объемы жилищного строительства в текущем
году до 324 тысяч квадратных метров в год, улучшая его качество.
Для этого нужно проводить планомерную работу по привлечению в
Удмуртию средств Российской Федерации в рамках Целевой программы
"Свой дом".
Также необходимо изыскать кредитных ресурсов в размере
пятидесяти миллионов рублей, увеличить собственное производство
строительных конструкций на предприятиях отрасли.
Учитывая особую социальную значимость жилищного строительства,
нужно использовать все формы привлечения инвестиций в этот сектор
экономики, Правительство должно побуждать руководителей
предприятий к строительству жилья для своих работников.
Необходимо искать средства и способы обновления жилого фонда.
Требуется разработать программу сноса ветхого жилья и
программу жилищной поддержки молодых семей.
Оживление в строительном комплексе будет способствовать
развитию других отраслей нашей республики.
Уважаемые депутаты!
В прошедшем году Государственный Совет и Правительство
Удмуртии предприняли значительные усилия по развитию и укреплению
аграрного сектора экономики республики.
Об этом мы подробно говорили на недавнем республиканском
совещании.
Благодаря перевыполнению доходной части консолидированного
бюджета мы увеличили финансирование агропромышленного комплекса до
400 миллионов рублей. Это в 1,6 раза выше уровня прошлого года.
В полном объеме (33 миллиона рублей) получены средства по
действующим федеральным программам.
Существенно помогла товаропроизводителям в 2000 году новая
техника.
На основе федерального лизинга мы приобрели 42 кормоуборочных
комбайна, шесть тракторов, три зерноуборочных комбайна и другой
техники на 45 с лишним миллионов рублей.
Значительная часть этой техники была направлена на
комплектование машинно - технологических станций. В текущем году
мы должны закупить не менее ста тракторов и ста комбайнов.
Валовой сбор зерна в 2000 году превысил уровень последних двух
лет.
Конкретным результатом реализации Целевой программы "Развитие
льняного комплекса" в республике стало расширение посевов льна.
Впервые за последние пятьдесят лет мы получили льнопродукции в
переводе на льноволокно - 4,9 центнера с гектара.
Льноводы республики полностью обеспечили себя семенами.
В текущем году необходимо направить работу в этой отрасли на
увеличение рентабельности в производстве и переработке льна за
счет использования новых сортов семян, средств защиты растений.
Нынешняя зимовка заметно лучше обеспечена кормами.
Снизились темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота,
приостановлен спад производства продукции.
Хороших результатов достигли птицеводческие хозяйства.
Объем реализации скота и птицы в 2000 году составил 104
процента к уровню предыдущего года.
Однако, если промышленность нашей республики в последние два
года прирастает темпами, превышающими среднероссийские, то в
республиканском агропромышленном комплексе коренного перелома так
и не произошло.
На 22 процента за год увеличилось число нерентабельных
хозяйств на селе.
Размер кредиторской задолженности организаций сельского
хозяйства более чем в пять раз превышает дебиторскую.
(Для сравнения - по республике в целом - в 1,3 раза).
Все это напрямую связано с уровнем жизни сельских жителей,
который заметно отстает от уровня жизни горожан.
Поэтому задача органов государственной представительной и
исполнительной власти на местах - обеспечить сельчан необходимыми
ресурсами для увеличения объемов производства, роста его
эффективности и личных доходов тружеников села.
С этого года финансовая поддержка села будет составлять не
менее тринадцати процентов расходной части бюджета.
Не менее 70 миллионов рублей ежегодно будет выделяться на
обновление сельскохозяйственной техники на основе лизинга.
Мне хорошо известны и кадровые проблемы на селе.
Это, прежде всего, недостаточный профессиональный уровень
отдельных руководителей хозяйств и специалистов.
Мы планируем ликвидировать дефицит кадров на селе.
Для этого мы:
- установим государственный заказ высшим и средним
профессиональным учебным заведениям республики и квотирование мест
абитуриентам из сельской местности. Им будут предоставлены
существенные льготы;
- обеспечим социальные гарантии руководителям и специалистам,
вновь приступившим к работе в сельскохозяйственных организациях, в
школах и медицинских учреждениях. Правительству республики даны
поручения разработать механизм обеспечения льготным жильем
сельских специалистов;
- возобновим систему повышения квалификации и подготовки
сельских кадров в республике. Для этого у нас есть необходимая
сеть учебных заведений.
Предусматривается и активное развитие социальной
инфраструктуры на селе - строительство жилья, газовых сетей, школ,
больниц, объектов культуры. Хотел бы подчеркнуть, что эти меры -
не панацея от тех бед, которые мешают выводу всего
сельскохозяйственного производства на рентабельный режим работы.
Нам пора вспомнить и о человеческом факторе, подзабытом в
последние годы.
Объективный анализ показывает: если навести элементарный
порядок в системе учета и контроля на сельхозпредприятиях,
укрепить дисциплину на производстве, искореняя пьянство и хищения,
то число прибыльных хозяйств возрастает втрое, а зарплата крестьян
- вдвое. Поэтому прежде чем жаловаться на власть, искать виноватых
на стороне, надо, в первую очередь, разобраться в истинных
причинах плохого состояния дел в хозяйствах. Это не только не
потребует больших денег, наоборот, поможет найти дополнительные
финансовые ресурсы для развития села и сельского хозяйства.
Для того, чтобы стимулировать производство
сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, надо
активнее развивать заготовительную и перерабатывающую деятельность
потребительской кооперации. Мы уже об этом говорили в августе
прошлого года на встрече с главами сельских и поселковых
администраций и намерены восстановить былую роль потребительской
кооперации в жизни селян. Я имею в виду организованные закупки и
переработку излишков сельскохозяйственной продукции, развитие
бытового обслуживания на селе.
Сегодня потребительская кооперация в состоянии вдвое увеличить
закупки продукции у населения и довести их до 150 миллионов рублей
в год. Принять на временную сезонную работу полторы тысячи
человек. Для этого ей требуется оказать финансовую поддержку в
виде ссуды из республиканского бюджета 3 миллиона рублей. И мы ее
окажем.
Удмуртпотребсоюзу следует заключить соглашение не только с
Правительством, но и с главами районных администраций. И такие
соглашения должны быть подписаны уже в этом году. Считаю
необходимым ускорить подготовку Закона о государственной поддержке
личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой
сельскохозяйственной продукции в республиканский продовольственный
фонд.
С его помощью решается несколько проблем в части:
- развития агропромышленного комплекса;
- увеличения занятости на селе;
- социальной защиты граждан, связанной с исчислением трудового
стажа для начисления пенсии.
Безотлагательных мер требует проведение предстоящих весенне -
полевых работ. Сейчас у Правительства и руководителей районов нет
задач важнее, чем эта.
Положение в сельском хозяйстве заставило с этого года ввести
по отношению к главам районных администраций и руководителям
сельхозпредприятий жесткое требование: не снижать посевы,
поголовье скота и продуктивность производства. В противном случае
руководство республики будет вынуждено, разобравшись в конкретной
ситуации, либо пересматривать свою политику финансовой и
материальной поддержки района, либо ставить вопрос о персональной
ответственности районного руководства.
Несколько слов о предпринимательском бизнесе. Он занял прочное
место в экономике республики. Сегодня здесь трудится более 60
тысяч человек. Этой формой бизнеса практически полностью освоена
сфера торговли и общественного питания, развивается она в
строительстве, промышленности, на транспорте и в связи.
В конце прошлого года постановлением Государственного Совета
утверждена "Государственная программа поддержки малого
предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 - 2003 годы".
На ее базе Правительство должно внести коррективы в свою политику
и отказаться от не предусмотренного законодательством избыточного
государственного вмешательства в эту сферу.
Одновременно главам администраций городов и районов следует
организовать разработку собственных программ содействия малому
бизнесу с учетом специфики и возможностей городов и районов.
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
В 2000 году предприятия республики значительно расширили
экспортную географию поставок своей продукции. Внешнеторговые
операции проводились с 96 странами мира.
По итогам года общий объем экспорта увеличился в 2 раза по
сравнению с 99-м годом и достиг 938 миллионов долларов. А
внешнеторговый оборот республики с учетом импорта превысил один
миллиард долларов.
Основной вклад в рост экспорта внесли поставки продукции
военно - технического назначения, нефти и черных металлов.
Значительный прорыв сделан и в сфере межрегиональных связей.
Дополнительно в прошлом году подписаны соглашения с Татарстаном,
Республикой Марий Эл, Липецкой, Оренбургской, Курганской и
Кировской областями и, как я уже говорил, - с Самарской областью.
Особое значение для нас имеет развитие экономических отношений
со столицей России. Москва - это не только источник финансовых
вложений в экономику республики, но и стратегический рынок сбыта
продукции.
Открывшийся недавно Торговый дом "Удмуртия" в Москве стал
визитной карточкой нашей республики. На его прилавках товары из
Удмуртии не залеживаются. Настала пора создания в Москве и оптовой
торговли, в первую очередь, продовольственными товарами. В самое
ближайшее время нам нужно подвести итоги выполнения наших
соглашений не только с руководством Москвы, но и с Белоруссией,
наметить дальнейшие шаги сотрудничества.
Необходимо продолжить работу по продвижению продукции наших
предприятий за пределы Удмуртии, в том числе и в страны ближнего и
дальнего зарубежья.
В результате настойчивой и целенаправленной работы
Правительства, Министерства финансов, администраций большинства
городов и районов значительно оздоровилось финансовое состояние
республики. За истекший год доходы консолидированного бюджета
увеличились в 1,5 раза. Удалось привлечь дополнительно более 2,8
миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 144
миллиона рублей. Полученные сверх утвержденных бюджетом средства
позволили частично погасить кредиторскую задолженность прошлых
лет. Однако долги консолидированного бюджета на начало текущего
года остались немалые - почти два миллиарда рублей. Они тяжелым
бременем лежат на республиканском и местных бюджетах.
Значительная сумма кредиторской задолженности, а также
установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения
по объему дефицита бюджетов требуют от органов государственной
власти и местного самоуправления приведения своих обязательств в
соответствие с финансовыми ресурсами.
Необходимо прекратить накапливать кредиторскую задолженность.
Бюджет на 2002 год должен быть сформирован с минимальным
дефицитом.
Сегодня недостаточно четко разграничены полномочия бюджетов
разных уровней. Региональные власти и органы местного
самоуправления не обеспечены в полной мере источниками собственных
доходов для выполнения имеющихся обязательств. Но, наряду с
объективными факторами, имеет место и безответственная бюджетная
политика на местах. Об этом, в частности, свидетельствует практика
предоставления органами местного самоуправления неоправданных
налоговых льгот, использование не по назначению дополнительных
доходов.
Одним из резервов увеличения доходов бюджета является
сокращение задолженности налогоплательщиков.
К началу текущего года недоимки по налоговым платежам
предприятий и организаций в консолидированный бюджет республики
возросли на 200 миллионов рублей и составили 796 миллионов рублей.
В том числе в бюджетах городов и районов - более 600
миллионов.
Значительные средства бюджетов отвлекаются на обслуживание
государственного и муниципальных долгов. Нам необходимо сделать
все возможное, чтобы сегодня и впредь свести долговые
обязательства к минимуму.
Бюджетно - налоговое законодательство Российской Федерации за
последние годы пополнилось значительным количеством нормативно -
правовых актов. В этом смысле республиканское законодательство
также требует совершенствования. Нам необходимо продолжить работу
по отработке системы межбюджетных отношений. Это, на наш взгляд,
должно стимулировать органы местного самоуправления к
рациональному использованию бюджетных средств, повышению налоговых
усилий и инициативе.
В настоящее время в Правительстве проходит согласительные
процедуры проект Бюджетного кодекса Удмуртской Республики. Этот
важный документ позволит законодательно регламентировать бюджетный
процесс, определит права, обязанности и ответственность каждого
его участника. С той же целью в республике начат переход на
казначейскую систему исполнения бюджета. В текущем году этот
процесс должен быть завершен на республиканском уровне и на уровне
муниципальных образований. Такая система, как мы уже убедились,
позволяет эффективно осуществлять предварительный и текущий
контроль над расходованием средств получателями бюджетных средств.
При этом нельзя забывать и о последующем контроле. Материалы
проверок Министерства финансов свидетельствуют об имеющихся
нарушениях бюджетного и налогового законодательства,
злоупотреблениях служебным положением. В прошедшем году обнаружено
нарушений на сумму свыше 8,5 миллиона рублей. Государственный
контрольный комитет Удмуртской Республики в истекшем году выявил
финансовых нарушений более чем на 35 миллионов рублей, из них
почти на 5 миллионов рублей - растрат, недостач, хищений. Нам
необходимо поставить барьер на пути нецелевого и неэффективного
расходования бюджетных средств, совершенствовать формы и методы
финансового контроля, в том числе и внутриведомственного.
Раздел III. Социальная политика
Уважаемые депутаты!
Главная цель социальной политики - повышение жизненного уровня
населения республики. Именно из этого исходят Президент,
Правительство, Государственный Совет, определяя стратегию развития
республики на ближайшую перспективу.
Положительные тенденции в экономике позитивно отразились на
положении в социально - трудовой сфере. Эти результаты мы обязаны
не только закрепить, но и продвигаться дальше. Реальные денежные
доходы населения в 2000 году выросли на 12 процентов.
Среднемесячная заработная плата одного работника в отраслях
экономики составила 1757 рублей. По сравнению с 1999 годом она
увеличилась на 52 процента. Выросла покупательная способность
доходов, заработной платы и пенсии. За 2000 год вклады физических
лиц в банках увеличились в 1,6 раза и составили более 2,5
миллиарда рублей.
Основным критерием оценки правильности социальной политики в
республике является увеличение доли семей с доходами выше
прожиточного минимума. С 50 процентов в 1999 году она выросла до
67 процентов в 2000. Но за чертой прожиточного минимума все еще
остается третья часть населения. Наша с вами задача - изменить это
положение к лучшему. В числе первоочередных мер следует считать
разработку и принятие законов о потребительской корзине и
прожиточном минимуме в Удмуртской Республике, об адресной
социальной помощи населению и государственных минимальных
социальных стандартах.
По прогнозам Пенсионного фонда России, в текущем году пенсии
будут увеличены на 35 - 40 процентов, и средний их размер
достигнет 1360 рублей. Правительство республики должно
своевременно позаботиться о безусловном и своевременном
обеспечении этого увеличения финансовыми ресурсами. Кроме того, мы
должны вести активную подготовку к предстоящей пенсионной реформе,
то есть к переходу на систему накопления средств на старость.
В сфере материального производства необходимо повышать долю
заработной платы в себестоимости продукции, снижая другие затраты
на производство.
За истекший год более чем наполовину сокращена задолженность
по заработной плате по всем отраслям экономики. В бюджетной сфере
она ликвидирована полностью. Вместе с тем на отдельных
предприятиях промышленности, строительства, сельского хозяйства
проблемы несвоевременной выплаты заработной платы пока еще
остались. В текущем году нам нужно выплатить все долги по
заработной плате.
Республике удалось снизить напряженность на рынке труда. За
последние пять лет уровень безработицы снизился в три раза. Только
за 2000 год через службы занятости нашли работу более 87 тысяч
человек, более шести тысяч прошли обучение и переобучение. Однако
безработица пока остается серьезной проблемой, особенно среди
женщин и молодежи.
В то же время в республике имеется более трех тысяч вакантных
мест, для заполнения которых нет нужных специалистов. Это говорит
о необходимости подготовки квалифицированных кадров, особенно
рабочих специальностей.
Ушедший год прошел под знаком усиления внимания к проблемам
пожилых людей и ветеранов. При прямой государственной поддержке
осуществлялись мероприятия, посвященные юбилею Победы. Для
инвалидов Великой Отечественной войны было приобретено сто восемь
автомобилей "Ока" и более пятисот инвалидных колясок.
Мы одними из первых в России открываем гериатрический центр
(отделение для лечения пациентов старших возрастных групп) на базе
медсанчасти номер 3. На текущий год предусмотрены средства для
обеспечения ветеранов дополнительными льготами: по проезду на
городском и пригородном транспорте, услугами связи, санаторно -
курортным лечением.
В республике действует 32 центра социального обслуживания,
услугами которых пользуются без малого 200 тысяч человек. На
развитие и укрепление материально - технической базы отрасли в
истекшем году было направлено в три раза больше средств, чем в
предыдущем. В этом году будет продолжено строительство спального
корпуса детского дома - интерната на 120 мест в поселке
Канифольный Якшур - Бодьинского района, продолжена реконструкция
детского сада в Ижевске, в котором будет размещен Республиканский
центр реабилитации детей, больных церебральным параличом. За счет
средств федерального бюджета будет продолжено строительство
стационара для Ижевского протезно - ортопедического предприятия.
Нам предстоит расширить республиканскую сеть нестационарных
учреждений социального обслуживания для престарелых граждан и
детей - инвалидов.
Охрана здоровья населения - важнейший элемент социального,
культурного и экономического развития нашей республики.
Отрадно, что в 2000 году родилось на 400 детей больше, чем в
предыдущем. Значительно снизилась младенческая смертность. Но,
несмотря на увеличение рождаемости, в республике продолжается
процесс убыли населения за счет увеличения смертности. Наблюдается
рост социально опасных заболеваний, особенно наркомании,
алкоголизма, туберкулеза, СПИДа.
Правительству следует полнее использовать потенциал семейного
воспитания, общественного мнения по формированию у населения
ответственности за свое здоровье. Не случайно прошедший недавно
"круглый стол" назывался "Наркомания в Удмуртии: угроза нации".
Общее мнение всех его участников - с этим злом надо бороться всем
миром, усиливая роль семьи, с детства формируя в людях
ответственность за себя и своих близких.
Нам удалось сохранить доступность и объем медицинской помощи
населению, улучшить материально - техническую базу
здравоохранения, развивать новые медицинские технологии. В 2000
году расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя выросли
с 800 до 1270 рублей. Но до сих пор остается острой проблема с
лекарственным обеспечением льготной категории граждан, закупкой
дорогостоящих препаратов. Правительству необходимо в ближайшие
месяцы отработать систему адресного обеспечения льготной категории
населения и контроля над расходованием бюджетных средств на
закупку препаратов как для них, так и для лечебных учреждений.
Пора вернуться к централизованной закупке препаратов на конкурсной
основе.
Мы должны в ближайшее время обеспечить полное финансирование
Программы государственных гарантий медицинской помощи населению.
Правительству Удмуртской Республики необходимо разработать
механизмы перехода к страховой медицине, улучшая при этом качество
медицинских услуг, развивая семейное здравоохранение и приближая к
населению высококвалифицированную помощь через межрайонные центры.
Сегодня в республике действует более семисот фельдшерско -
акушерских пунктов. Многие из них находятся в плачевном состоянии,
поскольку обеспечиваются только медикаментами. Поэтому требуется
разработка республиканской программы по укреплению их материально
- технической базы. Особая забота государства - семья, материнство
и детство. Не случайно Правительство России объявило нынешний год
годом материнства и детства. Сегодня общество начинает осознавать
высокую роль семьи в становлении личности, формировании духовного
и физического здоровья человека. Считаю наиболее актуальной
задачей принятие Республиканской программы "Материнство и
детство", в которой первоочередными мерами должны стать забота о
здоровье беременных, организация бесплатного питания детей до двух
лет через развитие сети молочных кухонь, развитие собственного
производства детского питания, строительство и оснащение
современным оборудованием родильных домов.
В минувшем году вступил в строй родильный дом в селе Малая
Пурга. В ближайшие года предстоит построить еще пять родильных
домов в Ижевске, Глазове, Игре, Селтах и Яру. Все должно быть
направлено на рождение и воспитание здорового поколения. Именно
для этого нам и нужна, в частности, Республиканская программа
жилищной поддержки молодых семей, о которой я уже упоминал.
В республике 21 тысяча многодетных семей. Две тысячи семей
имеют по пять и более детей, около 19 тысяч - по три - четыре
ребенка. Более половины из них, как особо нуждающиеся, пользуются
социальными льготами.
Считаю, было бы правильным предусмотреть особые меры
материальной помощи семьям, имеющим пять и более детей, включая
обеспечение нуждающихся жильем уже в ближайшие годы.
Особого внимания и поддержки государства требует молодежь.
В рамках реализации Республиканской целевой программы
"Молодежь Удмуртии", помимо бюджетных средств, впервые были
привлечены иностранные инвестиции, внебюджетные источники. Это
позволило повысить эффективность молодежной политики.
Началось выделение льготных жилищных кредитов. В прошлом году
их получили 507 молодых семей на сумму 8,4 миллиона рублей. В
текущем году возможности ипотечного кредитования будут значительно
расширены.
Более ощутимой стала поддержка молодежных, детских, военно -
патриотических объединений, центров и клубов, социальных служб.
В структуре исполнительной власти мы организационно укрепляем
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи и
надеемся на его активную и эффективную работу по решению
молодежных проблем.
Пока остается актуальной проблема выплаты пособий гражданам,
имеющим детей. Нам удалось добиться регулярности текущих платежей.
В 2000 году направлено на выплату пособий на детей в два раза
больше средств, чем в предыдущем году.
В 2001 году на текущие выплаты предусмотрено направить из
федерального бюджета свыше 328 миллионов рублей. 200 миллионов
рублей из республиканского бюджета будет направлено на погашение
задолженности по этим платежам. Оставшийся долг должен быть
полностью выплачен в ближайшие два года.
В целом значительно улучшена организация летнего отдыха детей
и подростков. На эти цели из всех источников в прошлом году было
направлено 145 миллионов рублей, что дало возможность отдохнуть 80
процентам школьников.
Серьезная работа предстоит по воспитанию у населения принципов
здорового образа жизни. Его основа - массовая физкультура и спорт.
В последние годы в этой сфере произошли положительные сдвиги.
Регулярное проведение сельских летних и зимних спортивных игр,
республиканских смотров - конкурсов среди городов и районов по
спортивно - массовой работе способствовало обновлению спортивных
сооружений, укреплению их материально - технической базы. Это, в
свою очередь, стимулировало охват населения спортом. В прошлом
году на территории республики было проведено сто шестьдесят
соревнований, из них 18 - всероссийского значения. Спортсмены
Удмуртии были командированы на 123 международных чемпионата и
первенства России.
Для формирования здорового образа жизни нам необходима
активизация деятельности коллективов физической культуры и
спортивных клубов предприятий и организаций, учебных заведений.
Прекрасным стимулом для этого может стать возрождение доброй
старой традиции - массовых республиканских турниров "Кожаный мяч"
и "Золотая шайба". За текущий год необходимо провести большую
подготовительную работу, включая восстановление футбольных полей и
хоккейных площадок.
А в 2002 году эти турниры уже должны взять старт.
Правительству, органам местного самоуправления, руководителям
предприятий и организаций республики следует активнее
финансировать учреждения физкультуры и спорта, оказывая им
содействие в привлечении бюджетных и внебюджетных источников.
Проблемы здоровья населения нельзя рассматривать в отрыве от
состояния среды обитания, охраны природы. В последние годы мы
больше стали уделять внимания экологическим вопросам, более
грамотно проводим политику природопользования. Принята Целевая
программа "Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой
водой", формируется сеть особо охраняемых природных
территорий, создается система экологического мониторинга.
Все эти меры привели к улучшению экологической обстановки в
населенных пунктах по всей территории республики.
В сфере образования удалось не только сохранить позиции
прошлых лет, но и значительно укрепить их за счет увеличения доли
бюджета, направляемого на развитие образования. В прошлом году
введено в строй 14 образовательных учреждений на 3,5 тысячи мест,
в том числе - двенадцать школ.
В текущем году предусмотрено ввести еще 17 общеобразовательных
учреждений, в том числе 12 школ на 2570 ученических мест с
современными спортзалами и компьютерными классами. Каждая из них
будет оснащена компьютерным классом. Сегодня в школах республики
оборудовано 203 компьютерных класса.
Только в 2000 году школам передан 291 компьютер, которыми
оснащено примерно 30 полноценных компьютерных классов.
В этом году мы вошли в Федеральную целевую программу
"Компьютеризация сельской школы - 2001", на реализацию которой за
счет средств федерального бюджета предусмотрено 13,5 миллиона
рублей. Мы должны добиться того, чтобы все эти деньги пришли в
нашу республику.
Средства, выделенные на реализацию Федеральных программ
"Развитие образования", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды",
позволили значительно ускорить строительство и реконструкцию
детских домов, школ - интернатов, учебно - лабораторного корпуса
Глазовского государственного педагогического института.
Значительным событием в республике стало принятие Концепции
национального образования и плана развития национальной школы на
2001 - 2005 годы.
Из 876 общеобразовательных школ в 400 изучается удмуртский
язык и литература, в 27 - татарский язык и литература, в 9 -
марийский язык и литература.
Открыта школа с изучением чувашского языка.
Самостоятельным направлением стало создание системы
национального образования в городских условиях.
Необходимо продолжить работу по формированию в республике
системы непрерывного профессионального образования и
государственного заказа на подготовку кадров для удовлетворения
потребностей всех отраслей экономики.
Перед высшими и средними профессиональными учебными
заведениями стоит задача сохранения контингента студентов дневной
формы обучения, обеспеченных федеральным финансированием.
XXI век требует особого внимания к проблемам научных
учреждений. О высоком потенциале наших ученых свидетельствует
избрание директора Института прикладной механики Уральского
отделения Российской Академии наук Алексея Матвеевича Липанова
действительным академиком Российской Академии наук.
Государственная премия Российской Федерации присуждена авторскому
коллективу акционерного общества "Удмуртнефть" за создание и
промышленное внедрение новых высокоэффективных технологий
разработки месторождений вязких нефтей в сложных геологических
формациях. Одним из значительных событий стало и создание первой
энциклопедии Удмуртской Республики.
Необходимо полнее использовать потенциал научных кадров,
конструкторов, изобретателей нашей республики. Им нужна и
материальная, и моральная поддержка.
Утвержденный Правительством республики реестр приоритетных
научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ,
безусловно, должен быть профинансирован.
В 2000 году немало было сделано для укрепления материально -
технической базы республиканских и муниципальных учреждений
культуры и искусства. Проведен большой объем работ по
реконструкции Государственного театра оперы и балета. Высокими
темпами идет строительство Ижевского государственного цирка. В
2000 году освоено 50 миллионов рублей, около 40 миллионов из
которых составляют внебюджетные средства, поступающие в виде
благотворительной помощи от предприятий нашей республики. В 2001
году мы должны направить на строительство цирка 100 миллионов
рублей. Из них 51 миллион из федерального бюджета, а остальные
средства - из республиканского бюджета и в виде благотворительной
помощи предприятий республики.
Прошу депутатов Государственного Совета, не откладывая,
рассмотреть одобренную Правительством республики Республиканскую
целевую программу "Сохранение историко - культурного наследия
народа Удмуртской Республики на 2001 - 2003 годы".
При формировании как республиканского, так и местных бюджетов,
не снижая бюджетного финансирования, следует предусматривать
целевые средства на укрепление материально - технической базы
учреждений культуры.
Особого внимания заслуживает библиотечная система республики,
насчитывающая 576 библиотек. В сегодняшней ситуации их роль резко
возрастает. Часто только в библиотеке человек может прочитать
свежую газету или журнал, познакомиться с новыми книгами. Нам
нужно ускорить принятие Закона Удмуртской Республики "О
библиотечном деле", который позволит сформировать государственную
политику в этой сфере и сохранить права граждан на бесплатное
библиотечное обслуживание, свободный доступ к информационным
ресурсам.
Новому руководству Министерства культуры необходимо активно
вести работу по изысканию дополнительных бюджетных средств за счет
участия в Федеральной целевой программе "Культура России", а также
искать внебюджетные источники финансирования.
Время предъявляет особые требования к работе государственных
институтов по укреплению законности и правопорядка. Население
республики должно чувствовать свою защищенность. Состояние дел в
этой области остается сложным. Несмотря на снижение более чем на
восемь процентов умышленных убийств, совершенных в прошлом году,
количество иных посягательств на жизнь и здоровье граждан остается
высоким.
31 убийство в прошлом году так и осталось нераскрытым. Большая
часть их приходится на Ижевск.
Вместе с тем следователями прокуратуры расследован ряд
уголовных дел, имеющих большой общественный резонанс. Так,
пресечена деятельность банды из 16 человек, раскрыто 26 убийств
прошлых лет, к уголовной ответственности привлечены 216 членов
организованных преступных групп.
Настоящим бичом для республики стали преступления, совершенные
в сфере незаконного оборота наркотиков. За последнее десятилетие
их число увеличилось в 20 раз - с 65 в 1991 году до 1307 в 2000-м.
Более половины из них совершаются в Ижевске.
В последние годы устойчивую тенденцию приобретает
распространение наркопреступности почти во всех сельских районах
республики. Чтобы добиться коренного перелома в борьбе с
преступностью, необходимо выработать дополнительные меры по
предупреждению, раскрытию и расследованию умышленных убийств,
противодействию незаконному обороту наркотиков, в том числе через
реализацию соответствующей республиканской целевой программы.
Повышение эффективности деятельности МВД, прокуратуры и суда,
усиление парламентского и судебного контроля, повышение правовой
культуры граждан должны стать основными направлениями в деле
обеспечения защиты прав и безопасности личности.
28 февраля этого года в торжественной обстановке были
подведены итоги первого конкурса "Лучший участковый уполномоченный
милиции Удмуртской Республики 2000 года".
Работе участковых уполномоченных мы будем и впредь уделять
особое внимание, потому что на них лежит большой груз
ответственности. На своем участке они представляют всю систему
органов внутренних дел республики, а на селе они часто -
единственные представители власти.
Порядок в республике - от столицы до самой глухой деревни -
наведем только мы сами.
И кому, как не участковому уполномоченному, лучше знать, чем
живут люди на его участке.
Они ближе всех знакомы с бедами и чаяниями людей и должны
стать опорой государственной власти и местного самоуправления.
Их роль и их место в жизни республики должны соответствовать
их высокому предназначению.
Уважаемые коллеги!
В минувшем году наша республика сделала важный и значительный
шаг в своем политическом и социально - экономическом развитии. В
год 80-летия государственности Удмуртская Республика вступила в
новый период своей истории.
Каким он будет для народа Удмуртии, во многом зависит от хода
преобразований в Российской Федерации. Но многое зависит и от нас
с вами.
От того, сумеем ли мы поддерживать высокие темпы
экономического развития. Сумеем ли обеспечить рост благосостояния
всех слоев нашего общества. Сумеем ли сохранить политическую
стабильность, законность и правопорядок в нашей республике.
Уверен, что все это нам по силам! Думаю, вы согласитесь со мной:
главный итог минувшего года в том, что он укрепил нас в
уверенности - Удмуртия может и должна стать одним из ведущих
регионов России. Важно, чтобы эта уверенность появилась у каждого
жителя нашей республики. И здесь мы будем опираться на Послание
Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Рецепт успеха очевиден: эффективная работа государственной власти
и местного самоуправления, эффективная работа руководителей
предприятий и организаций всех форм собственности вернут
государству доверие народа и обеспечат повышение благосостояния
жителей нашей республики. Благодарю вас за внимание.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
10 апреля 2001 года
16-я сессия
Государственного Совета
Удмуртской Республики
|