МАЛОПУРГИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2001 г. N 24.17-302
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОПУРГИНСКОМ РАЙОНЕ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Рассмотрев и обсудив проект Программы поддержки малого
предпринимательства в Малопургинском районе на 2001 - 2003 годы,
Малопургинский районный Совет депутатов решает:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства в
Малопургинском районе на 2001 - 2003 годы.
2. Контроль за выполнением Программы возложить на постоянную
комиссию по бюджету и экономическому развитию района.
Председатель районного
Совета депутатов
А.И.ПЛОТНИКОВ
Утверждена
решением
Малопургинского
районного Совета депутатов
от 29 мая 2001 г. N 24.17-302
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В МАЛОПУРГИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Раздел 1. Социальная значимость Программы
К 2001 году малое предпринимательство в Малопургинском районе
сложилось как самостоятельная и устойчивая сфера хозяйственной
деятельности. Вместе с тем, как необходимый структурный и
функциональный элемент социально ориентированной рыночной
экономики, малое предпринимательство обладает еще до конца
не раскрытым уникальным потенциалом и преимуществами, которые
необходимо реализовать путем обеспечения внутренней устойчивости и
саморазвития этой сферы, для достижения целей государственной
социально - экономической политики.
Социально - политический потенциал малого предпринимательства
проявляется в формировании "среднего класса" в условиях расслоения
общества, в смягчении ситуации на рынке труда, формировании
деловых и профессиональных способностей человека, реализации его
гражданских прав, росте реальных доходов населения.
Развитие малого предпринимательства представляет собой важный
фактор социально - экономической сферы, значение которого трудно
переоценить. Оно не только способствует смягчению социальных
проблем, насыщению рынка товарами, но и обеспечивает экономическую
самостоятельность значительной части населения.
К настоящему времени малый бизнес занял прочное место в
экономике района:
число малых предприятий в районе - 73, индивидуальных
предпринимателей - более 600, крестьянских фермерских хозяйств -
168;
среднесписочная численность работников, занятых на малых
предприятиях, составляет 1709 человек;
объем производства продукции за 2000 год - 82,4 млн. руб.
За последние 3 года малое предпринимательство в Малопургинском
районе развивается стабильно. Большинство предприятий, несмотря на
финансовую и экономическую нестабильность в стране, благополучно
развиваются, проявляя гибкость и устойчивость.
На сегодня малый бизнес стал играть достаточно весомую роль в
экономике района и, прежде всего, необходимо отметить его
социально - экономическое значение. В этой сфере с ростом числа
предприятий постоянно увеличивается число занятых, тем самым
обеспечивается сдерживание роста безработицы. Вместе с тем, рост
малого предпринимательства недостаточен, чтобы снять всю остроту
безработицы в районе.
В связи с этим, поддержка малого предпринимательства - это
одно из направлений решения проблем занятости населения, насыщения
потребительского рынка товарами и услугами.
Несмотря на положительную динамику развития малого
предпринимательства и высокую адаптацию малого бизнеса к
неблагоприятным экономическим условиям (августовский кризис 1998
г.), уровень развития малого предпринимательства сегодня
недостаточен для активного создания новых рабочих мест.
Существует ряд препятствий, сдерживающих развитие этой сферы
экономики: неполнота законодательной базы, усложненность системы
налогообложения, серьезные барьеры со стороны органов
государственной власти в системе лицензирования, сертификации,
регистрации предприятий, ограниченный доступ к кредитным услугам,
производственным помещениям, земельным участкам и т.д.
Среди наиболее острых проблем, сдерживающих развитие малого
бизнеса, отмечается отсутствие у малых предприятий достаточных
финансовых ресурсов, что лишает возможности расширения этой
отрасли в иные виды деятельности, особенно в производственные.
Малые предприятия в этих условиях, особенно в период освоения
нового производства, несут существенно более высокие затраты, а,
следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный
доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым
технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые
условия.
Другая проблема, создающая неоправданные сложности для малого
предпринимательства - бессистемный контроль различных ревизионных
органов. Различные контрольные органы требуют предоставления одних
и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен
информацией между собой. Это усложняет работу предпринимателей,
ведет к непроизводительным затратам труда, снижению активности
малых предприятий. Предприниматели в большинстве случаев не имеют
исчерпывающей информации о правах и полномочиях контролирующих
органов, не могут отстоять свои интересы.
Особенно остро для малых предприятий стоит проблема
квалификационного уровня персонала предприятий.
Большинство из тех, кто начинает свое дело, не имеют не только
необходимого специального образования (управленческого,
юридического, экономического), но даже элементарного представления
об основах ведения бизнеса.
Раздел 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Государственная поддержка сферы малого предпринимательства
должна быть нацелена как на создание ее нормативно - правовых,
организационно - технических, инфраструктурных и финансово -
экономических основ и механизмов, так и на их совершенствование,
приспособление к изменившимся макроэкономическим условиям и
повышение эффективности действующих элементов.
При разработке и практическом осуществлении мер поддержки
должны быть приняты во внимание особенности сферы малого
предпринимательства, заимствован положительный опыт поддержки
других субъектов РФ.
Несмотря на неплохие результаты деятельности малого
предпринимательства, положение в этой сфере экономики продолжает
оставаться сложным и неустойчивым.
Значительная часть малых предприятий не приступает к
хозяйственной деятельности после своей регистрации либо
сворачивает ее через короткий промежуток времени. Основными
причинами этого являются высокая степень зависимости развития
малого предпринимательства от воздействия внешней среды и
внутренние проблемы самой сферы малого предпринимательства.
Среди негативных факторов внешней среды необходимо отметить:
- постоянный рост цен на сырье и снижение покупательской
способности населения;
- ограниченность республиканского рынка, наличие
административных барьеров при вывозе продукции в другие субъекты
РФ, рост транспортных тарифов;
- чрезмерная жесткость налоговой политики, вызывающая сокрытие
реальных финансовых результатов, вынужденный "уход" малых
предприятий в "теневую экономику";
- наличие неоправданно большого количества административно -
бюрократических регуляторов и запретов, ограничивающих развитие
сферы малого предпринимательства;
- недоверие предпринимателей к законодательным и
исполнительным инициативам органов государственной власти.
К числу внутренних проблем могут быть отнесены:
- противоречивость сформированной нормативно - правовой базы;
- недостаток финансовых ресурсов;
- слабая координация деятельности объектов инфраструктуры и
дублирование ими функций друг друга;
- неотрегулированность трудовых отношений между владельцами
предприятий и наемными работниками, затрудняющая разрешение
социальных конфликтов на правовой основе;
- низкая представительность, недостаточная востребованность
малого предпринимательства в политическом процессе, органах
законодательной власти и местного самоуправления;
- низкая квалификация предпринимателей и персонала в области
предпринимательской деятельности.
Полностью устранить или существенно ограничить выявленные
проблемы и противоречия, учитывая их отношение к различным сферам
законотворческой и практической деятельности (хозяйственное и
налоговое право, трудовое законодательство, финансы и т.д.),
возможно только в случае их комплексного и взаимоувязанного
решения в рамках республиканской, районных и городских программ.
Это обстоятельство является важнейшим условием для разработки
эффективной программы поддержки малого предпринимательства в
районе.
Раздел 3. Приоритетные виды деятельности субъектов
малого предпринимательства
В целях эффективного использования материальных и финансовых
ресурсов, для оказания целевой государственной поддержки в 2001 -
2003 году устанавливаются следующие приоритетные виды деятельности
субъектов малого предпринимательства:
- оказание бытовых услуг;
- оказание жилищно - коммунальных услуг;
- производство промышленной продукции, в том числе товаров
народного потребления;
- производство, переработка и реализация сельхозпродукции.
Раздел 4. Основные цели и задачи
Основной целью Программы является реализация государственной
политики, направленной на повышение уровня жизни населения района,
через дальнейшее развитие малого предпринимательства,
способствующего созданию новых рабочих мест, выравниванию уровня
экономического развития района, росту доходов и насыщению
потребительского рынка товарами и услугами.
Для реализации этой главной цели Программы необходимо решить
следующие задачи:
1) создание благоприятных условий для устойчивого
количественного и качественного роста малого предпринимательства
за счет постоянного совершенствования законодательной базы и
повышения эффективности работы созданных элементов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства в районе;
2) обеспечение в соответствии с действующим законодательством
социальной защищенности наемных работников малых предприятий.
Раздел 5. Система программных мероприятий
Совокупность программных мероприятий, сгруппированная по
направлениям, обеспечивает комплексное решение задач Программы и
охватывает функциональный, территориальный и отраслевой аспекты
государственной поддержки малого предпринимательства.
Структура Программы позволяет гибко реагировать на возможные
изменения ресурсного обеспечения, базовых законов, приоритетных
направлений поддержки малого предпринимательства.
Направление 1 содержит мероприятия нормативного правового
обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства с
учетом совершенствования российского и республиканского
законодательства.
Направление 2 включает мероприятия, направленные на поддержку
малого предпринимательства в районе и развитие малого
предпринимательства в среде социально незащищенных слоев населения
и безработного трудоспособного населения.
Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами через районное
финансовое управление. Для реализации мероприятий Программы
привлекаются средства муниципального бюджета, средства Центра
государственной службы занятости по Малопургинскому району и
другие средства.
Объем, источники и направления финансирования Программы
ежегодно утверждаются Администрацией района в "Плане мероприятий
по поддержке малого предпринимательства в Малопургинском районе" и
решением районного Совета депутатов о бюджете Малопургинского
района на текущий финансовый год.
Объем обязательных, ежегодно выделяемых на поддержку
предпринимательства средств указывается в расходной части бюджета
района отдельной строкой.
Раздел 7. Организация управления и контроль за
реализацией Программы
Программа разработана экономическим отделом Администрации
района, которым осуществляется и анализ результатов реализации
Программы.
Общий контроль за исполнением реализации Программы
осуществляет финансовое управление района совместно с
экономическим отделом.
Раздел 8. Механизм реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 3 года с 2001 по 2003 годы.
Реализация основных направлений Программы осуществляется через
ежегодно утверждаемые Администрацией района планы мероприятий по
государственной поддержке малого предпринимательства. В годовые
планы в установленном порядке могут вноситься изменения с учетом
выделяемых на реализацию Программы средств.
Раздел 9. Оценка эффективности от реализации
Скоординированные решения и практические действия по
реализации Программы при условии ее достаточного и своевременного
финансирования к окончанию 2003 года должны обеспечить увеличение
количества малых предприятий до 100 единиц, занятость в малом
предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей - до
2,5 тыс. человек, объем производства товаров, работ, услуг,
произведенных малыми предприятиями, - до 10 процентов от ВВП УР.
Кроме того, реализация Программы позволит повысить
эффективность нормативного правового регулирования деятельности
малого предпринимательства с учетом совершенствования российского
и республиканского законодательства, усилить роль муниципального
образования в области поддержки и развития малого
предпринимательства, развития малого предпринимательства в среде
социально незащищенных слоев населения и безработного
трудоспособного населения, социальной защиты наемных работников
малых предприятий в сфере охраны труда, а также сформировать и
закрепить устойчивое благоприятное общественное мнение о малом
предпринимательстве и развитии гражданской инициативы работников
этой сферы.
Приложение N 1
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В 2001 - 2003 ГОДУ
----T--------------------T------T-------------T------------------¬
¦ N ¦ Мероприятия ¦Срок ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые ¦
¦п/п¦ ¦испол-¦ ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦ 1. Формирование нормативно - правовой базы поддержки и ¦
¦ развития малого предпринимательства ¦
+---T--------------------T------T-------------T------------------+
¦1.1¦Подготовка проектов ¦ 2001-¦Экономический¦Стимулирование ¦
¦ ¦решений сессий ¦ 2003 ¦ отдел ¦развития ¦
¦ ¦районного Совета ¦ ¦ ¦инфраструктуры ¦
¦ ¦депутатов и ¦ ¦ ¦поддержки малого ¦
¦ ¦постановлений Главы ¦ ¦ ¦предприниматель- ¦
¦ ¦Администрации района¦ ¦ ¦ства ¦
¦ ¦о системе льгот для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержки малого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦ 2. Производственная поддержка и информационное ¦
¦ обеспечение малых предприятий ¦
+---T--------------------T------T-------------T------------------+
¦2.1¦Подготовка проектов ¦ 2001-¦Экономический¦Производство ¦
¦ ¦постановлений "О ¦ 2003 ¦ отдел ¦дополнительной ¦
¦ ¦порядке размещения ¦ ¦ ¦продукции, услуг ¦
¦ ¦районного заказа на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малых предприятиях" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦2.2¦Проведение целевых ¦ 2001-¦Администрация¦Рациональное ¦
¦ ¦конкурсов на продажу¦ 2003 ¦ ¦использование ¦
¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦объектов ¦
¦ ¦недвижимости для ¦ ¦ ¦недвижимости ¦
¦ ¦субъектов малого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦2.3¦Создание реестров ¦ 2001 ¦Экономический¦Создание ¦
¦ ¦неиспользуемых ¦ ¦ отдел ¦дополнительных ¦
¦ ¦нежилых помещений ¦ ¦ ¦рабочих мест. ¦
¦ ¦для использования ¦ ¦ ¦Рациональное ¦
¦ ¦в сфере малого ¦ ¦ ¦использование ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦производственных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦площадей ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦2.4¦Организация ¦ 2001-¦Газета ¦Обмен опытом ¦
¦ ¦тематических рубрик,¦ 2003 ¦"Маяк", ¦и более активное ¦
¦ ¦освещающих вопросы ¦ ¦экономический¦вовлечение ¦
¦ ¦малого ¦ ¦ отдел ¦населения в ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦предприниматель- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦скую деятельность ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦2.5¦Организация ¦ 2001-¦Местное ¦ ¦
¦ ¦радиопрограмм, ¦ 2003 ¦радио, ¦ ¦
¦ ¦направленных на ¦ ¦экономический¦ ¦
¦ ¦формирование ¦ ¦отдел ¦ ¦
¦ ¦положительного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имиджа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦ 3. Социальная защищенность и безопасность ¦
¦ в малом предпринимательстве ¦
+---T--------------------T------T-------------T------------------+
¦3.1¦Организация ¦ 2001-¦Экономический¦Информационное ¦
¦ ¦проведения встреч ¦ 2003 ¦отдел, ИМНС ¦обеспечение малых ¦
¦ ¦руководителей малых ¦ ¦ ¦предприятий ¦
¦ ¦предприятий с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работниками ИМНС по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогообложения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦ 4. Мероприятия поддержки малого предпринимательства ¦
+---T--------------------T------T-------------T------------------+
¦4.1¦Ведение реестра ¦ 2001-¦Экономический¦ ¦
¦ ¦субъектов малого ¦ 2003 ¦ отдел ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в районе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.2¦Организация ¦ 2001-¦Экономический¦ ¦
¦ ¦консультационных ¦ 2003 ¦ отдел ¦ ¦
¦ ¦услуг и методической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи субъектам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.3¦Проведение конкурсов¦ 2001-¦ Комиссия ¦Целевое и ¦
¦ ¦бизнес - планов ¦ 2003 ¦ ¦рациональное ¦
¦ ¦субъектов малого ¦ ¦ ¦бюджетное ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦финансирование ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.4¦Ежегодное выделение ¦ 2001-¦Администрация¦Развитие ¦
¦ ¦средств для ¦ 2003 ¦финансовое ¦субъектов малого ¦
¦ ¦поддержки и развития¦ ¦управление ¦предприниматель- ¦
¦ ¦малого ¦ ¦ ¦ства ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.5¦Оказание помощи в ¦ 2001-¦ Центр ¦Повышение ¦
¦ ¦подготовке и ¦ 2003 ¦ занятости ¦квалификации ¦
¦ ¦переподготовке ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.6¦Подготовка и ¦ 2001-¦Администрация¦Повышение ¦
¦ ¦переподготовка ¦ 2003 ¦ ¦квалификации ¦
¦ ¦специалистов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занимающихся ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержкой малого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+-------------+------------------+
¦4.7¦Оказание помощи в ¦ 2001-¦Экономический¦ ¦
¦ ¦составлении бизнес -¦ 2003 ¦ отдел ¦ ¦
¦ ¦проектов субъектам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------+------+-------------+-------------------
|