ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 322
О ПРОДЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ИЖЕВСКА НА 2001 - 2005 ГГ."
В целях совершенствования деятельности Администрации города
Ижевска по решению социально - экономических задач городского
детского сообщества, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка,
Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г., с учетом
предложений управлений и комитетов, участвующих в формировании и
реализации Программы "Дети Ижевска" за 1997 - 1998 годы, Городская
дума города Ижевска решает:
1. Отчет о реализации Городской межведомственной программы
"Дети Ижевска" на 1997 - 2000 гг. принять к сведению (приложение
1).
2. Продлить действие Городской программы "Дети Ижевска" до
2005 года (приложение 2).
3. Утвердить смету расходов на 2001 год по реализации
Программы "Дети Ижевска".
Заместитель Председателя
Городской думы г. Ижевска
Л.И.ЗАБРОДИНА
Приложение N 1
к решению
Городской думы г. Ижевска УР
от 27 июня 2001 г. N 322
ОТЧЕТ
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ИЖЕВСКА" 1997 - 2000 ГГ., УТВЕРЖДЕННОЙ
РЕШЕНИЕМ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 26.09.97 Г. N 291
Межведомственная Программа "Дети Ижевска" 1997 - 2000 гг.
направлена на стабилизацию отношений в детской среде, поддержку
семьи, материнства и детства.
Программа носит консолидирующий характер, а планы мероприятий
ведомств отражают тактику ее реализации.
В настоящее время, когда продолжается расслоение общества по
материальным и социальным признакам, необходимость
стабилизационных программ очевидна.
Программа "Дети Ижевска" ориентирована на поддержание
социальной группы неимущих, малоимущих, "группы риска" и создание
специальных условий тем, чей потенциал задан природой на
генетическом уровне ("одаренные"), а также создание условий,
позволяющих реализовать потребность детей, не относящихся к
выделенным группам.
Главный смысл Программы заключается в развитии и усилении
материальной базы жизнеобеспечения и жизнедеятельности детства за
счет реального вложения средств и представления
высококвалифицированных услуг всем группам детского населения,
семьям и предоставления льгот социально незащищенным группам
детей.
Программа реализуется в конкретных подпрограммах, отражающих
основные проблемы детей г. Ижевска.
Подпрограмма "Дети - инвалиды" направлена на принятие
комплекса мер по совершенствованию реабилитации детей - инвалидов,
приобщению к занятиям спортом, развитию творческих способностей,
их образованию.
Стратегической целью является введение детей с ограниченными
возможностями в детско - взрослое сообщество и пространство
совместной деятельности.
Число детей инвалидов в динамике по годам составило:
-----------T----------T----------T----------¬
¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+----------+----------+----------+----------+
¦ 1669 ¦ 1965 ¦ 2061 ¦ 2617 ¦
L----------+----------+----------+-----------
В течение периода действия Программы были разработаны,
адаптированы и реализуются адаптационно - реабилитационные
локальные Программы:
- "Надо жить" (Центр экстренной психологической помощи семье и
детям);
- "Лучики", "Радуга", "Лукоморье", "Остров везения",
"Путешествие в страну Спортландию", "Шанс" и ряд других (Центры
помощи семье и детям, социального обслуживания, общественные
объединения родителей детей - инвалидов), ориентированные
непосредственно на ребенка и его родителей.
Адресная социальная помощь детям - инвалидам на основании
действующего законодательства оказана:
- дотации на питание больным онкогемопатологией, сахарным
диабетом и фенилкетонурией
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦число детей ¦ 230 чел. ¦ 35 чел. ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦на сумму ¦ 189,2 ¦ 178,5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ т. руб. ¦ ¦ ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
- частичная оплата проезда на санаторно - курортное лечение и
на консультации к специалистам за пределы Удмуртии
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦число детей ¦ 34 чел. ¦ 21 чел. ¦ 27 чел. ¦ 63 чел. ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦на сумму ¦ 1,81 ¦ 2,9 ¦ 27 ¦ 63 ¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ т. руб. ¦ л/талон. ¦ л/талон ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
Проведено благотворительных акций в Международный День
инвалида, Новый год, Рождество и др.:
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦число детей ¦ 415 ¦ 434 ¦ 393 ¦ 300 ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦на сумму ¦ 10,85 ¦ 9,95 ¦ 14,7 ¦ 90,0 ¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ т. руб. ¦ т. руб. ¦ т. руб. ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
Оздоровление детей - инвалидов в летний и зимний период:
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Санаторно - ¦ 79 детей ¦ 103 ¦ 159 ¦ 183 ¦
¦курортное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦Оздоровление¦ 220 детей ¦ 230 ¦ 177 ¦ 200 ¦
¦на базе ЦСО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦На сумму ¦ 182,7 ¦ 77 ¦ 65,56 ¦ 142,4 ¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ т. руб. ¦ т. руб. ¦ т. руб. ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
В 2000 году Управлением здравоохранения были дополнительно
организованы специализированные заезды в санаторий "Ласточка" для
детей с диагнозом гемобластоз - 25 детей и муковисцидоз - 20 чел.
На базе детской городской клинической больницы N 7 получили
лечение и оздоравливались 83 ребенка с заболеваниями соматического
профиля (1754 койко - дня, 198,6 т. руб.)
Все дети с ограниченными физическими и психическими
возможностями находятся под диспансерным наблюдением и на учете в
детских поликлиниках города, получают противорецидивное лечение,
обеспечиваются льготными медикаментами согласно Перечню
лекарственных средств, утвержденному постановлением Правительства
УР от 03.08.98 г. N 694.
Со второй половины 2000 года дети, страдающие бронхиальной
астмой, обеспечиваются противоастматическими препаратами. В
детских лечебно - профилактических учреждениях работают
просветительские обучающие Программы "Астма - школа" и "Школа
"Диабет".
Наблюдение и реабилитация детей - инвалидов с неврологической
патологией осуществляется в реабилитационной поликлинике Детского
медицинского объединения N 1 "Нейрон". Здесь с 1997 года
проводится коррекция двигательных нарушений с помощью аппарата
Реми-Окор-2, действующего по принципу обратной биологической
связи. С 1999 года введен гидро - массаж стоп с помощью
гидромассажной ванны "Релакс". Продолжается обучение родителей
лечебно - реабилитационным навыкам (ЛФК, элементы массажа и
самомассажа, методика закаливания).
Наиболее успешно и стабильно интеграционные процессы детей -
инвалидов в детское сообщество реализуются на базе детских
дошкольных учреждений. 359 детей с ограниченными возможностями
посещают детские сады города.
Образование детей - инвалидов с ограниченными возможностями
осуществляется на базе специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. В 8-ми таких учреждениях обучается 1777 детей. В
1998/99 гг. Управлением образования и Управлением воспитания и
образования дошкольников внедрена Программа образования детей с
ДЦП (среднее звено) на базе детского дошкольного учреждения N 282.
До этого времени действовала Программа начального образования.
В целях развития творческих способностей детей - инвалидов
ежегодно организуются конкурсные выставки поделок и рисунков на
базе Центров "Семья", Домов детского творчества, в которых
принимают участие до 150 детей. Проводятся фестивали
художественной самодеятельности "Преодоление", шахматно - шашечные
турниры. Впервые в 2000 году 11 детей, больных ДЦП, приняли
участие в городском фестивале "Я рисую, пишу, играю и мастерю
сказку".
Приоритетным направлением за истекший период явилось
оздоровление детей - инвалидов с первым опытом интеграции детей с
ограниченными возможностями в детское сообщество. Следует
отметить, что необходимо под реабилитационные процессы
детей - инвалидов более полно использовать имеющиеся в городе
базы. В частности, возможно использование городского ипподрома.
На основании анализа выполнения подпрограммы "Дети - инвалиды"
можно сделать вывод, что в основном мероприятия по реализации
подпрограммы выполнены. Требует продления решение вопроса по
созданию классов для детей с ограниченными психическими
возможностями (с глубокой умственной отсталостью, п. 1
подпрограммы) на базе школ NN 75, 79 и школы - интернат N 4 до
2002 года для чего необходимо:
- Организовать переподготовку кадров и усовершенствовать
имеющуюся материально - техническую базу.
Подпрограмма "Дети - сироты", направленная на создание условий
для обеспечения жизнедеятельности, воспитания, образования и
адаптации детей - сирот к современным жизненным условиям, на
предупреждение причин появления социального сиротства,
реализовывалась в городе на основании ряда программ: по воспитанию
осознанного родительства, рождения желанных детей, этики семейно -
брачных отношений. Разработаны и реализуются программы для
родителей по разъяснению правовых норм по охране прав детства.
Совершенствуется сеть специализированных служб и учреждений,
ориентированных на специфические проблемы детей. Управлением
образования, Комитетом по делам семьи проводятся обучающие
семинары для профессиональных кадров, работающих с детьми -
сиротами (социальные педагоги, социальные работники, педагоги,
воспитатели). В этих целях, в том числе используются курсы
повышения квалификации Института усовершенствования учителей. В
городе Ижевске действуют 4 муниципальных учреждения - Центры
"Семья", психолого - медико - педагогический Центр "Юнона", Центр
экстренной психологической помощи семье и детям, Женский кризисный
центр "Теплый дом", Центр психолого - педагогический и медико -
социальной помощи безнадзорным детям, две школы - интерната, 14
клиник и кабинетов планирования семьи, в муниципальных учреждениях
помощи семье и детям обслуживается до 75 тыс. взрослого и до 36
тыс. детского населения города. Реализуются локальные
коррекционные Программы "Дети без родителей", "Профилактика
сиротства", "Социальная адаптация детей - сирот" (обретение
самостоятельности).
В детских стационарных отделениях городских ЛПУ оказывается
медицинская помощь "отказным", заброшенным, оставшимся без
попечения родителей детям. В Доме ребенка ДТМО N 1 "Нейрон"
продолжают внедряться новые диагностические методы. Педиатры в
реабилитации детей (от 0 до 4 лет) начали использовать
гомеопатические средства, иммунокорректоры, комплексы витаминов с
минералами. В 1999 году совместно с кафедрой детских болезней
Ижевской государственной медицинской академии проводилось
обследование детей с атопическими дерматитами.
Ежегодно организуются оздоровление и отдых для детей - сирот
из интернатов и детей, находящихся под опекой. В 1998 году дети
отдыхали в Крыму, в 1999 году и 2000 г. - в оздоровительных
лагерях республики. С 1997 года дети Дома ребенка ежегодно
оздоравливаются в санатории "Варзи - Ятчи". Дети городского -
приюта в санатории "Рябинушка" г. Сарапула (до 7 - 8 лет) и в
трудовом лагере (по договору с совхозами Завьяловского района). В
2000 году дети приюта старше 14 лет принимали участие в очистке
рек "Подборенка" и "Карлутка" вместе с детскими организациями
"Родники" и "Зеленка".
На 01.01.2001 г. число детей, находящихся под опекой и
попечительством, составляет 1188, в т.ч. 464 - детей - сирот, в
1997 году - 738, в т.ч. детей - сирот - 311. Ежегодно в среднем до
120 детей - сирот обретают новую семью (усыновление), в т.ч. до
30 процентов детей усыновляются иностранными гражданами (дети -
инвалиды). Развитие института приемной семьи смогло бы значительно
снизить социальную напряженность в данной группе детей. В 1999
году детям - сиротам выделено 6 жилых помещений. Создать фонд
муниципального жилья не представилось возможным из-за отсутствия
финансирования.
Можно сделать вывод о том, что благодаря действию подпрограммы
"Дети - сироты" обозначилась общественная значимость проблемы
социального сиротства и выполнение ряда задач позволяет снизить
социальную напряженность с детской беспризорностью. В то же время
в число приоритетных задач выдвигаются следующие:
1. Развитие института приемной семьи, с централизованным
банком данных на детей - сирот и кандидатов в приемные родители, с
системой подготовки (обучения) кандидатов в приемные родители.
2. Укрепление материально - технической базы существующих
учреждений для детей - сирот (школы - интернаты, приют), повышение
профессионального уровня кадров, осуществление общественного
контроля за деятельностью этих учреждений.
3. Кадровое обеспечение отделов опеки и попечительства
районных администраций города в соответствии с федеральными
нормативами.
4. Обеспечение контроля со стороны органов опеки и
попечительства за осуществлением функции воспитания, содержания,
образования детей - сирот опекунскими и приемными семьями.
5. В целях снятия напряжения в обеспечении детей - сирот,
достигших совершеннолетия, жильем необходима проработка вопроса об
открытии общежития для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
6. Открытие приемного отделения в городском приюте для
беспризорных детей (круглосуточный прием).
Подпрограмма "Здоровье женщины и планирование семьи"
направлена на решение проблем охраны осознанного материнства и
социально стабильного детства; совершенствование медицинской
помощи и создание новой медико - профилактической помощи,
направленных на решение проблем материнства и детства,
совершенствование системы консультирования и подготовки детей,
подростков и молодежи к семейной жизни; совершенствование системы
консультирования и адресной помощи семьям по социально - правовым,
психолого - педагогическим, медико - социальным, экономическим
вопросам; совершенствование просветительской деятельности в
вопросах эгалитаризации семейных отношений, репродуктивного
поведения.
В городе разработано и действует единое Положение о работе
клиник и кабинетов планирования семьи.
В целях систематизации работы по преемственности между акушер
- гинекологами, терапевтами, педиатрами и узкими специалистами в
вопросах охраны материнства и детства проведены комплексные
перекрестные проверки. Вопрос выносится на коллегию.
В родильные дома были приобретены кардио - мониторы.
Реализуется репродуктивное право женщины на альтернативные методы
родовспоможения. Внедрены методы "Вертикальные роды", "Партнерские
роды".
В течение периода действия подпрограммы "Здоровье женщины и
планирование семьи" реализуются Программы "Подготовленные роды",
"Я скоро мама", "Грудное вскармливание", "Молодая семья",
коррекционные - "Каждому подростку - достойное взросление",
"Уважая себя - с уважением относиться к окружающим" (построение
взаимоотношений), "Умное поколение", "Психологический климат в
семье. Искусство общения", "Воспитание подростков в неполной
семье", 6 программ по профилактике наркомании, алкоголизма и
табакокурения, "Мир и лад - каждой семье" (по предотвращению
домашнего насилия - физического, морального, экономического,
сексуального), "От телефона доверия - к теплому дому", "Жертвам
сексуального насилия" и другие. В 2000 году 7 программ учреждений
помощи семье и детям получили Дипломы лауреатов Министерства труда
и социального развития Российской Федерации.
Для специалистов проведены обучающие городские семинары:
- "По вопросам половой неприкосновенности и половой свободы
личности", в работе которого приняли участие психологи, юристы,
специалисты по планированию семьи, акушер - гинекологи, суд. мед.
эксперты, представители Верховного Суда УР, прокуратуры города,
отделов внутренних дел районов города, на семинаре решались
вопросы взаимодействия структуры и специалистов. 1998 г.
- "Проблемы безопасности в семье. Особенности работы с
жертвами домашнего насилия". 2000 г.
- "Семейный кодекс Российской Федерации. Комментарии". 2000 г.
- "Социальное сиротство. Приемная семья. Вопросы опеки и
попечительства. Законодательно - нормативные акты". 2001 г.
- Ежемесячно для персонала родильных домов, женских
консультаций, клиник планирования семьи города проводятся
постоянно действующие семинары по вопросам "Подготовленных родов",
"Грудному вскармливанию" и т.д. На базе учреждений г. Ижевска был
проведен Российский семинар по репродуктивному здоровью и
онкологическому скринингу.
- Опыт работы города по вопросам планирования семьи,
репродуктивного здоровья в 2000 году был представлен на
Республиканском семинаре.
- Проведены конференции:
- Городская практическая конференция: "Состояние, проблемы,
опыт и перспективы оказания медико - социальной помощи детям".
1997 г.
- Городская научно - практическая конференция "Семейная
политика: реальность, проблемы, перспективы". 2000 г.
- Приняли участие в работе конференций:
- "Психологическое сопровождение ребенка". 1999 г.
- "Воспитание и современность: опыт, проблемы, решения".
1999 г.
В результате предпринимаемых мер сохранилась положительная
динамика процессов, отражающих такие важные показатели, как
младенческая и перинатальная смертность, количество беременностей
и родов среди несовершеннолетних. Стабилизировалась рождаемость и
отмечается ее небольшой рост (данные указаны в таблице).
-------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1994 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦2000 г.¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Младенческая смертность ¦ 19,2 ¦ 18 ¦ 15,77¦ 18,1 ¦ 12,49¦
¦(на 1000 родившихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Перинатальная смертность¦ 21,6 ¦ 20,1 ¦ 16,96¦ 17,9 ¦ 12,49¦
¦(на 1000 родившихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Общее количество абортов¦ 15135 ¦ 12369 ¦ 12656 ¦ 12422 ¦ 12964¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество абортов на ¦ 81,9 ¦ 65,8 ¦ 64,8 ¦ 63,7 ¦ 66,6 ¦
¦1000 женщин фертильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Подростковая ¦ 851 ¦ 574 ¦ 554 ¦ 426 ¦ 461 ¦
¦беременность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество н/летних ¦ 168 ¦ 136 ¦ 136 ¦ 96 ¦ 92 ¦
¦рожениц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Общее количество детей ¦189023 ¦161206 ¦150154 ¦150832 ¦ ¦
¦до 17 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Рождаемость ¦6339 ¦5919 ¦6064 ¦6075 ¦ 6230 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Заболеваемость детей до ¦4273,6 ¦4692,8 ¦4506,3 ¦5164,4 ¦ 5184,7¦
¦1 года (на 1000 детей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Заболеваемость детей до ¦1918,5 ¦2393,2 ¦2372,8 ¦2222,6 ¦ 2375,7¦
¦14 лет (на 1000 детей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Заболеваемость ¦К-во ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦беременных женщин ¦случа- ¦4574 ¦4505 ¦4607 ¦ 5045 ¦
¦(в %) ¦ев ¦ 75,6%¦ 71,1%¦ 73,0%¦ 76,9%¦
¦ ¦ 58,1%¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Осложненные роды ¦ ¦2946 ¦2934 ¦2707 ¦ 2667 ¦
¦(в %) ¦ 65,9%¦ 76,6%¦ 69,6%¦ 73,0%¦ 67,7%¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Семей, отнесенных к ¦ 558 ¦ 916 ¦1577 ¦1560 ¦1703 ¦
¦группе социального риска¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Число подростков, ¦1697 ¦1931 ¦1868 ¦1693 ¦1454 ¦
¦состоящих на учете в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделениях по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предупреждению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правонарушений н/летних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Число преступлений, ¦ 741 ¦ 703 ¦ 649 ¦ 895 ¦ 819 ¦
¦совершенных подростками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в возрасте от 14 до 17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Число умерших детей от ¦ 34 ¦ 26 ¦ 29 ¦ 33 ¦ 6 ¦
¦убийств и самоубийств (0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- 19 лет) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------
Одной из важных задач подпрограммы являлось содействие
экономической стабильности семьи, развитие семейного и женского
предпринимательства, малого бизнеса, профориентация детского
населения, трудоустройство подростков в свободное от учебы время.
В 1997 году созданы два подразделения инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства - это Социально - деловой
центр подготовки предпринимателей и незанятого населения города и
депутатом Гуриной О.Ю. - Социально - реабилитационный
консультативный женский центр. В 2000 году "Социально -
реабилитационному консультативному женскому центру" было выделено
50 тыс. рублей из городского бюджета. За три года здесь
подготовлено 235 человек по специальности "Менеджер делового
администрирования" и 58 - по "Основам компьютерной грамотности".
Все выпускницы трудоустроены. 50 процентов из них открыли свои
фирмы и успешно работают, создали рабочие места для неработающих
женщин.
Общественная организация "Детский бизнес - инкубатор" с 1997
года организует обучение основам экономики и предпринимательства
старшеклассников и студентов, проводит слеты, конкурсы юных
предпринимателей.
С целью подготовки учащихся школ города к осознанному выбору
профессии, профилактики безработицы среди молодежи и адаптации к
рынку труда с 1999 года в 6 школах города и Центре "Семья"
Первомайского района созданы центры "Перспектива". В 2000 году
заключены еще 8 договоров на их открытие.
Профориентационные услуги в 2000 году оказаны 7692 учащимся,
1033 - родителям, 263 - учителям. По данным социологических
исследований 82 процента молодежи нуждаются в профориентационных
услугах. Ежегодно проводятся ярмарки учебных мест, "месячники
профориентации", в которых принимают участие свыше 5 тыс.
учащихся.
Трудоустройство подростков в свободное от учебы время является
одним из важных элементов их подготовки к взрослой жизни. С этой
целью заключено 14 договоров с предприятиями и организациями. В
2000 году на эти цели израсходовано 738 т. руб., в т.ч.:
"Фонда занятости" - 300 т. р.
Городского бюджета (из фондов - 425 т. р.
"Благоустройство" и "Экологического")
Фондов Администраций (Первомайского, - 13 т. р.
Устиновского районов)
Средства работодателей - нет данных
В 2000 году (данные на 01.10.00)
трудоустроено - 8104 подростка;
в т.ч.:
Молодежной биржей труда - 2067;
службой занятости - 6037;
Отработано 115 тысяч смен.
Ежегодно семьям, попавшим в сложную экономическую ситуацию,
оказывалась материальная помощь из средств Городского фонда
социальной помощи населению:
тыс. руб.
-------------------------T---------T---------T---------T---------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Выделено средств ¦ 280 ¦ 300 ¦ 300 ¦ 330 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Количество семей, ¦ 2496 ¦ 1741 ¦ 1529 ¦ 1423 ¦
¦получивших материальную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+---------+---------+----------
Привлекались благотворительные средства коммерческих,
банковских структур и некоммерческих организаций:
-------------------------T---------T---------T---------T---------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Привлечено и направлено ¦ ¦ 60 т. р.¦ 1,7 ¦ 78,8 ¦
¦средств на оказание ¦ ¦ ¦ млн. р. ¦ т. р. ¦
¦мат. помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Количество семей, ¦ ¦ 624 ¦ 14642 ¦ 355 ¦
¦получивших помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+---------+---------+----------
Созданы и действуют банки вещей при Центрах "Семья" районов:
-------------------------T---------T---------T---------T---------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г. ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Количество семей, ¦ ¦ 589 ¦ 3660 ¦ 932 ¦
¦получивших помощь вещами¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+---------+---------+----------
В целях выработки мер по повышению правового и экономического
статуса женщины совместно с общественностью, на эту тему в 1997
году была проведена городская конференция.
В 1998, 1999 годах - организовывалась работа " круглых столов"
на темы "Женщина и бизнес", "Женщина и политика", "Домашнему
насилию - нет!" и другие. Работает "Школа женского лидерства". С
1999 года работает "телефон доверия для женщин". Семьям
предоставляются бесплатные услуги в муниципальных учреждениях
помощи семье и детям:
-----T-----T-----T-----T----T-----T----T-------------------------¬
¦Год ¦Кол- ¦Из ¦В ¦Из ¦Се- ¦Из ¦ Из общего числа семей, ¦
¦ ¦во ¦них ¦т.ч. ¦них ¦мей ¦них ¦ семьи: ¦
¦ ¦чел. ¦пов- ¦несо-¦пов-¦ ¦пов-+----T----T----T-----T----+
¦ ¦об- ¦торн.¦вер- ¦тор-¦ ¦тор-¦С ¦Мно-¦Не- ¦Мало-¦бе- ¦
¦ ¦слу- ¦обра-¦шен- ¦ных ¦ ¦ных ¦де- ¦го- ¦пол-¦обес-¦жен-¦
¦ ¦жен- ¦щений¦но- ¦об- ¦ ¦об- ¦тьми¦дет.¦ные ¦печ. ¦цы ¦
¦ ¦ных ¦ ¦лет- ¦ра- ¦ ¦ра- ¦ин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в МУ ¦ ¦них ¦щен.¦ ¦ще- ¦ва- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний ¦лид.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+
¦1999¦72457¦ 5147¦35396¦1705¦11610¦135 ¦113 ¦2363¦1880¦4128 ¦ 14 ¦
+----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+
¦2000¦59388¦15156¦25249¦8790¦ 3039¦152 ¦ 57 ¦ 975¦ 244¦1344 ¦ 12 ¦
L----+-----+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-----+-----
Основные показатели, отражающие оказываемые услуги в
учреждениях помощи семье и детям:
-----T-----T------------------------------------T----T-------T-----¬
¦Год ¦Ока- ¦ ¦Ока-¦Стоим. ¦Числ.¦
¦ ¦зание+-----T-----T------T-----T-----T-----+зано¦(руб.) ¦се- ¦
¦ ¦услуг¦Соц- ¦Соц. ¦Соц. ¦Соц. ¦Соц. ¦Соц. ¦ус- ¦ ¦мей ¦
¦ ¦ ¦экон.¦меди-¦психо-¦педа-¦пра- ¦быто-¦луг ¦ ¦под ¦
¦ ¦ ¦ ¦цин- ¦логи- ¦гоги-¦вовые¦вые ¦за ¦ ¦"соц.¦
¦ ¦ ¦ ¦ские ¦ческие¦чес- ¦ ¦ ¦пла-¦ ¦пат- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кие ¦ ¦ ¦ту ¦ ¦рона-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(ед)¦ ¦жем" ¦
+----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+----+-------+-----+
¦1999¦44134¦4885 ¦4593 ¦11830 ¦14713¦2415 ¦2799 ¦ 436¦21393 ¦1073 ¦
+----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+----+-------+-----+
¦2000¦35705¦ 629 ¦7860 ¦13528 ¦10078¦2577 ¦ 875 ¦1021¦60363,5¦ 287 ¦
L----+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+----+-------+------
В 1999 году проведено социологическое исследование по вопросу
эффективности функционирования учреждений, оказывающих услуги
детям, семьям. 73 процента опрошенных удовлетворены оказываемыми
услугами (опрошено 400 семей), отмечают: улучшение
психологического самочувствия, отношений с детьми, родственниками,
коллегами, руководством; снятие проблем в сексуальной сфере.
В основном все социально - правовые вопросы разрешаются
позитивно для семьи и детей, несмотря на их длительное по времени
решение (до 1,5 лет).
Остается острым вопрос предоставления жилья социально
незащищенным гражданам и работникам бюджетной сферы.
В течение 1999 года (из бюджета УР) были выделены ссуды 150
семьям с детьми и предоставлено 30 квартир. Проблема жилья для
молодых семей остается неразрешенной.
Демографическая ситуация в городе остается сложной. Рост
населения идет в основном за счет миграционных процессов
(студенчество, семьи - беженцы, сельское население). На 01.01.2000
население г. Ижевска составило 652,4 тыс. чел. Количество семей по
расчетным данным составляет - 174 тысячи. Среднестатистическая
семья - 3,5 человека. Среднее число детей - 1,3 ребенка.
Естественная убыль населения в 2000 году составила - 0,18
процента.
66,9 процента (в 2000 г.) составили бракоразводные процессы от
числа зарегистрированных браков:
-------------------------T---------T---------T---------T---------¬
¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Число ¦ 3610 ¦ 3362 ¦ 4055 ¦ 3594 ¦
¦зарегистрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦браков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Число разводов ¦ 1997 ¦ 1889 ¦ 2000 ¦ 2407 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Уд. вес разводов от ¦ 55,3% ¦ 56,2% ¦ 49,3% ¦ 66,9% ¦
¦числа браков в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+---------+---------+----------
Анализируя выполнение подпрограммы "Здоровье женщины и
планирование семьи" можно сделать вывод о том, что за счет
реализации подпрограммы удавалось снижать социальную напряженность
среди населения города, городская семья в большей мере начинает
осознавать и предпринимать действия в отношении самообеспечения.
Молодые семьи в большей мере ориентированы на осознанное
родительство, рождение желанных детей.
Вместе с тем, для закрепления достигнутых позитивных моментов
и преодоления негативных тенденций действие подпрограммы требует
продления с включением, в том числе и ряда не выполненных по
объективным причинам мероприятий. Так, открыть прием (п. 1.2.) по
менопаузе удалось только в городской больнице N 1. Из-за
отсутствия ставок в городских больницах NN 3, 4 и МСЧ N 11 этот
прием открыть не удалось. Из-за отсутствия финансирования не
удалось выполнить п. 1.10. по проведению многопланового
социологического исследования по вопросам репродуктивного
поведения населения г. Ижевска.
Требуют завершения выполнение (вся подготовительная работа
проведена) пп. 1.12., 1.13. по открытию на базе городской
консультации "Брак и семья" городского Центра планирования семьи,
п. 1.5. - по открытию блока убежища для женщин с детьми в
Кризисном центре (июнь 2000 г.).
К приоритетным направлениям следует отнести следующее:
Охрана материнства и детства, с включением:
- обследования беременных женщин и новорожденных детей с целью
своевременной диагностики патологии плаценты врожденных аномалий
плода и новорожденного плода;
- обследование новорожденных на внутриутробные инфекции;
- проведение профилактических осмотров детей в организованных
коллективах;
- оказание помощи беременным из малообеспеченных семей;
- эгалитаризация семейных отношений, оказание помощи семье по
психолого - педагогическим, социально - правовым, медико -
социальным вопросам. Проведение родительских всеобучей;
- содействие упрочнению позиций семьи на самообеспечение,
развитие семейного, женского предпринимательства;
- развитие системы жилищного кредитования.
Подпрограмма "Одаренные дети" направлена на создание условий
для развития потенциальных возможностей и способностей детей,
развитие и создание новых предпосылок проявления одаренности,
способностей через различные организационные формы; разработку и
совершенствование системы выявления детской одаренности; выявление
одаренных, способных детей, относящихся к разным социальным слоям
населения и конкретизации социальных мер на их дальнейшее развитие
и образование; создание системы финансовой поддержки одаренных
детей.
За истекший период сохранена и развивается материально -
техническая база, способствующая выявлению и развитию способностей
детей.
Материально - техническая база:
100 - общеобразовательных школ, в т.ч.
14 - лицеев и гимназий (в 1997 г. - 8);
1 - Городской дворец творчества юных;
5 - Домов детского творчества;
2 - станции юных техников;
1 - Школа юных летчиков;
1 - Центр научно - технического творчества;
1 - Центр детского творчества и профтехобразования;
1 - военно - патриотический клуб "Граница";
1 - юношеский парашютный клуб;
1 - школа творчества;
67 - клубов по месту жительства;
12 - школ искусства;
510 - кружков, студий, творческих объединений;
50 - видов спорта
Увеличилось количество лицеев с 8 до 14, в которых обучается
10306 детей. В 12-ти школах искусств обучается 6 тыс. учащихся,
занятия ведутся по 12-ти направлениям. С сентября 1999 года на
базе ДШИ N 9 совместно с ИжГТУ открыт техникум по специальности
"Дизайн". В ДШИ N 3 открыты эстетическое и хореографическое
отделения, в школе искусств N 8 - вокальное и эстрадное, в школах
N 9, 12 - Детские эстетические центры (принимаются дети от 4 до 12
лет без конкурса). В системе дополнительного образования обучается
48100 детей. В 1999 году система дополнительного образования
г. Ижевска Министерством образования Российской Федерации признана
лучшей в России. Обобщен опыт работы. Клубы по месту жительства
посещает 6640 детей.
Ежегодно Управлением образования проводятся олимпиады по 13 -
ти предметам. Олимпиады по развивающему обучению для учащихся 1 -
6 классов. Призерами зональных олимпиад за истекший период стали
школы NN 41, 30, 29. Школа N 30 является призером международной
олимпиады по химии. Проводятся лицейские сборы, интеллектуальные
турниры.
Управлением по культуре и туризму проведены городские
конкурсы:
1997 г. - эстрадной музыки;
- юных исполнителей на духовых и ударных инструментах;
- юных пианистов;
- выставка художественных работ "Искусство и
образование на пороге XXI века" совместно с УдГУ;
1998 г. - юных дизайнеров "Город мастеров";
1999 г. - юных исполнителей на духовых и ударных инструментах;
- татарской музыки (среди ДШИ);
2000 г. - юных пианистов;
- городские изобразительные конкурсы: "Моя мечта о
мире" и "Мой любимый город".
Учащиеся детских школ искусств за период действия Программы
приняли участие:
- в 3-х Международных конкурсах (юных композиторов, юных
художников - "Экология - 98" и "Радуга - 99");
- в 3-х Всероссийских (юных исполнителей народных песен,
художественном фестивале к 200-летию А.С.Пушкина, юных
композиторов "Хрустальный камертон");
- в 5-ти межрегиональных и 3-х республиканских.
За истекший период действия Программы ежегодно проводятся
конкурсы юных исполнителей эстрадной песни "Утренняя звезда
Ижевска". В 2000 году проведен городской конкурс эстрадного танца
"Апельсин", участниками которого стали 12 детских танцевальных
коллективов.
Центральной библиотечной системой совместно с Центром культуры
и творчества "Солнцеворот" проводятся: презентации детских
выставок художественных работ, конкурсы чтецов "Собственный
голос", ежегодные фестивали детского творчества "Я пишу, рисую,
мастерю книгу - сказку".
Поэтами, писателями, художниками издательского проекта
"Планета детей" являются сами дети. Создано и издано 13 детских
книг.
Работает лаборатория художественных ремесел "Мастер и
подмастерье" при МВЦ "Галерея".
1 раз в 2 года проводятся фестивали, ассамблеи юных дарований
в районах города.
На базе городского Дворца творчества юных в 1997 - 1998 гг.
работала лаборатория по вопросам одаренности и развитию
творческого потенциала личности ребенка. В ведущих учреждениях
дополнительного образования работают педагогические мастерские. К
этой работе привлечены научные консультанты с кафедр педагогики и
психологии и социальной работы УдГУ. Сопровождение учебно -
исследовательской деятельности учащихся осуществляется городским
научным обществом для учащихся "Мысль" с привлечением
консультантов - ученых ВУЗов города.
В целях совершенствования системы диагностики одаренности,
психологическими службами лицея N 29 и гимназии 26 разработаны ряд
методик и диагностических комплексов. Разработаны локальные планы
(программы) по выявлению и развитию способностей, одаренности в
ряде детских дошкольных учреждений.
Организован постоянно действующий семинар для специалистов -
предметников начальной школы, работающих по системе РО Давыдова -
Эльконика. Переподготовка практических психологов, педагогов в
области психологической диагностики проводится планово на базе
кафедры психологии Института усовершенствования учителей. По
итогам реализации подпрограммы "Одаренные дети" за 1997 - 2000 гг.
проведен Межведомственный семинар "Одаренные дети: выявление,
поддержка, сопровождение".
Оздоровление одаренных детей, в период зимних и летних каникул
ежегодно организуется в лагерях с дневным пребыванием и выездных
санаторно - оздоровительных лагерях "Березка", "Дзержинец",
"Лесная сказка", Крыма и Анапы.
Ежегодно на основании разработанных Положений "О стипендии
Мэра одаренным детям из малообеспеченных семей" и "О премии Мэра"
за особые успехи вручается 5 премий и 10 стипендий в соответствии
с решением районных и городской межведомственных комиссий по
премии и стипендии Мэра.
В 2000 году привлечено на реализацию Программы "Дети -
Ижевска" 78,8 тыс. рублей, которые были направлены по решению
правления Фонда социальной защиты населения на оказание помощи
способным, талантливым детям из малообеспеченных семей (театр -
студия "Птица" - поездка в Чехословакию на конкурс детских
театров, театр - студия "Балаганчик" и др.). Всего за период
действия Программы 1997 - 2000 г. привлечено благотворительных
средств на реализацию Программы "Дети Ижевска" 2291,55 тыс. руб.,
в т.ч.
1997 г. - 315 тыс. руб. (деноминированные),
1998 г. - 221,75 тыс. руб.
1999 г. - 1676 тыс. руб.
2000 г. - 78,8 тыс. руб.
Поощрительные фонды для награждения одаренных детей
сформированы на базе ряда образовательных учреждений.
Анализируя результаты выполнения подпрограммы, можно сделать
вывод, что складывается система работы с одаренными, способными
детьми. Совершенствуются методы выявления одаренных детей, идет
обучение педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми,
привлекается научный потенциал ВУЗов города. Привлечено внимание
общественности к решению вопросов детской одаренности - поступают
благотворительные средства, реализуется проект "Новое поколение"
(депутат Е.И.Богомольный).
Вместе с тем следует отметить, что требует серьезной
проработки система сопровождения одаренных детей, необходима
исследовательская база для выработки форм, методов по работе с
одаренными, способными детьми, педагогами, их обучающими, и
родителями. Опыт 1997 - 2000 гг. показывает, что лидерская
одаренность практически не выявляется. Частично эти вопросы мог бы
снять организованный для одаренных детей, родителей и педагогов
Клуб для одаренных детей.
Подпрограмма "Организация летнего отдыха детей" направлена на
сохранение и стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в
современных условиях; организационное, лечебно - профилактическое,
воспитательное обеспечение учреждений отдыха детей и повышение его
эффективности.
За истекший период разработана система эффективного отдыха и
оздоровления детей и утверждена на городском Штабе "Лето".
Ежегодно утверждаются на Штабе "Лето" города механизмы
оптимального вкладывания средств в летний отдых и оздоровление
детей.
В 1998 году разработано и реализуется "Положение о конкурсе
проектов, направленных на проведение различных форм отдыха детей,
принадлежащих к различным социальным группам". В 2000 году в это
Положение были внесены изменения и дополнения. Проведены конкурсы
на лучший проект по системе организации зимних и летних
оздоровительных смен (в 1998 и 2000 годах).
Ежегодно на Штабе "Лето" утверждается система мер,
направленных на интеграцию детей различных социальных групп, в
условиях отдыха и оздоровления. Согласно утвержденным сметам и
графику проводятся лагерные смены различных форм отдыха в зимний и
летний периоды.
Ежегодно проходит обучение начальников лагерей на базе
городского Дворца творчества юных. С 2000 года выдаются
удостоверения по технике безопасности. Для психолого -
педагогических кадров и персонала лагеря проводятся инструктивные
дифференцированные образовательные семинары на базе ГДТЮ.
Разработаны психолого - педагогические рекомендации для
специалистов летних и зимних лагерей отдыха и оздоровления с
учетом психологических особенностей детей, относящихся к разным
социальным группам.
Оздоровление детей в динамике по годам:
------------------------T-------T---------T---------T---------¬
¦ ¦1997 г.¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Средства городского ¦ ¦ 7,8 ¦ 4,5 ¦ 4,5 ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Оздоровлено детей ¦ ¦ 2300 ¦ 1850 ¦ 3400 ¦
¦(кол-во чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Средства ¦ ¦ 0,7 ¦ - ¦ 0,1 ¦
¦республиканского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета (млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Средства Фонда ¦ ¦ 2,5 ¦ 4,2 ¦ 7,3 ¦
¦социального страхования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Оздоровлено детей ¦ ¦ 5000 ¦ 6250 ¦ 8630 ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Родительская оплата ¦ ¦ До 30% ¦ До 40% ¦ До 30% ¦
¦путевки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Количество путевок без ¦ ¦ 100 ¦ 80 ¦ 130 ¦
¦родительской оплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+---------+---------+---------+
¦Оздоровлено способных, ¦ ¦ 1800 ¦ 1000 ¦ 560 ¦
¦одаренных детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+-------+---------+---------+----------
Анализируя выполнение подпрограммы "Организация летнего
отдыха", можно сказать, что, в основном, мероприятия подпрограммы
выполнены.
Из-за недостаточного финансирования не удалось организовать
работу Первого международного образовательного интеграционного
лагеря (п. 1.6. подпрограммы), и не удалось осуществить, в полной
мере, подготовку и выпуск методических материалов, освещающих
наиболее эффективные формы отдыха и оздоровления детей (п. 3.2.).
Назрела необходимость распространения действия Положения "О
городском конкурсе педагогических проектов на лучшую систему
организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в
каникулярное время" на учреждения, занимающиеся оздоровлением и
отдыхом детей на территории Удмуртской Республики.
Приложение N 2
к решению
Городской думы г. Ижевска УР
от 27 июня 2001 г. N 322
МЕРОПРИЯТИЯ
ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ ИЖЕВСКА"
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Подпрограмма "Дети - инвалиды"
1. Создание классов для детей с 2001- Управление
ограниченными возможностями (с глубокой 2002 образования
умственной отсталостью) на базе школ NN
75, 79; школы - интерната N 4.
2. Завершение организации учебного 2001- Управление
процесса для детей - инвалидов, имеющих 2002 образования,
заболевания опорно - двигательного Управление
аппарата, с предоставлением возможности дошкольного
получения среднего образования на базе образования
ДОУ N 282 и воспитания
3. Отработать модель деятельности клуба по 2001- Управление
интересам для детей - инвалидов на базе 2002 образования
ГДТЮ. (Введение дополнительных ставок в
штатное расписание ГДТЮ:
- психолог - 1 ед.
- педагог дополнительного образования, -
1 ед. согласно учебному плану)
4. Проведение пропаганды здорового образа 2001- Управление
жизни 2005 по информации
5. Проведение конкурсов - выставок работ 2001- Управление
детей - инвалидов 2005 образования,
Управление
по культуре
и туризму,
Управление
дошкольного
образования
и воспитания
6. Организация оздоровления детей - 2001- Комитет по
инвалидов на базе ЦСО 2005 социальной
защите,
Управление
образования
7. Организовать разработку Программы 2001- Комитет по
реабилитации детей - инвалидов на базе 2002 социальной
Ипподрома защите
8. Проведение акций, посвященных Дню 2001- Комитет по
инвалида. Приглашение на праздничные 2002 социальной
мероприятия детей с ограниченными защите
возможностями
9. Внедрение в практику проекта "Системный 2001- Управление
подход в организационно - 2005 дошкольного
педагогической работе с детьми образования
дошкольного возраста с нарушением и воспитания
зрения" на базе ДОУ N 130
10. Открытие медико - психолого - 2003- Управление
социального центра по социальной 2005 дошкольного
адаптации детей - инвалидов на базе образования
начальной школы - детского сада и воспитания
компенсирующего вида N 256
Подпрограмма "Дети - сироты"
1. Оснащение школ - интернатов для детей 2001- Управление
сирот и детей, оставшихся без попечения 2005 образования
родителей дидактическими и техническими
средствами
2. Создание компьютерных классов в школах 2002- Управление
- интернатах NN 2, 96 2003 образования
3. Издание информационно - методического 2002 Управление
сборника в помощь воспитателям, образования
социальным педагогам, работающим с
детьми - сиротами
4. Приведение количества ставок в отделах 2002- Городская и
опеки и попечительства в Администрациях 2005 районные
районов в соответствие с Федеральными администрации
нормативами
5. Передать полномочия по координации и 2002 Городская
методическому руководству деятельностью г. Администрация
отделов опеки и попечительства
Администраций районов, Комитету по
делам семьи, женщин и детей г. Ижевска.
Ввести в штатное расписание Комитета
ставку главного специалиста
6. Содействие в трудоустройстве 2001- Служба
выпускников учреждений для детей - 2005 занятости
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
7. Защита прав и интересов детей - сирот в 2001- Отделы опеки и
обеспечении жильем в соответствии с 2002 попечительства
жилищным законодательством. Проработка районных
вопроса с выделением общежития с администраций,
введением в нем ставок: Управление
- социального педагога - 1 ед. образования,
- психолога - 1 ед. Комитет
муниципального
жилья,
Упр. ЖКХ
8. Содействие в работе попечительских 2001- Управление
советов учреждений для детей - сирот и 2005 образования,
детей, оставшихся без попечения Комитет по
родителей делам семьи
9. Организация оздоровительных, лечебно - 2001- Управление
профилактических и профильных лагерей 2005 образования,
для детей - сирот в каникулярное время Управление
здравоохранения,
Комитет по
делам семьи
10. Открытие приемного отделения 2001 Комитет по
(круглосуточного) в Городском делам семьи,
социальном приюте для детей администрация
приюта
11. Открытие учебных кабинетов в городском 2002 Комитет по
социальном приюте для детей делам семьи,
(С.Ковалевской) и их оснащение администрация
приюта,
Управление
образования
12. Осуществление капитального ремонта 2002- Управление
Детского дома N 1 2004 образования
13. Осуществление капитального ремонта 2002- Управление
спального корпуса в школе - интернат 2004 образования
N 2
14. Осуществление мероприятий по пропаганде 2001- Управление
приемной семьи 2005 по информации,
Упр. ЗАГС,
Комитет по
делам семьи
Подпрограмма "Здоровье женщины и планирование семьи"
1. Охрана материнства и детства
1.1. Продолжить реализацию 2001- Управление
просветительских программ по вопросам 2005 здравоохранения,
репродуктивного здоровья Комитет по
делам семьи
женщин и детей
1.2. Оснащение кабинетов здорового ребенка 2001- Управление
в детских поликлиниках (кабинеты 2003 здравоохранения
профилактики)
1.3. Использование новых медицинских Управление
технологий с целью раннего здравоохранения
диагностирования заболеваний у детей
и подростков на бесплатной основе:
- приобретение ультразвукового сканера 2002
SA-6000 с 3 датчиками (QWR и 2 экз. 1-
5-2 мм) для больницы N 2
- приобретение фиброгастроскопа для 2003
детской городской больницы N 2
- приобретение бронхоскопа Фриделя для 2001
детской больницы N 2
- приобретение рентгеновского аппарата 2002
для д/больницы N 2
1.4. Приобретение компьютеров для 2001- Управление
внедрения современных информационных 2003 здравоохранения
технологий в деятельность детских
поликлиник города и для организации
профосмотров детей в организованных
коллективах (9 компьютеров ежегодно)
2. Профилактика инвалидности
2.1. Проведение иммунохимических 2001- Управление
исследований с целью обследования 2005 здравоохранения
новорожденных на внутриутробные
инфекции. Приобретение реактивов
2.2. Обследование новорожденных на 2002- Управление
внутриутробные инфекции с помощью 2005 здравоохранения
автоматического ИФА-анализатора Cobas
- Core.
Приобретение анализатора в 2002 г. 2002
2.3. Обследование беременных женщин и 2001- Управление
новорожденных детей с целью 2005 здравоохранения
своевременной диагностики патологии
плаценты, врожденных аномалий плода и
новорожденных с помощью
ультразвукового сканера AIOKA-1700 с
двумя датчиками.
(UST - 9112 - 5
USN - 5710- 7, 5
Приобретение сканера в 2002 г. 2002
2.4. Проведение реанимационных мероприятий 2001- Управление
(новорожденных детей (приобретение 2005 здравоохранения
аппаратов ИВЛ для новорожденных
"Bier")
3. Профилактика социального сиротства
3.1. Продолжить просветительскую работу 2001- Управление
по: 2005 образования,
Разъяснению правовых норм по Управление
охране детства, Семейного кодекса РФ здравоохранения,
об ответственности родителей за Комитет по
воспитание детей. Организация и делам семьи,
проведение родительского всеобуча; Клиники,
Воспитание осознанного, комбинаты
ответственного родительства; планирования
Предотвращение насилия в семье семьи,
Центры помощи
семье и детям,
МУ "Кризисная
семья"
3.2. Организовать работу: Комитет по
1 блока убежища для женщин с 2001 делам семьи
детьми, подвергшихся жестокости в (1 по женщин и детей
семье с угрозой для жизни луг.)
2-го блока убежища для женщин с 2002 Отдел по
младенцами, оказавшихся без средств г. делам семьи
к существованию (2 по Индустриального
луг.) р-на,
МУ "Кризисная
семья"
3.3. Открытие дошкольного образовательного 2002- Управление
учреждения интернатного вида для 2005 дошкольного
детей из малообеспеченных семей образования
и воспитания
4. Социально - правовая, психологическая, экономическая,
адресная помощь семьям, женщинам, детям
4.1. Оказание правовой, психолого - 2001- Комитет по
педагогической, медико - социальной, 2005 делам семьи,
материальной помощи семьям, женщинам, Отделы по
детям, нуждающимся в указанных видах делам семьи
помощи администрации
районов,
Центры помощи
семье и детям,
Городской фонд
социальной
защиты населения,
Управление
образования,
Комитет по
социальной
защите
4.2. Содействие в работе общественной 2001- Комитет по
организации "Детский бизнес - 2005 предпринима-
инкубатор", организующей обучение тельству
старшеклассников и студентов основам
экономики и предпринимательства
4.3. Урегулировать нормативно - правовую 2001- ГУ "ИГЦЗН УР",
базу существующих Центров 2005 Управление
"Перспектива" по вопросам образования
профориентации учащихся в школах
города и продолжить работу по их
созданию
4.4. Продолжить практику по 2001- ГУ "ИГЦЗН УР",
трудоустройству школьников в летнее и 2005 Комитет по
свободное от учебы время делам молодежи,
Молодежная
городская
биржа труда
4.5. Провести согласование с предприятиями 2001- ГУ "ИГЦЗН УР",
г. Ижевска по квотированию рабочих 2005 Комиссия по
мест для выпускников школ и лиц, делам
моложе 18 лет, нуждающихся в несовершенно-
социальной защите в соответствии со летних
ст. 181 КЗоТ РФ
Подпрограмма "Одаренные дети"
1. Совершенствование учета (банка 2001- Управление
данных) способных, одаренных детей 2002 образования,
Управление
по культуре
и туризму,
Комитет по
физкультуре
и спорту,
Управление
дошкольного
образования
и воспитания
2. Организация и проведение городских и 2001- Управление
районных олимпиад, интеллектуальных 2005 образования,
турниров, фестивалей, творческих Управление
конкурсов, выставок, спортивных по культуре
состязаний и туризму,
Участие в зональных республиканских, Комитет по
российских, международных конкурсах, физкультуре
олимпиадах, турнирах, соревнованиях и спорту,
Комитет по
делам семьи
женщин и детей
3. Определение системы мер и их 2002- Управление
реализация по выявлению лидерской 2005 образования
одаренности
4. Организация работы Центра юных 2002- Управление
дарований на базе ГДТЮ по 2005 образования,
психологическому сопровождению Комитет по
одаренных детей, по работе с их делам семьи,
родителями и педагогами Центр "Семья"
Первомайского
р-на
5. Продолжить работу по формированию 2001- Управление
поощрительных фондов для награждения 2005 образования,
одаренных детей за счет привлеченных Управление
средств по культуре
и туризму,
Комитет по
физической
культуре и
спорту,
Комитет по
делам семьи
женщин и детей
6. Продолжить работу по реализации 2001- Управление
издательского проекта "Планета детей" 2005 по культуре
и туризму,
ЦК "Солнцеворот",
Комитет по
делам семьи
женщин и детей
7. Изучение и внедрение опыта работы МВЦ 2002 Управление
"Галерея", "Мастер и подмастерье" по культуре
и туризму,
МВЦ "Галерея"
8. Вручение стипендий Мэра одаренным 2001- Городская и
детям из малообеспеченных семей 2005 районные меж-
ведомственные
комиссии по
премии и
стипендии Мэра,
Комитет по
делам семьи
9. Вручение премий Мэра одаренным детям 2001- Городская и
за особые заслуги 2005 районные меж-
ведомственные
комиссии по
премии и
стипендии Мэра,
Комитет по
делам семьи
10. Организация и проведение фестивалей, 2001, Управление
ассамблей и приемов Мэром юных 2003 по культуре
дарований и туризму,
Комитет по
делам семьи
администрации
районов города
11. Организация оздоровительных и 2001- Управление
профильных лагерей для одаренных 2005 образования,
детей в каникулярный период Управление
по культуре
и туризму,
Комитет по
делам молодежи,
Комитет по
физической
культуре и
спорту
12. Внедрение программы "Одаренный 2001- Управление
ребенок" на базе ДОУ NN 17, 63, 288 2005 дошкольного
образования
и воспитания
13. Отработать модель работы с одаренными 2002- Управление
детьми из общеобразовательных школ в 2005 образования
базовых учреждениях повышенного
уровня, определенных приказом
Управления образования
14. Организовать подготовку кадров и 2002- Управление
внедрение системы тьютерства в школах 2005 образования
города
Подпрограмма "Организация летнего отдыха"
1. Продолжить практику проведения 2001- Городской
конкурсов на лучшую систему 2005 Штаб "Лето",
организации зимних и летних Управление
оздоровительных смен, с учетом образования
приоритетности использования баз
отдыха и оздоровления, расположенных
на территории Удмуртии
2. Организовать работу Первого 2001 Управление
международного образовательного образования
интеграционного лагеря
3. Продолжить практику проведения 2001- Управление
лагерных смен различного профиля по 2005 образования,
специальному графику Комитет по
делам молодежи,
Комитет по
физической
культуре и
спорту
4. Организовать смены оздоровительно - 2002- Управление
трудовых лагерей на территории 2005 образования
Удмуртии гг.
Словарь Программы
Абилитация (от англ. abilitу) - способность, умение -
появление способности, умения
Реабилитация Комплекс мер, направленных на восстановление
или компенсацию нарушенных функций
Мониторинг Постоянное наблюдение за каким-либо процессом
с целью выявления его соответствия желаемому
результату или первоначальным предположениям
Скрининг (англ. Screening, screen) - просеивать,
сортировать
Хоспис Специальная клиника для безнадежно больных
людей
Фенилкетонурия Наследственное заболевание, обусловленное
нарушением обмена фенилаланина, проявляющееся
отставанием физического и психического
развития, расстройствами движения и мышечного
тонуса
Фертильный Возраст способный к деторождению
Парадигма (от греч. paradigma - пример, образец) -
исходная концептуальная схема, модель
постановки проблем и их решения
Призрение От "призреть - взглянуть с участием, с
вниманием, милосердно".
Интеграционная Стратегия, направленная на взаимодействие, на
стратегия введение детей с ограниченными возможностями в
полноценное детско - взрослое сообщество и
пространство совместной деятельности
Девиантное или (от латинского deviatio - отклонение) - система
отклоняющееся поступков или отдельные поступки,
поведение противоречащие принятым в обществе правовым
или нравственным нормам
Утверждены
решением
Городской думы г. Ижевска УР
от 27 июня 2001 г. N 322
СМЕТЫ РАСХОДОВ
ПО ПОДПРОГРАММАМ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
ПО ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ИЖЕВСКА"
Смета
расходов по подпрограмме "Дети - инвалиды"
2001 - 2003 гг.
тыс. руб.
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Отдельные статьи расходов ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Социальная политика" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 6 основных мероприятий ¦ 300,0 ¦ 300,0 ¦ 300,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 7 основных мероприятий ¦ ¦ 50,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 1 основных мероприятий ¦ 15,0 ¦ 40,0 ¦ 60,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 3 основных мероприятий ¦ 86,0 ¦ 104,0 ¦ 135,2 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2 основных мероприятий ¦ ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 5 основных мероприятий ¦ ¦ 5,0 ¦ 10,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Дошкольное образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 9 основных мероприятий ¦ ¦ ¦ 1700,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 10 основных мероприятий ¦ ¦ 300,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Итого по подпрограмме: ¦ 3430,0 ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Смета
расходов по подпрограмме "Дети - сироты"
2001 - 2003 гг.
тыс. руб.
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Отдельные статьи расходов ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 1 основных мероприятий ¦ 20,0 ¦ 20,0 ¦ 20,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2 основных мероприятий ¦ ¦ 75,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 3 основных мероприятий ¦ ¦ 20,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 9 основных мероприятий ¦ 1500,0 ¦ 2000,0 ¦ 2000,0 ¦
¦пп. 12, 13 ¦ ¦15000,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Социальная политика" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 10 основных мероприятий ¦ 2036,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦включены ¦ ¦ ¦
¦ ¦в бюджет ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Итого по подпрограмме: ¦20655,0 ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Смета
расходов по подпрограмме
"Здоровье женщины и планирование семьи"
2001 - 2003 гг.
тыс. руб.
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Отдельные статьи расходов ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Здравоохранение" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 1.2. основных мероприятий ¦ 204,0 ¦ 204,0 ¦ 204,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 1.3. основных мероприятий ¦ 61,8 ¦ 3747,0 ¦ 394,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 1.4. основных мероприятий ¦ 270,0 ¦ 270,0 ¦ 270,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2.2. основных мероприятий ¦ ¦ 4200,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2.3. основных мероприятий ¦ ¦ 8400,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2.4. основных мероприятий ¦ 2100,0 ¦ 2100,0 ¦ 2100,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Социальная политика" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 3.1. основных мероприятий ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 3.2. основных мероприятий ¦ 400,0 ¦ 1200,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Прочие расходы" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 4.5. основных мероприятий ¦ 150,0 ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Дошкольное образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 3.3. основных мероприятий ¦ ¦ 800,0 ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Итого по подпрограмме: ¦27104,8 ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Примечание. П. 4.4. потребность 1500,0 ежегодно
Смета
расходов по подпрограмме "Одаренные дети"
2001 - 2003 гг.
тыс. руб.
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Отдельные статьи расходов ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Социальная политика" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 4 основных мероприятий ¦ 17,0 ¦ 15,0 ¦ 15,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 6 основных мероприятий ¦ 50,0 ¦ 50,0 ¦ 50,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 8 основных мероприятий ¦ 12,0 ¦ 36,0 ¦ 48,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 9 основных мероприятий ¦ 6,0 ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 2 основных мероприятий ¦ 15,0 ¦ 20,0 ¦ 30,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦п. 11 см. "Организация летнего ¦ ¦ ¦ ¦
¦отдыха" ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 3 основных мероприятий ¦ 40,0 ¦ 40,0 ¦ 40,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Дошкольное образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 12 основных мероприятий ¦ 470,0 ¦ 470,0 ¦ 470,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Итого по подпрограмме: ¦ 1919,0 ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Смета
расходов по подпрограмме "Организация летнего отдыха"
2001 - 2003 гг.
тыс. руб.
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Отдельные статьи расходов ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦ Статья расходов "Образование" ¦
+----------------------------------T---------T---------T---------+
¦п. 3. основных мероприятий ¦18005,0 ¦21606,0 ¦25927,0 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Итого по подпрограмме: ¦65538,0 ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Примечание. П. 3 предусмотрен в бюджете.
Итого по Программе "Дети Ижевска: 53108,8
Примечание. Средства республиканского бюджета и ФСС - 19800,0
Смета
расходов Комитета по делам семьи, женщин и
социальной защиты по разделу 1801 статьи 111040
(прочие текущие расходы)
на реализацию Программы "Дети Ижевска" на 2001 год
тыс. руб.
-----T---------------------------------------T-------------------¬
¦ NN ¦ Наименование ¦ Сумма ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 1. ¦Организация работы Центра юных ¦ 17,0 ¦
¦ ¦дарований на базе ГДТЮ по ¦ ¦
¦ ¦психологическому сопровождению ¦ ¦
¦ ¦одаренных детей, по работе с их ¦ ¦
¦ ¦родителями и педагогами (п. 4) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 2. ¦Реализация издательского проекта ¦ 50,0 ¦
¦ ¦"Планета детей" (п. 7) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 3. ¦Вручение стипендии Мэра одаренным ¦ 12,0 ¦
¦ ¦детям из малообеспеченных семей ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 4. ¦Вручение премии Мэра одаренным детям ¦ 6,0 ¦
¦ ¦за особые заслуги (5 х 1200) (п. 0) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ 5. ¦Организация фестивалей, ассамблей, ¦ 15,0 ¦
¦ ¦конкурсов, турниров и т.д., юных ¦ ¦
¦ ¦дарований (п. 2, п. 11) ¦ ¦
+----+---------------------------------------+-------------------+
¦ ¦Итого: ¦ 100,0 ¦
L----+---------------------------------------+--------------------
|