ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2001 г. N 3-51/01
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи ВС УР Ермолина А.Л.,
при секретаре Виноградовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Прокурора Удмуртской Республики о признании
противоречащими федеральному законодательству и отмене статей 1,
3, 7 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года N 5-РЗ "О
государственном контроле за платными услугами, оказываемыми
органами государственной власти и государственными учреждениями
Удмуртской Республики",
установил:
Прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству и отмене
статей 1, 3, 7 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года
N 5-РЗ "О государственном контроле за платными услугами,
оказываемыми органами государственной власти и государственными
учреждениями Удмуртской Республики" (далее - Закона УР).
Требование мотивирует тем, что статьи 1, 3, 7 противоречат
федеральным законам.
В частности, статьей 1 действие названного Закона УР
распространяется на органы государственной власти, а также
государственные учреждения, осуществляющие оказание платных услуг
на территории Удмуртской Республики в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное
положение противоречит пункту 1 статьи Закона РФ "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статьей 3 Закона УР на органы госвласти и госучреждения
возлагается обязанность согласовывать предоставление платных услуг
с Правительством УР.
Статья 7 Закона УР от 2 марта 2001 года устанавливает, что
контроль за оказанием платных услуг осуществляется антимонопольным
органом, что противоречит отдельным положениям Закона РСФСР от 22
марта 1991 года N 948 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
В судебном заседании прокуроры Пушкина Т.Н. и Бельский А.В.
требования дополнили указанием на противоречие Закона УР от 2
марта 2001 года нормам ГК РФ и Конституции РФ. Просят признать
противоречащими федеральному закону ст.ст. 1, 3, 7 Закона, а
вместе с ними весь Закон как теряющий без указанных статей смысл.
Представитель Государственного Совета Удмуртской Республики
Вавилов М.Ю. требование Прокурора не признал. Пояснил, что каждая
из указанных в заявлении статей Закона в отдельности не
противоречит никакому из федеральных законов. Также пояснил, что
рассмотрение заявления не имеет практического смысла, поскольку в
повестку дня двадцать второй сессии Государственного Совета,
которая состоится в феврале 2002 года, внесен вопрос об отмене
Закона УР от 2 марта 2001 года.
Представитель Президента Удмуртской Республики Поджаров В.М.
требование, изложенное в заявлении Прокурора Удмуртской
Республики, также не признал. Пояснил, что Закон распространяется
на государственные органы и государственные учреждения Удмуртской
Республики и регулирует деятельность федеральных органов
государственной власти.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
письменные доказательства, заключение Управления Министерства
юстиции РФ по УР, проанализировав тексты нормативных актов,
Верховный Суд УР приходит к следующим выводам.
Государственным Советом Удмуртской Республики в пределах
полномочий, представленных ст. 81 Конституции УР, 13 февраля 2001
года принят Закон УР "О государственном контроле за платными
услугами, оказываемыми органами государственной власти и
государственными учреждениями Удмуртской Республики".
2 марта 2001 года указанный Закон на основании ст. 91
Конституции УР подписан Президентом УР, опубликован и введен в
действие.
Прокурор УР в заявлении просит признать недействующими Закон
УР от 2 марта 2001 года вследствие противоречия федеральным
законам.
Закон Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года N 5-РЗ
определяет общий порядок введения и оказания платных услуг
органами государственной власти, государственными учреждениями
Удмуртской Республики.
Статья 1 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года
устанавливает понятие "государственный исполнитель" - органы
государственной власти, а также государственные учреждения,
осуществляющие оказание платных услуг на территории Удмуртской
Республики в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим
законом и иными нормативными правовыми актами Удмуртской
Республики.
Статьи 5 (часть 3) и 66 (части 1 и 2) Конституции Российской
Федерации закрепляют принципы федеративного устройства,
основанного в том числе на разграничении предметов ведения и
полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Статьей 71 (пункт "г") Конституции РФ установление системы
федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной
власти, формирование федеральных органов государственной власти
находятся в ведении Российской Федерации.
Законом РФ от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 2 и ст. 11)
предусмотрено, что правовое регулирование по предметам ведения
Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными
законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей
территории Российской Федерации.
Устанавливая правила деятельности органов государственной
власти на территории Удмуртской Республики Закон УР от 2 марта
2001 года вторгается в пределы компетенции Российской Федерации и
допускает правовое регулирование, не отнесенное к ведению субъекта
РФ.
Статья 1 Закона УР от 2 марта 2001 года регламентирует
деятельность государственных учреждений, расположенных на
территории Удмуртской Республики.
Учреждениями являются организации, созданные собственниками
для осуществления управленческих, социально - культурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируемые им.
Государственное учреждение, созданное федеральными
государственными органами на основании ст.ст. 1, 2 ГК РФ, является
участником гражданского оборота, и его гражданские права могут
быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регулирование деятельности федеральных государственных
учреждений как юридических лиц законом субъекта РФ противоречит
требованиям ст. 49 ГК РФ (п. 2), которой ограничение прав
предусмотрено лишь в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Статья 1 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года
N 5-РЗ предоставляет право государственному исполнителю (органу
государственной власти, государственному учреждению) оказывать
платные услуги,
статьями 3 и 7 названного Закона предусмотрено согласование
перечня платных услуг государственного исполнителя с
Правительством УР и осуществление контроля за их оказанием
антимонопольным органом и иными контрольными органами Удмуртской
Республики.
Указанные положения Закона также противоречат федеральному
законодательству.
В частности, п. 2 ст. 7 Закона РФ от 22 марта 1991 года
N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" запрещено совмещение функций
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ с функциями хозяйствующих субъектов, за
исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации.
Кроме того, регулируя деятельность юридических лиц по
оказанию платных услуг и фактически регулируя цены на
предоставляемые услуги, Закон нарушает требования гражданского
законодательства о равенстве участников регулируемых им отношений,
свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства
кого-либо в частные дела (ст.ст. 1, 3, 49, 421, 424 ГК РФ).
Возлагая на антимонопольный орган обязанность контроля за
оказанием платных услуг, Закон УР от 2 марта 2001 года (ст. 7)
вновь нарушает требования Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках". Статьей 1-1
названного Закона РФ установлено, что к антимонопольному
законодательству законы субъектов РФ не относятся, а полномочия
антимонопольного органа установлены ст. 12 указанного Закона
Российской Федерации.
В заключении Управления Министерства юстиции РФ по УР от 26
декабря 2001 года указано, что ст.ст. 1, 2, 3, 4, 7 Закона
Удмуртской Республики N 5-РЗ от 2 марта 2001 года не соответствуют
федеральному закону, вторгаются в предметы ведения Российской
Федерации и требуют внесения соответствующих изменений.
Судебная коллегия приходит к выводу, что статьи 1, 3, 7 Закона
Удмуртской Республики N 5-РЗ от 2 марта 2001 противоречат
указанным выше федеральным законам. Принимая во внимание, что без
названных статей оспариваемый Закон теряет предмет регулирования и
свое юридическое содержание, заявление Прокурора о признании его
противоречащим федеральному закону следует удовлетворить.
На Государственный Совет Удмуртской Республики и Президента
Удмуртской Республики была возложена обязанность представить
доказательства соответствия (отсутствия противоречий) Закона УР от
2 марта 2001 года федеральным законам.
Представители Государственного Совета УР и Президента УР
утверждают о своевременном рассмотрении соответствующего протеста
Прокурора, отсутствии оснований для удовлетворения его заявления.
В качества доказательств суду представлены: копия распоряжения
Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики N 139
от 16 июля 2001 года, которым создана рабочая группа для
подготовки предложений по внесению изменений в Закон Удмуртской
Республики от 2 марта 2001 года N 5-РЗ и проект Закона УР "О
признании утратившим силу Закона УР "О государственном контроле за
платными услугами, оказываемыми органами государственной власти и
государственными учреждениями Удмуртской Республики".
Также копией постановления Президиума Государственного Совета
Удмуртской Республики от 18 декабря 2001 года подтверждено, что
указанный проект Закона внесен в повестку дня двадцать второй
сессии Госсовета на февраль 2002 года.
Судебная коллегия находит, что представленные доказательства
фактически подтверждают признание Государственным Советом УР
наличия противоречий положений Закона УР от 2 марта 2001 года
федеральным законам, необходимости его отмены, а не дают оснований
для отказа в удовлетворении заявления Прокурора.
Представитель Государственного Совета УР, кроме того,
ссылается на различие оснований, указанных в протесте, внесенном
Прокурором Удмуртской Республики в Госсовет УР, и оснований для
отмены Закона, указанных в заявлении в Верховный Суд УР.
Из смысла пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
27 апреля 1993 года (с последующими изменениями) следует, что
обращение прокурора с протестом в орган, принявший закон
(нормативный правовой акт), не является обязательной досудебной
стадией для обращения в суд с соответствующим заявлением. Кроме
того, суд не связан доводами протеста, поскольку его задачей при
рассмотрении данной категории дел является проверка соответствия
правового акта федеральному закону.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
N 6-П от 11 апреля 2000 года указано, что закон субъекта РФ,
признанный судом противоречащим федеральному закону, не является
подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом,
тем более лишения его юридической силы с момента издания. Такой
закон субъекта РФ должен быть признан недействующим и,
следовательно, не подлежащим применению с момента вступления
решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах Закон Удмуртской Республики от 2
марта 2001 года N 5-РЗ необходимо признать противоречащим
федеральным законам и не подлежащим применению с момента
вступления решения в законную силу.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 191 - 197
ГПК РФ, Верховный Суд УР
решил:
Заявление Прокурора Удмуртской Республики удовлетворить,
признать Закон Удмуртской Республики от 2 марта 2001 N 5-РЗ "О
государственном контроле за платными услугами, оказываемыми
органами государственной власти и государственными учреждениями
Удмуртской Республики" противоречащим федеральным законам,
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней с момента вынесения решения в
окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
А.Л.ЕРМОЛИН
|