Вопрос: Организация является образовательным учреждением и
полагает, что в силу п. 3 ст. 40 Закона "Об образовании"
освобождена от уплаты всех видов налогов, в т.ч. от налогов на
пользователей автодорог, за землю, имущество, прибыль, - в части
своей уставной непредпринимательской деятельности, а также просит
разъяснить, каким образом налоговая инспекция обязана возвратить
ей излишне уплаченный в 1999 - 2001 гг. налог на пользователей
автодорог.
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской
Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об
образовании"), образовательные учреждения независимо от их
организационно - правовых форм в части непредпринимательской
деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных
учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том
числе платы за землю.
Согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов,
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо
уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в
соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При
этом ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и
сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, налоговые льготы в отношении образовательных
учреждений должны применяться лишь в том случае, если указанные
льготы содержатся в законодательных актах о налогах и сборах.
Закон "Об образовании" таковым не является.
Вместе с тем, согласно п. 15 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах
применения части первой НК РФ" впредь до введения в действие
соответствующих глав части второй НК РФ надлежит применять
принятые в установленном порядке нормы Закона, касающиеся
налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт
они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами
налогообложения.
Учитывая изложенное, в данном случае следует руководствоваться
правовой нормой, закрепленной в п. 3 ст. 40 Закона "Об
образовании", предусматривающей освобождение образовательных
учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов,
введенных частью второй НК РФ, в части, осуществляемой
непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих
образовательных учреждений.
В п. 2 ст. 47 Закона "Об образовании" приведен примерный
перечень видов деятельности, которые можно отнести к
предпринимательской деятельности образовательного учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 47 Закона "Об образовании", в своей
предпринимательской деятельности образовательное учреждение
приравнивается к предприятию и подпадает под действие
законодательства Российской Федерации в области
предпринимательской деятельности.
В отношении деятельности образовательного учреждения по
реализации предусмотренных уставом этого образовательного
учреждения производимой продукции, работ и услуг п. 3 ст. 47
Закона "Об образовании" предусматривает, что такая деятельность
относится к предпринимательской лишь в той части, в которой
получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется
непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на
непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в
данном образовательном учреждении.
Согласно п. 6 ст. 33 Закона "Об образовании" право на ведение
образовательной деятельности и льготы, установленные
законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с
момента выдачи ему лицензии.
Таким образом, для решения поставленного вопроса о
полагающихся налоговых льготах необходимо подтвердить статус
организации как образовательного учреждения, наличие
соответствующей лицензии, а также документально подтвердить факт
направления дохода на нужды образовательного учреждения.
На основании п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики - организации
исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на
основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе
иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении
ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к
прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном)
налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в
периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения
конкретного периода корректируются налоговые обязательства
отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении
налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения
или неполноты отражения сведений налогоплательщик обязан внести
необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Таким образом, если в период с 1999 по 2001 гг. организация
произвела неправильное исчисление и уплату налога на пользователей
автомобильных дорог, что привело к уплате сумм налога в большем
размере, следует руководствоваться вышеизложенными нормами для
исправления искаженной отчетности.
01.04.2002 г. Юридический отдел
Управления МНС России по УР
|