ДОКЛАД
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.А.ВОЛКОВА
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ
Уважаемый Игорь Николаевич!
Уважаемые депутаты Государственного Совета Удмуртской
Республики!
Уважаемые члены Правительства, уважаемые главы и председатели
городских и районных администраций, дум и советов депутатов!
Уважаемые приглашенные!
Две тысячи первый год в жизни России и Удмуртской Республики
стал еще одним шагом к выполнению поставленных Президентом
Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем задач по:
- укреплению всех уровней государственной власти и местного
самоуправления,
- развитию отечественного товаропроизводителя,
- подъему уровня жизни и социальной защищенности граждан нашей
страны,
- борьбе с преступностью и коррупцией,
- формированию эффективного и ответственного гражданского
общества.
Минувший год протекал под знаком Программы "Социально -
экономическое развитие Удмуртской Республики на 2001 - 2004 годы",
которая носит ярко выраженный социальный характер.
Ее реализация привела к дальнейшей консолидации общества и
укреплению социальной стабильности.
Мы сделали все, чтобы своевременно выплачивались заработная
плата, пенсии и пособия.
Среднемесячная заработная плата в прошлом году составила две
тысячи шестьсот пятьдесят два рубля и увеличилась по сравнению с
двухтысячным годом на пятьдесят процентов.
Реальная заработная плата возросла более чем на двадцать
процентов.
В текущем году необходимо закрепить тенденции экономического
роста и поднять благосостояние людей еще на более высокий уровень.
Прежде всего Правительство Удмуртской Республики должно
обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Это доходы ста сорока шести тысяч жителей республики.
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день просроченной
задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной
сферы в Удмуртии нет.
Республике удалось закрепить положительные тенденции в сфере
занятости населения.
Численность занятых в экономике увеличилась более чем на
двенадцать тысяч человек, а количество безработных сократилось на
тысячу триста тридцать шесть человек.
За год трудоустроено почти девяносто тысяч человек. Шесть
тысяч прошли обучение и переобучение.
Снижение уровня безработицы продолжается и в этом году.
И хотя руководители некоторых предприятий и организаций
заявили о предстоящем сокращении около трех тысяч работников,
служба занятости не прогнозирует резкого увеличения безработицы в
республике до конца года.
Тем не менее к руководителям предприятий всех форм
собственности будут предъявляться все более жесткие требования по
сохранению и увеличению рабочих мест.
Любое повышение эффективности производства, связанное с
высвобождением работников, должно сопровождаться их использованием
на других рабочих местах этого же предприятия.
И в ближайшем будущем это должно стать нормой.
Практика также показывает, что напряженность на рынке труда во
многом определяется позицией администраций городов и районов, их
умением организовать взаимодействие службы занятости и
работодателей.
Примером может служить Красногорский район, где за первый
квартал текущего года уровень безработицы сократился почти в
четыре раза.
И это - в сельском районе в зимнее время.
Мы должны активизировать усилия государственной власти,
местного самоуправления и работодателей по созданию новых рабочих
мест и условий для того, чтобы люди могли реализовать свои
способности.
А значит, сделать еще один шаг вперед по пути повышения
жизненного уровня населения.
В минувшем году продолжала активно развиваться и
совершенствоваться система социального обслуживания населения.
На ее финансирование из всех источников было направлено более
миллиарда рублей.
Сегодня тридцать четыре центра социального обслуживания
предоставляют различные услуги более чем двумстам шестидесяти
тысячам пенсионеров и инвалидов.
На реализацию Законов "О ветеранах", "О социальной защите
инвалидов", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
из федерального бюджета поступило свыше пятисот десяти миллионов
рублей.
Указом Президента Удмуртской Республики ветеранам войны и
труда предоставлено право бесплатного проезда по территории
республики на городском, пригородном и междугородном транспорте.
Объем средств, направляемых на социальную помощь, выплату
льгот и пособий, по сравнению с двухтысячным годом вырос в шесть
раз.
Как и в предыдущем году, несмотря на серьезный дефицит
бюджета, сегодня я подписал Указ о предоставлении пенсионерам
льготного проезда по территории республики на автобусах
пригородного сообщения с мая по октябрь нынешнего года, то есть на
садово - огородный сезон.
В республике активно идет пенсионная реформа. Полномочия по
начислению пенсий переходят от Министерства социальной защиты
населения к Пенсионному фонду Российской Федерации.
Одновременно с этим меняются порядок начисления пенсий и
формирование Пенсионного фонда.
Последний визит в республику председателя Пенсионного фонда
России Михаила Юрьевича Зурабова еще раз подтвердил, что Удмуртия
успешно справляется с поставленными задачами.
Тем не менее предстоит серьезная работа по созданию в
республике сильной пенсионной службы, которая должна защищать
интересы каждого из трехсот восьмидесяти восьми тысяч пенсионеров.
Именно каждого, потому что любой недочет, любая погрешность в
начислении и выплате пенсий больно ранит тех, кто своим, без
преувеличения, беззаветным трудом укреплял могущество нашей
державы и перед кем все мы в неоплатном долгу.
К числу не менее важнейших задач социальной политики относится
поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня в республике двести сорок четыре тысячи детей получают
пособия, льготами пользуются почти пятнадцать тысяч многодетных
малообеспеченных семей.
Но мы поставили перед собой более серьезную задачу,
направленную на повышение роли семьи в воспитании подрастающего
поколения.
В этом направлении в минувшем году сделано уже немало.
И до тех пор, пока в реализацию Программ "Охрана материнства и
детства", "Дети - инвалиды", "Здоровье матери и ребенка",
"Развитие социального обслуживания семьи и детей" мы не вовлечем
родителей, школы, предприятия, общественность, успокаиваться
нельзя.
Особую тревогу у каждого из нас вызывают безнадзорные дети,
которых на сегодняшний день зарегистрировано тысяча триста
человек.
Острота проблемы требует от нас активных действий в области
социальной защиты детей.
Нельзя сказать, что в Удмуртии до этого момента для борьбы с
безнадзорностью ничего не делалось.
Сегодня в республике работают тринадцать приютов, которые в
прошлом году приняли более полутора тысяч детей.
В течение этого года мы откроем еще три приюта.
Безнадзорность - это трагедия и для самого ребенка, и для
общества. Предотвратить ее - наша гражданская и человеческая
обязанность.
Нам нужно в самое короткое время провести паспортизацию
неблагополучных семей и помочь тем, кто нуждается, вмешаться там,
где дети подвергаются насилию со стороны родителей.
Социальные проблемы находят свое отражение в демографических
процессах.
В Удмуртии они протекают не так остро, как во многих других
регионах России.
В нашей республике продолжает повышаться рождаемость.
В две тысячи первом году в Удмуртии родилось на триста
восемьдесят детей больше, чем в предыдущем.
За последние пять лет коэффициент рождаемости в республике
стабильно опережает общероссийский и в прошлом году превысил его
на семнадцать процентов.
Достаточно сказать, что в прошлом году в России на одну тысячу
населения родилось 9,1 детей, а в Удмуртии - 10,2.
В итоге по уровню рождаемости Удмуртская Республика занимает
двадцать четвертое место в Российской Федерации и второе место в
Приволжском федеральном округе.
Радует и тот факт, что младенческая и материнская смертность в
Удмуртии ежегодно сокращается. И здесь наши показатели лучше
среднероссийских.
Определенную роль здесь играет проводимая нами в последние
годы политика по охране материнства и детства и поддержке молодых
семей.
Второй год подряд через семнадцать молочных кухонь мы
обеспечиваем бесплатным питанием всех детей в возрасте до одного
года.
В этом году нам необходимо завершить проектирование и
приступить к строительству комбината детского питания в Ижевске.
После его ввода в две тысячи четвертом году бесплатным
питанием будут обеспечиваться все дети в возрасте до двух лет.
Еще одним действенным инструментом улучшения демографической
ситуации должны стать льготы по целевым жилищным кредитам для
молодых и малообеспеченных семей.
Как известно, третью часть льготных жилищных кредитов мы
отдаем молодым семьям. В прошлом году они получили такие кредиты
на сумму свыше семи миллионов рублей.
Положение о механизме предоставления кредитных льгот молодым
семьям уже принято. Теперь на очереди Положение о льготах
малообеспеченным многодетным семьям.
Надеюсь, что наше решение об уменьшении возвращаемой суммы
кредита на четверть при рождении в молодой семье второго и
наполовину при рождении третьего ребенка станет реальным стимулом
для повышения рождаемости в республике. Так как ребенок - это не
только счастье семьи, но и будущее нации.
Наша политика в области здравоохранения отличалась укреплением
материально - технической базы и увеличением финансовой поддержки
отрасли.
В две тысячи первом году сданы в эксплуатацию:
1) участковая больница в поселке Лынга Якшур - Бодьинского
района,
2) детская больница в Воткинске,
3) первая очередь больничного комплекса в селе Бемыж
Кизнерского района,
4) вирусологическая лаборатория в Ижевске,
5) оздоровительный лагерь санаторного типа в поселке Ува,
6) питьевой бювет в поселке Кизнер,
7) аптека в Можге,
8) фельдшерско - акушерский пункт в Глазовском районе.
Об этих пунктах стоит сказать особо.
На селе они часто являются единственными и потому
универсальными медицинскими учреждениями и играют огромную роль в
оказании населению первой медицинской помощи.
Благодаря реализации Целевой программы совершенствования
оказания первичной медицинской помощи сельскому населению на
фельдшерско - акушерских пунктах, мы расширяем их сеть и стали
значительно лучше обеспечивать медикаментами.
Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя выросли
с одной тысячи двухсот семидесяти до одной тысячи пятисот
пятидесяти восьми рублей.
Почти в два раза увеличился объем льготной лекарственной
помощи населению.
Медицинские учреждения обеспечивались современной лечебной и
диагностической аппаратурой.
Однако коренного перелома демографической ситуации и в
состоянии здоровья достичь пока не удалось.
Статистика утверждает, что число умерших в одну целую и четыре
десятых раза превышает число родившихся.
Особенно тревожит высокий уровень смертности мужчин
трудоспособного возраста.
Но все это нельзя сводить только к условиям жизни и уровню
медицинского обслуживания.
Пьянство, наркомания, курение являются одними из основных
причин ухудшения здоровья и преждевременной смертности.
Мы должны побуждать население ценить и беречь собственное
здоровье. Утверждение ценности здорового образа жизни может стать
составляющей той национальной идеи, поиски которой идут в стране.
В этой связи невозможно переоценить роль физической культуры и
спорта.
Президент России Владимир Владимирович Путин обратил на их
развитие особое внимание.
Наша позиция заключается в том, чтобы возродить в республике
былые традиции массовой физической культуры и спорта.
Не случайно в этом году Удмуртии было доверено проведение
Всероссийских финальных соревнований юных хоккеистов "Золотая
шайба" и соревнования по мини - футболу.
Думаю, что отличная организация турнира - это наша общая
победа, подкрепленная успехом команды юных хоккеистов республики.
Но особенно радует то, что после турнира более пятисот
мальчишек записались в хоккейные секции и спортивные школы.
В этом году все школы республики должны принять участие в
турнирах "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Оранжевый мяч".
Для участников "Кожаного мяча" будет закуплено пятьсот мячей,
а администрациям городов и районов совместно с руководством
предприятий и школ необходимо обеспечить каждый двор хоккейной
коробкой.
Удмуртия отличается от многих регионов тем, что нашей доброй
традицией стали ежегодные республиканские летние и зимние сельские
спортивные игры. Юбилейные десятые летние игры собрали на новом
Игринском стадионе более тысячи участников, а в феврале этого года
в Юкаменский район съехалось более семисот спортсменов.
И вполне закономерно, что эти игры привлекли внимание журнала
"Российская Федерация сегодня", посвятившего им большую
публикацию.
В этом году летние сельские игры пройдут на новом стадионе в
Каракулино. Приступим также к строительству стадиона в поселке
Балезино и продолжим реконструкцию Центрального стадиона в
Ижевске.
Хороший пример другим предприятиям подает ОАО "Чепецкий
механический завод", которое ведет строительство
двадцатипятиметрового плавательного бассейна в Глазове и
продолжает шефствовать над хоккейными коробками, которых в прошлую
зиму в Глазове было даже больше, чем в Ижевске.
Согласитесь, уважаемые коллеги, что сегодня каждая школа с
помощью шефов в состоянии построить и залить льдом хоккейную
коробку, восстановить волейбольную и баскетбольную площадки,
создать футбольную и хоккейную команды, шире распахнуть для детей
двери своих спортивных залов.
И тогда мы уведем их из подвалов и подъездов, убережем от
торговцев наркотиками и других криминальных элементов.
Оздоровление и физическое развитие нашего населения должно
стать одним из приоритетов в деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
Определяющим направлением в работе системы образования
является дальнейшее развитие интеллектуального и духовного
потенциала нашего народа.
Руководство республики приняло важные решения, направленные на
поддержку образования, создание благоприятных условий для работы
преподавателей.
Основные задачи, стоявшие перед отраслью в истекшем году,
выполнены.
При этом впервые за много лет самое пристальное внимание
уделялось укреплению не только кадрового состава, но и развитию
материально - технической базы сельских школ.
На селе в прошлом году построено одиннадцать из пятнадцати
новых школ.
Это школы в Можге, селах Шаркан и Завьялово,
в селах Пудем Ярского района и Комяк Можгинского района,
деревнях Лолошур - Возжи Граховского района, Узи Селтинского
района, Жувам Юкаменского района,
начальная школа с детским садом в деревне Костино
Сарапульского района,
пристрой к школе в деревне Слудка Глазовского района и к
сарапульской школе номер двадцать один,
школы - сады в деревнях Балаки Камбарского и Вичурка
Кизнерского районов,
клуб - школа в деревне Ольховка Увинского района.
А в деревне Золотарево Глазовского района построена новая
школьная столовая.
При этом мы не просто строим новые школы со спортивными и
актовыми залами, но и оснащаем их современными компьютерными
классами.
К концу две тысячи первого сельские школы республики получили
восемьсот тридцать четыре компьютера. В том числе по федеральной
программе пятьсот девяносто восемь компьютеров на двадцать один
миллион рублей и сто девяносто компьютеров на три миллиона
восемьсот тысяч рублей, выделенных из Президентского фонда.
Эта большая и сложная работа направлена на то, чтобы поднять
качество среднего образования на селе, чтобы выпускники на равных
конкурировали с выпускниками городских школ при поступлении даже в
самые престижные вузы.
В докладе Государственному Совету в апреле прошлого года
говорилось о социальных гарантиях молодым специалистам, в том
числе учителям.
За это время в образовательные учреждения городов прибыли
четыреста двадцать молодых специалистов, на село - двести
семьдесят. Многим из них выделены квартиры или места в общежитиях,
двести тридцать семь человек получили льготные жилищные кредиты на
сумму свыше десяти миллионов рублей.
В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики, за
успехи в учебной, научной, общественной деятельности выделено сто
семь повышенных стипендий.
Четырнадцати лучшим студентам оказана материальная поддержка в
размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
В течение этого года Министерству народного образования нужно
хорошо подготовиться к переводу школ на финансирование из бюджета
республики с первого января две тысячи третьего года.
В Программе "Развитие Удмуртии" уделено много внимания
государственной молодежной политике.
В минувшем году Правительство значительно укрепило
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи
кадрами, а сам Комитет еще активнее взялся за решение вопросов
занятости, обучения и воспитания молодого поколения.
Возобновлена деятельность студенческих трудовых отрядов,
сохранена и успешно работает сеть клубов по месту жительства и
военно - патриотических клубов.
Последнее обстоятельство является для нас очень важным.
Патриотическое воспитание молодежи на длительное время выпало из
поля зрения государства.
Поэтому значительная часть молодежи не только плохо знает
историю нашего Отечества, но и лишена уважения к ней.
Восполнить этот существенный пробел должна Программа
патриотического воспитания населения, которую необходимо принять
осенью этого года.
На высоком уровне необходимо провести и мероприятия в честь
восьмидесятилетия пионерии.
Молодежь должна чувствовать реальную заботу и поддержку
государства. Уверен, что только такой подход сделает энергию
молодого поколения двигателем поступательного развития нашего
общества.
Не менее важной составляющей нашей государственной политики
является и развитие культуры.
На территории Удмуртии находятся четыре исторических города и
более двух тысяч памятников историко - культурного наследия.
Наша задача - сохранить их для будущих поколений.
Мы продолжили реставрацию Музея - усадьбы Петра Ильича
Чайковского и создание архитектурно - этнографического музея
деревянного зодчества в селе Ильинка Завьяловского района.
Построена и передана Ижевской Епархии церковь Казанской иконы
Божьей Матери, ведется восстановление ряда церквей в районах
республики.
Разрабатываются научные концепции архитектурно -
этнографического музея "Лудорвай" и историко - культурного музея -
заповедника "Иднакар".
А в селе Грахово открылся районный краеведческий музей имени
Ашальчи Оки.
Следует отметить стабильную работу театрально - концертных
учреждений республики. Более восьмисот тысяч зрителей в минувшем
году посетили свыше трех тысяч спектаклей и концертных программ.
Успешно прививают детям вкус к классическому искусству
музыкальные школы, построенные в минувшем году в поселках Кез и
Балезино.
Активно пополнялись библиотечные и музейные фонды.
Национальная библиотека Удмуртской Республики продолжила работу в
рамках Республиканской целевой программы "Память Удмуртии".
В республике ускоренными темпами возводится комплекс Ижевского
государственного цирка.
За две тысячи первый год на нем освоено более ста одиннадцати
миллионов рублей.
В текущем году необходимо освоить еще сто двадцать - сто
пятьдесят миллионов и обеспечить ввод первой очереди комплекса к
первому сентября две тысячи третьего года.
Завершение строительства всего комплекса произойдет в две
тысячи четвертом году.
Укрепляя материальную базу отрасли, мы должны помнить, что без
стремления человека приобщиться к духовным ценностям, без его
желания познать историю и культуру своих предков и современников
невозможно нормальное развитие ни экономики, ни социальной сферы.
Поэтому нам следует ратовать не только за материальный достаток,
но и за духовное богатство личности, за патриотизм нашего народа.
Большим общественным злом для страны в целом и для республики
остается преступность.
Министерство внутренних дел и Прокуратура Удмуртской
Республики заметно активизировали свою работу.
Но когда у государства нет вразумительной идеологии, заброшена
воспитательная работа, экраны телевизоров полны насилия, а реклама
призывает "бежать за "Клинским" и брать от жизни все, бороться с
преступностью крайне сложно.
Ситуация усугубляется необходимостью отвлекать из Удмуртии
значительные силы для наведения конституционного порядка в Чечне.
Да и затянувшееся назначение министра внутренних дел осложняет
эффективность работы Министерства.
Как следствие, в республике возросло количество тяжких и особо
тяжких преступлений.
За прошлый год выявлено более тысячи преступлений, связанных с
незаконным оборотом наркотиков. В полтора раза увеличилось число
пресеченных фактов сбыта наркотических и психотропных средств.
К уголовной ответственности привлечено триста пятьдесят четыре
активных члена преступных группировок.
Расследовано около тысячи трехсот преступлений экономической
направленности.
Для улучшения кадровой ситуации Правительство Удмуртской
Республики приняло постановление "О целевой подготовке кадров
правоохранительных органов".
А Указом Президента Удмуртской Республики участковым
инспекторам с прошлого года установлены надбавки к денежному
содержанию из резервного фонда Президента.
Нам нужно постоянно помнить, что от эффективной работы
правоохранительных органов зависят покой, здоровье, а порой и
жизнь людей, их уважение и доверие к власти.
Уважаемые депутаты!
Нет необходимости доказывать, что успешная социальная политика
возможна только при экономическом развитии.
Основой экономического потенциала республики по-прежнему
остаются промышленность и топливно - энергетический комплекс.
Одиннадцать из тринадцати отраслей промышленности завершили
прошедший год с ростом физического объема производства.
Половина из них достигла темпов роста от четырнадцати до
тридцати трех процентов.
Это позволило произвести продукции на шестьдесят миллиардов
рублей, или на девяносто восемь процентов к годовому заданию.
Подчеркну - в условиях, когда объем выпуска спецпродукции
сократился к уровню двухтысячного года на тридцать шесть
процентов.
Хотя это не может полностью оправдать тех, кто отвечает за
промышленный блок в Правительстве республики.
Поэтому все мы должны ясно осознавать, что будущее
промышленности нашей республики - в наращивании объемов,
ассортимента и качества гражданской продукции и продукции двойного
назначения.
Наиболее динамично в минувшем году развивались предприятия,
которые сосредоточили свои силы именно на этом направлении.
И наоборот, предприятия, в структуре производства которых
гражданская продукция занимает незначительное место, и сами
оказались в трудном положении, и снизили темпы развития
промышленности всей республики. Особенно это касается "ИЭМЗ
"Купол".
Большинство крупных и средних предприятий республики завершили
год с темпами роста объемов выпуска продукции более чем на десять
процентов, что соответствует Программе "Развитие Удмуртии".
Среди них государственные предприятия "Ижевский механический
завод" (генеральный директор Василий Сергеевич Чугуевский) и
"Воткинский машиностроительный завод" (генеральный директор Виктор
Григорьевич Толмачев),
акционерные общества "Ижмаш" (генеральный директор Владимир
Павлович Гродецкий) и "Ижсталь" (генеральный директор Валерий
Васильевич Моисеев),
"Сарапульский электрогенераторный завод" (генеральный директор
Евгений Петрович Сторонкин), фабрика "Сактон" (генеральный
директор Зоя Ивановна Степнова).
Многие промышленные предприятия включились во
внутриреспубликанскую и межрегиональную кооперацию.
Только в изготовлении комплектующих для ижевского автомобиля
приняли участие четырнадцать предприятий республики.
В минувшем году разработана Программа внутриреспубликанской
кооперации, а нынешний год должен стать годом ее претворения в
жизнь. Программа объединит усилия уже двадцати четырех
предприятий.
В две тысячи первом году производство ижевских малолитражек
выросло в одну целую и семь десятых раза и составило сорок семь
тысяч семьсот шестьдесят три автомобиля.
Между тем Программа "Развитие Удмуртии" предусматривала выпуск
шестидесяти тысяч автомобилей.
В этом году Ижевский автозавод намерен поправить положение и
выйти на производство восьмидесяти тысяч автомобилей, и Программа
внутриреспубликанской кооперации поможет ему добиться этой цели.
Республика заинтересована в возрождении автомобилестроения,
поскольку достигнутый уровень производства автомобилей не только
создал дополнительные рабочие места, но и позволил в две тысячи
первом году увеличить налоговые поступления на сто миллионов
рублей.
В минувшем году рост инвестиций в основной капитал составил
тринадцать процентов, а в промышленности он превысил двадцать
процентов.
Объем инвестиций в машиностроение и металлообработку
увеличился на шестьдесят четыре процента.
Несмотря на снижение общей прибыли, на модернизацию
производства в промышленности было потрачено почти четыре
миллиарда рублей.
Повышение инвестиционной активности остается ключевым фактором
для развития промышленности на ближайшие годы.
Многие наши предприятия имеют уникальный инновационный
потенциал, способны производить продукцию мирового уровня.
Наша академическая и прикладная наука постоянно разрабатывает
и предлагает предприятиям новые изделия и технологии.
Например, только научно - исследовательский технологический
институт "Прогресс" за последние два года создал сто шестнадцать
наименований конкурентоспособных и импортозамещающих разработок и
образцов технологического оборудования.
Реализация научных идей требует больших финансовых затрат.
Для продвижения результатов академической и прикладной науки в
производство в республике образован специальный фонд научно -
технологического развития.
В две тысячи первом году предприятия республики сохранили
географию поставок своей продукции.
Внешнеторговый оборот превысил семьсот сорок один миллион
долларов США.
Однако пока используется далеко не весь имеющийся в
промышленности экспортный потенциал.
В прошедшем году доля экспортированной продукции в общем
объеме составила около тридцати пяти процентов против половины в
предыдущем году.
Конечно, не все здесь зависит от нас. Тем не менее
руководители предприятий и Правительство должны постоянно искать
новых партнеров, заниматься качественным анализом рынка и чутко
реагировать на меняющуюся конъюнктуру.
Удмуртия продолжает развивать межрегиональные связи.
В прошедшем году подписаны соглашения с Башкортостаном,
Самарской областью, Республикой Адыгея.
Особые отношения связывают нас с Белоруссией. Их укреплению и
расширению способствовал недавний визит нашей делегации в эту
республику.
К сожалению, в промышленности остается и ряд нерешенных
проблем.
Основные из них:
- уменьшение спроса на готовую продукцию, в том числе и из-за
ее низких потребительских качеств,
- рост издержек производства,
- ухудшение финансового состояния предприятий.
Долги государства по оборонному заказу все еще составляют
четыреста пятьдесят семь миллионов рублей.
Тяжелым грузом для всей экономики республики стали и
нерентабельные предприятия, убытки от деятельности которых
превысили шестьсот сорок миллионов рублей.
Убыточные предприятия появляются там, где отсутствует
профессиональное управление.
Правительство должно предъявлять претензии за это не только
руководителям предприятий, но и главам администраций городов и
районов.
Нужно смелее инициировать структурную перестройку убыточных
предприятий, активнее влиять на расстановку кадров.
За четыре последних года таким образом удалось "поставить на
ноги" более тридцати промышленных предприятий и сохранить свыше
восемнадцати тысяч рабочих мест.
Нам следует объединить усилия республиканских министерств и
ведомств, органов местного самоуправления для того, чтобы в
течение двух - трех лет число убыточных предприятий и хозяйств
резко сократить.
В текущем году промышленность республики задержалась на
старте.
Да, "Ижмаш", Сарапульский электрогенераторный завод,
"Элеконд", Чепецкий механический завод, "Красная звезда", "Свет" и
ряд других предприятий обеспечили заметный рост производства.
Тем не менее за три минувших месяца объем производства
составил девяносто два целых и семь десятых процента от уровня
первого квартала прошлого года.
Правительство республики совместно с директорским корпусом
должно переломить ситуацию и выполнить задачи, поставленные
Программой "Социально - экономическое развитие Удмуртии на две
тысячи второй год".
Не менее важным для экономики республики, наряду с
промышленностью, является топливно - энергетический комплекс,
основную роль в котором играет нефтедобыча.
В прошлом году на территории Удмуртии тринадцать компаний
разрабатывали пятьдесят три месторождения.
Отрадно, что впервые с тысяча девятьсот восемьдесят шестого
года нам удалось прекратить падение добычи нефти.
Из недр извлечено семь миллионов восемьсот шестьдесят девять
тысяч тонн черного золота, или на сто восемьдесят девять тысяч
тонн больше, чем в двухтысячном году.
А двенадцатого марта мы отметили знаменательное событие:
акционерное общество "Удмуртнефть" добыло двухсотмиллионную тонну
нефти.
Платежи в бюджет республики от деятельности нефтяников
составили почти четыре миллиарда рублей. Такие же средства вложены
в развитие нефтедобычи.
В прошлом году Правительство приняло несколько постановлений,
регулирующих вопросы добычи нефти и платы за нее.
В частности, было образовано простое товарищество нефтяных
компаний по разработке Удмуртского конкурсного участка.
На очереди - создание Удмуртской государственной нефтяной
компании на базе предприятий "Удмуртторф", "Удмуртнефтепродукт",
"Удмуртгеология" и "Удмуртская нефтяная компания".
В текущем году нам необходимо довести уровень добычи до семи
миллионов девятисот тысяч тонн.
Благодаря нашей сбалансированной тарифной политике, удалось
обеспечить бесперебойное снабжение республики электрической и
тепловой энергией.
Чтобы и впредь избежать тех потрясений, которые в минувшую
зиму пережили некоторые регионы страны, мы завершили разработку
Концепции развития топливно - энергетического комплекса
республики, в стадии завершения находится Генеральная схема
электроснабжения Удмуртии.
А в Указе Президента Удмуртской Республики "О мерах по
реализации политики энергосбережения в Удмуртской Республике"
обозначены первоочередные мероприятия и в этой области.
Год назад мы обсуждали целесообразность объединения
газораспределительных организаций.
Могу сообщить, что сегодня осталось юридически оформить
слияние их с акционерным обществом "Удмуртгаз".
Население республики должно быть уверено, что бесперебойное
снабжение электрической и тепловой энергией ему гарантировано.
Перспективы социально - экономического развития республики во
многом зависят от объемов капитального строительства.
Строительный комплекс давно ощущал серьезный дефицит
инвестиций. И все же в отрасли начался подъем.
В прошлом году объем работ, выполненных силами подрядных
организаций, составил более восьми миллиардов рублей.
Численность работающих в отрасли увеличилась более чем на
полторы тысячи человек. Почти в два раза выросла прибыль.
Сдано в эксплуатацию двести шестьдесят девять километров
газовых сетей,
газифицировано восемь тысяч семьсот квартир,
проложено и реконструировано сто тридцать четыре километра
автомобильных дорог с твердым покрытием,
построено двести семьдесят шесть с половиной тысяч квадратных
метров жилья, что на восемь процентов больше, чем в двухтысячном
году.
Индивидуальные застройщики возвели дома общей площадью сто
семьдесят тысяч квадратных метров, что также превышает уровень
предыдущего года.
В минувшем году свыше тысячи шестисот жителей республики
воспользовались льготными жилищными кредитами на сумму более
пятидесяти миллионов рублей.
Но программное задание по вводу жилья осталось невыполненным
на сорок три тысячи квадратных метров.
Масштабы жилищной проблемы как в республике, так и в стране
требуют от нас самых энергичных и целенаправленных действий.
Поэтому одиннадцатого апреля подписан Указ Президента
Удмуртской Республики "О мерах по увеличению объемов жилищного
строительства в Удмуртской Республике".
В соответствии с ним предприятия и организации всех форм
собственности должны принять участие в строительстве жилья для
своих работников, для чего всем городам и районам в ближайшее
время будут установлены соответствующие задания.
Уважаемые коллеги, нам предстоит большая кропотливая работа,
которая позволит уже в текущем году перешагнуть рубеж в 300 тысяч
квадратных метров жилья, а в 2004 году мы обязаны ввести не менее
400 тысяч квадратных метров жилой площади.
В рамках Программы "Развитие Удмуртии" впервые за много лет мы
приступаем к сносу ветхого жилья и потратим в текущем году на эти
цели десять миллионов рублей из республиканского бюджета и столько
же - из бюджета города Ижевска.
Думаю, жилищное строительство может стать одной из основных
составляющих национальной идеи.
В начавшемся году строителям предстоит освоить как минимум
восемьсот миллионов рублей из средств республиканского бюджета и
двести восемнадцать миллионов из федерального.
Впервые за много лет мы возобновили газификацию сельских
районов. В этом году природный газ придет в Каракулинский и
Киясовский районы.
В соответствии с Программой "Развитие Удмуртии", в две тысячи
втором году необходимо построить шесть объектов здравоохранения и
три объекта культуры.
А к первому сентября этого года будут введены в эксплуатацию
пятнадцать объектов народного образования.
Будет продолжено строительство таких социально важных
объектов, как онкологический центр, Музей Михаила Тимофеевича
Калашникова и Ижевский цирк.
Но для успешного ввода и строительства объектов Программы
необходимо изыскать еще двести миллионов рублей.
Одной из социально значимых отраслей экономики является
жилищно - коммунальное хозяйство.
Несмотря на сложное финансовое положение, высокий износ
основных фондов, отрасль выполняет свою основную задачу.
Обеспечена бесперебойная работа систем жизнеобеспечения
населенных пунктов республики. Отопительный сезон прошел без
происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В текущем году предстоит большая работа по модернизации
объектов и инженерных сетей жилищно - коммунального хозяйства и
подготовке к очередному зимнему периоду.
Дальнейшие преобразования, проводимые в отрасли, необходимо
направить на внедрение рыночных механизмов, оздоровление
финансового положения, оптимизацию управления, снижение издержек и
повышение качества услуг.
Люди примут и поддержат реформу жилищно - коммунального
хозяйства только тогда, когда убедятся, что качество услуг в этой
сфере неуклонно повышается, а затраты на их предоставление
снижаются.
Особое внимание при этом необходимо уделить социальной защите
населения при оплате за жилье и коммунальные услуги, сделать эту
помощь адресной и более доступной для населения.
Сегодня основной жилой фонд и объекты коммунального назначения
находятся в муниципальной собственности. Бюджетные возможности по
их содержанию весьма ограничены.
В то же время чистые улицы, благоустроенное жилье, здоровая
экологическая обстановка, благоприятный социальный климат - это
то, в чем заинтересован каждый из нас.
Думаю, что для решения наших общих проблем, таких как
содержание улиц, площадей, парков, дворов, необходимо шире
привлекать население и возможности промышленных предприятий и
организаций.
Еще одна отличительная черта минувшего года - это повышенное
внимание руководства республики к аграрному сектору экономики.
В результате производство валовой продукции сельского
хозяйства за прошлый год превысило уровень двухтысячного года на
восемь процентов.
Впервые за последние десять лет мы не сократили посевные
площади сельскохозяйственных культур, а под зерновыми,
техническими культурами и овощами даже увеличили.
Более того, начался процесс возвращения в сельскохозяйственный
оборот ранее не использованных земель. Весной этого года часть
земель в количестве двух тысяч гектаров будет засажена лесом.
Пример передовых хозяйств свидетельствует, что и в наших
условиях можно получать с гектара по сорок центнеров зерна, двести
сорок центнеров картофеля, триста центнеров овощей, двенадцать
центнеров льноволокна.
Уже не единичны случаи, когда продуктивность дойного стада в
хозяйствах составляет более четырех, пяти, а в отдельных
хозяйствах и шести тысяч килограммов молока на одну корову.
В числе передовых хозяйств можно отметить колхоз "Родина"
Малопургинского района, сельскохозяйственный кооператив "Заря"
Можгинского района, сельскохозяйственный кооператив "Путь к
коммунизму" Балезинского района, рыбоводный совхоз "Пихтовка" и
учебное хозяйство Июльское Воткинского района.
По оперативным сведениям Минсельхоза России, среди республик и
областей Приволжского федерального округа по продуктивности коров
Удмуртия заняла первое место, по Российской Федерации - девятое
место.
По тем же данным, Удмуртия вошла в число шести субъектов
России, не допустивших сокращения поголовья крупного рогатого
скота. И оказалась единственным регионом, где увеличилось
поголовье коров.
Чтобы развить этот успех, мы должны создать необходимую
кормовую базу животноводства.
Для этого необходимо принять Целевую программу "Корма",
реализация которой может существенно повлиять на продуктивность
работы всего агропромышленного комплекса. К сожалению, принятие
этой Программы неоправданно затягивается.
Сегодня можно подвести итоги Республиканской целевой программы
"Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 1999 - 2001
годы".
Значительно расширены посевные площади льна - долгунца.
Впервые за последние пятнадцать лет получено без малого шесть
тысяч тонн льноволокна, а урожайность льна - долгунца в переводе
на льноволокно оказалась самой высокой за пятьдесят лет.
Нет сомнений, что нам нужно продолжить поддержку льноводства и
увеличить глубину переработки льна, чему будет способствовать
Целевая программа "Развитие льняного комплекса Удмуртской
Республики до две тысячи шестого года".
Положительные результаты работы агропромышленного комплекса
республики во многом определились уровнем его государственной
поддержки.
Сюда было направлено почти шестьсот миллионов рублей из
республиканского и сто пятьдесят шесть миллионов из федерального
бюджета.
Сегодня приоритеты в помощи агропромышленному комплексу отданы
укреплению его материально - технического оснащения.
В минувшем году на условиях лизинга Правительство республики
приобрело двести зерновых и двадцать кормоуборочных комбайнов, сто
тракторов и немало другой техники.
К началу весенне - полевых работ этого года закуплено еще сто
двадцать тракторов, то есть задание двух лет, предусмотренное в
Программе "Развитие Удмуртии", перевыполнено на 40 единиц.
Положительные изменения в аграрном секторе сегодня важны и в
экономическом, и в психологическом плане.
Сельские труженики ощутили и оценили государственную поддержку
и достойно ответили на нее хорошей работой.
В прошедшем году сельскохозяйственные предприятия получили
прибыль в триста сорок пять миллионов рублей.
А птицефабрики "Вараксино", "Удмуртская" и "Глазовская" вошли
в перечень трехсот наиболее эффективных хозяйств России.
Наметившиеся тенденции должны быть обязательно закреплены.
Правительству республики необходимо сделать все возможное для
дальнейшего поступательного развития отрасли.
Наша задача - помочь селу всеми возможными ресурсами, создать
условия для увеличения объемов производства, роста его
эффективности и личных доходов сельских тружеников.
В поддержке нуждаются и их личные подворья, которые занимают в
структуре аграрной продукции наибольший удельный вес.
Именно здесь формируется значительная часть доходов семьи,
определяется уровень ее жизни.
Задачи органов государственной власти и местного
самоуправления в части поддержки личных хозяйств населения
обозначены в Законе Удмуртской Республики "Об основах
государственной политики в сфере социально - экономического
развития села".
В ближайшее время необходимо также заняться реформированием
неплатежеспособных хозяйств, подключив к этой работе органы
исполнительной власти, местного самоуправления, специалистов
сельскохозяйственного производства.
Для решения этих вопросов нужны квалифицированные кадры и
условия для их закрепления на селе.
В прошлом году в докладе было акцентировано внимание о
необходимости решения кадровых проблем на селе, и в этом
направлении кое-что удалось сделать.
Руководителям и специалистам, возглавившим экономически слабые
хозяйства, были предоставлены социальные гарантии в виде
ежемесячной доплаты к должностному окладу, единовременной выплаты
при переезде к месту работы, предоставления жилищной ссуды.
Сегодня по этой схеме получает льготы уже сто один специалист.
В республике постоянно и в достаточном количестве готовятся
кадры для села. В две тысячи первом году в аграрных
образовательных учреждениях прошли профессиональную подготовку и
повышение квалификации более шести тысяч человек.
Из них свыше пяти тысяч - за счет средств республиканского
бюджета.
Сегодня наши усилия должны быть направлены на создание условий
для организованного проведения весенне - полевых работ. Именно
сейчас закладывается основа будущего урожая.
В поле зрения Президента и Правительства республики постоянно
находится лесопромышленный комплекс, доля которого в объеме
промышленного производства постепенно увеличивается.
Однако накопившиеся здесь проблемы требуют разработки
специальной программы и более деятельного участия в их разрешении
администраций районов и профильных министерств.
Это тем более важно, что изделия деревообработки пользуются
повышенным спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Мы всегда говорили, что лес - наше богатство. Вот и нужно это
богатство использовать на благо населения республики.
Говоря о рынке товаров и услуг, отмечу, что он тоже
развивался, на что повлияла положительная динамика доходов
населения.
Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах увеличился
на четыре процента.
По объему продажи товаров на одного жителя наш регион в
Российской Федерации переместился с пятьдесят четвертого места на
сорок седьмое, а в Приволжском федеральном округе республика
занимает шестое место.
В рыночные условия постепенно интегрируется и потребительская
кооперация.
Сегодня кооператоры обслуживают треть жителей республики.
Объем продаж здесь достиг миллиарда трехсот семидесяти
миллионов рублей, а в бюджеты всех уровней перечислено триста
пятьдесят миллионов налогов.
Капитальные вложения превысили тридцать два миллиона рублей.
Потребсоюз успешно решает и поставленную руководством
республики задачу совершенствования экономических отношений с
личными подсобными хозяйствами сельских жителей.
От населения закуплено сельхозпродуктов и сырья на сто
двадцать миллионов рублей, или на шестьдесят процентов больше, чем
в двухтысячном году.
Во исполнение Указа Президента Удмуртской Республики "О
государственной поддержке безработного сельского населения", на
временную и сезонную работу было трудоустроено почти две тысячи
человек, создано семьсот пятьдесят новых рабочих мест.
Дальнейшее развитие потребительской кооперации позволит
обеспечить бесперебойное снабжение сельского населения основными
товарами и услугами по приемлемым ценам и закуп продукции,
производимой в личных хозяйствах.
Одним из важных и перспективных секторов экономики республики
является малый бизнес.
Частное предпринимательство даже при незначительной
государственной поддержке и небольших инвестициях способно
подтянуть отстающие звенья народного хозяйства.
Сегодня в республике насчитывается около восьми тысяч малых
предприятий, на которых работают почти семьдесят тысяч человек или
немногим более одиннадцати процентов занятых в экономике
республики.
Объем произведенной здесь продукции и услуг по итогам года
составил около шести миллиардов рублей, или десятую часть валового
регионального продукта.
Согласитесь, что это ощутимый ресурс нашего развития.
Без преувеличения можно сказать, что для малого бизнеса в
республике делается немало.
Принято несколько законодательных и нормативных актов, малому
бизнесу оказывается финансовая и организационная помощь.
Недавно принятые федеральные законодательные акты устраняют
ряд негативных факторов, сдерживающих развитие
предпринимательства.
Как известно, Правительство Российской Федерации намерено
внести в Государственную Думу предложение о реформе
налогообложения малых предприятий и разработало Государственную
программу поддержки малого предпринимательства на период до две
тысячи пятого года.
Эти правовые и нормативные документы имеют принципиальное
значение для дальнейшего хода реформ. Они позволят создать режим
наибольшего благоприятствования для малого бизнеса и снять многие
"рогатки", мешающие организации малых предприятий.
Поступательное развитие экономики в минувшем году обеспечило
исполнение консолидированного и республиканского бюджетов выше
утвержденных параметров.
Консолидированный бюджет Удмуртии по доходам на треть превысил
уровень двухтысячного года и составил одиннадцать миллиардов
восемьсот семьдесят семь миллионов рублей.
По доходам бюджета на одного жителя республика занимает пятое
место в Приволжском федеральном округе.
План по собственным доходам перевыполнили девять городов и
районов.
Из федерального бюджета получено девятьсот восемьдесят
миллионов рублей финансовой помощи.
Созданная финансовая база позволила не только полностью
профинансировать дефицит бюджета Удмуртской Республики, но и
увеличить расходы республиканского бюджета на социальную политику
более чем в два раза.
Значительно сократился государственный долг Удмуртской
Республики. В минувшем году Правительство не привлекало
заимствований в кредитных организациях.
Уважаемые депутаты! Вам хорошо известно, как формировался
бюджет текущего года.
Централизация доходов на федеральном уровне и одновременное
увеличение расходных обязательств, связанное с повышением
заработной платы работникам бюджетной сферы, стали основными
причинами формирования бюджета республики с предельным размером
дефицита.
В таких условиях на первый план выступает грамотная и гибкая
бюджетная политика Правительства нашей республики.
В числе его приоритетных задач - привлечение доходов в бюджет,
совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне.
Но по итогам первого квартала похвалиться пока нечем. Дефицит
бюджета не сократился.
В этой ситуации как никогда актуальным становится повышение
эффективности муниципальных образований.
Для роста доходов своих бюджетов органам местного
самоуправления следует активно работать над развитием
экономического потенциала территорий.
Действенным способом укрепления бюджетной дисциплины является
казначейская система исполнения бюджета.
С начала текущего года Министерство финансов республики
полностью перевело всех получателей средств республиканского
бюджета на обслуживание их счетов казначейством.
Активно идет процесс становления казначейской системы
исполнения бюджетов городов и районов.
Для его завершения Правительство должно решить еще ряд важных
задач технического, организационного и кадрового плана.
Исполнение бюджета текущего года потребует значительного
напряжения сил. И мы обязаны справиться с этой задачей.
Пополнить бюджет должны и доходы от управления недвижимостью,
дивиденды по акциям и аренда государственного имущества. И я жду
от этого блока конкретных результатов.
Только по этим статьям бюджет республики может получить около
пятисот миллионов рублей.
Отмеченные проблемы и задачи, конечно, не охватывают весь
спектр вопросов, но являются ключевыми для дальнейшей работы.
Параметры, предусмотренные Программой "Социально -
экономическое развитие Удмуртии на две тысячи второй год", для
Правительства Удмуртской Республики, руководителей органов
местного самоуправления и предприятий всех форм собственности
должны быть безусловными.
Уважаемые депутаты!
В минувшем году мы с вами проделали большую работу по
приведению Конституции Удмуртской Республики и ряда важнейших
республиканских законов в соответствие с федеральным
законодательством.
Эта работа, как и введение института президентства в
Удмуртской Республике, формирование единой команды руководителей
всех уровней власти, служит не только ее укреплению, но и
повышению ответственности и эффективности.
Именно этого ждут жители нашей республики.
Это не противоречит тезису о самостоятельности местного
самоуправления, но выдвигает на первый план необходимость более
четкого правового оформления отношений между органами
государственной власти и органами местного самоуправления и
совершенствования механизмов их взаимодействия.
Для этого Государственный Совет Удмуртской Республики в две
тысячи первом году принял Законы "О порядке наделения органов
местного самоуправления Удмуртской Республики отдельными
государственными полномочиями Удмуртской Республики" и "О статусе
столицы Удмуртской Республики".
С той же целью в две тысячи первом году были созданы Совет
глав сельских и поселковых администраций при Президенте Удмуртской
Республики и Фонд развития сельских и поселковых администраций
Удмуртской Республики.
За счет средств фонда в минувшем году для сельских и
поселковых администраций были приобретены четырнадцать компьютеров
и пятьдесят один автомобиль, что позволило им более оперативно и
эффективно исполнять свои обязанности.
В Государственный Совет внесен проект Закона "О порядке
образования, объединения, преобразования, упразднения
муниципальных образований, установления и изменения их границ и
наименований в Удмуртской Республике",
началась работа над Законом Удмуртской Республики "О сельских,
поселковых администрациях".
В минувшем году в Ижевске и Воткинске произошло разделение
муниципальной власти на законодательную и исполнительную, что не
только приблизило местное самоуправление к избирателям, но и
оптимизировало отношения между местным самоуправлением и
государственной властью.
О правильности такого решения свидетельствуют итоги выборов
глав администраций этих городов.
В октябре прошлого года в Ижевске и в апреле этого года в
Воткинске избиратели голосовали за конструктивные и эффективные
отношения между местным самоуправлением и государственной властью,
за формирование единой и ответственной управленческой команды.
В своей работе государственная власть должна опираться и на
эффективное и ответственное гражданское общество.
Здесь значительная роль принадлежит общественным объединениям
и политическим партиям.
За прошедший год в Удмуртии образовано семь региональных
отделений российских политических партий.
Это обстоятельство требует от нас самого пристального внимания
к ходу партийного строительства в республике.
Речь не об административном контроле над этим процессом, а о
том, что нужно приложить все усилия, чтобы их борьба за места в
представительных органах власти не привела к росту тех негативных
явлений, которые мы постоянно наблюдаем во время предвыборных
кампаний.
Здесь не нужно выдумывать ничего нового.
Достаточно расширить каналы эффективного взаимодействия
государства и общества.
Поэтому в две тысячи первом году были созданы Советы при
Президенте Удмуртской Республики по взаимодействию с общественными
объединениями, национально - культурными обществами,
предпринимателями, по делам молодежи.
Именно здесь, в режиме открытого диалога, обсуждаются самые
насущные и злободневные проблемы, волнующие общество и
государственную власть.
Такой же открытый диалог ведется и в средствах массовой
информации республики.
Не случайно по данным "Российской газеты", пресс - служба
Президента и Правительства Удмуртской Республики вошла в список
ста самых влиятельных пресс - служб России, а среди пресс - служб
глав регионов занимает двадцать первое место.
Основным критерием для экспертов, составивших этот рейтинг,
была степень открытости того или иного органа власти для СМИ, а
значит, и для общества.
Развитие элементов гражданского общества невозможно без
стабильности в сфере межнациональных отношений.
Этому способствует последовательная реализация Концепции
государственной национальной политики Удмуртской Республики.
Еще одним очень важным шагом здесь стал Закон Удмуртской
Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных
языках народов Удмуртской Республики", принятый Государственным
Советом в декабре 2001 года.
Не сомневаюсь, что он придаст дополнительный импульс нашей
работе по сохранению и развитию языков и культур народов нашей
многонациональной республики, их дальнейшему объединению.
Неотъемлемым элементом гражданского общества является свобода
совести и вероисповедания.
Сегодня в Удмуртии зарегистрировано двести шестьдесят девять
религиозных объединений и групп, но межконфессиональные отношения
в республике можно охарактеризовать как стабильные.
Этому способствует возвращение Церкви культовых зданий,
содействие государства в строительстве новых и восстановлении
разрушенных храмов и мечетей.
Вообще должен заметить, что психологический климат в нашей
республике заметно изменился к лучшему.
Политические симпатии и социальные ожидания большинство
жителей республики связывают с сильной, инициативной,
ответственной и эффективной государственной властью и с местным
самоуправлением.
Эти тенденции наглядно проявляются и в средствах массовой
информации Удмуртии.
Для большинства журналистов привлекательной и престижной стала
работа над поддержанием и развитием конструктивного диалога
общества и власти.
В итоге тираж государственных газет и журналов в две тысячи
первом году превысил двадцать пять миллионов экземпляров.
Стабильно высоким остается и рейтинг государственных
электронных средств массовой информации.
Все эти факты - самое убедительное свидетельство роста доверия
населения не только к государственным печатным изданиям и
электронным СМИ, но и к самой государственной власти.
Доверия, без которого не могут обойтись ни общество, ни
государство.
Уважаемые депутаты!
Страна готовится к важному событию - Всероссийской переписи
населения, которая призвана отразить изменения, происшедшие в
социально - экономической жизни России с тысяча девятьсот
восемьдесят девятого года.
Работа по подготовке к проведению переписи ведется в Удмуртии
по календарному плану. На эти цели в бюджете республики
предусмотрены средства в размере четыре и шесть десятых миллиона
рублей.
Следует заметить, что люди еще психологически к ней не готовы.
В этих условиях особую значимость приобретает проведение
комплексной информационно - разъяснительной работы среди
населения.
Качественно проведенная перепись позволит нам получить более
полные сведения о социально - демографических характеристиках,
национальном составе и размещении населения по территории
республики.
И, соответственно, внести необходимые коррективы в нашу
социально - экономическую политику.
Уважаемые коллеги!
По итогам работы народно - хозяйственного комплекса нашей
республики в две тысячи первом году по совокупности пятидесяти
двух основных социально - экономических показателей Удмуртия вышла
на третье место среди регионов Приволжского федерального округа,
уступив только Татарстану и Башкортостану.
И это радует.
Дальнейшее развитие Удмуртии немыслимо без повышения
эффективности работы всех уровней власти, консолидации здоровых
сил нашего общества во имя решения созидательных задач.
Экономический рост, улучшение условий жизни, развитие
духовности и патриотизма может быть достигнуто только упорным
трудом всех жителей Удмуртии.
Наша главная задача - опираясь на поддержку населения,
организовывая его созидательный потенциал, обеспечить устойчивый
общественный прогресс, добиться повышения жизненного уровня
каждого жителя нашей республики.
В этом заключается смысл всей нашей деятельности, нашего труда
во имя процветания Удмуртии, возрождения силы и могущества нашей
Родины - великой России.
Спасибо за внимание.
г. Ижевск,
23 апреля 2002 года
|