Вопрос: Какой порядок организации взаимодействия налоговых
органов с органами прокуратуры и регистрирующими органами по
ликвидации организаций, зарегистрированных до 01.01.99 и
уклоняющихся от постановки на учет в налоговом органе?
Ответ: Вопросы процедуры ликвидации организации в настоящее
время не входят в компетенцию налоговых органов.
Вместе с тем, согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды
общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании
недействительной государственной регистрации юридического лица, а
также иски о ликвидации организации любой организационной правовой
формы по основаниям, установленным законодательством Российской
Федерации.
При этом действующее законодательство не предусматривает
возможности возложения обязанностей по осуществлению процедуры
ликвидации юридического лица на государственный или муниципальный
органы, в том числе на налоговые органы, при обращении их в суд с
такими исками. Соответствующие обязанности возлагаются на лиц или
органы, уполномоченные на то законом или учредительными
документами юридического лица (пункт 9 информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
13.01.2000 N 50).
Ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою
деятельность, осуществляется в соответствии со статьей 180
параграфа 2 главы Х Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)".
На налоговые органы возложена функция снятия с учета в
налоговом органе организаций в связи с их ликвидацией, которая
осуществляется в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса
Российской Федерации, пунктом 5.4 приказа Госналогслужбы России от
27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий
присвоения, применения, а также изменения идентификационного
номера налогоплательщика и форм документов, используемых при
учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (в редакции
приказа МНС России от 24.12.99 N АП-3-12/412) и рекомендациями МНС
России для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры
снятия с учета ликвидированных организаций, имеющих задолженность,
признанную безнадежной к взысканию, и списания недоимки и
задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам (доведены
до налоговых органов письмом МНС России от 25.10.2001 N
ММ-6-09/813@).
По вопросу взаимодействия с регистрирующими органами следует
отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 83 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны на основе
имеющихся у них данных и сведений, сообщаемых им органами,
осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц,
самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать
меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Для реализации норм данной статьи Департаментом учета
налогоплательщиков МНС России разработаны и направлены налоговым
органам Методические указания по работе с информацией, поступающей
в налоговые органы от органов, осуществляющих регистрацию
юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, и
налогоплательщиками, уклоняющимися от постановки на учет в
налоговом органе (доведены до налоговых органов письмом МНС России
от 29.12.98 N ВП-6-12/918).
Кроме того, налоговые органы обязаны в отношении организаций,
уклоняющихся от постановки на учет, руководствоваться "Инструкцией
о порядке передачи материалов из налоговых органов в федеральные
органы налоговой полиции для проведения федеральными органами
налоговой полиции мероприятий по установлению места нахождения
организаций или места жительства индивидуальных предпринимателей,
уклоняющихся от постановки на учет в налоговом органе или не
представляющих налоговые декларации, иные документы или сведения,
необходимые для осуществления налогового контроля", утвержденной
приказом ФСНП России и МНС России от 04.01.2001 N
8дсп/БГ-14-16/2дсп.
06.05.2002 Управление МНС РФ по УР
|