Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО УЧЕБНО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА ОТ 11.07.2002 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ "ИНФИН БУХГАЛТЕРИИ"

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


              РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
   
                              СТЕНОГРАММА
                          от 11 июля 2002 года
   
         НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ "ИНФИН - БУХГАЛТЕРИИ"
   
       - Налоговый учет, изменения за 2002 год.
   
                  НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ, ИЗМЕНЕНИЯ ЗА 2002 ГОД
   
       Сегодня  мы будем говорить только про налоговый учет. Но я все
   равно  хотела  бы  сориентировать  ваше  внимание,  что в главу 25
   внесены существенные изменения Законом N 57-ФЗ. Этот Закон вступил
   в  действие  с 1 июля. Кто не присутствовал на вчерашнем семинаре,
   вы можете стенограмму приобрести, договорившись с центром, который
   организует  эти  семинары. Кроме того, у нас еще будут семинары по
   главе 25. Сегодня чисто по налоговому учету.
       Глава 25 нас с вами обязала вести налоговый учет.  В  этой  же
   главе  установлены  общие принципы и порядок,  правила отражения в
   налоговом учете хозяйственных операций.
       Что же  такое  налоговый  учет.  Это  статья 313 главы 25 дает
   понятие,  что  такое  налоговый  учет.  Это  система  обобщения  и
   формирования   информации,  которая  необходима  для  того,  чтобы
   определить базу по  налогу  на  прибыль  и  которая  содержится  в
   первичных документах. То есть все, что у вас в бухгалтерском учете
   содержится  в  первичных  документах,  это  необходимо   обобщить,
   систематизировать, чтобы создать базу.
       Получается,  что налоговый учет нужен для того, чтобы выделить
   каждый  показатель  для составления декларации. Есть декларация, в
   декларации   есть   показатель   доходы,  они  расшифрованы.  Есть
   показатель  расходы, они расшифрованы. Для того чтобы найти каждый
   показатель, нужно все документы систематизировать. Для этого нужен
   налоговый учет.
       Прибыль, то  есть  сама база,  как у нас в бухгалтерском учете
   прибыль выводится на 99 счете.  То есть сальдо - это  прибыль  или
   убыток.  В регистрах налогового учета налоговая база не выводится.
   Никакое там сальдо не выводится. Налоговая база выводится только в
   самой декларации.
       Закон  N  57-ФЗ  внес  изменения  в  статью 313. Эти изменения
   касаются  того,  что  организации сейчас для целей налогообложения
   имеют право использовать ту информацию, которая у них содержится в
   бухгалтерском  учете.  Если  этой информации окажется недостаточно
   или  она  не  полностью  раскрывает  необходимые  правила  ведения
   налогового  учета,  тогда  уже  организации  могут  вести какие-то
   отдельные регистры налогового учета или дополнительные реквизиты к
   бухгалтерскому учету.
       В  отличие  от бухгалтерского учета, где правила ведения учета
   строго регламентированы Положением по бухгалтерскому учету, планом
   счетов,  Законом  о  бухгалтерском  учете,  то в Налоговом кодексе
   такие  правила  для  ведения  учета жестко не установлены. То есть
   налогоплательщику  дано право самостоятельно вести налоговый учет,
   как ему  удобно. Конечно, вести налоговый учет вручную невозможно,
   поэтому сейчас разрабатывают программы ведения налогового учета.
       Для того чтобы вести налоговый учет,  возможно  два  варианта.
   Первый  вариант - производить корректировку бухгалтерского учета в
   целях  налогообложения.  Второй  вариант  -  создавать  отдельную,
   автономную систему налогового учета.  То есть налоговый учет вести
   параллельно с бухгалтерским учетом.
       Если  вы  выбираете  первый  вариант, то, во-первых, вы должны
   определить  те объекты учета, по которым правила по бухгалтерскому
   учету и по налогообложению совпадают, и те объекты, по которым вот
   эти правила различаются.
       Если  правила  совпадают,  то у вас никаких проблем нет. Вы из
   бухгалтерского   учета   все   показатели   просто   переносите  в
   декларацию.
       Если  правила  не  совпадают,  то  вам  придется или отдельные
   субсчета  заводить  в  бухгалтерском учете, или отдельные какие-то
   ведомости,   где  отдельно  отражать  эти  объекты,  или  какие-то
   налоговые регистры. Все это придется отражать в учетной политике.
       Второе,   что   вы  должны  при  использовании  этого  способа
   определить,   это   разработать   формы   аналитических  регистров
   налогового учета по тем операциям, по которым правила не совпадают
   с бухгалтерским учетом. И эти формы отразить в учетной политике.
       Для  того чтобы использовать бухгалтерский учет для налогового
   учета, необходимо  его,  конечно,  по  возможности  сблизить.  Это
   требует   большой   аналитической   работы.   Сейчас   в  связи  с
   изменениями,  прошедшими  в  главу  25,  например,   по   основным
   средствам, по нематериальным активам идет сближение правил учета и
   в бухгалтерском учете,  и в  налоговом.  То  есть  где-то  внесены
   изменения  в  главу 25,  где-то - в правила ведения бухгалтерского
   учета.
       Если  вы  собираетесь  завести параллельную систему налогового
   учета,  то  есть  автономно  вести  налоговый  учет, то вам просто
   необходимо  здесь  разработать  все  вот  эти  регистры налогового
   учета.  Одну  и  ту же операцию вам придется отражать в нескольких
   регистрах.  Министерство по налогам и сборам разработало примерные
   формы регистров. Хоть глава 25 и говорит, что никто не имеет право
   навязывать  какие-то  регистры,  те  регистры, которые разработало
   Министерство, - это не навязывание, это рекомендательный характер.
       Разработаны  там  все показатели, которые вы можете учесть при
   формировании  того  или  иного налогового регистра. Вы можете этим
   воспользоваться.  Можете частью воспользоваться, а что-то отдельно
   свое   придумать.   Можете  воспользоваться  тем,  что  вам  будет
   показывать ИНФИН. Все отдано на вашу самостоятельность.
       Весь  порядок  ведения  налогового  учета  должен отражаться в
   учетной  политике.  Причем  учетная политика у вас должна состоять
   или  из двух разделов, или отдельно вы должны учетную политику для
   целей  бухгалтерского  учета  определить,  отдельно  -  для  целей
   налогового учета.
       В связи с тем, что изменения вступили в силу с 1 июля в главу,
   вы  сейчас  можете  внести  изменения в учетную политику для целей
   налогообложения.  Это  прописано  в  статье  10.2 Закона N 110-ФЗ,
   который  ввел  в  свое  время  главу  25. Изменения Закона N 57-ФЗ
   внесли  изменения в Закон N 110-ФЗ. И там введена статья 10.2, где
   прописано,  что  организации теперь имеют право внести изменения в
   учетную политику, но должны это сделать до 1 июля. Вплоть до того,
   что  вы  могли  изменить  порядок уплаты налога: с ежеквартального
   перейти  на ежемесячный во втором полугодии и наоборот. Но об этом
   обязательно надо было уведомить налоговую инспекцию.
       А  вообще  в  целом  изменения  в  учетную  политику  в  целях
   налогообложения  допускаются только в двух случаях. Это когда идет
   изменение  законодательства, как сейчас было, или когда вы меняете
   какой-то  метод  учета  в  целях  налогообложения.  Метод учета вы
   имеете право изменить только с нового налогового периода.
       Что  вы  должны  вообще отразить в учетной политике. В учетной
   политике  вы  обязательно  должны отразить формы первичных учетных
   документов  для хозяйственных операций, потому что эти формы нужны
   не   только   для  ведения  бухгалтерского  учета,  но  они  также
   необходимы для налогового учета. Налоговый учет у нас составляется
   на основании первичных документов.
       В связи с тем, что у нас в налоговом законодательстве у нас не
   прописано,  какие  формы  первичных документов и как их необходимо
   составлять,  мы  здесь также ориентируем на Закон "О бухгалтерском
   учете", статья  9, где прописано, какие реквизиты должен первичный
   документ иметь, если он не внесен в перечень первичных документов,
   которые имеют типовые бланки.
       Во-вторых,   вы   обязательно   в   учетной   политике  должны
   предусмотреть  формы  регистров  налогового  учета. Если это будет
   автономная система учета, значит, все формы, какие вы используете,
   если  это  будет система налогового учета на основе бухгалтерского
   учета,  значит,  те аналитические налоговые регистры,  которые  вы
   будете  использовать  для налогового учета,  то есть где вы будете
   корректировать бухгалтерский учет, или это ведомости какие-то, или
   это  отдельные  расчеты какие-то.  Вы это тоже должны определить в
   учетной политике.
       Если  автономная  система  налогового учета, вот эти регистры,
   которые  вы  будете  там  отражать,  должны содержать обязательные
   реквизиты.  Перечень  этих  обязательных  реквизитов  перечислен в
   статье   313.   Это   наименование   регистра,  дата  составления,
   измеритель  операции, наименование хозяйственной операции, подпись
   лица,  ответственного за эту операцию. Это обязательные реквизиты.
   Остальные реквизиты - по своему усмотрению.
       В  учетной  политике  вы  сейчас также в связи с изменениями в
   главу  25  самостоятельно  должны  определить,  какие доходы у вас
   будут  доходами от реализации, а какие  внереализационными, потому
   что  эти  изменения  дали  право налогоплательщикам самостоятельно
   определять.  Например,  аренда  -  это  обычный вид деятельности и
   относится к  доходам  от  реализации  или  это  второстепенный вид
   деятельности, внереализационный доход в целях налогообложения.
       В  учетной  политике  вы  обязательно  должны отразить порядок
   определения  доходов  для  целей  налогообложения,  то есть метод,
   применяемый   для   признания   доходов   и   расходов   в   целях
   налогообложения. Это метод начисления или кассовый метод.
       Кассовый  метод  могут  применять  не все налогоплательщики, а
   только  те,  у  кого  за  предыдущие  4 квартала в среднем выручка
   составляла  не  более  1  миллиона  рублей. То есть для того чтобы
   кассовый  метод  применять  на  3  квартал,  вы  должны определить
   выручку  свою  за  3  и  4 кварталы 2001 года и 1, 2 кварталы 2002
   года,  соединить, разделить на 4. Если в среднем эта выручка у вас
   не  будет  превышать  1  миллиона,  вы  имеете  право использовать
   кассовый  метод.  Если  в  течение года у вас произошло превышение
   этой  выручки,  то  у  вас  идет использование метода начисления с
   начала года. То есть задним числом вы заново все пересчитываете.
       Следующий   момент,  который  вы  должны  отразить  в  учетной
   политике,   это   порядок   исчисления   амортизации.   Вообще  по
   амортизации  как  вы  будете  вести, на какие группы свои основные
   средства   раскидали,   нематериальные  активы  по  каким  группам
   раскидали,   какой   срок   вы   установили  для  каждого  объекта
   амортизируемого   имущества.   Определяете,   каким   методом   вы
   начисляете   амортизацию,   линейным   или   нелинейным   методом.
   Понижающие,   повышающие   коэффициенты,  которые  вы  собираетесь
   применять, также отражаете в учетной политике.
       И  в учетной политике вы должны определить все способы оценки,
   изложенные  в  главе  25.  Это  как  вы  будете  оценивать сырье и
   материалы,  готовую  продукцию.  То  есть  те  методы, которые вам
   предложены  в  главе  25  по  оценке,  вы  выбираете и отражаете в
   учетной  политике,  какой  вы  метод  выбрали для оценки. Вы здесь
   сразу  можете  сблизить  с  бухгалтерским  учетом.  Потому  что те
   методы,  которые  предлагаются  в налоговом учете, а эти же методы
   присутствуют и в  бухгалтерском  учете. Каких-то, конечно, нет, но
   есть  и  общие методы. Вы сразу можете определить общие методы для
   учета.
       Аналитические  регистры. Если вы определились вести автономно,
   что могу здесь предложить. Министерство нам предложило очень много
   всяких  регистров,  но я вам хочу предложить такой вариант. Вы все
   свои  операции можете разделить на 5 видов и предусмотреть 5 общих
   регистров.
       Первый - поступление денежных средств.
       Второй - расход денежных средств.
       Третий - поступление имущества, работ, услуг, прав.
       Четвертый - выбытие имущества, работ, услуг, прав.
       Пятый - расходы на оплату труда.
       Далее  из  этих регистров информацию вы будете анализировать и
   включать в какие-то более узкие регистры.
       Если   вы   ведете  системы  налогового  учета  с  применением
   бухгалтерского   учета,   то  вся  эта  общая  информация  есть  в
   бухгалтерском учете и создавать все эти регистры вам не  надо.  Вы
   эту  общую  информацию  можете  брать из бухгалтерского учета и по
   узким каким-то регистрам заносить.
       Проанализировав все хозяйственные операции, вы переносите их в
   какой-то  регистр.  Давайте  на  примере. У вас поступили какие-то
   денежные средства. Вы занесли в регистр учета поступления денежных
   средств.   Анализируете,  что  это  такое.  Если  это  у  вас  это
   безвозмездное  перечисление  какое-то,  вы  сразу эту сумму можете
   отразить в регистре учета внереализационных доходов.  Если  это  у
   вас   средства,  поступившие  за  какую-то  продукцию,  вы  должны
   сравнить,  как у вас шла реализация этой  продукции.  Если  у  вас
   право  собственности  на  продукцию  переходит  в момент получения
   средств за нее,  то  у  вас  возникает  доход  от  реализации,  вы
   переносите  в  регистр дохода от реализации.  И так далее.  Каждую
   такую сумму вы анализируете.
       Основные  средства  приобрели.  Если  вы  ведете не автономную
   систему  налогового учета, приобретение объекта основных средств у
   вас  будет  отражаться  в  регистре  учета приобретения имущества.
   Дальше  вы  смотрите,  является  ли это основное средство основным
   средством   по  главе  25.  Если  является,  то  в  учет  регистра
   амортизируемого    имущества    переносите.    Дальше   начисляете
   амортизацию.
       Для  начисления  амортизации  вы можете предусмотреть какой-то
   регистр   расчета  по  амортизационным  отчислениям.  Из  регистра
   расчета   по  амортизационным  отчислениям  сумму  амортизации  вы
   переносите в регистр учета расходов от реализации.
       Если  вы  ведете  налоговый  учет  на основании бухгалтерского
   учета.  У  вас  при приобретении основных средств все отражается в
   бухгалтерском  учете.  Если вы для бухгалтерского учета вы выбрали
   тот  же  метод  амортизации,  те  же  сроки,  а  на это дано право
   постановлением Правительства N 1 от 1 января, вы смело амортизацию
   со  счета  02  переносите  сразу в декларацию по статье расходы по
   амортизации.
       Здесь тоже, конечно, будут свои нюансы. Если основное средство
   участвует в производстве и амортизация по нему включается в состав
   прямых расходов, то это тоже требует какого-то обособленного учета
   данных основных средств в целях налогообложения.  Потому что у нас
   остаток  прямых  расходов  распределяется на остаток НЗП   готовой
   продукции.  То есть не все прямые расходы включаются в расходы для
   целей  определения  прибыли.  Поэтому  целесообразно сгруппировать
   основные средства по видам деятельности или по назначению.
       Когда   у  вас  осуществляется  ремонт  основных  средств,  то
   амортизация по данному основному средству, а также по тем основным
   средствам,  которые  участвуют  в ремонте, она тоже не будет сразу
   включаться  в  состав расходов. И она уже в состав прямых расходов
   может не включаться. Такая амортизация будет формировать отдельный
   элемент расходов на ремонт. Это статья 253 Налогового кодекса.
       Кроме  того,  у  нас  возникает  еще  необходимость  выделения
   основных  средств, которые относятся к обслуживающим производствам
   и  хозяйствам,  так как у нас появилась новая статья 275.1 в главе
   25.  Она  говорит  о  том,  что  по  обслуживающим производствам и
   хозяйствам   необходимо   выводить   отдельную   налоговую   базу.
   Соответственно, необходимо  отдельно  учитывать  доходы,  отдельно
   учитывать    расходы.   Если   основное   средство   относится   к
   обслуживающим производствам и хозяйствам, то амортизацию и расходы
   по  содержанию  данного  основного  средства  вы  будете  отдельно
   учитывать   в   составе   расходов   в   целом   по  обслуживающим
   производствам и хозяйствам.
       По  проведению НИОКР, по освоению природных ресурсов. Это тоже
   отдельные   элементы  расходов.  Поэтому  если  основные  средства
   участвуют  в  формировании  этих  расходов,  амортизация по данным
   основным средствам будет включаться в состав элементов. И только в
   составе элементов она будет включаться косвенно в расход.
       Расходы   будущих   периодов.   Если   мы  берем  по  правилам
   бухгалтерского  учета, у нас действует Положение N 34н.  Это пункт
   65.  Согласно  этому  Положению по ведению бухгалтерского учета, в
   бухгалтерском  учете  расходами будущих периодов являются затраты,
   произведенные  в  одном отчетном периоде, но относящиеся к будущим
   периодам. Эти расходы в бухгалтерском учете будут отражаться на 97
   счете и потом поэтапно списываться на счета учета затрат.
       Для  целей  налогообложения  в главе такого отдельного перечня
   расходов будущих периодов нет. Но глава 25 предусматривает, что не
   все  расходы  у  нас  будут  сразу признаваться. Что есть расходы,
   которые  признаются  равномерно  в течение какого-то определенного
   времени.   Или   есть   общее  правило  признания  расходов,  если
   существует  какой-то  договор  длящийся, нет конкретных сроков, то
   расходы  будут  равномерно  списываться  в  течение срока действия
   данного договора.
       Какие  расходы  по  главе 25  я выделила, относятся к расходам
   будущих   периодов.   К   ним  относятся,  во-первых,  расходы  по
   приобретению   лицензий   на  право  заниматься  каким-либо  видом
   деятельности.  Когда  лицензия  выдается, там выдается на какой-то
   конкретный  срок  лицензия.  Конкретного срока, когда и что должно
   списываться  в  расходы, там не предусмотрено. Поэтому эти расходы
   будут    списываться    в   течение   срока   действия   лицензии.
   Соответственно,  они   для  целей  налогообложения  тоже  являются
   расходами  будущих периодов и равномерно. Для целей бухгалтерского
   учета  расходы  по  лицензиям  тоже  относятся  к расходам будущих
   периодов.  Значит,  здесь  вы сразу 97 счет можете применять и для
   налогового учета.
       Следующее. Расходы по страхованию работников и имущества. Если
   страховой  платеж  организация перечисляет сразу единовременно, но
   ведь  договор  страхования  заключается  на  какой-то определенный
   период,  то  есть действует год, два и т.д., то вот этот страховой
   платеж  должен  распределяться  в течение срока действия договора.
   Это  правило  изложено в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса. В
   бухгалтерском учете то же самое.
       Следующий   вид.   Это   убытки,   полученные   от  реализации
   амортизируемого   имущества.   Тут   есть   свои  особенности  для
   налогообложения.  Если  у  вас стоимость амортизируемого имущества
   больше,  чем  то, что вы получили за амортизируемое имущество. Вот
   этот  убыток  сразу  в  состав  прочих расходов не принимается. Он
   принимается  равными  долями в течение оставшегося срока полезного
   использования. То  есть  у  вас  реализация основных средств - это
   счет 91,  в бухгалтерском учете это у вас, может быть, отдельно по
   реализации   основных   средств   ведется,   сальдо  у  вас  какое
   получилось,  вы его можете сразу перенести в отдельный  регистр  и
   для   целей  налогообложения  рассматривать  как  расходы  будущих
   периодов.  В бухгалтерском учете такие  убытки  расходами  будущих
   периодов   не   являются.   То   есть  здесь  уже  идет  отдельное
   рассмотрение.
       Далее.  Расходы  на  освоение  природных ресурсов. Эти расходы
   создаются  в  соответствии  со  статьей  261  Налогового кодекса и
   состоят  из  трех  групп  затрат.  Первая группа затрат признается
   расходами  для  целей  налогообложения в течение 12 месяцев, а две
   другие группы затрат - в течение 5 лет равномерно.
       Расходы  на  НИОКР - это тоже расходы будущих периодов. Статья
   262  Налогового  кодекса.  Они  относятся  в прочие расходы. И они
   также признаются в целях налогообложения равномерно в течение трех
   лет.  В  целях  бухгалтерского  учета  эти  расходы,  по-моему, не
   признаются  расходами  будущих  периодов. Опять проводим аналогию,
   значит, надо учитывать отдельно и включать потом в расходы будущих
   периодов для целей налогообложения.
       К  расходам будущих периодов для целей налогообложения что еще
   можно  отнести.  Можно  отнести  остаточную стоимость тех основных
   средств,  которые  у  нас  относятся  в  отдельную амортизационную
   группу, я вам об этом немного позднее скажу. Те основные средства,
   которые у вас числятся на 1 января и для целей налогообложения уже
   самортизировались,   то   есть   новый  срок  службы,  который  вы
   установили  исходя  из амортизационных групп, оказался меньше того
   фактического  срока  службы,  который  прослужило вам это основное
   средство  на  1  января, то есть для целей налогообложения оно уже
   самортизировалось,   тогда  остаточную  стоимость  таких  основных
   средств  вы  и должны перенести не через амортизацию, а равномерно
   перенести в расходы в течение 7 лет и более. В бухгалтерском учете
   такого  расхода  будущих  периодов  нет.  В бухгалтерском учете вы
   оставшуюся  стоимость, если вы еще не до конца самортизировали, вы
   будете  переносить  через  амортизацию.  А  в  налоговом учете это
   расходы будущих периодов, а вы равномерно эту остаточную стоимость
   должны будете переносить в расходы в течение не менее 7 лет.
       Следующее. Это отчисления в резерв на ремонт основных средств.
   Почему я считаю, что это расходы будущих периодов. Согласно статье
   260  сейчас  налогоплательщики  имеют  право  создавать  резерв на
   предстоящий  ремонт. Вот этот резерв создается в начале налогового
   периода.  И  потом  в  течение  налогового периода, в течение года
   равномерно   списывается.  Нашли  общую  сумму  резерва,  если  вы
   ежеквартально  рассчитываетесь, то вы делите эту сумму на 4 части,
   если  ежемесячно  от  фактической  прибыли,  значит,  делите на 12
   равных  частей.  И  по  одной  четвертой  или одной двенадцатой вы
   равномерно включаете в состав прочих расходов.
       Это  я  сказала,  что  является расходами будущих периодов для
   главы  25. Вы должны проанализировать, какие у вас расходы будущих
   периодов  на  97  счете  собраны.  Если  у  вас идет совпадение по
   составу этих расходов, то вы можете 97 счет использовать для целей
   налогообложения.  У  вас  проводка  переноса с кредита 97 счета на
   счета  учета  затрат  является основанием для признания расходов и
   для целей налогообложения.
       Если  расходы  будущих  периодов  не  относятся  к  таковым  в
   бухгалтерском  учете, то эти расходы, как правило, в бухгалтерском
   учете будут  отражаться  или  на  счетах учета затрат,  или еще на
   каком-то другом счете,  то вам со счетов учета затрат нужно  будет
   убирать эти расходы и потом только включать в расходы в той части,
   в  которой  они  имеют  право  списываться  в  расходы  для  целей
   налогообложения. То есть отдельный регистр предусмотреть, куда эти
   расходы убирать и потом снова включать в  расходы  в  определенной
   части.
       Получается,  что  все  дано вам на самостоятельность. То есть,
   как вы это организуете, как вы организуете налоговый учет в целом.
       Теперь  перейдем  к  непосредственному рассмотрению налогового
   учета доходов и налогового учета расходов.
       Налоговый учет доходов...
       ...Согласно  ПБУ  9 в бухгалтерском учете выделяются доходы от
   обычных  видов деятельности, они учитываются в бухгалтерском учете
   на счете   90,   и   прочие   поступления -   это    операционные,
   внереализационные,  чрезвычайные доходы, и учитываются они у вас в
   бухгалтерском учете на счете 91 или 99.
       В  налоговом учете у нас выделяются только две группы доходов:
   доходы   от   реализации   товаров,   работ,  услуг,  имущества  и
   имущественных прав  и  внереализационные  доходы.  Если  мы с вами
   проведем аналогию,  то получается, что часть операционных доходов,
   которые в  бухгалтерском  учете  на  счете  91,  -  это выручка от
   реализации  имущества  и  имущественных  прав,  она  переходит   в
   налоговом  учете  в  доходы  от реализации.  То есть с 91 вы часть
   доходов должны будете отражать в доходах от реализации  для  целей
   налогообложения. Или какой-то отдельный субсчет предусмотрите, или
   какой-то налоговый регистр отдельный.
       Если мы    сравним    состав   внереализационных   доходов   в
   бухгалтерском учете и перечень,  который дан в  главе  25,  они  в
   принципе  идентичны.  Так  вот  часть  операционных  доходов,
   внереализационные доходы, а также чрезвычайные доходы со счетов 91
   и 99   переносятся   во   внереализационные   доходы   для   целей
   налогообложения.
       Кроме  того,  имейте в виду, что в соответствии со статьей 251
   Налогового  кодекса  у нас выделены доходы, которые не учитываются
   при  определении  налоговой  базы,  то  есть те доходы, которые не
   облагаются  у  налогоплательщика.  Отдельные  виды таких доходов в
   бухгалтерском  учете  облагаться не будут. Что это имеется в виду.
   Например,  какая-то  кредиторская  задолженность,  то  есть  когда
   имущество   получено  в  порядке  предварительной  оплаты.  Это  в
   бухгалтерском   учете   не  является  доходами,  это  кредиторская
   задолженность  в бухгалтерском учете. По таким доходам, которые не
   являются  доходами  для целей налогообложения, вам надо будет тоже
   выводить  или  отдельный  регистр,  или  на  счет 91 предусмотреть
   какой-то отдельный субсчет.
       Если вы определяете налоговый учет на основании бухгалтерского
   учета,  вам  обязательно  надо  определиться с соответствием между
   бухгалтерским  и  налоговым учетом по порядку признания выручки. В
   бухгалтерском  учете  выручка у нас признается при соблюдении ряда
   условий.  Эти  условия  изложены  в  пункте  12  ПБУ  9. Какие это
   условия.
       1. Организация имеет право на получение этой выручки.
       2. Сумма выручки может быть определена.
       3.  Имеется  уверенность  в  том,  что в результате конкретной
   операции произойдет увеличение экономических выгод организации.
       4. Право собственности на продукции перешло к покупателю.
       5. Расходы в связи с операцией могут быть определены.
       Вот  это  условия для признания выручки в целях бухгалтерского
   учета.  Если  одно  из этих условий не выполняется, то по правилам
   бухгалтерского   учета  эта  выручка  не  признается  выручкой,  а
   признается кредиторской задолженностью.
       В  налоговом учете это статья 271. Дата признания доходов. Это
   дата  реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. Причем
   понятие  реализации  берется  из статьи 39 Налогового кодекса. Что
   такое реализация в целях налогообложения - это когда перешло право
   собственности  к покупателю независимо от фактического поступления
   денежных средств в оплату.
       В  принципе, основополагающим  принципом признания выручки для
   целей  бухгалтерского  учета  и для целей налогообложения является
   именно  переход  права собственности. Он присутствует там и там. В
   принципе,  порядок   признания   доходов   в  бухгалтерском  учете
   соответствует порядку признания в налоговом учете. Поэтому вот эти
   доходы  можно  сразу  смело  переносить  из бухгалтерского учета в
   налоговый  учет.  Но  опять же надо рассмотреть, какие это доходы.
   Доходы от реализации или внереализационные доходы.
       Но  здесь  хотелось  бы  обратить  ваше  внимание на следующий
   момент.  В чем все-таки будет разница. В бухгалтерском учете у нас
   суммовые  разницы,  а  также  доходы  от  предоставления товарного
   кредита,  товарный  кредит  в целях налогообложения - это долговое
   обязательство,  доходы от предоставления товарного кредита в целях
   налогообложения - это проценты по долговому обязательству, так вот
   эти виды    доходов    в    целях     налогообложения     являются
   внереализационными доходами.  А в бухгалтерском учете если вот эти
   виды доходов получены  при  получении  доходов  от  обычных  видов
   деятельности,  то  они  будут  в  составе доходов от обычных видов
   деятельности.
       У   нас  в  целях  налогообложения  предусмотрен  такой  метод
   определения  доходов  и  расходов, как  кассовый  метод. Если вы в
   бухгалтерском   учете   соблюдаете  вот  эти  условия,  которые  я
   перечисляла  по  пункту 12 ПБУ 9, то они никак не совпадут у вас с
   теми  условиями  признания  доходов,  которые перечислены в статье
   273,  если вы применяете кассовый метод. Тут у вас пойдет разница,
   и, наверное, придется вести отдельный регистр налогового учета для
   того, чтобы  определять  доходы  по  кассовому  методу  для  целей
   налогообложения.
       Если  вы  ведете налоговый учет автономно, то у вас все доходы
   будут  отражаться  в  общих  каких-то  регистрах,  потом вы будете
   анализировать  и  отражать  эти доходы в соответствующем регистре.
   Или это регистр учета доходов от реализации, или это регистр учета
   внереализационных доходов.
       Это  все,  что  касается налогового учета доходов. Каких-то уж
   очень  больших  различий  нет.  И  в принципе, все можно увязать с
   бухгалтерским учетом.
       Налоговый  учет расходов более сложный. Глава 25 делит расходы
   на   две   группы.   Это  расходы,  связанные  с  производством  и
   реализацией.  Что сюда относится. Материальные расходы, расходы на
   оплату труда, амортизация и прочие расходы.
       Расходы  у  нас  делятся  на  элементы.  Вот эти элементы тоже
   включают в себя и материальные расходы, и расходы на оплату труда,
   и  амортизацию,  и  прочие.  Включаются  целым  элементом в прочие
   косвенно.
       Вторая  группа  расходов - это  внереализационные расходы. При
   признании   расходов   в   налоговом   учете   должны  соблюдаться
   определенные условия. Условия признания расходов:
       1.   Расходы   должны   быть  обоснованными  или  экономически
   оправданными.
       2. Расходы должны быть документально подтвержденными.
       3.  Расходы  должны  быть  фактически  понесены или фактически
   осуществлены.
       4.   Расходы   должны   быть   произведены  для  осуществления
   деятельности, направленной на получение дохода.
       Это четыре условия признания расходов в целях налогообложения.
   У нас перечень расходов по главе 25 открытый.  То есть, если вы не
   нашли  какой-то конкретный вид расходов в перечне этом  и  если он
   удовлетворяет перечисленным  мной  условиям,  вы  смело  можете  в
   состав прочих расходов как прочие виды расходов отнести.
       Я  уже  сказала,  что  такое документально подтвержденные. Это
   значит  оформленные первичными документами. Я вам там сказала, что
   налоговое  законодательство не содержит никакого перечня первичных
   документов,   не  содержит  обязательных  реквизитов  к  первичным
   документам,  поэтому здесь мы отсылаемся к Закону "О бухгалтерском
   учете".  В  этом  Законе  про  первичные  документы,  про порядок,
   реквизиты и т.д. в статье 9 Закона N 129-ФЗ. Посмотрите.
       Налоговое  законодательство  также  не дает такого понятия как
   экономически оправданные расходы. Это оценочное понятие, и по нему
   будут  налоговые  споры.  Это  понятие  у   нас   с   вами   будет
   вырабатываться на основании решения арбитражного суда.
       У  нас  с  вами  появляются  иногда совершенно противоположные
   точки  зрения  к  тому,  относится данный расход к расходам или не
   относится.  Вы  все  хотите включить в расходы, мы хотим как можно
   меньше  расходов  принять,  чтобы  в  доход  пошли  в поступления.
   Ругаться   не  надо,  надо  цивилизованным  методом  решать  через
   арбитражный суд.
       Один  только  у  меня  совет.  Прежде  чем договора заключать,
   прежде  чем  какой-то расход предусматривать или включать в состав
   расходов  для  целей  налогообложения, попытайтесь обосновать этот
   расход  экономически,  что  вам  необходимо это в производственной
   деятельности.
       Кроме   того,  чтобы  расход  в  целях  налогообложения  попал
   все-таки  в  расходы,  должен быть соблюден порядок признания этих
   расходов.  У  нас  применяются  два  метода:  метод  начисления  и
   кассовый  метод.  Общее  правило  при  методе  начисления какое по
   признанию  расходов.  Расходы признаются в том отчетном периоде, к
   которому  они  относятся,  независимо, оплачены  они  или  нет. По
   договорам,  где  конкретный  срок установлен, расходы признаются в
   конкретный  срок.  По  договорам, длящимся  без конкретного срока,
   расходы равномерно распределяются между отчетными периодами.
       При  кассовом  методе  расходы  признаются после их оплаты. То
   есть  произвели какой-то расход, но не заплатили. Когда заплатите,
   тогда  он  признается  как  расход  при  кассовом методе для целей
   налогообложения.
       В  бухгалтерском  учете  у  нас  расходы  на  основании ПБУ 10
   делятся  на  расходы  по  обычным  видам  деятельности.  Это какие
   расходы.  К расходам по обычным видам деятельности относятся также
   материальные  расходы,  затраты  на  оплату  труда,  отчисления на
   социальные нужды,    амортизация   и   прочие   расходы,   которые
   учитываются на счетах учета затрат.
       Вторая группа  расходов  в  бухгалтерском  учете  - это прочие
   расходы.   Это   операционные,   внереализационные,   чрезвычайные
   расходы.
       Признание  расходов в бухгалтерском учете осуществляется в том
   отчетном  периоде, когда расходы имели место независимо от времени
   их оплаты.
       Если  расходы  связаны  с  деятельностью, получение доходов от
   которой  осуществляется в течение нескольких отчетных периодов, то
   эти  расходы  будут  признаваться  в  течение  вот этих нескольких
   отчетных  периодов,  то  есть тоже считаться будут в бухгалтерском
   учете как расходы будущих периодов.
       Если мы сравним два вот этих метода расходов  -  бухгалтерский
   учет  и  налоговый  учет,  то получается,  что правила-то вроде бы
   соответствуют друг другу. Но опять же из каждого правила есть свои
   исключения.  И  в  налоговом  учете  этих  исключений очень много.
   Сейчас мы с вами определим, какие тут различия.
       Во-первых,  в  налоговом  учете  отдельные виды расходов у нас
   нормируются.  Из  состава  расходов,  которые  относятся к обычным
   видам деятельности в бухгалтерском учете, нормируемыми расходами в
   целях налогообложения являются следующие расходы.
       Во-первых,   это   расходы   на  обязательное  и  добровольное
   страхование  работников  и  имущества. По страхованию работников в
   зависимости   от   вида  страхования  установлены  соответствующие
   нормативы  по статье 255, в каком размере эти расходы принимаются.
   Но общий  норматив:  расходы по страхованию не могут превышать 12%
   от расходов на оплату труда.
       По  имущественному  страхованию  какой  норматив.  Статья  263
   говорит,  что  расходы  на  страхование имущества по обязательному
   страхованию   производятся  в  пределах  страховых  тарифов.  Если
   страховых  тарифов  не установлено, то никаких нормативов уже нет,
   там по фактическим расходам.
       Следующий нормированный расход. Это расходы на рекламу. Статья
   264.  Расходы  на  рекламу  разделены  у  нас на две группы. Часть
   расходов у нас не нормируется, а другая часть, к которой относятся
   все  расходы,  не  поименованные в первой части, нормируется 1% от
   выручки. Выручка определяется по правилам статьи 249.
       Следующий  вид.  Это представительские расходы. Статья 264. 4%
   от  расходов на оплату труда. Если брать изменения Закона N 57-ФЗ,
   то   в   состав   представительских   расходов  внесено  небольшое
   изменение. Они немного у нас расширены. Если раньше у нас в состав
   представительских  входили  расходы на официальный прием только по
   тем  лицам,  которых  мы  принимаем,  то  сейчас входят расходы на
   официальный  прием не только по тем лицам, которых мы принимаем, а
   также  и  по  тем  официальным  лицам,  которые  от  нашей стороны
   участвуют в официальном приеме.
       Расходы  по  командировкам  в  части  оплаты  только  суточных
   являются   нормируемыми   расходами.   Это  статья  264.  Суточные
   нормируются   по  тем  нормам,  которые  должны  быть  установлены
   Правительством Российской Федерации. Такое постановление уже есть.
       Статья 262.  Расходы  на  НИОКР.  Тоже  нормируемые   расходы.
   Нормируются не все расходы,  а только те расходы по НИОКР, которые
   не дали положительного результата.  Расходы на  НИОКР,  не  давшие
   положительного результата, включаются в состав расходов в пределах
   70% от общей суммы расходов.
       Кроме  того,  в  новой  редакции этой статьи с 1 июля в состав
   расходов   на   НИОКР   включены  отчисления   в  Российский  фонд
   технологического  развития  и  иные  фонды.  Эти фонды должны быть
   установлены  в  перечне, утвержденном постановлением Правительства
   Российской  Федерации.  На сегодняшний день такого перечня нет. Но
   когда  он  будет,  все  отчисления  в эти фонды будут включаться в
   составе  расходов  на  НИОКР  в  состав прочих расходов в пределах
   норматива 0,5% от дохода за соответствующий отчетный период.
       Здесь такой небольшой проблемный вопрос. Здесь не сказано, что
   доход  учитывается  по  правилам  статьи  249. Просто написано "от
   дохода (валовой выручки)". Я так думаю, что здесь все-таки имеется
   в  виду  доход,  который  в  статье  249  в  целях налогообложения
   перечислен,  это доход от реализации плюс  внереализационный доход
   за минусом НДС, налога с продаж и акцизов.
       Следующий  вид. Это расходы на формирование резерва на ремонт,
   если  вы  решили  его создавать. Этот резерв не должен быть больше
   средней  суммы  расходов на ремонт за предыдущие три года. То есть
   вы  в  начале  года  создаете  резерв на ремонт, находите какую-то
   сумму   исходя   из  правил  главы  25.  Сумму  нашли.  Дальше  вы
   определяете сумму расходов за предыдущие три года - 1999,  2000  и
   2001 год - и делите на 3,  то есть находите среднюю сумму расходов
   на ремонт за предыдущие три года.  Если у вас  было  только  за  2
   года,  значит, на  2  делите.  Среднюю  сумму  сравниваете  с  тем
   резервом, который вы создали. Если у вас резерв получается больше,
   чем вот  эта  средняя сумма,  значит,  берем только среднюю сумму.
   Если меньше, то берем сумму по резерву, которую вы создали.
       Следующий   вид   нормируемых   расходов   -   это  резерв  по
   гарантийному  ремонту.  Статья  267.  Сумма  этого резерва тоже не
   может превышать определенную сумму. Эта предельная сумма находится
   как  фактические  расходы  на  гарантийный  ремонт,  проведенный в
   течение  предыдущих  трех  лет, отнесенные к выручке за предыдущие
   три  года,  то  есть  удельный  вес находится. И этот удельный вес
   применяется  к  выручке  за текущий отчетный период. Таким образом
   находится предельная сумма резерва. И резерв на гарантийный ремонт
   не может превышать эту предельную сумму.
       Следующее.   Использование   личного  автомобиля  в  служебных
   поездках.  Статья 264. Нормы установлены Правительством Российской
   Федерации.  Если  кто-то  использует личный автомобиль в служебных
   целях,  то  вы  компенсацию  за использование должны по нормативам
   включать в состав расходов.
       Хотелось  бы назвать такие нормируемые расходы, как подъемные,
   которые  в  соответствии  с  законодательством  по  нормам  должны
   включаться,  на  рацион  питания  экипажей судов, плата нотариусу,
   потери всякие.  Потери  продукции  в  пределах  норм  естественной
   убыли,  например.  Нормы  естественной  убыли  должны  быть  также
   утверждены  постановлением  Правительства Российской Федерации.  В
   настоящий момент  постановления  нет,  значит, норм  нет.  Поэтому
   естественная убыль в состав расходов не принимается, пока не будет
   норм.
       Это  я  говорила о тех расходах, которые в бухгалтерском учете
   признаются  расходами  от  обычных  видов  деятельности, а в целях
   налогообложения они нормируются.
       Но  у  нас  есть  также расходы, которые в бухгалтерском учете
   относятся в состав  внереализационных и операционных расходов, и в
   целях налогообложения они тоже нормируются.
       Это  расходы  по  долговым  обязательствам,  это  проценты  по
   долговым обязательствам. Статья 269 Налогового кодекса. К долговым
   обязательствам в соответствии с главой 25 относится любое долговое
   обязательство, просроченное - не просроченное,  пролонгированное -
   не пролонгированное, товарный кредит - не товарный кредит, то есть
   все,   что  подпадает  под  понятие  обязательства  в  гражданском
   законодательстве.
       Проценты по этим обязательствам принимаются в состав расходов,
   но  не  в  полной  сумме. Тут налогоплательщик сам выбирает, какой
   норматив  по  принятию  этих процентов он будет применять. Или это
   средний уровень процентов по сопоставимым обязательствам,  которые
   взяты  в  течение квартала или в течение месяца,  в зависимости от
   того,  как вы налог  на  прибыль  уплачиваете,  ежеквартально  или
   ежемесячно.  И  этот  процент  вы  имеете  право увеличить на 20%.
   Только на основании найденного такого среднего процента вы  имеете
   право  проценты по этим кредитам в течение этого отчетного периода
   списывать в расходы.
       Или   вы  можете  выбрать  второй  вариант.  Не  более  ставки
   рефинансирования  Центробанка  на  дату оформления данного кредита
   или  обязательства, увеличенную в 1,1 раза. Если это обязательство
   у вас в валюте, то применяете ставку 15%.
       Последний  вид  нормируемых  расходов  -  расходы на резерв по
   сомнительным   долгам.  Это  статья  266.  Расходы  на  резерв  по
   сомнительным   долгам   не  должны  быть  более  10%  от  выручки,
   определенной по статье 249.
       Дальше. Если вы ведете автономную систему налогового учета, то
   вот   такие  нормируемые  расходы, как  расходы  по  суточным,  по
   командировкам,     компенсация     за     использование    личного
   автотранспорта,  представительские  расходы,  расходы  на рекламу,
   такие  виды  расходов  нормируемых  вы  можете  в  налоговом учете
   отразить  очень  просто. Для этого каких-то особых расчетов делать
   не  надо.  Вы  просто  эти  все расходы отражаете в составе прочих
   расходов.  Для этого вы открываете регистр учета прочих расходов и
   там отражаете по нормативам.
       Возьмем  пример  с расходами на рекламу. Организация за первое
   полугодие  получила выручку 3 млн. рублей без учета НДС и налога с
   продаж.  Разместила  рекламу в газете, заплатила 100 тысяч рублей.
   Рекламную  акцию  провела,  призы  вручила  на  50  тысяч  рублей.
   Организация    ведет    отдельный   налоговый   учет   параллельно
   бухгалтерскому учету.
       Оплата  за  рекламу  и  приобретение  призов  150 тысяч рублей
   пройдет   по  регистру  учета  расходов  денежных  средств.  Далее
   организация  анализирует.  100  тысяч  рублей  -  это  расходы  за
   объявление  в  газете.  Они  не нормируются. Поэтому она 100 тысяч
   рублей  из регистра учета расходов может перенести в регистр учета
   прочих расходов.
       Призы  нормируются.  Они могут признаваться расходами только в
   пределах 1% от дохода. В нашем случае это 30 тысяч рублей. Поэтому
   в  регистр  учета  прочих  расходов  попадет  30  тысяч рублей как
   расходы на приобретение призов в пределах норматива.
       Если  организация  определяет  базу  по  налогу  на прибыль на
   основании   бухгалтерского   учета.   В   этом  случае  по  счетам
   бухгалтерского  учета  у  вас  расходы  пройдут  в сумме 150 тысяч
   рублей.  Но  для  целей  налогообложения  эта сумма расходов будет
   корректироваться. Для этого вы можете отдельно оформить расчет или
   предусмотреть  субсчет,  куда  вы  выведете  эти расходы 150 тысяч
   рублей,  скорректируете там и уже для целей налогообложения только
   введете в состав расходов 130 тысяч рублей.
       Что  касается  расходов по добровольному страхованию. Для того
   чтобы  определить  норму  необходимо  произвести  ряд  расчетов  и
   соблюсти  ряд  условий,  которые  изложены в статье 255. Это и вид
   договора,  и  сроки его действия, и т.д. Поэтому если вы налоговый
   учет  ведете автономно, то для определения этих расходов для целей
   налогообложения вы должны завести ряд регистров.
       Во-первых,   вы  заводите  регистр  учета  договоров.  В  этом
   регистре  вы  можете  предусмотреть,  какой это договор, какой его
   срок  действия,  кто  из работников застрахован по этому договору,
   какая  сумма  платежа  по  этому  договору  предусмотрена  и  вами
   оплачена.
       Дальше  вы  должны  завести  регистр  учета  расходов  будущих
   периодов.  Если  вы  страховой  платеж  заплатили  единовременно и
   разом, то этот страховой платеж в целях налогообложения признается
   расходом будущих периодов,  поэтому вы из регистра учета договоров
   в   регистр   учета  расходов  будущих  периодов  переносите  этот
   страховой платеж и равномерно списываете на регистр учета расходов
   в течение периода срока действия договора равномерно.
       То  есть  здесь  вы заводите вот эту сумму страхового платежа,
   которая относится к текущему периоду,  именно,  к текущему периоду
   из  регистра  учета  расходов  будущих  периодов   должны   будете
   перенести в регистр учета расходов на добровольное страхование.
       Но  опять-таки  не  вся  сумма  этого страхового платежа у вас
   будет  признаваться  расходом,  а  только в соответствии с нормой.
   Поэтому  вы  должны  предусмотреть регистр - расчет этих расходов,
   которые признаются как расходы по страхованию в текущем периоде. И
   здесь уже рассчитать норматив и в соответствии с ним рассчитать ту
   сумму, которая будет у вас признаваться как расход на добровольное
   страхование в текущем периоде в целях налогообложения. Получается,
   что у вас здесь будет задействовано 4 регистра налогового учета.
       Если    вы   ведете   налоговый   учет   путем   корректировки
   бухгалтерского учета, у вас получается, что или вы будете заводить
   специальные   регистры   только   для   расчета,   потому   что  в
   бухгалтерском учете все эти договора, все платежи учтены. Вам надо
   будет  только это все скорректировать, рассчитать. Это будет или в
   виде отдельного расчета, или отдельного регистра - расчета в целях
   налогообложения.  То  есть  четыре  регистра заводить не надо. Вся
   информация у вас имеется.
       По амортизации какие различия. Особых различий на сегодня нет.
   Если  вы  в  бухгалтерском  учете  ведете учет основных средств по
   правилам  налогового  учета,  то  особых различий не будет еще и в
   связи с изменениями, внесенными Законом N 57-ФЗ.
       Но по старым основным средствам, которые на 1 января числятся,
   различия будут. Они будут касаться тех основных средств, которые в
   целях налогообложения уже самортизировались.
       Например, на  1  января  у  вас  числятся  какие-то   основные
   средства стоимостью 40 тысяч рублей.  К 1 января у вас фактический
   срок службы составил 5 лет.  Общий срок службы - 10 лет.  В  целях
   налогообложения  по  главе 25 вы определили это основное средство,
   например,  в третью  амортизационную  группу,  и  установили  срок
   службы 4 года. У вас получается, что для целей налогообложения оно
   уже самортизировалось.  Осталась  просто  остаточная  стоимость  в
   целях налогообложения,  которая уже амортизироваться не будет. Это
   основное  средство  вы  переносите  в  отдельную   амортизационную
   группу,  остаточную  стоимость  переносите  в расходы равномерно в
   течение не менее 7 лет.
       По  бухгалтерскому  учету  вы  ничего  делать  не  будете.  По
   правилам бухгалтерского учета вы такое основное средство не можете
   сразу  списать  в затраты. Вы должны его продолжать амортизировать
   оставшиеся 5 лет.
       Следующее  отличие по расходам будущих периодов. Про это я вам
   подробно говорила. Останавливаться не буду.
       Следующее    отличие    касается    резервов.   Положением   о
   бухгалтерском учете  и  отчетности в бухгалтерском учете, согласно
   подпунктам  70  и  72, вы  можете создавать кучу резервов. В целях
   налогообложения  у  нас  создается  несколько  резервов: резерв по
   оплате  отпусков, резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет,
   резерв  по  гарантийному  ремонту,  резерв по сомнительным долгам,
   резерв  на  предстоящий  ремонт.  Пять  резервов организация имеет
   право создавать.
       В бухгалтерском учете для учета резервов предусмотрен счет 96.
   К  этому  счету  вы  ведете аналитический учет по каждому резерву.
   Здесь вам   проще.   Если   этот   резерв   создается   в    целях
   налогообложения,  то  правила  бухгалтерского  учета  и налогового
   учета можно совместить.
       Хочу еще напомнить вам, что есть статья 270, которая говорит о
   тех  расходах,  которые  у  нас  не  признаются  расходами в целях
   налогообложения.  Независимо  от  того, удовлетворяют  эти расходы
   условиям признания...
       ...В целях   бухгалтерского   учета   признается  расходами  и
   списывается  на  затраты.  Поэтому  эти  расходы   вы   должны   в
   бухгалтерском  учете выделять как-то отдельно на отдельный субсчет
   или создать отдельный регистр,  куда вы  из  бухгалтерского  учета
   отдельно эти расходы будете выделять.  Потом будете корректировать
   общую сумму расходов по бухгалтерскому учету  на  сумму  вот  этих
   отдельно   выделенных   расходов,   потому   что   они   в   целях
   налогообложения не должны включаться в состав расходов.
       Еще один момент. Обслуживающие производства. Это статья 275.1.
   По  обслуживающим  производствам  должен  вестись  отдельный  учет
   доходов,  отдельный  учет  расходов,  отдельно выводится налоговая
   база.  В  целях  налогообложения, если  получен убыток вот по этой
   налоговой базе, то этот убыток не должен уменьшать общий результат
   по  организации,  он  не  признается.  Если  прибыль получена, она
   присоединяется  к  общему  результату  в  целях налогообложения, а
   убыток не уменьшает.
       Этот  убыток  будет признаваться, когда будет получена прибыль
   от  обслуживающих  производств  и  хозяйств. Вот эта прибыль будет
   уменьшаться  на  сумму полученного убытка в течение 10 лет. Если у
   вас  по  этим  хозяйствам  так и не будет получена прибыль, то вот
   этот   убыток   вы   не   сможете   никуда   списать   для   целей
   налогообложения.
       И  последнее  различие  между налоговым учетом и бухгалтерским
   учетом. Это прямые и косвенные затраты. Конечно, изменения внесены
   в  статью  318, 319. Что-то понятно стало, а что-то так и осталось
   непонятым.  До  конца  мы  еще  даже  не разобрались. Сложно очень
   разобраться. Я попытаюсь до вас довести то, что я поняла.
       Расходы  от  реализации в целях налогообложения распределяются
   на  прямые  и  косвенные.  Те  расходы, которые относятся к прямым
   расходам,  распределяются  между  незавершенкой, остатками готовой
   продукции  на  складе  и  остатками нереализованной продукции. Что
   значит  отгруженная, но не реализованная продукция. Это продукция,
   которая  отгружена,  но  право  собственности  на  нее не перешло,
   значит, она считается нереализованной.
       Косвенные  расходы  сразу  списываются  в  полном объеме в том
   отчетном периоде, в котором они осуществлены.
       К  прямым расходам что у нас относится в целях налогообложения
   прибыли.  Может быть, вам стоит завести отдельный учет на каких-то
   субсчетах по этим расходам.
       К   прямым   расходам   в   целях   налогообложения  относятся
   материальные  расходы  в  части  расходов  на приобретение сырья и
   материалов,  которые используются в производстве и образуют основу
   для   производства  данной  продукции.  Основой  для  производства
   кирпича  является  глина,  для  хлеба  -  мука и т.д. Материальные
   расходы   в   части   приобретения  инструментов,  приспособлений,
   инвентаря, спецодежды и т.д.
       Еще  необходимо  учитывать, что в бухгалтерском учете в состав
   стоимости   этих  материальных  расходов  у  вас  входит  суммовая
   разница,  потому  что это расходы от обычных видов деятельности. В
   целях  налогообложения  суммовая  разница - это  внереализационный
   расход.  Поэтому  в  составе стоимости этих материальных расходов,
   которые относятся к прямым, суммовой разницы не должно быть.
       К  прямым  расходам  также  относятся расходы на оплату труда.
   Причем  расходы  на  оплату труда только основных производственных
   работников,  то  есть  тех,  которые  заняты  на  производстве,  и
   вспомогательных    работников,    которые   заняты   на   каком-то
   вспомогательном  производстве.  Та  оплата  труда,  которая  у вас
   учитывается  на  25,  26,  29  счетах, в состав прямых расходов не
   войдет.  Она  войдет  в  состав  косвенных  расходов и сразу в том
   периоде,  в  котором  эти  расходы  осуществлены, сразу спишется в
   расходы.
       Амортизация   -   это  третий  вид  прямых  расходов  в  целях
   налогообложения.  Амортизация  только  по  тем основным средствам,
   которые  непосредственно участвуют в производстве. То есть если мы
   берем   аналогию   с   бухгалтерским   учетом,   то  все  затраты:
   материальные   затраты,  затраты  на  оплату  труда,  амортизация,
   которая у вас учтена на 20 и на 23 счетах,  - эти затраты войдут в
   состав прямых расходов.
       Давайте  на  примере.  За  месяц  вами  осуществлены следующие
   операции:
       Дебит 20 - кредит 02 - 100 тысяч рублей;
       Дебит 20 - кредит 05 - 10 тысяч рублей;
       Дебит 20 - кредит 10 и 16 - 800 тысяч рублей;
       Дебит 20 - кредит 60 - 60 тысяч рублей.
       Здесь   я   имела   в   виду  услуги  какие-то,  тепло,  вода,
   электроэнергия, которые отпущены в производство.
       Дальше:
       Дебит 20 - кредит 70 - 300 тысяч рублей;
       Дебит 20 - кредит 69 - 106 тысяч рублей.
       Итого на 20 счете 1,376 млн. рублей.
       Берем 23 счет:
       Дебит 23 - кредит 02 - 10 тысяч рублей;
       Дебит 23 - кредит 10 и 16 - 60 тысяч рублей;
       Дебит 23 - кредит 70 - 15 тысяч рублей;
       Дебит 23 - кредит 69 - 5 тысяч рублей.
       Итого  на  дебите  23  счета по вспомогательным цехам 90 тысяч
   рублей.
       Берем 25 счет:
       Дебит 25 - кредит 02 - 200 тысяч рублей;
       Дебит 25 - кредит 10 и 16 - 10 тысяч рублей;
       Дебит 25 - кредит 70 - 80 тысяч рублей;
       Дебит 25 - кредит 69 - 28 тысяч рублей.
       Итого на дебите 25 счета 318 тысяч рублей.
       Берем 26 счет:
       Дебит 26 - кредит 02 - 20 тысяч рублей;
       Дебит 26 - кредит 05 - 5 тысяч рублей;
       Дебит 26 - кредит 10 - 2 тысячи рублей;
       Дебит 26 - кредит 51 - 120 тысяч рублей;
       Дебит  26  -  кредит  76 - 60 тысяч рублей (например, арендная
   плата);
       Дебит 26 - кредит 70 - 150 тысяч рублей;
       Дебит 26 - кредит 69 - 53 тысячи рублей.
       Итого на дебите 26 счета 410 тысяч рублей.
       Теперь смотрим, какие из этих затрат будут включаться в состав
   прямых  расходов.  В  бухгалтерском  учете  у  вас прямых расходов
   войдут  все  затраты  по  счету  20 - это 1,376 млн. рублей  и все
   затраты  по  счету  23, - это 90  тысяч  рублей.  Предположим, что
   амортизация   у  вас  в  целях  бухгалтерского  учета  и  в  целях
   налогообложения одинаково начисляется.
       В  целях  налогообложения  у  вас войдут материальные затраты,
   причем  не  все,  амортизация  по  основным  средствам основного и
   вспомогательного    цехов,    а    также   зарплата   основных   и
   вспомогательных рабочих со счетов 20 и 23.
       Со счета 20 у вас войдет с кредита 02 100 тысяч рублей;  потом
   800  тысяч  рублей;  зарплата  по основным рабочим - 300 тысяч,  и
   начисления на нее - 106 тысяч рублей.  Это прямые  расходы  из  20
   счета.
       С  23  счета  что  у  вас войдет в прямые расходы. Все войдет.
   Таким  образом, у  вас  сумма  прямых расходов составит 1,396 млн.
   рублей.  Это  у  вас  будет  сумма  прямых расходов для налогового
   учета.
       Все  остальные  расходы,  которые мы с вами перечислили, будут
   являться  косвенными  расходами и в полном объеме будут относиться
   на расходы.
       Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца осуществляется на
   основании   первичных  документов  о  движении  остатков  сырья  и
   материалов  в натуральном выражении, готовой продукции по цехам  и
   на основании данных бухгалтерского учета.
       Если производство  у вас связано с переработкой,  с обработкой
   сырья и материалов,  то у вас прямые расходы будут  распределяться
   на  остаток  незавершенки  исходя  из доли остатков незавершенки в
   исходном сырье. Значит, в целях налогообложения в расходы спишутся
   прямые расходы минус прямые на остаток незавершенки.
       Пример  давайте.  Организация  по  нефтепереработке.  За месяц
   прямые расходы составили у нее 40 миллионов рублей. В производство
   было  отпущено  нефти  для переработки 1500 тонн. Осталось нефти в
   незавершенке  на  конец  месяца  150  тонн.  Находим  удельный вес
   остатка:  150  /  1500  =  0,1. Этот коэффициент удельного веса мы
   применяем  к  общей сумме прямых расходов. То есть 40 миллионов мы
   умножаем  на  0,1  и находим, что прямые расходы в незавершенке на
   конец месяца составили 4 миллиона рублей.  Следовательно,  за этот
   месяц  в  состав  расходов  для  целей  налогообложения  мы  можем
   включить только 36 миллионов прямых расходов.
       Оценка  остатков готовой продукции на складе как производится.
   Она  определяется  следующим  образом.  Берутся  прямые затраты на
   остаток  готовой продукции на начало месяца плюс прямые расходы на
   выпущенную  продукцию  в  течение месяца и минус прямые расходы на
   отгруженную  реализованную  продукцию  в  текущем  месяце.  У  нас
   остаток   остается   на   продукцию,   которая  отгружена,  но  не
   реализована.
       Но  если у вас по каждому виду продукции ведется аналитический
   учет  остатков материалов, зарплаты и амортизации на конец месяца,
   то вы можете брать свои данные без всяких удельных весов.
       Прямые  расходы на остаток готовой продукции на начало месяца,
   то есть те прямые расходы на 1 января. Оценка незавершенки готовой
   продукции  на  1 января берется в той оценке, которая сложилась на
   31 декабря. Это согласно Закону N 110-ФЗ.
       У меня все по налоговому учету.
   
       В: Лист 12...
       О:  По  декларации. Имейте в виду, декларация меняется. Проект
   изменений  в  декларацию  внесен  на  рассмотрение  в Министерство
   юстиции. Я думаю, они  постараются  рассмотреть побыстрее, чтобы к
   28 июля декларации уже были с учетом изменений по Закону N 57-ФЗ.
   
       В:   Как   правильно  учитывать  и  начислять  амортизацию  по
   безвозмездно полученным основным средствам?
       О:   Стоимость   безвозмездно   полученного  имущества  у  нас
   включается в   состав   внереализационных   доходов.  Безвозмездно
   полученные основные средства в состав амортизируемого имущества не
   включаются, амортизация не начисляется.
   
       В:   Как   правильно   отразить   реализацию  по  безвозмездно
   полученным  основным  средствам, и  как  в  этом случае отражается
   списание начисленной амортизации?
       О:  Амортизации  не  будет.  А если вы реализуете безвозмездно
   полученные  основные средства, у вас стоимости никакой нет, вы уже
   включили  в  состав  доходов,  когда  его  получили.  Реализовали,
   полностью вся сумма в составе доходов пройдет.
   
       В:  Включается ли в амортизационные группы по налоговому учету
   отдельная квартира, принадлежащая предприятию?
       О: Это у вас что? Если это жилой фонд, то это не будет связано
   с  амортизируемым  имуществом,  используемым  при  производстве  и
   реализации товаров, работ, услуг. Квартиру не надо распределять по
   амортизационным группам.
       Если  это  квартира  под  офис,  то  затраты по его содержанию
   должны  будут  приниматься  в целях налогообложения, если квартира
   переведена в нежилой фонд. Тогда данная квартира будет учитываться
   как основное средство.
       Если она  будет  сдаваться  как жилой фонд,  то статья 275.1 -
   прочие объекты. Там отдельно вы доходы и расходы учитываете.
   
       В:  Отпускные,  переходящие  на  будущий  отчетный период, как
   отразить в налоговом учете?
       О:  У  нас  есть  общее  правило  признания  расходов  в целях
   налогообложения.  И  есть  еще  дата  признания. Дата признания по
   зарплате - это в день начисления.
       А  вообще, если  расходы  относятся  не  к  одному  налоговому
   периоду и конкретных сроков и дат признания не  предусмотрено,  то
   такие расходы    распределяются    соответственно:   те,   которые
   приходятся на этот налоговый период,  то на этот налоговый период,
   на следующий которые приходятся - на следующий налоговый период.
   
       В:  Первоначальная  стоимость  основных  средств  собственного
   производства  определяется  как  стоимость  готовой продукции. Это
   означает, что оценивается по прямым расходам. Косвенные расходы на
   производство основных средств списываются на производство.
       О:  То  есть  в  процессе  производства  вы  создаете какое-то
   основное  средство.  Потом  его  принимаете  у  себя  как основное
   средство,  да?  Если  вы это основное средство создаете в процессе
   производства  и  принимаете  к учету как основное средство, почему
   это  у  вас  готовая  продукция? Это расходы по созданию основного
   средства. И первоначальная стоимость будет включать все расходы по
   созданию в соответствии со статьей 257. Вы же дальше не продаете.
   
       В:  В  2001  году  создавался  резерв  на выслугу лет. Выплаты
   производятся  в  2002  году  по состоянию на 1 января 2002 года. В
   балансе   имеется   сальдо  по  данному  резерву.  Как  эта  сумма
   отражается в базе переходного периода?
       О:  Если выплаты производятся в этом году  и имеется сальдо по
   данному  резерву,  имейте в виду... Если читать досконально статью
   10  Закона   N  110-ФЗ,  суммы  неиспользованных  резервов  на  31
   декабря включаются в доходы базы переходного периода.
       А  то,  что  вы  выплату  производите  в  2002  году, то у вас
   возникает  расход по выплате доходов работникам. В этом году у вас
   по  этим  расходам  появляется  статья  255, как  учитывать  такие
   выплаты.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz