МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 20 августа 2002 г. N 228
О ФОРМУЛЯРНОМ КОМИТЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 28.09.1999 "О Концепции программы развития
системы лекарственного обеспечения здравоохранения и населения
Российской Федерации" и в целях эффективного и рационального
использования лекарственных средств, повышения качества оказания
медицинской помощи населению Удмуртской Республики приказываю:
1. Создать формулярный комитет Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики (приложение 1).
2. Формулярному комитету Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики в своей работе руководствоваться Положением
о нем (приложение 2).
3. Начальникам Управлений Администраций гг. Ижевска,
Воткинска, Глазова, Сарапула создать формулярные комитеты
Управлений здравоохранения и разработать положение о них.
4. Главным врачам республиканских лечебно - профилактических
учреждений, центральных районных больниц, городских лечебно -
профилактических учреждений:
4.1. Создать в подведомственных лечебно - профилактических
учреждениях формулярные комиссии вместо комиссий по определению
потребности медикаментов и рациональному использованию денежных
средств, выделяемых на лекарственное обеспечение.
4.2. Организовать деятельность формулярных комиссий в
соответствии с Положением.
5. Начальнику Аптечного управления при Министерстве
здравоохранения УР Н.А. Казюлькину, начальнику отдела лечебно -
профилактической помощи взрослому населению МЗ УР Л.Л. Тарасовой,
начальнику отдела лечебно - профилактической помощи детям и
матерям МЗ УР Т.Л. Чертовой обеспечить организационно -
методическое руководство деятельностью формулярного комитета
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, а также
формулярных комитетов и комиссий в городах и в лечебно -
профилактических учреждениях.
6. Считать утратившим силу приложение N 2 к приказу
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики и Аптечного
управления при Минздраве УР от 23.12.1998 N 324/112.
Министр
С.Г.ШАДРИН
Приложение 1
к приказу
МЗ УР
от 20 августа 2002 г. N 228
СОСТАВ
ФОРМУЛЯРНОГО КОМИТЕТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ромаданова Татьяна Васильевна заместитель министра здравоохранения
Удмуртской Республики,
председатель
Широких Вера Михайловна начальник организационно -
фармацевтического отдела Аптечного
управления при Минздраве УР,
заместитель председателя
Логачева Ирина Вячеславовна профессор кафедры госпитальной
терапии Ижевской государственной
медицинской академии, д.м.н.,
заместитель председателя
Денисова Галина Михайловна главный специалист - провизор
Аптечного управления при Минздраве
УР,
секретарь комитета
Члены совета:
Тарасова Лариса Леонидовна начальник отдела лечебно -
профилактической помощи взрослому
населению Министерства
здравоохранения Удмуртской
Республики
Чертова Татьяна Львовна начальник отдела лечебно -
профилактической помощи детям и
матерям Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики
Главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики
Бабушкина Елена Германовна начальник Управления по вопросам
медицинского страхования Удмуртского
территориального фонда обязательного
медицинского страхования
Овчинникова Валентина начальник отдела по лекарственному
Владимировна обеспечению Удмуртского
территориального фонда обязательного
медицинского страхования
Горбунов Юрий Викторович профессор, проректор по
последипломному и дополнительному
образованию Ижевской государственной
медицинской академии, д.м.н.
Монакова Ольга Николаевна заместитель директора ГУП "Фармация"
Артемичева Галина Васильевна начальник отдела реализации ГУП
"Фармация"
Беляева Тамара Ивановна главный специалист - провизор
Управления здравоохранения
Администрации г. Ижевска
Аверкиева Ольга Александровна клинический фармаколог МСЧ N 8
г. Ижевска
Шмыков Николай Георгиевич клинический фармаколог МСЧ N 1
г. Ижевска
Патракеева Ираида Викторовна заведующая отделением клинической
фармакологии Республиканского
кардиологического клинического
диспансера
Сафронова Виктория Викторовна заведующая отделением артериальной
гипертонии Республиканского
кардиологического клинического
диспансера
Парфирова Марина заведующая терапевтическим
Александровна отделением поликлиники Воткинской
ЦРБ
Кубасова Ольга Андреевна заместитель начальника Управления
здравоохранения г. Глазова
Черепанова Галина Ивановна заместитель директора Центра
информации и маркетинга Аптечного
управления при Минздраве УР
Малашенкова Наталья заместитель директора ГП "Фармакон"
Борисовна
Крейдер Галина Валентиновна директор ГПП "Фармация"
Шамшурина Надежда Андреевна директор ГП "Аптека N 55"
Утробина Вера Ивановна заведующая аптекой N 170
Осипова Елена Михайловна клинический фармаколог
Республиканской детской клинической
больницы
Ложкина Любовь Аркадьевна клинический фармаколог 1
Республиканской клинической больницы
Графова Надежда Ивановна провизор 1 Республиканской
клинической больницы
Приложение 2
к приказу
МЗ УР
от 20 августа 2002 г. N 228
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМУЛЯРНОМ КОМИТЕТЕ МЗ УР
1. Общие положения
1.1. Формулярный комитет МЗ УР является экспертным органом МЗ
УР.
1.2. Формулярный комитет в своей работе руководствуется
настоящим Положением, Федеральным законом РФ от 22.06.98 N 86-ФЗ
"О лекарственных средствах", решением коллегии МЗ РФ от 28.09.99
"О Концепции программы развития системы лекарственного обеспечения
учреждений здравоохранения и населения", Государственным реестром
лекарственных средств, перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств.
1.3. Персональный состав формулярного комитета и положения о
формулярном комитете утверждаются МЗ УР.
2. Структура формулярного комитета
2.1. В составе формулярного комитета:
- председатель;
- заместители председателя;
- секретарь;
- главные специалисты МЗ УР;
а также привлекаются специалисты ЛПУ, клинические фармакологи,
сотрудники ИГМА, УТФОМС.
2.2. Председатель формулярного комитета руководит работой
комитета, утверждает планы работ, проводит заседания и
представляет комитет в государственных и общественных
организациях.
2.3. Заместитель председателя формулярного комитета проводит
заседания формулярного комитета по поручению председателя
формулярного комитета, а также выполняет возложенные на него
председателем функции.
2.4. Функциями членов формулярного комитета являются: участие
в работе комиссий формулярного комитета с правом решающего голоса;
рассмотрение информационных материалов о новых технологиях,
научных доказательств эффективности использования ЛС,
представление на заседаниях формулярного комитета и его комиссий
экспертных заключений по полученным материалам.
2.5. Секретарь оформляет протоколы заседаний формулярного
комитета, ведет делопроизводство.
2.6. Состав и председатель комитета утверждаются в
установленном порядке курирующим зам. министра здравоохранения УР.
2.7. Члены формулярного комитета осуществляют работу в
соответствии с планами, утвержденными председателем формулярного
комитета.
3. Задачи формулярного комитета
3.1. Внедрение в практику работы ЛПУ принципов доказательной
медицины, формулярной системы;
3.2. Рассмотрение предложений о внесении предложений и
дополнений в перечень ЖНВЛС и его согласование в установленном
порядке;
3.3. Разработка рекомендаций по рациональному применению ЛС;
3.4. Разработка и актуализация списка аналоговой замены ЛС;
3.5. Создание перечня ЖНВЛС;
3.6. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений
в список ЛС, отпускаемых без рецепта врача;
3.7. Разработка предложений по лекарственному обеспечению
населения, в том числе пользующегося льготами;
3.8. Участие представителя формулярного комитета в конкурсных
торгах по централизованным закупам МЗ УР.
4. Функции формулярного комитета
4.1. Пересмотр не реже одного раза в год перечня ЖНВЛС, списка
аналоговой замены ЛС;
4.2. Анализ и оценка данных использования протоколов лечения,
взаимодействия, побочных эффектов ЛС, результатов
фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований;
4.3. Анализ международного опыта, национальных стандартов,
согласованных решений по фармакотерапии различных заболеваний,
изучение научных доказательств клинической и экономической
эффективности;
4.4. Ежегодный пересмотр списка ЛС, отпускаемых без рецепта
врача.
5. Порядок работы формулярного комитета
5.1. Формулярный комитет работает в соответствии с
утвержденным планом работы. Заседания формулярного комитета
проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания формулярного
комитета считаются правомочными, если на них присутствовало более
половины членов.
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО РАЗРАБОТКЕ ФОРМУЛЯРОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
ПО ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
НАСЕЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Предисловие
Разработан: рабочей группой
Введен в действие: с "___"___________ 2002 г.
В настоящем документе реализованы нормы: Закон РФ от
28.06.1991 N 1499-1 "Об обязательном медицинском страховании
граждан РФ". Закон РФ "О лекарственных средствах" от 22.06.1998
N 86-РФ. Приказ МЗ РФ N 328 от 23.08.1999 "О рациональном
назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на
них и Порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
1. Общие положения
Основные определения
1. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств (сокращение - ЖНВЛС) - систематизированный перечень
непатентованных наименований лекарственных средств (ЛС),
включающих препараты, без применения которых, по мнению экспертов,
при угрожающих жизни заболеваниях и синдромах наступит
прогрессирование заболевания, или появятся ухудшение его течения,
осложнения, или наступит смерть пациента, а также лекарственные
средства специфической терапии социально значимых заболеваний.
2. Федеральное руководство для врачей по использованию ЛС -
сборник формулярных статей ЛС или их фрагментов, входящих в
перечень ЖНВЛС, с описанием схем и особенностей их применения при
определенном заболевании (синдроме).
3. Формулярный перечень ЛС и ИМН Удмуртской Республики -
документ, содержащий перечень наименований ЛС и ИМН,
рекомендованных для применения на территории УР.
4. Формулярный перечень ЛС и ИМН учреждения здравоохранения -
документ, содержащий перечень наименований ЛС и ИМН,
рекомендованных для применения в данном лечебно - профилактическом
учреждении. Назначение ЛС, зарегистрированных в РФ (разрешенных к
медицинскому применению МЗ РФ в установленном порядке), но не
входящих в данный перечень, в медико - экономические стандарты и
аналоговые формуляры, амбулаторным и стационарным больным
производится только по решению клинико - экспертных комиссий
(КЭК), которое фиксируется в медицинских документах больного,
журнале КЭК.
5. Формулярная комиссия ЛПУ создается с целью разработки и
постоянного обновления формулярного перечня ЛС и ИМН в ЛПУ (далее
- Формуляра).
Комиссия создается при каждом ЛПУ и утверждается приказом
главного врача. В состав комиссии входят:
- заместители руководителя ЛПУ по службам;
- заместитель главного врача по экономическим вопросам;
- врач - клинический фармаколог;
- руководитель аптечного подразделения ЛПУ (провизор);
- главная медсестра;
- главные специалисты;
- бухгалтер;
- заведующие отделениями (на правах совещательного голоса).
Руководство комиссией осуществляется председателем.
Председатель осуществляет:
- проведение заседаний;
- корректировку персонального состава комиссии;
- планирование деятельности комиссии;
- отчет руководству ЛПУ о деятельности комиссии.
Задачи комиссии:
- внедрение в практику работы ЛПУ принципов доказательной
медицины, формулярной системы;
- разработка Формуляра ЛПУ;
- введение Формуляра в деятельность ЛПУ;
- обновление Формуляра не реже чем 1 раз в год;
- проведение фармакоэкономического анализа с целью обоснования
потребности в конкретных лекарственных средствах и рационального
использования;
- учет и анализ побочных эффектов от применения ЛС.
Порядок работы комиссии:
- заседания комиссии проводятся с периодичностью, утвержденной
приказом по ЛПУ, но не реже 1 раза в квартал;
- решение принимается большинством голосов, но не менее 2/3 от
состава комиссии;
- решение заседания оформляется протоколом, подписывается
председателем.
2. Этапы внедрения Формуляра
Любое ЛПУ, принявшее решение вести разработку и внедрение
Формуляра, может воспользоваться предлагаемым алгоритмом действия.
Основой для создания Формуляра ЛПУ служит перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемый при
реализации Программы государственных гарантий обеспечения
населения бесплатной медицинской помощью.
Последовательность действий, направленных на внедрение
формулярной системы, можно представить следующим образом:
Этап 1. Подготовительный
1.1. Создать формулярную комиссию.
1.2. Издать приказ по ЛПУ, регламентирующий порядок создания
формулярной системы данного учреждения, определить методы
регулирования.
1.3. Провести анализ структуры заболеваемости.
1.4. Провести анализ имеющихся денежных средств по коду
расходов.
1.5. Провести анализ использования ЛС.
Этап 2. Создание Формуляра
2.1. Провести анализ терапевтических классов ЛС и отобрать
лекарства для формулярного списка подразделений.
2.2. Произвести анализ имеющихся денежных средств по коду
расходов и стоимости лекарственной терапии.
2.3. Сформировать формулярный список ЛС для использования в
ЛПУ в соответствии с перечнем и ЖНВЛС.
Этап 3. Организация учета потребления ЛС
3.1. На основании действующего приказа МЗ РФ N 328 "О
рациональном назначении лекарственных средств и правилах
выписывания рецептов на них и Порядке их отпуска аптечными
учреждениями" от 23.08.99 (приложение N 3) организовать предметно
- количественный учет лекарственных и перевязочных средств.
3.2. Организовать учет потребления ЛС по источникам
финансирования.
3.3. Внедрение автоматизированного учета движения медикаментов
в ЛПУ до отделения и до пациента.
Для проведения анализа имеющихся денежных средств могут
служить:
1. Годовой бюджет больницы в части данных об объемах закупки
лекарственных средств, информация об источниках финансирования
статьи "Медикаменты";
2. Доля расходов ЛПУ по лекарственным средствам в общих
расходах ЛПУ с уточнением долевого соотношения по каждому
источнику финансирования;
3. Наличие дебетовой или кредитовой задолженности больницы при
взаимоотношениях с поставщиками.
Для проведения анализа использования лекарственных средств
рекомендуется оценка рациональности и эффективности лекарственной
помощи (прилагается).
3. Подходы к выбору ЛС и ИМН
Определение потребности в ЛС и ИМН в рамках Формуляра ЛПУ
осуществляется по следующей схеме:
- заведующий каждым профильным отделением составляет перечень
наиболее часто встречающихся заболеваний;
- с учетом структуры пролеченных больных и МЭС составляется
перечень групп медикаментов без указания наименования препаратов;
- определяется потребность в ЛС и ИМН с учетом профильной
структуры заболеваемости;
- производится коррекция перечня медикаментов по результатам
АВС и VEN - анализов эффективности лекарственной помощи;
- определяются плановые расходы на приобретение ЛС и ИМН в
рамках Формуляра ЛПУ и не должны превышать размер статьи
"Медикаменты" в стоимости койко - дня по профилю;
- если суммарная стоимость выбранных препаратов превышает
расчетную стоимость, то необходимо заменить выбранный препарат
более доступным по стоимости аналогом.
Выбранные препараты и составляют формулярный перечень
профильного отделения и входят в Формуляр медицинского учреждения.
4. Обеспечение гарантий пациентам
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения,
включенные в Формуляр ЛПУ, должны предоставляться пациентам
бесплатно в пределах выделяемых денежных средств по коду расходов.
Оценка
рациональности и эффективности лекарственной помощи
На основании проведения АВС - анализа
(оценка рациональности использования денежных средств)
и VEN - анализа (оценка эффективности использования
лекарственных средств)
При отсутствии в медицинском учреждении Формуляра гарантии по
лекарственной помощи предоставляются в рамках принятого
территориального перечня ЛС и ИМН.
МЗ УР, Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования вправе осуществлять контрольно - ревизионные
мероприятия по обеспечению рационального и целевого использования
денежных средств, предназначенных на оплату медикаментов, входящих
в формулярный список; ежеквартально предоставлять в формулярный
комитет УР сведения от использовании неформулярных препаратов для
принятия дальнейших организационно - тактических мероприятий.
ABC - анализом называется метод оценки рационального
использования денежных средств.
VEN - анализом называется метод оценки эффективности
использования лекарственных средств.
Оценка сложившейся ситуации по лекарственному обеспечению в
ЛПУ и поиск эффективных форм контроля их использования позволяет
решить следующие задачи:
1. Оценить состояние и уровень лекарственного обеспечения
населения лечебно - профилактических учреждений.
2. Выявить наиболее острые проблемы, появившиеся в
лекарственном обеспечении ЛПУ.
3. Оценить возможность адаптации системы лекарственного
обеспечения к новым экономическим условиям.
Оценка эффективности лекарственной помощи проводится по
этапам:
I этап - проведение ABC и VEN - анализа.
II этап - ретроспективный метод оценки рациональности и
эффективности лекарственной помощи.
I этап - проведение ABC и VEN - анализа
ABC - анализом называется метод оценки рационального
использования денежных средств по трем группам (классам) в
соответствии с их фактическим потреблением за предыдущий период.
ABC - анализ позволяет получить объективную картину
расходования финансовых ресурсов в соответствии с Формуляром
медикаментов.
В лечебном учреждении выбирается:
- анализируемое отделение (профиль).
- конкретный период (квартал, полугодие, год).
Медикаменты вводятся со счетов - фактур, оплаченных из средств
бюджета (ОМС), в электронную таблицу:
Таблица N 1
Расчет
расходов на ЛС и ИМН для оказания лекарственной
помощи в отделении __________ за период ___________
-------------------T-----T---------T----------T----------T-------¬
¦ Наименование ¦Форма¦ Цена за ¦Израсходо-¦ Общая ¦ % от ¦
¦ ¦ ¦упаковку,¦вано за ¦стоимость,¦ общего¦
¦ ¦ ¦ руб. ¦__________¦ руб. ¦расхода¦
¦ ¦ ¦ ¦ (период) ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+---------+----------+----------+-------+
¦ Инсулин ¦ фл. ¦ 5,5 ¦ 2000 ¦ 11000 ¦ 11,3%¦
¦ Актрапид НМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 10 мл 40 ед./мл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+---------+----------+----------+-------+
¦ И т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+---------+----------+----------+-------+
¦ Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100% ¦
L------------------+-----+---------+----------+----------+--------
Введенный перечень медикаментов ранжируется в таблице по
убывающей стоимости с последующей группировкой лекарственных
средств по классам потребления в соответствии с финансовыми
затратами на препараты максимального, среднего и низкого уровня
потребления.
1-й класс A - 10 - 20% препаратов от полугодовой потребности,
на которые расходуется 70 - 80% от финансирования на лекарственные
средства.
2-й класс B - 10 - 20% препаратов, на которые расходуется 15 -
20% от лекарственного бюджета.
3-й класс C - 60 - 80% препаратов, на которые в сумме
расходуется не более 5 - 10% финансирования на лекарственные
средства.
Таблица N 2
Расчет
стоимости ЛС и ИМН по классам потребления
по отделению __________ на период ____________
---------------------------T-----------------T-------------------¬
¦ Наименование препаратов ¦ Общая стоимость ¦% от общего расхода¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦1 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦2 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦3 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Общий итог ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по группе A ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по группе B ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по группе C ¦ ¦ ¦
L--------------------------+-----------------+--------------------
VEN - анализом называется метод оценки эффективности
использования лекарственных средств, позволяющий установить
приоритеты для закупок лекарственных препаратов и формирования
Формуляра ЛС и ИМН.
Все ЛС по эффективности можно разделить на группы:
Жизненно важные лекарства, важные для спасения жизни, имеющие
(Vital) опасный для жизни синдром отмены, постоянно
необходимые для поддержания жизни.
Необходимые лекарства, эффективные при лечении менее
(Essetial) опасных, но серьезных заболеваний.
Второстепенные лекарства для лечения легких заболеваний,
(Non - essentiale) лекарства сомнительной эффективности,
дорогостоящие медикаменты с симптоматическими
показаниями.
Таблица N 3
Расходы
денежных средств на ЛС и ИМН по группам эффективности
---------------------------T-----------------T-------------------¬
¦ Наименование препаратов ¦ Общая стоимость ¦% от общего расхода¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦1 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦2 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦3 ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Общий итог ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по V ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по E ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----------------+-------------------+
¦Итого по N ¦ ¦ ¦
L--------------------------+-----------------+--------------------
II этап - ретроспективный метод - анализ использования
лекарственных средств по историям болезни
Ретроспективная оценка рациональности и эффективности
лекарственной помощи основана на анализе произведенных назначений
с целью выбора терапии в будущем, а также формирования Формуляра
медикаментов для ЛПУ. Для проведения анализа определяется
отделение (профиль) и период оценки (1 месяц, 1 квартал,
полугодие, год и проч.).
Оценка проводится по следующим направлениям:
1. Характеристика каждого ЛС (по всем критериям или
выборочно):
- показания;
- противопоказания;
- побочные эффекты;
- мероприятия при передозировке (при ее наличии);
- дозировка с учетом возрастных групп, функционального
состояния органов детоксикации (печень, почки);
- пути введения;
- взаимодействие с другими препаратами;
- мониторинг (динамика и интерпретация лабораторных анализов);
- результаты лечения (наличие или отсутствие клинико -
лабораторного выздоровления, достижение стойкой ремиссии);
- стоимость курса лечения;
- обучение пациентов (оценка рекомендаций при выписке для
амбулаторного этапа лечения).
2. Удельный вес каждой группы ЛС в соответствии с
классификацией:
- этиотропные
- патогенетические
- симптоматические
- заместительные
- профилактические
3. Отбор критериев для определения правильности использования
ЛС. Выделяются наиболее значимые критерии, учет которых может
предотвратить ятрогению, неблагоприятный кумулятивный эффект,
нарушение функционального состояния внутренних органов. Например:
- противопоказания (наличие ХПН, гепатоцеллюлярной
недостаточности, гиперчувствительности к препарату и т.д.);
- неблагоприятные взаимодействия с другими препаратами
(кумуляция, взаимное ослабление действия препаратов).
4. Ознакомление медицинского персонала с результатами оценки
рациональности и эффективности лекарственной помощи и принятие мер
для устранения недостатков, выявленных при проведении оценки.
|