МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
12 сентября 2002 г. N 58
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА, ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
25 сентября 2002 г. N 37
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
В целях повышения эффективности разработки и сокращения сроков
согласований и экспертизы проектно - сметных документов в
зависимости от стадийности проектирования в нефтяной отрасли и
руководствуясь нормативно - правовыми актами и инструктивно -
методическими указаниями, действующими на территории Российской
Федерации и Удмуртской Республики, приказываем:
1. Утвердить Временные методические указания "О порядке
разработки проектно - сметной документации, обосновывающей поиски,
разведку и добычу нефти на территории Удмуртской Республики".
2. Государственному учреждению "Управление охраны окружающей
среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики"
организовать проведение научно - практического семинара по
изучению вышеуказанного документа для:
- предприятий, организаций, осуществляющих геологическое
изучение недр, разведку и добычу нефти;
- предприятий, организаций, осуществляющих проектирование в
области геологического изучения и использования недр, охраны
окружающей среды.
3. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя
министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской
Республики М.Г. Кургузкина.
Министр природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Удмуртской Республики
А.В.КУЛАГИН
Министр топлива, энергетики
и связи Удмуртской Республики
В.К.ПРЕСНУХИН
Согласовано
Заместитель Председателя
Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ
Начальник Главного управления
природных ресурсов и охраны
окружающей среды
МПР РФ по УР
И.В.ТОРОПОВ
Утверждаю
Министр топлива,
энергетики и связи
Удмуртской Республики
В.К.ПРЕСНУХИН
Министр
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Удмуртской Республики
А.В.КУЛАГИН
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ПОИСКИ, РАЗВЕДКУ И ДОБЫЧУ НЕФТИ
НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введены в действие с __________ приказом Министерства топлива,
энергетики и связи УР от __________ N _____ и приказом
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от
__________ N _____).
Список исполнителей
"Временные методические указания о порядке разработки проектно
- сметной документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу
нефти на территории Удмуртской Республики" разработаны творческим
коллективом:
- Ижевский научно - технический центр (ранее - институт
"УдмуртНИПИнефть"): Т.В. Саламатова - отв. исполнитель, И.С.
Казаков, Н.А. Струкова;
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Удмуртской Республики - М.Г. Кургузкин;
- Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей
среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по
Удмуртской Республике - Н.Н. Микрюкова, Г.Н. Глазунова;
- ОАО "Белкамнефть" - В.П. Берсенева.
Авторы приносят особую благодарность всем организациям,
принявшим участие при разработке данного документа предложениями,
советами, замечаниями.
1. Введение
"Временные методические указания..." регулируют отношения
различных сторон, участвующих в процессе реализации инвестиционных
проектов на поиски, разведку, добычу нефти на территории
Удмуртской Республики, в том числе при разработке, согласовании и
экспертизе проектно - сметных документов в зависимости от
стадийности проектирования в нефтяной отрасли, и руководствуются
нормативно - правовыми актами и инструктивно - методическими
указаниями, действующими на территории Российской Федерации и
Удмуртской Республики.
"Временные методические указания..." предназначены для:
- предприятий, организаций, осуществляющих геологическое
изучение недр, разведку и добычу нефти;
- предприятий, организаций, осуществляющих проектирование в
области геологического изучения и использования недр, охраны
окружающей среды;
- специально уполномоченных государственных органов и
организаций Удмуртской Республики, осуществляющих согласования и
государственные экспертизы проектно - сметной документации.
Все вспомогательные объекты нефтяной инфраструктуры, а также
объекты, связанные с развитием социальной сферы, разрабатываются в
соответствии с действующими СНиП, СП и в данном документе не
рассматриваются.
При разработке "Временных методических указаний..."
использовалась следующая терминология:
"Инвестиционный проект" (ИП) - комплекс взаимосвязанных
мероприятий и документов, предназначенных для достижения в течение
заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных
инвестиционным замыслом задач с четко определенными целями;
"Заказчик инвестиционного проекта (ИП)" - главная сторона,
заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его
результатов. Возможный будущий владелец и пользователь
результатами проекта;
"Заказчик государственной экспертизы" - предприятие,
организация, учреждение - юридическое или физическое лицо.
Заказчиком экспертизы может быть Заказчик ИП или другое
предприятие, организация, учреждение, физическое лицо, выполняющее
данную работу по "Договору";
"Инвестор" - сторона(ы), вкладывающая(ие) инвестиции в проект.
Если инвестор и Заказчик ИП не являются одним и тем же лицом, то в
качестве инвесторов выступают банки, инвестиционные фонды и другие
организации;
"Проектировщик" - юридическое или физическое лицо, имеющее
соответствующую(ие) лицензию(ии) и выполняющее по договору
(контракту) проектно - изыскательские работы в рамках проекта;
"Генеральный проектировщик" - проектная организация,
ответственная за выполнение комплекса проектных и изыскательских
работ по проектируемому объекту на основании договора с заказчиком
ИП;
"Подрядчик" - специализированная организация, фирма, имеющая
соответствующую(ие) лицензию(ии) и выполняющая проектные,
строительно - монтажные работы и другие связанные с ними работы и
услуги на основе договора подряда.
2. Общие положения и основные стадии реализации
инвестиционного замысла
Предоставление участка недр в пользование для целей
геологического изучения, разведки и добычи нефти оформляется
лицензией на право пользования недрами. Срок пользования участком
недр и права владельца лицензии (Заказчика ИП) исчисляются с
момента государственной регистрации лицензии. Порядок согласования
лицензий на право пользования недрами и лицензионных соглашений
устанавливается иным документом и в данном документе не
рассматривается.
С получением соответствующей лицензии Заказчик ИП в
установленном порядке обеспечивает оформление горного отвода и
организует комплекс проектно - изыскательских работ по проведению
геолого - разведочных работ и (или) такие же работы по организации
добычи нефти, забора воды или сброса очищенных попутно извлекаемых
пластовых и сточных вод в поглощающие скважины.
В целом рассматриваются следующие основные этапы работ и виды
разрабатываемой проектно - сметной документации для реализации
инвестиционного замысла (схема на рис. 1), в том числе:
2.1. Лицензирование недропользования.
2.2. Геолого - поисковые работы.
2.2.1. "Проект структурно - параметрического бурения".
2.2.2. "Зональный проект на поиски и разведку месторождений
нефти" и дополнения к нему, "Проект поисково - разведочного
бурения".
2.2.3. "Рабочий индивидуальный (групповой) проект
строительства поисково - разведочных скважин".
2.2.4. "Рабочий проект (индивидуальный или групповой)
строительства водозаборной скважины для нужд поисково -
разведочного бурения.
2.2.5. Строительство, консервация или ликвидация поисково -
разведочных и водозаборных скважин.
Порядок подготовки, разработки проектной документации,
согласований и государственных экспертиз представлен в табл. 1 и в
разд. 4.
2.3. Проектно - изыскательские геолого - геофизические работы.
2.3.1. "Проект на производство поисковых (детальных)
сейсморазведочных работ МОГТ-2Д".
2.3.2. "Проект на производство сейсморазведочных работ
МОГТ-3Д".
2.3.3. Научно - исследовательские работы на земной
поверхности, не связанные с нарушением недр (электроразведочные,
гравиметрические, геофизические).
Порядок подготовки, разработки проектной документации,
согласований и государственных экспертиз представлен в табл. 2 и в
разд. 5.
2.4. Организация добычи нефти, забор, сброс воды.
2.4.1. Проектные технологические документы на разработку
месторождений:
- "Проект пробной эксплуатации месторождения, залежи, группы
скважин";
- "Технологическая схема опытно - промышленной разработки";
- "Технологическая схема разработки месторождения";
- "Проект разработки месторождения";
- "Анализ разработки";
- "Проект захоронения сточных и попутно извлекаемых пластовых
вод".
2.4.2. Обоснование инвестиций в строительство.
2.4.3. Проектно - сметная документация на строительство
скважин различного назначения для эксплуатации месторождения
(параметрические; опорные; структурные; эксплуатационные
(добывающие, нагнетательные, оценочные, поглощающие);
водозаборные));
- "Групповой рабочий проект строительства... скважин"
(назначение указано выше);
- "Индивидуальный (групповой) проект строительства
водозаборной(ых) скважины(н)".
2.4.4. Проектно - сметная документация на обустройство и
реконструкцию месторождений.
Проектирование может быть двухстадийным - "Проект" и "Рабочая
документация" или одностадийным - "Рабочий проект" ("Утверждаемая
часть", "РД").
По технически сложным объектам разрабатывается двухстадийный
проект ("Проект", "РД"), по технически несложным объектам
разрабатывается "Рабочий проект" ("Утверждаемая часть", "РД").
Сложность объекта и стадийность устанавливает Генпроектировщик
совместно с Заказчиком ИП, выбранная стадийность указывается в
Техзадании на проектирование.
Техническая сложность объекта не является критерием
определения сложности объекта для государственной экологической
экспертизы.
2.4.5. Строительство объектов, добыча нефти, забор, сброс
воды.
Порядок подготовки, разработки проектной документации,
согласований и государственных экспертиз представлен в табл. 3 и в
разд. 6.
2.5. Технико - экономическое обоснование поисков, разведки и
разработки нефтяных месторождений на условиях соглашения о разделе
продукции (ТЭО СРП).
Кроме того, имеются некоторые виды работ, которые могут
проводиться на любом из вышеперечисленных этапов, и поэтому они
вынесены в отдельные разделы, в том числе:
2.6. Получение условий на природопользование.
2.7. Перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие в
лесах 1 и (или) 2 группы.
Схема реализации инвестиционного замысла
-------------------------------¬
¦ Лицензия на недропользование ¦
L--------------T----------------
--------------------+------------------------¬
Геолого - поисковые Проектно - Организация добычи
работы изыскательские, нефти, забор, сброс воды
---------------------¬ геолого - ------------------------------------¬
¦Проект структурно - ¦ геофизические¦Проектные технологические документы¦
¦ параметрического ¦ работы ¦ на разработку месторождений ¦
¦ бурения ¦ L-T----------------T--------------T--
L---------T----------- ¦ ¦ ¦
----------+----------¬-------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ Зональный проект ¦¦Проект на ¦ ¦ --------------+------------¬ ¦
¦на поиски и разведку¦¦производство¦ ¦ ¦ Обоснование инвестиций ¦ ¦
¦ месторождений нефт覦поисковых ¦ ¦ ¦ в строительство ¦ ¦
¦ Проект поисково - ¦¦(детальных) ¦ ¦ L--T-------------------T---- ¦
¦ разведочного ¦¦сейсморазве-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бурения ¦¦дочных работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------T-----------¦МОГТ-2Д ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
----------+----------¬L---------------+-----+-------¬-----------+-----+-¬
¦ Индивидуальный ¦ ¦ Групповой ¦¦ ¦
¦(групповой) рабочий ¦ ¦рабочий проект ¦¦ ¦
¦проект строительства¦ ¦ строительства ¦¦Проектно - сметная¦
¦ поисково - ¦ ¦ скважин для ¦¦ документация ¦
¦разведочных скважин ¦ ¦ эксплуатации ¦¦ на обустройство ¦
L---------T----------- ¦ месторождений ¦¦ объектов пробной ¦
----------+----------¬-------------¬L------T---------¦ эксплуатации ¦
¦ Индивидуальный ¦¦ ¦-------+--------¬¦ залежи, ¦
¦(групповой) рабочий ¦¦Проект на ¦¦Индивидуальный ¦¦ обустройство, ¦
¦проект строительствদпроизводств (групповой) ¦¦ реконструкцию ¦
¦водозаборных скважин¦¦сейсморазве-¦¦рабочий проект ¦¦ месторождения ¦
¦ для строительства ¦¦дочных работ¦¦ строительства ¦¦ ¦
¦ поисково - ¦¦МОГТ-ЗД ¦¦ водозаборных ¦¦ ¦
¦разведочных скважин ¦¦ ¦¦ скважин ¦¦ ¦
L---------T-----------L-------------L------T---------L--------T----------
¦ ¦ ¦
Строительство Строительство скважин всех
поисково - Электроразведочные, назначений
разведочных гравиметрические, Обустройство месторождений
скважин геофизические (нефтяная и вспомогательная
¦ исследования скважин, инфраструктуры)
Консервация участков, залежей ¦
или ликвидация Эксплуатация объектов
скважин (добыча нефти, забор, сброс воды)
Рис. 1
Таблица 1
Порядок подготовки, разработки, согласований
и государственных экспертиз проектно - сметной
документации на стадии геолого - поисковых работ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Виды проектно - сметной¦ Последовательность работ ¦
¦ документации ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦"Зональный проект ¦ 1. Техническое задание ¦
¦на поиски и разведку ¦ на проектирование; ¦
¦месторождений нефти ¦ 2. Проектирование; ¦
¦и дополнения к нему" ¦ 3. Государственная геологическая ¦
¦"Проект поисково - ¦ экспертиза ¦
¦разведочного бурения" ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦"Проект структурно - ¦ 1. Техническое задание ¦
¦параметрического ¦ на проектирование; ¦
¦бурения" ¦ 2. Выбор земельного участка и принятие ¦
¦ ¦ в порядке, установленном ¦
¦"Индивидуальный ¦ ст. 31 ЗК РФ, решения о ¦
¦(групповой) рабочий ¦ предварительном согласовании места ¦
¦проект строительства ¦ размещения объекта; ¦
¦поисково - разведочных ¦ 3. Разрешение Правительства Удмуртской ¦
¦скважин" ¦ Республики или органа местного ¦
¦ ¦ самоуправления на проведение ¦
¦"Индивидуальный ¦ проектно - изыскательских работ; ¦
¦(групповой) рабочий ¦ 4. Получение условий на ¦
¦проект строительства ¦ природопользование; ¦
¦водозаборных скважин" ¦ 5. Изыскательские и исследовательские ¦
¦ ¦ работы - локализованы площадками ¦
¦ ¦ структурно - параметрических и ¦
¦ ¦ поисково - разведочных скважин; ¦
¦ ¦ 6. Разработка проектно - сметной ¦
¦ ¦ документации, в том числе разделов ¦
¦ ¦ "Охрана окружающей среды", "Оценка ¦
¦ ¦ воздействия на окружающую среду", ¦
¦ ¦ "Охрана памятников истории и ¦
¦ ¦ культуры", "Проект рекультивации ¦
¦ ¦ земель", и материалов обоснования ¦
¦ ¦ перевода и (или) изъятия лесных ¦
¦ ¦ земель (при необходимости); ¦
¦ ¦ 7. Согласование разработанной ¦
¦ ¦ документации и материалов ¦
¦ ¦ обоснования перевода и (или) ¦
¦ ¦ изъятия лесных земель; ¦
¦ ¦ 8. Государственные экспертизы ¦
¦ ¦ проектно - сметной документации ¦
¦ ¦ и обосновывающих материалов по ¦
¦ ¦ переводу и (или) изъятию лесных ¦
¦ ¦ земель (экологическая); ¦
¦ ¦ 9. Перевод лесных земель в нелесные ¦
¦ ¦ (при необходимости); ¦
¦ ¦10. Распоряжения Правительства ¦
¦ ¦ Российской Федерации по переводу ¦
¦ ¦ лесных земель в нелесные земли и ¦
¦ ¦ (или) изъятию земель лесного фонда, ¦
¦ ¦ Правительства Удмуртской Республики ¦
¦ ¦ по переводу и предоставлению в ¦
¦ ¦ аренду земельных участков в лесах ¦
¦ ¦ 2 группы, сельхозугодий и органов ¦
¦ ¦ местного самоуправления о предостав-¦
¦ ¦ лении земельного(ых) участка(ов); ¦
¦ ¦11. Предоставление земельного участка ¦
¦ ¦ в соответствии со ст. 32, 58 ЗК РФ ¦
¦ ¦ после внесения платы согласно ¦
¦ ¦ постановлению Правительства РФ ¦
¦ ¦ от 29.04.2002 N 278; ¦
¦ ¦12. Строительство структурно - ¦
¦ ¦ параметрических и поисково - ¦
¦ ¦ разведочных скважин; ¦
¦ ¦13. Консервация или ликвидация скважин ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
Таблица 2
Порядок подготовки, разработки, согласований
и государственных экспертиз проектно - сметной
документации на стадии проектно - изыскательских
геолого - геофизических работ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Виды проектно - сметной¦ Последовательность работ ¦
¦ документации ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦"Проект на производство¦1. Геологическое, техническое задания ¦
¦поисковых (детальных) ¦ на проектирование; ¦
¦сейсморазведочных работ¦2. Выбор земельного участка в ¦
¦МОГТ-2Д" ¦ соответствии со ст. 22, п. 7, ЗК РФ; ¦
¦ ¦3. Получение условий ¦
¦"Проект на производство¦ на природопользование; ¦
¦сейсморазведочных работ¦4. Разработка проектно - сметной ¦
¦МОГТ-ЗД" ¦ документации, в том числе разделов ¦
¦ ¦ "Охрана окружающей среды", "Оценка ¦
¦ ¦ воздействия на окружающую среду"; ¦
¦ ¦ "Проект рекультивации земель"; ¦
¦ ¦5. Согласования разработанной ¦
¦ ¦ проектно - сметной документации; ¦
¦ ¦6. Государственные геологическая ¦
¦ ¦ и экологическая экспертизы; ¦
¦ ¦7. Распоряжения Правительства Российской¦
¦ ¦ Федерации по переводу лесных земель в¦
¦ ¦ нелесные земли и (или) изъятию земель¦
¦ ¦ лесного фонда, Правительства ¦
¦ ¦ Удмуртской Республики по переводу и ¦
¦ ¦ предоставлению в аренду земельных ¦
¦ ¦ участков в лесах 2 группы и ¦
¦ ¦ сельхозугодий, органов местного ¦
¦ ¦ самоуправления о предоставлении ¦
¦ ¦ земельного(ых) участка(ов) для ¦
¦ ¦ производства сейсморазведочных работ;¦
¦ ¦8. Согласование плана расположения ¦
¦ ¦ сейсмопрофилей с собственниками ¦
¦ ¦ земли, землевладельцами и ¦
¦ ¦ землепользователями (заключение ¦
¦ ¦ "Договора") - при производстве работ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Научно - исследователь-¦1. Геологическое или Техническое задание¦
¦ские электроразведоч- ¦ на проведение научно - ¦
¦ные, гравиметрические, ¦ исследовательских работ; ¦
¦геофизические работы по¦2. Программа работ; ¦
¦исследованию скважин, ¦3. Проведение работ с составлением ¦
¦участков, залежей, ¦ отчета ¦
¦месторождений, ¦ ¦
¦аномальных зон и т.д. ¦ ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
Таблица 3
Порядок подготовки, разработки, согласований
и государственных экспертиз проектно - сметной
документации на стадии организации добычи
нефти, забора, сброса воды
----------------T------------------T-----------------------------¬
¦Основные стадии¦ Виды ¦ Последовательность ¦
¦проектирования ¦проектно - сметной¦ работ ¦
¦ ¦ документации ¦ ¦
+---------------+------------------+-----------------------------+
¦Проектные ¦- "Проект пробной ¦ 1. Техническое задание ¦
¦технологические¦эксплуатации ¦ на проектирование; ¦
¦документы ¦месторождения, ¦ 2. Проектирование; ¦
¦на разработку ¦залежи, группы ¦ 3. Согласование с РГТИ; ¦
¦месторождения ¦скважин"; ¦ 4. Утверждение ЦКР, ТКР ¦
¦ ¦- "Технологическая¦ ¦
¦ ¦схема опытно - ¦ ¦
¦ ¦промышленной ¦ ¦
¦ ¦разработки"; ¦ ¦
¦ ¦- "Технологическая¦ ¦
¦ ¦схема разработки ¦ ¦
¦ ¦месторождения"; ¦ ¦
¦ ¦- "Проект ¦ ¦
¦ ¦разработки ¦ ¦
¦ ¦месторождения"; ¦ ¦
¦ ¦- "Анализ ¦ ¦
¦ ¦разработки ¦ ¦
¦ ¦месторождения"; ¦ ¦
¦ ¦- "Проект ¦ ¦
¦ ¦захоронения ¦ ¦
¦ ¦попутно ¦ ¦
¦ ¦извлекаемых и ¦ ¦
¦ ¦сточных вод" ¦ ¦
+---------------+------------------+-----------------------------+
¦Обоснование ¦"Обоснование ¦ 1. Техническое задание ¦
¦инвестиций ¦инвестиций в ¦ на проектирование; ¦
¦ ¦строительство" ¦ 2. Проектирование; ¦
¦ ¦ ¦ 3. Согласования ¦
+---------------+------------------+-----------------------------+
¦Проектно - ¦1. "Групповой ¦ 1. Техническое задание ¦
¦сметная ¦рабочий проект ¦ на проектирование; ¦
¦документация на¦строительства... ¦ 2. Выбор земельного участка ¦
¦строительство ¦скважин"; ¦ и принятие в порядке, ¦
¦скважин для ¦2. "Индивидуальный¦ установленном ст. 31 ЗК ¦
¦эксплуатации ¦(групповой) ¦ РФ, решения о предвари- ¦
¦месторождения ¦рабочий проект ¦ тельном согласовании ¦
¦(параметричес- ¦строительства ¦ места размещения объекта;¦
¦кие, опорные, ¦водозаборной ¦ 3. Разрешение Правительства ¦
¦структурные, ¦скважины" ¦ Удмуртской Республики ¦
¦эксплуатацион- ¦ ¦ или органа местного само-¦
¦ные ¦ ¦ управления на проведение ¦
¦(добывающие, ¦ ¦ проектно - изыскательских¦
¦нагнетательные,¦ ¦ работ; ¦
¦оценочные, ¦ ¦ 4. Получение условий ¦
¦поглощающие), ¦ ¦ на природопользование; ¦
¦водозаборные)) ¦ ¦ 5. Изыскательские работы и ¦
¦ ¦ ¦ инженерно - экологические¦
¦Проектно - ¦"Проект" и ¦ исследования; ¦
¦сметная ¦"Рабочая ¦ 6. Разработка проектно - ¦
¦документация на¦документация"; ¦ сметной документации, в ¦
¦обустройство, ¦"Рабочий проект" ¦ том числе разделов "Охра-¦
¦реконструкцию ¦(утверждаемая ¦ на окружающей среды", ¦
¦месторождения, ¦часть, РД) ¦ "Оценка воздействия на ¦
¦участка, залежи¦ ¦ окружающую среду", "Инже-¦
¦ ¦ ¦ нерно - технические меро-¦
¦ ¦ ¦ приятия ГО. Мероприятия ¦
¦ ¦ ¦ по предупреждению чрезвы-¦
¦ ¦ ¦ чайных ситуаций", "Декла-¦
¦ ¦ ¦ рация промышленной безо- ¦
¦ ¦ ¦ пасности", "Охрана объек-¦
¦ ¦ ¦ тов историко - культурно-¦
¦ ¦ ¦ го наследия"; "Проект ре-¦
¦ ¦ ¦ культивации земель", и ¦
¦ ¦ ¦ при необходимости матери-¦
¦ ¦ ¦ алов обоснования перевода¦
¦ ¦ ¦ и аренды лесных земель; ¦
¦ ¦ ¦ 7. Согласование разработан- ¦
¦ ¦ ¦ ной документации, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ материалов обоснования ¦
¦ ¦ ¦ перевода и аренды лесных ¦
¦ ¦ ¦ земель; ¦
¦ ¦ ¦ 8. Государственные эксперти-¦
¦ ¦ ¦ зы разработанной проектно¦
¦ ¦ ¦ - сметной документации ¦
¦ ¦ ¦ проводятся одновременно с¦
¦ ¦ ¦ материалами обоснования ¦
¦ ¦ ¦ перевода лесных земель; ¦
¦ ¦ ¦ 9. Перевод лесных земель ¦
¦ ¦ ¦ в нелесные (при ¦
¦ ¦ ¦ необходимости); ¦
¦ ¦ ¦10. Распоряжения Правитель- ¦
¦ ¦ ¦ ства Российской Федерации¦
¦ ¦ ¦ по переводу лесных земель¦
¦ ¦ ¦ в нелесные земли и (или) ¦
¦ ¦ ¦ изъятию земель лесного ¦
¦ ¦ ¦ фонда, Правительства ¦
¦ ¦ ¦ Удмуртской Республики по ¦
¦ ¦ ¦ переводу и предоставлению¦
¦ ¦ ¦ в аренду земельных участ-¦
¦ ¦ ¦ ков в лесах 2 группы, ¦
¦ ¦ ¦ сельхозугодий и органов ¦
¦ ¦ ¦ местного самоуправления о¦
¦ ¦ ¦ предоставлении земельно- ¦
¦ ¦ ¦ го(ых) участка(ов); ¦
¦ ¦ ¦11. Предоставление земельного¦
¦ ¦ ¦ участка в соответствии со¦
¦ ¦ ¦ ст. 32, 58 ЗК РФ после ¦
¦ ¦ ¦ внесения платы в соответ-¦
¦ ¦ ¦ ствии с постановлением ¦
¦ ¦ ¦ Правительства РФ от ¦
¦ ¦ ¦ 29.04.2002 N 278; ¦
¦ ¦ ¦12. Строительство объектов, ¦
¦ ¦ ¦ добыча нефти ¦
L---------------+------------------+------------------------------
3. Лицензирование недропользования
3.1. Недра предоставляются в пользование для геологического
изучения, разведки, добычи нефти и воды, сброса в поглощающие
горизонты избытка очищенных попутно извлекаемых пластовых и
сточных вод специальным разрешением в виде лицензии.
3.2. Материалы, обосновывающие лицензию на недропользование,
представляются на согласование в установленном порядке.
4. Основные требования к разрабатываемой документации
на стадии поисков и разведки залежей
и месторождений нефти
4.1. "Проект структурно - параметрического бурения"
4.1.1. Разрабатывается для детализации и уточнения
структурного плана нефтяных залежей.
4.1.2. Заказчик ИП в установленном порядке (согласно
"Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков
для строительства, добычи полезных ископаемых и иных
несельскохозяйственных целей вне населенных пунктов на территории
Удмуртской Республики", утвержденному постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 02.02.1998 N 73 [1]) обращается в
Правительство Удмуртской Республики или органы местного
самоуправления с ходатайством о предварительном согласовании места
размещения объектов структурно - параметрического бурения.
4.1.3. "Проект структурно - параметрического бурения"
разрабатывается на основании Технического задания на
проектирование, Разрешения Правительства Удмуртской Республики или
органов местного самоуправления на проведение проектно -
изыскательских работ по структурно - параметрическому бурению [1]
и в соответствии с "Макетом проекта параметрического бурения" [2].
4.1.4. Заказчик ИП получает условия на природопользование.
Порядок получения представлен в разд. 7.
4.1.5. В составе "Проекта структурно - параметрического
бурения" разрабатываются разделы "Охрана окружающей среды",
"Оценка воздействия на окружающую среду", "Охрана памятников
истории и культуры", "Проект рекультивации земель" согласно
государственным стандартам, нормативно - правовым актам и
инструктивно - методическим указаниям [3 - 28, 42 - 43] с
применением фондовых материалов специализированных организаций,
проведенных исследований, условий на природопользование.
4.1.6. При наличии на территории работ лесов первой и (или)
второй группы в составе проекта разрабатываются материалы
обоснования перевода лесных земель в нелесные в лесах 1 и (или) 2
групп, см. разд. 8.
4.1.7. "Проект структурно - параметрического бурения" и
материалы обоснования перевода лесных земель в нелесные в лесах 1
и (или) 2 группы одновременно проходят согласование со всеми
заинтересованными организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
4.1.8. "Проект структурно - параметрического бурения"
одновременно с материалами обоснования перевода лесных земель в
нелесные в лесах 1 и (или) 2 группы проходят государственные
геологическую и экологическую экспертизы в установленном порядке.
4.1.9. Оформление Землеустроительного дела на отвод
земельного(ых) участка(ов) для структурно - параметрического
бурения производится после проведения государственной
экологической экспертизы проектно - сметной документации и
материалов обоснования перевода лесных земель в нелесные в лесах 1
и (или) 2 групп.
4.1.10. Распоряжения Правительства Российской Федерации по
переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель
лесного фонда, Правительства Удмуртской Республики по переводу и
предоставлению в аренду земельных участков в лесах 2 группы,
сельхозугодий и органов местного самоуправления о предоставлении
земельного(ых) участка(ов) являются основанием для установления
границ его (их) на местности.
4.2. "Зональный проект на поиски и разведку месторождений
нефти" и дополнения к нему, "Проект поисково - разведочного
бурения"
4.2.1. Проекты содержат геологическую информацию о территории
работ, предлагают конструкции скважин, основные типы и рецептуры
применяемых растворов, основные виды исследований и т.д.
Разрабатываются в соответствии с "Методическими указаниями по
составлению геологических проектов глубокого бурения при геолого -
разведочных работах на нефть и газ" [29].
4.2.2. В составе проектов согласно действующим нормативно -
правовым актам и инструктивно - методическим указаниям [3 - 28]
разрабатывается раздел "Охрана недр, природы и окружающей среды".
В данный раздел проектировщиком вводится "Перечень экологических
условий" (основных экологических, санитарно - гигиенических и
историко - культурных ограничений, определенных по фондовым
данным), которые должны быть уточнены (справками об условиях на
природопользование) и учтены при выборе площадок под поисково -
разведочные скважины. Рассматриваемая площадь работ с основными
ограничениями представляется на топооснове масштаба 1:25000,
1:50000 или в другом масштабе (в случае детализации условий). При
необходимости разрабатывается санитарно - гигиеническое
обоснование уменьшения санитарно - защитных зон поисково -
разведочных скважин.
4.2.3. В разделе "Охрана недр, природы и окружающей среды"
проектировщиком рекомендуется комплекс необходимых исследований
природного комплекса (гидрохимическое изучение поверхностных и
подземных вод, почвенного и биологического разнообразия с
определением редких и исчезающих видов, историко - культурные
изыскания), локализованных площадкой скважины, для проведения ОВОС
на следующей стадии проектирования (строительство поисково -
разведочных скважин).
4.2.4. Проекты проходят государственную геологическую
экспертизу и являются основой для составления индивидуального
рабочего проекта на строительство поисково - разведочных скважин.
4.3. "Индивидуальный (групповой) рабочий проект строительства
поисково - разведочных скважин"
4.3.1. Заказчик ИП в установленном порядке (согласно
"Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков
для строительства, добычи полезных ископаемых и иных
несельскохозяйственных целей вне населенных пунктов на территории
Удмуртской Республики", утвержденному постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 02.02.1998 N 73 [1]) обращается в
Правительство Удмуртской Республики или органы местного
самоуправления с ходатайством о предварительном согласовании места
размещения поисково - разведочных скважин.
4.3.2. "Рабочий проект строительства поисково - разведочных
скважин" разрабатывается на основании Технического задания на
проектирование, Разрешения Правительства Удмуртской Республики или
органов местного самоуправления на проведение проектно -
изыскательских работ по строительству поисково - разведочных
скважин [1] и в соответствии с "Макетом рабочего проекта
строительства скважин на нефть и газ" (РД 39-0148052-537-87) [30],
"Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин
на нефть и газ на суше" (РД 39-133-94) [21].
4.3.3. Заказчик ИП получает условия на природопользование (см.
разд. 7), которые используются при выполнении проектных работ.
4.3.4. Руководствуясь нормативно - правовыми актами и
инструктивно - методическими указаниями [3 - 28, 42 - 43], а также
учитывая проведенные необходимые изыскания, специальные
исследования, имеющиеся фондовые материалы и условия на
природопользование, в составе проекта разрабатываются разделы
"Охрана окружающей среды", "Оценка воздействия на окружающую
среду", "Охрана памятников истории и культуры", "Проект
рекультивации земель".
4.3.5. Рабочий проект строительства поисково - разведочных
скважин составляется на всю группу скважин по конкретной площадке.
Учитывая специфику поисково - разведочного бурения, когда
первоочередными являются поисковые (основные) скважины, а
разведочные (зависимые) бурятся по мере необходимости, акты выбора
земельных участков оформляются, а инженерно - геологические и
историко - культурные изыскания проводятся только на
первоочередные скважины - поисковые. В проекте указываются
используемые как временные существующие дороги различной
категории. При необходимости бурения разведочных скважин проект
уточняется информацией о них (акты выбора, используемые
существующие дороги, ЛЭП, вопросы охраны окружающей среды и ОВОС)
и вновь проходит согласования и государственную экологическую
экспертизу в установленном порядке.
4.3.6. При наличии лесов 1 и (или) 2 группы в составе проекта
разрабатываются материалы обоснования перевода лесных земель в
нелесные и их аренды в лесах 1 и (или) 2 группы, см. разд. 8.
4.3.7. При отсутствии существующих проселочных дорог, линий
электропередач и источника водоснабжения, а также при увеличении
продолжительности строительства поисково - разведочной скважины
свыше 1,5 лет дополнительно разрабатываются "Рабочие проекты" на
подъездные пути, ЛЭП, водозаборную(ые) скважину(ы) или водовод.
Необходимая дополнительная проектная документация согласовывается
и проходит государственную экологическую экспертизу в
установленном порядке.
4.3.8. "Рабочий проект строительства поисково - разведочных
скважин" и материалы обоснования перевода лесных земель в нелесные
в лесах 1 и (или) 2 группы одновременно проходят согласования со
всеми заинтересованными организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
4.3.9. Рабочий проект проходит государственные геологическую и
экологическую экспертизы в установленном порядке.
4.3.10. Материалы обоснования перевода лесных земель в
нелесные в лесах 1 и (или) 2 группы проходят государственную
экологическую экспертизу одновременно с "Рабочим проектом
строительства поисково - разведочных скважин" в установленном
порядке.
4.3.11. Оформление Землеустроительного дела на отвод
земельного(ых) участка(ов) для строительства поисково -
разведочных скважин производится после проведения государственной
экологической экспертизы проектно - сметной документации и
материалов перевода лесных земель в нелесные в лесах 1 и (или) 2
группы.
4.3.12. Распоряжения Правительства Российской Федерации по
переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель
лесного фонда, Правительства Удмуртской Республики по переводу и
предоставлению в аренду земельных участков в лесах 2 группы,
сельхозугодий и органов местного самоуправления о предоставлении
земельного(ых) участка(ов) являются основанием для установления
границ его (их) на местности и строительства поисково -
разведочных скважин.
4.4. Рабочий проект строительства водозаборной скважины
(групповой) для нужд поисково - разведочного бурения
4.4.1. В случае невозможности забора воды для нужд бурения из
поверхностных источников составляется проект на временный забор
воды из водозаборной скважины.
4.4.2. Порядок действия Заказчика ИП по предоставлению
земельного участка для водозаборной(ых) скважины(н) и получению
условий на природопользование аналогичен п. 4.3.
4.4.3. Рабочий проект строительства водозаборной(ых)
скважины(н) содержит разделы "Охрана окружающей среды", "Оценка
воздействия на окружающую среду", "Проект рекультивации земель",
разрабатываемые в соответствии с [3 - 28].
4.4.4. Рабочий проект строительства водозаборной(ых)
скважины(н) согласовывается со всеми заинтересованными
организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
4.4.5. Проект проходит государственную экологическую
экспертизу в установленном порядке.
4.4.6. После окончания строительства поисково - разведочных
скважин водозаборная(ые) скважина(ы) подлежит(ат) ликвидации
согласно установленным требованиям или используется(ются) как
наблюдательная(ые) по согласованию с органами контроля и надзора
Удмуртской Республики.
4.5. Строительство, консервация, ликвидация поисково -
разведочных скважин
4.5.1. Процесс строительства поисково - разведочных скважин
завершается их консервацией или ликвидацией в соответствии с
"Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и
оборудовании их устьев и стволов", РД 08-347-00, утв.
Госгортехнадзором России от 22.03.2000 N 10, и отраслевыми
регламентами по проведению данных работ, согласованными с
Управлением Западно - Уральского округа Госгортехнадзора РФ.
4.5.2. При подтверждении нефтеносности поисково - разведочные
скважины подлежат консервации. В дальнейшем, после проведения
соответствующих геофизических исследований, скважины могут быть
использованы как эксплуатационные.
Земельные участки для организации эксплуатации скважин
изымаются в установленном порядке.
4.5.3. Все остальные скважины по геологическим причинам
подлежат ликвидации в установленном порядке.
5. Основные требования к разрабатываемой документации
на стадии проектно - изыскательских
геолого - геофизических работ
5.1. Геолого - геофизические работы проводятся с целью
поисков, детализации и подготовки к глубокому бурению
нефтеперспективных объектов, уточнения структурных планов
продуктивных пластов и контуров нефтеносности, исследования
состояния скважин, а также исследования зон техногенного
загрязнения территорий нефтяных месторождений.
5.2. Данный вид деятельности может проводиться на любом из
этапов инвестиционного замысла и не связан с нарушением земной
поверхности и недр. При этом разрабатываются следующие проектные
документы:
- "Проект на производство поисковых (детальных)
сейсморазведочных работ МОГТ-2Д";
- "Проект на производство сейсморазведочных работ МОГТ-3Д".
Кроме того, могут выполняться научно - исследовательские
работы на земной поверхности, не связанные с нарушением ее и недр
(электроразведочные, гравиметрические, геофизические).
При подготовке, разработке и согласовании проектно - сметной
документации на данной стадии следует руководствоваться ст. 22, п.
7, ЗК РФ.
5.3. Проектные работы, указанные в п. 5.2, выполняются на
основании Геологического и Технического заданий на исследуемую
площадь или участок.
5.4. Проекты содержат разделы "Охрана окружающей среды",
"Оценка воздействия на окружающую среду", "Проект рекультивации
земель", разрабатываемые на основе нормативно - правовых актов и
инструктивно - методических указаний [3 - 28].
5.5. При необходимости перевода лесных земель в нелесные в
лесах 1 и (или) 2 групп составляются материалы обоснования
перевода лесных земель в нелесные. Порядок разработки
обосновывающих материалов по переводу земель, их согласований и
государственной экологической экспертизы представлен в разд. 8.
5.5.1. При прорубке визирок до 0,5 м в лесах 1 и (или) 2 групп
для проведения геолого - геофизических работ перевод лесных земель
в нелесные не проводится. При необходимости прорубки просек
большей ширины проводится перевод лесных земель в нелесные в
установленном порядке.
5.6. Проектная документация и материалы обоснования перевода
лесных земель в нелесные в лесах 1 и (или) 2 группы одновременно
проходят согласование с заинтересованными организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
5.7. Проектная документация одновременно с материалами
обоснования перевода лесных земель в нелесные в лесах 1 и (или) 2
группы проходят государственные геологическую и экологическую
экспертизы в установленном порядке.
5.8. Работы проводятся при наличии распоряжений Правительства
Российской Федерации по переводу лесных земель в нелесные земли и
(или) изъятию земель лесного фонда, Правительства Удмуртской
Республики по переводу и предоставлению в аренду земельных
участков в лесах 2 группы, сельхозугодий и органов местного
самоуправления о предоставлении земельного(ых) участка(ов) для
производства сейсморазведочных работ. Согласование плана
расположения профилей с собственниками земли, землевладельцами и
землепользователями (заключение договора) проводится при
производстве работ.
6. Основные требования к проектно - сметной документации
для организации нефтедобычи, забора, сброса воды
6.1. Проектные технологические документы на разработку
месторождения
6.1.1. Порядок подготовки, рассмотрения и утверждения
технологической проектной документации на разработку
месторождений, а также состав и содержание этих документов
установлен "Регламентом составления проектных технологических
документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений"
(РД 153-39-007-96) [32], "Правилами разработки нефтяных и газовых
месторождений" [33], "Положением о порядке составления,
рассмотрения и утверждения технологической проектной документации
на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений" [34].
6.1.2. Технологические проектные документы на разработку
месторождений служат основой при разработке "Обоснования
инвестиций в строительство", проектов обустройства и реконструкции
месторождений, проектной документации на строительство
эксплуатационных скважин и т.д.
6.1.3. Проектирование разработки, как и сама разработка
месторождений, носит стадийный характер. Рассматриваются следующие
стадии подготовки проектно - технологической документации по
разработке месторождений:
- "Проект пробной эксплуатации месторождения, залежи, группы
скважин";
- "Технологическая схема опытно - промышленной разработки";
- "Технологическая схема разработки месторождения";
- "Проект разработки месторождения";
- "Анализ разработки месторождения".
6.1.4. При необходимости утилизации попутно извлекаемых
пластовых и сточных вод разрабатывается "Проект захоронения
попутно извлекаемых пластовых и сточных вод".
6.1.5. В составе проектных документов на разработку
месторождений разрабатывается раздел "Охрана окружающей среды,
недр" на основе нормативно - правовых актов и инструктивно -
методических указаний [3 - 28]. Проектировщиком в данный раздел
вводится перечень экологических условий (основных экологических,
санитарно - гигиенических и историко - культурных ограничений по
данным фондовых материалов), которые необходимо уточнить (при
получении справок об условиях природопользования) и учитывать на
последующих стадиях проектирования. Рассматриваемая площадь работ
с основными ограничениями представляется на топооснове М 1:25000
или 1:50000 или в другом масштабе при необходимости детализации
условий.
6.1.6. Для выполнения ОВОС на следующих стадиях проектирования
проектировщик совместно с Заказчиком ИП определяют комплекс
необходимых инженерно - экологических исследований и историко -
культурных изысканий для изучения рассматриваемой территории
(гидрогеологические и гидрологические исследования,
гидрохимическое изучение поверхностных и подземных вод, донных
отложений, почвенного и биологического разнообразия, определение
уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического
воздействия - акустического, радиационного, электромагнитного, а
также объектов историко - культурного наследия). Порядок
проведения инженерно - экологических изысканий указан в СП
11-102-97 [35]. Перечень инженерно - экологических изысканий
согласовывается со специально уполномоченными органами в области
охраны окружающей природной среды на стадии получения условий на
природопользование.
Инженерно - экологические изыскания должны быть завершены к
началу проектных работ на строительство скважин, обустройство или
реконструкцию месторождений.
6.1.7. Проектные технологические документы на разработку
месторождений проходят согласование с Удмуртским отделом
Управления Западно - Уральского округа Госгортехнадзора РФ и
утверждаются Центральной комиссией по разработке месторождений
Минтопэнерго России (ЦКР) или Территориальной комиссией по
разработке месторождений Удмуртской Республики (ТКР).
6.1.8. После утверждения проектных технологических документов
на разработку месторождения Заказчик ИП начинает разработку
"Обоснования инвестиций в строительство".
6.2. Обоснование инвестиций в строительство
6.2.1. "Обоснование инвестиций в строительство"
разрабатывается для новых месторождений и по требованию инвестора
для действующих.
6.2.2. При разработке "Обоснования инвестиций в строительство"
необходимо руководствоваться "Порядком разработки, согласования,
утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство
предприятий, зданий и сооружений" (СП 11-101-95) [36] и
"Практическим пособием по разработке раздела "Оценка воздействия
на окружающую среду" к СП 11-101-95 [27]. При необходимости
разрабатывается санитарно - гигиеническое обоснование уменьшения
санитарно - защитных зон объектов нефтедобычи.
6.2.3. Состав и содержание "Обоснования инвестиций в
строительство" принимаются по взаимному согласованию Заказчика ИП
и проектировщика и приводятся в Техническом задании на
проектирование.
6.2.4. "Обоснование инвестиций в строительство"
согласовывается со всеми заинтересованными организациями в
установленном порядке.
6.2.5. По результатам "Обоснования инвестиций" Заказчиком ИП
принимается решение о стадийности дальнейшего проектирования и
сроках начала строительства.
6.3. Проектно - сметная документация на строительство скважин
различного назначения для эксплуатации месторождения
(параметрические, опорные, структурные, эксплуатационные
(добывающие, нагнетательные, оценочные, поглощающие))
6.3.1. Порядок действий Заказчика ИП по предоставлению
земельных участков для строительства эксплуатационных скважин,
подъездных путей к ним, линий электропередач, водозаборных скважин
или водоводов, запросам в специализированные организации о
состоянии территории работ аналогичен разд. 4.3.
6.3.2. Групповой рабочий проект (РП) составляется на всю
группу скважин, предусмотренных в проектных технологических
документах на разработку месторождения.
6.3.3. Групповой рабочий проект строительства скважин всех
назначений для эксплуатации месторождения разрабатывается на
основании Технического задания на проектирование, Разрешения
Правительства Удмуртской Республики или органов местного
самоуправления на проведение проектно - изыскательских работ по
строительству скважин всех назначений согласно [1] в соответствии
с инструктивными документами [21, 30].
6.3.4. Рабочий проект строительства скважин предусматривает
использование существующих дорог различной категории как
временных. РП на постоянные дороги разрабатывается на стадии
обустройства месторождения.
6.3.5. Групповой рабочий проект содержит разделы "Охрана
окружающей среды", "Оценка воздействия на окружающую среду",
"Охрана памятников истории и культуры", "Проект рекультивации
земель", разрабатываемые на основании нормативно - правовых актов
и инструктивно - методических указаний [3 - 28, 42 - 43] с
использованием проведенных изысканий, исследований, фондовых
материалов и условий на природопользование.
6.3.6. При необходимости разрабатываются материалы обоснования
перевода лесных земель в нелесные и их аренды в лесах 1 и (или) 2
группы. Порядок разработки обосновывающих материалов по переводу
земель, их согласованию и государственной экологической экспертизе
представлен в разд. 8.
6.3.7. Групповой рабочий проект строительства скважин всех
назначений для эксплуатации месторождения согласовывается
одновременно с материалами обоснования перевода лесных земель в
нелесные в лесах 1 и (или) 2 группы со всеми заинтересованными
организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
6.3.8. Групповой рабочий проект строительства скважин всех
назначений для эксплуатации месторождения проходит государственную
экологическую экспертизу одновременно с материалами обоснования
перевода лесных земель в нелесные в лесах 1 и (или) 2 группы в
установленном порядке.
6.3.9. Оформление Землеустроительного дела на отвод земельных
участков для строительства скважин всех назначений для
эксплуатации месторождения производится после проведения
государственной экологической экспертизы проектно - сметной
документации на строительство скважин, а также материалов
обоснования перевода лесных земель в нелесные из лесного фонда в
лесах 1 и (или) 2 групп.
6.3.10. Распоряжения Правительства Российской Федерации по
переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель
лесного фонда, Правительства Удмуртской Республики по переводу и
предоставлению в аренду земельных участков в лесах 2 группы,
сельхозугодий и органов местного самоуправления о предоставлении
земельного(ых) участка(ов) являются основанием для установления
границ его (их) на местности и строительства скважин.
6.4. Рабочий проект строительства водозаборной скважины
(групповой) для нужд эксплуатационного бурения
Порядок разработки, согласований и государственной
экологической экспертизы аналогичен представленному в п. 4.4.
6.5. Проектно - сметная документация на обустройство и
реконструкцию месторождения
6.5.1. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав
проектно - сметной документации для нефтяных месторождений и
объектов нефтяного комплекса принимаются согласно "Инструкции о
порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"
(СНиП 11-01-95) [37]; "Порядку разработки и составу раздела
"Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов
строительства" (СП 11-107-98) [38]; Федеральному закону "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" от
21.07.97 N 116-ФЗ [39], постановлению Госгортехнадзора РФ от
07.09.99 N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления
декларации промышленной безопасности и перечне сведений,
содержащихся в ней" [40]; "Порядку согласования органами
Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно -
сметной документации на строительство" (НПБ 03-93) [41],
Федеральному закону "О пожарной безопасности" [50].
6.5.2. Заказчик ИП в установленном порядке согласно [1]
обращается в Правительство Удмуртской Республики или органы
местного самоуправления с ходатайством о предварительном
согласовании места размещения объекта.
6.5.3. Заказчик ИП обращается с запросами о состоянии
рассматриваемой территории в органы контроля и надзора Удмуртской
Республики и получает условия на природопользование, см. разд. 7.
6.5.4. Заказчик ИП обращается в Комитет по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Удмуртской
Республики с запросом на выдачу исходных данных и требований на
разработку инженерно - технических мероприятий гражданской обороны
для включения в состав задания на проектирование.
6.5.5. Заказчик ИП согласовывает с Комитетом ГО ЧС задание на
проектирование, содержащее требования на разработку инженерно -
технических мероприятий гражданской обороны.
6.5.6. Проектно - сметная документация разрабатывается на
основании Технического задания на проектирование, Разрешения
Правительства Удмуртской Республики или органов местного
самоуправления на проведение проектно - изыскательских работ.
6.5.7. Содержание проектно - сметной документации для вновь
разрабатываемых месторождений базируется на проектных
технологических документах на разработку месторождений,
согласованных Удмуртским отделом Управления Западно - Уральского
округа и утвержденных ЦКР (ТКР), а также "Обосновании инвестиций в
строительство".
6.5.8. Проектно - сметная документация содержит разделы
"Охрана окружающей среды", "Оценка воздействия на окружающую
среду", "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", "Декларация
промышленной безопасности" или "Идентификация опасностей. Оценка
риска", "Охрана памятников истории и культуры", "Проект
рекультивации земель", разрабатываемые на основе государственных
стандартов, нормативно - правовых актов, инструктивно -
методических указаний [3 - 28, 38 - 43] с применением фондовых
материалов специализированных организаций, исходных данных по ГО и
ЧС, результатов проведенных специальных инженерно - экологических
исследований и историко - культурных изысканий. При необходимости
разрабатывается санитарно - гигиеническое обоснование уменьшения
санитарно - защитных зон проектируемых объектов.
В состав проектно - сметной документации на обустройство,
реконструкцию месторождений необходимо включать обустройство
съездов с автомобильных дорог общего пользования в соответствии с
действующими нормами и правилами. Подъездные пути к месторождениям
следует выполнять не ниже, чем автомобильные дороги общего
пользования 4 категории.
Проектными решениями должна быть предусмотрена утилизация
попутно извлекаемого газа.
6.5.9. Для технически и экологически сложных объектов
разработка рабочей документации (РД) производится стадийно. В
случае необходимости, при проведении государственной экологической
экспертизы, экспертная комиссия имеет право запрашивать у
Заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки
допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду, в том числе рабочую документацию по любому из этапов
календарного плана. Рабочая документация может рассматриваться
отдельно в установленном порядке.
6.5.10. Инженерно - технические и природоохранные мероприятия
(строительство водозащитных сооружений, шламонакопителей,
автодорог, линий электропередач и т.д.), мероприятия гражданской
обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также проекты
технической и биологической рекультивации должны проектироваться
комплексно и быть взаимоувязаны.
6.5.11. В календарном плане строительства объектов
природоохранные, противопожарные и гражданской обороны должны быть
первоочередными по отношению к другим объектам.
6.5.12. При попадании объектов строительства на земли в лесах
1 и (или) 2 группы в составе проектно - сметной документации
оформляются материалы обоснования перевода лесных земель в
нелесные из лесного фонда в лесах 1 и (или) 2 группы. Порядок
разработки обосновывающих материалов по переводу и аренде лесных
земель, их согласованию и государственной экологической экспертизе
представлен в разд. 8.
6.5.13. Проектная документация на обустройство, реконструкцию
месторождений и объектов нефтяной инфраструктуры одновременно с
материалами обоснования перевода лесных земель в нелесные из
лесного фонда в лесах 1 и (или) 2 группы проходят согласования со
всеми заинтересованными организациями.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
6.5.14. Проектно - сметная документация подлежит
государственным экспертизам (государственной экологической, ГО и
ЧС, декларации промышленной безопасности) в установленном порядке
[46, 47, 48].
6.5.15. После проведения государственной экологической
экспертизы проектной документации производится оформление
Землеустроительного дела на объекты обустройства и реконструкции
нефтяных месторождений.
6.5.16. Распоряжения Правительства Российской Федерации по
переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель
лесного фонда, Правительства Удмуртской Республики по переводу и
предоставлению в аренду земельных участков в лесах 2 группы,
сельхозугодий и органов местного самоуправления о предоставлении
земельного(ых) участка(ов) являются основанием для установления
границ его (их) на местности и строительства объектов.
6.6. Строительство объектов, добыча нефти
На основании распоряжений Правительства Российской Федерации
по переводу лесных земель в нелесные земли и (или) изъятию земель
лесного фонда, Правительства Удмуртской Республики по переводу и
предоставлению в аренду земельных участков в лесах 2 группы,
сельхозугодий и органов местного самоуправления о предоставлении
земельного(ых) участка(ов) в соответствии со ст. 32, 58 ЗК РФ и
после возмещения потерь сельскохозяйственного производства и
потерь лесного хозяйства [52] Заказчик ИП начинает освоение
территории: строительство скважин и объектов для пробной
эксплуатации скважин, залежи, участка, опытно - промышленной
разработки месторождения, обустройство месторождений и добычу
нефти, воды и т.д.
7. Получение условий на природопользование
7.1. Заказчик ИП обращается с запросами о состоянии
рассматриваемой территории в органы контроля и надзора Удмуртской
Республики и получает условия на природопользование.
7.2. Под условиями на природопользование понимается получение
сведений о том, что по санитарно - гигиеническим и экологическим
показателям территория может быть использована для хозяйственных
целей.
7.3. Заказчик ИП получает:
- в Удмуртском центре по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды - "Фоновые концентрации загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе и поверхностных водах" - и согласовывает их с
Удмуртским республиканским центром госсанэпиднадзора;
- в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды
Удмуртской Республики:
- сведения о наличии памятников природы;
- размеры водоохранных зон поверхностных водотоков;
- гидрогеологические условия территории;
- гидрохимическое состояние поверхностных и подземных вод;
- сведения об имеющихся водозаборах и зонах их санитарной
охраны;
- охотничьи угодья (заказники) и их границы;
- в Удмуртском республиканском центре госсанэпиднадзора:
размеры санитарно - защитных зон планируемых объектов;
- в Управлении по охране памятников истории и культуры
Министерства культуры УР: наличие объектов историко - культурного
наследия.
7.4. Заказчик ИП согласовывает с Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды перечень необходимых инженерно
- экологических изысканий.
8. Перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие
в лесах 1 и (или) 2 группы
8.1. Лесной кодекс РФ [8] (ст. 63) и постановление
Правительства РФ от 19.09.97 N 1200 [51] устанавливают порядок
перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не
связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным
фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда в лесах первой и
второй группы.
8.2. Согласно Лесному кодексу перевод лесных земель в нелесные
земли для использования их в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие
земель лесного фонда осуществляется:
- в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации
по представлению Правительства Удмуртской Республики;
- в лесах второй группы - Правительством Удмуртской
Республики.
8.3. Материалы обоснования перевода лесных земель в нелесные в
лесах 1 и (или) 2 группы оформляются в установленном порядке.
8.4. Перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из
земель лесного фонда осуществляются путем принятия нормативных
правовых актов, которые согласно ст. 11, 12 Федерального закона
"Об экологической экспертизе" подлежат государственной
экологической экспертизе.
8.5. Материалы обоснования перевода лесных земель в нелесные и
аренды земель лесного фонда в лесах 1 и (или) 2 группы проходят
согласование с заинтересованными организациями одновременно с
проектно - сметной документацией в установленном порядке.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от
29.09.2000 N 936 "О сроках согласования проектно - сметной
документации, обосновывающей поиски, разведку и добычу нефти на
территории Удмуртской Республики" продолжительность согласования
составляет 10 дней.
8.6. Материалы обоснования перевода лесных земель в нелесные и
аренды земель лесного фонда в лесах 1 и (или) 2 группы проходят
государственную экологическую экспертизу в установленном порядке
одновременно с проектной документацией [31].
9. Технико - экономическое обоснование поисков, разведки
и разработки нефтяных месторождений на условиях
соглашения о разделе продукции (ТЭО СРП)
9.1. Предприятия в целях привлечения российских и иностранных
инвестиций для поисков, разведки и добычи углеводородного сырья
могут выступить с инициативными предложениями о включении
конкретных месторождений в перечень участков недр и месторождений,
право пользования которыми может быть предоставлено на условиях
соглашений о разделе продукции.
9.2. Для составления ТЭО СРП следует пользоваться дополнением
к "Регламенту составления проектных технологических документов на
разработку месторождения", РД 153-39-007-96 [44].
9.3. Согласно Закону "Об экологической экспертизе"
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции,
является объектом государственной экологической экспертизы в
установленном порядке.
9.4. ТЭО СРП рассматривается и утверждается ЦКР Минтопэнерго
РФ.
9.5. Перечни участков недр, право пользования которыми
предполагается осуществить на условиях раздела продукции,
устанавливаются федеральными законами, проекты которых вносятся в
Государственную Думу Федерального Собрания РФ совместно
Правительством РФ и Правительством УР в порядке законодательной
инициативы.
10. Действия Заказчика инвестиционного проекта
для реализации проектных решений
10.1. Для реализации инвестиционных и проектных замыслов
Заказчик ИП должен обеспечить:
10.1.1. Получение лицензий на право пользования недрами для
геологического изучения, разведки и (или) добычи нефти;
10.1.2. Подготовку и разработку необходимой проектно - сметной
документации в зависимости от предполагаемого вида деятельности
согласно данным "Временным методическим указаниям...";
10.1.3. Получение лицензий на ведение конкретных видов
производственной деятельности.
10.2. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые
взаимоотношения при разработке проектно - сметной документации, а
также при проведении специальных инженерно - экологических
исследований и изысканий, является "Договор". Неотъемлемой частью
"Договора" служит "Геологическое или Техническое задание".
Необходимым условием для проведения специализированных
исследований организациями, учреждениями и предприятиями является
наличие у них соответствующей лицензии на данный вид работ, а
также аттестата аккредитации у химико - аналитической лаборатории
или центра.
10.3. Проведение согласований и государственных экспертиз
разработанной документации Заказчик ИП может поручить
специализированной проектной организации, учреждению или
отдельному физическому лицу по "Договору".
10.4. Для организации проведения согласований и экспертиз
разработанной документации, представления форм соответствующей
отчетности Заказчик ИП создает самостоятельную экологическую
службу или отдел на предприятии.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства УР от 02.02.1998 N 73 "Об
утверждении Положения о порядке изъятия и предоставления земельных
участков для строительства, добычи полезных ископаемых и иных
несельскохозяйственных целей вне населенных пунктов на территории
Удмуртской Республики".
2. Макет проекта параметрического бурения. М., 1986 г. Утв.
приказом Мингео N 89 от 18.02.1986.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды".
4. Закон РФ "Об экологической экспертизе", одобрен СФ
15.11.1995.
5. Руководство по экологической экспертизе предпроектной и
проектной документации. М., 1993 г.
6. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и
иной деятельности, утв. приказом Минприроды РФ N 539 от
29.12.1995.
7. Водный кодекс РФ, N 167-ФЗ, 18.10.1995.
8. Лесной кодекс РФ, N 22-ФЗ, 29.01.1997.
9. Земельный кодекс РФ, 25.10.2001 N 136-ФЗ.
10. Земельный кодекс УР, 07.05.1996.
11. Закон УР "Об административной ответственности за
экологические правонарушения", N 198-I, 24.04.1996.
12. Закон РФ "Об особо охраняемых территориях", 1995 г.
13. Постановление УР N 788 от 25.08.97 "Об утверждении
Примерных положений о природных парках, государственных природных
заказниках и памятниках природы УР".
14. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
М., 1998.
15. Постановление Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 "Об
утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их
прибрежных полосах".
16. Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995
N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации
земель, сохранении и рациональном использовании плодородного
слоя".
17. СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические
требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы".
18. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно - защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
19. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к охране
атмосферного воздуха населенных мест".
20. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях
жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
21. РД 39-133-94 "Инструкция по охране окружающей среды при
строительстве скважин на нефть и газ на суше". М., 1994 г.
22. Гигиенические нормативы. "Предельно допустимые
концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов
хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования",
ГН 2.1.5.689-98; Гигиенические нормативы. "Ориентировочные
допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов
хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования",
ГН 2.1.5.690-98.
23. Гигиенические нормативы. "Предельно допустимые
концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
населенных мест", ГН 2.1.6.695-98; Гигиенические нормативы.
"Ориентировочно безопасные уровни воздействия для химических
веществ (ОБУВ)", ГН 2.1.6.696-98.
24. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). СП 2.6.1.758-99.
М., 1999 г.
25. СанПиН 2971-84 "Защита населения от воздействия
электромагнитного поля, создаваемого воздушными ЛЭП тока
промышленной частоты".
26. "Рекомендации по экологическому сопровождению
инвестиционно - строительных проектов". М., ГП
"ЦЕНТРИНВЕСТпроект", 1998 г.
27. Практическое пособие по разработке раздела "Оценка
воздействия на окружающую среду" к "Порядку разработки,
согласования, утверждения и составу обоснований инвестиций в
строительство предприятий, зданий и сооружений". СП 11-101-95. М.,
ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", 1998 г.
28. Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной
документации "Охрана окружающей среды". М., ГП
"ЦЕНТРИНВЕСТпроект", 2000 г.
29. "Методические указания по составлению геологических
проектов глубокого бурения при геолого - разведочных работах". М.,
1996. Утв. 10.07.1996. Приказ Роскомнедра N 70.
30. "Макет рабочего проекта строительства скважин на нефть и
газ". РД 39-0148052-537-87. М., 1987 г.
31. Письмо Минприроды России N АП-61/1232 от 01.02.2001 "О
государственной экологической экспертизе материалов,
обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли".
32. "Регламент составления проектных технологических
документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений".
РД 153-39-007-96. М., 1996 г.
33. "Правила разработки нефтяных и газонефтяных
месторождений". Миннефтепром, М., 1987 г.
34. "Положение о порядке составления, рассмотрения и
утверждения технологической проектной документации на разработку
нефтяных и газонефтяных месторождений". РД 39-0147035-215-86.
Миннефтепром, М., 1986.
35. СП 11-102-97 "Инженерно - экологические изыскания". М.,
1997.
36. СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования,
утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство
предприятий, зданий и сооружений". М., 1995.
37. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки,
согласования, утверждения и составе проектной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений". М., 1995.
38. "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно -
технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства". СП
11-107-98. М., 1998.
39. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
40. Постановление Госгортехнадзора РФ от 07.09.1999 N 66 "Об
утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной
безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней". М., 1999 г.
41. НПБ 03-93 "Порядок согласования органами Государственного
пожарного надзора РФ проектно - сметной документации на
строительство". М., 1993.
42. Закон РФ "Об охране памятников истории и культуры".
43. Инструкция Министерства культуры СССР N 203 от 13.05.1986
"О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания,
использования и реставрации недвижимых памятников истории и
культуры".
44. "Технико - экономическое обоснование поисков, разведки и
разработки нефтяных и газонефтяных месторождений на условиях
соглашения о разделе продукции (ТЭО СРП)". Дополнение к
"Регламенту составления проектных технологических документов на
разработку нефтяных и газонефтяных месторождений" (РД
153-39-007-96). М., 1999.
45. Федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от
11.11.1994.
46. "Положение о проведении государственной экспертизы в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Приказ МЧС России от 23.06.1995 N 446.
47. Постановление Госгортехнадзора РФ от 07.09.1999 N 65 "Об
утверждении Правил экспертизы декларации промышленной
безопасности". М., 1999 г.
48. Постановление Правительства УР от 22.06.2000 N 612 "Об
утверждении Положения о порядке проведения государственной
экологической экспертизы на территории УР".
49. "Порядок проведения государственной экологической
экспертизы предприятий с иностранными инвестициями". Утв. от
15.04.1994 N 11-31/169.
50. Федеральный закон "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от
21.12.1994.
51. Постановление Правительства РФ от 19.09.97 N 1200 "О
порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в
целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием
лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда".
52. Постановление Правительства РФ от 29.04.2002 N 278 "О
размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в
нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году".
|