МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2002 г. N 282
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В соответствии с Концепцией кадровой политики в
здравоохранении РФ и планом ее реализации (приказ МЗ РФ от
13.07.2002 N 210) и решением Совета по кадровой политике при
Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики (протокол от
01.10.2002 N 2) приказываю:
1. Утвердить Концепцию кадровой политики в здравоохранении
Удмуртской Республики и план ее реализации до 2004 года
Приложение N 1
2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения
разработать план по реализации Концепции кадровой политики в
здравоохранении Удмуртской Республики и представить в отдел кадров
и правовой работы Министерства здравоохранения Удмуртской
Республики до 01.12.2002.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя
министра В.А. Гаврилова.
Министр
С.Г.ШАДРИН
Приложение N 1
к приказу
МЗ УР
от 18 октября 2002 г. N 282
КОНЦЕПЦИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Основные положения
Перспективы развития здравоохранения в значительной степени
зависят от состояния профессионального уровня и качества
подготовки медицинских кадров как главного ресурса
здравоохранения.
Концепция кадровой политики в здравоохранении Удмуртской
Республики разработана в целях решения задач повышения уровня
здоровья населения, определенных Концепцией кадровой политики в
здравоохранении РФ.
Концепция определяет основное содержание кадровой политики в
здравоохранении РФ:
приоритеты в формировании кадровой работы в отрасли в
соответствии направлениями ее реформирования;
принципы планирования и использования кадровых ресурсов
здравоохранения;
стратегию интенсивного развития кадрового потенциала в
здравоохранении на основе оптимизации системы медицинского
образования в соответствии с требованиями практического
здравоохранения;
новые принципы развития социального партнерства, привлечение
общественных медицинских организаций к управлению
здравоохранением.
2. Современное состояние кадровых ресурсов
здравоохранения
Эффективное функционирование и перспективное развитие
здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами, составляющими
более 40 тыс. чел., из которых свыше 7,3 врачей и свыше 17,3 тыс.
среднего медицинского персонала.
Последние годы в отрасли предприняты существенные меры по
сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его
профессионального уровня, оптимизации численности и состава.
Медицинские образовательные учреждения в Удмуртской Республике
осуществляют подготовку кадров в соответствии с требованиями
государственных образовательных стандартов. Действует сертификация
специалистов, лицензирование их деятельности, аттестация, и,
несмотря на экономические сложности, свыше 1500 врачей и более
2800 среднего медицинского персонала ежегодно проходят обучение на
циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. В
Удмуртской Республике создана многоуровневая подготовка среднего
медицинского персонала: открыт факультет высшего сестринского
образования в Ижевской государственной медицинской академии и
повышенный уровень образования в Ижевском медицинском колледже.
Совершенствуется система приема в Ижевскую государственную
медицинскую академию на основе целевого заказа на контрактной
основе. Постоянно совершенствуется технология учебного процесса.
Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы в области
кадровой политики:
- отсутствие эффективных методов планирования и распределения
кадровых ресурсов;
- низкий уровень оплаты труда, недостаточная социальная
защищенность работников здравоохранения;
- несовершенство нормативно - правовой базы отрасли;
- наличие диспропорции между врачами и средним медицинским
персоналом;
- низкая укомплектованность кадрами сельских учреждений,
городов Сарапула, Воткинска при высокой концентрации врачей в г.
Ижевске, в учреждениях специализированных видов помощи по
сравнению с первичным звеном;
- усиление тенденции оттока из отрасли врачей и среднего
медицинского персонала.
Стратегия кадровой политики в здравоохранении определяется
перспективами развития отрасли и зависит от степени социальной
ориентированности государства, признания обществом высокой
экономической значимости здоровья как важной составляющей
трудового потенциала.
Основная цель кадровой политики в отрасли здравоохранения
Удмуртской Республики на ближайшую перспективу состоит в развитии
системы управления кадровым потенциалом отрасли, позволяющей на
основе рационального планирования подготовки и распределения
кадров, использования мотивационных механизмов и методов
социальной защиты работников обеспечить учреждения здравоохранения
персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать
задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи
населению, добиваться перспективного развития отрасли на принципах
ресурсосбережения, технологического роста, духовного и
нравственного совершенства.
3. Совершенствование системы планирования подготовки
и использования кадровых ресурсов
Планирование численности и структуры кадров здравоохранения
должно строиться в соответствии с Программой государственных
гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, на
основании перспективного прогноза потребностей.
Совершенствование планирования обеспечивается на основе
разработки и использования нормативной базы.
Требуется разработка научно - обоснованных подходов к
формированию государственного заказа на подготовку специалистов в
соответствии с реальной потребностью медицинских кадров и
дальнейшее развитие правовых основ целевого приема молодежи в
образовательные учреждения Удмуртской Республики.
Отмена в 1990 году системы государственного распределения
выпускников наряду с положительными моментами - предоставление
права свободного выбора места работы - имела и отрицательные
последствия. Снизились гарантии по трудоустройству выпускников,
уменьшилась укомплектованность специалистами учреждений в сельской
местности и городов Сарапула, Глазова и Воткинска. Повышение
привлекательности работы в сельской местности необходимо
обеспечить решением социально - бытовых вопросов, предоставлением
гарантированных договором льгот и преимуществ в дальнейшем
профессиональном росте специалиста путем целевого направления в
ординатуру, на специализацию.
Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития
общеврачебных практик, расширение внебольничной помощи, сокращение
и интенсификация использования коечного фонда требуют повышения
эффективности работы действующего кадрового состава.
Медицинский персонал должен быть освобожден от выполнения
несвойственных функций.
Решение этой проблемы зависит от качества подготовки
работников отрасли, необходимости повышения их квалификации,
строгого соответствия профессиональным стандартам.
Должны быть разработаны механизмы и обеспечено внедрение
основных положений "Доктрины среднего медицинского и
фармацевтического образования в РФ".
Требуется добиться изменения тенденции ежегодного снижения
численности медицинского персонала, устранения диспропорции в
соотношении численности врачей и среднего медицинского персонала в
сторону увеличения последних. Многоуровневую систему подготовки
специалистов со средним профессиональным образованием необходимо
сочетать с созданием условий для их профессиональной деятельности
в учреждениях здравоохранения, обеспечивающих эффективное
использование среднего медицинского персонала и повышения его роли
в оказании медицинской помощи и управлении деятельностью
сестринского персонала лечебно - диагностическим процессом.
Создание многоуровневой системы мониторинга развития кадров
позволит управлять движением кадров, своевременно принимать меры
по сохранению кадрового ресурса, обеспечивать целенаправленную
подготовку медицинских работников.
4. Совершенствование системы подготовки
Необходимо совершенствовать систему непрерывного медицинского
и фармацевтического образования. Учебный процесс должен гибко
реагировать на меняющиеся потребности здравоохранения, обеспечивая
подготовку по приоритетным направлениям, ориентироваться на выпуск
специалистов нового профиля, в том числе врачей общей практики,
клинических фармакологов и др.
Профориентация на этапе отбора студентов является серьезным
аспектом в решении вопросов подготовки кадров.
В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к
профессиональному уровню медицинских кадров, необходимо
совершенствовать систему документов, регламентирующих учебный
процесс в медицинских образовательных учреждениях:
- квалификационные характеристики (должностные модели
специалистов);
- государственные стандарты на обучение;
- учебные планы, программы обучения;
- учебно - методические материалы.
Необходимо постоянно повышать квалификацию преподавательского
состава.
Должна получить дальнейшее развитие система адресного
стипендиального обеспечения студентов путем предоставления
социальных стипендий, а также необходимо развивать систему
образовательного кредита, включающего льготное и гарантированное
государственное кредитование.
В целях адаптации студентов к практической деятельности
целесообразно широкое использование в системе обучения прохождения
практики в учреждениях здравоохранения по месту будущей работы,
особенно для студентов, принятых на контрактной основе.
В дальнейшем совершенствовании нуждается система контроля
качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного
образования.
Непрерывное образование также должно предусматривать
совершенствование системы самообразования.
Необходимо повысить уровень и требование к системе
сертификации и аттестации на основе внедрения единых стандартов.
Сертификацию необходимо использовать как периодическую (один раз в
5 лет) инвентаризацию кадровых ресурсов.
Действующая система аттестации проводится регулярно не реже
одного раза в 5 лет и должна быть увязана с оплатой и
стимулированием труда, оценкой качественного состава кадров,
способствовать профессиональному и должностному росту.
5. Правовая и социальная защита работников здравоохранения
Сложные условия функционирования учреждений здравоохранения
при устаревающей материально - технической базе и недостаточном
финансировании специальных мер защиты рабочих мест требует
повышения внимания руководителей к проблеме охраны жизни и
здоровья работников отрасли при выполнении профессиональных
обязанностей.
С целью осуществления единой политики по защите работающих в
особых условиях целесообразно повсеместно провести аттестацию
рабочих мест на соответствие нормам охраны труда, в полной мере
обеспечить получение нуждающимися предусмотренных
законодательством компенсаций и льгот.
Усилить контроль за выполнением правил охраны труда, регулярно
проводить обучение руководителей и персонала учреждений
здравоохранения.
В деле защиты прав и интересов работников отрасли важную роль
играет усиление партнерских отношений с медицинскими профсоюзами.
Вопрос выработки здоровой морально - нравственной атмосферы в
здравоохранении во многом определяется деятельностью медицинских
ассоциаций.
6. Реформа кадровой службы и системы управления кадрами
Новые условия функционирования отрасли предъявляют повышенные
требования к потенциалу кадровой службы здравоохранения, функции и
ответственность которой должны быть значительно пересмотрены и
расширены.
Расширение прав и ответственности кадровой службы преобразует
ее в службу нового типа, возглавлять и работать в которой должны
квалифицированные специалисты. Выполнение различных должностных
функций и решение современных проблем с кадрами требует от
руководителей и специалистов кадровой службы владения
многопрофильными профессиональными знаниями (юридическими,
экономическими, педагогическими и др.), а также умениями и
навыками в области современных кадровых технологий.
Необходимо освободить кадровую службу от несвойственных ей
функций.
Особо важным направлением в системе управления кадровыми
ресурсами отрасли является поддержание высокого профессионального
уровня руководящего состава.
Правильный подбор руководителя во многом определяет успех
дела.
Несмотря на трудности, необходимо формировать действенный
резерв руководящих работников, проводить специальную работу по
развитию у руководителей организационных навыков, а также
совершенствовать знания по менеджменту, экономике, финансам и
праву.
Необходимо способствовать руководителям и резерву повышать
свою квалификацию.
Отбор и назначение претендента на руководящую должность, а
также сертификация и аттестация руководителей должны проводиться
регулярно в строгом соответствии с едиными общегосударственными
критериями и требованиями.
При аттестации руководящих работников здравоохранения следует
обращать внимание на наличие у руководителя организаторских
способностей.
Таким образом, современная ситуация в отрасли предполагает
проведение неотложных и глубоких преобразований в области
управления трудовыми ресурсами, без чего невозможно повышение
качества и эффективности деятельности всей системы охраны здоровья
граждан.
Заместитель министра
В.А.ГАВРИЛОВ
ПЛАН
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
----T-------------------------------------T--------T-------------¬
¦NN ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ре-¦Ответственный¦
¦п/п¦ ¦ализации¦ исполнитель ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 1. Совершенствование системы планирования подготовки ¦
¦ и использования кадровых ресурсов ¦
+---T-------------------------------------T--------T-------------+
¦ 1 ¦Совместно с Государственным комитетом¦ежегодно¦Чучков В.М. ¦
¦ ¦по науке, высшему и среднему профес- ¦март - ¦Стрелков Н.С.¦
¦ ¦сиональному образованию и Ижевской ¦июль ¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦государственной медицинской академией¦ ¦ ¦
¦ ¦проводить работу по целевой ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрактной подготовке врачей в ИГМА ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 2 ¦Совместно с главами администраций, ¦ежегодно¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦главными врачами лечебно - профилак- ¦в марте ¦Стрелков Н.С.¦
¦ ¦тических учреждений Удмуртской ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики и ИГМА проводить работу ¦ ¦ ¦
¦ ¦по распределению выпускников ИГМА ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 3 ¦Изучать потребность врачей и среднего¦ежегодно¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦медицинского персонала в учреждениях ¦в январе¦ ¦
¦ ¦здравоохранения УР ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 4 ¦Проводить распределение выпускников ¦ежегодно¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦Ижевского медицинского колледжа ¦апрель -¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦и медицинских училищ Удмуртской ¦май ¦ ¦
¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 5 ¦Проводить отбор врачей для специали- ¦ежегодно¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦зации в клинической ординатуре ¦в июне -¦ ¦
¦ ¦ ¦июле ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 6 ¦Продолжить подготовку врачей общей ¦по плану¦Санникова ¦
¦ ¦практики ¦ФПК и ПП¦А.А. ¦
¦ ¦ ¦ИГМА ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 7 ¦Изучить потребность и начать ¦2003 год¦Бокова И.М. ¦
¦ ¦подготовку медсестер общей практики ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 8 ¦Разработать программу и создать курс ¦2003 - ¦Санникова ¦
¦ ¦повышения квалификации для выпускни- ¦2004 ¦А.А. ¦
¦ ¦ков высшего сестринского образования ¦годы ¦Бокова И.М. ¦
¦ ¦и повышенного уровня образования ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 9 ¦Создание и развитие эффективной ¦ ¦ ¦
¦ ¦многоуровневой системы управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦сестринскими службами с рациональным ¦ ¦ ¦
¦ ¦распределением задач и полномочий ¦ ¦ ¦
¦ ¦сестер - руководителей различных ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровней: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- в крупных многопрофильных лечебно -¦2003 год¦Руководители ¦
¦ ¦ профилактических учреждениях ввести¦ ¦ЛПУ ¦
¦ ¦ должность заместителя главного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ врача по сестринскому делу ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (из числа специалистов с высшим ¦ ¦ ¦
¦ ¦ сестринским образованием); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- направить на повышенный уровень ¦ежегодно¦Руководители ¦
¦ ¦ подготовки старших медсестер и на ¦ ¦ЛПУ ¦
¦ ¦ факультет ВСО главных медсестер ¦ ¦ ¦
¦ ¦ учреждений по целевому набору и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ резерв ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦10 ¦Рассмотреть вопрос на коллегии ¦2002 год¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦Министерства здравоохранения УР "Об ¦ ¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦обеспечении занятости выпускников ¦ ¦Стрелков Н.С.¦
¦ ¦образовательных медицинских ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений УР" ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 2. Совершенствование системы подготовки ¦
+---T-------------------------------------T--------T-------------+
¦ 1 ¦Повышение квалификации преподаватель-¦по плану¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦ского состава Ижевского медицинского ¦ ¦ ¦
¦ ¦колледжа и медицинских училищ УР ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 2 ¦Совершенствование качества подготовки¦ежегодно¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 3 ¦Контроль за исполнением системы ¦ежегодно¦Стрелков Н.С.¦
¦ ¦адресного стипендиального обеспечения¦ ¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦студентов образовательных медицинских¦ ¦ ¦
¦ ¦учебных заведений ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 4 ¦Осуществлять практику студентов, ¦ежегодно¦Деканы ¦
¦ ¦принятых по целевому направлению ¦ ¦факультетов ¦
¦ ¦по месту будущей работы ¦ ¦ИГМА, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Петров Ю.Л. ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 5 ¦Создание и развитие эффективной ¦ежегодно¦Санникова ¦
¦ ¦системы сертификации и аттестации ¦ ¦А.А. ¦
¦ ¦врачей и среднего медицинского ¦ ¦Бокова И.М. ¦
¦ ¦персонала, обеспечивающие соответст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вующий уровень профессиональной го- ¦ ¦ ¦
¦ ¦товности и квалификации специалистов ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 6 ¦Проведение научно - практических ¦по плану¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦конференций, семинаров ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 7 ¦Проведение Второго съезда среднего ¦2004 год¦Министерство ¦
¦ ¦медицинского персонала ¦ ¦здравоохране-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния УР, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Главный ¦
¦ ¦ ¦ ¦специалист по¦
¦ ¦ ¦ ¦сестринскому ¦
¦ ¦ ¦ ¦делу УР ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 8 ¦Совершенствовать систему итоговой ¦постоян-¦Стрелков Н.С.¦
¦ ¦государственной аттестации ¦но ¦Петров Ю.Л. ¦
¦ ¦выпускников медицинских ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 3. Правовая и социальная защита работников здравоохранения ¦
+---T-------------------------------------T--------T-------------+
¦ 1 ¦Проводить аттестацию рабочих мест ¦1 раз ¦Руководители ¦
¦ ¦по условиям труда в соответствии ¦в 5 лет ¦ЛПУ УР ¦
¦ ¦с постановлением Минтруда РФ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от 14.03.97 N 12. Оснастить рабочие ¦ ¦ ¦
¦ ¦места среднего и младшего ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинского персонала средствами ¦ ¦ ¦
¦ ¦малой механизации ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 2 ¦Организовать постоянно действующие ¦по плану¦Мавринская ¦
¦ ¦семинары для руководителей ЛПУ УР ¦ ¦В.В. ¦
¦ ¦по охране труда ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 3 ¦Рассмотреть на коллегии Министерства ¦2002 год¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦здравоохранения УР вопрос "О ходе ¦ ¦Петрова И.М. ¦
¦ ¦выполнения решения коллегии МЗ УР от ¦ ¦ ¦
¦ ¦29.03.2001 "О состоянии здоровья и ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране труда медицинских работников" ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 4. Развитие кадровой службы и системы управления кадрами ¦
+---T-------------------------------------T--------T-------------+
¦ 1 ¦Проводить курсы повышения квалифика- ¦согласно¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦ции работников кадровой службы, ¦плану ¦ ¦
¦ ¦делопроизводителей ЛПУ УР ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 2 ¦Организовать работу с резервом на ¦ежегодно¦Гаврилов ¦
¦ ¦замещение должностей руководителей ¦ ¦В.А., руково-¦
¦ ¦учреждений здравоохранения ¦ ¦дители ЛПУ ¦
+---+-------------------------------------+--------+-------------+
¦ 3 ¦Проводить семинары - совещания ¦по плану¦Гаврилов В.А.¦
¦ ¦с руководителями органов и учреждений¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения по вопросам ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------+--------+--------------
Заместитель министра
В.А.ГАВРИЛОВ
|