24 января 2003 года N 13
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
С МОЛОДЕЖНЫМИ И ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
НА 2003 - 2007 ГОДЫ
В целях повышения эффективности реализации государственной
молодежной политики, развития детских и молодежных общественных
объединений постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую концепцию
взаимодействия органов государственной власти Удмуртской
Республики с молодежными и детскими общественными объединениями на
2003 - 2007 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской
Республике при взаимодействии с молодежными и детскими
общественными объединениями использовать Республиканскую концепцию
взаимодействия органов государственной власти Удмуртской
Республики с молодежными и детскими общественными объединениями на
2003 - 2007 годы.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
24 января 2003 года
N 13
Приложение
к Указу
Президента
Удмуртской Республики
от 24 января 2003 г. N 13
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С МОЛОДЕЖНЫМИ И ДЕТСКИМИ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ НА 2003 - 2007 ГОДЫ
Построение гражданского общества, развитие демократических
институтов государства и общества должно опираться на проявление
социальной инициативы граждан и, в первую очередь, таких ее форм,
как молодежное и детское движение.
Вкладывая ресурсы в развитие молодежных и детских общественных
объединений (далее - МДОО), поддержку социальной активности детей
и молодежи, государство способствует укреплению национальной
безопасности, проявляет заботу о будущем общества. Создание
условий для сохранения физического, психического и нравственного
здоровья подрастающего поколения - один из ведущих факторов
обеспечения социальной, политической и экономической стабильности
государства в условиях сохранения негативных демографических
тенденций.
Глобальный характер проблем, с которыми столкнулась
современная Россия: угроза экологической катастрофы, рост
экстремизма, проявляющегося в разжигании социальной, национальной
и религиозной вражды, значительный рост негативных проявлений в
детской и молодежной среде - требует консолидации усилий
государственных и общественных институтов, развития социального
партнерства. Переход к "информационному" обществу в корне меняет
пространство социального взаимодействия, требуя внедрения новых
подходов в решении социальных проблем с учетом современных
требований.
МДОО Удмуртии участвуют в решении этих проблем, создавая
условия для приобретения детьми и молодежью опыта социального
действия и взаимодействия, проявления социальной инициативы,
гражданского и патриотического воспитания, формирования
толерантных установок.
Принимая активное участие в реализации социально значимых
проектов государства, МДОО проявляют глубокую заинтересованность в
решении социальных проблем, обусловленную внутренней мотивацией их
членов; МДОО вырабатывают эффективные нестандартные идеи и
решения, привлекают к реализации социальных проектов
дополнительные ресурсы.
Все это позволяет рассматривать МДОО как стратегических
партнеров государства в решении задач развития демократии и
обеспечения национальной безопасности. Крайне актуальной в связи с
этим становится задача выработки новых принципов и механизмов
взаимодействия государства с МДОО на основе партнерства,
сотрудничества, равенства прав и взаимной ответственности.
Современное состояние МДОО в Удмуртской Республике
В настоящее время молодежное и детское движение в Удмуртской
Республике характеризуется следующим образом:
молодежное и детское движение является приоритетным
направлением в сфере государственной молодежной политики.
Ратификация Конвенции о правах ребенка, создание правовой базы для
деятельности общественных объединений на российском и
республиканском уровнях в значительной мере способствовали
становлению нового общественного статуса МДОО, расширению сферы их
деятельности, предоставлению каждому молодому человеку выбора
общественного объединения. В Удмуртской Республике в рамках
Республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2001 -
2003 годы реализуется подпрограмма "Государственная поддержка
молодежных и детских общественных объединений". Поддержка МДОО
закреплена в статье 8 Закона Удмуртской Республики "О
государственной молодежной политике в Удмуртской Республике" в
качестве основного направления реализации государственной
молодежной политики. В настоящее время в Удмуртской Республике
действует 64 молодежных и детских общественных объединения -
районного, городского, республиканского, межрегионального уровней.
Появились отделения, филиалы общероссийских и международных МДОО.
Часть объединений регистрируются в порядке, предусмотренном
законодательством, и приобретают права юридического лица, другие
продолжают действовать без государственной регистрации и прав
юридического лица;
молодежное и детское движение децентрализовалось. На месте
Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и
Всесоюзной пионерской организации, которые вносили существенный
вклад в формирование гражданственности, патриотизма,
нравственности, постепенно возник спектр МДОО различной
направленности. Наиболее устойчивыми и привлекательными для детей
и молодежи стали общественные организации спортивной,
экологической, военно - патриотической и национально - культурной
направленности, а также творческие объединения по интересам. Среди
них в Удмуртской Республике такие как: Центр культуры и творчества
"Солнцеворот", Удмуртская республиканская общественная организация
"Долг", республиканская Ассоциация учащейся молодежи,
республиканская детская организация "Родники", региональная
общественная организация "Будо - Лицей Удмуртской Республики",
Удмуртская молодежная общественная организация "Шунды". Возрос
интерес молодежи к деятельности профессиональных, политических,
религиозных объединений;
в Удмуртской Республике формируется система взаимодействия
государственного и общественного секторов. Созданы и
функционируют: Попечительский совет детского движения при
Президенте Удмуртской Республики, республиканский центр развития
молодежных и детских общественных объединений, Совет по
взаимодействию с общественными объединениями при Президенте
Удмуртской Республики.
Вместе с тем:
в настоящее время количество членов МДОО составляет около 10%
от общей численности детей и молодежи в республике;
отсутствует механизм привлечения МДОО к выполнению
государственных задач посредством размещения государственного
заказа;
МДОО практически не имеют какой-либо собственности, стабильных
источников доходов, возможности существовать на членские взносы
ввиду низкого благосостояния жителей и возраста своих членов;
существующие МДОО располагаются в основном на территории
образовательных учреждений. Назрела необходимость выделения
помещений для ведения деятельности МДОО на льготной или
безвозмездной основе на республиканском и муниципальном уровнях;
отсутствуют постоянно действующие каналы связи для получения и
распространения информации о возможностях и порядке получения
государственных и региональных грантов, для обмена опытом, о банке
данных зарегистрированных и незарегистрированных МДОО;
существующие формы освещения деятельности МДОО средствами
массовой информации Удмуртской Республики не оказывают заметного
влияния на формирование позитивного общественного мнения в
отношении МДОО и их деятельности.
Таким образом, современная ситуация в отношениях между
государством и МДОО свидетельствует о необходимости дальнейшего
развития положений Закона Удмуртской Республики "О государственной
молодежной политике в Удмуртской Республике", касающихся
установления гарантий государственной поддержки деятельности МДОО
и их кадров; создания нормативной правовой базы для установления
договорных отношений между государством и МДОО; определения
механизмов размещения государственного заказа МДОО на конкурсной
основе.
Цели Республиканской концепции взаимодействия
органов государственной власти Удмуртской Республики
с молодежными и детскими общественными объединениями
на 2003 - 2007 годы (далее - концепции)
Консолидация усилий государства и МДОО в реализации социально
- позитивных инициатив детей и молодежи в Удмуртской Республике.
Формулирование принципов и выработка механизмов взаимодействия
государства с МДОО.
Основные понятия концепции
Социальная инициатива - форма проявления активности субъектов
взаимодействия в создании социально - позитивных проектов,
направленных на преобразование окружающего социального
пространства.
Государственная поддержка МДОО - одна из форм взаимодействия,
совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в
соответствии с законодательством в целях создания и обеспечения
правовых, экономических и организационных, информационных условий,
гарантий и стимулов деятельности объединений, направленной на
социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи
в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Принципы взаимодействия органов государственной
власти Удмуртской Республики с МДОО
Принцип поддержки - МДОО имеют равные права на государственную
поддержку в соответствии с законодательством. Меры государственной
поддержки должны учитывать интересы МДОО.
Принцип равенства - признание права МДОО на участие в
формировании и реализации мероприятий государственной социальной
политики. Государство и МДОО реализуют совместную деятельность как
партнеры, строят свои отношения на основе договора.
Принцип субсидиарности - МДОО получают государственный заказ
на решение социально значимых проблем, в том числе с передачей
необходимых ресурсов, что не освобождает государство от своих
функций по решению соответствующих проблем. МДОО в установленном
порядке несут ответственность за результаты деятельности, целевое
использование средств и предоставление необходимой отчетности.
Принцип открытости - доступность для МДОО информации,
касающейся деятельности государства в сфере социальной политики.
Возможность участия в процессе разработки и обсуждения нормативных
правовых актов, затрагивающих социальные интересы. МДОО
информируют государство о своей деятельности в соответствии с
законодательством.
Механизмы взаимодействия
Нормативное правовое взаимодействие
Привлечение МДОО к разработке проектов законов Удмуртской
Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской
Республики, затрагивающих интересы МДОО.
Использование МДОО полномочий по внесению предложений
субъектам права законодательной инициативы по решению социальных
проблем.
Организация общественной экспертизы проектов законов
Удмуртской Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской
Республики, затрагивающих интересы МДОО.
Организационно - экономическое взаимодействие
В соответствии с законодательством финансирование МДОО через
организацию государственного заказа, создание системы конкурсов,
выделение субсидий и субвенций, грантов.
В соответствии с законодательством передача имущества,
находящегося в государственной собственности, в том числе
безвозмездно или на льготной основе, в пользование МДОО. В
соответствии с законодательством предоставление поручительств
органов государственной власти по кредитам, предоставляемым МДОО
для осуществления уставной деятельности в соответствии с уставом
общественного объединения.
Развитие системы органов, решающих экспертные,
консультационные, координационные задачи.
Выделение из бюджета Удмуртской Республики средств на
организационное развитие МДОО и реализацию их социально значимых
инициатив.
Информационное взаимодействие
Обеспечение индивидуального информирования МДОО, чья
деятельность может быть востребована при реализации
государственных программ.
Аккумуляция информации, необходимой для деятельности МДОО,
создание каналов информационной связи и регулирование
информационного обмена между государством и МДОО, распространение
информации о возможности получения международных, региональных и
иных грантов.
Кадровое взаимодействие
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров
МДОО.
Подготовка экспертов и специалистов по проведению конкурсов и
оценке конкурсных проектов.
Научно - методическое взаимодействие
Научно - методическое сопровождение МДОО.
Участие МДОО в формировании государственного заказа учебным
заведениям, временным научно - исследовательским коллективам на
разработку и осуществление программ подготовки специалистов в
области молодежного и детского движения.
Исследование отечественного и зарубежного опыта взаимодействия
государства и МДОО с целью его творческого использования в
условиях Удмуртской Республики.
Организация общественной кафедры социальных технологий
детского и молодежного движения на базе одного из государственных
высших учебных заведений Удмуртской Республики.
Организация конкурсов исследовательских программ в области
социального воспитания.
Введение именных стипендий лицам, занимающимся исследованиями
в области молодежного и детского движения.
Ожидаемые результаты
Реализация концепции будет способствовать:
дальнейшему развитию форм взаимодействия между органами
государственной власти и МДОО на новых принципах;
усилению влияния общественного сектора на социальную политику,
проводимую государством;
увеличению количества МДОО и числа их членов;
стимулированию участия МДОО в разработке и реализации
государственных социальных программ.
Партнерские отношения государства и МДОО будут способствовать
развитию социальных отношений, становлению гражданского общества,
явятся не только вкладом в развитие Удмуртской Республики, но и
гарантом социальной стабильности и обеспечения национальной
безопасности в современных условиях.
Пути и формы реализации концепции
В сфере нормативной правовой деятельности
Разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих
порядок, механизмы и формы привлечения МДОО к выполнению
государственного заказа в области молодежного и детского движения.
В организационно - экономической сфере
В соответствии с законодательством предоставление МДОО
объектов материально - технического назначения, находящихся в
государственной и муниципальной собственности.
Поддержка деятельности организаций, оказывающих содействие
МДОО.
Формирование системы льгот и скидок для МДОО при
предоставлении им в аренду помещений, приобретении объектов
материально - технического назначения и иного имущества.
Создание государственного учреждения "Дом (Центр) молодежных и
детских общественных объединений" и постоянно действующего учебно
- методического центра, на базе которых предоставляется
возможность МДОО на безвозмездной основе осуществлять комплекс
мероприятий, подготовку и разработку информационно - методических
материалов и рекомендаций по организации работы с детьми и
молодежью в Удмуртской Республике.
В установленном порядке формирование государственного заказа
МДОО.
Установление в бюджете Удмуртской Республики (в том числе
отдельной строкой) финансирования на развитие и поддержку МДОО.
Содействие созданию структур, способствующих развитию МДОО
(фондов, ассоциаций, попечительских советов).
В информационной сфере
Формирование системы информационного взаимодействия МДОО с
органами государственной власти Удмуртской Республики.
Развитие системы информирования МДОО органами исполнительной
власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления о
планируемых и реализуемых мероприятиях в области реализации
государственной молодежной политики.
Издание ежегодных специализированных информационных сборников,
справочников о деятельности МДОО.
Сбор и распространение информации о возможностях и порядке
получения грантов зарубежных и российских фондов.
Формирование системы доведения информации о МДОО, создание
привлекательного образа МДОО, пропаганда и распространение
социально - позитивных инициатив МДОО через республиканские
средства массовой информации.
Учреждение системы поощрений (премий, грантов, званий) за
лучшее освещение деятельности МДОО в средствах массовой
информации.
В работе с кадрами
Изучение состояния кадрового потенциала МДОО.
Разработка, издание и распространение учебных программ
подготовки кадров МДОО.
Создание и развитие системы профессиональной подготовки и
переподготовки руководителей и активистов МДОО как кадрового
резерва органов государственной власти Удмуртской Республики и
органов местного самоуправления.
Организация для руководителей МДОО постоянно действующих
курсов подготовки и повышения квалификации с выдачей свидетельства
государственного образца в установленном порядке.
Организация на базах педагогических высших учебных заведений
центров социальных технологий МДОО в соответствии с
законодательством.
В научно - методической сфере
Проведение исследований, мониторингов на предмет выявления
степени востребованности деятельности МДОО в целом, а также в
отдельных сферах, направлениях.
Организация экспериментальных площадок МДОО, реализующих
инновационные программы.
Создание сети консультационных пунктов, обеспечивающих
информационную и научно - методическую поддержку МДОО.
Проведение конкурсов исследовательских работ по проблемам МДОО
среди высших учебных заведений, средних специальных
образовательных заведений.
Создание временных научно - исследовательских коллективов по
решению проблем МДОО.
Организация научно - практических конференций по проблемам
научно - методического обеспечения деятельности МДОО для
руководителей и участников общественных движений, молодых
исследователей МДОО.
Обеспечение издания методической литературы, рекомендаций,
материалов для МДОО с учетом опыта работы МДОО, передовых методик
и технологий деятельности.
Реализация концепции, практическое воплощение ее отдельных
положений осуществляется на основе плана реализации концепции на
соответствующий год, разрабатываемого Государственным комитетом
Удмуртской Республики по делам молодежи и согласуемого
Попечительским советом детского движения при Президенте Удмуртской
Республики и Координационным советом детских и молодежных
общественных объединений Удмуртской Республики. Указанный план
утверждается Правительством Удмуртской Республики.
|