21 апреля 2003 года N 84
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях повышения эффективности международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики, формирования благоприятных
правовых и организационных условий его развития постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики.
2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам
Удмуртской Республики руководствоваться Концепцией международного
культурного сотрудничества Удмуртской Республики при разработке
нормативных правовых актов Удмуртской Республики и решении задач в
области международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики.
3. Министерству международных связей Удмуртской Республики
обеспечить координацию деятельности министерств, государственных
комитетов и ведомств Удмуртской Республики при реализации
Концепции международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
21 апреля 2003 года
N 84
Утверждена
Указом
Президента
Удмуртской Республики
от 21 апреля 2003 г. N 84
КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введение
Политические, экономические и социальные изменения,
произошедшие в России с конца 1980-х годов, радикально изменили
характер международных отношений государства, органов местного
самоуправления, общественных институтов, хозяйствующих субъектов и
граждан. Активными участниками международного культурного
сотрудничества стали российские регионы. За короткий срок созданы
правовые основы участия регионов России в международном культурном
сотрудничестве. Новые масштабные задачи, встающие перед Россией в
сфере международных отношений в условиях глобализации, придают
международному культурному сотрудничеству возрастающую значимость.
Новый этап развития международного культурного сотрудничества
Удмуртской Республики характеризуется определенными изменениями в
географии, интенсивности и формах сотрудничества республики с
зарубежными странами.
Международное культурное сотрудничество имеет достаточно
широкое содержание. Оно включает в себя связи в области культуры и
искусства, науки и образования, средств массовой информации,
молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и
архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных
групп и организаций, творческих союзов. Каждое из этих направлений
требует поддержки и содействия со стороны республиканских органов
государственной власти.
Концепция международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики (далее - Концепция) исходит из современных принципов и
приоритетов, учитывающих интересы всех участников международной
деятельности, способствующих развитию равноправного сотрудничества
и направленных на использование их потенциала в интересах
республики.
Концепция исходит из необходимости укрепления единства и
целостности России, согласования общегосударственных интересов
всех участников международной деятельности.
Государственная политика в области международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики строится на основе норм
международного права, Конституции Российской Федерации,
Конституции Удмуртской Республики.
Концепция разработана с учетом положений Федерального закона
"О координации международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 года N 4-ФЗ,
Указа Президента Российской Федерации "О координирующей роли
Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении
единой внешнеполитической линии Российской Федерации" от 12 марта
1996 года N 375, Указа Президента Российской Федерации "Об
основных положениях региональной политики в Российской Федерации"
от 3 июня 1996 года N 803, Концепции внешней политики Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской
Федерации от 23 апреля 1993 года N 284-рп.
Концепция призвана стать основой деятельности органов
государственной власти Удмуртской Республики и органов местного
самоуправления в Удмуртской Республике при решении задач развития
и регулирования международного культурного сотрудничества
Удмуртской Республики и определяет основные направления работы по
обеспечению их участия в формировании международного культурного
сотрудничества республики.
Исходя из сложившейся ситуации развития международного
культурного сотрудничества Удмуртской Республики целью настоящей
Концепции является проведение анализа состояния международного
культурного сотрудничества в Удмуртской Республике, выявление
основных проблем, а также разработка организационного и правового
механизма для их решения с целью повышения эффективности развития
международного культурного сотрудничества Удмуртской Республики,
обеспечения социально - экономического развития, связанного с
повышением благосостояния и качества жизни населения, проживающего
в республике.
Необходимость анализа международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики обуславливается следующими
причинами:
- ростом вклада Удмуртской Республики в развитие
международного культурного сотрудничества России с зарубежными
странами;
- активизацией процессов интернационализации общественной
жизни республики;
- накоплением практического опыта международного культурного
сотрудничества предприятиями и организациями различных форм
собственности;
- появлением новых форм и направлений международного
культурного сотрудничества республики.
Основными задачами Концепции являются:
- формирование полной картины международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики;
- выявление качественных параметров международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики;
- определение направлений и форм реализации международного
культурного сотрудничества Удмуртской Республики;
- представление структуры государственного регулирования
международного культурного сотрудничества Удмуртской Республики.
Развитие международного культурного сотрудничества
министерств, государственных комитетов и ведомств Удмуртской
Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской
Республике, предприятий и организаций различных форм
собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики,
выступает важной составляющей в установлении тесных контактов с
зарубежными государствами. Формирование таких связей способствует,
с одной стороны, более глубокому взаимопониманию народов разных
стран, с другой стороны - созданию благоприятных условий для
расширения сферы взаимных интересов.
Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ И ЗАДАЧИ ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ
Особенности современного этапа развития Удмуртской Республики
требуют нового качественного подхода к проблемам международного
культурного сотрудничества с зарубежными странами.
Для анализа состояния международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики в Концепции рассматривается
период с 1992 по 2002 годы, так как в этот период они получили
наибольшее развитие.
За последние десять лет в Удмуртской Республике все отчетливее
проявляется тенденция к более активному вовлечению предприятий и
организаций всех форм собственности в сотрудничество с зарубежными
странами по различным направлениям деятельности. Сотрудничество
между Удмуртской Республикой и иностранными государствами стало
наполняться более конкретным и многогранным содержанием.
Формы международного культурного сотрудничества и их
применение на практике определяются несколькими факторами, в число
которых входят федеральное и республиканское правовое поле, в
рамках которого они могут работать, их политическое и
экономическое положение в республиканской структуре, кадры и их
опыт.
Со стороны органов государственной власти Удмуртской
Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской
Республике для развития международного культурного сотрудничества
создаются правовые, политические и организационные условия.
С целью поддержки общественных объединений, ассоциаций,
творческих союзов проводятся семинары, организуется работа
информационно - консультационных центров, издаются информационно -
справочные материалы. Открыт информационный киоск Генерального
консульства Великобритании, идет расширение информационного поля,
наполнение сайта Министерства международных связей Удмуртской
Республики сведениями делового характера.
Международное культурное сотрудничество Удмуртской Республики
сегодня имеет широкие, динамично развивающиеся связи, которые
носят насыщенный характер. В то же время многие ценные инициативы
не были реализованы в силу ряда причин, сдерживающих процесс
развития международного культурного сотрудничества республики с
зарубежными странами. Эти причины и недостатки характерны для всех
участников международного культурного сотрудничества и сводятся в
целом к следующему:
- слабое развитие инфраструктуры;
- ограниченность бюджетных средств, направляемых на
финансирование международных мероприятий;
- недостаточное развитие прямых связей с зарубежными
партнерами;
- отсутствие четких формулировок конечных целей и мотивов
сотрудничества.
1.1. Международное сотрудничество
в области науки и образования
Международное культурное сотрудничество Удмуртской Республики
сегодня сложно представить без контактов в сфере науки и
образования. Они получили наиболее широкое развитие в республике,
укрепляется их взаимная направленность.
В настоящее время международная деятельность академических
институтов и вузов Удмуртской Республики ведется по следующим
направлениям:
- совместная образовательная и научно - исследовательская
работа в рамках международных проектов и программ;
- деятельность в рамках многосторонних или двусторонних
договоров между университетами и другими научно - образовательными
учреждениями;
- сотрудничество с международными организациями;
- организация обменных программ между вузами (стажировки
преподавателей, ученых и студентов, административные обмены).
Формирование и развитие международного сотрудничества в
научной и образовательной сфере стало одной из важных предпосылок
вовлечения Удмуртской Республики в систему внешних научно -
образовательных связей. Немаловажным фактором в этом процессе
является количественный и качественный рост контактов, расширение
сферы и состава его участников. Академические институты и вузы
Удмуртской Республики начинают вхождение в мировой рынок
образовательных услуг, создавая основу для развертывания
образовательного и научно - технического сотрудничества республики
с зарубежными странами.
Таким образом, можно выделить следующие задачи международного
сотрудничества в области науки и образования:
- расширение объемов подготовки иностранных специалистов на
республиканской образовательной базе на коммерческой основе;
- оказание помощи со стороны республиканских министерств,
государственных комитетов и ведомств Удмуртской Республики в
наполнении создаваемых за рубежом информационных центров
литературой и материалами о различных сферах деятельности и жизни
Удмуртской Республики;
- оказание помощи в осуществлении совместных работ с
зарубежными партнерами по подготовке и изданию учебников и научно
- методической литературы;
- поддержание контактов с иностранными студентами,
аспирантами, выпускниками вузов республики.
1.2. Международное сотрудничество в области культуры
Удмуртская Республика имеет богатый интеллектуальный и
творческий потенциал. В республике работает целый ряд талантливых
творческих коллективов и деятелей культуры, завоевавших
известность как в России, так и за ее пределами.
Продолжительное время культурный потенциал республики был
слабо вовлечен в сферу международного сотрудничества. Обмен между
творческими коллективами происходил в основном внутри страны.
Деятельность по установлению и поддержанию международного
сотрудничества в области культуры стала носить более регулярный
характер начиная с 1990 года.
Основу международного сотрудничества в области культуры
составляют артистические и художественные обмены в их традиционных
формах гастрольно - концертной деятельности.
За последние десять лет сложились разнообразные формы
культурного сотрудничества между творческими коллективами, музеями
и библиотеками республики и зарубежных стран:
- обмен художественными выставками и музейными экспозициями;
- взаимное проведение крупных мероприятий - дни культуры,
фестивали музыки, современной и фольклорной песни, драматургии;
- обмен специалистами, делегациями деятелей культуры, обмен
театральными, музыкальными и хореографическими коллективами,
артистическими, художественными группами, отдельными
исполнителями;
- участие в научных этнографических экспедициях;
- обмен книгами и периодическими изданиями между библиотеками,
переводы литературы;
- показ художественных и документальных кино- и телефильмов.
Как одну из характерных особенностей международного
сотрудничества Удмуртской Республики в области культуры можно
отметить их тяготение к странам финно - угорской языковой группы.
Это можно объяснить этническими, языковыми мотивами и в целом
историческими корнями финно - угорского родства.
Можно выделить следующие задачи международного сотрудничества
в области культуры:
- максимальное стимулирование субъективной готовности
населения республики в приобщении к мировой культуре;
- обеспечение стабильного международного спроса на выступления
удмуртских артистов, используя национальную уникальность и
новизну;
- активизация вхождения республики в общероссийские программы
культурного сотрудничества с зарубежными странами;
- обеспечение достойного участия творческих коллективов
Удмуртской Республики в международных фестивалях, выставках и
конкурсах искусства, а также культурных, образовательных и научных
мероприятиях многостороннего характера;
- расширение договорной базы для поддержания прямых связей
между учреждениями культуры, объединениями творческих работников и
отдельными деятелями культуры, придания этим контактам
систематического характера;
- создание электронной среды для республиканских учреждений
культуры, обеспечивающей выход в сеть Интернет.
1.3. Международное национально - культурное сотрудничество
Место и авторитет российского государства в мире определяются
не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и
культурным достоянием народов, его населяющих. Выражая духовную
самобытность нации, удмуртская культура одновременно олицетворяет
универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет
собой часть глобального культурно - исторического наследия
человечества.
В проведении политики международного национально - культурного
сотрудничества Удмуртской Республики особое место занимает работа
по формированию позитивного восприятия республики в мировом
сообществе, пропаганде и представлению национальной удмуртской
культуры, языка, традиций.
В последние годы в финно - угорском мире идет активный поиск
механизмов для этнокультурного сближения. Формируется единое
информационно - культурное пространство. Созданы
неправительственные институты финно - угорского мира -
Консультативный комитет финно - угорских народов, Фонд развития
культур финно - угорских народов, различные национальные фонды,
общественные организации и ассоциации. Эти институты своей
деятельностью закладывают основу нынешнего и будущего
политического взаимодействия.
Национальная самобытность народов, проживающих в Удмуртской
Республике, их культура и язык могут и должны стать еще одним
важным инструментом формирования позитивного восприятия Удмуртской
Республики как политически, экономически и социально стабильного
субъекта Российской Федерации в мировом сообществе.
Задачи в области международного национально - культурного
сотрудничества:
- стабилизация и укрепление позиций в развитии и пропаганде
новых направлений национальных культур в молодежной среде,
приобщении к культурным ценностям финно - угорских народов;
- внесение предложений для включения к рассмотрению на уровне
российско - венгерской и российско - финской комиссий по торгово -
экономическому и культурному сотрудничеству;
- создание Координационного совета по международному
национально - культурному сотрудничеству Удмуртской Республики с
целью объединения усилий государственных и общественных структур;
- представление и пропаганда национальной удмуртской культуры,
языка, традиций с целью формирования позитивного восприятия
Удмуртской Республики в мировом сообществе.
1.4. Международное сотрудничество
в области архивного дела
Делом государственной значимости должна стать работа по
увековечению памяти об исторических связях Удмуртской Республики с
зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации
памятников культуры и других объектов культурного наследия,
связанных с историческим прошлым республики, жизнью и
деятельностью за рубежом ее выдающихся деятелей и соответственно
зарубежных деятелей в Удмуртской Республике.
Новый качественный этап государственного, культурного и
архивного строительства в Удмуртской Республике, принятие
соответствующих законодательных и нормативных актов дают
принципиальную возможность проведения целенаправленной и
скоординированной работы по выявлению документов по истории
Удмуртской Республики за пределами ее современной территории на
плановой системной основе.
Задачи международного сотрудничества в области архивного дела:
- активизация работы по организации мероприятий в связи с
памятными датами удмуртского исторического календаря;
- расширение контактов между архивами республики и зарубежных
стран в целях обмена специалистами, информационными материалами и
копиями документов;
- использование в научных интересах музейных, архивных и
библиотечных фондов путем обеспечения максимально возможного
доступа к ним в соответствии с международной практикой;
- развитие международного сотрудничества Удмуртской Республики
в области архивного дела по линии Международного совета архивов.
1.5. Международное сотрудничество в области
физической культуры, спорта и туризма
Важным средством взаимопонимания, выражения доброй воли и
укрепления отношений между людьми являются связи в сфере
физической культуры, спорта и туризма.
Мировую славу получили выдающиеся спортсмены Удмуртии Г.
Кулакова, Т. Тихонова, В. Медведцев, А. Чижов и другие. За
последние пять лет в Удмуртской Республике проводились Чемпионат
Европы по зимнему и летнему биатлону, международные соревнования
по художественной гимнастике.
В городах и районах республики ежегодно вводятся в строй
спортивные стадионы и сооружения, которые могут стать местом
проведения спортивных соревнований с международным участием. Новые
экономические условия - децентрализация управления, развитие его
на местном уровне, относительная самостоятельность в принятии
хозяйственных решений - создают предпосылки для реализации
спортивных и туристских проектов.
В условиях рыночной экономики туризм выступает в качестве
важной сферы хозяйственного комплекса, обеспечивающей доходность
сопредельных с ним секторов производства, сбалансированное
развитие региональной экономики. Одновременно туризм имеет и
особую социальную функцию, проявляющуюся в удовлетворении
потребностей населения в отдыхе, развитии социальной
инфраструктуры, в повышении культурного и образовательного уровня.
Задачи международного сотрудничества в области физической
культуры, спорта и туризма:
- создание правовых, экономических и организационных условий
формирования в республике современной, конкурентоспособной
индустрии для развития физической культуры, спорта и туризма;
- развитие инфраструктуры для спорта, физической культуры и
туризма в соответствии с требованиями международных стандартов;
- содействие туристическим фирмам, санаториям республики по
участию в международных туристических выставках;
- разработка и утверждение Целевой программы развития туризма
Удмуртской Республики, которая явилась бы одним из комплексов мер,
направленных на создание и реконструкцию туристского хозяйства с
целью значительного повышения его роли в формировании доходной
части бюджета республики.
1.6. Международное молодежное сотрудничество
В современном обществе молодежь ведет активный образ жизни,
стремится представить свои знания и способности за пределами
привычных мест проживания.
Ежегодно увеличивается число молодежи и школьников,
участвующих в международных обменах, стала обширнее и
разнообразнее программа сотрудничества. Участие молодежи в
проведении международной молодежной политики в социальной сфере, в
области культуры, спорта и т.д. может сыграть определенную роль в
достижении сбалансированного регионального развития.
Задачи в области международного молодежного сотрудничества:
- оказание содействия развитию гибких форм и структур
молодежных объединений, учитывая стремления молодежи и ее
способность к разработке инновационных проектов и осуществлению их
на местном уровне;
- организация международных молодежных лагерей с целью
приобретения молодежью опыта международного общения;
- оказание поддержки молодежным организациям, которые
занимаются реализацией проектов обмена молодыми рабочими,
студентами, школьниками;
- развитие сотрудничества с международными социальными и
благотворительными организациями;
- изучение зарубежного опыта по профилактике асоциальных
явлений в молодежной среде.
1.7. Международное сотрудничество обществ дружбы
с зарубежными странами
Свое место в деле развития и укрепления международного
культурного сотрудничества пытаются найти общественные объединения
дружбы с зарубежными странами. На сегодняшний день в республике
зарегистрированы общественные объединения: "Удмуртия - Финляндия",
"Удмуртия - Венгрия", "Удмуртия - Франция".
Проведенный анализ деятельности показывает, что работа
отделений обществ дружбы не достаточно плодотворна. В отличие от
молодежных и других общественных организаций в их деятельности
наблюдается разрозненность и замкнутость. В условиях односторонних
связей, отсутствия непосредственного общения между их участниками
эффективность деятельности отделений обществ дружбы раскрывается
не полностью.
Задача в области международного сотрудничества обществ дружбы
с зарубежными странами заключается прежде всего в активизации
деятельности этих обществ с целью более широкого знакомства
зарубежной общественности с Удмуртской Республикой.
1.8. Международное сотрудничество
по линии городов - побратимов
В начале 90-х годов наметилась новая тенденция по возрождению
движения городов - побратимов, которая постепенно принимает более
широкий размах, увеличивается его география.
Отдельные сферы сотрудничества между городами закрепляются
принятием взаимных договоров и обязательств, обменом делегациями и
другими формами международного общения. В ходе него изучаются опыт
руководства городским хозяйством, организация взаимодействия
местной и городской власти, проблемы здравоохранения, культурного
развития, осуществляется обмен профессиональными делегациями.
В целом в администрациях городов и районов Удмуртии имеется
понимание важности и необходимости установления дружественных
связей с другими городами мира. Однако эти усилия еще слабы, так
как не получили соответствующей государственной и общественной
поддержки, не привели к большим позитивным результатам.
Ограниченность материально - финансовых возможностей, слабое
состояние инфраструктуры, отсутствие опыта в международном общении
сдерживают развитие этого процесса.
Первоочередной задачей международного сотрудничества по линии
городов - побратимов является создание Ресурсного центра для
содействия развитию движения городов - побратимов в Удмуртской
Республике.
Международное культурное сотрудничество Удмуртской Республики
за последние десять лет значительно расширилось и продолжает
укрепляться. Перспективы его развития с мировым сообществом
видятся в объединении усилий и активизации деятельности
республиканских государственных, муниципальных и общественных
структур.
Исходя из проведенного анализа можно определить основную цель
международного культурного сотрудничества Удмуртской Республики,
которая заключается в формировании и укреплении отношений
взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, субъектами
иностранных федеративных государств, административно -
территориальными образованиями иностранных государств,
международными организациями, международными научными и иными
институтами и учреждениями, в том числе негосударственных форм
собственности, развитии равноправного и взаимовыгодного
партнерства с ними, наращивании участия в системе международного
культурного сотрудничества.
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основой участия Удмуртской Республики в международном
культурном сотрудничестве являются двусторонние связи. Объемы и
формы международного культурного сотрудничества с разными странами
не всегда равнозначны, поскольку на них сказываются такие
обстоятельства, как исторические традиции, географические факторы,
уровень отношений, состояние договорно - правовой базы,
материально - финансовые возможности и предметная
заинтересованность участников культурных обменов.
В этих условиях возникает необходимость применения следующих
форм и методов в международной деятельности:
- заключение министерствами, государственными комитетами и
ведомствами Удмуртской Республики двусторонних соглашений с
зарубежными партнерами о сотрудничестве в области культуры, науки,
образования, спорта и туризма в рамках существующего
законодательства;
- разработка и реализация совместных планов, проектов и
программ в гуманитарных областях с зарубежными партнерами;
- проведение дней культуры зарубежных стран в Удмуртии и
Удмуртии за рубежом;
- информирование зарубежных партнеров о рынке образовательных
услуг посредством участия и проведения научно - образовательных
выставок - ярмарок;
- работа с международными благотворительными, культурными,
научными и другими фондами по вопросу привлечения инвестиций на
реализацию республиканских программ и финансирования отдельных
мероприятий;
- установление прямых контактов с зарубежными туристическими
фирмами, организация обменов туристскими группами на договорной
основе;
- установление прямых контактов с зарубежными спортивными
организациями и проведение совместных мероприятий на договорной
основе.
Современное состояние и задачи перспективного международного
развития Удмуртской Республики требуют новых концептуальных
подходов и, прежде всего, определения приоритетов, которые
максимально содействовали бы решению ключевых задач не только
экономики, но и социальных задач республики на текущем и
последующих этапах ее развития.
Очевидна необходимость принятия долгосрочной стратегии
международного культурного сотрудничества и формирования на ее
основе программы развития международной деятельности республики,
направленной на динамичное и сбалансированное развитие этого
сотрудничества, ориентированного на превращение их в фактор
ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного
комплекса региона, в устойчивый источник роста и поступления
валютных средств, на переход к новым формам международного
сотрудничества научно - технической и производственной кооперации,
обмена услугами и др.
Основой стратегии развития международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики прежде всего должны стать
формирование взаимовыгодного сотрудничества, опора на собственные
силы и ресурсы, мобилизация внутреннего экономического и
интеллектуального потенциала.
На первый план выдвигается задача сохранения традиционно
сложившегося международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики с перспективой его дальнейшего развития и
распространения на экономическую сферу, так как международное
культурное сотрудничество не является самоцелью, а лишь средством
обеспечения социально - экономического развития, повышения
благосостояния и качества жизни населения.
Необходимо формирование эффективной взаимосвязи между всеми
элементами международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики, улучшение структуры и пропорций международного обмена.
Необходимо выстраивание единой системы планирования
международного культурного сотрудничества, что позволит более
последовательно и эффективно решать проблемы с учетом
общереспубликанских и межведомственных приоритетов, используя для
этого возможности сотрудничества с международными организациями.
Развивая отношения с международными организациями, необходимо
максимально эффективно использовать их возможности, в том числе
материально - финансовые, для оказания содействия развитию
международного культурного сотрудничества Удмуртской Республики,
активизации обменов всех уровней с привлечением районов и городов
республики.
Необходимо задействовать резервы сотрудничества с Московскими
представительствами Бюро ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, Международным
советом по охране памятников и исторических мест, Международным
центром по сохранению и реставрации культурных ценностей,
Международным советом музеев, Международным советом архивов,
Международным советом по музыке, Международным советом танца,
Международным театральным институтом, Международной ассоциацией
изобразительных искусств, Международной федерацией издателей,
Всемирной туристской организацией, а также другими общественными
объединениями и организациями, способствующими развитию
международного культурного сотрудничества.
Необходимо сохранить и приумножить роль Удмуртской Республики
как одного из центров культуры, места проведения фольклорных
фестивалей, международных выставок, конкурсов искусств,
гастрольных турне зарубежных коллективов и исполнителей, встреч
представителей творческой интеллигенции, дней культуры зарубежных
стран.
Международному культурному сотрудничеству должно
способствовать создание на территории Удмуртской Республики
филиалов, отделений, бюро и других структур международных
культурных организаций и фондов в соответствии с установленным
российским законодательством порядком.
Одной из важных задач является формирование единого
культурного, информационного и образовательного пространства,
сохранение связей со странами СНГ, их всестороннее развитие, поиск
более гибких и эффективных форм сотрудничества.
Повышенного внимания требует упрочение роли Удмуртской
Республики как одного из образовательных центров финно - угорского
мира. Важно обеспечить дальнейшее закрепление и наращивание
культурного сотрудничества с Германией, Францией, Великобританией,
Италией, Испанией и другими западно - европейскими странами.
Политика международного культурного сотрудничества Удмуртской
Республики в отношении государств Азиатско - Тихоокеанского
региона должна строиться с учетом их возрастающей роли в мировой
политике и культуре.
В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки
необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого
уровня сотрудничества с учетом взаимных интересов и материально -
финансовых возможностей. Важная роль в развитии международного
культурного сотрудничества с этой группой стран принадлежит
образовательным обменам, расширению системы подготовки иностранных
специалистов на республиканской образовательной базе.
Практика организации международного культурного сотрудничества
имеет свои общие черты. В целом перед министерствами,
государственными комитетами и ведомствами Удмуртской Республики
стоят следующие задачи в рассматриваемой сфере их деятельности:
- создание и совершенствование законодательной и
институциональной среды;
- регулирование и координация в рамках своих полномочий
международного культурного сотрудничества;
- содействие в развитии прямых связей с иностранными
партнерами;
- поддержка в формировании инфраструктуры международной
деятельности;
- содействие формированию устойчивого интереса у потенциальных
зарубежных партнеров в установлении контактов;
- развитие партнерских связей с регионами зарубежных стран;
- информационная и консультационная поддержка предприятий и
организаций в их международном сотрудничестве.
Министерство международных связей Удмуртской Республики
осуществляет координацию и контроль за реализацией положений
Концепции.
План практических мероприятий по реализации основных положений
Концепции ежегодно рассматривается на расширенном заседании
коллегии Министерства международных связей Удмуртской Республики.
Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется через бюджет
Удмуртской Республики и местные бюджеты, а также за счет
привлечения внебюджетных источников финансирования.
Результативность Концепции будет определяться экономическими и
социальными параметрами, включающими качественные и количественные
показатели.
Глава 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Президент Удмуртской Республики определяет основные
направления политики международного культурного сотрудничества
Удмуртской Республики.
Государственный Совет Удмуртской Республики формирует
законодательную базу международного культурного сотрудничества на
основе Конституции Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики разрабатывает в пределах
своих полномочий общую стратегию международного культурного
сотрудничества, рассматривает наиболее важные вопросы
международного культурного сотрудничества с зарубежными странами.
Особая ответственность в деле формирования и проведения
международного культурного сотрудничества ложится на Министерство
международных связей Удмуртской Республики. Эффективность его
работы в значительной степени определяет объем и формы
международного культурного сотрудничества республики.
К числу основных функций Министерства международных связей
Удмуртской Республики относится выработка приоритетов и
непосредственная реализация международного культурного
сотрудничества Удмуртской Республики, координация деятельности в
этой области органов исполнительной власти Удмуртской Республики,
разработка и согласование с заинтересованными министерствами,
государственными комитетами и ведомствами Удмуртской Республики
проектов договоров и соглашений о культурном сотрудничестве,
участие в реализации заключенных соглашений, экспертиза проектов
соглашений межведомственного и регионального характера, оказание в
рамках своих полномочий и возможностей консультативной и
практической помощи государственным и общественным организациям по
установлению и поддержанию международного культурного
сотрудничества.
Министерство международных связей Удмуртской Республики
взаимодействует также с посольствами и консульствами,
неправительственными организациями, деятельность которых
направлена на развитие международного культурного сотрудничества.
Заключение
Последовательное осуществление Концепции создаст благоприятные
условия для развития международного культурного сотрудничества,
выстраивания доверительного характера отношений с зарубежными
странами, послужит расширению материальной основы для их развития.
Реализация Концепции позволит создать необходимую договорно -
правовую базу, расширить уже имеющиеся связи и оказать им
необходимую государственную поддержку.
Реализация Концепции будет способствовать установлению и
поддержанию устойчивых и долговременных контактов между Удмуртской
Республикой и иностранными государствами, общественными
организациями и людьми, вносить вклад в налаживание
межгосударственного взаимодействия в различных областях, в том
числе в сфере экономики.
Осуществление Концепции будет способствовать духовному
обновлению и гуманизации общества, наращиванию его
интеллектуального потенциала.
|