ДОКЛАД
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ
Уважаемый Игорь Николаевич!
Уважаемые депутаты Государственного Совета Удмуртской
Республики!
Уважаемые члены Правительства!
Уважаемые главы администраций, председатели городских и
районных дум и советов депутатов!
Уважаемые приглашенные!
Первый день работы сессии Государственного Совета показал
состоятельность избранных депутатов.
Такого в истории Удмуртии еще не было, чтобы в первый день
работы сессии так активно и продуктивно были решены
организационные вопросы.
Государственный Совет не терял времени на то, чтобы сразу
после первой сессии продолжить свою конструктивную работу. И я вам
искренне благодарен за решение всех организационных вопросов в
таком деловом и хорошем тоне.
Поздравляю еще раз Игоря Николаевича Семенова, Владимира
Ивановича Агашина, Зою Ивановну Степнову, председателей постоянных
комиссий и всех вас с решением этих очень важных вопросов.
А сейчас, в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики,
предлагаю вашему вниманию ежегодный доклад "О положении в
республике".
Основным критерием эффективности власти, благополучия
государства и общества является рост благосостояния каждой семьи.
Именно эту задачу Президент Российской Федерации Владимир
Владимирович Путин ставит перед всеми ветвями и уровнями власти, и
в нашей республике она последовательно решается в рамках Программы
"Развитие Удмуртии".
В 2002 году продолжали расти денежные доходы населения.
Средняя заработная плата в Удмуртии в 2002 году достигла 3410
рублей и увеличилась по сравнению с 2000 годом в два раза, а ее
реальное содержание за предыдущий год выросло более чем на девять
процентов.
У нас своевременно выплачивались пенсии и пособия, заработная
плата работникам бюджетной сферы.
Имеющаяся задолженность по зарплате сосредоточена сегодня
только на предприятиях производственной сферы, но и она за
последний год сократилась на 18 процентов.
Полная ликвидация этой задолженности - важнейшая задача
работодателей на предстоящий период.
К ее выполнению должны активно подключиться контрольно -
надзорные органы и профессиональные союзы.
За минувший год в республике заметно улучшилось положение на
рынке труда.
Уровень безработицы снизился с 2,6 до 1,9 процента.
Если еще два года назад этот показатель в Удмуртии был в два
раза больше, чем в среднем по России, то сегодня мы вплотную
приблизились к среднероссийскому уровню.
Предметом нашей постоянной заботы является социальная защита
той части населения, которая в ней нуждается.
Что нам удалось сделать в этом направлении?
Доля бюджетных средств, направляемых в социальную сферу,
возросла в прошлом году с 47 до 57 процентов.
Сегодня 40 процентов жителей республики получают пособия,
льготы и другую социальную поддержку на сумму в 1 миллиард рублей.
В республике сформирована гибкая система социальной защиты
населения, включающая в себя 67 учреждений социального
обслуживания.
На средства Пенсионного фонда в республике газифицировано 520
домовладений малоимущих пенсионеров, капитально отремонтированы
спальные корпуса в 13 домах - интернатах, для которых приобретены
мебель и медицинское оборудование на сумму в 23,5 миллиона рублей.
В результате улучшились условия жизни более трех тысяч
пенсионеров и инвалидов, проживающих в этих учреждениях.
Как и в прежние годы, подписан Указ Президента Удмуртской
Республики о льготном проезде пенсионеров в автобусах пригородного
сообщения на садово - огородный период с мая по октябрь.
На реализацию Законов "О ветеранах", "О социальной защите
инвалидов", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
направлено 605 миллионов рублей.
В 2002 году для инвалидов было куплено 199 автомобилей "Ока",
полностью удовлетворены их потребности в креслах - колясках, им
выделены 1200 бесплатных путевок на санаторно - курортное лечение.
Известно, что от физического и морального здоровья семьи
зависит будущее нации.
Чтобы вырастить здоровое поколение, в республике была
проделана большая работа по диспансеризации детей, которая теперь
станет ежегодной.
На ее основе разработан план неотложных мер по лечению и
оздоровлению детей.
Для того чтобы наши дети росли здоровыми, они должны
полноценно питаться, особенно в первые два года жизни.
Сегодняшняя база по производству детских молочных смесей в
республике не справляется с этой задачей.
Решит проблему обеспечения детей первых двух лет жизни
качественным питанием комбинат детского питания, который вступит в
строй в 2004 году в Ижевске.
Подчеркну: это питание мы будем предоставлять бесплатно с 2005
года всем малышам.
Задача глав администраций городов и районов республики -
подготовить к этому времени молочные кухни и раздаточные пункты.
В прошлом году в республике организованно проведен летний
отдых детей.
Были заняты общественно - полезным трудом, отдохнули и
поправили здоровье почти 270 тысяч детей и подростков, в том числе
более семи тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Общий объем финансирования детской оздоровительной кампании по
сравнению с 2001 годом увеличен на 45 миллионов.
В этом году нужно использовать все возможности органов
государственной власти и местного самоуправления, предприятий
республики, чтобы продолжить улучшение этих показателей.
Задолженность по детским пособиям за предыдущие годы
сократилась на 144 миллиона рублей.
Правительство республики обязано к концу этого года полностью
погасить оставшийся долг в 86,5 миллиона рублей и обеспечить
своевременную выплату текущих пособий.
В 2002 году в Удмуртии родилось на 1320 детей больше, чем в
2001-м.
По этому показателю наша республика занимает лидирующее
положение не только в Приволжском федеральном округе, но и в
Российской Федерации.
В 2003-м и в последующие годы создание условий для реализации
Программы "Здоровье матери и ребенка" и поддержка семьи будут
приоритетными в нашей совместной работе.
Повышение качества медицинских услуг и обеспечение самого
широкого доступа к ним населения республики стало основным
содержанием работы органов здравоохранения Удмуртии.
Расходы бюджета на отрасль по сравнению с 2001 годом
увеличились в 1,5 раза.
По этому показателю наша республика занимает 29-е место в
Российской Федерации и 3-е в Приволжском федеральном округе.
За два года в эксплуатацию введено 11 объектов
здравоохранения, в стадии строительства еще десять.
Реализуя восемь целевых программ по наиболее важным проблемам
здравоохранения, мы сумели снизить уровень заболеваемости по ряду
социально значимых болезней.
Тем не менее, сложившаяся система здравоохранения и
обязательного медицинского страхования вызывает справедливые
нарекания.
Остро стоит вопрос обеспечения населения льготными и
бесплатными медикаментами, в которых нуждается почти каждый третий
житель нашей республики.
В этом году мы увеличили средства на эти цели почти на 25
миллионов рублей.
Но чтобы существенно улучшить медицинское обслуживание
населения, необходимо сбалансировать объемы государственных
гарантий бесплатной медицинской и лекарственной помощи и
возможности бюджетов разных уровней.
Часто именно несогласованность межбюджетных отношений приводит
к сбоям в обеспечении населения льготными и бесплатными
лекарствами.
Говорю об этом не в оправдание недоработок органов
государственной власти и местного самоуправления, а для того,
чтобы еще раз обозначить сферу, где всем нам предстоит еще многое
сделать, чтобы уйти от справедливых нареканий населения.
Хочу напомнить, что об этих же проблемах говорил Президент
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на недавнем
заседании Президиума Государственного Совета в Тамбове.
Нет сомнений, что менее всего помощь врачей нужна тому, кто
ведет здоровый образ жизни.
Чтобы таких людей в республике с каждым годом становилось как
можно больше, органы государственной власти и местного
самоуправления всерьез взялись за развитие массовой физической
культуры и спорта.
Особое значение мы придаем возрождению детских массовых
соревнований "Кожаный мяч" и "Оранжевый мяч", "Золотая шайба" и
"Быстрая лыжня".
В минувшем году в Каракулино прошли XI летние, в феврале
текущего года в Камбарке - IX зимние сельские спортивные игры, в
марте в Можге - III зимние спортивные игры школьников республики.
Ежегодно участниками финальной части спортивных игр становится
почти тысяча спортсменов.
За последние годы в районах, где проводились сельские
спортивные игры, построены десять стадионов, три лыжные базы, пять
лыжных трасс, отремонтированы десятки спортивных залов и других
спортивных сооружений.
К ним следует прибавить 21 школьный спортивный зал, спортивные
площадки, хоккейные коробки и корты.
Все это свидетельствует, что спортивная база в республике
постоянно улучшается.
Поэтому вполне закономерно, что прошлый и текущий годы для
Удмуртии были насыщены спортивными событиями международного,
российского и республиканского масштабов.
Среди них матч за титул чемпиона мира по международным шашкам,
чемпионаты Европы и России по летнему биатлону, всероссийские
соревнования на приз клуба "Золотая шайба", зимняя спартакиада
"Газпрома".
Особое место в ряду этих событий заняли I Всероссийские
сельские зимние спортивные игры, которые не проводились в нашей
стране 15 лет.
И то, что их проведение было доверено именно Удмуртии, - знак
признания результатов нашей работы по развитию массовых видов
спорта.
С особым удовольствием хочу отметить, что наши спортсмены
заняли на этих соревнованиях первое общекомандное место.
Наша ближайшая задача - завершить строительство нового
стадиона в поселке Балезино и провести на нем XII республиканские
летние сельские спортивные игры.
А также приступить к строительству стадиона в поселке Кез, где
пройдут сельские игры 2004 года.
В практику должны войти и спартакиады промышленных предприятий
республики.
Это будет еще одним шагом к дальнейшему развитию массового
физкультурно - оздоровительного движения.
Культура всегда была и останется базовой ценностью общества.
В минувшем году мы продолжили развитие материальной базы
культуры.
Введены в эксплуатацию детские школы искусств в Алнашах и
Якшур - Бодье, Центральная районная библиотека в Воткинске, Музей
Ашальчи Оки в Грахово.
В республике поддерживается и укрепляется система
художественного и эстетического образования.
В настоящее время свыше 15 тысяч детей и подростков, обучаясь
в школах искусств, приобщаются к сокровищам национальной и мировой
культуры.
А 1 сентября первоклассники из лучших школ районов и городов
республики станут первыми зрителями первого представления в новом
здании Ижевского государственного цирка.
Но культура определяется не только достижениями артистов,
художников и творческих коллективов, но и культурой нашей
повседневной жизни.
Все мы давно устали от неустроенности, сквернословия,
пьянства.
Поэтому сегодня я обращаюсь не только к депутатам
Государственного Совета, но и к жителям нашей республики - без
вашей поддержки и без вашего активного участия с этими проблемами
нам не справиться.
Нужно помочь коммунальным службам навести порядок в наших
подъездах, во дворах и на улицах, чтобы потом иметь моральное
право требовать с администраций городов и районов поддержания
этого порядка.
Здесь мы вправе рассчитывать на помощь общественных
объединений и активность депутатов представительных органов
муниципальных образований.
А при необходимости и власть употреблять по отношению к тем,
кто откровенно игнорирует законные требования общества.
Сегодня одним из определяющих факторов социально -
экономического развития государства становится система
образования.
Думаю, что мы поступили совершенно правильно, когда два года
назад начали увеличивать расходы на образование.
В прошлом году они уже превысили 3 миллиарда 600 миллионов
рублей и составляют четверть консолидированного бюджета Удмуртии.
К началу прошлого учебного года введены в эксплуатацию 16
новых объектов народного образования в 12 районах республики.
Не только работники образования, но и учащиеся, их родители
отмечают, что в последние два года в Удмуртии произошел мощный
прорыв в компьютеризации образовательных учреждений.
За это время для школ республики приобретены 1900 компьютеров.
Но остается еще немало школ, которые требуют либо сноса, либо
капитального ремонта, чтобы в Удмуртии не повторились трагические
события, случившиеся в Якутии и в Дагестане.
Сегодня, когда все больше школ и классов становятся
малокомплектными, нормальный образовательный процесс в сельской
местности требует организованной и безопасной перевозки детей в
школу.
Для этих целей уже приобретены пять автобусов и четыре
автомобиля.
А в текущем году сельские школы получат сразу 25 новых
автобусов.
К 1 сентября 2003 года в строй должны вступить 12 объектов
народного образования, вторая очередь учебного корпуса Глазовского
педагогического института.
Продолжая компьютеризацию наших школ, мы должны обеспечить их
подключение к сети Интернет.
Фундамент успехов в системе образования закладывается в
детском саду.
В нашей республике детские дошкольные учреждения посещают 65
тысяч детей.
По этому показателю Удмуртия находится на 5-м месте в России.
В республике сохранена система дополнительного образования.
140 тысяч детей бесплатно посещают различные кружки и секции.
Молодое поколение нуждается не только в качественном и
доступном образовании, но и во всестороннем воспитании.
Для того чтобы эта работа стала планомерной и
скоординированной, принята Республиканская целевая программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2003 - 2005
годы", при Правительстве Удмуртской Республики создана
Межведомственная комиссия по патриотическому воспитанию граждан.
Растет интерес старшеклассников к урокам гражданственности в
резиденции Президента Удмуртской Республики.
По тем вопросам, которые задают старшеклассники в конце
каждого урока, могу уверенно сказать, что у нас подрастает умное,
мыслящее и активное поколение.
В минувшем году на постоянной основе работали 24 студенческих
отряда, а для подростков были созданы около 13 тысяч временных
рабочих мест.
Решение самой острой для молодых семей - жилищной - проблемы
мы совершенно справедливо сделали частью молодежной политики.
Это подтверждает большое количество обращений жителей
республики во время недавней прямой линии с Президентом.
За два последних года 507 молодых семей получили более 21
миллиона рублей льготных жилищных кредитов.
В текущем году в городах и районах республики для них начнется
более активное строительство жилья.
На это будет выделено 63 миллиона рублей. Но и этого уже
недостаточно.
Считаю необходимым приступить к разработке Республиканской
целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2004 - 2008 годы и
ускорить принятие Закона "О государственной поддержке молодых
семей в Удмуртской Республике".
Одним из главных критериев ответственности власти перед
обществом является обеспечение личной безопасности граждан.
Позитивные сдвиги в социально - экономическом развитии
республики и активная работа правоохранительных органов привели к
некоторому улучшению криминальной ситуации в Удмуртии.
Сокращается общее число преступлений, в том числе тяжких.
Есть обнадеживающие результаты в борьбе с распространением
наркотиков.
Проводится профилактическая работа по предупреждению
террористических актов.
Эффективность работы правоохранительных органов многократно
возрастет, если они будут постоянно ощущать поддержку
общественности.
Вспомните - еще совсем недавно буквально в штыки
воспринималась идея восстановления народных дружин. Жизнь
подтвердила нашу правоту.
Благодаря тому что депутаты Государственного Совета приняли
Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", сегодня
в республике уже созданы и работают 20 народных дружин общей
численностью более полутора тысяч человек.
С их участием раскрыто 136 преступлений, задержано около семи
тысяч правонарушителей, в том числе 127 преступников.
В 2002 году из бюджета республики на подготовку
профессиональных кадров, содержание и техническое перевооружение
подразделений правоохранительных органов было выделено более 360
миллионов рублей.
В бюджете текущего года эта сумма увеличена более чем на 43
миллиона.
Но ежегодно увеличивая бюджетные ассигнования на
правоохранительную деятельность, общество вправе строже спрашивать
с правоохранительных органов за результаты их работы.
Достаточно сказать, что в республике остаются нераскрытыми 43
процента преступлений.
Обеспечение общественной безопасности настоятельно требует
дальнейшего наращивания совместных усилий государственной власти,
местного самоуправления, всех правоохранительных органов,
общественности и депутатского корпуса республики.
В 2002 году в стране прошла Всероссийская перепись населения.
Эта важная акция была проведена в нашей республике на высоком
организационном уровне, а ее итоги будут анализироваться и
учитываться в нашей повседневной работе.
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
В новейшей истории республики промышленность остается
локомотивом экономики Удмуртии.
В прошлом году республика произвела промышленной продукции на
сумму в 72 миллиарда 700 миллионов рублей при индексе физического
объема более 106 процентов к предыдущему году.
Рост промышленного производства в минувшем году отмечен во
всех городах и 16 районах республики.
Большинство крупных и средних предприятий выполнили задачу,
поставленную Программой "Развитие Удмуртии", и завершили год с
темпами роста объема производства, превысившими 10 процентов.
В 2002 году выпущено 78 тысяч 200 автомобилей.
Задача наших автомобилестроителей в этом году - выпустить 100
тысяч автомобилей и закрепить позиции Ижевского автозавода на
автомобильном рынке.
Развитие автомобилестроения отчасти способствовало росту
производства в машиностроении, металлообработке и других отраслях.
Только за прошлый год 13 предприятий республики поставили
Ижевскому автозаводу продукции по кооперированным поставкам на
сумму в 380 миллионов рублей.
Индекс физического объема производства в машиностроении
превысил 110 процентов.
В структуре промышленности республики и в общих результатах ее
работы значительна доля нефтяного комплекса.
В 2002 году суммарная добыча нефти в республике составила 7
миллионов 789 тысяч тонн.
Это несколько меньше уровня, предусмотренного Программой
"Развитие Удмуртии".
Ни для кого не секрет, что основной причиной здесь явилась
приостановка добычи нефти акционерным обществом "Белкамнефть".
Негативно отразились на работе отрасли отмена отчислений на
воспроизводство минерально - сырьевой базы и прекращение
финансирования геолого - разведочных работ.
Такое положение потребовало от Правительства республики
активных действий, которые коснулись не только урегулирования
разногласий с Министерством природных ресурсов Российской
Федерации.
Наша политика в нефтяной отрасли по-прежнему направлена на
увеличение нефтедобычи и дальнейшее наращивание ресурсной базы.
В этом году необходимо провести комплекс организационных
мероприятий по созданию Удмуртской топливно - энергетической
компании с государственным контрольным пакетом акций.
Ее задача - объединить на базе предприятия "Удмуртторф" усилия
акционерных обществ "Удмуртнефтепродукт", "Удмуртгеология" и
"Удмуртская национальная нефтяная компания" для повышения объемов
добычи и эффективности работы по добыче нефти и реализации
нефтепродуктов.
Должен отметить планомерную активную работу Правительства,
органов местного самоуправления, энергоснабжающих организаций по
обеспечению надежного снабжения потребителей электрической и
тепловой энергией.
Дальнейшее развитие энергетики невозможно без комплексного
решения проблем отрасли.
Мы начали поэтапную работу в этом направлении.
Прежде всего, необходимо реализовать политику
энергосбережения, провести реформирование организаций
электроэнергетики, повысить надежность газоснабжения городов и
районов республики.
Словом, провести комплекс организационных и технических
мероприятий для обеспечения энергетической безопасности Удмуртии.
В сфере внимания Президента и Правительства постоянно
находится и лесопромышленный комплекс республики, где в последние
годы накопилось немало проблем.
Пути их решения нашли отражение в Программе "Развитие
лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003 - 2005
годы", реализация которой сегодня является одним из основных
направлений работы Правительства.
Главная задача в промышленности республики - продолжать
наращивать объемы производства, чтобы до конца этого года выйти на
уровень 78 - 80 миллиардов рублей, как предусмотрено Программой
"Развитие Удмуртии", продолжить работу по развитию
внутриреспубликанской кооперации.
Со своей стороны Правительство оказывало и будет оказывать
предприятиям республики помощь и поддержку в заключении
контрактов, продвижении их продукции на товарные рынки, отстаивать
их интересы в федеральных органах власти.
На капитальное строительство из бюджета Удмуртской Республики
направлено 915 миллионов рублей, или в полтора раза больше, чем в
2001 году.
Объем капитальных вложений по федеральной адресной
инвестиционной программе составил 216 миллионов.
Кроме того, нам удалось привлечь 140 миллионов рублей
внебюджетных средств.
Все это позволило, в соответствии с Программой "Развитие
Удмуртии", ввести в эксплуатацию 33 объекта социальной сферы,
построить 353 тысячи квадратных метров жилья, что на 28 процентов
больше, чем в 2001 году.
В итоге Удмуртия в рейтинге регионов Приволжского федерального
округа по количеству введенного жилья в расчете на тысячу человек
переместилась с десятого на пятое место.
В 2002 году почти 1200 жителей республики воспользовались
льготными жилищными кредитами на сумму более 50 миллионов рублей.
Это позволило Удмуртии войти в десятку регионов - лидеров
ипотечного рынка России.
В развитие этой формы государственной поддержки населения в
текущем году Правительство республики направит на ипотеку уже сто
миллионов рублей.
Обращаюсь к Правительству и главам администраций с требованием
самого объективного подхода к распределению этих кредитных
ресурсов.
Как уже отмечалось, многие предприятия республики в минувшем
году приняли активное участие в строительстве жилья для своих
работников.
Хочу поблагодарить за эту работу руководство Воткинского
завода, Чепецкого механического завода и Ижевского радиозавода,
Глав Администраций городов Глазова и Можги, Игринского, Якшур -
Бодьинского и Дебесского районов.
В текущем году предприятия должны вложить в строительство
жилья для своих работников не менее 500 миллионов рублей.
Совместными усилиями нам нужно обеспечить ввод 360 тысяч
квадратных метров жилья и создать необходимый задел для того,
чтобы в 2004 году выйти на четырехсоттысячный рубеж.
Пришло также время более активно приступать к решению проблемы
сноса ветхого жилья.
Все более важным фактором социально - экономического развития
Удмуртии становится ее газификация.
В 2002 году мы построили 364 километра газовых сетей.
Но пока природным газом пользуются жители только 19 из 25
сельских районов Удмуртии.
Поэтому Программу газификации республики необходимо сделать
приоритетной на 2004 - 2008 годы и уже с 2005 года вводить не
менее 500 километров газовых сетей в год.
Сегодня много и горячо спорят о дальнейшей судьбе жилищно -
коммунального хозяйства страны.
Во многих регионах России оно не выдержало испытания зимними
холодами.
В минувшую холодную зиму республика, слава богу, избежала
чрезвычайных ситуаций.
Жилищно - коммунальное хозяйство Удмуртии выполнило свою
основную задачу - устойчиво функционировали все системы
жизнеобеспечения городов и сел.
Однако нам пока не удалось серьезно продвинуть структурную
перестройку жилищно - коммунального комплекса.
Правительству следует подумать об изменении в пользу жилищно -
коммунального хозяйства инвестиционной политики и о других путях
реформирования отрасли.
Исключен должен быть только один путь - перенос бремени реформ
на жителей республики.
Предлагаю этот вопрос обсудить не только в Правительстве, но и
на очередной сессии Государственного Совета, и желательно до
парламентских каникул.
Как и в прежние годы, в две тысячи втором году развитие
агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе было одним
из основных приоритетов экономической политики Правительства
Удмуртии.
Благодаря принимаемой в последние годы государственной
поддержке, наконец, произошел переход от снижения объемов
сельскохозяйственного производства к их стабилизации и росту.
За 2 последних года собран урожай зерновых культур, по объему
равный трем предшествующим годам.
Растет продуктивность животных и птицы, в результате
увеличивается производство мяса, молока и яиц.
Впервые в обозримой истории республики надои на фуражную
корову превысили 3 тысячи килограммов.
По этому показателю Удмуртия вышла на третье место в
Приволжском федеральном округе.
В республике остаются стабильными размеры посевных площадей
сельскохозяйственных культур.
Неиспользуемая пашня переводится в другие категории земель и
засаживается лесом по две тысячи гектаров в год.
За последние два года село получило 222 трактора и 253
комбайна, которыми в прошлом году убрана четверть всего
выращенного урожая.
В текущем году мы уже приобрели сто новых тракторов и завершим
приобретение пятидесяти комбайнов.
Крестьянин - это больше чем профессия, это веками
складывавшийся образ жизни, и мы стремимся поддержать этот уклад,
развивая на селе социальную сферу.
Напомню, что из 67 объектов, построенных в республике за два
последних года, 51 объект введен в сельской местности.
Среди них 28 школ, 6 объектов здравоохранения, 8 объектов
культуры.
За это время к деревням и селам проложено 534 километра
газовых сетей, 197 километров автомобильных дорог с твердым
покрытием, построено 257 тысяч квадратных метров жилья.
В агропромышленном комплексе требуется дальнейший
экономический подъем, который сегодня возможен лишь на основе
соединения передовых ресурсосберегающих технологий с финансовыми
ресурсами.
В республике разработан ряд прогрессивных технологий в
животноводстве и растениеводстве.
Необходимо ускорить их внедрение.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия должно
эффективнее работать в этом направлении.
Государственному Совету Удмуртской Республики в этом году
будет представлен проект Закона "Об особенностях оборота земель
сельскохозяйственного назначения".
Наша земельная политика должна тесно увязывать интересы
территорий, конкретного пользователя и Удмуртии в целом.
Сейчас у сельских тружеников нет более важной задачи, чем
проведение весенне - полевых работ.
Усилия государственной власти и местного самоуправления должны
быть направлены на оказание конкретной и незамедлительной помощи
селянам.
Уважаемые депутаты!
Общий объем услуг предприятий транспорта превысил уровень 2001
года на 18 процентов.
Вам известно, что Правительство республики в марте текущего
года в Ижевске подписало Соглашения о сотрудничестве с
Министерством путей сообщения Российской Федерации и
государственным предприятием "Горьковская железная дорога".
Это способствует развитию хозяйственных связей между
предприятиями железнодорожного транспорта и промышленными
предприятиями Удмуртии.
Уровень такого сотрудничества в 2003 году оценивается в 1
миллиард 200 миллионов рублей, что вдвое выше уровня 2001 года.
Одним из результатов тесного сотрудничества Правительства
республики и Горьковской железной дороги стало приобретение на
паях ускоренного электропоезда повышенной комфортности, который
проходит маршрут Ижевск - Янаул всего за 3,5 часа.
Сотрудничество с Министерством путей сообщения, без сомнения,
обернется большой выгодой для наших предприятий и будет
способствовать развитию экономики Удмуртии.
В республике активно развиваются как традиционные телефонные,
так и сотовые системы связи, внедряются современные способы
передачи информации.
В то же время значительная часть жителей отключена от
проводного радиовещания, что негативно отражается на
информированности населения.
Проблема должна быть решена в ближайшее время путем создания
республиканской сети эфирного радиовещания, для чего нужно
выполнить одновременно две задачи: расширить зону охвата
государственными радиопрограммами и создать сеть эфирного вещания
в каждом районе Удмуртии.
В республике, опираясь на государственную поддержку,
продолжает развиваться предпринимательство как перспективный
сектор экономики и социальной сферы.
В прошлом году создан и приступил к работе Совет по поддержке
малого предпринимательства при Правительстве республики.
Начал действовать Указ Президента Удмуртской Республики "О
мерах по развитию малого предпринимательства на территориях
муниципальных образований в Удмуртской Республике".
Ведется разработка проекта Целевой программы поддержки и
развития малого предпринимательства на 2004 - 2008 годы.
Сегодня малый бизнес прочно обосновался в строительстве,
торговле и в сфере услуг.
Однако считаю, что еще одним важным направлением его развития
является интеграция с крупными заводами.
Малые предприятия могли бы участвовать в кооперации и
разделении труда с промышленными гигантами, в совместном
производстве и обслуживании инфраструктуры.
Следует поддерживать это направление развития
предпринимательства.
Мы можем существенно помочь развитию малого бизнеса и без
значительных финансовых затрат.
Состояние экономики зависит от финансовой, бюджетной и
налоговой политики.
Принятые Правительством меры по наполнению доходной части
бюджета, привлечению средств для финансирования дефицита позволили
перевыполнить принятые обязательства.
Доходы консолидированного бюджета Удмуртии составили в 2002
году свыше 12 миллиардов 650 миллионов рублей и увеличились к
уровню предыдущего года на шесть процентов.
В прошедшем году в бюджетную систему поступило более 800
миллионов рублей от использования и управления государственным
имуществом.
Существенная поддержка в размере более 2,5 миллиарда рублей
получена из федерального бюджета.
Расходы консолидированного бюджета составили 13,5 миллиарда
рублей и были направлены на финансирование мероприятий социально -
экономического развития республики.
Испытанием на прочность для бюджета стало повышение заработной
платы работникам бюджетной сферы.
Сюда было направлено более пяти миллиардов рублей, или 51
процент собственных доходов консолидированного бюджета.
Бюджет Удмуртской Республики финансировал 22 республиканские
целевые программы на сумму более 340 миллионов рублей.
Положительным результатом бюджетной политики, последовательно
проводимой органами государственной власти Удмуртской Республики,
явилось сокращение кредиторской задолженности консолидированного
бюджета.
За 3 последних года она снизилась на 35 процентов.
Важнейшей задачей Правительства республики в области
управления финансами остается повышение эффективности
использования и контроля над расходованием бюджетных средств.
За 2 года в нашей республике создана и достаточно успешно
работает казначейская система.
Задачи, стоящие перед органами власти Удмуртской Республики,
находят свое отражение в соглашениях между Правительством и
администрациями городов и районов по оздоровлению государственных
и муниципальных финансов.
Применяя такую практику, мы сможем совместными усилиями решить
непростые проблемы и текущего бюджетного года.
В этом году мы должны получить доходы консолидированного
бюджета в объеме, необходимом для покрытия его дефицита.
Это позволит нам профинансировать расходные статьи в размере
14 миллиардов 600 миллионов рублей.
Уважаемые депутаты!
По комплексной оценке социально - экономического развития
Удмуртия вошла в число тридцати наиболее развитых регионов
Российской Федерации.
Напомню, что в 1995 году мы были на 49-м месте.
Это хороший результат, подкрепляющий наши намерения в
ближайшее время переместиться в первую двадцатку лучших территорий
России.
На решение этой задачи должна быть ориентирована Программа
"Развитие Удмуртии на 2004 - 2008 годы", к формированию которой мы
уже приступили.
Я призываю вас, уважаемые депутаты Государственного Совета,
всех жителей республики принять самое активное участие в этой
работе совместно с Правительством и администрациями городов и
районов.
Итоги первого квартала показывают, что в текущем году
экономика Удмуртии развивается более высокими темпами, чем в
начале прошлого.
Индекс физического объема промышленного производства составил
113 процентов к уровню трех месяцев прошлого года.
Собрано более 21 тысячи автомобилей, или на треть больше, чем
в первом квартале прошлого года.
Нефти добыто более чем на шесть процентов.
Совместными усилиями депутатского корпуса, исполнительной
власти, местного самоуправления и трудовых коллективов республики
мы должны сохранить и закрепить эти результаты.
Уважаемые коллеги!
Серьезное влияние на положение в республике оказывает
общественно - политическая ситуация.
Положительным итогом прошедшего года следует назвать
стабильность в отношениях власти и общества.
Ее цементирующей основой стала Программа социально -
экономического развития Удмуртской Республики "Развитие Удмуртии
на 2001 - 2004 годы".
Она обеспечила слаженную работу органов государственной
власти, местного самоуправления и общественных объединений.
Общественные объединения зарекомендовали себя как эффективный
инструмент решения сложных социальных проблем, особенно там, где
нужны адресные действия или нестандартные решения.
Национальная политика всегда была важнейшим инструментом
укрепления федеративного государства и развития гражданского
общества.
В Удмуртской Республике традиционно делается все, чтобы каждый
человек, независимо от национальности, чувствовал себя комфортно.
Это наша принципиальная позиция.
Как вы знаете, в декабре 2001 года был принят Закон Удмуртской
Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных
языках народов Удмуртской Республики".
Сегодня на повестке дня целевая программа реализации этого
Закона.
Еще одним шагом к укреплению межнационального мира и согласия
станет создание Республиканского Дома дружбы народов, который
откроется в 2004 году на базе Дворца культуры "Октябрь".
Мы дорожим сложившимся в республике межнациональным миром и
согласием, которые нужно беречь как залог успешного социально -
экономического развития Удмуртии.
Пресса Удмуртии прошла путь от листка коммерческих объявлений,
изданного в конце позапрошлого века, до четырехсот средств
массовой информации.
Не лишним для государственной власти является критическое
слово журналиста, если он при этом придерживается проверенного
временем принципа: "Нет истины там, где нет уважения".
Прошедший год стал еще одним этапом развития и
совершенствования телевизионного вещания.
В 2002 году начал работу телеканал "Моя Удмуртия",
учредителями которого являются Правительство Удмуртской Республики
и Государственное управление телерадиокомпании "Удмуртия".
Пока зона вещания этого канала - города Глазов, Воткинск,
Сарапул, поселок Балезино и ближайшие к ним населенные пункты.
Над расширением этой зоны нам еще предстоит поработать.
О стремлении власти к открытости перед обществом
свидетельствует и создание официального сайта Удмуртии в
Интернете, где можно найти оперативную информацию о работе органов
государственной власти и жизни республики.
Новой формой взаимодействия власти и общества стала прямая
линия с Президентом Удмуртской Республики.
В ходе ее подготовки от населения было получено более четырех
тысяч вопросов.
Считаю эту цифру показателем высокого доверия жителей
республики к государственной власти, их уверенности в том, что
власть готова использовать имеющиеся у нее возможности для решения
конкретных проблем, способна выслушивать критику и предложения по
совершенствованию своей работы.
Решение основных проблем, звучавших во время прямой линии, -
жилищного строительства, газификации, реформы жилищно -
коммунального хозяйства и молодежной политики - станет
приоритетным в работе Правительства республики на ближайшие годы.
Уважаемые депутаты!
В Удмуртии сложилась уникальная ситуация.
Новый состав Государственного Совета и органы государственной
исполнительной власти не начинают, а продолжают работу по решению
задач социально - экономического развития республики.
И эта ситуация сложилась благодаря достигнутой нами
политической стабильности.
От имени Правительства и от себя лично выражаю надежду, что
нам с вами удастся сохранить эту стабильность, выполнить все, что
предусмотрено Программой социально - экономического развития
республики на 2003 год, и заложить прочный фундамент для нашего
динамичного движения вперед.
Уважаемые коллеги!
Наша сессия проходит накануне Дня Великой Победы - праздника
святого для всех нас и ко многому обязывающего.
Рано или поздно все мы приходим к пониманию простой и мудрой
истины: в нас живут труд и силы тех, кто жил до нас, кто создавал
и защищал богатства нашей республики, нашей Родины во имя лучшей
жизни.
Мы должны быть не только наследниками, но и продолжателями их
добрых дел и доброй славы, чтобы будущие поколения могли жить
благодаря нашему труду, благодаря тому наследству, которое мы им
передадим.
Лишь в этом случае мы достойно выполним свое предназначение на
земле.
Нас с вами ждет большая и трудная работа, справиться с которой
мы сможем, если будем постоянно помнить об огромной
ответственности, лежащей на нас.
Ответственности за политическую стабильность в республике, за
ее социально - экономический рост, за достойную жизнь каждого
человека и каждой семьи.
Мы обязаны оправдать доверие, надежды и ожидания жителей
Удмуртии.
Желаю всем успехов в достижении этой благородной цели.
Благодарю за внимание.
г. Ижевск
23 апреля 2003 года
|