МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 20 октября 2003 г. N 351
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера", постановления Правительства Российской
Федерации от 28 февраля 1996 года N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" и приказа Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 27 октября 2000 года N 380 "Об утверждении
Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения
Российской Федерации", а также в целях совершенствования
управления Удмуртской территориальной государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством по делам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по Удмуртской
Республике:
- Положение о службе медицины катастроф Удмуртской Республики
(приложение N 1);
- Положение о взаимодействии Министерства по делам гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций по Удмуртской Республике и
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение N
2);
- Руководство по организации медицинского обеспечения населения
при проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях в Удмуртской Республике (приложение N 3).
2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:
2.1. Считать сохранение жизни и здоровья населения Удмуртской
Республики при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций важнейшей государственной задачей;
2.2. Обеспечить неукоснительное выполнение заданий на создание,
содержание формирований службы медицины катастроф, неснижаемых
запасов медикаментов и медицинского имущества в учреждениях
здравоохранения, их использование и освежение;
2.3. Укомплектовать кадрами формирования службы медицины
катастроф всех уровней, осуществлять их подготовку и повышение
квалификации по вопросам медико-санитарного обеспечения населения
при чрезвычайных ситуациях;
2.4. Обеспечить развертывание коек в учреждениях
здравоохранения в соответствии с планом-заданием при массовом
поступлении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя министра здравоохранения Удмуртской Республики
Гаврилова В.А. и главного нештатного специалиста Н.К. Широбокова.
Министр
В.А.МЕРЗЛЯКОВ
Приложение N 1
к приказу
Минздрава УР
от 20 октября 2003 г. N 351
Согласовано
Министр по делам ГО и ЧС
по Удмуртской Республике
генерал-майор
Т.Г.ГАБРИЧИДЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Общие положения
1.1. Служба медицины катастроф Удмуртской Республики (далее -
Служба) является функциональным звеном Удмуртской территориальной
подсистемы Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами и
федеральными законами, Законом Российской Федерации от 21 декабря
1994 года "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", указами Президента
Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, указами
и распоряжениями Президента Удмуртской Республики, постановлениями
и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, решениями
Комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности
Правительства Удмуртской Республики, иными нормативными правовыми
актами, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи
- Организация и осуществление единой системы медико-санитарного
обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе
террористических актов;
- руководство и координация силами и средствами, участвующими в
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов
управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарно-
эпидемиологических учреждений, нештатных медицинских формирований
(далее - формирований) учреждений здравоохранения Удмуртской
Республики к действиям в ЧС;
- обеспечение постоянной готовности формирований отделения
экстренной и планово-консультативной медицинской помощи ГУЗ 1 РКБ
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - МЗ
УР);
- организация и проведение работы по выявлению источников
неблагоприятных медико-санитарных ситуаций в Удмуртской
Республике, участие в комплексе мероприятий по их недопущению или
уменьшению последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-
санитарного характера в области защиты населения в условиях ЧС;
- создание и рациональное использование резервов финансовых,
медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения
Службы;
- организация и координация работ по оказанию экстренной
медицинской помощи пострадавших в зонах ЧС, эвакуации пострадавшим
и больных из зон ЧС, обеспечение экстренных поставок лекарственных
средств для ликвидации ЧС;
- поддержание взаимодействия Службы с Министерством по делам ГО
и ЧС по Удмуртской Республике (далее - МЧС УР), другими
министерствами и ведомствами, формированиями, организациями
Удмуртской Республики других территорий и федеральных органов и
служб;
- внедрение современных методов и средств оказания всех видов
медицинской помощи пострадавшему населению в ЧС;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров
Службы;
- совершенствование структуры, организации управления Службой.
3. Организационная структура
3.1. Служба является функционально-организационным
объединением, включающим органы управления здравоохранения
Удмуртской Республики, Центр госсанэпиднадзора в Удмуртской
Республике (далее - ЦГСН), а также предназначенные для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС учреждения и формирования
Министерства здравоохранением Удмуртской Республики, Центра
госсанэпиднадзора в Удмуртской Республике, муниципальные органы и
учреждения здравоохранения и их формирования.
Задачи, организация и порядок использования входящих в состав
Службы формирований определяются положениями о них, утверждаемыми
соответствующими органами управления здравоохранением.
3.2. Служба имеет следующие уровни:
- республиканский: должностные лица и главные внештатные
специалисты МЗ УР; формирования постоянной готовности отделения
экстренной и планово-консультативной медицинской помощи ГУЗ 1 РКБ
МЗ УР; силы наблюдения и контроля ЦГСН;
- муниципальный (местный): должностные лица и главные
внештатные специалисты органов управления здравоохранением
администраций городов, центральных районных больниц сельских
районов, станции (отделения) скорой медицинской помощи, группы
эпидразведки и санитарно-эпидемиологические бригады ЦГСЭН в
городах и районах;
- объектовый: должностные лица по медико-санитарному
обеспечению объекта в ЧС; нештатные медицинские формирования;
лечебно-профилактические учреждения с предназначенными на них
задачами по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
структурные подразделения санитарно-эпидемиологического надзора
объекта.
3.3. На всех уровнях Службы на базе лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные
медицинские формирования: бригады скорой медицинской помощи
(врачебные, фельдшерские), специализированные бригады скорой
медицинской помощи, бригады специализированной медицинской помощи,
врачебно-сестринские бригады (бригады первой врачебной помощи),
санитарно-эпидемиологические отряды и бригады, группы
эпидемиологической разведки и др.
4. Организация деятельности Службы
4.1. В зависимости от обстановки различают 3 режима
функционирования Службы: повседневная деятельность, повышенная
готовность и чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов
принимает Комиссия по чрезвычайным ситуациям и противопожарной
безопасности Правительства Удмуртской Республики, органы местного
самоуправления, руководители объектов.
4.2. В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование мероприятий по снижению медико-
санитарных последствий ЧС;
- поддержание готовности органов управления и формирований
Службы к работе в ЧС, совершенствование подготовки личного
состава;
- организация и обеспечение функционирования дежурных служб
(ответственные дежурные МЗ УР, отделение экстренной и планово-
консультативной медицинской помощи, станции скорой медицинской
помощи);
- организация и обеспечение экстренной и консультативной
медицинской помощи населению Удмуртской Республики;
- участие в проведении наблюдения за средой обитания населения
Удмуртской Республики, организация профилактических, санитарно-
гигиенических и противоэпидемических мероприятий по укреплению
здоровья населения Удмуртской Республики; проведение
предупредительных медицинских мероприятий на потенциально опасных
объектах и районах возможных ЧС;
- поддержание взаимодействия субъектов Службы с другими
заинтересованными организациями;
- создание, накопление и освежение резервов запасов
медикаментов, медицинского имущества, предназначенного Службе.
4.3. В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований
Службы о введении режима повышенной готовности;
- создание оперативных групп, обеспечение их транспортом и
связью;
- анализ причин, прогнозирование развития обстановки и
разработка предложений по организации работы Службы;
- уточнение и выполнение плана Службы по медико-санитарному
обеспечению населения в период ЧС;
- направление оперативных групп на место возможных ЧС;
- проведение внеочередного заседания штаба органа управления;
- уточнение плана взаимодействия с МЧС и другими органами,
учреждениями и службами;
- усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий с целью
предупреждения возможных эпидемий.
4.4. В режиме ЧС:
- оповещение личного состава органов управления, формирований
Службы о введении режима ЧС;
- активный сбор информации об обстановке в зоне ЧС, ее оценка и
разработка предложений по организации медико-санитарного
обеспечения при ликвидации ЧС;
- введение в действие по указанию КЧС и ПБ УР плана медико-
санитарного обеспечения населения УР при ЧС;
- выдвижение в зону ЧС оперативных групп органов управления
здравоохранением, формирований Службы;
- установление системы связи Службы с МЧС УР;
- участие в оказании пораженным первой медицинской помощи и их
эвакуации из зоны ЧС;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы
погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (во
взаимодействии с органами МВД УР);
- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического
обеспечения в зоне ЧС;
- контроль за состоянием здоровья личного состава формирований
Службы, обеспечение его специальной одеждой, средствами
индивидуальной защиты;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления
формированиями Службы, участвующими в ликвидации ЧС, их снабжение
медикаментами и медицинским имуществом;
- своевременное составление учетных и отчетных документов.
4.5. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические,
санитарно-эпидемиологические и аптечные учреждения независимо от
их ведомственной принадлежности.
4.6. Руководящие органы Службы: на республиканском,
муниципальном (местном) и объектовом уровнях - штаб Службы,
функции которого возлагаются на штаб медицинской службы
гражданской обороны. Штаб Службы подчиняется руководителю
соответствующего звена здравоохранения. По оперативно-тактическим
вопросам в пределах выполняемых задач по ликвидации ЧС Служба
руководствуется решениями КЧС и ПБ Правительства УР, а также
решениями МЧС.
Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является
План медико-санитарного обеспечения в ЧС, который разрабатывается
штабами Службы, согласовывается и подписывается руководителем,
начальником штаба, утверждается председателем соответствующей
комиссии по ЧС.
Организационно-методическое руководство планированием медико-
санитарного обеспечения населения в ЧС осуществляет МЗ УР.
5. Финансирование и материально-техническое
обеспечение Службы
5.1. Финансирование Службы осуществляется за счет средств
республиканского бюджета, местных бюджетов и средств
заинтересованных в организации.
5.2. Резерв финансовых и материально-технических ресурсов
(медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и
оборудования) республиканского уровня создается за счет средств
республиканского бюджета. Резерв муниципального уровня создается
за счет средств муниципальных бюджетов городов и районов. Резерв
объектового уровня - за счет собственных средств организации.
5.3. Порядок создания, расходования, номенклатура и объем
резервов финансовых и материально-технических ресурсов
определяются органом организации, их создающим, с учетом
рекомендаций службы медицины катастроф Минздрава России.
Министр здравоохранения
Удмуртской Республики
В.А.МЕРЗЛЯКОВ
Главный государственный
санитарный врач
Удмуртской Республики
- главный врач
Центра госсанэпиднадзора в УР
Н.А.ЗАБРОДИН
Приложение N 2
к приказу
Минздрава УР
от 20 октября 2003 г. N 351
Согласовано
Министр по делам ГО и ЧС
по Удмуртской Республике
генерал-майор
Т.Г.ГАБРИЧИДЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ И МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано во исполнение Закона
Российской Федерации "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в
соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 23 октября 1996 года N 703 "О создании Удмуртской
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением
Правительства Удмуртской Республики от 18 ноября 1998 года N 398-р
и совместным приказом МЧС России и Минздрава России от 2 апреля
1997 года N 185/94 "О взаимодействии МЧС России и Минздрава России
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет
содержание и порядок взаимодействия Министерства по делам ГО и ЧС
по УР и Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее
именуются Стороны) по предупреждению и ликвидации медико-
санитарных последствий аварий, опасных природных явлений,
катастроф, стихийных и иных бедствий.
2. Взаимодействие Сторон - согласованные и взаимосвязанные по
целям, задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения
совместные действия органов управления и сил по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3. Целью взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС является обеспечение эффективного
использования сил и средств, спасение жизни и сохранение здоровья
людей, оказание пораженным всех видов медицинской помощи в
необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидация
эпидемических очагов.
4. Взаимодействие осуществляется на основе принципов:
- единства государственной политики в области предупреждения и
ликвидации ЧС, охраны здоровья населения и профилактики
заболеваний;
- приоритета сохранения жизни и здоровья населения при
возникновении и ликвидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями,
авариями и катастрофами;
- единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке
медико-санитарной обстановки при различных ЧС, учете возможностей
спасательных и медицинских подразделений, формирований и
учреждений.
5. Взаимодействие Сторон осуществляется на республиканском и
местном уровнях Удмуртской территориальной подсистемы Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в режимах повседневной деятельности, повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации.
6. При организации взаимодействия Стороны руководствуются
законодательством Удмуртской Республики, указами и распоряжениями
Президента Удмуртской Республики, постановлениями Правительства
Удмуртской Республики, ведомственными нормативными актами, а также
настоящим Положением.
2. Содержание взаимодействия Сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
7. Взаимодействие Сторон по предупреждению и ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС осуществляется с учетом возложенных на
них задач по следующим направлениям:
- прогнозирование, наблюдение и оценка социально-экономических
и медико-санитарных последствий ЧС;
- взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и
ликвидации ЧС, относящимся к компетенции Сторон;
- принятие решений о выделении сил и средств для предупреждения
и ликвидации ЧС;
- согласование и участие в совместных действиях по медицинской
защите населения, своевременному оказанию медицинской помощи
пораженным, организации и проведению санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и других специальных мероприятий;
- координация работ по эвакуации пораженных из зон ЧС;
- участие в организации обнаружения радиоактивного,
химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды,
продовольственного сырья, пищевых продуктов и объектов окружающей
среды;
- координация мероприятий по сохранению здоровья личного
состава аварийно-спасательных и медицинских подразделений,
формирований и учреждений, других лиц, участвующих в ликвидации
ЧС;
- создание и использование фондов финансовых, материально-
технических и медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, проведения гуманитарных акций;
- обучение спасателей и населения приемам оказания первой
медицинской помощи в ЧС;
- организация подготовки (переподготовки) руководящего состава
и специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС и медицины
катастроф;
- проведение совместных специальных тренировок и учений;
- координация мероприятий по медицинской реабилитации
спасателей и населения, пострадавшего в ЧС;
- разработка и реализация целевых программ, нормативных
правовых документов в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территории от ЧС;
- участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и
медицинского обеспечения населения при ЧС;
- международное сотрудничество в области организации
медицинской помощи населению в ЧС.
8. В интересах взаимодействующих Сторон:
Министерство по делам ГО и ЧС по Удмуртской Республике:
- обеспечивает информацией органы управления здравоохранением,
формирования и учреждения Министерства здравоохранения Удмуртской
Республики об угрозе и возникновении ЧС, принимаемых решениях;
- организует и осуществляет поиск (обнаружения) пораженных, их
сбор и вынос (вызов) из опасных зон;
- содействует в создании и подготовке медицинских органов
управления, формирований и учреждений Министерства здравоохранения
Удмуртской, предназначенных для ликвидации ЧС;
- предоставляет каналы и средства связи для органов управления,
формирований и учреждений Министерства здравоохранения Удмуртской
Республики;
- осуществляет по заявкам Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики доставку сил и средств службы медицины
катастроф в районы ЧС;
- содействует в организации и осуществлении материально-
технического обеспечения и охраны сил и средств Министерства
здравоохранения Удмуртской Республики, участвующих в ликвидации
ЧС;
- осуществляет доставку гуманитарных грузов медицинского
имущества для пострадавшего населения;
- участвует в выполнении комплекса санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;
- проводит подготовку руководящего состава и специалистов
здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Министерство здравоохранения Республики Удмуртской:
- предоставляет Министерству по делам ГО и ЧС по УР данные о
пораженных в ЧС и поступивших в медицинские формирования и
учреждения;
- участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им
медицинской помощи;
- участвует в медицинском обеспечении спасателей и лиц,
принимающих участие в ликвидации ЧС;
- оказывает содействие в пополнении медицинского имущества
аварийно-спасательных подразделений и формирований;
- координирует выполнение мероприятий по поддержанию санитарно-
эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и в местах размещения
эвакуированного населения;
- создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств
в установленных объемах, поддерживает их в готовности к экстренным
поставкам для ликвидации ЧС;
- разрабатывает документацию, обеспечивающую преемственность в
оказании медицинской помощи пораженным в ЧС;
- участвует в медицинской подготовке спасателей и населения,
разрабатывает и согласовывает необходимые для этого учебно-
методические материалы;
- принятие решений в случае возникновения ЧС, направленных на
их ликвидацию и предотвращение, обязательных для исполнения
органами управления, формированиями и учреждениями Министерства
здравоохранения Удмуртской Республики.
3. Порядок взаимодействия Сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
9. Взаимный обмен информацией и оповещение осуществляется по
линии оперативных служб Сторон в целях своевременного доведения
обстановки об угрозе или возникновении ЧС.
Оповещение организуется:
- на республиканском уровне - между оперативно-диспетчерским
отделом Министерства по делам ГО и ЧС по Удмуртской Республике и
дежурной службой (ответственные дежурные Минздрава УР, отделение
экстренно- и планово-консультативной медицинской помощи ГУЗ "1 РКБ
МЗ УР", станция отделения скорой медицинской помощи);
- на муниципальном (местном) уровне - между управлениями
(отделами) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
создаваемыми при органах местного самоуправления, и отделениями
скорой медицинской помощи, являющимися оперативно-диспетчерскими
службами органов управления здравоохранением городов и районов.
10. Структурными подразделениями, осуществляющими
взаимодействие в повседневной деятельности, являются:
от Министерства по делам ГО и ЧС по Удмуртской Республике:
- на республиканском уровне - оперативно-диспетчерский отдел
Министерства по делам ГО и ЧС по УР;
- на муниципальном (местном) уровнях - штабы по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных органов
власти;
от Министерства здравоохранения Удмуртской Республики:
- на республиканском уровне - отделение экстренной и планово-
консультативной медицинской помощи ГУЗ "1 РКБ МЗ УР", Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Удмуртской Республике;
- на муниципальном (местном) уровне - органы управления
здравоохранением и структурные подразделения в городах и районах
Центра санитарно-эпидемиологического надзора в Удмуртской
Республике.
При необходимости взаимодействие могут осуществлять другие
структурные подразделения Сторон.
11. Взаимодействие Министерства по делам ГО и ЧС по УР и
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций регламентируется планом взаимодействия.
В планах определяются конкретные обязательства Сторон по
предупреждению и ликвидации ЧС.
12. При угрозе возникновения и возникновении ЧС Стороны
уточняют и согласовывают:
- прогнозируемую (сложившуюся) обстановку, санитарные потери
среди населения, санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС;
- принимаемые (принятые) решения, при этом приоритет в принятии
решений по ликвидации ЧС остается за Министерством по делам ГО и
ЧС по Удмуртской Республике;
- состав сил и средств для ликвидации ЧС, порядок их доставки,
действий и наращивания;
- организацию медицинского обеспечения пострадавшего населения,
выполнение специальных медицинских и противоэпидемических
мероприятий в зонах ЧС;
- организацию эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
- организацию связи;
- наличие, порядок использования и пополнения запасов
медицинского имущества, необходимого для ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС;
- вопросы материально-технического обеспечения сил, участвующих
в ликвидации ЧС;
- объем предоставляемой информации и порядок информирования
населения о степени риска для здоровья и условий жизнедеятельности
людей в результате ЧС;
- другие вопросы в зависимости от конкретной ситуации.
13. Привлечение сил и средств Сторон для предотвращения и
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется в
установленном порядке.
14. В случае возникновения других вопросов, связанных с
организацией взаимодействия Сторон, они рассматриваются Сторонами
в рабочем порядке и оформляются дополнением к настоящему
Положению.
15. Настоящее Положение является обязательным для исполнения
Сторонами. Возникшие спорные вопросы рассматриваются Сторонами в
рабочем порядке или в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. В случае неисполнения или некачественного
исполнения взятых на себя обязательств виновная Сторона принимает
к нарушителям меры дисциплинарного воздействия или любые
предусмотренные действующим законодательством.
СИСТЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНЫХ СИЛ МЕДИЦИНСКОЙ
СЛУЖБЫ ГО И ЧС
------------------¬ ------------------------¬ ------------------¬
¦Оперативно- ¦ ¦ Дежурный ¦ ¦Оперативно- ¦
¦диспетчерская ¦ ¦ персонал ЛПУ ¦ ¦диспетчерская ¦
¦служба ССМП ¦ ¦ (круглосуточно) ¦ ¦служба ЦЭМ ¦
¦(круглосуточно) ¦ ¦ ¦ ¦(круглосуточно) ¦
L---------------T-- L-----------T------------ L-T----------------
L-----¬ ¦ --------
-------------------¬ -+---------+--------+¬ --------------------¬
¦ Представитель МЗ +-+Минздрав УР и органы+-+ Правительство УР ¦
¦ РФ в Приволжском ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦
¦федеральном округе¦ ¦ здравоохранением ¦ ¦-------------------¦
¦------------------¦ ¦--------------------¦ ¦Оперативно- ¦
¦ МЗ РФ ¦ ¦ Ответственный ¦ ¦диспетчерская ¦
¦ ВЦ "Защита" ¦ ¦ дежурный ¦ ¦служба ГО и ЧС УР ¦
¦ ¦ ¦(в нерабочее время) ¦ ¦и территорий ¦
L--------T---------- L---------T----------- L--------T-----------
---------+---------------------+---------------------+----------¬
¦ Силы и средства медицинской службы ГО и ЧС ¦
¦---------------------------------------------------------------¦
¦ Лечебно-профилактические учреждения ¦
L------------------------------T---------------------------------
------------+----------¬
¦ Очаг ЧС ¦
L-----------------------
Приложение N 3
к приказу
Минздрава УР
от 20 октября 2003 г. N 351
Согласовано
Министр по делам ГО и ЧС
по Удмуртской Республике
генерал-майор
Т.Г.ГАБРИЧИДЗЕ
РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1. Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций (ЧС) включает проведение в системе аварийно-спасательных
и других неотложных работ при возникновении ЧС комплекса лечебно-
эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и
здоровья людей, созданию благоприятных условий для успешного их
последующего лечения и реабилитации, а также по восстановлению
жизнеобеспечения населения.
Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей
органов управления всех уровней Удмуртской территориальной
подсистемы Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и требует:
- постоянной помощи службе медицины катастроф Удмуртской
Республики (далее именуется Служба) в повышении ее готовности к
работе при возникновении ЧС;
- немедленной информации органов управления Службы о введении
режима повышенной готовности, чрезвычайного режима, о
возникновении чрезвычайной ситуации и обстановке в районе ЧС, о
результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;
- обеспечения первоочередного выдвижения сил и средств Службы в
район ЧС;
- создания благоприятных условий для работы сил и средств
Службы в районе ЧС, при этом основное внимание должно быть
обращено: на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение
их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности,
зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми
веществами, оказание на месте поражения первой медицинской помощи;
вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им
доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для
развертывания медицинских пунктов, расширения коечной емкости
лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским
формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС, в обеспечении их транспортом,
продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими
материально-техническими средствами; организацию охраны
медицинских учреждений и формирований.
1.2. Служба организует и участвует в выполнении следующих
лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий:
а) лечебно-эвакуационные мероприятия:
- участие (совместно с аварийно-спасательными командами,
отрядами и другими формированиями) в оказании пораженным первой
медицинской помощи;
- организация оказания пораженным доврачебной и первой
врачебной помощи;
- организация и оказание пораженным квалифицированной и
специализированной медицинской помощи, создание условии для
последующего успешного лечения и реабилитации;
- организация медицинской эвакуации пораженных;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы
погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных;
б) санитарно-гигиенические мероприятия:
- организация и проведение оценки санитарно-гигиенического
состояния территории и определение вредных факторов,
воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите
персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий
аварии и населения;
- организация и участие в санитарном надзоре за условиями
разрешения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением,
банно-прачечным обслуживанием;
- организация санитарного надзора на гигиенически значимых
объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава
формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий
ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и
правильным их использованием;
- участие в контроле за санитарным состоянием территории,
своевременной очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением
погибших и умерших;
- организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам
поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации
последствий и населения в зоне ЧС;
в) противоэпидемические мероприятия:
- своевременное проведение специальной санитарно-эпидемической
разведки и эпидемиологического обследования заболевших с целью
установления характера инфекционной патологии;
- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и
эвакуация в инфекционные больницы (изоляторы);
- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в район
чрезвычайной ситуации;
- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское
наблюдение за ними;
- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции,
предупреждение распространения инфекционных болезней из районов
ЧС;
- проведение (при необходимости) режимно-ограничительных
мероприятий (обсервация, карантин);
- дезинфекция, дезинсекция, дератизация;
- проведение прививок и экстренной химиопрофилактики
инфекционной заболеваемости в эпидемических очагах;
- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения и
дача рекомендаций выявленным больным об их поведении в зоне
катастроф до изоляции и госпитализации.
1.3. В соответствии с принятой в Удмуртской Республике системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций лечебно-
эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические
мероприятия организуются и выполняются силами и средствами Службы
соответствующего уровня, на территории и объектах которых возникли
чрезвычайные ситуации.
В случаях, когда силы и средства Службы соответствующего уровня
не могут самостоятельно справиться с ликвидацией последствий ЧС,
по их просьбе или по инициативе штаба ликвидации последствий ЧС и
решению соответствующих органов исполнительной власти привлекаются
силы и средства республиканского, регионального или федерального
звеньев. При необходимости вышестоящие звенья Службы могут взять
на себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС
или только оказать помощь силами и средствами.
1.4. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС для
оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной
медицинской помощи пораженным и больным, а также для проведения
неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий используются все находящиеся в районе ЧС лечебно-
профилактические и противоэпидемические учреждения независимо от
их ведомственной подчиненности.
При необходимости по решению соответствующих органов
государственного управления, органов управления Службы для
выполнения упомянутых задач могут привлекаться силы и средства,
находящиеся за пределами района ЧС.
1.5. Лечебно-эвакуационные мероприятия при ликвидации медико-
санитарных последствий ЧС организуются на основе системы этапного
лечения пораженных с их эвакуацией по назначению. В зависимости от
вида и масштаба ЧС, количества пораженных и характера поражений у
них, наличия сил и средств Службы, состояния местного и
ведомственного здравоохранения, удаления от района ЧС лечебных
учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объем
квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их
возможностей, могут быть приняты (для всего района ЧС, его
отдельных секторов и направлений) различные варианты организации
лечебно-эвакуационных мероприятий. Основными из них следует
считать:
- оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения
госпитального типа только первой медицинской помощи;
- оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения
госпитального типа кроме первой или доврачебной медицинской помощи
и первой врачебной помощи;
- оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения
госпитального типа кроме первой, доврачебной, первой врачебной
медицинской помощи и неотложных мероприятий квалифицированной
медицинской помощи.
Во всех случаях до эвакуации пораженных в лечебное учреждение
госпитального типа им должны быть выполнены мероприятия по
устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный
момент, предупреждению различных тяжелых осложнений, и
обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их
состояния.
Лечебные учреждения госпитального типа, развертываемые Службой
для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также бригады
специализированной медицинской помощи, приданные другим лечебно-
профилактическим учреждениям, как правило, работают до завершения
АСР; лечение пораженных после этого срока до наступления конечного
исхода и реабилитации возлагается на учреждения здравоохранения
Удмуртской Республики, других министерств и ведомств, имеющихся на
территории Удмуртской Республики.
1.6. Общее руководство организацией и проведением АСР на
объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным
ситуациям объекта (территории).
Непосредственное руководство АСР возлагается на руководителя
штаба ликвидации ЧС, которому подчиняются все подразделения,
участвующие в проведении АСП. Он несет ответственность за
организацию и проведение АСР, безопасность людей, участвующих в
АСР.
С целью обеспечения оперативности управления в случае
территориальной ЧС работу штаба руководства АСР организует
Министерство по делам ГО и ЧС по УР или его структурное
подразделение, в случае местной и локальной ЧС - соответствующий
орган, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и
ликвидации ЧС.
Решения руководителя АСР, направленные на ликвидацию
чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех граждан и
организаций независимо от форм собственности, находящихся в зоне
ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации и Удмуртской Республики.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя АСР по
руководству работами по ликвидации ЧС.
Полномочия руководителя АСР определяются органами
государственной и местной власти Удмуртской Республики,
руководством организации в соответствии с законодательством.
В случае крайней необходимости руководитель АСР вправе
самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и
территории организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной
ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных
формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их
аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению
неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся
спасателями, и с их согласия к проведению аварийно-спасательных
работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС
и ходом работ по ее ликвидации.
Руководитель АСР обязан принять все меры по незамедлительному
информированию соответствующих органов государственной власти,
органов местного самоуправления, руководителей организаций о
принятых им в случае крайней необходимости решениях.
Руководитель АСР, руководители аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований имеют право на получение полной
и достоверной информации о ЧС, необходимой для организации работ
по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема
работ руководитель АСР может принимать решение о приостановке
работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке
все возможные меры по спасению находящихся в зоне ЧС людей.
Руководитель АСР обязан:
- произвести разведку, рекогносцировку, оценить обстановку и
принять решение о ведении АСР;
- поставить задачи формированиям, организовать их
взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР и
принимать соответствующие решения, при необходимости вызвать
дополнительные силы и средства, организовать их встречу и
расстановку;
- назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи в
безопасной зоне;
- по окончании работ заслушать командиров формирований, при
необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных
участках (секторах);
- определить порядок убытия с места выполнения АСР формирований
и взаимодействия служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и
средствах руководитель АСР должен учитывать:
- динамику развития ЧС, воздействие определенных факторов до
введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по
спасению людей, вскрытия и разборки конструкций зданий и эвакуации
имущества;
- необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих
в проведении АСР, руководитель аварийно-спасательных работ должен
принять решение о перегруппировке сил и средств и довести его до
руководителей формирований, указав, кому, куда и как производить
перемещение.
|