ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2003 г. N 254
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(в ред. постановления Правительства УР от 10.04.2006 N 34)
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-
ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (в редакции Федеральных законов
от 13 января 2001 года N 1-ФЗ и от 7 июля 2003 года N 111-ФЗ),
Законом Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 года N 20-РЗ "О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Удмуртской Республике" (в редакции Закона Удмуртской Республики от
2 декабря 2002 года N 65-РЗ) Правительство Удмуртской Республики
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Удмуртской Республики.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства УР от 10.04.2006
N 34.
3. Утвердить прилагаемое Примерное положение о комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях
муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее -
Примерное положение).
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской
Республике разработать и утвердить положения о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав при администрациях
муниципальных образований в Удмуртской Республике с учетом
Примерного положения.
5. Признать утратившими силу постановление Правительства
Удмуртской Республики от 19 октября 1995 года N 281 "О
Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при
Правительстве Удмуртской Республики", постановление Правительства
Удмуртской Республики от 13 сентября 1999 года N 882 "О составе
Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при
Правительстве Удмуртской Республики", постановление Правительства
Удмуртской Республики от 16 июля 2001 года N 744 "О внесении
изменений в состав Межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской
Республики".
6. Настоящее постановление вступает в силу после его
официального опубликования.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
Утверждено
постановлением
Правительства УР
от 20 октября 2003 г. N 254
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Настоящее Положение разработано в связи с необходимостью
совершенствования мер по защите прав и законных интересов детей,
предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по
делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации
(протокол N 2 от 20 мая 2003 года).
I. Цели и задачи Межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве Удмуртской Республики
1. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики (далее -
Комиссия) является коллегиальным органом, созданным для
координации эффективного функционирования государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав и законных интересов.
Цель деятельности Комиссии - участие в реализации
государственной политики в отношении несовершеннолетних детей,
обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных
условий и гарантий для социального становления, адаптации и
реабилитации несовершеннолетних, эффективного функционирования
социальной службы и социальной инфраструктуры для
несовершеннолетних в Удмуртской Республике.
2. Основными задачами Комиссии являются:
координация деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности и содействие
несовершеннолетним в реализации их прав;
оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам
несовершеннолетних и защите их прав при администрациях
муниципальных образований в Удмуртской Республике;
осуществление контроля за предоставлением несовершеннолетним
гарантированных прав в области содержания, воспитания,
образования, охраны здоровья, социального обеспечения, труда,
занятости и иных социальных прав, а также за обращением с
несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
взаимодействие с общественными объединениями, религиозными
организациями и гражданами по вопросам, связанным с
несовершеннолетними.
II. Правовая основа и принципы деятельности Комиссии
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права в отношении несовершеннолетних, законами
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами
Удмуртской Республики и иными нормативными правовыми актами
Удмуртской Республики, а также настоящим Положением.
4. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности;
гуманного обращения с несовершеннолетними, соблюдения их прав и
законных интересов; ответственности за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних; конфиденциальности сведений о
несовершеннолетних; государственной поддержки деятельности
общественных объединений и иных организаций, направленной на
осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав.
III. Порядок создания и состав Комиссии
5. Комиссия создается по решению Правительства Удмуртской
Республики.
6. Председателем Комиссии является заместитель Председателя
Правительства Удмуртской Республики, курирующий вопросы социальной
политики.
Первым заместителем председателя Комиссии является заместитель
министра внутренних дел Удмуртской Республики - начальник милиции
общественной безопасности.
Заместителем председателя Комиссии является начальник
Управления по делам семьи, демографии и охране прав детства
Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Ответственным секретарем Комиссии является начальник отдела по
охране прав детства Управления по делам семьи, демографии и охране
прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской
Республики.
Численный и персональный состав Комиссии утверждается
Правительством Удмуртской Республики по представлению председателя
Комиссии.
7. Председатель Комиссии, его заместители несут персональную
ответственность за организацию работы Комиссии, законность
принимаемых решений Комиссии и осуществление контроля за их
выполнением.
IV. Основные направления деятельности Комиссии
8. Комиссия:
координирует деятельность органов исполнительной власти
Удмуртской Республики по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных
интересов;
рассматривает состояние проблем, связанных с соблюдением прав и
законных интересов несовершеннолетних, выявлением и устройством
детей, оставшихся без попечения родителей;
вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям
в области профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов и
организует разработку и реализацию соответствующих мероприятий;
принимает участие в разработке республиканских целевых программ
защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних,
улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха,
профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних и контролирует реализацию данных программ;
принимает участие в разработке проектов законов Удмуртской
Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики
по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних;
регулярно, не реже одного раза в квартал, информирует в
установленной форме Президента Удмуртской Республики и
Правительство Удмуртской Республики о состоянии работы по
профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных
интересов несовершеннолетних на территории Удмуртской Республики;
разрабатывает и вносит в органы и учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
предложения по совершенствованию деятельности по предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
направляет и координирует деятельность комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав при администрациях
муниципальных образований в Удмуртской Республике, оказывает им
методическую помощь, обобщает и распространяет положительный опыт
их работы, дает оценку их деятельности;
изучает деятельность органов опеки и попечительства,
разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию.
9. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
запрашивать необходимые для работы сведения о
несовершеннолетнем либо о его родителях (законных представителях)
от органов государственной власти Удмуртской Республики, органов
местного самоуправления в Удмуртской Республике, организаций,
учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности;
приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для
получения от них информации и объяснений по рассматриваемым
вопросам, а также для участия в работе с несовершеннолетними;
производить прием несовершеннолетних, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
создавать рабочие группы, включающие представителей органов
исполнительной власти Удмуртской Республики, органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних для коллегиального обсуждения и принятия
решений по вопросам, касающимся несовершеннолетних;
инициировать разработку нормативных правовых актов, социальных
целевых программ по проблемам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
10. Члены Комиссии вправе в установленном порядке посещать
учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-
исполнительной системы для проверки условий содержания, воспитания
и обучения несовершеннолетних.
V. Подготовка материалов к рассмотрению Комиссией
и порядок проведения заседаний
11. Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не
реже одного раза в квартал. Заседание Комиссии является
правомочным при наличии не менее половины ее состава.
Ответственный секретарь Комиссии не позднее чем за неделю до
дня заседания готовит повестку и проект протокола заседания.
В повестке указываются дата, время и место проведения
заседания, состав участников, перечень вопросов и ответственные по
докладу (отчету, информированию, решению и т.д.), временные рамки
выступлений докладчиков с указанием полностью фамилии, имени,
отчества, занимаемой должности. В повестке заседания обязательно
отводится время на ответы на вопросы членов Комиссии и (или)
приглашенных.
Повестка заседания утверждается председателем Комиссии, при его
отсутствии - первым заместителем председателя Комиссии либо
заместителем председателя Комиссии.
В проекте протокола заседания указываются дата, номер и
название населенного пункта, где проводится заседание, фамилии и
инициалы присутствующих и приглашенных, перечень вопросов,
преамбула с краткой характеристикой ситуации и решения по каждому
вопросу в соответствии с повесткой дня заседания Комиссии.
Протокол заседания подписывается председателем, при его
отсутствии - первым заместителем председателя либо заместителем
председателя Комиссии.
12. Ответственный секретарь Комиссии своевременно сообщает
членам Комиссии о времени и месте проведения заседания, при
необходимости приглашает заинтересованных лиц и готовит
аналитическую справку, статистические и иные сведения. О дне
заседания Комиссии извещается прокурор.
Ответственный секретарь оформляет протокол заседания, с
содержанием которого может ознакомиться любой член Комиссии.
V. Решения, принимаемые Комиссией
13. Комиссия в пределах своей компетенции принимает решения,
зафиксированные в протоколе, которые обязательны для органов
исполнительной власти Удмуртской Республики, государственных
учреждений и предприятий Удмуртской Республики и имеют
рекомендательный характер для территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти по Удмуртской Республике, органов
местного самоуправления в Удмуртской Республике, муниципальных
учреждений и предприятий, физических лиц и юридических лиц
независимо от организационно-правовой формы.
Решения принимаются простым большинством голосов членов
Комиссии из числа присутствующих на заседании. В случае равенства
голосов голос председательствующего является решающим.
14. Решения Комиссии, принятые по материалам, связанным с
защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в
течение пяти дней направляются для исполнения в соответствующие
органы исполнительной власти Удмуртской Республики,
государственные учреждения и для сведения в соответствующие
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
по Удмуртской Республике, органы местного самоуправления в
Удмуртской Республике, муниципальные учреждения и иные юридические
лица независимо от организационно-правовых форм.
Должностные лица и представители органов исполнительной власти
Удмуртской Республики и государственных учреждений в месячный срок
с момента получения решения обязаны сообщить Комиссии о мерах,
принятых во исполнение указанных решений.
VI. Обеспечение деятельности Комиссии
15. Организационно-техническое, правовое, информационное,
документационное и материально-техническое обеспечение
деятельности Комиссии возлагается на Администрацию Президента и
Правительства Удмуртской Республики.
Утвержден
постановлением
Правительства УР
от 20 октября 2003 г. N 254
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Утратил силу. - Постановление Правительства УР от 10.04.2006 N
34.
Утверждено
постановлением
Правительства УР
от 20 октября 2003 г. N 254
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ
ИХ ПРАВ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с
Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (в редакции Федеральных законов от 13 января
2001 года N 1-ФЗ и от 7 июля 2003 года N 111-ФЗ), Законом
Удмуртской Республики от 24 апреля 2001 года N 20-РЗ "О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Удмуртской Республике" (в редакции Закона Удмуртской Республики от
2 декабря 2002 года N 65-РЗ) и в связи с необходимостью
совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом
интересов, предупреждения безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних.
2. Настоящее Примерное положение носит рекомендательный
характер.
I. Цели, задачи комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав при администрации муниципального
образования в Удмуртской Республике
3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при
администрации муниципального образования в Удмуртской Республике
(далее - Комиссия) является коллегиальным органом, созданным для
эффективного функционирования муниципальной системы профилактики
асоциального поведения несовершеннолетних, защиты их прав и
законных интересов.
Цель деятельности Комиссии - обеспечение правовых,
процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для
социального становления, адаптации и реабилитации
несовершеннолетних, эффективного функционирования социальной
службы и социальной инфраструктуры для несовершеннолетних в
Удмуртской Республике.
4. Основными задачами Комиссии являются:
координация деятельности органов и учреждений муниципальной
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
защита и восстановление прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности и содействие
несовершеннолетним в реализации их прав;
выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих
антиобщественному поведению несовершеннолетних;
контроль в пределах предоставленных законом полномочий за
предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области
содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального
обеспечения, труда, занятости и иных социальных прав, а также за
обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
организация работы по выявлению и социальной реабилитации
безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих
обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению
несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение;
взаимодействие с общественными объединениями, религиозными
организациями и гражданами по вопросам, связанным с
несовершеннолетними;
принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от
физического, психического, сексуального, психологического и иных
форм насилия, а также от вовлечения в различные виды
антиобщественного поведения;
рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в
отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения до
достижения возраста, с которого наступает установленная законом
ответственность;
применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних в
установленных законом случаях и порядке;
подготовка совместно с соответствующими органами или
учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам,
связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-
воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным
вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации,
законодательством Удмуртской Республики;
рассмотрение представлений образовательного учреждения об
исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего
образования, из образовательного учреждения либо о переводе данных
несовершеннолетних в вечернюю (сменную) школу и по другим вопросам
получения несовершеннолетними образования в случаях,
предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании",
Законом Удмуртской Республики "О народном образовании";
оказание помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений
уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных
учебно-воспитательных учреждений, в трудовом и бытовом устройстве,
содействие в определении форм устройства других
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также
осуществление иных функций по социальной реабилитации
несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством
Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
II. Правовая основа и принципы деятельности Комиссии
5. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права в отношении несовершеннолетних, законами
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами
Удмуртской Республики и иными нормативными правовыми актами
Удмуртской Республики, а также настоящим Положением.
6. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности;
гуманного обращения с несовершеннолетними, соблюдения их прав и
законных интересов; ответственности за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних; поддержки семьи и взаимодействия с
ней в вопросах профилактики противоправного поведения
несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
конфиденциальности сведений о несовершеннолетних; муниципальной
поддержки деятельности общественных объединений и иных
организаций, направленной на осуществление профилактики
асоциального поведения несовершеннолетних, защиты их прав.
III. Порядок образования и состав Комиссии
7. Комиссия образуется органами местного самоуправления в
Удмуртской Республике при администрации муниципального
образования.
Председателем Комиссии является заместитель главы администрации
района, города (района в городе) по социальным вопросам.
Для обеспечения деятельности Комиссии в составе администрации
муниципального образования, как правило, создается структурное
подразделение, руководителем которого является заместитель
председателя Комиссии, ответственный секретарь и инспектор по
работе с подростками - специалисты старшей и (или) младшей
муниципальной должности муниципальной службы.
Комиссия формируется на общественных началах, принципах
добровольности и равноправия.
Численный и персональный состав Комиссии утверждается
представительным органом местного самоуправления в Удмуртской
Республике по представлению главы администрации муниципального
образования.
8. Председатель Комиссии, его заместитель несут персональную
ответственность за организацию работы Комиссии, законность
принимаемых решений Комиссии и осуществление контроля за их
выполнением.
IV. Основные направления деятельности Комиссии
9. Комиссия:
- принимает участие в разработке муниципальных целевых
программ, реализация которых направлена на совершенствование
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение
условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха,
профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, и
контролирует реализацию данных программ;
- принимает участие в разработке проектов нормативных правовых
актов органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по
вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- регулярно, не реже одного раза в квартал, информирует в
установленном порядке Межведомственную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской
Республики, главу администрации района, города (района в городе) о
состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и
законных интересов несовершеннолетних на территории
соответствующего органа местного самоуправления в Удмуртской
Республике;
- создает и пополняет (вносит изменения) муниципальный банк
данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, в том
числе помещенных в детские учреждения всех видов и находящихся в
розыске. Указанный банк данных формируется на бумажных носителях и
в электронном варианте (по мере продвижения соответствующей
информационно-аналитической программы, компьютерного и
организационно-технического обеспечения, обучения пользователей
программы). На основе полученных необходимых сведений, учета и
анализа дел, рассмотренных на своих заседаниях, ежеквартально
обобщает полученные данные и результаты анализа, вносит
предложения по предупреждению асоциального поведения
несовершеннолетних, защите их прав в Межведомственную комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Удмуртской Республики, в соответствующие районные органы
внутренних дел, органы управления образованием, органы опеки и
попечительства, органы управления здравоохранением, органы службы
занятости, органы управления социальной защитой населения, органы
по делам молодежи;
- принимает решения:
о направлении лиц, требующих специального педагогического
подхода и нуждающихся в особых условиях воспитания, в возрасте от
восьми до восемнадцати лет для содержания, воспитания и обучения в
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (с
согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет,
их родителей или законных представителей) и о внесении ходатайства
в суд о направлении в специальные учебно-воспитательные заведения
закрытого типа лиц в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет
без согласия несовершеннолетних и их родителей или их законных
представителей;
в отношении родителей (законных представителей) в случае
неисполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних;
- участвует в рассмотрении судом дел с участием
несовершеннолетних, возбужденных по инициативе Комиссии и
связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
- рассматривает ходатайства образовательного учреждения:
об исключении несовершеннолетнего, достигшего возраста
пятнадцати лет и не имеющего основного общего образования, из
образовательного учреждения, о переводе его на иную форму обучения
или в другое образовательное учреждение;
об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения
при достижении им возраста пятнадцати лет до получения основного
общего образования;
- в соответствии с трудовым законодательством дает согласие по
ходатайству работодателя на расторжение трудового договора с
несовершеннолетним работником и принимает меры к его
трудоустройству;
- рассматривает материалы (дела) и применяет меры,
предусмотренные законодательством Российской Федерации и
законодательством Удмуртской Республики, в отношении лиц и в
порядке, установленном настоящим Положением;
- организует совместные комплексные межведомственные
мероприятия, направленные на выявление и оказание всесторонней
помощи социально дезадаптированным несовершеннолетним;
- организует контроль, обследование и проверки условий
содержания, воспитания, обучения, организации труда и отдыха
несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности по основаниям,
установленным законом;
- рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних,
родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с
нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних;
- производит прием несовершеннолетних, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних и иных лиц, их замещающих;
- обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних.
10. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
- требовать необходимые для работы сведения о
несовершеннолетнем либо о его родителях (законных представителях)
от органов государственной власти Удмуртской Республики, органов
местного самоуправления в Удмуртской Республике, организаций,
учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности;
- вызывать должностных лиц, специалистов и граждан для
получения от них информации и объяснений по рассматриваемым
вопросам, а также для участия в работе с несовершеннолетними;
- производить прием несовершеннолетних, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
- ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных
лиц в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер во
исполнение определений Комиссии;
- ходатайствовать перед судом о выпуске несовершеннолетнего, не
подлежащего уголовной ответственности, из специального учебно-
воспитательного учреждения закрытого типа, о применении более
мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии
судимости;
- применять меры воздействия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, к
несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние;
- применять меры воздействия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, к
родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным
лицам за нарушение его прав и охраняемых законом интересов;
- создавать рабочие группы, включающие представителей органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних для коллегиального обсуждения и принятия
решений по вопросам, касающимся несовершеннолетних;
- инициировать разработку нормативных правовых актов,
социальных целевых программ по проблемам профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
11. Члены Комиссии вправе в установленном порядке посещать
учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для
проверки условий содержания, воспитания и обучения
несовершеннолетних.
V. Подготовка Комиссией материалов (дел) к рассмотрению
и порядок проведения заседаний
12. Комиссия рассматривает материалы (дела) на следующих
основаниях:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных
представителей), иных лиц, которым стало известно об угрозе жизни
или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов внутренних дел, органов и
учреждений управления социальной защитой населения, управления
образованием, органов опеки и попечительства, органов и учреждений
по делам молодежи, органов и учреждений управления
здравоохранением, органов службы занятости, а также предприятий и
учреждений, должностных лиц, работодателей, общественных
объединений;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в
отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное
деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная
ответственность;
5) по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
13. Комиссия обязана всесторонне, полно и объективно
исследовать сведения, подтверждающие или опровергающие факт
совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния,
уточнить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания,
мотивы, причины и условия, способствовавшие совершению общественно
опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других
соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение
для решения вопроса о выборе меры воздействия и реабилитации
несовершеннолетнего.
14. Материалы (дела), поступившие для рассмотрения в Комиссию,
в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения
предварительно изучаются председателем или заместителем
председателя Комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших дел и
материалов определяются:
подведомственность Комиссии поступивших материалов (дел);
круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;
необходимость проведения дополнительной проверки поступивших
материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного
и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных
материалов;
целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для
своевременного рассмотрения материалов (дел).
15. По результатам предварительного изучения материалов (дел)
могут приниматься следующие решения:
назначить дело к рассмотрению с извещением о времени и месте
заседания Комиссии с участием заинтересованных лиц;
возвратить полученные материалы, если они не подведомственны
Комиссии, если протокол об административном правонарушении и
другие поступившие материалы оформлены не правомочным лицом,
составлены не в соответствии с требованиями законодательства либо
предоставлены материалы, которые не могут быть восполнены при
рассмотрении дела;
провести проверку поступивших материалов или поручить ее
проведение соответствующим специалистам;
рассмотреть ходатайства несовершеннолетнего, его родителей
(законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на
заседании Комиссии вопросов;
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых
законом интересов несовершеннолетнего.
16. При рассмотрении материалов (дел), связанных с нарушением
прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, Комиссия
обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и
условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту
прав и интересов несовершеннолетних.
17. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего,
совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста,
с которого наступает уголовная ответственность, дела об
административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей
(законных представителей), Комиссия заслушивает объяснения
несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей),
потерпевшего, свидетелей, адвоката, заключение прокурора (по делам
об административных правонарушениях несовершеннолетних) и после
всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из
следующих решений:
применить меры воздействия, предусмотренные в разделе VII
настоящего Примерного положения;
прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных
законодательством об административных правонарушениях);
отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по
подведомственности.
18. О времени и месте заседаний Комиссии сообщается
несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), иным
лицам, чье участие в заседаниях является обязательным, не менее
чем за сутки до дня заседаний. О дне заседания Комиссии извещается
прокурор.
19. Принятые Комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены
в срок не более 15 дней с момента их поступления.
20. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не
реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее
половины состава. Ведут заседания Комиссии ее председатель либо по
его поручению заместитель председателя или член Комиссии.
21. На заседаниях Комиссии обязательно присутствие
несовершеннолетнего, материалы (дело) которого рассматриваются,
его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях
педагога и психолога, иных лиц по усмотрению Комиссии.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях
Российской Федерации защитник допускается к участию в производстве
по делу об административном правонарушении с момента составления
протокола об административном правонарушении. В случае
административного задержания несовершеннолетнего в связи с
административным правонарушением защитник допускается к участию в
производстве по делу об административном правонарушении с момента
административного задержания несовершеннолетнего.
22. Дела о правонарушениях несовершеннолетних Комиссия
рассматривает на закрытом заседании. На время исследования
обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять
на несовершеннолетнего, Комиссия вправе удалить его из зала
заседания.
23. До рассмотрения дела о правонарушении несовершеннолетнего в
целях обеспечения его явки на заседание Комиссии по письменному
распоряжению председателя Комиссии или его заместителя
несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей
(законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний,
воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации
этого учреждения. Родители (законные представители)
несовершеннолетнего и руководитель детского учреждения дают
письменное обязательство Комиссии обеспечить явку
несовершеннолетнего на заседание, а также его надлежащее поведение
до рассмотрения материалов в суде.
24. При неявке без уважительных причин на заседание Комиссии,
рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего,
совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, или дело об
административном правонарушении несовершеннолетнего или его
родителей (законных представителей), указанные лица могут быть
подвергнуты принудительной доставке через органы внутренних дел по
мотивированному постановлению Комиссии.
25. При неявке без уважительных причин на заседание Комиссии
свидетелей, представителей учреждений, в которых воспитывается или
обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье
присутствие признано обязательным, Комиссия может отложить
рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию,
общественные объединения, другие организации по месту их работы
или учебы.
26. Протоколы Комиссии ведутся ответственным секретарем на
каждом заседании и включают в себя следующие обязательные
положения:
дата и место заседаний;
наименование и состав Комиссии;
содержание рассматриваемых материалов (дел);
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства
и иные имеющие значение для рассмотрения материалов (дел) сведения
о лицах, в отношении которых рассматриваются материалы (дела);
сведения о явке участвующих в заседаниях лиц, об извещении
отсутствующих лиц в установленном порядке;
объяснения участвующих в заседаниях лиц, заключения
специалистов;
содержание заявленных в заседаниях ходатайств и результаты их
рассмотрения;
сведения об оглашении принятых постановлений;
сведения о разъяснении участвующим в заседаниях лицам прав и
обязанностей, сроков и порядка обжалования принятых постановлений.
27. Протоколы заседаний Комиссии подписываются
председательствующим на заседании и ответственным секретарем
Комиссии.
VI. Акты, принимаемые Комиссией
28. Комиссия в пределах своей компетенции принимает
постановления, обязательные для исполнения в соответствии с
законодательством.
Постановление Комиссии принимается простым большинством голосов
членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства
голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является
решающим.
Постановление Комиссии должно быть изложено в письменной форме
и мотивировано.
В постановлении Комиссии о применении меры воздействия,
устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите его
прав или охраняемых законом интересов указываются:
наименование Комиссии;
дата рассмотрения дела;
сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
доказательства, на основании которых принято решение;
правовой акт, предусматривающий ответственность за
правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
принятое по делу решение;
предлагаемые Комиссией меры социальной помощи
несовершеннолетнему и его семье.
Постановление Комиссии подписывается председательствующим и
ответственным секретарем и оглашается на заседании Комиссии.
Копия постановления Комиссии или выписка из него вручается под
роспись родителям или законным представителям несовершеннолетнего
либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня
вынесения постановления.
29. Комиссия в целях устранения причин и условий,
способствовавших совершению административного правонарушения
несовершеннолетних, а также нарушений законодательства,
направленного на защиту их прав и интересов, вносит представления
в органы государственной власти Удмуртской Республики, органы
местного самоуправления в Удмуртской Республике, государственные и
муниципальные учреждения, иные органы и организации независимо от
организационно-правовых форм.
30. Принятые Комиссией постановления могут быть обжалованы в
порядке, установленном законодательством.
31. Постановления Комиссии, принятые по материалам и
ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних, в пятидневный срок с момента их
вынесения направляются для исполнения в соответствующие органы
государственной власти Удмуртской Республики, органы местного
самоуправления в Удмуртской Республике, государственные,
муниципальные учреждения, иные органы и юридические лица
независимо от организационно-правовых форм.
Должностные лица и представители указанных органов и учреждений
обязаны в течение десяти дней с момента получения постановления
сообщить Комиссии о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
32. Постановления Комиссии, принятые по делам об
административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей
(законных представителей), исполняются в порядке, установленном
законодательством.
33. Неисполнение должностными лицами и гражданами постановления
Комиссии, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и
охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в
определении Комиссии, или оставление данных актов без рассмотрения
влекут ответственность, установленную законодательством.
VII. Дела, рассматриваемые Комиссией
34. Комиссия в соответствии с законодательством рассматривает
дела:
а) о несовершеннолетних:
совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста,
с которого наступает уголовная ответственность;
совершивших деяния, содержащие признаки преступления, в
возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в
возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в
порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации;
совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные
правонарушения в пределах компетенции, определенной
законодательством об административных правонарушениях;
б) в отношении родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих
обязанности по воспитанию, содержанию и обучению
несовершеннолетних детей, а также по поводу совершения
несовершеннолетними детьми, не достигшими 16 лет,
административного правонарушения;
в) в отношении должностных лиц, нарушивших порядок и сроки
предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в
устройстве (в передаче на воспитание в семью, в учреждение для
детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей), либо
предоставивших заведомо недостоверные сведения о таком
несовершеннолетнем;
г) в отношении совершеннолетних лиц, вовлекших
несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или
одурманивающих веществ.
35. Комиссия также рассматривает:
ходатайства органа управления образовательным учреждением об
исключении обучающегося, не достигшего 15-летнего возраста, из
образовательного учреждения или переводе его в вечернюю школу,
профессиональное училище;
ходатайства работодателей об увольнении несовершеннолетнего;
материалы об устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства;
материалы о защите и восстановлении нарушенных прав и законных
интересов несовершеннолетних;
материалы о необходимости проведения профилактической работы с
несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы,
вернувшимися из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа,
привлеченными (неоднократно) к ответственности за совершение
административных правонарушений, употребляющими спиртные напитки,
наркотические или иные средства, влекущие одурманивание.
VIII. Меры по устройству несовершеннолетних, меры
воздействия и порядок их применения Комиссией
36. Комиссия совместно с другими органами и учреждениями
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних выявляет и берет на учет несовершеннолетних,
проживающих в семьях, входящих в группу социального риска,
беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения и
неработающих несовершеннолетних, принимает решения об их
устройстве в соответствии с федеральным законодательством об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и контролирует выполнение принятых решений.
37. Решение Комиссии с указанием конкретных форм устройства
несовершеннолетнего направляется в органы управления социальной
защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и
попечительства, органы по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
38. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении
несовершеннолетнего Комиссия может применять следующие меры
воздействия:
вынесение предупреждения, которое состоит в разъяснении
несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий
повторного совершения правонарушений, предусмотренных
законодательством;
объявление выговора или строгого выговора;
обращение в суд с ходатайством об ограничении или лишении
несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим
заработком, стипендией или иным доходом;
наложение административного взыскания в случаях,
предусмотренных законодательством об административных
правонарушениях Российской Федерации.
39. При вынесении постановления о применении меры воздействия к
несовершеннолетнему за совершение правонарушения Комиссия решает
вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы
специализированными органами внутренних дел.
40. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних,
не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по
содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо
отрицательно влияющих на их поведение, Комиссия может применять
следующие меры:
вынесение предупреждения;
обращение с ходатайством в орган опеки и попечительства о
немедленном отобрании ребенка у родителей (законных
представителей) при непосредственной угрозе жизни или здоровью
несовершеннолетнего;
наложение штрафа в размере, установленном административным
законодательством;
обращение в суд с заявлением об ограничении или лишении
родительских прав.
41. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в
действиях (бездействии) родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего, иных лиц состава административного
правонарушения, не подведомственного Комиссии, или признаков
состава преступления Комиссия направляет материалы в прокуратуру и
в суд.
IX. Меры по обеспечению исполнения решений Комиссии
42. Постановление Комиссии о наложении штрафа подлежит
исполнению лицом, на которое наложен штраф, в течение тридцати
дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную
силу.
43. В случае неуплаты штрафа в указанные сроки постановление
Комиссии направляется для удержания суммы штрафа в принудительном
порядке (в рамках исполнительного производства) из заработной
платы или иного дохода лица, подвергнутого штрафу, а если он не
работает или при невозможности взыскания из его заработной платы
или иного дохода, - судебному приставу-исполнителю по месту
жительства этого лица для обращения взыскания на имущество.
X. Обеспечение деятельности Комиссии
44. Организационно-техническое, правовое, кадровое,
информационное, документационное и материально-техническое
обеспечение деятельности Комиссии возлагается на администрацию
муниципального образования в Удмуртской Республике.
|