МАЛОПУРГИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2003 г. N 10-10-147
О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ СДАЧИ В АРЕНДУ НЕЖИЛОГО ФОНДА
(ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛЫХ ДОМАХ)
И ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(в ред. решения Малопургинского райсовета УР
от 29.12.2003 N 11-19-171)
Рассмотрев проект Положения о порядке сдачи в аренду нежилого
фонда (зданий, строений и нежилых помещений в жилых домах) и
имущества, находящегося в муниципальной собственности,
руководствуясь Уставом муниципального образования "Малопургинский
район", Малопургинский районный Совет депутатов решает:
1. Принять Положение о порядке сдачи в аренду нежилого фонда
(зданий, строений и нежилых помещений в жилых домах) и имущества,
находящегося в муниципальной собственности.
2. Отменить Положение о порядке сдачи в аренду нежилых зданий
(помещений), находящихся в муниципальной собственности
Малопургинского района, утвержденное решением Малопургинского
районного Совета депутатов от 18.12.1997 N 20.7-160.
(в ред. решения Малопургинского райсовета УР от 29.12.2003 N 11-19-
171)
3. При расчете арендной платы применять Методику определения
размеров арендной платы за нежилые здания (помещения),
утвержденную решением Малопургинского районного Совета депутатов
от 30.12.2003.
(в ред. решения Малопургинского райсовета УР от 29.12.2003 N 11-19-
171)
4. Контроль за исполнением настоящего Положения возложить на
заместителя Председателя Малопургинского районного Совета
депутатов Н.А. Ермокину.
5. Решение вступает в силу с момента опубликования в газете
"Маяк".
Председатель Малопургинского
районного Совета депутатов
А.И.ПЛОТНИКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СДАЧИ В АРЕНДУ НЕЖИЛОГО ФОНДА (ЗДАНИЙ,
СТРОЕНИЙ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛЫХ ДОМАХ) И ИМУЩЕСТВА,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается единый порядок сдачи,
учета и оформления права аренды нежилого фонда (зданий, строений и
нежилых помещений в жилых домах) и имущества, находящегося в
муниципальной собственности Малопургинского района, обязательный
для всех юридических и физических лиц.
1.2. Положение разработано в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации, постановлением Верховного Совета
Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 г. "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность", постановлением Верховного Совета Удмуртской
Республики N 325-XII от 11 марта 1992 г. "О разграничении
государственной собственности на территории Удмуртской
Республики", Законом Удмуртской Республики "О местном
самоуправлении в Удмуртской Республике", постановлением Совета
Министров Удмуртской Республики "О предотвращении незаконной
распродажи имущества, находящегося в собственности Удмуртской
Республики", Уставом муниципального образования "Малопургинский
район", Положением об управлении по имущественным и земельным
отношениям.
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на
следующие объекты:
- здания, строения и нежилые помещения в жилых домах,
находящихся в муниципальной собственности, в том числе здания и
строения, ранее переданные на баланс другим юридическим лицам;
- основные средства, имеющие остаточную стоимость, закрепленные
на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за
муниципальными предприятиями (учреждениями).
1.4. Арендодателем от имени собственника имущества выступает
Управление по имущественным и земельным отношениям Администрации
района (далее - Управление).
1.5. Получение права аренды реализуется проведением
коммерческих конкурсов (аукционов) или целевым назначением.
Предоставление нежилых помещений по коммерческому конкурсу
(аукциону) осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего
Положения.
Право сдачи в аренду нежилых помещений в нежилых домах
осуществляется на основании постановления Главы Администрации
района.
1.6. С целью обеспечения сохранности муниципальной
собственности, сдаваемой в аренду, восстановления и придания
первоначальных свойств, компенсации убытков, причиненных в
результате аварийных и непредвиденных событий, при заключении
договоров на аренду предлагать всем юридическим и физическим лицам
заключать договоры страхования арендуемого муниципального
имущества.
1.7. При сдаче в аренду муниципального имущества Управление
исходит из необходимости наиболее полного пополнения бюджета
района.
2. Порядок учета и контроля нежилого фонда района
2.1. Весь нежилой фонд (здания, строения, нежилые помещения в
жилых домах), находящийся в муниципальной собственности, подлежит
инвентаризации.
2.2. Учет нежилых помещений проводит Управление совместно с
бюро технической инвентаризации, коммунальными предприятиями,
осуществляющими обслуживание и ремонт жилого и нежилого фонда,
находящегося в муниципальной собственности, независимо от
ведомственной принадлежности.
2.3. Отдел по управлению имуществом Управления оформляет дело
на каждое помещение, встроенно-пристроенное к жилому дому или
отдельно стоящее.
Обязательные документы, содержащиеся в деле:
- выкопировка плана по данному нежилому помещению, заверенная
бюро технической инвентаризации (БТИ) или жилищно-эксплуатационной
организацией, на балансе которой находится данное помещение;
- предыдущие договоры на аренду помещений и предыдущие решения
соответствующих уполномоченных органов или должностных лиц;
- копия действующего решения или распоряжения, предоставляющего
право аренды;
- действующий договор на аренду с обязательными приложениями:
письмо заявителя (подлинник) с необходимыми согласованиями;
акты или заключения и согласования проектных организаций,
архитектора района, Центра госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), пожарной
инспекции, жилищно-коммунального предприятия и другие, если
таковые имели место; акты приема-передачи помещения.
2.4. Нежилые помещения, не имеющие собственника или собственник
которых неизвестен, либо собственник отказался от права
собственности на нежилое помещение, независимо от хозяйственной
деятельности признаются бесхозяйными в установленном законом
порядке.
2.5. Управление осуществляет контроль за использованием
помещений в соответствии с целями, под которые они были
предоставлены, и за своевременным перечислением арендной платы.
2.6. В случае нарушения условий договора, эксплуатации,
несвоевременного ремонта и освоения нежилое помещение или здание
может быть изъято арендодателем у пользователя в установленном
законом порядке.
2.7. На основании имеющихся сведений о наличии освобождающихся
помещений Глава Администрации района принимает решение о
рациональном использовании данных нежилых помещений путем передачи
их через конкурс, целевое назначение в аренду, согласовывая
решение со структурными подразделениями Администрации района.
3. Предоставление в аренду нежилых помещений и имущества
действующих муниципальных предприятий (учреждений)
по целевому назначению
3.1. Нежилые помещения (здания) могут быть предоставлены в
аренду целевым назначением:
- органам власти и местного самоуправления;
- муниципальным предприятиям и учреждениям, не подлежащим
приватизации;
- бюджетным организациям;
- некоммерческим организациям;
- организациям, имеющим в своем составе более пятидесяти
процентов инвалидов;
- предприятиям иных организационно-правовых форм, чья
деятельность связана с выполнением работ или оказанием услуг по
реализации районных целевых программ развития;
- при обмене нежилых помещений;
- при необходимости проведения капитального ремонта и
реконструкции нежилого помещения.
3.2. В прямую аренду целевым назначением могут быть сданы
имущество и производственные площади муниципальных предприятий и
их структурных подразделений предприятиям, производящим и
перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию.
Сдача в аренду нежилых помещений целевым назначением
оформляется постановлением Главы Администрации района и договором
аренды.
3.3. Сдача в аренду имущества муниципальных учреждений
осуществляется целевым назначением по согласованию со структурными
подразделениями Администрации района на основании постановления
Главы Администрации района и оформляется договором аренды.
Сдача в аренду имущества муниципальных предприятий, в том числе
и недвижимого, осуществляется предприятиями в соответствии с
постановлением Главы Администрации района.
4. Предоставление в аренду нежилых помещений посредством
коммерческого конкурса, аукциона
4.1. Все нежилые помещения, за исключением случаев, указанных в
п. 3.1 настоящего Положения, сдаются в аренду посредством
коммерческого конкурса, аукциона.
4.2. По принятии Управлением решения о продаже права на аренду
помещения посредством коммерческого конкурса, аукциона юридическим
или физическим лицом предоставляются документы согласно Положению
о порядке продажи права на аренду объектов муниципальной
собственности района на конкурсе, аукционе, утвержденному
постановлением Главы Администрации района.
Сдача в аренду нежилых помещений по результатам коммерческого
конкурса, аукциона оформляется в Управлении договором купли-
продажи права на аренду и договором аренды сроком до десяти лет.
5. Порядок предоставления в аренду нежилых помещений
5.1. Нежилые помещения (здания) предоставляются в аренду
физическим лицам, имеющим свидетельство о государственной
регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без
образования юридического лица, и юридическим лицам,
зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Юридические и физические лица, желающие арендовать
помещение (здание), обращаются в Управление по имущественным и
земельным отношениям с заявкой.
5.3. Все заявки на аренду помещений целевым назначением,
поступающие в Управление, должны содержать:
5.3.1. Заявление с указанием цели использования помещения, его
площади, места расположения, согласованное с балансодержателем,
структурным подразделением Администрации района;
5.3.2. Выкопировку из техпаспорта, отражающую площади и
расположение нежилых помещений, выданную БТИ;
5.3.3. Копии учредительных документов юридических лиц и
предпринимателей без образования юридического лица, заверенные в
соответствии с действующем законодательством;
5.3.4. В особых случаях по требованию Управления перечень
документов, прилагаемых к заявке, может быть расширен.
При непредоставлении арендатором необходимых документов в
месячный срок заявка рассмотрению не подлежит.
5.4. Памятники истории, культуры, являющиеся объектами
муниципальной собственности, сдаются в аренду при наличии
согласования их использования с органом по архитектуре и
градостроительства Администрации Малопургинского района и с
оформлением охранного обязательства.
5.5. При необходимости перепланировки помещений, или
капитального ремонта, или применения принципиально других
отделочных материалов обязательно согласование проектно-сметной
документации с Управлением, отделом единого заказчика
Администрации района (далее - ОЕЗ), балансодержателем, ЦГСЭН,
органами пожарного надзора, архитектором района.
5.6. В случае выявления использования арендатором занимаемых
площадей не по назначению, указанному в договоре, Управление
вправе в установленном законом порядке расторгнуть договор до
истечения срока договора.
В случае выявления использования арендатором части занимаемых
площадей не по назначению, указанному в договоре, и передаче в
субаренду без согласия Управления Управление вправе в
установленном законом порядке изъять указанную часть площадей для
дальнейшего использования по прямому назначению либо предоставить
другое помещение, меньшее по площади.
5.7. Управление обязано рассмотреть заявки в месячный срок и
дать письменный ответ заявителю.
6. Перезаключение договоров аренды
6.1. Арендатор имеет преимущественное право на пролонгацию
договора аренды, если его договор оформлен в соответствии с
настоящим Положением и во время аренды не зафиксированы нарушения
условий договора аренды помещений.
6.2. В случаях перезаключения договоров на аренду помещений
арендатор обязан за месяц до истечения срока договора аренды
представить в Управление заявление с просьбой о продлении договора
и документы, подтверждающие право на аренду помещения.
При несвоевременной подаче заявления о продлении срока договора
или нарушении условий договора арендатор может приобрести право на
аренду занимаемого помещения на общих основаниях.
7. Предоставление нежилых помещений в субаренду
7.1. Арендованное имущество (нежилые помещения) может быть
сдано в субаренду в предприятиях торговли и сферы оказания услуг в
размере не более 25 процентов торговых, подсобных,
производственных и непроизводственных площадей с учетом
специализации и требований, предусмотренных действующими
законодательными актами Российской Федерации, Удмуртской
Республики, нормативными актами органов местного самоуправления
района.
7.2. Договоры субаренды заключаются на основании решений
Управления при условии согласования с отраслевыми управлениями и
отделами Администрации района, ЦГСЭН, архитектором района.
7.3. Договор субаренды заключается на срок не более срока
договора аренды.
8. Договор аренды на нежилые помещения
8.1. Основным документом, регулирующим отношения арендатора,
балансодержателя и арендодателя, является договор аренды.
По договору аренды Управление совместно с балансодержателем
обязуется передать муниципальное нежилое помещение арендатору.
8.2. Договор аренды может быть краткосрочным - до трех лет (при
сдаче в аренду нежилого помещения целевым назначением) или
долгосрочным - до десяти лет (при сдаче в аренду нежилого
помещения посредством коммерческого конкурса, аукциона).
При производстве арендатором капитального ремонта и
реконструкции муниципального помещения, согласованных с
балансодержателем, и при условии предоставления Управлению смет на
ремонтно-строительные работы, согласованных ОЕЗ, возможно
заключение договора аренды на десять лет по целевому назначению,
причем все не отделимые без вреда для несущих конструкций
улучшения переходят в муниципальную собственность безвозмездно.
8.3. В договоре аренды предусматривается состав передаваемого в
аренду недвижимого имущества, размер и порядок внесения арендной
платы, сроки аренды, обязанности сторон, участвующих в договоре,
ответственность сторон за невыполнение условий договора.
8.4. Договор аренды может быть расторгнут досрочно:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке при нарушении условий договора;
- при ликвидации организации арендатора;
- при предоставлении арендатору другого помещения с его
согласия;
- в других случаях, предусмотренных действующим
законодательством.
8.5. Капитальный и текущий ремонт объектов, сданных в аренду,
производится по установленным нормативам на условиях заключенного
договора.
Если иное не предусмотрено договором, в случае возникновения
аварийной ситуации, непредотвращение которой может привести к
порче или уничтожению имущества, арендатор вправе самостоятельно,
не дожидаясь появления коммунальных служб арендодателя, устранить
причины аварии с зачетом издержек в счет оплаты за коммунальные
услуги.
8.6. В трехдневный срок со дня получения договора аренды
руководитель организации (балансодержателя) подписывает договор,
скрепляет свою подпись печатью организации. В случае несогласия
или наличия замечаний по вопросу аренды балансодержатель
составляет протокол разногласий к договору, рассмотрение которого
производится Управлением в соответствии с действующим
законодательством.
Договор аренды считается заключенным после передачи
муниципального нежилого помещения по акту.
Уклонение одной из сторон от подписания передаточного акта на
условиях, предусмотренных договором аренды, рассматривается как
отказ соответственно Управления от исполнения обязанности по
передаче имущества, а арендатора - от принятия имущества. В этом
случае договор считается незаключенным.
8.7. Если балансодержатель не подписывает договор, ему
высылается письменное уведомление и при истечении десятидневного
срока договор регистрируется без участия балансодержателя.
Обязанности балансодержателя по договору возлагаются на
арендатора с возмещением ему части арендной платы пропорционально
понесенным расходам согласно актам выполненных работ,
согласованным ОЕЗ.
8.8. Договор аренды муниципального здания или сооружения
является основанием для возникновения у арендатора права аренды
или иного, предусмотренного договором аренды нежилого помещения,
права на часть земельного участка, которая занята этой
недвижимостью и необходима для ее использования.
Оформление прав на земельный участок при аренде части здания
или сооружения производится арендодателем.
9. Порядок расчетов за аренду нежилых помещений
9.1. Управление определяет размер арендной платы за один
квадратный метр на всю арендуемую площадь в соответствии с
Методикой расчета, утвержденной районным Советом депутатов.
В связи с изменением цен, тарифов, коэффициентов инфляции
арендная ставка индексируется один раз в год Администрацией района
по представлению Управления.
9.2. Расчет стоимости определяется на основании справок жилищно-
эксплуатационных организаций или БТИ о площадях и процентах
физического износа здания, остальные данные заполняются заявителем
самостоятельно, и он несет ответственность за их достоверность.
9.3. Балансодержатель на основании действующих отпускных цен на
коммунальные услуги, численности работающих производит расчет
оплаты коммунальных услуг и эксплуатационных затрат и заключает
договор с арендатором. Арендатор обязан самостоятельно заключить
договор с организацией, оказывающей услуги по сбору, вывозу и
приему на полигон твердых бытовых отходов.
9.4. При предоставлении нежилого помещения с условием
реконструкции и капитального ремонта за счет средств арендатора
арендатор имеет право по своему выбору либо на возмещение затрат в
соответствии с порядком, предусмотренным разделом 10 Положения,
либо на заключение договора аренды сроком на десять лет с
освобождением от арендной платы на сумму, равную принятым к
возмещению затратам арендатора.
9.5. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
муниципальной собственности, направляются в полном объеме в бюджет
района.
10. Порядок согласования производства капитального ремонта
и иных неотделимых улучшений арендуемых объектов нежилого
фонда, относящихся к муниципальной собственности
Малопургинского района, и зачета затрат на их проведение
10.1. Порядок согласования производства капитального ремонта.
10.1.1. Капитальный ремонт объектов производится арендаторами
за свой счет в случаях, предусмотренных договором аренды, при
условии получения письменного согласия Управления.
10.1.2. Для получения разрешения на производство капитального
ремонта объекта арендатор представляет в Управление следующие
документы:
- заявление на производство капитального ремонта объекта и
предложения по условиям и срокам его проведения. Заявление может
включать просьбу о компенсации затрат на производство капитального
ремонта в счет подлежащей уплате арендной платы за объект, если
эти затраты подлежат компенсации в соответствии с п.п. 10.2.1
настоящего Положения;
- техническое заключение по результатам обследования объекта,
подтверждающее необходимость капитального ремонта объекта,
выполненное балансодержателем;
- согласование с Комитетом по охране памятников истории и
культуры при Правительстве Удмуртской Республики для объектов,
являющихся памятниками архитектуры;
- план-график проведения работ по капитальному ремонту;
- техническую документацию и смету на проведение работ,
согласованные с балансодержателем объекта, архитектором района в
случае проведения работ, касающихся внешнего архитектурного облика
объекта. При этом виды и объемы работ по капитальному ремонту
объекта, подлежащие компенсации затрат в соответствии с п.п.
10.2.1 настоящего Положения, должны быть выделены в отдельную
смету, согласованную ОЕЗ.
10.1.3. При наличии комплекта документов, предусмотренных в
п.п. 1.1 настоящего Положения, Администрация района готовит
постановление о проведении капитального ремонта и компенсации
затрат в счет арендной платы за объект.
10.1.4. На основании постановления Главы Администрации района
Управление заключает с арендатором дополнительное соглашение к
договору аренды на проведение капитального ремонта.
10.2. Условия и порядок компенсации затрат арендатора на
производство капитального ремонта.
10.2.1. Затраты на капитальный ремонт объекта полностью или
частично возмещаются арендатору путем освобождения от арендной
платы за объект на сумму, равную принятым к возмещению затратам
арендатора.
Компенсации подлежат:
- затраты на капитальный ремонт, включающий в себя
восстановление, замену (кроме полной замены) или укрепление
фундаментов несущих стен и каркасов, а также других несущих
конструктивных элементов объекта, восстановление или замену
инженерных сетей (канализация, водопровод, отопление,
электроснабжение); замену либо капитальный ремонт кровли,
чернового пола, фасада, ремонт и замену столярных изделий и полов;
- затраты на иные произведенные арендатором неотделимые
улучшения - реставрацию архитектурно-художественных элементов,
элементов благоустройства и предметов декоративно-прикладного
искусства, неразрывно связанных с интерьером помещения (в случае
проведения работ на объектах - в зданиях-памятниках);
- затраты на все виды работ по реконструкции технических
подвалов и перевод их в нежилые помещения;
- затраты на проектно-сметную документацию на вышеуказанные
работы.
Компенсации не подлежат:
- затраты на улучшенную отделку, а также иные работы, связанные
со специфическими потребностями арендатора (перепланировка
помещения, установка технологического оборудования).
10.2.2. Для подтверждения произведенных затрат Арендатор не
позднее 10 дней с даты окончания работ (этапа работ) согласно
плану-графику представляет в Управление следующие документы:
- акт приемки объекта либо акт выполненных работ (по этапам
работ), согласованный с балансодержателем;
- справку Комитета охраны памятников истории и культуры при
Правительстве Удмуртской Республики о выполнении задания на
производство работ по объектам (в случае проведения работ в
зданиях-памятниках);
- платежные документы, подтверждающие затраты на выполнение
работы, с отметкой банка;
- исполнительную документацию на выполненные работы.
10.2.3. На основании предоставленных документов Управление и
арендатор подписывают дополнительное соглашение о внесении
изменений в договор аренды в части освобождения от арендной платы
на срок до полной компенсации затрат арендатора, согласованное с
балансодержателем и Управлением финансов района, но не более чем
за 3 года.
10.3. Контроль за производством капитального ремонта.
10.3.1. Балансодержатель и арендатор обязаны обеспечить
технический надзор за капитальным ремонтом объекта в случаях,
предусмотренных действующим законодательством.
10.3.2. При условии предварительного согласования с Управлением
и балансодержателем, но не позднее чем за три месяца до окончания
работ в соответствии с планом-графиком арендатор вправе перенести
окончание капитального ремонта на срок не более чем три месяца.
11. Особенности почасовой аренды муниципальных
нежилых помещений
11.1. Почасовой арендой муниципальных нежилых помещений
признается пользование помещением по договору аренды, заключенному
на срок не более 400 часов в течение одного календарного года.
11.2. В почасовую аренду предоставляются нежилые помещения,
балансодержателями которых являются муниципальные предприятия и
учреждения.
Такими объектами являются нежилые помещения спортивных
комплексов, общеобразовательных школ и лечебных учреждений,
которые используются арендаторами неполный рабочий день и (или) с
длительными перерывами.
11.3. В почасовую аренду нежилые помещения передаются целевым
назначением.
Краткосрочный договор аренды заключается в установленной форме
с приложением графика использования помещения, согласованного с
основным пользователем.
11.4. Арендная плата за переданное в почасовую аренду помещение
устанавливается в договоре, исходя из фактического размера
передаваемого помещения, на основании действующих на момент
заключения договора ставок арендной платы, пересчитанных из
расчета на один час (почасовой арендной ставки).
|