ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ГЛАЗОВА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2003 г. N 211
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ "ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АДРЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И НАСЕЛЕНИЯ Г. ГЛАЗОВА" НА 2004 - 2005 ГГ.
В целях формирования принципиально новой информационной системы
для осуществления адресной социальной помощи населению города, в
соответствии с Уставом муниципального образования "Город Глазов"
Городская Дума города Глазова решает:
1. Утвердить прилагаемую Подпрограмму "Информационная система
адресного взаимодействия органов местного самоуправления и
населения г. Глазова" на 2004 - 2005 гг.
2. Предусмотреть финансирование Подпрограммы "Информационная
система адресного взаимодействия органов местного самоуправления и
населения г. Глазова" при утверждении бюджета города Глазова на
2004 год.
Председатель Городской Думы
города Глазова
А.Г.МИКРЮКОВ
Утверждена
решением
Городской Думы г. Глазова УР
от 27 ноября 2003 г. N 211
ПОДПРОГРАММА
"ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АДРЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
ГЛАЗОВА" НА 2004 - 2005 ГГ. ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ИНФОРМАТИКИ КАК ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА Г. ГЛАЗОВА
НА 2003 - 2007 ГГ."
Паспорт Программы
----T-----------------T------------------------------------------¬
¦1.1¦ Регистрационный ¦ ¦
¦ ¦номер Программы: ¦ ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.2¦Полное ¦Подпрограмма к Городской целевой программе¦
¦ ¦наименование ¦"Развитие информатики как отрасли ¦
¦ ¦Программы: ¦городского хозяйства на 2003 - 2007 годы" ¦
¦ ¦ ¦"Информационная система адресного ¦
¦ ¦ ¦взаимодействия органов местного ¦
¦ ¦ ¦самоуправления и населения г. Глазова" ¦
¦ ¦ ¦на 2004 - 2005 гг. ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.3¦Условное ¦ИС АСП ¦
¦ ¦(краткое) ¦ ¦
¦ ¦название: ¦ ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.4¦Цель Программы: ¦Формирование информационной системы для ¦
¦ ¦ ¦осуществления адресной социальной помощи, ¦
¦ ¦ ¦позволяющей усовершенствовать механизм ¦
¦ ¦ ¦адресной социальной помощи населению, ¦
¦ ¦ ¦повысить эффективность взаимодействия ¦
¦ ¦ ¦между структурными подразделениями ¦
¦ ¦ ¦Администрации города при предоставлении ¦
¦ ¦ ¦льгот и социальных услуг, обеспечить ¦
¦ ¦ ¦индивидуальный подход к каждому жителю, ¦
¦ ¦ ¦оптимизировать использование финансовых ¦
¦ ¦ ¦средств и контроль за их расходованием ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.5¦Муниципальный ¦Администрация города Глазова ¦
¦ ¦заказчик ¦Россия, УР, г. Глазов, ул. Динамо, 6 ¦
¦ ¦Программы: ¦ ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.6¦Руководитель ¦Отдел информатизации г. Глазова ¦
¦ ¦Программы: ¦Россия, УР, г. Глазов, ул. Динамо, 6 ¦
¦ ¦ ¦Начальник отдела Кузнецов Георгий ¦
¦ ¦ ¦Станиславович ¦
¦ ¦ ¦Тел. (341-41) 4-55-28 ¦
¦ ¦ ¦e-mail: kyznecovgs@adm.glazov.udm.net ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.7¦Головной ¦Отдел информатизации г. Глазова ¦
¦ ¦разработчик: ¦Россия, УР, г. Глазов, ул. Динамо, 6 ¦
¦ ¦ ¦Начальник отдела Кузнецов Георгий ¦
¦ ¦ ¦Станиславович ¦
¦ ¦ ¦Тел. (341-41) 4-55-28 ¦
¦ ¦ ¦e-mail: kyznecovgs@adm.glazov.udm.net ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.8¦Сроки реализации ¦2004 - 2005 годы ¦
¦ ¦Программы: ¦ ¦
+---+-----------------+------------------------------------------+
¦1.9¦Финансирование ¦Бюджет г. Глазова ¦
¦ ¦Программы: ¦ ¦
L---+-----------------+-------------------------------------------
Резюме
Содержание Программы - формирование принципиально новой
информационной системы для осуществления адресной социальной
помощи населению, позволяющей повысить эффективность
взаимодействия между организациями при предоставлении льгот и
социальных услуг, оптимизация и контроль за расходованием
финасовых ресурсов. Программа рассчитана на два года, сметная
стоимость - 2824 тыс. руб.
Введение
Виды социальной поддержки населения, осуществляющиеся в РФ,
разнообразны. Это льготы, услуги и социальная помощь в виде
денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и др.
выплаты) и натуральной помощи (продукты питания, топливо, одежда,
обувь, медикаменты и др. виды).
Получателями различных видов социальной поддержки в
соответствии с нормативными актами являются семьи и граждане
различных категорий. Источниками финансирования социальной
поддержки являются: федеральный, региональные, местные бюджеты и
внебюджетные фонды.
Технологии предоставления социальной поддержки населению
разнообразны, оказывается она различными организациями, схемы
движения финансовых средств по компенсации затрат организациям, их
предоставляющим, различны в разных регионах. Без внедрения
информационных технологий решить эти вопросы невозможно.
В предлагаемой Программе изложены основные принципы построения
и развития информационной системы "Адресная социальная помощь".
Информационная система должна быть ориентирована на работу
органов и учреждений социальной защиты населения, поставщиков
услуг для населения и органов местного самоуправления.
Она нацелена на обеспечение специалистов и руководителей
информационной технологией, решающей следующие вопросы:
создание механизмов эффективного распределения ограниченных
бюджетных средств;
определение приоритетов в социальной политике города;
прогнозирование ресурсов в натуральном и денежном выражении для
оказания социальной помощи;
анализ социально-демографической и социально-экономической
ситуации в городе;
обеспечение учета финансов по направлениям финансирования;
подготовка различных документов для оказания адресной
социальной помощи;
получение необходимых форм отчетности;
создание имитационных моделей для принятия решений как об
оптимальном распределении ресурсов в условиях ограниченных
финансовых средств, так и при подготовке решений по изменению и
дополнению существующего законодательства.
Постановка проблемы
Информационные технологии для ведения баз данных льготного
финансирования активно внедряются во всех предприятиях,
оказывающих услуги населению. В настоящем разделе мы рассмотрим
информационные системы управления социальной защиты.
2.1. Описание системы, которая используется в управлении
социальной защиты
В систему входит шесть программных комплексов:
- прием граждан и адресная социальная помощь;
- назначение и выплата социальных пособий по нуждаемости;
- прогнозирование ресурсов для социального обслуживания
населения;
- анализ результатов социального обслуживания населения;
- формирование социально-демографического портрета города;
- предоставление социальных услуг.
В своей работе система использует единый информационный банк
данных, в который поступает информация из всех комплексов системы.
За единицу учета в системе принята семья (домохозяйство), т.е.
совместно проживающие и совместно ведущие домашнее хозяйство
граждане. Одинокий или одиноко проживающий гражданин также
представляет семью из одного человека.
В системе хранятся данные о гражданах, имеющих право в
соответствии с законодательством на государственную социальную
помощь, о гражданах, которым оказываются социальные услуги, в том
числе и на дому, о гражданах, имеющих право на льготы, и др.
категориях граждан. Это малоимущие семьи и малоимущие одиноко
проживающие граждане, нетрудоспособные граждане и инвалиды,
многодетные, неполные, опекунские семьи, семьи с детьми-
инвалидами, граждане, попавшие в экстремальную ситуацию, и пр.
Эффективность адресной помощи в системе достигается за счет
гибкого использования целого спектра индивидуальных характеристик
граждан, их доходов, характеристик материально-бытовых условий
проживания семьи, прав граждан на льготы и других факторов.
Система позволяет учесть социально-демографическую и социально-
экономическую ситуацию города, национальные традиции, нуждаемость
населения в конкретных видах льгот, социальной помощи и услуг и
другие факторы. Настройка системы на местные нормативные акты
осуществляется за счет формирования и ведения общесистемных
справочников. Эти справочники позволяют обеспечить:
- агрегацию данных на любом уровне управления;
- общий подход к организации баз данных на всех уровнях
управления;
- организацию единой отчетности;
- настройку системы, позволяющую учесть специфику города.
При разработке справочников системы использован метод
построения древовидных структур. В программной системе
используются следующие общесистемные справочники:
- категорий социально-демографических типов семей;
- признаков учета граждан и семей;
- потребностей (заявок) граждан (семей) в видах социальных
льгот, помощи и услугах;
- видов помощи и услуг;
- льгот, предоставляемых льготным группам населения в
соответствии с законодательством;
- источников финансирования;
- видов нормативных документов;
- видов заболеваний.
В системе осуществляется настройка на множество
автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов,
выполняющих различные функциональные обязанности. АРМ
взаимосвязаны между собой, позволяют работать в сетевом режиме и
работать с общим "банком данных".
Особое место в системе занимает поиск информации по запросам,
который осуществляется по всем показателям базы данных. Имеется
возможность объединять между собой результаты запросов по
различным условиям. Имеется механизм сохранения параметров и
условий поиска по запросам. С использованием этого механизма и
генератора отчетов пользователь может сам, без помощи специалистов
по разработке программного обеспечения, получать необходимые
выходные документы.
Система имеет дружественный интерфейс, обеспечивающий работу с
банком данных на языке пользователя. Инструкции по правильной
эксплуатации системы и обработке сбойных и аварийных ситуаций
выполняются в виде сообщений, подсказок на экране дисплея.
Формирование и ведение баз данных осуществляется на рабочем
месте пользователя, работающего с населением.
Система обеспечивает возможность работы различных
пользователей, имеющих разные уровни доступа к ресурсам системы:
- администратор системы. В его функциональные обязанности при
пользовании системой входят: настройка системы на рабочие места
пользователей, первичное формирование справочной базы и введение
изменений в общесистемные справочники, предназначенные для
агрегации выходных данных, удаление записей из справочной базы,
получение обобщенных данных в городском органе социальной защиты
по требованию руководителя и пр.;
- специалисты Управления социальной защиты. В их функциональные
обязанности входят: ввод и отслеживание информации в базах данных,
получение различных выходных документов;
- руководство Управления социальной защиты. В его
функциональные обязанности при пользовании системой входит
просмотр выходных документов для принятия решений.
Настройка системы, пароли доступа, пути доступа к программному
обеспечению, базам данных, справочной информации, рабочей и
архивной информации, настройка на рабочие места пользователей
выполняются администратором системы после запуска системы через
командный файл и указания пароля для настройки программного
комплекса. Более подробно "настройка системы" описана в документе
"Руководство администратора программного комплекса", прилагаемом к
комплекту документов системы.
При работе пользователя в списке "автоматизированных рабочих
мест" выбирается рабочее место, соответствующее функциональным
обязанностям специалиста, затем из списка "пользователей"
выбирается фамилия пользователя и указывается его личный пароль,
который для него назначается администратором системы.
2.1.1. Основные АРМ системы
Комплект поставки системы содержит наиболее часто встречающийся
набор автоматизированных рабочих мест (АРМ):
- для администратора системы;
- для специалистов отделений проведения приема граждан, учета,
анализа и прогнозирования;
- для специалистов, проводящих обследование материально-бытовых
условий проживания семей;
- для специалистов социально-экономических отделений и
отделений срочной социальной помощи, занимающихся оказанием
материальной помощи (натуральные виды социальной помощи, денежные
выплаты);
- для специалистов, занимающихся приемом заявлений, начислением
социальных пособий по нуждаемости и организации их выплат;
- для специалистов территориальных центров (комплексные центры,
центры социальной помощи семье и детям, центры социальной помощи
нетрудоспособным гражданам, центры психолого-педагогической
помощи, центры медико-социальной помощи и пр.);
- для специалистов, занимающихся учетом льготных групп
населения и учетом предоставленных им льгот, начислением и
выплатой компенсаций;
- для специалистов, занимающихся учетом граждан, претендующих
на присвоение звания "Ветеран труда";
- для специалистов, занимающихся приемом и учетом заявлений,
обращений граждан в органы социальной защиты;
- для специалистов отделений социальной помощи на дому, которые
оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста и
инвалидам;
- для юрисконсульта, который осуществляет ведение
законодательной базы на основе федерального и регионального
законодательства;
- для специалистов и руководителей местных, региональных
органов социальной защиты и специалистов Министерства труда,
которые занимаются подготовкой отчетов, анализом и
прогнозированием.
Все рабочие места взаимосвязаны между собой и позволяют
работать как в локальном, так и в сетевом режиме с общим "банком
данных". "Настройка системы" включает следующие функции:
- формирование адреса организации и служебной информации;
- формирование списка путей доступа к каталогам с информацией
системы;
- формирование списка пользователей системы;
- формирование списка автоматизированных рабочих мест.
При создании нового автоматизированного рабочего места
администратор включает его в "Список автоматизированных рабочих
мест". Затем в системе предлагается набор функций и задач,
соответствующих функциональным обязанностям или прикладным
проблемам, которые можно использовать при организации нового
рабочего места.
При формировании списка пользователей можно вводить фамилии
пользователей, удалять из списка, изменять Ф.И.О. пользователя,
вводить пароль доступа к автоматизированному рабочему месту и
признак доступа к данным (полный доступ или ограниченный доступ).
2.1.2. Информационное обеспечение системы
Информационное обеспечение системы состоит из баз данных,
содержащих сведения об отдельных гражданах, стоящих на учете, их
семьях, об их обращениях в органы социальной защиты, результатах
обследований, льготах, установленных законодательством. Кроме
того, в состав информационного обеспечения входят справочники,
которые можно разделить на три группы:
- общесистемные;
- локальные;
- технологические.
Общесистемные справочники составляют методологическую основу
системы. Они едины для всех уровней управления. Именно эти
справочники обеспечивают совместимость обработки информации на
всех четырех уровнях системы (учреждения социальной защиты,
городские органы социальной защиты, региональные органы социальной
защиты и федеральный центр).
Общесистемные справочники осуществляют настройку программной
системы на особенности каждого региона, позволяют учесть
региональные социальные программы, региональные и местные
законодательные акты и методические рекомендации.
Локальные справочники содержат настройку на особенности
конкретного города (территориального центра). Они содержат
названия населенных пунктов, улиц, узлов связи, отделений
Сбербанка и т.д.;
Третью группу справочников составляют технологические
справочники. Технологическими они названы условно, чтобы выделить
их в отдельную группу. Они предназначены для настройки системы.
В качестве входной информации в системе используются:
- личные заявления и устные обращения граждан в службы
социальной защиты;
- первичные сведения о социально незащищенных слоях населения
территории (города), полученные специалистами городских органов
социальной защиты из различных источников;
- акты обследований материально-бытовых условий проживания
незащищенных слоев населения города;
- база данных "Карточки учета" семей или одиноко проживающих
граждан;
- база данных "Карточки обращений граждан", которые формируются
для каждого обращения граждан при личном обращении;
- база данных "Карточки результатов обследований", которые
формируются в функциональной задаче "Планирование проведения
обследований материально-бытовых условий проживания граждан" или
из задачи "Сведения о гражданах, состоящих на учете" (в "Приеме
граждан");
- база данных "Карточки учета обслуживания на дому", которые
формируются в АРМ "Предоставление социальных услуг" и в задаче
"Сведения о гражданах, состоящих на учете" (в "Приеме граждан");
- база данных "Сведения о посещениях граждан (протокол
посещений)", которые формируются в режиме "Прием граждан" при
нажатии функциональной клавиши "Учет посещений";
- база данных "Сведения о гражданах из пенсионной базы данных",
которые формируются в виде промежуточной базы данных, полученной
из пакета по расчету и начислению пенсий, разработанного в "ЗАНАС"
г. Москва;
- база данных "Сведения о гражданах из базы данных детских
пособий", которые формируются в виде промежуточной базы данных,
полученной из пакета по начислению детских пособий, разработанного
в "ЗАНАС" г. Москва;
- база данных "Сведения из базы данных МСЭ", которые
формируются при объединении множества частей (в зависимости от
организации базы данных медико-социальной экспертизы)
промежуточной базы данных, полученной из программного комплекса
медико-социальной экспертизы разработанного в ЦИЭТИН г. Москва;
- база данных "Сведения о гражданах из архивной базы данных",
которая формируется за счет снятия с учета граждан и пересылки
этих сведений в архив.
Объемные характеристики входной информации, обрабатываемой в
системе:
- база данных "Карточка учета" на 1000 человек, состоящих на
учете, не превышает 1,5 Мбайта;
- база данных "Карточка обращений граждан" на 1000 обращений
граждан не превышает 400 Кбайт;
- база данных "Карточка результатов обследований" на 1000
проведенных обследований не превышает 250 Кбайт;
- база данных "Перечень льгот, установленных законодательством"
на 1000 записей не превышает 25 Кбайт;
- база данных "Сведения о посещениях граждан (протокол
посещений)" на 1000 зарегистрированных посещений не превышает 250
Кбайт;
- база данных справочной информации - 600 - 700 Кбайт.
Выходной информацией являются базы данных, результаты выборок и
агрегации из баз данных. В результате выполнения функциональных
задач в системе формируются более 500 различных справок, списков,
отчетов. Формируются выходные формы для просмотра на экране и для
вывода на печать.
Для понимания возможностей системы ниже приведен укрупненный
перечень показателей основных баз данных.
Карточка учета семьи содержит:
- учетные данные каждого члена семьи, в т.ч. Ф.И.О. каждого
члена семьи, дату рождения, трудовой стаж, паспортные данные,
место жительства, образование, профессию, место работы или учебы,
номер школьного или дошкольного учреждения;
- признаки совместного проживания и совместного ведения
хозяйства;
- признаки учета граждан и семьи в целом, индивидуальные, в
т.ч. и льготные категории;
- виды доходов (ежемесячных и за период расчета) каждого члена
семьи и их размер, итоговый доход каждого члена семьи за период
расчета, информацию о наличии справок о доходах;
- виды заболеваний и данные справок МСЭК, реабилитационные
мероприятия, рекомендуемые МСЭК;
- виды удостоверений, их номер и дата выдачи;
- потребности (виды заявок) в видах льгот, услуг и социальной
помощи гражданами или семьями в целом, в т.ч. вид заявки, дату
подачи заявки, срок действия заявки, дату удовлетворения заявки,
величину, основание (признак учета и нормативный документ),
причину отказа и дату отказа;
- виды полученной социальной помощи и услуг каждым членом
семьи, в т.ч. вид помощи, дату оказания, срок действия, дату
получения, величину помощи, сумму в рублях, кем получена, источник
финансирования, как будет получена помощь (по списку, через
отделения связи, через Сбербанк);
- предоставленные льготы гражданину или семье, в т.ч. вид
льготы, дату оказания, срок действия, дату получения, сумму в
рублях, кем получена, источник финансирования, основание (признак
учета и нормативный документ) и пр.;
- характеристику семьи, в т.ч. социально-демографическую
(основную) категорию учета семьи, количественный состав семьи,
общий и среднедушевой доход семьи, жилищные условия (вид жилья,
метраж общей и полезной площади, этаж, наличие лифта),
дополнительные виды дохода семьи, справку с места жительства;
- причину и дату снятия с учета члена семьи или всей семьи.
Карточка обращений (заявлений) граждан содержит: Ф.И.О.
обратившегося, место жительства, дату обращения, вид обращения,
направление обращения (проблему), краткое содержание обращения,
фамилию специалиста, принятое решение по обращению, дату контроля
выполнения этого обращения, дату выполнения обращения.
Карточка результатов обследования содержит: фамилию
специалиста, проводившего обследование, краткое описание
результатов обследования, принятое решение, дату проведения
обследования.
Карточка учета обслуживания на дому (или договор на
обслуживание) содержит: фамилию заведующего отделением социальной
помощи на дому и фамилию социального работника, вид и условия
оплаты (бесплатное обслуживание, обслуживание с частичной оплатой,
полная оплата), период обслуживания, среднедушевой доход и
прожиточный минимум, сумму к оплате по договору, текущие
ежемесячные начисления и учет оплаты по договору, перечень услуг.
Сведения о гражданах из пенсионной базы данных содержат: Ф.И.О.
пенсионера (или получателя) пенсии или пособия, его дату рождения,
адрес места жительства, номер пенсионного дела, номер паспорта,
трудовой стаж, дату назначения пенсии или пособия, вид пенсии или
пособия, размер, все виды надбавок и повышений к пенсии, группу
инвалидности, Ф.И.О. детей в случае, если пенсионером являются
дети, их дату рождения, номер свидетельства о рождении, Ф.И.О.
иждивенцев и их дату рождения, причины приостановки выплаты пенсии
и дату и др. Информация конвертируется в карточки учета.
Сведения о гражданах из базы данных детских пособий содержат:
Ф.И.О. получателя детского пособия, его дату рождения, адрес места
жительства, номер дела, номер паспорта, трудовой стаж, дату
назначения пособия, вид пособия, размер, все виды надбавок и
повышений к пенсии, группу инвалидности, Ф.И.О. детей, их дату
рождения, номер свидетельства о рождении, причины приостановки
выплаты пенсии и дату и др. Информация конвертируется в карточки
учета.
Сведения о гражданах, прошедших МСЭК, содержат: Ф.И.О.
гражданина, прошедшего МСЭК, дату рождения, адрес места
жительства, вид заболевания, дату установления инвалидности, дату
и номер справки, сведения о рекомендуемых реабилитационных
мероприятиях. Информация конвертируется в карточки учета.
Сведения о посещениях граждан содержат: Ф.И.О. гражданина,
сведения о дате посещения органа социальной защиты, вопрос, с
которым обращался посетитель, кто принимал посетителя, в какой
базе данных зарегистрирован посетитель.
Перечень льгот, установленных законодательством, имеет
следующие показатели: льготная категория (или льготный признак
учета), вид льготы, вид нормативного документа, определяющего
льготу, номер и дату принятия нормативного документа, комментарии
к льготному признаку учета, данной льготе и соответствующему
нормативному документу. В качестве комментариев к льготе может
быть использован текст закона или другого нормативного акта.
2.1.3. Техническое обеспечение системы
Система предназначена для работы в локальном варианте на
персональном компьютере, совместимом с IBM PC под управлением
операционной системы MS DOS v.6.2. Для обеспечения нормальной
работы требуется компьютер 386DX-40. Рекомендуемый объем
оперативной памяти - не менее 4 Мб.
Для работы программного комплекса в сетевом варианте
используется локальная вычислительная сеть типа ETHERNET с
выделенным файл-сервером NetWare 3.1X. Требуемое дисковое
пространство сервера определяется размером базы данных. Рабочая
станция в минимальной конфигурации должна быть на базе ПК 386DX-40
с 4 Мб оперативной памяти.
Для работы системы требуется свободное пространство на жестком
диске:
для установки системы - 5,2 Мбайта;
для баз данных - до 2,5 Мбайт на каждую тысячу человек, стоящих
на учете.
Для вывода документов требуется принтер, позволяющий печатать
на листах формата А3.
Техническое обеспечение управления социальной защиты
В управлении социальной защиты используется сегодня 27
компьютеров, из них 10 компьютеров класса Pentium II, 17
компьютеров класса IBM 486. Характеристики этих компьютеров
позволяют работать с системой "АСП-ТУЛА", печатное оборудование
также соответствует требованиям.
2.1.4. Поддержка и сопровождение системы
Важным элементом работоспособности программ является их
сопровождение. Сопровождение программ осуществляет непосредственно
организация-разработчик системы под руководством Министерства
социальной защиты УР.
В соответствии с договором между разработчиком АСУ и
Министерством труда и социального развития РФ не реже одного раза
в полугодие разработчик готовит новую версию системы и сдает ее в
фонд алгоритмов и программ. Кроме того, разработчик ежеквартально
осуществляет рассылку новых версий пользователям системы,
информирует регионы о сути внесенных изменений в систему.
Если у пользователей возникают какие-либо вопросы по работе
системы, то разработчик оказывает консультации по телефону,
отвечает на письма, использует модемную связь и электронную почту.
Все замечания и предложения регионов по развитию системы
тщательно рассматриваются и обобщаются разработчиком. Если они
носят общий характер, т.е. нужны и другим регионам, то система
соответственно дорабатывается и в нее вносятся необходимые
изменения.
При изменении федеральной законодательной базы в систему также
вносятся соответствующие изменения.
В исследовательском центре разработчика постоянно действует
учебный центр, где представители регионов могут получить
консультации по системе и пройти обучение. За 1996 - 2001 годы в
г. Туле прошли обучение представители 47 регионов РФ.
Данная программа оправдала свое назначение и создала задел для
дальнейшего развития информационной системы адресного
взаимодействия органов исполнительной власти и населения города
Глазова.
Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - создание информационной системы для
осуществления информационного обеспечения адресного взаимодействия
органов исполнительной власти и населения.
Основными задачами являются:
создание единого банка данных, содержащего информацию социально-
экономического и социально-демографического характера о
малообеспеченной части общества, потребностях граждан в социальной
поддержке, получаемой ими социальной помощи, услугах и льготах;
обеспечение единого информационного пространства для различных
подразделений городских (муниципальных) учреждений и органов
социальной защиты при оказании адресной социальной помощи;
сокращение избыточности и дублирования информации о контингенте
населения, состоящего на учете в учреждениях и органах социальной
защиты;
обеспечение информационной совместимости на разных уровнях
управления;
обеспечение защиты информации об объектах адресной социальной
помощи от несанкционированного доступа;
организация взаимодействия всех информационных подсистем внутри
системы и информационное взаимодействие с внешними системами.
Методы
Основу информационной системы адресного взаимодействия органов
исполнительной власти и населения города Глазова в социальной
сфере должен составлять Муниципальный реестр социальной защиты.
Данная информационная база формируется и корректируется
Управлением социальной защиты населения, ЗАГС, паспортно-визовой
службой, ЖКУ, органами здравоохранения, автотранспортными
предприятиями, аптеками, страховыми компаниями, налоговой
инспекцией и другими организациями, непосредственно работающими с
населением.
Для поддержки процессов данного взаимодействия должно быть
разработано специальное программное обеспечение. Использование
системы для моделирования процессов управления социальной сферой,
основными характеристиками которой являются открытость и гибкость,
позволит системе работать в условиях постоянно изменяющегося
окружения: изменения социально-экономического положения людей,
появления новых законов и нормативов и т.д.
Информационная система адресной социальной помощи должна
представлять совокупность подсистем, в рамках которых
обеспечивается поддержка функций, выполняемых различными
структурами органов местного самоуправления в части вопросов
оказания адресной социальной помощи, в том числе:
- обеспечение доступа к информации о населении, необходимой для
решения вопросов возможности и необходимости оказания социальной
помощи;
- обеспечение контроля деятельности системы адресной социальной
помощи;
- обеспечение функций, связанных с распределением
финансирования и контролем расходования средств системы адресной
социальной помощи;
- обеспечение защиты информации об объектах адресной социальной
помощи от несанкционированного доступа;
- организация взаимодействия всех информационных подсистем
внутри системы и информационное взаимодействие с внешними
системами.
Создание муниципального реестра социальной защиты
Для этого необходимо:
А) Создать рабочую группу для выработки рекомендаций по
дальнейшему проведению работ по созданию единой информационной
системы адресной социальной помощи жителям города на основе
Муниципального реестра социальной защиты (МРСЗ);
Б) Поручить рабочей группе разработать примерную структуру
Муниципального реестра социальной защиты;
В) Уточнить единый перечень сведений, которые предоставляют
предприятия города в Управление социальной защиты;
Г) Провести сверку сведений, которые имеются в Управлении
социальной защиты и предприятиях, оказывающих льготные услуги;
Д) Заключить договор на разработку информационной системы
Муниципальный реестр социальной защиты;
Е) Обеспечить доступ к информации о населении, необходимой для
решения вопросов возможности и необходимости оказания социальной
помощи;
Ж) Рабочей группе обеспечить условия, необходимые для контроля
деятельности системы адресной социальной помощи.
Создание Муниципального реестра социальной защиты на первом
этапе не требует перестройки инфраструктуры системы учета платежей
(см. рис. 1).
--------------------------------------------¬
¦ МРСЗ ¦
L-----T------------------------------T-------
\/ \/
-------------¬ -------------¬ ---------¬
¦ ¦<----------------+ Управление ¦<----------+ ¦
¦ ¦ Оплата льгот ¦ социальной ¦ Лимиты ¦ Бюджет ¦
¦ +---------------->¦ защиты +---------->¦ ¦
¦Предприятия,¦ Счета, списки, L------------- Заявка ¦ ¦
¦оказывающие ¦ акт сверки L---------
¦ услуги ¦ -------------¬
¦ населению ¦<----------------+ ¦
¦ ¦ Оплата с учетом ¦ ¦
¦ ¦ льгот ¦ Население ¦
¦ +---------------->¦ ¦
¦ ¦ Счета с учетом ¦ ¦
L------------- льгот L-------------
Система учета платежей (с учетом льготного
финансирования). Рис 1.
Финансирование по окончании
После внедрения и пусконаладочных работ, по окончании действия
Программы потребуется финансирование эксплуатации системы.
Бюджет
-------------------------------------------T---------------------¬
¦ Наименование ¦Сумма финансирования,¦
¦ ¦ тыс. руб. ¦
+------------------------------------------+----------T----------+
¦ ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Разработка программного обеспечения ¦ 364 ¦ 1230 ¦
¦(системное программное обеспечение, ¦ ¦ ¦
¦операционные системы, системное ¦ ¦ ¦
¦программное обеспечение защиты данных, ¦ ¦ ¦
¦организационные мероприятия, ¦ ¦ ¦
¦проектные работы, внедрение) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Техническое обеспечение (сервера-хранилища¦ 260 ¦ 720 ¦
¦данных, сервера баз данных, ¦ ¦ ¦
¦телекоммуникационного оборудования) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Подготовка кадров ¦ ¦ 100 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Командировочные и транспортные расходы ¦ 100 ¦ 50 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Итого ¦ 724 ¦ 2100 ¦
L------------------------------------------+----------+-----------
|