АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2004 г. N 1062
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ
И ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДСТВА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
В целях определения порядка организации, проведения и
реализации материалов ревизий и проверок и усиления контроля за
целевым и эффективным использованием бюджетных средств и
муниципального имущества учреждениями и организациями постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке проведения ревизий и проверок
в учреждениях и организациях, получающих средства местного бюджета
(прилагается).
2. Возложить на муниципальное контрольно-ревизионное управление
Администрации Завьяловского района функции координации и
организации проведения ревизий и проверок учреждений и
организаций, получающих средства местного бюджета.
3. Контроль за исполнением Положения о порядке проведении
ревизии и проверок в учреждениях и организациях, получающих
средства местного бюджета, возложить на начальника муниципального
контрольно-ревизионного управления Администрации Завьяловского
района Воронцова С.Н.
Глава Администрации района
Г.В.БАТАЛОВА
Утверждено
постановлением
Администрации
Завьяловского района УР
от 13 сентября 2004 г. N 1062
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДСТВА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1. Общие положения
В целях координации и организации работы по обеспечению
последующего контроля за целевым и эффективным использованием
бюджетных средств и муниципального имущества устанавливается
следующий порядок проведения и реализации материалов ревизий и
проверок, направленный на:
- надлежащее обеспечение поставленных перед муниципальным
контрольно-ревизионным управлением задач и усиление
ответственности за организацию и качество проведения ревизий и
проверок;
- систематизацию, упорядочение и обеспечение координации
действий при организации и проведении контрольной работы;
- совместное рассмотрение и решение организационных и
методических вопросов при осуществлении последующего контроля за
целевым и эффективным использованием бюджетных средств и
муниципального имущества:
- реализацию мер, принимаемых по фактам установленных замечаний
и нарушений бюджетного законодательства, законодательства о
бухгалтерском учете, нецелевого и неэффективного использования
муниципального имущества.
Последующий контроль осуществляется в форме проведения ревизий
и проверок ревизионной группой, утверждаемой Главой Администрации
Завьяловского района.
Координирует контрольно-ревизионную работу начальник
муниципального контрольно-ревизионного управления Администрации
Завьяловского района.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных
действий по документальной и фактической проверке законности и
обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых,
бухгалтерских и хозяйственных операций ревизуемым бюджетным
учреждением (организацией) (далее - организация), правильности их
отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности
действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными актами установлена ответственность за их
осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или
исследование состояния дел на определенном участке деятельности
проверяемой организации.
Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при
осуществлении организацией хозяйственных, бухгалтерских и
финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением
имущества и обязательствами, использованием материальных и
трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-
хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности учредительным
документам;
- исполнение сметы доходов и расходов;
- целевое и эффективное использование бюджетных средств и
муниципального имущества;
- законность и обоснованность образования внебюджетных средств,
а также целевое и эффективное их использование;
- соблюдение порядка распределения расходов между бюджетными и
внебюджетными средствами;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
бухгалтерского учета и составление отчетности;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическим лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
- проведение экономического анализа хозяйственной деятельности
и определение резервов для повышения уровня ведения хозяйственной
деятельности;
- определение источников образования потерь и
непроизводительных расходов с представлением заключения по их
предупреждению;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
2. Планирование ревизии (проверки)
В целях устранения параллелизма и дублирования в проведении
ревизий, обеспечения их комплексности и периодичности Управление
финансов, Управление социальной защиты населения, Управление
народного образования и Управление культуры Администрации района
ежегодно до 1 декабря текущего года представляют в муниципальное
контрольно-ревизионное управление информацию о планируемых
проверках на год с указанием учреждения и цели проверки.
Муниципальное контрольно-ревизионное управление с учетом
представленной информации формирует план работы на год,
согласовывает с Управлением финансов и до 10 декабря текущего года
представляет для утверждения Главе Администрации района.
В течение года план работы на год уточняется путем
периодического (ежеквартального) составления и утверждения планов
работ в установленном порядке.
Управление финансов на основании запросов муниципального
контрольно-ревизионного управления в течение 5 рабочих дней
представляет сведения об объеме финансирования по перечню
получателей бюджетных средств, подлежащих проверке.
3. Организация и проведение ревизии (проверки)
В соответствии с планом работ муниципальное контрольно-
ревизионное управление формирует проект распоряжения Главы
Администрации района на проведение ревизии и программу проверки
(ревизии) (далее - программа проверки), где указывается перечень
подлежащих проверке вопросов.
В распоряжении Главы Администрации района на проведение ревизии
указываются сроки проведения ревизии, ревизуемый период, состав и
руководитель ревизионной группы. Конкретные вопросы ревизии
определяются прилагаемой к распоряжению программой проверки, где
указываются ответственные за проверку исполнители. Программа
проверки является неотъемлемой частью распоряжения Главы
Администрации на проведение ревизии.
При составлении программы проверки следует учитывать ревизуемый
период, перечень объектов и вопросов, подлежащих проверке,
перечень основных законодательных и нормативных документов,
планируемых к использованию ревизором при проведении конкретной
проверки.
Программа проверки разрабатывается на проведение каждой ревизии
непосредственно руководителем муниципального контрольно-
ревизионного управления и является обязательной для качественного
исполнения в полном объеме.
Перед составлением программы проверки проверяющим необходимо
изучить законодательные и другие нормативные правовые акты,
финансовую, бухгалтерскую и статистическую отчетность, иные
имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную
деятельность подлежащей ревизии организации.
Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения
необходимых документов может быть изменена и дополнена в
установленном порядке.
При организации и проведении ревизии члены ревизионной группы
обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами
Удмуртской Республики и органов местного самоуправления.
Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю
ревизуемой организации распоряжение Главы Администрации района на
право проведения ревизии и программу проверки, представить
участвующих в ревизии работников, решить организационно-
технические вопросы проведения ревизии.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие
условия для проведения ревизии участниками ревизионной группы -
предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги транспорта
и т.п.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации
проводится путем:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных,
бухгалтерских и других документов в целях установления законности
и правильности произведенных операций, подлинности документов,
арифметической правильности содержащихся в них расчетов,
соответствия документов установленным формам;
- фактической проверки действенности совершения операций,
получения или выдачи указанных в документах денежных средств и
материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания
услуг;
- сопоставления бухгалтерских записей по учету с
оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными
отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими исходными
данными; сопоставления записей, документов и фактических данных по
одним операциям с записями, документами и фактическими данными по
связанным с ними другим операциям, например натуральных
показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и
материальных ценностей;
- проведения встречных проверок - сличения имеющихся в
ревизуемой организации записей, документов и данных с
соответствующими записями, документами и данными, находящимися в
тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные
средства, материальные ценности и документы; сличения копий
платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с
подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка,
выполнившем данное поручение.
При проведении ревизии централизованных бухгалтерий сельских
администраций подвергаются проверке финансово-хозяйственные
операции по всем учреждениям, обслуживаемым централизованными
бухгалтериями, все документы, связанные с операциями по кассе и
каждому счету, открытому в Управлении финансов и (или) кредитном
учреждении.
Документы подвергаются проверке с точки зрения законности
совершения операций, правильности их оформления (полнота
заполнения реквизитов, наличие соответствующих подписей и т.п.) и
правильности арифметических подсчетов.
Сличение имеющихся в централизованной бухгалтерии документов с
соответствующими документами, находящимися в тех организациях, от
которых получены материальные ценности или услуги и которым выданы
денежные средства или материальные ценности, осуществлять методом
встречной проверки.
В акте ревизии (справке проверки) ревизующие должны соблюдать
объективность и обоснованность, четкость, лаконичность,
доступность и системность изложения.
При составлении акта ревизии (справки проверки) проверяющий
должен соблюдать следующие обязательные требования:
- включать в материал проверки только конкретные всесторонне
проверенные, документально обоснованные и неопровержимые факты
выявленных нарушений, подтвержденных имеющимися в ревизуемых
организациях документами, результатами проведенных встречных
проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных
действий, объяснений должностных и материально-ответственных лиц,
незаконных действий с указанием виновных лиц и размера
материального ущерба;
- выявленные нарушения должны быть обязательно подтверждены
соответствующими законодательными и нормативными документами
(законами, указами, постановлениями, распоряжениями и т.д.).
В акте ревизии (справке проверки) не допускаются:
- включение различного рода предположений и фактов, не
подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из
материалов правоохранительных органов и ссылок на показания,
данные следственным органам;
- моральная, этическая оценка действий должностных лиц и
материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалификация
их поступков, намерений и целей.
Объем акта ревизии (справки проверки) размерами не
ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной
краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и
полных ответов на все вопросы программы проверки.
4. Оформление результатов ревизии
Члены ревизионной группы, ответственные за качественную
проверку вопросов, оформляют результаты ревизии в форме справки
проверки, подписывают ее и не позднее 5 рабочих дней после
окончания срока ревизии представляют для заключения руководителю
ревизионной группы. Руководитель ревизионной группы проверяет
полноту и качество проверки вопросов, указанных в программе
проверки, и в течение 1 рабочего дня на обратной стороне справки
проверки указывает краткое заключение.
В заключении указывается:
- согласие в принятии материалов проверки по причине
надлежащего и качественного проведения контрольного действия по
исследованию состояния дел по определенному вопросу (вопросам);
- несогласие в принятии материалов проверки по причине
неполного и (или) некачественного отражения в справке проверки
соответствующего вопроса.
В случае непринятия материалов проверки руководитель
ревизионной группы в заключении указывает мотивированные основания
о причине отказа с указанием вопросов, подлежащих (до)проверке, и
в течение 1 рабочего дня после получения материалов проверки
возвращает справку проверки исполнителю.
О причине отказа в принятии материалов проверки и необходимости
продления срока ревизии руководитель ревизионной группы в течение
1 рабочего дня уведомляет начальника муниципального контрольно-
ревизионного управления (далее - КРУ).
Начальник КРУ вправе увеличить срок проведения ревизии на срок,
не превышающий 5 рабочих дней, о чем в письменной форме
уведомляется руководитель ревизуемой организации.
После заключения о согласии в принятии справки проверки член
ревизионной группы в течение 2 рабочих дней подписывает справку
проверки в трех экземплярах с руководителем и главным бухгалтером
ревизуемой организации и не позднее 1 рабочего дня представляет 1
экземпляр справки проверки руководителю ревизионной группы. Второй
экземпляр остается у исполнителя, третий возвращается руководителю
и главному бухгалтеру ревизуемой организации под роспись в
получении с указанием даты получения.
В справках проверок членов ревизионной группы раздельно
указывается проверка каждого вопроса в строгом соответствии с
программой проверки.
В исключительных случаях невозможности проведения ревизии
специалистом организации, соответствующего структурного
подразделения или отраслевого управления руководители данных
органов не позднее 5 рабочих дней до окончания срока ревизии в
письменном виде уведомляют руководителя ревизионной группы с
указанием мотивированных причин отсутствия возможности проведения
ревизии. Руководитель ревизионной группы своевременно обеспечивает
проверку необходимых вопросов.
В случае непредставления уведомления, невыхода и непроведения
ревизии в установленные сроки на основании письменного обращения
руководителя ревизионной группы руководитель соответствующего
органа представляет в течение 2 рабочих дней после получения
обращения объяснительную.
В случае невозможности проведения ревизии вследствие отсутствия
или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации и
других причин руководителем ревизионной группы (исполнителем
ревизии) составляется соответствующий акт.
Руководитель ревизионной группы в течение 3 рабочих дней после
получения материалов проверок от всех членов ревизионной группы
формирует акт ревизии и в течение 1 рабочего дня подписывает в 2
экземплярах всеми членами ревизионной группы и представляет для
ознакомления и подписания руководителю и главному бухгалтеру
ревизуемой организации. Проверяющие подписывают акт ревизии
исключительно в той части соответствия изложенных сведений,
проверенных собственноручно.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой
организации по согласованию с руководителем ревизионной группы
может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для
ознакомления с актом ревизии и его подписания. После подписания
актов ревизии первый экземпляр акта ревизии остается в КРУ, второй
- в ревизуемой организации.
При наличии возражений или замечании по акту ревизии или
справке проверки подписывающие его руководитель и главный
бухгалтер ревизуемой организации делают об этом оговорку перед
своей подписью и одновременно представляют руководителю
ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые
приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой
частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до 3 рабочих дней обязан
проверить обоснованность изложенных возражений или замечании и
дать по ним письменные заключения, согласованные с начальником
КРУ. Письменные заключения направляются в ревизуемую организацию и
приобщаются к материалам ревизии.
В случае отказа руководителя и главного бухгалтера ревизуемой
организации подписать или получить акт ревизии (справку проверки)
руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об
их ознакомлении с актом и (или) отказе от подписи или получения
акта (справки проверки).
В этом случае акт ревизии (справка проверки) может быть
направлен ревизуемой организации по почте или иным способом,
свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта
(справки проверки), остающемуся на хранении в КРУ, прилагаются
документы, подтверждающие факт отправления или иного способа
передачи акта.
Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще
оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте
ревизии (документы, копии документов, справки проверки, объяснения
должностных и материально ответственных лиц, письменные возражения
и замечания и т.п.).
Материалы ревизии представляются для ознакомления начальнику
Управления финансов МФ УР в Завьяловском районе. В течение трех
рабочих дней начальник Управления финансов МФ УР в Завьяловском
районе подписывает акт ревизии и возвращает материалы ревизии в
КРУ.
Нарушение сроков представления сведений, изложенных в настоящем
разделе, приводит к срыву проведения ревизии.
5. Реализация результатов ревизии
В случае установления в ходе ревизии нарушений по результатам
проведенной ревизии проводится заседание постоянно действующей
ревизионной комиссии в составе, определяемом Главой Администрации
района. Руководителем ревизионной комиссии назначается начальник
муниципального контрольно-ревизионного управления.
На заседание в обязательном порядке приглашаются руководитель,
главный бухгалтер и в случае необходимости другие должностные лица
ревизуемой организации. На основании материалов ревизии на
заседании кратко оглашаются замечания и нарушения, установленные в
ходе ревизии, а также письменные замечания и возражения. После
чего выслушиваются объяснения и доводы от должностных лиц
организации по всем фактам, изложенным в акте ревизии. По итогам
обсуждения материалов ревизии ревизионной комиссией принимается
решение о включении сведений в проект распоряжения Главы
Администрации района по результатам проведенной ревизии. В проекте
распоряжения указываются нарушения, установленные в ходе
проведения ревизии, устанавливается срок для устранения нарушений,
содержится решение, принятое по результатам ревизии.
Члены ревизионной комиссии вправе принять решение о проведении
повторной проверки организации в целях установления полноты и
качества устранения замечаний и нарушений.
В установленном порядке материалы ревизии и проект распоряжения
представляются Главе Администрации района для подписания.
По результатам выполнения поставленных задач по обеспечению
проведения контрольной работы по истечении отчетного периода
(квартала) Глава Администрации района вправе принять решение о
премировании и (или) лишении премии сотрудников и руководителей
отраслевых управлений, указываемых в служебной записке,
представляемой начальником КРУ.
|