ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СТЕНОГРАММА
от 30 сентября 2004 года
ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ
ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА
- Налог на добавленную стоимость.
- Налог на прибыль.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
С 1 января 2005 года внесены следующие изменения в налоговое
законодательство по НДС: реализация домов, реализация жилых
помещений, долей в них, операции по передаче доли в праве на общее
имущество в многоквартирном доме при реализации квартир, а также
операции по реализации земельных участков и долей в них, - все эти
операции с 1 января 2005 года не будут облагаться налогом на
добавленную стоимость. То есть с 1 января операции по реализации
жилья застройщиками, операции на вторичном рынке жилья не будут
облагаться налогом на добавленную стоимость, так же как и
реализация земли и ее долей. Эти изменения были внесены в статьи
146 и 149 Налогового кодекса Федеральным законом N 109-ФЗ от 20
августа 2004 года.
С 1 января 2005 года реализация нефти в страны СНГ будет
признаваться экспортом. Если до 1 января 2005 года реализация
нефти в страны СНГ облагалась по ставке 18 процентов, то с 1
января 2005 года реализация нефти в страны СНГ будет признаваться
экспортом. Эти изменения внесены во вторую часть Налогового
кодекса Законом N 102-ФЗ от 18 августа 2004 года.
С 1 января 2004 года уже знаем об изменении ставки налога с 20%
на 18%, о внесении изменений в постановление N 914 по составлению
счетов-фактур, изменении бланка счета-фактуры.
Глава 21 Налогового кодекса действует уже 3 года, и многие
статьи прописаны в ней неоднозначно, все трактуют их по-разному,
поэтому возникает много споров.
Услуги вневедомственной охраны не облагаются налогом на
добавленную стоимость на основании постановления Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2002
года.
Очень много вопросов возникает по налогообложению штрафных
санкций - включать их в облагаемый оборот или не включать. В
статье 162 Кодекса указано: облагаются налогом на добавленную
стоимость полученные за реализованные товары, работы и услуги в
виде финансовой помощи и т.д. либо иначе связанные с реализацией
товаров, работ и услуг". Если вы получаете штрафные санкции за
ненадлежащее исполнение договоров, то облагаем их согласно статье
162, пункт 1, подпункт 2, как доход, иначе связанный с реализацией
товаров (работ, услуг). Данная позиция была подтверждена решением
Верховного Суда еще в 1999 году от 24 февраля 1999 года N ГКПИ 98-
808, то есть еще тогда Суд подтвердил, что все эти санкции
включаются в налогооблагаемый оборот. Если Вы получили штраф за
неисполнение договора и если это не договор поставки товаров,
оказания услуг, выполнения работ, то в данном случае такая
операция не облагается налогом на добавленную стоимость.
Очень много было спорных вопросов по принятию к вычетам НДС в
случае расчетов с поставщиками заемными денежными средствами, но
Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2004 года N 169-О
поставило все точки над i не в пользу налогоплательщиков. Это
Определение опубликовано в официальном приложении к журналу
"Официальные документы" N 27 2004 года. Все законы, согласно
статье 6 Федерального конституционного закона, решение
Конституционного Суда обязательно на всей территории Российской
Федерации для представительных, исполнительных и судебных органов
власти. Конституционный Суд по-новому взглянул на п. 2 ст. 171
Налогового кодекса в той его части, где говорится о суммах НДС,
уплаченных налогоплательщиком поставщику. И новый подход
разительно отличается от прежнего. На этот раз Суд весьма подробно
расписал, какие платежи можно понимать под "суммами, уплаченными
налогоплательщиком", а какие нельзя. Реальными и, следовательно,
фактически уплаченными должны признаваться только те суммы налога,
которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного
имущества или собственных денежных средств. При этом передача
собственного имущества (в том числе имущественных прав и ценных
бумаг, включая векселя) приобретает характер реальных затрат
только в двух случаях. Первый - если передаваемое имущество ранее
было получено налогоплательщиком по возмездной сделке и на момент
принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено. Если же
имущество оплачено не полностью, то к вычету можно принять сумму
налога лишь в той доле, в какой налогоплательщиком оплачено
переданное имущество.
Второй случай реальности затрат, выведенный Судом,
подразумевает, что деньги (иное имущество), которыми оплачен
налог, получены в счет оплаты реализованных товаров, выполненных
работ, оказанных услуг. Однако на выведении общего правила
Конституционный Суд не остановился. Он дал свое видение
"фактически уплаченных сумм налога" в конкретных ситуациях: при
оплате заемными средствами; при оплате за счет безвозмездно
полученного имущества; при зачете встречных требований. И во всех
этих случаях выводы сделаны не в пользу налогоплательщиков.
В Определении N 169-О прямо указано, что по таким поставкам
принять НДС к вычету можно только после возврата суммы займа.
Только в этом случае передача имущества в счет оплаты НДС,
"сидящего" в цене продукции, начинает отвечать такому признаку,
позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, как
реальность затрат.
Передача поставщику в оплату за приобретенные товары (работы,
услуги) имущества (денежных средств), ранее полученного
безвозмездно. Такая ситуация, согласно Определению N 169-О, вообще
не порождает у налогоплательщика права на налоговый вычет.
Такая форма оплаты, как посчитал Суд, не отвечает требованию о
необходимости реальных затрат налогоплательщика на оплату
начисленных поставщиком сумм налога. Ведь налогоплательщик ни
копейки не истратил для приобретения имущества, которым он оплатил
продукцию.
На практике такой подход означает, что про вычет входного НДС
можно забыть, если товары (работы, услуги) оплачены средствами,
полученными в качестве бюджетного финансирования. Не будет вычета
и если, например, расплатиться с поставщиком деньгами, полученными
от материнской (или, наоборот, дочерней) компании.
Точно такой же подход действует и при проведении зачета
встречных требований. Так, уступка права требования, не
оплаченного налогоплательщиком предыдущему кредитору, не означает,
что начисленные поставщиком суммы налога фактически оплачены. По
мнению Суда, такой зачет не имеет в своем основании реальных
затрат налогоплательщика на оплату налога.
Право на вычет появится только при выполнении
налогоплательщиком такого обязательного условия, как оплата
предыдущему кредитору полученного от него права требования.
Вопрос о толковании понятия "фактически уплаченные суммы
налога" уже был предметом рассмотрения Конституционным Судом и
получил отражение в постановлении от 20.02.2001 N 3-П.
Подход Конституционного Суда можно распространить и на случаи
оплаты товаров (работ, услуг) подотчетным лицом. Получается, что в
такой ситуации право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщику,
возникает только с момента погашения задолженности
налогоплательщика перед подотчетным лицом. Ведь именно в этот
момент организация понесла реальные затраты.
В апреле вышло это Определение, и применяться оно должно с
апреля, но суды начинают распространять это постановление и на
предыдущие годы. Еще раз повторюсь, что Суд подчеркнул также, что
под фактически уплаченными суммами налога на добавленную стоимость
подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты,
следовательно, фактически уплаченными суммами налога должны
признаваться суммы налога, которые уплачиваются налогоплательщиком
за счет собственного имущества или за счет собственных денежных
средств, при этом передача имущества, в том числе ценных бумаг,
включая векселя, и имущественных прав приобретает характер
реальных затрат на оплату начисленных сумм налога только в том
случае, если передаваемое имущество ранее было получено
налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия
к вычету сумм налога полностью им оплачено либо в счет оплаты
реализованных проданных товаров. То есть эти фактически уплаченные
суммы подразумевают то, что вы должны фактически понести затраты,
как указано выше.
...НДС к вычетам. В первую очередь это зависит от того, каким
видом векселя Вы рассчитываетесь. Если произведен расчет за
приобретенные товары простым векселем, то НДС к вычетам примите
после его погашения. Если Вы будете погашать его частями, то по
мере погашения НДС ставится к вычетам. По собственным векселям до
этого момента не возникало вопросов. Если рассчитываемся за
приобретенный товар векселем третьего лица, то надо смотреть,
каким образом он был приобретен. То есть должны быть фактические
затраты по приобретению векселя третьего лица. Это подтвердило
Определение Конституционного Суда N 169-О.
Спорной ситуацией также явилось принятие НДС к вычету при
отсутствии объекта налогообложения по НДС. В пункте 1 статьи 171
Налогового кодекса говорится, что налогоплательщик имеет право
уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со
статьей 166 Налогового кодекса, на установленные настоящей статьей
налоговые вычеты. Если у вашего предприятия в определенном
налоговом периоде отсутствует сумма налога, исчисленная в
соответствии со ст. 166 Кодекса, то и в данный налоговый период
НДС к вычетам вы не сможете предъявить. То есть вычеты применяем
только после того, как произойдет начисление НДС. Исходя из статьи
171, вы не можете представить НДС к вычету в данном налоговом
периоде, пока у вас не возникнет объект налогообложения.
Выставленные счета-фактуры поставщиком в данном случае необходимо
регистрировать в журнале полученных счетов-фактур, а в книге
покупок их необходимо регистрировать, только когда возникнет
объект налогообложения, то есть книга покупок должна сходиться с
декларацией по НДС за определенный период.
Перейдем к статье 169 Кодекса - счета-фактуры. Счет-фактура
служит основанием для принятия к вычетам сумм НДС, уплаченных
поставщикам. Если счета-фактуры заполнены с нарушением требований
статьи 169 Кодекса, то к вычетам НДС по таким счетам-фактурам
налогоплательщик не примет. Теперь налоговые органы смотрят
внимательно на то, что в счете-фактуре все должно быть заполнено в
соответствии с требованиями Налогового кодекса. В этом году
внесены изменения в постановление Правительства РФ N 914
постановлением Правительства N 84 от 16 февраля этого года.
Изменения коснулись бланка счета-фактуры, строк 2б и 6б счета-
фактуры. Поэтому налогоплательщики обязаны выписывать счета-
фактуры на новых бланках с марта этого года, с момента вступления
в силу этого постановления. То есть, отправляя, например, своего
работника за приобретением товара, он должен знать, какой бланк
счета-фактуры должен выдать поставщик, какие реквизиты должны быть
заполнены в счете-фактуре, потому что если хоть что-то не
заполнено, то НДС к вычетам предприятие не примет. Счет-фактура
выписывается продавцом, и если вы хотите, чтобы вам привели в
порядок счет-фактуру, то необходимо, чтобы в него были внесены
изменения, как это предусматривает постановление N 914. Если
продавец допустил ошибку в оформлении счета-фактуры, то он должен
ее исправить и заверить в соответствии с тем, как заверяются
документы, то есть должны быть поставлены печать и подпись того
лица, которое его выдало. Налоговый кодекс не запрещает вручную
вносить изменения, но они должны быть заверены.
Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером
либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом
предприятия или иным распорядительным документом. Если на
предприятии только руководитель, а бухгалтера нет, то это должно
подтверждаться штатным расписанием, а счет-фактуру подписывает
только руководитель без бухгалтера. Постановлением N 84 внесено
также изменение о том, что должна быть обязательно расшифровка
подписи, кто этот счет-фактуру выдал. Бланки счетов-фактур могут
быть изготовлены как в типографии, так и распечатаны на принтере
самостоятельно, только должны они соответствовать утвержденной
постановлением N 914 форме.
В постановлении N 914 не указывается на обязательное начало
порядкового номера счета-фактуры с цифры 1, но они должны
выписываться по мере возрастания, быть по порядку, например 1/1 и
далее 1/2, и, естественно, по порядку должны быть даты. В счете-
фактуре должно быть полное или сокращенное наименование покупателя
и продавца, а также их адреса в соответствии с учредительными
документами. Постановление Суда Уральского округа от 25 сентября N
Ф09-180/03-АК: отсутствовал ИНН покупателя и поставщика, был
адрес, все заполнено, ИНН нет, - Суд говорит, что в силу пункта 5
статьи 169 неправильно оформленные счета-фактуры не могут являться
основанием для принятия предъявленных покупателем продавцу сумм
НДС к вычету. Иногда поставщики не заполняют строки "Наименование
и адреса грузоотправителя и грузополучателя", несмотря на то что
пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса отсутствие информации о
грузоотправителе и грузополучателе тоже является основанием для
отказа принятия НДС к вычетам. Постановлением Арбитражного суда
Центрального округа от 12 июля 2003 года было также отказано в
представлении НДС на вычет из-за того, что счета-фактуры не
содержали информацию о грузоотправителе. Если продавец и
грузоотправитель - одно и то же лицо, то можно ставить "он же",
как сказано в постановлении N 914. Что касается грузополучателя,
не важно, что одно и то же лицо покупатель и грузополучатель, в
счете-фактуре должны быть заполнены реквизиты о грузополучателе и
покупателе, в графе грузополучатель ставить "он же" нельзя.
При заполнении счета-фактуры по услугам может не заполняться
строка "Единица измерения". В 914 постановлении говорится, что
можно не заполнять единицу измерения, потому что услуга не
измеряется ни в каких единицах измерения, - ни в тоннах, ни в
килограммах. Подпункт 4 пункта 5 статьи 169 Кодекса обязывает
заполнять строку "Номер платежно-расчетного документа". То есть
заполняется строка 5 счета-фактуры в случае, если расчет
произведен или авансом, или в день выписки счета-фактуры и вы
знаете, каким образом с вами рассчитались по этому счету-фактуре.
В настоящее время, после выхода Закона N 54-ФЗ, все
налогоплательщики должны отбивать контрольно-кассовые чеки при
реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет. То есть если
произошел расчет наличными денежными средствами, то в строке 5
счета-фактуры указывается номер контрольно-кассового чека.
"Наименование поставляемых товаров" - этот реквизит должен быть
обязательно заполнен у всех, то есть необходимо указать, какой
товар, работу или услугу предоставили, независимо, это обязательно
к заполнению, даже если товаров очень много, все они должны быть
указаны, и все единицы измерения на каждый товар должны быть
указаны, а также цена за единицу, общее количество.
Также происходит ошибка следующего характера: в грузовой
таможенной декларации одно наименование товара, в счете-фактуре -
другое, - такого тоже не должно быть, наименование товара должно
быть одинаковым. "Единица измерения и количество поставляемых
(отгруженных) товаров" - эта строка счета-фактуры не заполняется,
если невозможно заполнить, оказаны услуги выполнены работы. "Цена
за единицу измерения" - указывается при возможности ее указания; в
счете-фактуре указывается цена за единицу измерения по договору.
Если применяются государственно регулируемые цены, включающие в
себя НДС, то указывается цена за единицу измерения вместе с НДС,
например электрическая и тепловая энергия (это регулируемая цена).
"Страна происхождения товара" и "Номер грузовой таможенной
декларации" - эти реквизиты заполняются в том случае, если эта
страна происхождения товара не Россия. Если страна происхождения -
Россия, то заполнять данную графу не надо. Если страна
происхождения не Россия и товар импортирован, то в этой графе
ставится страна происхождения, а в графе "Номер грузовой
таможенной декларации" ставится номер ГТД. При этом данные графы
заполняются при всех последующих перепродажах товара. Закон 57-ФЗ
от 29 мая 2002 года, который вступил в силу с 1 июля 2002 года,
указал, что наличие печати на счетах-фактурах необязательно. То
есть там может быть печать, а может и не быть. Подписи на счете-
фактуре, как уже сказано выше, должны присутствовать руководителя
предприятия и бухгалтера; если не подписывает бухгалтер и
руководитель, то на предприятии должен быть обязательно издан
приказ на уполномоченное лицо, которое может подписывать счет-
фактуру. Сейчас пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса не
требуют заполнения строк "Выдал" и "Подпись ответственного лица",
поэтому в новой форме счета-фактуры этих строк нет. Эти изменения
введены постановлением N 84, которое действует с марта 2004 года,
и теперь в счетах-фактурах нет строк "Выдал" и "Подпись
ответственного лица" от продавца.
Счет-фактура на аванс выписывается самостоятельно
налогоплательщиком, получившим аванс, и заносится в книгу продаж.
Все денежные средства, полученные даже в счет предстоящих поставок
товара, должны облагаться налогом на добавленную стоимость. И в
постановления были в связи с этим внесены изменения, и трактовка
соответственно следующая: если вы даже получили аванс в одном и
том же месяце и произвели отгрузку в этом же месяце, например 1
января вы получили аванс, а 3 января отгрузили товар, то 1 января
- это аванс. Поэтому при получении аванса выписывается счет-
фактура самостоятельно, при отгрузке товара за этим же номером
(как указано в постановлении N 914) регистрируется счет-фактура в
книге покупок.
В счете-фактуре не должно быть факсимиле, допускается только
"живая" подпись руководителя и бухгалтера (уполномоченного
представителя) и ее расшифровка. Налогоплательщики, которые на
упрощенной системе налогообложения или на едином налоге на
вмененный доход, счета-фактуры не должны выписывать. Если они
выписали счет-фактуру и выделили НДС, они должны будут заплатить
налог в бюджет. Плательщики налога, даже если они реализуют
льготируемый товар, при реализации, например, медицинских товаров,
которые не облагаются налогом на добавленную стоимость, должны
выписать счет-фактуру и указать там стоимость без НДС.
Неплательщики налога, которые находятся на специальных режимах
налогообложения, они счет-фактуру не должны выписывать, и
требовать от них счета-фактуры не надо. Счет-фактура - это регистр
учета исчисления налога на добавленную стоимость.
Ситуация по основным средствам. Внесены уточнения в
постановление N 914 о том, что НДС по основным средствам
принимается к вычетам только после полной оплаты основного
средства. Если вы частично расплачиваетесь за основное средство,
счет-фактура у вас есть на руках, но он лежит в журнале полученных
счетов-фактур, пока полностью стоимость этого средства не будет
оплачена. По основным средствам вычеты НДС сумм налога
производятся в полном объеме, то есть пока не выплачена вся
стоимость основного средства, нельзя зарегистрировать в книге
покупок счет-фактуру и НДС нельзя принять к вычетам. Такая
трактовка ст. 172 Кодекса была с его выхода, то есть с 2001 года.
С выходом Закона N 54-ФЗ, где говорится об обязательной выдаче
кассового чека при наличных расчетах, независимо от того, с кем вы
рассчитываетесь, с юридическим лицом, или с физическим лицом, или
частным предпринимателем. Если есть приходный счет-фактура и
приходный ордер - тоже ни в коем случае НДС к вычетам не
принимается. Обязательно наличие контрольно-кассового чека с
выделенной отдельной строкой суммой налога и наличием счета-
фактуры. Если есть кассовый чек с выделенной суммой налога, а
счета-фактуры нет, то НДС к вычетам вы не примете. На контрольно-
кассовом чеке ничего нельзя дописывать после того, как он отбит
контрольно-кассовой машиной, никаких изменений в него вносить
нельзя, не так, как в счет-фактуру, внесение изменений не
предусмотрено законодательством. По командировочным расходам, в
частности услугам гостиниц, внесены изменения в Методические
рекомендации по гл. 21 Кодекса, т.е. если раньше можно было
принять НДС к вычету на основании только счета-фактуры, то в
настоящее время НДС можно принять к вычетам на основании бланков
строгой отчетности, но с выделенной отдельной в них строкой суммой
налога. Бланки строгой отчетности - это формы 3 и 3-Г - форма их
должна быть обязательно типографская. По железнодорожным (авиа-)
билетам принимаем НДС к вычетам - тоже только при наличии
выделенной строкой суммы налога в билете.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
За последние 9 месяцев внесены небольшие изменения в декларацию
по налогу на прибыль, и при сдаче декларации за 9 месяцев
необходимо учесть эти изменения. Они должны были быть учтены и при
подаче декларации за полугодие, но те, кто не учел за полугодие,
должны учесть эти изменения в декларации за 9 месяцев. В основном
изменения касаются тех организаций, которые занимаются еще
выпуском и реализацией сельскохозяйственной продукции и не
применяют единого сельскохозяйственного налога, они должны по
деятельности по изготовлению и реализации сельскохозяйственной
продукции составлять отдельную декларацию по налогу на прибыль. То
есть у них должно быть две декларации: одна декларация по
сельскохозяйственной деятельности, а другая - по прочим видам
деятельности. Там есть специальные квадратики, где необходимо
указывать, что эта декларация именно по сельскохозяйственной
деятельности. Это касается изменения в заполнении декларации.
От налоговых органов поступает много жалоб, что
налогоплательщики неправильно заполняют декларацию по налогу на
прибыль. В начале года проводился специальный семинар по
правильному заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль.
Необходимо обращать особое внимание на правильность заполнения
декларации: какие строки должны заполняться, какие листы должны
заполняться, в каком объеме должна представляться налоговая
декларация, где, что и как должно заполняться. Все декларации на
сегодня вводятся в программу, и от того, как вы заполните
декларацию, будет зависеть, будут ли к вам предъявляться претензии
или не будут. Если вы неправильно заполнили декларацию, к вам
постоянно будут обращаться, вас постоянно будут отвлекать. Потому
что сразу при вводе обнаружатся расхождения. Это означает, что вам
предъявят какое-либо требование. Поэтому декларацию заполнять
необходимо правильно, там ничего сложного нет. Поднимите материалы
наших прошлых семинаров.
Об изменениях, которые с 2005 года вносятся в главу 25, уже
говорится во всех специализированных печатных изданиях. Изменений
там очень много, и согласно этим изменениям вы должны будете
менять свою учетную политику. В начале следующего года вы должны
принять новую учетную политику с учетом всех изменений. Некоторые
изменения в главе 25 что-то меняют, некоторые что-то уточняют.
Первое, что предусматривают эти изменения, это множество
технических поправок - где-то ранее была ссылка не на ту статью и
так далее. Практически каждая статья меняется, или внесена
техническая поправка, или вносится какое-то существенное
изменение.
Во-вторых, даются более точные формулировки, как, например, что
такое технологические потери (в существующей на сегодня редакции
главы 25 такого понятия не было, было понятие, что технологические
потери включаются в состав расходов, а что это такое - понятия не
было). Введено также такое понятие, как обращение ценных бумаг, -
такого понятия раньше тоже не было, все это было зафиксировано
только письмами Министерства, указаниями, методическими
рекомендациями и так далее - теперь это понятие вносится в главу
25. Более точные формулировки введены в статью 275.1.
Изменения, вносимые по расходам. Во-первых, это изменения,
касающиеся условий признания расходов. Это дополнения, которые
вносятся в статью 252, и касаются они документального
подтверждения расходов. Там есть 4 условия признания расходов и,
кроме того, написано, что расходы признаются в целях
налогообложения, если они документально подтверждены. На сегодня
расходы должны быть подтверждены, согласно статье 252, только
такими документами, которые оформлены в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Сегодня уже поступают от
налогоплательщиков вопросы, когда человек едет в командировку за
границу и он едет за каким-либо оборудованием, например, или еще
что-то ему надо перевезти, он несет какие-либо транспортные
расходы. Эти транспортные расходы, совершенные им в командировке,
он должен потом чем-то документально подтвердить. У каждой страны
свое законодательство, свои документы, свой порядок оформления
документов. Это урегулировано главой 25 не было, то есть если
такие расходы происходили, то согласно действующему сегодня
порядку не принимались, поскольку они не могли быть подтверждены
документами в соответствии с законодательством Российской
Федерации, они подтверждались каким-то другими документами. Этими
поправками в статью вносятся такие изменения, что если возникла
необходимость произвести какие-либо расходы за границей, то эти
расходы, затраты могут быть подтверждены документами, оформленными
в соответствии с законодательством иностранных государств. Но
только при условии, что с такими государствами заключено
соглашение об избежании двойного налогообложения. Если вы
отправляете сотрудника за границу в командировку, сразу
посмотрите, есть ли с этой страной соглашение об избежании
двойного налогообложения. Если есть, то значит, если ваш сотрудник
несет в той стране какие-то расходы, оформляет документы в
соответствии с законодательством той страны и вам представляет, то
такие расходы будут приниматься в целях налогообложения. Если
такого соглашения нет, то документы должны быть оформлены в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Если та
страна не будет так оформлять (в соответствии с нашим
законодательством), не будет подписывать такие первичные
документы, то эти расходы у вас приниматься не будут в целях
налогообложения.
Следующее изменение касается материальных расходов - это статья
254. Здесь вносится понятие технологические потери. Если сейчас в
состав материальных расходов включаются технологические потери при
производстве или транспортировке и не было сказано, что такое
технологические потери, не было такого определения, но на такие
вопросы налоговые органы давали ответ, что технологические потери
необходимо увязывать с отраслевыми особенностями, с особенностями
производства конкретного вида продукции, то сейчас такое понятие
будет вноситься в главу 25. В законопроекте дается понятие
технологических потерь, которые налогоплательщик будет определять
самостоятельно с учетом особенностей отраслей.
Технологическими потерями признаются потери при производстве и
(или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные
технологическими особенностями производственного цикла и процесса
транспортировки, а также физико-химическими характеристиками
применяемого сырья.
Раз говорится, что самостоятельно. С учетом особенностей,
значит, если у вас возникают какие-либо расходы в виде
технологических потерь при транспортировке или при производстве
продукции, значит, вы должны на сегодня поднять все свои
отраслевые особенности и учесть на следующий год в учетной
политике, как вы будете принимать технологические потери с учетом
отраслевых особенностей.
Следующие изменения касаются расходов на оплату труда. Нельзя
сказать, что здесь произошло какое-то кардинальное изменение,
просто не было учтено в действующей главе и его собираются учесть
в этих поправках. Дело в том, что на сегодня работники, которые
работают и учатся и взяли учебный отпуск, согласно Трудовому
кодексу им выплачивается зарплата за время нахождения этих
работников в учебном отпуске. Это было и до главы 25, и после ее
принятия, и такая зарплата включается в состав расходов на оплату
труда, когда работник находится в учебном отпуске. Но дело в том,
что работодатель имеет также право оплатить проезд к месту учебы и
обратно. Это раньше в Положении N 552 до выхода главы 25
предусматривалось включение в себестоимость, когда работодатель
оплачивает еще и проезд к месту учебы и обратно. В главе 25 этот
момент был упущен, то есть разрешено в состав расходов включать
только расходы на оплату труда работников, которые находятся в
учебных отпусках, проезд к месту учебы не включался. Этими
поправками просто была исправлена эта ошибка, и в состав расходов
на оплату труда собираются включить оплату проезда к месту учебы и
обратно.
По амортизируемому имуществу также есть изменения. В составе
расходов, не учитываемых в целях налогообложения по ст. 270,
наряду с расходами по приобретению и (или) созданию
амортизируемого имущества (подпункт 5) проектом предусматриваются
также расходы, осуществленные в случаях достройки, реконструкции,
модернизации, технического перевооружения.
Вопрос арендуемого имущества, когда происходят какие-либо
неотделимые улучшения в арендованные основные средства.
Арендодатель передает имущество, арендатор это имущество получает
и, для того чтобы более эффективно его использовать, производит
какие-либо неотделимые улучшения в это имущество, а арендодатель
отказывается их оплачивать и принимать или не отказывается, где и
как учитывать эти неотделимые улучшения с точки зрения
налогообложения, вопрос не был решен. В связи с этим в
соответствии с вносимыми изменениями в статью 256 состав
амортизируемого имущества дополнился капитальными вложениями в
арендованные объекты основных средств в виде неотделимых
улучшений, но при условии компенсации таких затрат арендодателем
арендатору и устанавливается порядок амортизации произведенных
расходов в ст. 258. Капитальные вложения в предоставленные в
аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений
амортизируются арендодателем в общеустановленном порядке. Таким
образом, если арендодатель компенсирует затраты на неотделимые
улучшения, то эти затраты у арендодателя признаются в составе
амортизируемого имущества и амортизируются в общем порядке через
определение амортизационной группы, установление конкретного срока
использования, метода амортизации. Если арендодатель не
компенсирует затраты, то неотделимые улучшения учитываться в
составе амортизируемого имущества у арендатора не будут и
арендатор не сможет амортизировать произведенную стоимость. Это
связано с тем, что согласно Гражданскому кодексу неотделимые
улучшения должны компенсироваться арендодателем.
Следующие поправки касаются прочих расходов. Поправки вносятся
в статью 261 по расходам на освоение природных ресурсов -
налогоплательщикам предоставляется право выбора учета расходов,
расширяется перечень расходов, предусматривается создание резерва.
Также это касается расходов по содержанию помещений объектов
общественного питания, расходов на рекламу и на социальную защиту
инвалидов. Несколько слов по содержанию объектов общественного
питания. Есть статья 275.1, и согласно этой статье налоговая база
по объектам определяется отдельно от другой налоговой базы и
расходы там учитываются отдельно. По общественному питанию, еще
когда вышла глава 25, были внесены изменения о том, что содержание
помещений общественного питания включается в состав прочих
расходов. Раз есть такая прямая ссылка, что содержание объектов
общественного питания можно включать в состав прочих расходов, то,
значит, при формировании налоговой базы этого объекта как
обслуживающего производство (хозяйство) не должны учитываться эти
расходы - налоговые органы всегда придерживались такой позиции.
Дело в том что исходя из существующей в настоящее время неточности
некоторые налогоплательщики расходы на содержание помещений
включали и в состав прочих расходов, и раз это объект
обслуживающего производства, то включали еще и в расходы по статье
275.1, потому что это нигде не было оговорено. Эти поправки
уточняют, чтобы не было двоякого толкования, статью 264, пункт 47,
и вносят такие изменения, что расходы по содержанию помещений
объектов общественного питания включаются в состав прочих расходов
только в том случае, если они не включены в расходы при применении
статьи 275.1, то есть если они не включены в расходы, когда
определяется отдельная налоговая база. Позиция налоговых органов -
эти расходы должны быть включены только один раз в одном месте,
двойное включение не допускается.
По расходам на рекламу. Это опять статья "Прочие расходы",
пункт 4. В соответствии с действующей редакцией Кодекса (статья
264, пункт 4) к расходам на рекламу, в частности, относятся
расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих
информацию только о работах и услугах, выполняемых организацией,
или о самой организации. После внесения изменений к рекламным
расходам будут относиться также расходы на изготовление каталогов,
содержащих сведения о реализуемых товарах, товарных знаках и
знаках обслуживания.
Также изменения коснулись и расходов на социальную защиту
инвалидов: в подпункте 38 глава 25 дополнилась статьей 267.1, где
будет определяться порядок формирования резервов предстоящих
расходов, направленных на цели, предусматривающие социальную
защиту инвалидов, то есть добавляется новый резерв для тех
организаций, которые используют труд инвалидов и осуществляют
какие-то расходы, направленные на социальную защиту этих
инвалидов, которые работают в этой организации.
Внереализационные расходы. Перечень внереализационных расходов
дополняется подпунктом, позволяющим учитывать в их составе расходы
в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие
выполнения определенных условий договора, в частности объема
покупок, расширения территории сбыта приобретенных товаров,
увеличения количества покупателей.
Поясняется, что данная мера направлена на стимулирование
клиентов компании в приобретении и дальнейшей продаже как можно
большего количества выпускаемой организацией продукции. Имеется в
виду премия в виде какого-то вознаграждения, когда продавец
выплачивает это вознаграждение покупателю вследствие выполнения
определенных условий договора. То есть если покупатель выполнил
какие-либо условия, как, например, объем покупок, расширение
территории сбыта приобретенных товаров, увеличение количества
покупателей и т.д., то продавец имеет право выплатить такому
покупателю какую-то премию. Эту премию предлагается включать в
состав нереализационных расходов. Здесь понятие премии не как
зарплата, а как вознаграждение от одного юридического лица другому
юридическому лицу, и назвали это как премия. Так как эта премия
должна быть выплачена вследствие выполнения определенных условий
договора, то в договоре должны быть определены условия, за что
должна быть выплачена премия, и вследствие этого, какие документы
должны быть у вас, чтобы вы подтвердили выполнение этих условий.
Это касается не только конкретных изменений, но также повседневной
работы. Основные ошибки, которые допускают налогоплательщики, это
то, что они не рассматривают вопрос по логической цепочке - что за
расход, в связи с чем возник, на основании каких документов, при
осуществлении какой деятельности, связано ли это с деятельностью
организации, необходимы ли такие расходы для организации,
обоснованны ли они и чем это подтверждается.
Следующее изменение, уточнение касается процентов по долговым
обязательствам. Порядок расчета этих процентов предусмотрен
статьей 269. А потом эти проценты включаются в состав
внереализационных расходов. В Методических рекомендациях было
сказано, что когда вы применяете метод расчета этих процентов
исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, то
ставка берется на дату заключения договора. Это следовало из
Методических рекомендаций к главе 25. С 1 января предлагается
внести изменения в статью 269, и в законопроекте уточняется, что
по ставке, действовавшей на дату признания расхода. Дата признания
расхода - это статья 272, если вы используете метод начисления,
или статья 273, если вы используете кассовый метод. И в статье 272
есть пункт 8, что датой признания расхода по договорам займа и
иным долговым обязательствам является конец соответствующего
отчетного периода. Если долговое обязательство погашено до
истечения отчетного периода, то расход признается на дату
погашения. То есть на сегодня проценты по долговому обязательству
признаются расходами на дату заключения договора, в случае
внесения изменения проценты будут считаться на дату признания
таких расходов, а дата признания - это конец отчетного периода или
дата погашения, если погашение произошло раньше, чем закончился
отчетный период.
Еще одно существенное изменение, которое предлагается внести в
состав нереализационных расходов, - это резервы по сомнительным
долгам. Ошибок и нарушений при создании и использовании этих
резервов допускается очень много. Статья 266 по созданию резерва
по сомнительным долгам четко определяет, если резерв не
использован на конец отчетного налогового периода, он может быть
перенесен, новый резерв создается с учетом остатка, однако многие
налогоплательщики не учитывают остаток. Со следующего года
предлагается сузить понятие сомнительного долга. Сегодня резерв
создается под любую задолженность и сомнительным долгом признается
любая задолженность. Раз нет понятия задолженности в налоговом
законодательстве, то оно берется из бухгалтерского учета, это
дебиторская задолженность, любая задолженность по балансу
признается сомнительным долгом, и должны соблюдаться условия: если
эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и
не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Со
следующего года не вся задолженность будет участвовать в
формировании резервов, а только та, которая возникла в связи с
реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Следующий ряд изменений касается реорганизации юридических лиц.
Во-первых, статья 251 дополняется пунктом 3, согласно которому
четко закреплено, что в случае реорганизации при определении
налоговой базы у вновь созданных и реорганизованных организаций не
учитывается в составе доходов стоимость имущества, имущественных и
неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или)
обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства
при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены
(созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения
реорганизации.
Внесены предложения и в статью 259: при реорганизации
юридических лиц у организации, получившей амортимущество в порядке
правопреемства, порядок начисления амортизации по полученным
объектам не меняется. Допустим, получено имущество первоначальной
стоимостью 50000 рублей, остаточная стоимость 20000 рублей, срок
амортизации был 11 лет, а амортизировалось оно уже 4 года, то оно
так и ставится на учет и продолжается его амортизация, ничего не
меняя, 11 - 4 = 7, значит, его и следует амортизировать в течение
7 оставшихся лет, ничего не меняя. Принимается то, что было по
этому имуществу, ту амортизационную группу, где находилось это
имущество, ту первоначальную остаточную стоимость и тот срок,
который был установлен, плюс тот срок, который это имущество
амортизировалось, и продолжается амортизация этого имущества. Этот
порядок закреплен в проекте изменений, вносимых в главу 25.
В статье 283: в случае прекращения налогоплательщиком
деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-
правопреемник не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков,
полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Но основные изменения предусмотрены в ст. 277.
Во-первых, уточняется порядок определения стоимости имущества,
получаемого в качестве взноса в уставный капитал.
Во-вторых, дается определение стоимости имущества, получаемого
организацией-правопреемником при реорганизации.
В-третьих, рассматривается порядок оценки акций, получаемых при
реорганизации вновь создаваемыми или реорганизованными
юридическими лицами.
Следующие изменения направлены на сближение налогового и
бухгалтерского учета. Во-первых, приводится в соответствие оценка
материально-производственных запасов, в соответствие с
бухгалтерским учетом. Это соответствие видно из разных норм, из
разных статей, в которые вносятся эти поправки: где-то меняется
формулировка, где-то уточняется то, как производится оценка, и
т.д. Из этого видно, что товарно-материальные ценности будут
учитываться по правилам бухгалтерского учета и в целях
налогообложения. Во-вторых, открывается перечень прямых расходов.
На сегодня в состав прямых расходов входят только 3 позиции: это
материальные расходы, причем только сырье и материалы, это
амортизация, причем только амортизация основных средств
амортизируемого имущества, используемого в производственной
деятельности, это расходы на оплату труда, причем только тех
работников, которые непосредственно заняты в производственном
процессе, плюс ЕСН по этой оплате труда. Остальные все расходы
косвенные. С одной стороны, это лучше для налогоплательщиков в
целях уменьшения налоговой базы, то, что все остальные расходы
косвенные и можно их сразу списывать и не считать на остаток
готовой продукции, не считать на остаток незавершенки. Но это
хорошо не для всех организаций, особенно для крупных организаций.
Производственники всегда рассчитывают вперед. Поэтому внесено
такое изменение о том, что налогоплательщики самостоятельно смогут
утверждать этот перечень прямых расходов, вплоть до того, что у
них прямые расходы будут точно такие же, как в бухгалтерском
учете, вплоть до того, что все расходы можно будет учитывать, как
в бухгалтерском учете, а в бухгалтерском учете все расходы,
которые включаются в себестоимость, являются прямыми - то же самое
можно будет сделать и в целях налогообложения прибыли. То есть
идет сближение налогового учета с бухгалтерским, налогоплательщики
могут учитывать расходы, как в бухгалтерском учете. Такое право
дается налогоплательщику, но если это право дается, то нельзя
забывать о том, что должна быть учетная политика и это должно быть
зафиксировано в учетной политике. Прописывание этого в учетной
политике - это отсутствие конфликтных ситуаций при проверке,
потому что при проверке в акте указывается, как организация ведет
свою учетную политику, и все описанные права учитываются. Если в
учетной политике не зафиксировано право, которое дается
законодательством, то к организации применяются общие нормы и эти
права не применяются. Отсутствие права в учетной политике
трактуется как отказ от этого права, поэтому очень четко стоит
подходить к созданию учетной политики, стоит стараться
зафиксировать в учетной политике все, что можно. Однако
практически никто этого не делает. Особенно это важно в связи с
грядущими изменениями, которые собираются внести по поводу прямых
расходов. Если не будут учтены такие расходы, то налоговые органы
будут действовать по старому правилу.
Следующий момент касается опять же сближения налогового и
бухгалтерского учета. Исключаются рекомендации из статей 318 и 319
о том, как распределять сумму прямых расходов на остатки НЗП и на
изготовленную продукцию. Эти рекомендации просто исключаются. То
есть налогоплательщик имеет право сам распределять, устанавливать
свой порядок распределения, и это должно быть обязательно
зафиксировано в учетной политике на следующий год.
По торговым операциям в статью 320 тоже вносятся изменения. И
здесь тоже идет сближение с бухгалтерским учетом.
Налогоплательщику опять дается право формировать покупную
стоимость товаров с учетом расходов на их приобретение. Такое
определение звучит и в бухгалтерском учете. Покупная стоимость в
бухгалтерском учете формируется с учетом расходов на приобретение
этих покупных товаров. В целях налогообложения в статье 320
транспортные расходы являлись прямыми, распределялись на остатки
товаров на складе, а все остальные расходы являлись косвенными. И
сразу списывались в состав расходов. Предлагается стоимость
покупных товаров налогоплательщику определять по правилам
бухгалтерского учета, и это тоже должно быть отражено в учетной
политике.
Изменения касаются также бюджетников. В статье 321.1 было
предусмотрено только 3 вида расходов, которые распределялись
пропорционально на бюджетную и на предпринимательскую
деятельность. В настоящее время ситуация такова. Если бюджетная
организация имеет два источника дохода (кроме целевых средств
получает доход от предпринимательской деятельности), она вправе
включить в налогооблагаемую базу расходы на коммунальные услуги,
на услуги связи, на транспортное обслуживание управленческого
персонала пропорционально объему средств, полученных от
предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (включая
средства целевого финансирования).
Поправки расширяют состав расходов, распределяемых упомянутым
способом. К ним добавляются расходы по всем видам ремонта основных
средств. Более того, когда в сметах доходов и расходов бюджетного
учреждения не предусмотрено финансирование расходов на ремонт
основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных
средств, предлагается указанные расходы учитывать при определении
налоговой базы по коммерческой деятельности. При условии, что
указанные основные средства используются в коммерческой
деятельности бюджетного учреждения.
Есть также изменения, касающиеся ценных бумаг. Небольшое, но
очень существенное изменение также касается объектов обслуживающих
производств и хозяйств. В течение трех лет уже много говорится об
этой статье. Эта статья применялась только тогда, когда объекты
обслуживающих производств и хозяйств были обособленными
подразделениями. То есть если обслуживающее производство
(хозяйство) не было обособленным подразделением, а находилось на
территории организации, то говорилось, что по ним не надо
применять эту статью, говорилось, что по ним не надо вести
отдельных учетов доходов и расходов, не надо определять отдельную
налоговую базу, но не все расходы по таким хозяйствам принимались
в целях налогообложения, потому что это расходы, не связанные с
деятельностью организации, это расходы, связанные с
непроизводственной деятельностью организаций, поэтому не все они
принимались. На сегодня в эту статью внесено изменение. Слово
"обособленный" просто исключается. Поэтому любые
налогоплательщики, имеющие объекты обслуживающих производств и
хозяйств, независимо от того, обособленные они или же они
находятся на территории организации, они будут обязаны по этим
объектам, по этой деятельности вести раздельный учет и определять
отдельно налоговую базу, и убыток не будет приниматься, если не
будет удовлетворять трем условиям, которые изложены в этой статье.
Также внесено изменение в порядок уплаты налога на прибыль.
Если у организации есть обособленные подразделения, и эти
обособленные подразделения находятся на территории города Ижевска,
но в разных районах города, то организация имеет право сама
выбрать то обособленное подразделение, куда она будет сдавать одну
декларацию по всем обособленным подразделениям города Ижевска. То
же самое решено сделать и по субъекту. Если у организации много
обособленных подразделений, находящихся на территории Удмуртской
Республики, то так как бюджет республики един, поэтому разрешено
организации по всем обособленным подразделениям в бюджет
Удмуртской Республики уплачивать по месту нахождения головной
организации. То есть головная организация будет уплачивать в
федеральный и региональный бюджеты, а платежи в местный бюджет
будет распределять по обособленным подразделениям. Такое
разрешение официально предусматривается этим проектом.
Для тех, кто уплачивает налог на дивиденды, тоже
предусматривается увеличить ставку налога с 6% до 9%.
Изменений, вносимых в главу 25 с 2005 года, на самом деле
больше.
|