ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СТЕНОГРАММА
от 3 февраля 2005 года
ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ
ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ 2004 ГОДА
- Налог на прибыль (изменения за 2004 год, часто встречающиеся
ошибки). Ответы на вопросы.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Близится сдача налоговой декларации по налогу на прибыль. Стоит
обратить внимание на те изменения, которые внесены в эту
декларацию. Эти изменения были приняты 3 июня 2004 года приказом N
САЭ-3-02/351@ Министерства по налогам и сборам. В основном эти
изменения касались сельхозтоваропроизводителей. Для них появились
новые строки для заполнения, и для них декларация по
сельхоздеятельности заполняется отдельно. Также внесены некоторые
изменения и в отношении остальных налогоплательщиков. Во-первых,
декларация сдается за год всеми налогоплательщиками в полном
объеме. В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по
налогу на прибыль раздел 1 сдается всеми налогоплательщиками по
году и никаких исключений по сдаче этого раздела нет. Возникают
вопросы по заполнению за год подраздела 1.2. Этот подраздел
заполняют те организации, которые уплачивают налог на прибыль в
течение отчетного периода - авансовые платежи в размере одной
трети. В течение отчетного периода подраздел 1.2 заполняется на
основании листа 02, строк 400 - 410 - 420. В этих строках
указывалась сумма ежемесячных авансовых платежей на следующий
квартал. В годовой декларации эти строки не заполняются, потому
что ежемесячные авансовые платежи в первом квартале начисляются
налоговым органом в лицевую карточку и уплачиваются на основании
декларации за девять месяцев. Поэтому в годовой декларации эти
строки не заполняются. Раз в налоговой декларации эти строки не
заполняются, соответственно, не заполняется подраздел 1.2. То есть
налогоплательщики этот подраздел должны представлять, но заполнять
его не надо. Если заполнить этот подраздел на основании
девятимесячной декларации, то может возникнуть ситуация, что
налоговые органы, которые вводят вашу декларацию автоматически, не
анализируя ее при вводе, могут снова провести начисление по
лицевому счету. То есть может произойти повторное начисление.
Чтобы этого не произошло, подраздел 1.2 лучше не заполнять, но
представлять его все-таки необходимо.
Федеральной налоговой службой доведено письмо от 16.12.2004 о
распределении авансовых платежей налога на прибыль в течение
первого квартала 2005 года. На сегодня налог на прибыль
зачисляется в два уровня бюджета - в бюджет Российской Федерации и
в бюджет Удмуртской Республики. Субъект Российской Федерации имеет
право сам, как это было до принятия главы 25, какую-то часть
налога на прибыль передавать в местные бюджеты. Но Законом
Удмуртской Республики "О республиканском бюджете на 2005 год"
такое право не используется и не предусмотрено распределение
налога в местные бюджеты. Авансовые платежи в 1 квартале 2005 года
платятся по ставкам 2004 года, потому что авансовые платежи
платятся в первом квартале на основании авансовых платежей в
сумме, равной сумме авансовых платежей четвертого квартала, а в
четвертом квартале авансовые платежи определялись по ставкам 2004
года. Поэтому в бюджет Российской Федерации зачисляется налог по
ставке 5%, а в бюджет УР по ставке 19% - это 17% ставка по бюджету
субъекта и 2% местного бюджета. То есть часть, которая в 4
квартале шла в местный бюджет, в течение 1 квартала пойдет в
бюджет субъекта. Когда вы подадите декларацию за первый квартал, у
вас там будет перерасчет по новым ставкам.
Если вы будете сдавать уточненную декларацию за прошедшие
периоды, годовую декларацию за 2004 год, то Законом Удмуртской
Республики предусмотрено, что за прошлые периоды налог на прибыль
уплачивается в местный бюджет. То есть распределение по трем
уровням бюджета. За 2004 год и за прошлые периоды налог
распределяется по бюджетам трех уровней и остаются те же ставки,
то есть 2% в местный бюджет. Это предусмотрено Законом Удмуртской
Республики "О республиканском бюджете на 2005 год". Кроме того,
была выпущена памятка налогоплательщику, она размещена и на сайте
Управления по Удмуртской Республике, она разослана во все
налоговые инспекции, во все отделения казначейства, во все
финансовые органы, потому что эта памятка подписана всеми этими
органами. В этой памятке приведен перечень налогов, которые
уплачиваются на территории Удмуртской Республики, и кодов
бюджетной классификации. Там также предусмотрен код бюджетной
классификации для уплаты налога на прибыль в местный бюджет по
расчетам за 2004 год и погашения задолженности прошлых лет.
С 1 января 2005 налогоплательщики в платежных документах, в том
числе и в налоговой декларации по налогу на прибыль, указывают
двадцатизначные КБК. То есть если в декларации не предусмотрен
двадцатизначный КБК, то налогоплательщики должны его просто
дописывать.
Когда налог на прибыль распределялся в местный бюджет,
налогоплательщики распределяли его по обособленным подразделениям,
и налог платился в бюджет субъекта и в местный бюджет по месту
нахождения обособленного подразделения. В связи с тем что с 2005
года местного бюджета нет, налог на прибыль уплачивается в бюджет
субъекта. Налогоплательщики подавали просьбы для того, чтобы было
разрешено платить налог только по месту головной организации в
бюджет субъекта. На сегодня соответствующие изменения не внесены в
главу 25. Этот вопрос остается открытым.
Согласно письму МНС РФ от 15 сентября 2004 года о представлении
уточненных деклараций по ликвидированным подразделениям при сдаче
уточненной декларации налог на прибыль распределяется исходя из
тех обособленных подразделений, которые существовали в тот период,
за который составлена уточненная декларация. То есть не обращается
внимание на то, что подразделение ликвидировано, налог начисляется
и уплачивается по всем существовавшим в том периоде
подразделениям.
Все изменения, внесенные в главу 25, были приняты 29 декабря
2004 года Федеральным законом N 204-ФЗ. Эти изменения касаются в
первую очередь страховых организаций, негосударственных пенсионных
фондов, медицинских организаций, и они касаются тех средств,
которые, например, медицинские организации получают от
страховщиков при выполнении условий обязательного медицинского
страхования. Они касаются также тех средств, например, которые
получают страховые организации, когда производят инвестирование
средств по обязательному пенсионному страхованию. Поэтому здесь
предусмотрен ряд изменений по составу доходов, которые не
включаются в состав доходов, особый порядок учета, то есть
раздельный учет таких доходов и расходов.
Внесены изменения в статью 264 в связи с внесением изменений в
Закон "О бюджете фонда социального страхования Российской
Федерации на 2005 год". Согласно этим изменениям работодатель
оплачивает первые два дня больничных листов своих сотрудников. С 1
января 2005 года расходы по оплате двух дней больничных листов
своих сотрудников налогоплательщик-работодатель может включить в
состав прочих расходов. Не в состав расходов на оплату труда, а в
состав прочих расходов - статья 264 главы 25. Статьей 272
определена дата признания прочих расходов. Но с учетом тех
ограничений, которые звучат в Законе 202-ФЗ (ограничения по
размеру выплат).
В журнале "Российский налоговый курьер" была публикация
представителей Федеральной налоговой службы по поводу начисления
амортизации, когда произошла модернизация. В связи с этим
поступили запросы от налогоплательщиков. Согласно статье 258 главы
25, если в результате модернизации, реконструкции и т.д.,
технического перевооружения не увеличивается срок использования,
то при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок. В
статье 259 объясняется, как исчисляется амортизация, - амортизация
исчисляется путем определения нормы, и дается формула. Эта норма
зависит от срока использования. Исходя из той позиции, которая
доведена Федеральной налоговой службой, налогоплательщик, когда он
приобрел какое-либо амортизируемое имущество, он устанавливает
срок использования, который берется для исчисления нормы, например
5 лет. 2 года налогоплательщик проамортизировал данное имущество,
начислил какую-то амортизацию, осталась остаточная стоимость.
Через 2 года производится модернизация. Увеличивается
первоначальная стоимость, но первоначальный срок использования, 5
лет, остается. Остается срок 3 года дальнейшей амортизации данного
имущества. Статья 259 при исчислении нормы ссылается на срок
использования, и никакой оговорки в этой статье о том, что следует
учитывать оставшийся срок, нет. Поэтому норма остается неизменной.
Раз срок использования, 5 лет, не изменился, то и норма не
меняется. Поэтому к остаточной стоимости, увеличенной на сумму
затрат по модернизации, применяется старая норма. Увеличивается
срок списания на расходы, а не срок использования.
Глава 25 говорит, что одним из признаков амортизируемого
имущества является срок использования, срок использования может
быть не менее 12 месяцев. Срок находится самостоятельно
налогоплательщиком на основании классификатора и на основании
амортизационных групп. Для определения нормы амортизации срок
можно уменьшить на срок, когда имущество находилось в эксплуатации
у бывшего собственника. То есть норму амортизации здесь можно
определить исходя из оставшегося срока эксплуатации. Если срок
эксплуатации у бывшего собственника равен или больше срока,
который определил налогоплательщик, то налогоплательщик вправе
определить срок использования самостоятельно, но принимая во
внимание определение амортизируемого имущества, то есть срок
должен составлять не менее 12 месяцев. Позиция налоговых органов
состоит в том, что если налогоплательщик, определяя норму
амортизации, уменьшает срок на срок эксплуатации оборудования
бывшим собственником и полученный срок оказывается меньше 12
месяцев, то налогоплательщики должны увеличивать этот срок до 12
месяцев, иначе такое имущество будет противоречить понятию
амортизируемое имущество, противоречить понятиям, заложенным в
этом пункте.
Согласно статье 272, в которой сказано, как учитываются налоги,
которые могут включаться в состав расходов, датой осуществления
расходов в виде сумм налогов является дата начисления налогов в
установленном законодательством порядке. Но налоги начисляются в
следующем налоговом периоде. И этот вопрос уже рассматривался.
Налоги начисляются, например, за первый квартал, то есть они
относятся к первому кварталу. Поэтому этот налог требуется
учитывать в составе прочих расходов в первом квартале и в сумме
исчисленного налога, заявленной в декларации. Если по налогам,
которые включаются в состав расходов, сдается уточненная
декларация, то сдается уточненная налоговая декларация и по налогу
на прибыль. Если налогоплательщик уменьшает налоги, которые идут в
расходы, значит, налогоплательщик должен увеличить налоговую базу
по налогу на прибыль.
Федеральная налоговая служба и Министерство финансов пришли к
согласию по вопросам представительских расходов и спиртных
напитков. Спиртные напитки включаются в представительские расходы,
но по правилам делового оборота. Обычаи делового оборота - это те
обычаи, которые сложились на соответствующей территории. И в
первую очередь здесь должен соблюдаться принцип разумности.
При модернизации, при техническом улучшении допускается, что
срок использования не продлевается. Но любой ремонт фактически
продлевает срок использования, так как ремонт, по сути, делается
для продления срока службы оборудования, как и модернизация.
Поэтому обратите внимание на обоснованность неувеличения срока
использования при модернизации оборудования.
Выкупная стоимость убирается из состава лизинговых платежей и в
состав расходов не включается, она потом учитывается, когда право
собственности перейдет к налогоплательщику.
В: Предприятие купило холодильник по цене 10900 рублей, то есть
первоначальная стоимость больше 10 тысяч рублей. Покупку оплатили
за наличный расчет по товарному чеку. В этом же месяце предприятие
проводило переговоры в офисе, устраивало для партнеров фуршет.
Есть приказ руководителя отнести покупку холодильника на
представительские расходы.
О: Если стоимость имущества более 10 тысяч рублей, то это
амортизируемое имущество. Также должен быть срок использования не
менее 12 месяцев. Для того чтобы отнести покупку холодильника к
представительским расходам, необходимо определиться, для чего этот
холодильник будет использоваться - для поддержания ли условий
труда, для хранения каких-либо реактивов. Представительские
расходы - это расход по приему делегации для каких-либо
переговоров, то есть должен появиться, например, договор о
намерениях, или это расходы, направленные на поддержание связей с
партнерами. Существует перечень расходов, которые можно включить в
состав представительских расходов. В этом перечне нет приобретения
какого-либо основного или амортизируемого имущества, включаемого в
состав представительских расходов.
В: В какой сумме в процентах учитываются проценты по кредитам?
О: Никаких изменений, касающихся этого вопроса, не внесено. Все
кредиты и заемные средства в том понятии, которое дано в главе 25,
независимо от того, для чего эти средства используются, проценты
по ним принимаются в соответствии со статьей 269. Эта статья дает
налогоплательщику право выбора одного из нескольких способов
принятия процентов на расходы. Или по ставке Центрального банка,
увеличенной в 1,1 раза, или по среднему проценту.
В: Как правильно закрывать прибыль в конце года, если на
предприятии существуют 2 налоговых режима - ЕНВД и общий?
О: Ведется раздельный учет доходов и расходов. Если есть
расходы, которые относятся и к ЕНВД, и к общему режиму, то в
соответствии с положениями главы 25 такие расходы делятся
пропорционально выручке. Отдельно определяется налоговая база,
объект налогообложения по ЕНВД, не зависит от доходов и расходов,
но они учитываются отдельно, налоговая база по налогу на прибыль
зависит от расходов и доходов, и лишние расходы будут увеличивать
базу, и возникнет ситуация, что будут произведены доначисления при
проверке. Бухгалтерский учет не отменяется ни при ЕНВД, ни при
общей системе налогообложения, в бухгалтерском учете общая
налоговая база.
В: Можно ли затраты на охрану помещения органами
вневедомственной охраны отнести на расходы, уменьшающие
налогооблагаемую прибыль? Если нет, назовите документ и срок, с
которого он действует.
О: Позиция специалистов по прибыли из ФНС РФ такова.
Арбитражный Суд РФ при рассмотрении вопроса об отнесении к доходам
у вневедомственной охраны доходов за оказание услуг по охране
объектов дал трактовку положениям главы 25 и сказал, что эти
доходы являются средствами целевого финансирования. Следовательно,
организации, осуществляющие целевые отчисления органам
вневедомственной охраны за охрану объектов, в соответствии с пп.
3, 4 ст. 270 не могут включать эти затраты в состав расходов.
В: Возможно ли начислять амортизацию на оборудование, которое
простаивает и не участвует в процессе производства?
О: Если у налогоплательщика есть какое-либо оборудование,
которое не участвует в процессе производства, значит, оно временно
законсервировано и его можно перевести на консервацию. И тогда оно
в состав амортизируемого оборудования не включается. Если
оборудование простаивает в связи с сезонностью, то амортизация
начисляется и включается в расходы. Однозначно нельзя ответить на
это вопрос, необходимо определить, в связи с чем это оборудование
не участвует в производстве, что это за оборудование, его
нужность, полезность.
В: Организация приобрела часть здания. По классификации срок
полезного использования свыше 30 лет. У бывшего собственника
здание находилось в эксплуатации и амортизировалось 29 лет. Можно
ли поставить срок использования 13 месяцев? Или какой срок
использования можно установить?
О: Вы вправе, но не обязаны уменьшить срок на срок амортизации
у бывшего собственника и поставить срок использования не менее 12
месяцев и исчислять амортизацию. Если через 12 месяцев
налогоплательщик продолжает эксплуатировать это здание, а оно уже
проамортизировано, то есть списано, то, естественно, может встать
вопрос об обоснованности такого быстрого списания. Поэтому вы ведь
можете не воспользоваться правом уменьшения срока и амортизировать
в течение 30 лет.
В: Организация имеет газовое оборудование. Включаются ли в
расходы обязательное страхование взрывоопасных объектов и
страхование самих объектов?
О: Расходы на страхование включаются в состав расходов на
основании статьи 263. В этой статье сказано, что страхование может
быть как обязательным, так и добровольным; расходы на обязательное
страхование включаются в состав расходов по всем видам
обязательного страхования, то есть по тем видам страхования,
которые предусмотрены законодательством РФ; виды добровольного
страхования, расходы на которые включаются в расходы, в этой
статье перечислены.
В: При каких условиях принимаются расходы по обязательному
аудиту и есть ли санкции за отсутствие?
О: В состав расходов включаются расходы на аудиторские услуги,
обязательные или необязательные. В Законе об аудиторской
деятельности определено, что включается в состав аудиторских
услуг, потому что аудиторы помимо аудиторских услуг имеют право
оказывать сопутствующие услуги, но это уже не аудиторские услуги.
В: В декларации по налогу на прибыль не учтены мелкие затраты
предприятия: канцтовары и т.д. Затраты незначительно занижены, и
соответственно завышен налог на прибыль и уплачен. Наказуемо ли
это?
О: Разумеется, нет. Никто не наказывает за то, что налог
уплачен в большем объеме, чем требовалось.
В: Можно ли оставить так, как есть, или надо делать уточненную
декларацию и переделывать за каждый квартал или годовую?
О: Когда вопрос касается переплаты в бюджет, то это решение
налогоплательщика. Если налогоплательщик хочет возвратить часть
уплаченного налога, то он составляет уточненную декларацию, но ее
надо делать по отчетным периодам. Начиная с того периода, когда
произошла эта ошибка.
В: Какими последствиями со стороны налоговых органов грозит
предприятию списание в налоговом учете материальных расходов в
меньшей сумме, чем предусмотрено. Это делается для того, чтобы
сблизить налоговый и бухгалтерский учет, а также для недопущения
налогового убытка.
О: Разрешается списывать меньшие суммы. Грубое нарушение учета,
это такое нарушение, которое ведет к занижению, тут такого нет,
поэтому разрешается. За нарушение ведения налогового учета никаких
санкций не предусмотрено.
В: Предприятие сдает ежемесячную декларацию по налогу на
прибыль. Были ошибочно заполнены не те строки в декларациях. Сумма
затрат и налога не меняется?
О: Исправления можно сделать в годовой декларации или
переделать все 11 деклараций. Дело в том что при камеральной
проверке могут возникнуть вопросы и выявиться нестыковки, ошибки.
Возникнет требование предоставления объяснений. Чтобы не сдавать
11 деклараций, вы можете просто при сдаче годовой декларации сдать
объяснительную.
В: За какой срок в 2005 году производится выездная налоговая
проверка?
О: Выездная налоговая проверка может проводиться только за
прошедшие 3 года, то есть в 2005 году проводится проверка за 2002,
2003, 2004 годы.
В: В каком размере в 2005 году берутся суточные в
командировочных расходах?
О: Размер суточных поменялся, только если командировка
осуществляется за границу. На территории Российской Федерации
размер суточных не изменился.
В: При получении векселя от покупателя в счет погашения
задолженности за поставленный товар наша организация предъявила
вексель к оплате в банк раньше срока погашения, указанного в
векселе. Банк удерживает проценты. Будут ли удержанные проценты
банка считаться убытком и уменьшать налогооблагаемую базу? Как в
этом случае правильно заполнить лист 06?
О: В данном случае налоговая база по векселям находится
отдельно и заполняется лист 06 (ст. 280, п. 2). Если по операциям
с ценными бумагами получен убыток, то этот убыток не уменьшает
налоговую базу в целом по налогоплательщику, а может только
уменьшать прибыль, которая будет получена по этим же ценным
бумагам, но не более 30%.
В: Можно ли отнести в расходы на оплату труда при исчислении
базы по налогу на прибыль в размере 2/3 среднего заработка, если
работник находился в вынужденном отпуске по инициативе
администрации предприятия? Требуется ли при этом заявление от
работника или достаточно приказа о направлении работника в
вынужденный отпуск?
О: Дело в том что в состав расходов по оплате труда включаем
расходы согласно статье 255. Статья 255 говорит о том, что данные
расходы включаются в соответствии с Трудовым кодексом. То есть те
выплаты, которые предусмотрены Трудовым кодексом, эти выплаты
включаются в состав расходов. Кроме того, те выплаты, которые не
предусмотрены Трудовым кодексом, но предусмотрены каким-либо
локальным документом по режиму оплаты или какой-то системой
оплаты, и в трудовом договоре должна быть ссылка на этот локальный
документ или на коллективный договор, где вся система оплаты на
предприятии расписана. В данном случае, если Трудовым кодексом
предусмотрена выплата среднего заработка при вынужденных отпусках,
то эти выплаты включаются в состав расходов. Если не
предусмотрено, то не включаются.
В: Если больничный лист выдается при болезни не самого
сотрудника, а, например, матери по уходу за больным ребенком,
включаются ли такие выплаты в состав расходов?
О: Больничный лист в любом случае выдается по
нетрудоспособности. Законодательством предусмотрено выдавать
матери ребенка больничный лист. Мать ребенка является вашим
сотрудником, работником вашего предприятия. Раньше такие расходы
оплачивались через социальное страхование, теперь 2 дня оплачивает
работодатель. Поэтому нет причин для того, чтобы не включать 2 дня
по оплате больничных листов в расходы, ведь матери ребенка
выдается больничный лист по нетрудоспособности.
В: Включается ли в доход выгода по безвозмездным займам?
О: Нет, есть решение ВАС РФ, и позиция Министерства по налогам
и сборам определена.
В: Распределение доли по обособленным подразделениям ведется от
налоговой базы или суммы исчисленного налога?
О: При заполнении декларации, листа 5а, вы определяете долю,
эта доля применяется к общей налоговой базе по налогоплательщику,
и определяется налоговая база по обособленному подразделению.
Обратите внимание на порядок заполнения листа 5а, написано все
понятно.
В: Обнаружена ошибка за первый квартал 2003 года. Можно ли
сдать уточненную декларацию за 2003 год?
О: Нет. Уточненные декларации сдаются за 1 квартал, полугодие,
9 месяцев и год.
В: Напомните, пожалуйста, где можно найти порядок заполнения
декларации по налогу на прибыль?
О: Есть Инструкция по заполнению декларации, утвержденная
приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от
29 декабря 2001 года N БГ-3-02/585. В этот приказ было внесено
очень много изменений, последние изменения - это изменения от 3
июня 2004 года.
В: Автомобиль несамортизирован. Остаточная стоимость автомобиля
- 80 тысяч рублей. В декабре 2004 года его продали за 70 тысяч
рублей, убыток - 10 тысяч рублей. Как это отразится в декларации
по налогу на прибыль?
О: Статья 268. В этой статье сказано, как принимаются убытки
при реализации амортизируемого имущества, убыток принимается не
сразу, убыток по амортизируемому имуществу принимается равномерно
в течение оставшегося срока амортизации.
В: Организация арендует здание, которое сдается в субаренду.
Организация провела реконструкцию данного здания, то есть
произвела затраты. Срок аренды - 2 года. По договору аренды ремонт
осуществляется за счет арендатора. Может ли организация включить
эти расходы по реконструкции в затраты по прибыли?
О: В первую очередь определитесь - это расходы на ремонт,
текущий или капитальный, или это расходы на реконструкцию. Если
ремонт, то расходы на ремонт включаются в состав расходов - это
статья 260, но необходимо проанализировать договор - на кого
возложена обязанность по ремонту. Затраты по реконструкции - это
затраты, которые должны увеличивать первоначальную стоимость.
Первоначальная стоимость увеличивается у арендодателя.
Арендодатель может возместить эти расходы, а может и не возмещать.
Если он возмещает эти расходы, значит, арендодатель у себя
увеличивает стоимость, он дальше амортизирует, исходя из новой
стоимости. Если он вам не возмещает, то на сегодня вы не можете ни
включить эти затраты в состав расходов, ни признать амортизируемым
имуществом. Гражданским кодексом предусмотрено, что арендодатель
обязан возместить расходы по неотделимым улучшениям.
В: Обособленное подразделение ликвидировано в середине июня
2003 года. Как распределить налог за год?
О: Последний отчетный период, когда существовало это
обособленное подразделение, это первый квартал. По итогам первого
квартала вы распределяли на это обособленное подразделение ту
долю, которая на него приходится, и платили налог. На основании
первого квартала вы также сделали распределение авансовых платежей
на второй квартал, но во втором квартале это обособленное
подразделение ликвидировалось. Поэтому вы должны были сдать
уточненную декларацию за первый квартал по поводу распределения
авансовых платежей. Уплаченные по обособленному подразделению
авансовые платежи подлежат возврату вам, а те авансовые платежи,
которые вы заплатили, вы должны заплатить по месту нахождения
головной организации, то есть перераспределение авансовых
платежей. В декларации за полугодие обособленного подразделения
уже нет, то есть распределять прибыль полугодия не надо. То, что
распределилось за первый квартал, остается неизменным в течение
всего года. Та прибыль, которая определяется с нарастающим итогом,
не распределяется на это обособленное подразделение.
В: Включаются ли в покупную стоимость банковского веселя
расходы по его оформлению? Речь идет о заполнении декларации по
налогу на прибыль.
О: В главе 25 сказано, что включается в стоимость ценных бумаг.
Там сказано, что в стоимость ценных бумаг включаются все расходы,
связанные с их приобретением. Перечень расходов по приобретению
ценных бумаг дается в бухгалтерском учете, и там более точно
сказано, что включается в стоимость ценных бумаг.
В: Легковой автомобиль не эксплуатируется после ДТП уже 2 года
и не ремонтируется. Он не списан и не законсервирован. Начисление
амортизации производится. Нарушаем ли мы что-либо?
О: Если есть акт о ДТП и вы не принимаете никаких действий, то
лучше спишите этот автомобиль, чтобы не продолжать начислять
амортизацию. Если, например, нет средств на ремонт, но в планах
этот ремонт предусматривается и после ремонта этот автомобиль
можно будет использовать дальше, то необходимо получить заключение
о том, что автомобиль после такого ремонта будет пригоден к
использованию, и поставить пока автомобиль на консервацию. Если
автомобиль не пригоден к использованию, то должен быть
соответствующий акт о ликвидации основного средства. При списании
основных средств остаточная стоимость включается во
внереализационные расходы единовременно.
В: Был произведен ремонт крыши и входной группы в здании, в
котором находится офис нашей организации. Офис принадлежит
организации на праве собственности. Можно ли ремонт отнести на
расходы, уменьшающие налоговую базу?
О: Согласно статье 260 ремонт включается в состав расходов. В
каждом случае необходимо смотреть по сметной стоимости вид работ.
Существуют определения, что такое реконструкция, ремонт,
модернизация. Эти определения утверждены Министерством
строительства Российской Федерации. Согласно смете следует
понимать, какие работы проведены. В вашем случае необходимо
учитывать пропорции, так как вы являетесь собственником только
офиса, то есть части здания. Следует смотреть также договор с
собственником, где отражено, кто какие расходы несет.
В: Уменьшает ли списанная дебиторская задолженность
налогооблагаемую прибыль по истечении трех лет с момента
возникновения этой задолженности и отсутствия акта сверок с
дебиторами и выставления претензий им?
О: К внереализационным расходам приравниваются убытки от
списания дебиторской задолженности, у которой срок исковой
давности истек. Гражданский кодекс предусматривает определенные
мероприятия по взысканию долга, и вы должны все эти мероприятия
провести. Необходимо учитывать обоснованность, чтобы не
получилось, что недобросовестный налогоплательщик специально это
сделал.
В: Как перечисляется налог по переходному периоду за 2001 год?
О: Исчислен налог по определенным уровням бюджета, и вам дали
отсрочку по перечислению. Погашение задолженности - предусмотрен
КБК по местному бюджету.
В: Предприятие строит мосты. В смету заложены машиночасы
техники. К прямым или косвенным расходам относятся списанные ГСМ
на данную технику для налогообложения прибыли?
О: К прямым расходам относятся материальные расходы, расходы на
приобретение сырья и материалов, расходы на амортизацию имущества,
которое непосредственно связанно с производством, а также зарплата
рабочим. В данном случае ГСМ - это топливо, согласно статье 254 не
включено в состав сырья и материалов - это косвенные расходы.
В: Суд вернул исполнительный лист без исполнения в связи с
отсутствием имущества должника. Можно ли сумму задолженности
отнести на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль?
О: В состав расходов включаются расходы в сумме безнадежных
долгов. Безнадежный долг - это любая задолженность, не погашенная
в сроки и не обеспеченная залогами. Кроме того, к безнадежным
долгам относятся долги, по которым истек срок исковой давности, а
также долги, по которым обязательства прекращены вследствие
невозможности его исполнения. В соответствии со статьей 265 эти
расходы включаются в состав расходов, если вы не создаете резерв.
В: Предприятие имеет 2 арендованных у Госкомимущества
помещения. В одном ведется деятельность, а другое не используется
длительное время. Можно ли расходы - арендную плату, плату за
коммунальные услуги - включить в состав расходов и уменьшать
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
О: Если вы арендуете какое-либо помещение, но не получаете
никаких доходов от него, то возникает вопрос в обоснованности
аренды этого здания. Прямая норма говорит, что в состав расходов
включаются арендные платежи. Но вы должны иметь объяснение, для
чего вы держите это здание, т.к. есть статья 252 по условиям
признания расходов.
|