ДОКЛАД
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ
Уважаемый Игорь Николаевич!
Уважаемые депутаты Государственного Совета Удмуртской
Республики, члены Правительства, приглашенные!
В соответствии с Конституцией Удмуртской Республики предлагаю
вашему вниманию доклад "О положении в республике".
Минувший год был насыщен важными политическими событиями.
Выборы Президента Российской Федерации и Государственной Думы
России, Президента Удмуртии определили пути дальнейшего развития
страны и нашей республики.
Оценивая эти события, можно уверенно сказать, что избиратели
поддержали курс руководства России на укрепление ее безопасности,
повышение эффективности управления государством и дальнейшее
развитие экономики страны.
Для этого федеральное руководство приняло ряд важнейших
политических решений: изменило порядок выборов высших должностных
лиц субъектов федерации и выборов в Государственную Думу.
Последовательно реализуя федеральную политику на уровне
региона, Правительство и Государственный Совет Удмуртии провели
необходимую работу по оптимизации структуры республиканских
органов государственной власти и упорядочению их функций.
"Повышение эффективности государственного управления, строгое
соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных
публичных услуг населению, - как сказано в Послании Президента
России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию
России, - по-прежнему остается задачей номер один" органов
государственной власти.
До октября 2005 года нам предстоит принять необходимые законы
по разграничению компетенций между уровнями власти, продолжить
совершенствование системы межбюджетных отношений.
Шестнадцатого октября этого года состоятся выборы во вновь
создаваемые муниципальные органы власти на уровне сельских
поселений.
Готовясь к ним, Государственный Совет республики проделал
большую работу по законодательному обеспечению модернизации
системы местного самоуправления.
Эти выборы должны пройти организованно, в условиях равной и
цивилизованной конкуренции, и здесь мы возлагаем большие надежды
на четкую работу Центральной избирательной комиссии республики.
Наконец, 2004 год стал годом завершения работы по реализации
первой Программы социально-экономического развития Удмуртской
Республики в новейшей истории и формирования новой Программы,
рассчитанной на ближайшие пять лет.
Успешное выполнение Программы стало итогом напряженной работы
Правительства и Государственного Совета Удмуртии, органов местного
самоуправления, предприятий и организаций республики, результатом
ощутимого роста активности жителей Удмуртии и стабильной
общественно-политической обстановки.
Эта стабильность во многом зависит от степени сплоченности и
активности гражданского общества, ключевые элементы которого
продолжают формироваться в нашей республике и в России в целом.
Еще одним значительным шагом в этом направлении стал институт
уполномоченного Удмуртии по правам человека, утвержденный
парламентом республики.
Успешно работает Совет по взаимодействию с общественными
объединениями при Президенте Удмуртской Республики.
В соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате
Российской Федерации" нам необходимо обновить Положение о Совете,
сделать его реальным рычагом влияния гражданского общества на
принимаемые в республике решения, инструментом независимой
экспертизы общественно важных законопроектов.
Другим фактором взаимодействия власти и общества являются
средства массовой информации, по насыщенности которыми республика
занимает второе место в Приволжском федеральном округе.
Практика показала, что наши шаги по расширению республиканского
телевизионного и радиовещания были шагами в правильном
направлении.
Сегодня в 16 районах республики транслируются радиопрограммы и
в 15 - телевизионные программы ТРК "Моя Удмуртия".
Работа республиканского телевидения и радио уже сегодня
является мощным информационным ресурсом Удмуртии.
А в ближайшие два года нам необходимо завершить работу над
созданием сети приема телевизионной и радиопрограмм, чтобы они
стали доступны каждому жителю республики.
Хочу особо подчеркнуть это обстоятельство еще и потому, что
сегодня эфир и телевизионный экран буквально заполонили
развлекательные программы самого низкого качества, оказывающие
разрушительное воздействие на общество и способствующие его
деградации.
Республиканское радио и телевидение, помимо прочего, призваны
противопоставить этому валу пошлости и безвкусицы свои программы,
работающие на укрепление духовного и нравственного здоровья нашего
общества.
В минувшем году продолжалось укрепление межнационального мира и
согласия как одной из важнейших составляющих общественно-
политической стабильности в многонациональной Удмуртии.
Добрую службу здесь сослужили Республиканский день единения
народов и II Региональный фестиваль финно-угорских народов
Поволжья и Урала "Воршуд" ("Святыня рода").
Делегации республики приняли самое активное участие в работе IV
Всемирного конгресса финно-угорских народов в Таллине и VIII
Международного конгресса финно-угорских писателей в Ханты-
Мансийске.
Тридцатого ноября прошлого года Государственный Совет
республики утвердил Республиканскую целевую программу по
реализации Закона "О государственных языках Удмуртской Республики
и иных языках народов Удмуртской Республики".
Программа рассчитана на ближайшие пять лет, и в ее выполнение
нам предстоит вложить не менее 25 миллионов рублей.
Системная работа Министерства национальной политики и Совета по
делам национальностей при Президенте Удмуртии, конструктивные
отношения с национально-культурными объединениями республики
позволяют сохранять и укреплять традиционные для нашего региона
добрососедские межнациональные отношения.
Этому также будет способствовать реконструкция здания дворца
культуры "Октябрь" под Дом дружбы с залом бракосочетаний, который
мы откроем в 2008 году, когда будем отмечать 450-летие
присоединения Удмуртии к России.
Стабильными были в минувшем году религиозная жизнь и
межконфессиональные отношения.
Знаковым событием прошлого года стало начало воссоздания
выдающегося произведения русского зодчества - Свято-Михайловского
собора.
Тем самым мы отдаем дань безграничного уважения вкладу ижевских
рабочих в укрепление славы российского оружия.
Сегодня я хочу выразить глубокую благодарность коллективам 354
организаций, тысячам жителей республики, которые откликнулись на
Обращение попечительского совета по воссозданию Свято-
Михайловского собора и внесли более 60 миллионов рублей
благотворительных взносов в качестве посильной лепты в возрождение
духовности в нашей республике.
Надеюсь, что всем миром и с Божьей помощью мы возродим собор к
осени 2007 года - дате празднования 200-летия оружейного
производства в Ижевске и столетия открытия собора.
Общественность республики с одобрением отнеслась к завершению
реставрационных работ в церкви Вознесения в селе Чутырь Игринского
района.
Продолжается реставрация храма Святой Троицы в селе Мостовое
Сарапульского района.
Начаты работы по реставрации церквей в селе Бемыж Кизнерского и
селе Ежово Юкаменского районов.
Заслуживает самых добрых слов коллектив акционерного общества
"Белкамнефть". За короткий срок он возвел храм Святых Царственных
мучеников на Северном кладбище Ижевска, на котором похоронены
участники Великой Отечественной войны.
Большую роль в объединении нашего общества, в патриотическом
воспитании играет подготовка к празднованию 60-летия со Дня Победы
советского народа в Великой Отечественной войне.
Второй год в республике действует Целевая программа "Старшее
поколение".
Всего на ее реализацию будет направлено 60 миллионов рублей.
В прошлом году 50 тысячам ветеранов оказаны различные виды
помощи, выделено 206 автомобилей "Ока" и 1837 санаторно-курортных
путевок.
Протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами
обеспечены 2600 человек.
Центры социального обслуживания оказали помощь 260 тысячам
ветеранов.
Полностью удовлетворены потребности в квартирных телефонах
инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подавших
заявления до начала 2004 года.
Заботясь о физическом здоровье ветеранов, мы помнили и о том,
что не менее важным для людей старшего поколения являются внимание
и уважение к их жизненному пути, к их боевым подвигам и трудовым
свершениям.
Ко Дню Победы получил второе рождение Мемориальный комплекс
боевой и трудовой славы с Вечным огнем, ставший одним из самых
красивых уголков Ижевска.
По всей республике восстанавливаются и приводятся в порядок
памятники защитникам Отечества.
Эти события и мероприятия, посвященные 60-летию со Дня Победы,
нашли отклик у широкой общественности и стали значительным шагом в
патриотическом воспитании населения и молодежи республики.
В предпраздничные дни и 9 Мая ветераны войны и труженики тыла
примут участие в важнейших всероссийских и республиканских
праздничных акциях, получат юбилейные медали "60 лет Победы в
Великой Отечественной войне" и подарки.
Праздничные мероприятия пройдут во всех городах и районах нашей
республики.
В середине апреля мне выпала честь наградить Почетными
грамотами Удмуртии большую группу активистов ветеранского движения
республики и вручить юбилейные медали Республики Беларусь
участникам боев за советскую Белоруссию.
На этих встречах состоялся хороший разговор о ратном и трудовом
подвиге ветеранов, о сегодняшней не всегда радостной
действительности и о том, насколько опасны для общественной
стабильности торопливость и непродуманность действий, как,
например, в случае с Законом о монетизации льгот.
Но еще более опасными ветераны считают попытки политических
спекулянтов использовать недочеты власти для расшатывания
общественно-политической стабильности в стране и в республике.
Их цель очевидна: вновь расколоть общество, ослабить
государственную власть и ввергнуть страну в тот хаос, из которого
она с огромным трудом выбирается после 1991 года.
Думаю, с такой позицией заслуженных людей республики невозможно
не согласиться.
Депутатам хорошо известно, как работало и продолжает работать
Правительство Удмуртии над решением проблем, связанных с
реализацией этого Закона.
Мы одними из первых в России решили вопрос по льготному
проездному билету, приняли решение о бесплатном проезде на
междугородном транспорте к месту лечения отдельных категорий
граждан, подписали соглашение с Горьковской железной дорогой о
предоставлении скидки на проезд в пригородных электричках
труженикам тыла на весь год и ветеранам труда в осенне-зимний
период.
Недавно принято очередное постановление о предоставлении
пенсионерам 50-процентной скидки по оплате проезда на пригородном
автомобильном транспорте в садоогородный период с мая по октябрь.
К сегодняшнему дню выдано лекарств на 36 миллионов рублей, то
есть почти столько, сколько за весь прошлый год.
Льготным категориям граждан с начала этого года выдано 3144
путевки на санаторно-курортное лечение.
Это в семь раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Думаю, что разногласия и неувязки, связанные с монетизацией
льгот, в целом урегулированы.
Но эти события наглядно показали, насколько хрупка общественно-
политическая стабильность в нашей стране и как легко ее нарушить.
Не случайно Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному
Собранию подчеркнул, что поколение победителей сражалось за
справедливость и свободу, за будущее нашей Родины. И от нас с вами
зависит, каким оно будет.
Стабильность в обществе во многом определяется уровнем
законности и правопорядка, степенью защищенности прав и свобод
граждан.
Работа правоохранительных органов республики в минувшем году
была направлена на предупреждение террористических актов, борьбу с
организованной преступностью и коррупцией, противодействие
незаконному обороту оружия.
Решался целый комплекс задач по борьбе с наркоманией и
укреплению связей милиции с населением.
Благодаря нашей совместной работе по профилактике детской
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних более
тысячи детей вернулись в семьи, к нормальной жизни, полноценному
образованию и медицинскому обслуживанию.
Но острые проблемы подростковой безнадзорности и преступности,
к сожалению, по-прежнему остаются актуальными.
Нас не может не тревожить и тот факт, что второй год в
республике продолжается рост количества преступлений.
Считаю, что в сложившейся криминальной обстановке традиционные
государственно-правовые методы защиты оказываются недостаточно
эффективными.
Преступность - наша общая проблема, и решать ее надо сообща.
От криминальной обстановки во многом зависит инвестиционная
привлекательность республики.
Поэтому традиционные формы борьбы с преступностью должны быть
дополнены экономическими методами.
И здесь мы вправе рассчитывать на наше бизнес-сообщество.
Оно должно установить такой уровень оплаты труда, чтобы честная
работа на свое благо, на благо предприятия и республики оказалась
более привлекательной, чем неправедные источники доходов.
Уважаемые депутаты!
Фундаментом стабильной общественно-политической обстановки в
республике в последние годы была успешная работа по выполнению
Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики
на 2001 - 2004 годы.
Хочу отметить, что достигнутые за четыре года результаты
явились следствием настойчивой совместной работы Правительства,
Государственного Совета, органов местного самоуправления городов и
районов республики, всех тружеников, вкладывавших силы и душу в
поступательное движение Удмуртии.
Последний год работы над этой Программой закрепил наши успехи.
Объем валового регионального продукта в 2004 году оценочно
составил 112,5 миллиарда рублей, что в два раза выше уровня 2000
года.
Промышленность республики обеспечила более чем 10-процентный
ежегодный прирост объемов выпуска продукции.
Наиболее динамично развивались отрасли машиностроения и
металлообработки, электроэнергетики, черной металлургии, лесной,
деревообрабатывающей и химической промышленности.
Расширялся объем внутрикооперационных поставок, который в
минувшем году превысил четыре миллиарда рублей.
Дополнительный импульс получило сотрудничество Правительства
Удмуртии и промышленных предприятий с акционерным обществом
"Российские железные дороги".
Двенадцать предприятий республики включились в производство
продукции для железнодорожников.
В текущем году объем заказов может достичь двух миллиардов
рублей против полутора миллиардов в 2004.
Предприятия оборонного комплекса все больше ориентируются на
выпуск потребительских товаров, производство которых за прошедший
год увеличилось почти на треть.
Хороших результатов добились коллективы нефтяных компаний.
Из недр республики добыто 9,393 миллиона тонн нефти, или на 838
тысяч тонн больше, чем в предыдущем году.
В текущем году мы должны перешагнуть стомиллиардный рубеж по
объему промышленного производства, направить усилия на рост
конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличить в ней
инновационную составляющую.
Сегодня нас интересуют не только количественные показатели, но
и качественные процессы в экономике.
Роль и участие Правительства Удмуртской Республики в этих
стратегических направлениях в текущем году отражены в Плане по
реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской
Республики на 2005 - 2009 годы.
Сегодня нужны более совершенные методы анализа и планирования
социально-экономических процессов.
Требуют корректировки и дополнения Законы "О государственной
инвестиционной политике Удмуртской Республики" и "О налоговых
льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности".
Рост инвестиций в экономику республики был и остается основной
задачей Правительства.
Мы не можем обойтись и без "прорывной" инновационной политики.
Без нее сегодня невозможно построить конкурентоспособную
экономику, чутко реагирующую на российскую и мировую конъюнктуру.
Только такая экономика способна обеспечить занятость и высокие
доходы населения, а значит, работать на социально-политическую
стабильность в обществе и здоровье нации.
В отраслевом аспекте в первую очередь нужна республиканская
целевая программа "Развитие машиностроения и металлообработки в
Удмуртской Республике".
Следует защищать свои интересы и на рынке легковых автомобилей.
Введение более жестких требований к экологическим
характеристикам автомобилей, увеличение импорта иномарок неминуемо
приведут к сокращению объемов производства отечественных
автомобилей, в том числе и на Ижевском автозаводе.
Большинство населения потеряет возможность приобретать
относительно недорогие автомобили, а Удмуртия не досчитается
значительной части налогов и, что самое главное, рабочих мест.
Предлагаю в самое ближайшее время начать активную работу с
Правительством Российской Федерации, поскольку в середине мая оно
намерено рассмотреть вопросы дальнейшего развития автомобильной
промышленности.
В нефтяной отрасли необходимо, как минимум, сохранить
достигнутый уровень добычи, увеличить приток инвестиций в
разработку месторождений, обеспечить выполнение лицензионных
соглашений.
Еще одним шагом в развитии экономики должны стать интеграция
образования, науки и производства, переход на энергосберегающие
технологии и оборудование.
В этой части нам нужно разработать и внести в Государственный
Совет Удмуртской Республики проект Закона "Об энергосбережении".
Уважаемые депутаты!
За четыре года с учетом всех источников в экономику республики
инвестировано более 60 миллиардов рублей.
Это позволило нам построить 126 объектов социального
назначения, 1,300 тысячи квадратных метров жилья, проложить 336
километров автомобильных дорог, 1569 километров газовых сетей,
переоснастить ряд производств.
Серьезным фактором экономического роста является наша политика
по развитию общественной инфраструктуры.
Она позволяет нам обеспечить социальную справедливость - равные
объем и качество социальных услуг независимо от места проживания
человека.
С каждым годом мы вкладываем в реализацию Республиканской
целевой программы по газификации все больше сил и средств.
Только в прошлом году введено в эксплуатацию 460 километров
газопроводов, газифицировано природным газом 6,5 тысячи квартир.
Программа газификации будет приоритетной и на ближайшие пять
лет.
Нам необходимо ускорить перевод котельных на газ, подвести
голубое топливо к селам Красногорское и Дебесы и выйти на
ежегодный ввод 500 километров газовых сетей.
Республика продолжает наращивать темпы жилищного строительства.
За прошлый год предприятия Удмуртии выделили своим работникам
для приобретения жилья свыше 500 миллионов рублей, за счет чего
свои жилищные условия улучшили 840 семей.
Всего в республике с использованием различных источников
финансирования построено 360 тысяч квадратных метров жилья.
Сегодня в стране сняты многие вопросы, тормозящие жилищное
строительство.
Закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных
домов" позволяет ускорить и упростить процесс согласования нового
строительства, сделать жилье доступным для более широких слоев
населения.
Наша задача - обеспечить в текущем году ввод жилья в объемах не
менее 370 тысяч квадратных метров и задел под будущее
строительство, вложив в развитие инженерной инфраструктуры районов
жилой застройки 40 миллионов рублей.
Гражданам республики должно быть выдано не менее 230 миллионов
рублей кредитных ресурсов под строительство жилья.
Строительная отрасль - это мощный локомотив развития экономики.
Поэтому в текущем году из средств бюджета Удмуртской Республики
предстоит освоить свыше 1,5 миллиарда рублей капитальных вложений.
Необходимо построить и реконструировать 30 социально значимых
объектов, продолжить строительство онкологического центра,
приступить к капитальному ремонту детских больниц.
Хочу еще и еще раз подчеркнуть: решение жилищного вопроса,
строительство школ и больниц, газовых сетей имеют для нас
принципиальное значение.
Доступное и качественное жилье, современная социальная
инфраструктура являются важнейшим фактором стабильности в
обществе, уверенности человека в завтрашнем дне, залогом его
физического и духовного здоровья.
В последние годы жители республики обращают пристальное
внимание на положение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
И это вполне естественно - люди устали от постоянного роста
тарифов на услуги ЖКХ и отсутствия внятных объяснений, за что и
сколько им нужно платить.
А самое главное - от отсутствия связи между ростом тарифов и
качеством услуг.
Поэтому Правительство республики вынуждено уделять этой сфере
все больше и больше времени и сил.
Только в прошлом году в республике капитально отремонтировано и
реконструировано более 190 объектов жилищно-коммунального
хозяйства.
Однако без кардинальных изменений всей организационной
структуры отрасли ее сегодня "на плаву" не удержать.
И здесь нет иного способа, как сделать человека хозяином,
собственником своей квартиры, своего дома и придомовой территории.
Только в этом случае удастся поставить под общественный
контроль огромные средства.
Сегодня эта сфера оказывает жителям республики услуг на сумму
свыше пяти миллиардов рублей.
Переводя такой сложный хозяйственный комплекс на рыночные
рельсы, нужно одновременно обеспечить и его бесперебойную работу.
В республике уже началось становление новых экономических
отношений в сфере ЖКХ.
В 26 муниципальных образованиях созданы службы заказчика или их
аналоги.
Образовано 50 товариществ собственников жилья.
В жилищно-коммунальной сфере услуги оказывают более 500
предприятий, в том числе 58 частных.
Вступивший в силу Жилищный кодекс позволяет ускорить передачу
жилых домов под управление их жителей.
Но этот процесс не должен быть пущен на самотек, а проходить
под контролем администраций муниципальных образований.
Иначе обязательно найдутся проходимцы, которые, организовав
управленческие компании, начнут наживаться на людях.
Поэтому нужно в возможно короткие сроки проработать пакет
документов, конкретизирующих полномочия органов власти в этой
сфере, проводить разъяснительную работу среди населения.
Грамотно решив эти вопросы, мы снимем накопившееся недоверие
населения к преобразованиям в жилищно-коммунальной сфере.
Уважаемые депутаты!
Говоря о нашей с вами работе по обеспечению жителям Удмуртии
равного объема социальных благ независимо от места их проживания,
я в первую очередь имел в виду сельское население республики.
К сожалению, в России в целом и, как следствие, в ряде
субъектов Российской Федерации государственные инвестиции в село
сокращаются как неперспективные.
В прошлом году были отменены Федеральные законы "О социальном
развитии села" и "О государственном регулировании
агропромышленного производства".
За такими решениями, как мне кажется, стоит непонимание того,
что это путь к дальнейшему разрушению села, и, в итоге - к подрыву
продовольственной безопасности страны и социальным потрясениям.
Чтобы избежать этой опасности, государственная власть
республики практическими делами подтверждает, что не оставляет и
не оставит село без поддержки.
Для улучшения благосостояния жителей села в Удмуртии
реализуется государственная политика, направленная на развитие
сельских территорий и поддержку сельского товаропроизводителя.
Из построенного в республике за четыре года в сельской
местности возведено 40 процентов жилья, более 70 процентов
социальных объектов и газовых сетей.
Правительство перевыполнило свои обязательства по ежегодному
приобретению сельскохозяйственной техники.
За четыре года приобретено 507 тракторов и 424 комбайна.
То есть 931 единица техники вместо планировавшихся 800.
В законе "О бюджете Удмуртской Республики" Правительство и
Государственный Совет ежегодно планируют средства на развитие
агропромышленного комплекса.
И в текущем году на эти цели будет выделено более 550 миллионов
рублей, или на 94 миллиона рублей больше фактического уровня
прошлого года.
На сегодняшний день приняты решения о дополнительном
финансировании в размере более 73 миллионов рублей для
приобретения 140 тракторов и 50 комбайнов. Следует отметить, что
такая поддержка является не напрасной.
В минувшем году сельские труженики выполнили практически все
ориентиры по производству основных видов продукции, установленные
Программой социально-экономического развития республики.
Достигнут рекордный для Удмуртии средний надой молока от одной
коровы - 3344 килограмма.
Выросло число прибыльных сельхозпредприятий.
В республике создана устойчивая продовольственная база по
производству мяса, молока, яиц, отвечающая спросу населения и
самым высоким требованиям к качеству.
Тем не менее, нам предстоит решить ряд важных вопросов.
Так, в животноводстве необходимо восстановить поголовье
крупного рогатого скота и свиней, повысить продуктивность всех
видов сельскохозяйственных животных.
Намеченные мероприятия предусматривают выход через пять лет на
получение четырех тысяч килограммов молока от одной коровы.
Это значит, что в нынешнем году нужно увеличить прирост надоев
по сравнению с прошлым годом не менее чем на сто килограммов.
Под посевную кампанию текущего года Правительство республики
выделило свыше 175 миллионов рублей, что на 40 миллионов рублей
больше, чем в прошлом году.
Но из-за повышения цен на дизельное топливо на 60 процентов к
прошлому году эта сумма будет увеличена на 50 миллионов рублей.
На днях прошла встреча с депутатской фракцией "Регионы
Удмуртии" Государственного Совета, на которой мы обсудили сложную
ситуацию, складывающуюся в агропромышленном комплексе республики и
России.
Это обсуждение будет продолжено на сессии республиканского
парламента.
Думаю, наша тревога и боль за судьбу села должны быть доведены
до Президента и Правительства Российской Федерации.
Для производства продуктов питания, укрепления кормовой базы
животноводства республике необходимо выходить на производство
миллиона тонн зерна.
Этого можно достичь, если хозяйства восстановят необходимый
уровень посевных площадей под зерновые как минимум до 550 тысяч
гектаров, повысят их урожайность.
Именно такие хозяйства получат новую технику и будут
газифицироваться в первую очередь.
В текущем году должно быть дополнительно распахано более 15
тысяч гектаров неиспользованной пашни.
Составной частью политики развития села должна стать
организация и поддержка занятости сельского населения.
Она позволит нам сократить безработицу и повысить доходы
сельских жителей. Учитывая поддержку АПК республикой, хочу
отметить, что спрос за основные показатели в сельском хозяйстве
будет таким же жестким, как и в прошлом году, когда за снижение
посевных площадей и поголовья скота Главам администраций
Каракулинского, Сарапульского, Якшур-Бодьинского и Ярского районов
было предложено написать заявление о добровольной отставке.
Благополучие населения республики напрямую связано с развитием
экономики Удмуртии и ростом бюджетных доходов.
За прошлый год на территории республики собрано 29,8 миллиарда
рублей налогов. Это на 20 процентов больше, чем в предыдущем году.
К сожалению, продолжает сохраняться неблагоприятная для
республики централизация налоговых доходов на федеральном уровне.
Если четыре года назад в Удмуртии оставалось 56 процентов
собранных на ее территории доходов, то в прошлом году - уже только
46 процентов.
Благодаря эффективной работе Правительства Удмуртии с
федеральным центром в прошлом году удалось пополнить доходную
часть республиканского бюджета более чем на 2,5 миллиарда рублей.
В прошлом году Правительство республики взяло на себя и
выполнило обязательства по финансовому обеспечению общедоступного
и бесплатного общего образования.
Финансирование расходов на эти цели осуществлялось за счет
субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
В бюджете на 2005 год перераспределение расходных полномочий
более масштабно.
За счет изменений в системе полномочий обязательства республики
увеличились на 3,2 миллиарда рублей.
Одновременно на один миллиард сократились доходные источники
консолидированного бюджета республики.
В этих условиях достичь положительных результатов можно только
за счет концентрации и эффективного использования финансовых
ресурсов на главных направлениях.
Одним из них является повышение заработной платы работникам
бюджетной сферы, о чем сказал Президент России в своем Послании
Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля этого года.
Поэтому мы начали работу по оптимизации бюджетных расходов,
которую необходимо завершить в основном в 2006 году.
Подчеркну, что эта акция направлена на ликвидацию ненужных
расходов, экономию бюджетных средств без какого-либо ущерба для
населения республики.
В социальной сфере это означает переход к организации
образовательно-культурных центров, что позволит существенно
снизить эксплуатационные затраты, а высвободившиеся средства
направить на расширение и качественное улучшение социальных услуг.
Особое внимание следует уделить внедрению в практику положений
131 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Как вы знаете, на 2006 год, помимо тридцати бюджетов городов и
районов, в Удмуртии должно быть сформировано 311 бюджетов
поселений. Это потребует грамотного подхода к межбюджетному
регулированию.
Действовать здесь необходимо очень взвешенно, не ломая
отлаженных механизмов, а поэтапно совершенствуя их.
Уважаемые депутаты!
В новых экономических условиях государство в одиночку не может
полностью обеспечить защиту интересов общества в сфере заработной
платы, качественного и доступного образования и медицинской
помощи.
Сегодня уровень общественно-политической стабильности,
физического и духовного здоровья нации во многом определяется
уровнем социальной ответственности не только государства, но и
бизнеса.
И в поддержании этой стабильности бизнес заинтересован не
меньше, чем власть. В истории Удмуртии были достойные примеры
такой ответственности.
Купцы братья Бодалевы, Волков, Калашников, Бахтияров, Курбатов
и Башенин на свои средства строили больницы и школы, приюты для
сирот и престарелых, церкви и не считали это пустой тратой денег.
Продолжая такие традиции, благотворительный фонд нефтяной
компании ТНК-ВР перечислил в прошлом году на социальные и
благотворительные цели более 55 миллионов рублей, "Руснефть" - 41
миллион рублей.
Акционерное общество "Удмуртторф" строит специальный жилой дом
для престарелых граждан.
Акционерное общество "ИЭМЗ "Купол" передало свою продукцию на
300 тысяч рублей социальным учреждениям.
Хочу особо отметить активное участие в строительстве жилья для
своих работников таких предприятий, как Ижевский радиозавод,
Воткинский завод, Ижевское отделение Горьковской железной дороги и
Ижевский завод керамических материалов.
Есть и другие примеры благотворительной деятельности, и
хотелось бы, чтобы объемы социальной поддержки со стороны бизнеса
постоянно наращивались.
Обязанностью и мерой социальной ответственности предприятия
любой формы собственности является уплата налогов. Однако до сих
пор не все это понимают.
За истекший год каждый третий рубль из поступивших в бюджет был
внесен по принуждению. Это более 10 миллиардов рублей.
Еще 11 миллиардов составляет задолженность по уплате налогов.
Сказанное вовсе не значит, что власть намерена переложить на
бизнес весь груз социальных обязательств и ответственности за
духовное и физическое здоровье нации.
Основную ношу оно брало и будет брать на себя, предлагая
бизнесу различные формы социального партнерства. О таком
партнерстве свидетельствуют цифры и факты.
Денежные доходы жителей республики за четыре года увеличились в
два с половиной раза, а за прошлый год - на 17 процентов. За этот
же период средняя заработная плата выросла в три раза и достигла
5163 рублей. При этом рост доходов опережал рост потребительских
цен.
Сбережения граждан по сравнению с декабрем 2003 года
увеличились на 63 процента, или на 1,3 миллиарда рублей.
Выросла покупательная способность населения.
Розничный товарооборот увеличился в сопоставимых ценах на
девять процентов.
Снижается доля расходов населения на продовольственные товары.
Однако считаю, что руководители предприятий не все сделали для
роста заработной платы своих работников и для ее своевременной
выплаты. И здесь возникает необходимость вмешательства власти.
Указом Президента Удмуртской Республики создан Республиканский
координационный совет по вопросам оплаты труда, соблюдения
трудовых прав и законодательства об обязательном пенсионном и
социальном страховании.
Работает межведомственная комиссия по проверке своевременности
выплат заработной платы в отраслях экономики. В результате немало
нерадивых руководителей получили предписания на погашение
задолженности по заработной плате, в отношении некоторых
возбуждены уголовные дела.
Пришло время для решительного искоренения в республике
"теневой" зарплаты.
Надзорные органы должны принять к нарушителям законодательства
действенные и даже самые жесткие меры.
Никому из работодателей не позволено воспроизводить бедность,
создавать угрозу социальной стабильности в обществе, лишать людей
перспективы пенсионного обеспечения.
В республике подписывается трехстороннее соглашение между
Правительством Удмуртии, объединениями работодателей и федерацией
профсоюзов.
В таком формате рассматриваются многие вопросы социального
партнерства, находятся компромиссные решения по злободневным
темам.
Кстати, в текущем году исполняется сто лет профсоюзному
движению в России. В свое время на него возвели много напраслины.
Тем не менее, в республике сохранилась и действует профсоюзная
организация, насчитывающая в своих рядах 250 тысяч человек, и
Правительство Удмуртской Республики наладило с федерацией
профсоюзов, как с главной организацией трудящихся, конструктивное
сотрудничество.
Важным участком взаимодействия государственных органов и
бизнеса является сфера занятости населения.
Здесь наши совместные усилия направлены на сохранение
существующих и создание новых рабочих мест.
В республике в последние годы удается сдерживать рост
безработицы. Однако достигнутый уровень не может нас успокаивать.
Мы должны быть готовы к тому, что структура экономики будет
меняться и приведет к высвобождению работников на крупных
предприятиях.
Вот почему даже с таких позиций нам следует всемерно развивать
малый и средний бизнес, заранее подготовить планы
перераспределения рабочей силы в экономике республики.
Малый и средний бизнес - это серьезная составляющая
экономического потенциала республики. Он обеспечивает наемных
работников не только стабильным доходом.
Многие фирмы оплачивают образование и лечение работающих.
По данным администраций городов и районов, ни одно серьезное
культурное и спортивное мероприятие не обходится без спонсорской
помощи предпринимателей. Но и государство не оставляет малый
бизнес без внимания и поддержки.
В Удмуртии с 1994 года ведется целенаправленная работа по
государственной поддержке предпринимательства.
В Республиканской программе социально-экономическою развития на
2005 - 2009 годы раздел "Малое предпринимательство" выделен в
отдельный блок как самостоятельный сектор экономики с большим
будущим. При этом хочу подчеркнуть, что поддержки бизнеса только
со стороны государства недостаточно.
Сами предприниматели должны понять: только следование
цивилизованным правилам и нравственным нормам поведения поможет им
завоевать доверие населения.
Социальное обеспечение населения было и всегда будет
приоритетным в работе Государственного Совета и Правительства
Удмуртии, органов местного самоуправления.
В республике с каждым годом расширяется система социального
обслуживания населения. Только в прошлом году проведена
реконструкция восьми объектов, среди которых Увинский социальный
приют, Республиканский социально-реабилитационный центр и
Сарапульский психоневрологический интернат.
На укрепление материальной базы отрасли направлено более 40
миллионов рублей.
А в целом на социальную защиту населения выделено 1,3 миллиарда
рублей.
Погашен долг за предыдущие годы по детским пособиям.
Поправили здоровье 7400 детей-инвалидов и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Работая над совершенствованием системы социального обеспечения,
мы с вами решаем одновременно несколько задач.
С одной стороны, создаем условия для достойной жизни наименее
защищенных слоев населения. А с другой - укрепляем в общественном
сознании представление о том, что забота о детях, престарелых
людях, инвалидах является неотъемлемой частью национальной
культуры и нравственности.
Залогом духовного здоровья нации является институт семьи, в
отношении которого в Удмуртии проводится целенаправленная
государственная политика.
Не случайно прошлый год был объявлен в республике Годом семьи,
призванным направить внимание общества на проблемы неполных,
молодых и многодетных семей.
За этот год денежную и натуральную помощь получили более 12
тысяч семей.
Каждой из 40 семей, где родились двойни, оказана помощь в
размере 5000 рублей.
Двум семьям, в которых родились тройни, выделяются
благоустроенные квартиры.
Льготные и ипотечные жилищные кредиты на сумму 83 миллиона
получили 450 молодых семей.
Впервые субсидии на два миллиона рублей выданы для приобретения
жилья многодетным семьям. Такая поддержка в этом году будет
увеличена.
В прошлом году стартовала Республиканская целевая программа
"Дети Удмуртии" на 2004 - 2008 годы.
В рамках этой Программы переоснащаются медицинские центры, в
том числе в детских учреждениях.
Решен вопрос обеспечения бесплатным питанием детей первого и
второго года жизни из малоимущих семей, на что выделено 50
миллионов рублей.
Работа по улучшению питания детей и школьников будет продолжена
в рамках специальной программы "Детское и школьное питание",
разработать и принять которую нам также необходимо.
Для снижения масштабов детского сиротства начата реорганизация
органов опеки и попечительства.
Сегодня в республике работает 12 детских домов. Отрадно, что до
сегодняшнего дня сохранилась шефская помощь некоторым детским
домам со стороны предприятий и организаций.
Шефы проводят реконструкцию и ремонт помещений, оснащают
компьютерные классы и дарят подарки детям, помогают выпускникам
поступать в учебные заведения.
Такая благотворительная деятельность - важное звено в системе
социальной помощи, и ее нужно всячески поощрять и развивать.
Здоровье нации в прямом смысле этого слова определяется
доступностью, качеством и своевременностью медицинских услуг.
За четыре года в республике построено двадцать объектов
здравоохранения, открыт Республиканский клинико-диагностический
центр.
Финансирование отрасли увеличилось почти в два раза.
Более чем на 313 миллионов рублей приобретена современная
медицинская техника, в том числе по Целевой программе "Здоровье
матери и ребенка" - на 66 миллионов.
Для улучшения медицинского обслуживания сельского населения
организовано 48 межрайонных лечебных центров.
Реализуются 10 отраслевых программ, направленных на сохранение
и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний,
создание эффективной системы вакцинопрофилактики.
В итоге в республике впервые за много лет отмечено снижение
смертности, общей и первичной заболеваемости, улучшились
показатели здоровья детей.
Мы можем гордиться тем, что в республике ниже, чем в среднем по
России, уровень младенческой и материнской смертности.
Существенный вклад в укрепление здоровья населения и своих
работников вносят практически все крупные предприятия республики,
которые содержат или финансируют работу поликлиник,
профилакториев, лечебно-оздоровительных комплексов, оказывают
здравоохранению другую помощь.
Например, в прошлом году приобретено 50 автомобилей скорой
помощи, оснащена оборудованием Юкаменская центральная районная
больница, построен новый корпус санатория-профилактория "Нефтяник"
на 50 мест.
Со своей стороны мы обязаны начать системный переход на новые
технологии, современные методики лечения и медицинского
обслуживания.
Значительные объемы медицинской помощи необходимо перенести из
стационаров в амбулаторно-поликлинические учреждения.
Мы должны усилить внимание к улучшению санитарно-
эпидемиологической обстановки на территории республики.
Медицинским работникам следует повышать качество
предоставляемых услуг на основе федеральных стандартов.
Для реализации нашего стратегического плана по росту населения
и продолжительности его жизни необходимо активизировать
демографическую и семейную политику: улучшать репродуктивное
здоровье населения, стимулировать рождаемость, снижать смертность
населения от управляемых причин.
Проводимая в республике социально-экономическая политика
полностью соответствует этому плану.
Впервые за последние годы снижается, и, надеюсь, необратимо,
смертность населения. Напротив, за четыре последних года в
республике родилось на 7200 детей больше, чем за аналогичный
предшествующий период.
По уровню рождаемости Удмуртия прочно закрепилась в числе
лидеров в Приволжском федеральном округе, и это тоже является
свидетельством верности избранной нами социальной политики.
Здоровый образ жизни, развитие физической культуры и спорта мы
пропагандировали всегда, не на словах, а на деле стимулируя
жителей республики вести здоровый образ жизни.
Именно для этого проводятся республиканские летние и зимние
сельские спортивные игры, спартакиады трудящихся городов,
студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных
заведений, соревнования среди детей и подростков, спортивных
семей.
Только за прошлый год проведено 160 чемпионатов и первенств
республики.
Подготовлено 102 мастера спорта России, почти 300 кандидатов в
мастера спорта, 630 спортсменов первого разряда.
В соревнованиях на призы клубов "Золотая шайба" и "Кожаный мяч"
приняло участие более 10 тысяч детей.
Для того чтобы занятия физической культурой и спортом
приобретали все более массовый характер, в прошлом году нами
построены стадион в поселке Кез, лыжные базы в поселке Кизнер и
деревне Адам Глазовского района, освещенная лыжероллерная трасса
на спортивном комплексе имени Галины Алексеевны Кулаковой.
Недавно открыт прекрасный спортивный зал Ижевской
сельскохозяйственной академии.
Нельзя не радоваться и тому, что к поощрению здорового образа
жизни своих рабочих и служащих, строительству спортивных
сооружений и поддержке команд стали возвращаться и многие
предприятия республики. Например, акционерное общество
"Удмуртнефть" установило 17 детских спортивных площадок в разных
районах республики.
Акционерное общество "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг"
ежегодно проводит общероссийский турнир по дзюдо среди юношей.
Мужская команда по настольному теннису Ижевского отделения
Горьковской железной дороги "Локомотив-Удмуртия" выступает в
высшей лиге чемпионата России.
Активно занимаются физкультурой и спортом в удмуртском филиале
акционерного общества "Волга-Телеком".
С развитием массовости растет мастерство спортсменов Удмуртии.
Ежегодно около 30 человек включаются в сборные команды России
по различным видам спорта.
Достойно представляют Удмуртскую Республику на всероссийских
соревнованиях хоккейные клубы "Ижсталь", "Знамя" и "Прогресс",
баскетбольная команда "Университет" и волейболисты команды "Динамо-
ИжГТУ".
Думаю, вы согласитесь со мной, что спортивная жизнь в
республике с каждым годом становится все интереснее и насыщеннее.
Удмуртская Республика продолжает вкладывать значительные
средства в развитие своего интеллектуального потенциала.
Для этого последовательно проводится работа по развитию системы
образования, приведению ее в соответствие с современными
требованиями.
За четыре года введено и реконструировано 65 объектов народного
образования, в том числе 47 школ на 6474 ученических места.
Построен учебный корпус Глазовского педагогического института,
в Можге в новом здании открыт филиал Удмуртского университета.
Для подвоза детей к месту учебы за четыре года приобретен 71
автобус, а в этом году их закуплено уже 50.
В городские и сельские школы поступило 3074 компьютера.
К системе Интернет уже подключены 150 сельских школ.
Охват детей дошкольным образованием достиг 78 процентов против
58 процентов по России.
В системе образования важное место занимает профессиональная
подготовка молодежи.
Сегодня в Удмуртии работают 49 учреждений начального
профессионального образования, которые ежегодно выпускают около
7,5 тысячи учащихся, подготовленных по 120 профессиям.
После того как субъектам федерации были переданы полномочия по
осуществлению начального профессионального образования, мы несем
ответственность за 37 профессиональных училищ, работу которых нам
необходимо оптимизировать.
И сделать это нужно совместно с будущими работодателями в
соответствии с их практическими нуждами, поскольку в
промышленности не хватает более пяти тысяч рабочих с начальным
профессиональным образованием.
Здесь нам очень пригодится опыт работы по подготовке кадров,
накопленный акционерным обществом "Ижевский машиностроительный
завод", Воткинским заводом, Управлением специального строительства
по территории N 8, Ижевским и Чепецким механическими заводами.
Значительный интеллектуальный потенциал сосредоточен в высших
учебных заведениях республики.
По числу студентов в них Удмуртия находится в первой десятке
регионов Российской Федерации.
И нам следует в полной мере использовать этот потенциал на
благо общества.
У нас есть все возможности готовить квалифицированных
специалистов для наших предприятий, в том числе и по их заказам,
создавать инновационно-технологические центры, которые будут
разрабатывать современные технологии и передавать в
промышленность.
В конечном итоге мы должны сделать всю систему образования - от
дошкольного до высшего, с одной стороны, предельно рациональной,
эффективной.
А с другой - максимально гибкой, позволяющей человеку
реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциал с пользой
для себя и общества.
Но воспитать физически здорового и интеллектуально развитого
человека - это только половина дела.
Нам нужно воспитывать подлинных патриотов своей Родины, знающих
и уважающих ее историю, приумножающих культурные традиции своего
народа.
Ориентируясь на этот критерий, мы много делаем для развития
материальной базы культуры.
Не стал исключением и 2004 год.
Завершено строительство музейно-выставочного комплекса
стрелкового оружия имени Михаила Тимофеевича Калашникова.
Введены в эксплуатацию районный Дом культуры с детской школой
искусств в селе Вавож, сельский культурный центр в селе Люм
Глазовского района.
Значимыми культурными событиями прошлого года стали акция
"Ижевск - культурная столица Поволжья" и фестиваль Петра Ильича
Чайковского.
В результате нашей политики в этой сфере в республике сохранены
все необходимые условия для культурного развития и досуга людей.
Но на этом наша работа не заканчивается.
Культура - это мировоззрение, которое прививается с детства и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Показательным примером здесь служит растущее число участников
самодеятельного народного творчества.
Невозможно перечислить всех энтузиастов такого искусства, но
назвать некоторых стоит.
Это детская студия дворца культуры "Мир" Ижевского автозавода,
коллективы акционерных обществ "Ижсталь", "Ижевский радиозавод" и
завода "Элеконд", Ижевской птицефабрики, сельскохозяйственных
производственных кооперативов "Луч" Шарканского и "Труженик"
Завьяловского районов.
Уважаемые депутаты!
Успешно выполнив Программу "Развитие Удмуртии на 2001 - 2004
годы", мы заложили прочный фундамент для дальнейшего социально-
экономического развития республики.
Начинается новый пятилетний период ее развития. И от того, как
мы сработаем в стартовом году, будут во многом зависеть наши
дальнейшие результаты.
Итоги первого квартала обнадеживают - индекс физического объема
промышленной продукции составил 3,6 десятых процента.
Объем услуг транспорта вырос на 20 процентов, связи - на 14,5,
торговли - более чем на четыре процента.
Объем валовой продукции в сельском хозяйстве увеличился на три
процента, растут средние надои молока.
Собственные доходы консолидированного бюджета возросли на 16
процентов.
Денежные доходы на душу населения в марте поднялись на 24
процента к соответствующему периоду прошлого года.
Уважаемые депутаты Государственного Совета, члены
Правительства, приглашенные!
У нас есть все основания считать, что сообща мы успешно
справимся с задачами текущего года. Потому что мы уверены в
собственных силах, в силах наших предприятий, коллективных
хозяйств, в каждом добросовестном труженике и гражданине.
Вместе мы сумеем сделать нашу республику процветающей, а ее
жителей - духовно и физически здоровыми, уверенными в своем
завтрашнем дне и в достойном будущем своих детей.
Спасибо за внимание.
|