АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
от 11 ноября 2005 г. Дело N А71-439/05-А24
Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2005 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2005 г.
Арбитражный суд УР в составе председательствующего судьи
Кудрявцева М.Н., судей Симонова В.Н., Глухова Л.Ю.
при ведении судьей Кудрявцевым М.Н. протокола судебного
заседания
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление:
1. ООО "Талер", пос. Первомайский,
2. ООО "Нео сити", гор. Ижевск,
3. ООО "СДМ", гор. Ижевск,
4. ООО "Рекламное агентство "Ремас-Сити", гор. Ижевск,
5. Предпринимателя Лыскова С.В., гор. Ижевск,
к: 1. Городской думе гор. Ижевска,
2. Администрации гор. Ижевска
с участием Прокурора УР
с участием в качестве третьих лиц без самостоятельных
требований:
1. Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по УР, гор.
Ижевск,
2. МУП "Городская реклама и информация", гор. Ижевск.
Место рассмотрения: г. Ижевск, ул. Свободы, 139.
Судебное заседание объявлено открытым в 9 час. 30 мин.
В судебном заседании присутствовали представители заявителей:
1. ООО "Торгово-инвестиционная компания "Талер" - Михаленок
Д.Ю., адв., по дов. от 25.05.05;
2. ООО "Нео сити" - Ситников А.А., дир., Михайленок Д.Ю., адв.,
по дов. от 25.05.05;
3. ООО "СДМ" - Михайленок Д.Ю., адв., по дов. от 25.05.05;
4. ООО "Рекламное агентство "Ремас-Сити" - Веприков С.В.,
пред., по дов. от 20.07.05, Михайленок Д.Ю., адв., по дов. от
25.05.05;
5. Предпринимателя Лыскова С.В. - Михайленок Д.Ю., адв., по
дов. 25.05.05, Лысков С.В.;
Органов местного самоуправления гор. Ижевска:
1. Городской думы гор. Ижевска - Кузин О.В., пред., по дов. от
18.07.05 N 01-26/Д-251;
2. Администрации гор. Ижевска - Чулкин Д.А., зам. нач.
Правового управления, по дов. от 08.01.04 N 01-23-10;
Прокурора УР - Ложкин С.Б., зам. прокурора Октябрьского района
г. Ижевска, по дов. от 30.08.05 N 38-08/35-2005;
Третьих лиц:
1. УФАС по УР - Жуйкова М.А., гл. спец., по дов. от 15.08.05,
Иутина Е.В., вед. спец., по дов. от 15.08.05;
2. МУП "Городская реклама и информация" - Кузнецов А.М., пред.,
по дов. от 21.07.05.
ООО "Талер", ООО "Нео сити", ООО "СДМ", ООО "Рекламное
агентство "Ремас-Сити" и индивидуальный предприниматель Лысков
С.В. (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд УР с
заявлением о признании недействующими абзаца 3 пункта 1.6, пунктов
4.1.1.4, 5.1.1.6, 5.1.2.1, 5.1.2.3, 5.1.2.5, 5.1.3.4, последнего
абзаца пункта 5.2.1, пунктов 5.2.2, 5.3.3, 5.5, 6.2, 6.3 "Правил
размещения и эксплуатации средств наружной рекламы и информации в
гор. Ижевске", утвержденных решением Городской думы гор. Ижевска
от 24.03.05 N 300 (далее - Правила).
ООО "Рекламное агентство "Ремас-Сити" заявило отказ от
требования о признании недействующими в части Правил. Отказ судом
принят, однако в силу п. 8 ст. 194 АПК РФ отказ заинтересованного
лица не препятствует рассмотрению дела по существу.
В основании требований заинтересованные лица указали, что одним
из основных видов их деятельности является рекламная деятельность.
Правилами созданы дискриминационные условия деятельности на рынке
наружной рекламы, т.к. указанным нормативным актом предусмотрено,
что муниципальное унитарное предприятие наделяется функциями и
правами органа местного самоуправления. МУП, являясь коммерческой
организацией, получает преимущества по сравнению с другими
участниками рынка размещения рекламы, что противоречит Закону РФ
"О конкуренции...". На рекламораспространителей возлагаются
дополнительные обязанности по заключению договора с МУП и
дополнительные расходы в виде платы за размещение рекламы. По
мнению заявителей, плата за размещение рекламы по существу
является сбором, не предусмотренным системой налогов и сборов в
РФ. Заявители указали, что Правилами предусмотрено взимание платы
за размещение рекламы на землях общего пользования без взимания
платы за землю. В этом случае рекламораспространителям фактически
предоставляются в пользование земельные участки. Порядок
предоставления в пользование земельных участков и взимания платы
определен федеральным законодательством. В соответствии с
Правилами Главой Администрации - мэром гор. Ижевска принято
постановление от 5 мая 2005 г. N 208 "Об утверждении Методики
расчета платы по договору на размещение средств наружной рекламы".
Плата за размещение рекламы на землях общего пользования в
соответствии с указанной Методикой увеличена примерно в 6 раз по
сравнению с платой за аренду земельных участков, предоставляемых в
пользование для размещения рекламных конструкций (соответствующие
договоры и расчеты представлены).
Городская дума гор. Ижевска и Администрация гор. Ижевска
требования заявителей не признали, считают оспариваемый
нормативный акт соответствующим ст. 132 Конституции РФ, ст.ст. 6 и
15 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации", ст. 3 Устава гор. Ижевска, ст. 125 ГК РФ.
Органы местного самоуправления указали, что вправе самостоятельно
решать вопросы местного значения, связанные с особенностями
распространения наружной рекламы в гор. Ижевске, поскольку они
затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения
муниципальной собственностью.
По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по УР,
наделение МУП правом по заключению договоров на размещение средств
наружной рекламы является наделением субъекта правом органа
местного самоуправления, что запрещено абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона "О
конкуренции...". Наделив МУП правом выполнять работы по оформлению
и согласованию паспортов рекламных мест без проведения конкурса,
Дума предоставила МУП необоснованные преимущества, устранила
конкуренцию и ущемила интересы других хозяйствующих субъектов на
рынке выполнения таких работ.
Согласно заключению Прокурора УР наделение в соответствии с
Правилами МУП правом заключать от имени Администрации гор. Ижевска
договоры с владельцами средств наружной рекламы на размещение
рекламных мест приводит к совмещению предприятием функций органов
местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта и
создает преимущество МУП по сравнению с другими участниками рынка
размещения рекламы в гор. Ижевске, что противоречит Закону РСФСР
"О конкуренции...".
По заключению прокурора противоречат Бюджетному кодексу РФ, ГК
РФ, Федеральному закону "О рекламе", Закону РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
пункты Правил, предусматривающие следующие положения:
- получение МУП платы по договору на размещение рекламы (по
мнению прокурора, плата, являющаяся неналоговым платежом, должна
перечисляться непосредственно в бюджет);
- наделение МУП правом выполнять работы по оформлению и
согласованию паспортов рекламных мест на землях общего
пользования, а также на иных объектах, находящихся в ведении
муниципального образования;
- закрепление за МУП рекламных мест, включая земельные участки;
- обязанности заключения договора на проведение рекламных акций
на землях общего пользования и с использованием других объектов,
находящихся в ведении муниципального образования, с МУП на
основании разрешения на распространение наружной рекламы;
- демонтаж незаконно установленных средств наружной рекламы
силами МУП с последующим возмещением расходов
рекламораспространителем;
- обязанность рекламораспространителя размещать городскую
информацию на рекламоносителе во время его незанятости;
- обязанность собственника средства наружной рекламы уведомлять
МУП о произведенной установке средства наружной рекламы.
Другие оспариваемые положения Правил, по мнению прокурора,
соответствуют федеральным законам и иным нормативным актам,
имеющим более высокую юридическую силу.
В судебном заседании установлено.
Решением Городской думы гор. Ижевска от 24.03.05 N 300
утверждены "Правила размещения и эксплуатации средств наружной
рекламы и информации в гор. Ижевске". Правила были опубликованы
25.04.05 в "Ижевском вестнике" N 1. По протесту Первого
заместителя прокурора УР решением Городской думы гор. Ижевска от
16.06.05 N 336 в Правила внесены изменения. Данное решение было
опубликовано в "Ижевском вестнике" N 4, определенном в силу
решения Городской думы гор. Ижевска от 09.06.99 N 115 "Об
официальном опубликовании нормативных правовых актов Городской
думы гор. Ижевска" официальным изданием для опубликования
нормативных правовых актов.
В соответствии с Правилами размещение средств наружной рекламы
и информации на землях общего пользования, а также находящихся в
ведении муниципального образования "Город Ижевск" объектах
благоустройства и транспорта, зданиях, сооружениях и иных объектах
производится в соответствии с договорами, заключаемыми лицами,
владеющими средствами наружной рекламы или размещающими их, с
уполномоченным унитарным предприятием (МУП), выступающим от
Администрации гор. Ижевска на основании договора поручения и
доверенности (п. 1.6).
Правилами определена информация, которая может размещаться на
средствах наружной рекламы, и ее классификация (пункты 3.1 - 3.3),
определены порядок использования городской символики (п. 3.4),
порядок распространения социальной рекламы (п. 3.5), порядок
распространения рекламной продукции печатного характера (п. 3.6),
средства наружной рекламы, подлежащие регистрации в соответствии с
Правилами (п. 4), определены общие требования к средствам наружной
рекламы и информации и их классификация (п.п. 4.1.1 - 4.2.6). В
соответствии с п. 4.3 к средствам наружной рекламы отнесены и
рекламные акции, которые определены Правилами как публичные
мероприятия, воздействующие на потребителей распространяемой
информации. Рекламные акции подразделяются по типу мероприятия на
акции, проводимые с перемещением по городу (шествия), и акции,
проводимые без перемещения по городу - в заявленном месте
проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления,
митинги и пикетирование с использованием рекламы, распространение
образцов рекламируемых товаров и рекламных материалов в виде
печатной продукции).
Пунктом 5.1.1.1 Правил предусмотрено, что размещение средств
наружной рекламы и информации допускается только в местах,
предназначенных для такого размещения (рекламные места).
Рекламными местами могут быть части зданий, сооружений,
ограждений, опор крепления и земельных участков.
Место считается рекламным при наличии оформленного в
установленном порядке паспорта рекламного места - документа,
содержащего определенные в п. 5.1.1.2 сведения.
В соответствии с п. 5.1.1.6 работы по оформлению и согласованию
паспортов рекламных мест на землях общего пользования, а также
других муниципальных объектах выполняются МУП.
При оформлении паспортов рекламных мест МУП выполняет работы по
согласованию расположения рекламного места. Согласование с ГИБДД
МВД УР и с Ижевским отделением Горьковской железной дороги
выполняется в порядке, установленном этими организациями. Порядок
согласования с городскими организациями определяется Правилами
(пункты 5.1.2.1 - 5.1.2.6 Правил).
Пунктом 5.1.2.4 Правил предусмотрено, что имущество,
находящееся в пределах границ рекламных мест, включая земельные
участки, закрепляется за МУП в установленном законом порядке.
Последним абзацем пункта 5.2.1 предусмотрена обязанность
заключения договора с МУП на проведение рекламных акций на землях
общего пользования, а также с использованием иных объектов
муниципальной собственности на основании разрешения на
распространение наружной рекламы.
В соответствии с п. 5.2.2 Правил основанием для размещения
вывески, витрины, маркизы является регистрационный бланк,
оформляемый Управлением имущественных отношений Администрации гор.
Ижевска.
В соответствии с п. 5.5 Правил незаконно установленные средства
наружной рекламы и информации подлежат демонтажу силами владельца
или силами МУП с последующим возмещением затрат, понесенных МУП.
Пунктами 6.2 и 6.3 Правил предусмотрено, что плата по договору
размещения рекламы производится в соответствии с расчетом,
производимым МУП. Базовая ставка, на основании которой
определяется размер платы, и Методика расчета платы
устанавливаются Администрацией гор. Ижевска. Плата за размещение
рекламы по договору с МУП является единственным видом платы,
вносимой за предоставление в пользование участков на землях общего
пользования, а также других объектах, находящихся в ведении МО
"Город Ижевск".
В соответствии с пунктами 7.5 и 7.6 Правил предусмотрено, что
установленное средство наружной рекламы (рекламоноситель) подлежит
приемке в десятидневный срок со дня уведомления собственником
средства наружной рекламы МУП о произведенной установке.
Эксплуатация средства наружной рекламы допускается после
оформления акта приемки в эксплуатацию.
Постановлением Главы Администрации - мэра гор. Ижевска от 22
апреля 2005 г. N 181 "Об определении уполномоченного унитарного
предприятия по заключению договоров на размещение средств наружной
рекламы и информации" уполномоченным предприятием определено МУП
"Городская реклама и информация".
Первым заместителем Главы Администрации - вице-мэром гор.
Ижевска принято постановление от 5 мая 2005 г. N 208 "Об
утверждении Методики расчета платы по договору на размещение
средств наружной рекламы".
Заявления заинтересованных лиц по обжалованию указанных актов
исполнительного органа местного самоуправления г. Ижевска выделены
Арбитражным судом УР в отдельные производства.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от
2 июня 2005 г. N 22/05-04 и предписание УФАС по УР от 02.06.05 N
22/05-04 о прекращении Городской думой гор. Ижевска нарушения
пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР "О
конкуренции..." и внесении изменения в Правила, заменив МУП на
организацию, определенную на конкурсной основе, исключив из ее
полномочий функции и права органа местного самоуправления,
обжалованы Думой в Арбитражный суд УР.
Оценив представленные по делу доказательства, пояснения лиц,
участвующих в деле, заключение представителя прокурора УР, суд
пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1995 г.
N 108-ФЗ "О рекламе" целями настоящего Федерального закона
являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Статьей 3 того же Закона предусмотрено, что законодательство
Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального
закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения рекламы, могут регулироваться также указами
Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами
федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 марта 1997 г. N 4-П
по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от
18 июля 1995 года "О рекламе" указал, что правовое регулирование
вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному
законодательству, иными видами законодательства способно создать
препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств,
ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с
обязанностью государства гарантировать единство экономического
пространства.
Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом
комплексного нормативного правового регулирования. Если те или
иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых
отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются
предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской
Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в
рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том
числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6).
В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской
Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно
решать вопросы местного значения, связанные с особенностями
распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают
правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной
собственностью.
Таким образом, Конституционным Судом РФ, решения которого в
силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.
N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязательны
на всей территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений, четко и однозначно
определено, что органы местного самоуправления могут осуществлять
правовое регулирование в области размещения наружной рекламы
только в той части, которая касается особенностей порядка
использования муниципального имущества.
1. Порядок предоставления в пользование земельных участков
определен главой 17 ГК РФ и Земельным кодексом РФ. Статьей 65 ЗК
РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и
арендная плата.
Аналогичные положения о формах платы за пользование земельными
участками содержатся и в Законе РСФСР "О плате за землю".
Постановлением Администрации г. Ижевска от 27 декабря 2004 г. N
574 "Об установлении базовых размеров арендной платы за землю на
территории г. Ижевска" утверждены базовые ставки арендной платы за
землю, используемую для размещения наземных средств наружной
рекламы.
Правилами определено, что земельные участки, имеющие паспорт
рекламного места, предоставляются в пользование
рекламораспространителям на основании договоров с МУП о размещении
рекламы. Фактически на основании указанных договоров
рекламораспространителям, в собственности которых находятся
средства наружной рекламы, предоставляются в пользование земельные
участки для размещения рекламных конструкций. При этом Правилами
предусмотрено взимание платы только за размещение средства
наружной рекламы, взимание платы за землю исключается.
Указанные положения Правил в части определения земельного
участка в качестве рекламного места, в части установления порядка
размещения средств наружной рекламы и информации на землях общего
пользования, включая заключение договоров на размещение рекламы и
взимание платы, противоречат вышеназванным Федеральным законам и
признаются Арбитражным судом недействующими.
2. Определение Правилами в качестве рекламного места части
зданий, сооружений, ограждений, опор креплений и т.д. и
установление платы, поступающей в конечном итоге в бюджет гор.
Ижевска, за размещение рекламы в указанных местах не противоречат
законодательству, поскольку относятся к особенностям порядка
использования муниципального имущества.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ и п. 1 ст. 14
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности поселения, относятся к
вопросам местного значения.
3. В соответствии с п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и
иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании недействующим нормативного правового акта органа
местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый
нормативный правовой акт или отдельные его положения не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности
или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Заинтересованные лица не привели никаких доводов в отношении
того, что положение, установленное Правилами, о том, что
размещение средств наружной рекламы на муниципальных объектах
производится на основании договора с МУП, выступающим от имени
Администрации, нарушает их права либо другим образом ущемляет их
имущественные интересы.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке,
предусмотренном нормативными актами органов местного
самоуправления муниципальных образований, от их имени могут
выступать юридические лица и граждане.
Создание муниципальных предприятий предусмотрено ст. 17
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и Уставом гор. Ижевска.
Доводы заинтересованных лиц и УФАС по УР о том, наделение МУП
полномочиями по заключению от имени Администрации договоров на
размещение рекламы является нарушением пункта 3 ст. 7 Закона РСФСР
"О конкуренции...", так как при этом совмещаются функции
управления и функции хозяйствующего субъекта, судом не
принимаются. Не принимаются судом также доводы заявителей и УФАС
по УР о том, что наделение МУП правом и обязанностью проводить
работы по оформлению и согласованию паспортов рекламных мест и
проводить согласование с соответствующими организациями (ГИБДД и
Горьковской железной дорогой) предоставляет МУП необоснованные
преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Согласно Правилам работы по оформлению паспортов рекламных
мест, включая соответствующие согласования, производятся МУП без
взимания платы с рекламораспространителей. Непосредственно в
функции МУП не входит изготовление и распространение наружной
рекламы, следовательно, МУП не является хозяйствующим субъектом,
конкурирующим на указанном рынке.
Правилами не предусмотрено, что МУП передается право выдачи
разрешения на распространение наружной рекламы. Такое разрешение в
соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона N 108-ФЗ "О
рекламе" выдается органом местного самоуправления. Следовательно,
функции органа местного самоуправления на совершение юридически
значимых действий, за которые в соответствии с главой 25.3
Налогового кодекса РФ взимается государственная пошлина, МУП не
переданы.
Заявителями также не приведено никаких доводов в отношении
того, что положения Правил о том, что перечисление платы по
договору за размещение рекламы производится на счет МУП, а затем
МУП за минусом вознаграждения перечисляет плату в бюджет гор.
Ижевска, нарушают их права.
Довод Прокурора УР о том, что указанное положение Правил не
соответствует п. 2 ст. 60 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому
в местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от
использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, и ст. 216 БК РФ о принципе единства, судом не
принимается.
МУП в силу ст. 114 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 14
ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" является коммерческой организацией, не
наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней
собственником.
Согласно Уставу МУП "Городская реклама и информация"
предприятие создано с целью упорядочения рекламно-информационной
деятельности на территории гор. Ижевска, с этой целью осуществляет
определенные виды коммерческой деятельности, перечисленные в п.
2.3 Устава. Поступление доходов от указанных видов деятельности на
счет МУП с последующим перечислением МУП доходов в местный бюджет
не противоречит вышеприведенным нормам Закона.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания
недействующими пунктов 5.1.1.6, 5.1.2.1, 5.1.2.3, 5.1.2.5 Правил
не имеется.
4. Положения пункта 5.1.3.4 Правил о том, что имущество,
находящееся в пределах рекламных мест, закрепляется за МУП в
установленном законом порядке, не соответствуют Закону. Согласно
Правилам на рекламном месте размещаются средства наружной рекламы,
принадлежащие рекламораспространителям и, соответственно, не
являющиеся муниципальной собственностью.
Рекламные места, которыми могут быть части зданий, сооружений,
опор, заграждений и т.п., закрепить за МУП невозможно в силу того,
что части указанного имущества не являются самостоятельными
объектами гражданских прав, не могут отчуждаться и не находятся в
гражданском обороте (ст.ст. 128, 129 ГК РФ).
5. Судом не принимаются доводы заявителей о том, что плата за
размещение рекламы, установленная Правилами, представляет собой
установление органом местного самоуправления гор. Ижевска сбора,
не предусмотренного системой налогов и сборов в РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Никаких юридически значимых действий в данном случае МУП,
действующее от имени Администрации гор. Ижевска по доверенности,
не совершает. В данном случае взимается плата за оказание услуг по
гражданско-правовому договору на размещение рекламы с
использованием объектов муниципальной собственности, находящихся в
ведении МО "Город Ижевск". Данный вид гражданско-правового
договора прямо не предусмотрен Гражданским кодексом РФ, однако не
противоречит положениям ст. 421 ГК РФ о свободе договора.
6. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "О рекламе" распространение
рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях
может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло,
иных технических средств стабильного территориального размещения
(наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3
настоящей статьи.
Распространение наружной рекламы допускается при наличии
разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения
(п. 2 ст. 14).
Отнесение Правилами витрин, вывесок, маркиз и рекламных акций к
средствам наружной рекламы противоречит указанной норме
Федерального закона, поскольку витрины и акции техническими
средствами стабильного территориального размещения не являются.
Положения Правил, устанавливающие обязанность получения
разрешительной документации, уплату госпошлины и заключение
договоров с МУП на оформление витрин, вывесок, маркиз и проведение
рекламных акций, не соответствуют пп. 1 и 2 ФЗ "О рекламе" и
признаются недействующими.
7. Пункт 4.1.1.4, устанавливающий правило о том, что
стационарные средства наружной рекламы и информации не должны
эксплуатироваться без информационных сообщений, и обязанность
владельца рекламоносителя, имеющего договор с МУП, на время
незанятости средства наружной рекламы размещать на нем городскую
рекламу и информацию, признается недействующим. Обязанность
владельца рекламоносителя размещать городскую рекламу и информацию
не соответствует ст. 209 ГК РФ, поскольку ограничивает право
собственника распоряжаться принадлежащим ему имуществом по
собственному усмотрению. Оспариваемый нормативный акт признается
недействительным.
8. Пункт 5.5 Правил, предусматривающий, что незаконно
установленные средства наружной рекламы и информации подлежат
демонтажу силами МУП с последующим возмещением владельцем затрат,
и установление порядка демонтажа Администрацией гор. Ижевска,
противоречит п. 2 ст. 235 ГК РФ, согласно которому принудительное
изъятие имущества у собственника не допускается, а также ст. 11 ГК
РФ, устанавливающей судебную защиту гражданских прав. Указанный
пункт Правил признается недействующим.
9. Пункт 7.5 Правил, предусматривающий, что установленное
средство наружной рекламы (рекламоноситель) подлежит приемке МУП в
десятидневный срок со дня уведомления собственником о
произведенной установке, подлежит признанию недействующим,
поскольку требование о приемке средства наружной рекламы лицом, не
являющимся собственником, Законом либо иным нормативным актом не
предусмотрено, указанное положение Правил возлагает на
собственников средств наружной рекламы дополнительные, не
предусмотренные Законом обязанности.
С учетом принятого отказа от иска ООО "Рекламное агентство
"Ремас-Сити" уплаченная при подаче заявления госпошлина на
основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату указанному заявителю
из бюджета РФ полностью.
С учетом принятого по делу решения на основании ст. 110 АПК РФ
расходы по уплате госпошлины распределяются между заявителями и
органами местного самоуправления в равных долях. Поскольку органы
местного самоуправления в этом случае от уплаты госпошлины в
соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобождены, то в силу ст. 333.40
НК РФ госпошлина в половинном размере подлежит возврату другим
заявителям из бюджета РФ.
Руководствуясь ст.ст. 170, 195 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. Признать недействующими Правила размещения и эксплуатации
средств наружной рекламы и информации в гор. Ижевске, утвержденные
решением Городской думы гор. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 300, в
части установления порядка размещения средств наружной рекламы и
информации на землях общего пользования, включая заключение
договора на размещение рекламы и взимание платы, не
соответствующими Земельному кодексу РФ, Закону РФ "О плате за
землю".
2. Признать недействующими пункты 4.1.1.4, 5.1.3.4, последний
абзац пункта 5.2.1, пункт 5.2.2, пункты 5.5 и 7.5 Правил
размещения и эксплуатации средств наружной рекламы и информации в
гор. Ижевске, утвержденных решением Городской думы гор. Ижевска от
24 марта 2005 г. N 300, не соответствующими ГК РФ, Федеральному
закону "О рекламе".
3. В удовлетворении остальной части заявления отказать.
4. Принять отказ от иска ООО "Рекламное агентство "Ремас-Сити".
5. Выдать ООО "Рекламное агентство "Ремас-Сити" справку на
возврат из бюджета РФ 1600 руб. госпошлины, уплаченной по
платежному поручению от 05.07.05 N 274.
6. Выдать ООО "Тик Талер" справку на возврат госпошлины в сумме
67 руб., уплаченной по платежному поручению от 21.06.05 N 102.
7. Выдать ООО "СДМ" справку на возврат из бюджета 67 руб.
госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 23.06.05 N 693.
8. Выдать предпринимателю Лыскову Станиславу Витальевичу
справку на возврат из бюджета 67 руб. госпошлины, уплаченной по
чеку-ордеру Сбербанка РФ N 130774.
9. Решение суда вступает в силу немедленно после его принятия.
10. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию
Федерального арбитражного суда Уральского округа в течение месяца
со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
М.Н.КУДРЯВЦЕВ
Судьи
В.Н.СИМОНОВ
Л.Ю.ГЛУХОВ
|