Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УР ОТ 26.10.1998 N 992 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


                  ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 26 октября 1998 г. N 992

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ И НАУЧНОЙ
               ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ
          РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

       В целях  научно - технического сопровождения работ по созданию
   конкурентоспособной продукции в условиях рыночной экономики  и  во
   исполнение постановления Правительства Удмуртской Республики от 23
   июня 1997  года  N  646  "О  разработке  среднесрочной   программы
   социально-экономического развития      Удмуртской      Республики"
   Правительство Удмуртской Республики постановляет:
       1. Утвердить Концепцию "Научная  система  и  научная  политика
   Удмуртской Республики  в  условиях  реформирования  ее социально -
   экономической системы" (прилагается).
       2. Комитету  по  науке,  высшему  и среднему профессиональному
   образованию при  Правительстве  Удмуртской  Республики  на  основе
   данной  Концепции  разработать  программу развития науки в срок до
   ноября 1998 года.
       3. Первому заместителю Председателя  Правительства  Удмуртской
   Республики  А.Г.Злобину  обеспечить организационное взаимодействие
   министерств  и  ведомств  Удмуртской  Республики  при   реализации
   положений Концепции "Научная система и научная политика Удмуртской
   Республики в условиях реформирования ее социально -  экономической
   системы".

                                           Председатель Правительства
                                                Удмуртской Республики
                                                         П.Н.ВЕРШИНИН





                                                           Утверждено
                                                       постановлением
                                                     Правительства УР
                                          от 26 октября 1998 г. N 992

                               КОНЦЕПЦИЯ
             НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ
                РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ
                   СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

                                Введение

       Социально - экономические  изменения  в  Российской  Федерации
   привели   к   существенному   спаду  во  всех  отраслях  народного
   хозяйства,  в том числе и в Удмуртской  Республике.  Существенного
   подъема  отдельных  отраслей  и  в  целом народно - хозяйственного
   комплекса  можно  добиться   только   при   опережающем   развитии
   соответствующих   научных  направлений,  при  научном  и  кадровом
   сопровождении  мероприятий,  способствующих   развитию   хозяйства
   республики.
       Такой подход к развитию  науки  отражен  в  доктрине  развития
   российской науки,  в которой отмечено,  что в современных условиях
   практическое использование естественно - научных,  гуманитарных  и
   научно  -  технических  знаний  во  все большей степени становится
   источником деятельности  общества,  его  духовного  и  физического
   здоровья.
       Наука в Удмуртской Республике представлена коллективами вузов,
   академических    институтов    и    иных    учреждений   различной
   организационно   -   правовой   формы,   выполняющих   научно    -
   исследовательские и опытно - конструкторские работы (НИР и НИОКР).
   Сложились и развиваются различные направления  интеграции  ученых:
   вузовско  -  академические  комплексы,  совместные  подразделения,
   общественные    научные    организации.    Начала    формироваться
   республиканская система управления наукой.
       Политические, экономические и правовые основы функционирования
   всей  системы  управления страной и регионом постоянно изменяются,
   поэтому для принятия  оптимальных  решений  необходима  разработка
   научной    концепции,    учитывающая   современную   социально   -
   экономическую ситуацию,  а также  общемировую  стратегию  развития
   науки.

         Краткий анализ состояния науки в Удмуртской Республике

       В Удмуртской  Республике научные организации,  ориентированные
   на военно - промышленный  комплекс,  были  представлены  научно  -
   исследовательским технологическим институтом "Прогресс",  научно -
   исследовательским институтом  металлургической  технологии  НИИМТ,
   НИИ  "Вакуумного  машиностроения",  научными  подразделениями  ОАО
   "Ижмаш", ГП "Ижевский механический завод" и др. На оборонный заказ
   работали    ученые    Ижевского    государственного   технического
   университета.  Физико - технический институт и Институт прикладной
   механики АН РФ также осуществляли научную поддержку ВПК.
       Изменения, происходящие в России в  течение  десяти  последних
   лет,  привели  к  значительному  сокращению финансирования научной
   деятельности и разрыву  сложившихся  научно  -  образовательных  и
   научно - производственных связей.
       Современное состояние   науки  в  России,  в  том  числе  и  в
   Удмуртской Республике, характеризуется следующим:
       1. Практически    все    отраслевые    институты,   опытно   -
   конструкторские бюро заводов в  Удмуртской  Республике  прекратили
   научную деятельность и выполнение опытно - конструкторских работ.
       2. Произошел отток высококвалифицированных научных кадров.
       3. Резко   увеличился  их  средний  возраст  (средний  возраст
   докторов наук приближается к 60 годам,  кандидатов  наук  -  к  50
   годам).
       4. Снизился уровень свободного доступа к  научной  информации,
   несмотря на появление современных средств телекоммуникаций.
       5. Полностью прекратилось  обновление  научного  оборудования,
   что  особенно  негативно  будет в ближайшем будущем оказываться на
   эффективность   научных  результатов  и  воспроизводство  научно -
   педагогических кадров.
       Исторически в УР в области фундаментальных прикладных наук,  а
   также опытно - конструкторских разработок сложился  и  развивается
   ряд  научных  направлений.  Исследования  выполняются в признанных
   научных школах. К таким научным направлениям можно отнести:
       1. В     области    фундаментальных    наук:    математическое
   моделирование  и  вычислительный   эксперимент,   дифференциальные
   уравнения  (математика);  физика  твердого  тела;  механика  газа,
   жидкости, плазмы; механика сплошных сред; физика, химия и механика
   поверхности  (физика);  химия твердого тела,  аналитическая химия;
   химическая физика, физико - химия жидких сред (химия); биофизика и
   биохимия (биология);  история этногенеза финно - угорской общности
   (история);   социальная   психология,   гносеология   (философия);
   социология культуры и искусства (искусствоведение).
       2. В  сфере  прикладных   наук   научно   -   производственным
   комплексом  республики  был  создан  значительный  потенциал.  И в
   настоящее  время  достигнуты  научные   результаты   в   следующих
   областях:  производственные технологии (прецизионные и мехатронные
   технологии,   робототехнические   системы   микромашины,    гибкие
   производственные   системы,   модульные   технологии  производства
   массовой    металлопродукции    с    новым    уровнем     свойств,
   интеллектуальные   системы  автоматизированного  проектирования  и
   управления);  новые материалы и  химические  продукты  (композиты,
   полимеры,   материалы   и   сплавы  со  специальными  свойствами);
   информационные технологии и электроника (системы  распознавания  и
   синтеза   речи,  текста  и  изображений,  системы  математического
   моделирования);  топливо и энергетика (технология  воздействия  на
   нефтяные    пласты);    транспорт    (транспортные   средства   на
   альтернативных  видах  топлива)  и  др.  являются  актуальными   и
   соответствуют критическим технологиям федерального уровня.
       3. В медицине получили признание исследования ученых  Ижевской
   государственной   медицинской   академии   в  следующих  областях:
   клиническая кардиология  и  ревматология;  диагностика  и  способы
   лечения внутренних болезней; патология органов дыхания и желудочно
   -  кишечного   тракта   детей;   хирургия   суставов;   медико   -
   биологические    проблемы   мозга;   морфологическая   диагностика
   различных   видов   смерти;   исследование   патологии   человека;
   неврология, нейрохирургия и медицинская диагностика и др.
       4. В  сельскохозяйственной науке учеными республики достигнуты
   научные результаты в селекции и  семеноводстве  зерновых  культур;
   исследовании  почв  Удмуртии;  технологии  производства  продуктов
   животноводства.
       Известны результаты ученых республики и в области педагогики.
       Большая часть  высококвалифицированных  научных   специалистов
   работает  в высших учебных заведениях республики.  Из 191 докторов
   наук,  проживающих в УР,  в высших учебных заведениях работают 156
   докторов  наук.  В том числе в ИжГТУ 46 докторов наук;  УдГУ - 55;
   ИжГСХА - 9; ИГМА - 46.
       Высшие учебные  заведения,  а  также  академические  институты
   играют  определяющую  роль  в  подготовке  высококвалифицированных
   научных   специалистов.   Значительное   количество   (более   20)
   докторских  и кандидатских специализированных советов,  подготовка
   магистров, проведение стажировок в зарубежных научных организациях
   создают  основы  для  дальнейшего  развития  науки  в  республике.
   Существенным   фактором   является   расширение   образовательного
   пространства.   В  настоящее  время  в  вузах  республики  ведется
   подготовка специалистов,  бакалавров и магистров по  значительному
   (более 100) количеству направлений и специальностей.  Подготовка и
   выпуск  специалистов   по   перспективным   направлениям   создают
   предпосылки для формирования новых научных направлений, актуальных
   для республики.  Одним из направлений в области повышения качества
   подготовки   научных   специалистов  является  создание  научно  -
   образовательных структур путем поэтапной интеграции  академических
   и  отраслевых  институтов,  ОКБ  предприятий  с  высшими  учебными
   заведениями (создание вузовско -  академических  кафедр,  отделов,
   центров и институтов).
       Практическая реализация полученных научных решений в экономику
   Удмуртской Республики затягивается, как из-за разрыва связей между
   различными   функциональными   системами  (производством,  наукой,
   образованием,  учреждениями власти),  так и  из-за  неэффективного
   распределения финансовых ресурсов среди организаций,  занимающихся
   научной деятельностью.
       В республике осуществляются определенные шаги  для  разрешения
   столь  важной проблемы.  При Правительстве УР образован Комитет по
   науке,   высшему   и   среднему   профессиональному   образованию,
   развиваются  интеграционные процессы между вузами и академическими
   институтами,  вузами  и  промышленными  предприятиями  республики.
   Жизненно   необходимым   становится  решение  вопроса  о  создании
   инновационных структур (инновационно  -  технологических  центров,
   технопарков, бизнес - инкубаторов, малых инновационных предприятий
   и др.), реализующих механизмы внедрения научных результатов в виде
   продуктовых,   технологических   и   организационных  инноваций  в
   экономику республики для создания конкурентоспособной продукции  и
   услуг.
       Разработка "Концепции  научной  политики  и  научной   системы
   Удмуртской  Республики  в  условиях  ее социально - экономического
   реформирования" представляется актуальной и своевременной задачей.

              КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ
            УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
                  ЕЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

          1. Выводы, сделанные на основании системного анализа
               научного развития в Удмуртской Республике,
               предшествовавшего формированию ее научной
                 системы и разработке научной политики

       1. Отсутствует  в  достаточном  объеме   понятийный   аппарат,
   направленный на формирование научной системы УР, совершенствование
   ее функционирования и  развития,  что  затрудняет  государственное
   управление научной системой.
       2. Не сформирована  научная  система  УР  с  целями, задачами,
   регламентированными составом, структурой и функциями.
       3. Не   систематизированы   и   не   регламентированы    формы
   взаимодействия государственной,  негосударственной и муниципальной
   научных  подсистем  в  интересах  развития  и  укрепления  научной
   системы УР в целом.
       4. Требует конкретизации состав  участников  научной  политики
   УР, их права, обязанности, цели, задачи.
       5. Необходима структуризация научной политики для формирования
   целевых  научных  политик и целевых систем,  способных реализовать
   целевые политики при решении приоритетных научных, экономических и
   социальных задач УР.
       6. Цели,  задачи  участников  научной  политики  должны   быть
   замкнуты в единую систему социально - экономического развития УР.
       7. Отсутствует  системный подход к разработке законодательно -
   нормативной базы в области социально - экономического развития УР,
   в  том  числе  и в науке,  включая различные формы ее интеграции с
   производящим комплексом.
       8. Цель  и  задачи  научной  политики  должны   быть   реально
   выполнимы,  их  реализация  должна  способствовать  благоприятному
   развитию республиканской науки и  повышению  конкурентоспособности
   ее  интеллектуальных  ресурсов  и  их  использование  социально  -
   экономической системой УР.

                       2. Цель и задачи Концепции

       Цель.
       Разработать системную  основу,  обеспечивающую   формирование,
   функционирование и развитие научной системы УР; реализацию научной
   политики во взаимосвязи  с  социально  -  экономической  политикой
   республики в целом.
       Задачи.
       1. Разработать основы научной политики УР, включающей:
       - структуризацию   участников   научной  политики,  их  права,
   обязанности, задачи и приоритеты;
       - содержание и приоритеты целевых научных политик;
       - формирование целевых научных систем,  способных  реализовать
   целевые научные политики;
       - систему управления научной системой.
       2. Конкретизировать  понятийный  аппарат и сформировать состав
   научной системы УР;  провести структуризацию ее государственной  и
   негосударственной   научных   подсистем;   определить   основы  их
   взаимодействия;  конкретизировать функции  научных  организаций  в
   условиях системного кризиса экономики и социальной сферы.
       3. Сформировать  благоприятные  условия  для  развития  науки,
   создания  конкурентоспособных  интеллектуальных  ресурсов и для их
   использования в производящем секторе экономики и социальной сфере.

               3. Научная политика Удмуртской Республики

       3.1. Основные понятия и определения
       Научная политика  Удмуртской  Республики  -  часть социально -
   экономической политики  государственной  власти  УР,  связанная  с
   разработкой целей, задач, приоритетов, концепций, стратегий, путей
   их  достижения  в  области   научного   развития   республики,   с
   формированием  научной системы,  способной реализовать эффективную
   научную    политику,    включающую    формирование     финансовых,
   интеллектуальных   материальных   ресурсов,   их  распределение  и
   использование    на    приоритетных    направлениях    социально -
   экономического  развития  республики;  а  также  -  это  политика,
   направленная    на    создание    благоприятных    условий     для
   функционирования,  развития  и  взаимодействия  государственной  и
   негосударственной  научных  систем   в   рамках   федерального   и
   республиканского законодательств и на основе взаимных соглашений.
       Содержательная часть научной политики базируется на  принципах
   создания   целостного   гармоничного  общества,  невозможного  без
   наличия научного комплекса в трех сферах:
       - научно - техническая и экологическая сфера на основе  нового
   информационного пространства;
       - реформирования социально - экономической  системы  с  учетом
   государственных рыночных отношений;
       - нравственная и религиозно - культурная сфера.
       Важным приоритетом научной политики является задача сохранения
   и освоения наследия науки 60 - 80-х годов, когда в республике были
   накоплены   значительные   научно   -   технические   заделы,   не
   востребованные народным хозяйством из-за однобокой  ориентации  на
   внедрение   научных  достижений  только  в  оборонный  комплекс  и
   существовавшей  идеологии,  не  позволяющей  гармонично  развивать
   нравственную  и  религиозно - культурную сферу общества.  Основные
   достижения науки УР представлены в аналитической части Концепции и
   могут  в  сочетании с приоритетными направлениями науки и техники,
   критическими технологиями служить содержательным базисом  развития
   научной  деятельности  в  республике.  Накопленные научные ресурсы
   являются   неотъемлемой   важнейшей   частью    создания    нового
   информационного пространства социально - экономической системы УР.
       Научная политика  Удмуртской  Республики  в  условиях  кризиса
   уделяет особое внимание:
       - правильному определению приоритетов научного развития;
       - формированию  пакета  целевых  научных  программ,  способных
   принести быстрый  и  весомый  результат  в  интересах  социально -
   экономического развития УР;
       - эффективному   контролю  над  конечным  результатом  целевых
   научных программ;
       - эффективному  контролю  за использованием целевых финансовых
   ресурсов, выделяемых из бюджетов на целевые научные программы;
       - распределению    "государственных    научных   заказов"   на
   конкурсной основе;
       - "инвентаризации"  научных организаций и их структуризации по
   уровню подготовленности к эффективному решению целевых  задач  для
   потребностей   государства,   различных   отраслей   экономики   и
   социальной среды;
       - формированию  работоспособных  функциональных связей научной
   системы с социально - экономической системой УР;
       - внедрению системной научной методологии в процесс разработки
   основополагающих политик УР;
       - внедрению в процесс развития  законодательно  -  нормативной
   базы  УР,  регламентирующей  развитие научной системы республики и
   определяющей эффективность ее научной политики,  системной научной
   методологии.
       Функциональная структура    научной    политики     Удмуртской
   Республики   -   совокупность   целевых  научных  политик,  связей
   (отношений)  между  ними,  структурированных  целей,   позволяющих
   разрабатывать  концепцию,  стратегию  научной  политики УР на базе
   системного подхода,  предопределяющего  приоритет  республиканских
   целей  социально  -  экономического  развития  и учет потребностей
   отдельных участников научной политики.
       Участники научной  политики  Удмуртской  Республики  -  органы
   государственной власти РФ и УР; научные организации; хозяйствующие
   субъекты   (юридические   и   физические  лица),  внешние  научные
   организации и финансово - экономические институты,  участвующие  в
   формировании и реализации целей, задач, программ научного развития
   различных участников финансовой политики.
       Структура участников научной политики Удмуртской Республики  -
   совокупность  участников  научной  политики  и  связей (отношений)
   между  ними  с  указанием  приоритета  их   влияния   на   процесс
   формирования и реализации научной политики.
       Функции участников  научной  политики  Удмуртской   Республики
   формируются из следующих условий обеспечения:
       - приоритета республиканских целей научного развития над  узко
   групповыми;
       - единства  понимания  целей  антикризисной  научной  политики
   всеми ее участниками;
       - согласованности целей,  задач между  всеми  участниками  при
   решении важнейших проблем социально - экономического развития;
       - правильной  концентрации   интеллектуальных   и   финансовых
   ресурсов на приоритетных направлениях.
       Научная политика,  ее   концепция   -   это,   прежде   всего,
   предписание,   строгий  раздел  полномочий  и  ответственности  ее
   участников, конкретизация их интересов, зон влияния.
       В условиях    системного   политического,   экономического   и
   социального кризиса все участники научной политики  УР,  в  первую
   очередь  органы  государственной власти,  должны сформировать свои
   потребности в использовании интеллектуальных  ресурсов  и  условия
   возможной  своей  интеграции  с  учеными.  Эти  условия  позволяют
   соединить процессы структурной перестройки экономики и  социальной
   сферы  со  структурной перестройкой научной системы республики,  с
   перегруппировкой интеллектуальных ресурсов.  Если  перестраиваются
   практически  все  отраслевые экономические системы:  промышленная,
   финансовая, агропромышленная  и  т.  д.,  все   сферы   социальной
   системы: высшая школа,  образование,  здравоохранение и т.  д., то
   научная  система  не  может  оставаться  в  прежнем  состоянии   и
   качестве, сохраняя неизменными свои состав, структуру, функции.
       3.2. Состав участников научной политики Удмуртской Республики
       Участниками государственной   научной   политики    республики
   являются:
       1. Госсовет и Правительство УР в целом.
       2. Подразделения Правительства УР, непосредственно формирующие
   научную политику или влияющие на ее формирование  и  эффективность
   реализации:    Комитет   УР   по   науке,   высшему   и   среднему
   профессиональному     образованию;     Министерства     экономики,
   промышленности,   финансов,   международных   связей;  Комитет  по
   развитию и поддержке малого предпринимательства.
       3. Консультационные советы ученых при Правительстве УР.
       4. Организации  федерального  и  республиканского  подчинения,
   расположенные   на   территории   УР,  а  также  негосударственные
   организации, ведущие научную, инновационную деятельность.
       5. Коммерческие    банки    -    агенты    Правительства   УР;
   государственные страховые,  финансовые,  инвестиционные  компании,
   государственные фонды.
       6. Внешние    научные    организации     государственной     и
   негосударственной  научных  систем  федерального  и  регионального
   уровней,  зарубежья, функционально связанные с научной системой УР
   и влияющие на развитие ее научной системы.
       7. Государственные    предприятия,    акционерные    общества,
   контрольный  пакет  (или  только  часть контрольного пакета) акций
   которых принадлежит государству.
       8. Негосударственные организации различных отраслей экономики,
   в   первую   очередь,  промышленного,    топливно-энергетического,
   нефтедобывающего,  агропромышленного,  строительного комплексов, и
   малый (инновационный) бизнес.
       9. Органы  государственной власти,  осуществляющие контроль за
   использованием целевых финансовых ресурсов научной системы.
       10. Общественные   организации   ученых,  например:  различные
   негосударственные академии.
       11. Государственные информационные структуры.
       Состав участников научной политики УР представлен на схеме.
       3.3. Условия,  определяющие   эффективность   формирования   и
   реализации научной политики Удмуртской Республики
       Формирование и  реализация  научной  политики   обеспечиваются
   сопутствующими    политиками    и    действиями,   осуществляемыми
   государственной властью:
       - эффективной  функциональной структурой исполнительной власти
   УР;
       - эффективной функциональной структурой научной системы УР;
       - политикой  взаимодействия  государственной  научной  системы
   республики   с  негосударственной  научной  системой,  учитывающей
   интересы государства,  государственной научной политики,  взаимные
   интересы двух научных систем по созданию благоприятных условий для
   развития науки, использованию интеллектуальных ресурсов;
       - республиканской     политикой     формирования     "внешних"
   корпоративных  связей  с  научными  организациями  федерального  и
   регионального уровней, зарубежья;
       - эффективностью   всех   основных   республиканских   политик
   финансово - экономического характера, влияющих на развитие науки и
   предопределяющих ее интеграцию с потребностями реальной жизни;
       - эффективностью информационной системы республики;
       - кадровой политикой;
       - соблюдением  общих  правил  и  критериев системного подхода,
   невыполнение которых ведет к отрицательным последствиям.

       Рисунок 1. Состав участников научной политики УР

    -----------------------------¬
    ¦Государственные организации,¦   ---------------------------------------¬  -------------------------------¬
    ¦   занимающиеся научной     ¦   ¦              Госсовет УР             ¦  ¦Негосударственные организации,¦
    ¦      деятельностью         ¦   ¦-------------------------------------¬¦  ¦     занимающиеся научной     ¦
    L-----------------------------   ¦¦   Комиссия по науке, образованию,  ¦¦  ¦         деятельностью        ¦
   -------------------------------¬  ¦¦   культуре и молодежной политике   ¦¦  L-------------------------------
   ¦  Ижевский государственный    ¦  ¦L-------------------------------------¦
   ¦  технический университет;    ¦  L---------------------------------------  -------------------------------¬
   ¦ Удмуртский государственный   ¦  ---------------------------------------¬  ¦     Восточно-европейский     ¦
   ¦        университет;          ¦  ¦  Правительство Удмуртской Республики ¦  ¦  международный университет;  ¦
   ¦  Ижевская государственная    ¦  ¦-------------------------------------¬¦  ¦   Международный инженерный   ¦
   ¦сельскохозяйственная академия;¦  ¦¦Комитет по науке, высшему и среднему¦¦  ¦    уральский университет.    ¦
   ¦  Ижевская государственная    ¦  ¦¦    профессиональному образованию   ¦¦  ¦    Общественные академии     ¦
   ¦    медицинская академия;     ¦  ¦L-------------------------------------¦  ¦      АО НИТИ Прогресс        ¦
   ¦  Глазовский государственный  ¦  L---------------------------------------  ¦      АО НИИ ВЭМ              ¦
   ¦   педагогический институт;   ¦  ---------------------------------------¬  ¦      АО НИИ МТ               ¦
   ¦  Удмуртский научный центр    ¦  ¦      Управление, финансирование,     ¦  L-------------------------------
   ¦ Уральского отделения РАН, в  ¦  ¦   нормативно-правовое обеспечение,   ¦         /\  /\           /\
   ¦    состав которого входят    ¦  ¦         координация действий         ¦          ¦   ¦            ¦
   ¦ Физико-технический институт, ¦  L----------------T---T------------------          ¦   ¦            ¦
   ¦ Институт прикладной механики,¦                   ¦   ¦                            ¦   ¦            ¦
   ¦  Институт истории, языка и   ¦                   ¦   ¦                            ¦   ¦            ¦
   ¦ литературы. Отдел социально -¦                   ¦   ¦                            ¦   ¦            ¦
   ¦  экономических исследований  ¦<-------------------   L-----------------------------   ¦            ¦
   ¦ Института экономики УрО РАН, ¦                                                        ¦            ¦
   ¦     Ботанический сад;        ¦                                                        ¦            ¦
   ¦     Ижевский факультет       ¦                                                        ¦            ¦
   ¦юридического института МВД РФ;¦                                                        ¦            ¦
   ¦   Удмуртский НИИ сельского   ¦                                                        ¦            ¦
   ¦         хозяйства            ¦                                                        ¦            ¦
   L-------------------------------                                                        ¦            ¦
                /\            /\                                                           ¦            ¦
                 ¦             L---------------------------------------------¬             ¦            ¦
           ------+---------------------¬                               ------+-------------+-------¬    ¦
           ¦ Информационное            ¦                               ¦ Инвестиционные институты  ¦    ¦
           ¦ обеспечение научной       ¦                               ¦ (банки, фонды,            ¦    ¦
           ¦ деятельности (библиотеки, ¦                               ¦ коммерческие организации) ¦    ¦
           ¦ патентные ресурсы,        ¦                               +---------------------------+    ¦
           ¦ телекоммуникации,         ¦                               ¦ Внебюджетное              ¦    ¦
           ¦ Интернет)                 ¦                               ¦ финансирование научной    ¦    ¦
           L--------------T-------------                               ¦ деятельности              ¦    ¦
                          ¦                                            L----------------------------    ¦
                          L------------------------------------------------------------------------------

       Успешное достижение поставленных целей должно быть обусловлено
   выполнением следующих требований:
       - приоритет   стратегии   перед   тактикой;    республиканских
   интересов перед узко групповыми;
       - приоритет функций перед структурами;
       - расширенное  воспроизводство  управляемой базы государства в
   области науки за счет формирования целевых научных систем;
       - зависимость   эффективности   функционирования   и  развития
   научной  системы  республики   от   эффективности   функциональной
   структуры исполнительной власти;
       - функционирование  системы  принятия   решений   и   контроля
   исполнения;
       - системная   взаимосвязь   научной   политики    с    другими
   основополагающими политиками республики;
       - сосредоточение интеллектуальных  и  финансовых  резервов  на
   приоритетных направлениях научного развития;
       - сочетание планово - целевых и рыночных принципов  управления
   научной  системой  на  базе  различных форм собственности в рамках
   сбалансированного     функционирования      государственной      и
   негосударственной научных систем республики.
       3.4. Классификация   научной   политики   по   функциональному
   признаку
       Научная политика    в    области   развития   естественных   и
   гуманитарных наук.
       Политика подготовки     научных     кадров,     обеспечивающих
   стратегическое научное  развитие  УР,  обучение  квалифицированных
   специалистов   для   потребностей  социально-экономической  сферы,
   способных обеспечить построение конкурентоспособной  экономической
   системы, условия для достойной жизни населения республики.
       Данные  политики формируются в условиях системного социально -
   экономического   кризиса,  а  потому  традиционные  подходы  к  их
   формированию неприменимы.
       1. Научная   политика   в   области  развития  естественных  и
   гуманитарных наук.
       Развитие фундаментальной  и прикладной науки во многом зависит
   от  исходного  базисного  финансирования.  Финансирование  научных
   организаций  федерального подчинения,  расположенных на территории
   УР,  осуществляется  из  федерального   бюджета.   Решение   задач
   республиканского  научного  развития,  если  эти задачи могут быть
   успешно   решены   местными   учеными,   предусматривает   целевое
   финансирование  из  бюджета  Удмуртской  Республики.  В  противном
   случае допускается трансферт апробированных наукоемких технологий,
   позволяющих  эффективно  реализовать  республиканские  задачи и не
   допустить перерасхода финансовых ресурсов.
       В условиях  кризиса  государственной  власти  УР,  прежде  чем
   формировать  условия  поддержки  научных  исследований  в  области
   естественных и гуманитарных наук,  необходимо оценить их возможную
   практическую отдачу на современном этапе развития и прогнозируемую
   эффективность будущих результатов.
       Государственная власть  должна  сформировать  систему  целевых
   научных коллективов или групп ученых, способных решать оперативные
   и  стратегические  задачи  в  интересах социально - экономического
   развития республики.
       Главный критерий отбора научных кадров для  таких  структур  -
   "вес"  практических  результатов  решения  ими  отдельных  проблем
   республиканского   уровня   в   краткосрочной    и    долгосрочной
   перспективе.
       2. Политика подготовки научных кадров.
       Подготовку научных кадров (докторов и кандидатов  наук)  в  УР
   обеспечивают  высшие  учебные  заведения  и  УНЦ УрО РАН,  которые
   находятся в федеральном подчинении.  Потребности в научных  кадрах
   должны  формировать  научные  коллективы,  но  с  участием органов
   государственной власти в рамках научной системы УР, которая должна
   учитывать  потребности  социально  -  экономической  системы  УР в
   "приоритетных" научных кадрах.
       Если в настоящее  время  в  Удмуртии  нет  ни  одного  доктора
   психологических наук,  всего два доктора педагогических наук,  нет
   ни одного доктора  наук  в  области  финансов,  а  роль  ученых  -
   философов  практически неощутима,  то государственная власть может
   сформировать заказ,  чтобы это  положение  исправить.  То  есть  в
   формировании  тематики  диссертаций  целесообразно участие органов
   государственной  власти,  которые  тем   самым   будут   управлять
   формированием интеллектуальных ресурсов.
       В Удмуртской   Республике   функционируют   советы  по  защите
   диссертаций на соискание  докторских  степеней  только  в  области
   технических и физико - математических наук.  Назрела необходимость
   организовать и ряд  других  советов.  В  данном  случае  необходим
   анализ  работы  ученых советов по подготовке докторов и кандидатов
   наук с учетом их влияния на  социально  -  экономическое  развитие
   республики.
       Функциональная классификация   научной  политики  по  отраслям
   экономики.  Научная политика  как  часть  экономической  политики,
   использующей результаты фундаментальной и прикладной науки.
       Базовые целевые  научные  политики,   объединяющие   науку   с
   реальными    потребностями    экономики    и   социальной   сферы,
   предопределяющие  эффективность  функционирования  этих  систем  и
   перспективы развития:
       - научно - техническая политика,
       - научно - технологическая политика,
       - научно - инновационная политика.
       Целевые научные  политики,  реализующие  потребности  отраслей
   экономики:
       Научно - промышленная политика:
       - научно - машиностроительная,
       - научно - топливно - энергетическая,
       - научно - транспортная,
       - научно - информационная,
       - научно - экологическая и др.
       Научно - промышленная политика Удмуртской Республики  включает
   также  научные  политики,  связанные  с  производством и экспортом
   оборонной  и  гражданской  продукции,   с   конверсией   оборонных
   предприятий.  Каждая  научная  политика  имеет  свои  особенности,
   предопределяет формирование  научных  систем,  интеллектуальных  и
   финансовых ресурсов, реализующих эти политики.
       Целевые научные  политики,  реализующие потребности социальной
   системы:
       - научно - образовательная,
       - научно - здравоохранительная,
       - научно - социальная и ряд других.
       Целевые научные     политики,     реализующие      потребности
   государственного строительства Удмуртской Республики:
       - научная   политика   формирования   и    развития    системы
   государственной власти УР,
       - научно   -  государственная  политика  по  взаимодействию  с
   органами государственной власти РФ,
       - научно - национальная политика УР,
       - политика  разработки научных основ национальной безопасности
   республики.
       3.5. Содержание государственных целевых научных политик
       Базовые целевые   научные   политики,   объединяющие  науку  с
   реальными потребностями экономики и  социальной  сферы  Удмуртской
   Республики, характеризующие развитие прикладной науки:
       1) Научно - техническая политика (часть научно -  промышленной
   политики)  -  создание благоприятных условий для интеграции науки,
   техники,  производства в интересах развития  промышленности  УР  и
   стимулирования   научных   разработок  в  рамках  функционирования
   системы  "маркетинг  -  НИОКР  -  производство",  предопределяющей
   выпуск    конкурентоспособной    продукции    для   сформированных
   потребностей   государства,   республиканских,   региональных    и
   зарубежных  рынков.  Научно  -  техническая  политика  нацелена на
   производство "продукта - инноваций" (принципиально новой продукции
   или  улучшений  в  выпускаемой  продукции).  Научно  - техническая
   политика - часть научно - инновационной политики.
       2) Научно  -  технологическая  политика  УР - основополагающая
   часть ее научно - промышленной  политики:  создание  благоприятных
   условий для интеграции науки,  техники, производства в направлении
   разработки процесс инноваций - новшеств или существенных улучшений
   в производственных процессах,  связанных с преобразованием энергии
   материалов;   информаций,   определяющих   эффективность   трудо-,
   материало-   и  энергоемкости  производства,  а  соответственно  -
   уровень конкурентоспособности продукции,  услуг и качества  жизни.
   Научно  -  технологическая политика - часть научно - инновационной
   политики УР.
       3) Научно   -   инновационная   политика  УР  -  разработка  и
   реализация   научных   нововведений,   обеспечивающих   достижение
   поставленных  целей  с  максимально  полезными  для  промышленного
   развития республики (социально - экономического развития в  целом)
   результатами.
       Инновационная политика  -  это  сложное  многогранное явление,
   включающее   в    себя    комплекс    научных,    технологических,
   производственных, финансовых, организационных, социальных и других
   инновационно объективных действий.
       Научная инновационная   политика   в   области   промышленного
   развития  эффективна  в  том  случае,  если  становится органичной
   частью целостного механизма управления общественным  производством
   и  если  в  ее  основе  лежит  стратегия  опережающего  технико  -
   экономического развития  с  концентрацией  научно  -  технического
   потенциала на ключевых участках.  Именно на таком понимании научно
   -  инновационной  политики  должна   строиться   новая   концепция
   управления   научно  -  техническим  и  научно  -  технологическим
   развитием республики, которая предусматривает следующее:
       - переход  от  государственного централизованного планирования
   этого процесса к его государственно - общественному регулированию,
   когда   решение   комплекса   научно   -   технических,  научно  -
   технологических,  научно -  инновационных  проблем  обеспечивается
   тесным  взаимодействием  законодательных  органов,  исполнительной
   власти,  научной  и  технической  общественности  и  хозяйствующих
   субъектов рыночной экономики;
       - тщательный   отбор   приоритетных   направлений   научно   -
   технического,    технологического,    инновационного     развития;
   прекращение  бесперспективной практики распыления централизованных
   средств по всем работам;
       - активное  использование  рынка  как  эффективного   средства
   координации  деятельности участников научно - инновационного цикла
   по всем другим (не приоритетным для  государства)  зонам  развития
   науки и технологии в рамках негосударственной научной системы;
       - усиление    роли    базовых    нововведений,   связанных   с
   крупномасштабными структурными изменениями  промышленной  системы,
   способными повысить конкурентоспособность экономики республики;
       - интеграцию  участников  научной   политики   в   направлении
   обеспечения   качества,   надежности   продукции   в   области  ее
   стандартизации и сертификации;
       - переход  к  конкурсно  -  контрактной  системе   организаций
   исследований и разработок, превращение их результатов в товар;
       - создание инновационной инфраструктуры.
       Инновационная политика различной  направленности  подчеркивает
   вероятностный  характер процессов:  то есть на пути реализации тех
   или иных нововведений можно достичь успеха или неудачи.  С  учетом
   влияния   многих   непредсказуемых  факторов  реальной  жизни  эта
   политика может  носить  неопределенный  характер.  Поэтому  только
   применение  системного  подхода  и  других  научных  методик может
   принести   положительный   результат   или    уменьшить    влияние
   отрицательных факторов.
       4) Научно  - техническая,  научно - технологическая,  научно -
   инновационная  политики   характеризуют   функциональный   уровень
   научной  деятельности,  который  предопределяет  создание  научных
   структур (систем),  например, инновационных центров, технопарков и
   т. д.

               4. Научная система Удмуртской Республики.
                     Основные понятия и определения

       4.1. Научная система -  совокупность  органов  государственной
   власти,  научных  организаций  различной организационно - правовой
   формы и различной формы  собственности,  общественных  объединений
   научных  работников,  интеллектуальных,  финансовых и материальных
   ресурсов, объединенных в структуру с регламентированными функциями
   (целями,   задачами),  связями  (отношениями),  составом,  которые
   функционируют и развиваются на основе законодательно - нормативной
   базы  федерального,  республиканского  уровней  и системы местного
   самоуправления.
       4.2. Научная  система  УР   -   объединение   государственной,
   негосударственной     (муниципальной)     научных     систем     с
   регламентированными  функциями,  структурой,   составом,   которые
   функционируют,  развиваются  и  взаимодействуют  друг  с другом на
   основе законов и нормативных актов федерального,  республиканского
   уровней, системы местного самоуправления и взаимных соглашений.
       4.3. Состав  научной  системы  УР  -  совокупность   отдельных
   подсистем   (органов  государственной  власти,  государственных  и
   негосударственных  научных  организаций,  ресурсов)  и   отдельных
   элементов (конкретных организаций государственной власти,  научных
   организаций,  научных работников и ресурсов), входящих в структуру
   научной системы УР.
       4.4. Структура научной системы УР  -  совокупность  подсистем,
   элементов, образующих состав научной системы и связей (отношений),
   обеспечивающих  функционирование  и  развитие  научной  системы  и
   реализацию    производственных   функций,   формируемых   системой
   государственной власти РФ и УР.
       4.5. Функции  научной  системы  УР  - реализация целей,  задач
   научной политики,  сформированной системой государственной  власти
   Удмуртской  Республики  в  рамках  федерального и республиканского
   законодательства,   направленного   на   обеспечение   социально -
   экономического  развития УР,  эффективное функционирование научной
   системы и конкурентоспособность республики в целом.
       4.6. Функциональное     взаимодействие    государственной    и
   негосударственной научных систем в рамках единой  научной  системы
   УР  -  взаимодействие  на  основе  взаимных  соглашений  в  рамках
   федерального,   республиканского  законодательства,   нормативно -
   правовой  базы  местного  самоуправления,  регламентирующих  цели,
   задачи,  взаимные  интересы,  меру  ответственности  при   решении
   комплексных  научных  проблем  и  особенности  интеграции  научных
   организаций федерального,  республиканского подчинения и  местного
   самоуправления.
       4.7. Государственные  ресурсы  (интеллектуальные,  финансовые,
   материальные)   научной   системы   УР  -  совокупность  ресурсов,
   принадлежащих государству и  системы  отношений,  связанных  с  их
   финансированием, распределением и использованием.
       4.8. Ресурсы негосударственные (частные) научной системы УР  -
   совокупность интеллектуальных,  финансовых, материальных ресурсов,
   принадлежащих частным  юридическим  и  физическим  лицам,  включая
   систему отношений, связанную с их формированием, использованием.
       4.9. "Внешние"   научные   организации,   взаимодействующие  с
   научной  системой   УР   -   научные   организации   федерального,
   регионального   уровней,   зарубежья,  функционально  связанные  с
   научной системой УР, влияющие на формирование и реализацию научной
   и  научно  -  технической  политики  республики  с учетом целей ее
   стратегического развития и интересов хозяйствующих субъектов.
       4.10. Научные  организации научной системы УР - высшие учебные
   заведения,   государственные   и   негосударственные   научно    -
   исследовательские организации,  научные организации высших учебных
   заведений,  Российской академии наук и отраслевых академий; опытно
   -   конструкторские,   проектно   -  конструкторские,  проектно  -
   технологические организации,  занимающиеся научной  или  научно  -
   технической    деятельностью;    научные   организации   различных
   общественных научных объединений.
       Организации, занимающиеся    научной    деятельностью,   имеют
   конкретизированные состав,  структуру, функции. В их состав входят
   научные    школы,    которые    с   определенной   закономерностью
   воспроизводят научную и научно -  техническую  продукцию,  научные
   кадры,   востребованные   социально   -   экономической   системой
   Удмуртской Республики и  страны  в  целом,  обеспечивая  при  этом
   преемственность  научных  традиций  и  перспективы стратегического
   развития научной организации.
       В состав  организаций,  занимающихся  научной   деятельностью,
   государственной   системы   УР   входят  организации  федерального
   подчинения, расположенные на территории республики:
       - Удмуртский научный центр Уральского отделения РАН,  в состав
   которого входят Физико - технический институт; Институт прикладной
   механики,  Институт истории, языка и литературы, Отдел социально -
   экономических    исследований   Института   экономики   УрО   РАН,
   Ботанический сад,
       - Ижевский государственный технический университет,
       - Удмуртский государственный университет,
       - Ижевская государственная сельскохозяйственная академия,
       - Ижевская государственная медицинская академия,
       - Глазовский государственный педагогический институт,
       - отраслевые научно - исследовательские институты.
       В состав негосударственных организаций,  занимающихся  научной
   деятельностью, могут входить (в случае их аккредитации):
       - негосударственные  научные  организации  Удмуртского  центра
   Уральского отделения РАН,
       - негосударственные организации отраслевых  академий,  имеющих
   государственный статус,
       - негосударственные  организации  высших   учебных   заведений
   федерального подчинения,
       - негосударственные научно - исследовательские институты УР.
       Состав научной системы УР представлен ниже.

                       Состав научной системы УР

       Вузы:
       - Ижевский государственный технический университет,
       - Ижевская государственная медицинская академия,
       - Ижевская государственная сельскохозяйственная академия,
       - Удмуртский государственный университет,
       - Глазовский государственный педагогический институт.
       Институты УНЦ УрО РАН:
       - Институт прикладной механики УрО РАН,
       - Физико - технический институт УрО РАН,
       - Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН.
       Отраслевые институты:
       - АО НИТИ Прогресс,
       - АО НИИ ВЭМ,
       - АО НИИ МТ,
       - Удмуртский НИИ сельского хозяйства.
       Инновационные организации:
       - Технопарк ИжГТУ Ижробо,
       - Технопарк УдГУ Народные ремесла,
       - Малые научно - инновационные фирмы ИжГТУ.
       Научные общественные организации:
       - Академия наук УР,
       - Инженерная академия УР.
       Отделения:
       - Международной академии информатизации,
       - Инженерной академии наук,
       - Славянской академии,
       - Академии проблем качества,
       - Академии технологических наук,
       - Академии медико - технических наук.
       Информационно - патентные организации:
       - ЦНТИ,
       - Библиотеки:  ИжГТУ,   УдГУ,   ИжГСХА,   ИГМА,   Национальная
   библиотека УР,
       - Патентные отделы вузов, предприятий УР.

                     5. Ресурсы научной системы УР

       5.1. Состав  финансовых   ресурсов   государственной   научной
   системы республики
       В состав входят следующие финансовые ресурсы:
       - федерального бюджета,
       - республиканского бюджета,
       - внебюджетных фондов,
       - привлеченные денежные средства хозяйствующих субъектов,
       - заемные денежные средства коммерческих банков,
       - денежные средства инвесторов.
       5.2. Структура финансовых ресурсов научной системы республики
       Структура финансовых  ресурсов государственной научной системы
   -  совокупность  финансовых  ресурсов   и   связей   между   ними,
   обеспечивающих   управление  и  контроль  над  движением  денежных
   средств,  а  также  позволяющих  формировать,  перераспределять  и
   использовать   финансовые    ресурсы   в   интересах   социально -
   экономического развития УР.
       Формирование структуры   денежных   ресурсов   государственной
   научной системы  регламентируется  федеральным  и  республиканским
   законодательством.
       С постановкой новых целей социально - экономического  развития
   или  корректировкой  курса  реформ  структура  финансовых ресурсов
   подвергается  изменениям  для  обеспечения   их   концентрации   и
   эффективного  использования на приоритетных направлениях социально
   - экономического развития республики.
       5.3. Интеллектуальные ресурсы научной системы республики
       Интеллектуальные ресурсы составляют:
       - научные  кадры  государственной  научной  системы:   научные
   работники;
       - научные   работники   негосударственной   научной   системы,
   работающие  по  договорам,  контрактам с государственными научными
   организациями;
       - научные разработки, патенты, программы, алгоритмы и т. д.;
       - научные технологические процессы;
       - монографии, статьи, учебники и т. д.
       В республике 191 доктор наук.  Большая часть из них работает в
   государственной  системе  высшего образования и занимается научной
   деятельностью  в  государственных  и   негосударственных   научных
   организациях.
       В настоящее  время  из-за  резкого  сокращения  финансирования
   науки,  развивающегося  системного  кризиса  в  обществе снижается
   качество интеллектуальных ресурсов в  целом.  Например,  снижается
   качество докторских  и  кандидатских  диссертаций,  а  рост  числа
   остепененных научных работников  никак  не  связан  с  позитивными
   сдвигами  в социально - экономической сфере республики.
       В таблице 1  представлена  численность  докторов  наук  УР  по
   отраслям знаний.
       5.4. Структура  интеллектуальных  ресурсов   научной   системы
   республики
       Структура интеллектуальных ресурсов включает состав ресурсов и
   связи    (отношения),    позволяющие    управлять    формированием
   интеллектуальных   ресурсов   и   их    развитием,    обеспечивать
   перегруппировку   ресурсов  и  их  использование  на  приоритетных
   направлениях  социально  -  экономического   развития   Удмуртской
   Республики и Российской Федерации.
       Структура интеллектуальных       ресурсов        характеризует
   конкурентоспособность  научной системы республики и перспективы ее
   технологического инновационного развития.
       Структура ресурсов   конкретизирует   степень   готовности  их
   использования в реальной экономике.
       5.5. Функции   интеллектуальных   ресурсов   научной   системы
   республики
       Приоритетной функцией   в   условиях   системного   кризиса  в
   Удмуртской  Республике  и  стране  в   целом   является   активное
   формирование спроса в интеллектуальных ресурсах у потребителей при
   разработке   основополагающих   концепций,   стратегий,   программ
   социально - экономического развития республики;  программ развития
   отдельных  отраслей  экономики,   хозяйствующих   субъектов;   при
   формировании взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами.

         6. Взаимодействие государственной и негосударственной
                       научных систем республики

       6.1. Функциональная      взаимосвязь     государственной     и
   негосударственной научных систем республики
       Функциональная связь   государственной   и   негосударственной
   научной систем базируется на их функционировании как систем единой
   научной системы УР,  исходя из приоритетных целей,  задач  научной
   политики   республики   в   целом,   стратегии   ее   социально  -
   экономического  развития,  обеспечивающих  согласование  отдельных
   функций, целей, задач двух научных систем на основе благоприятного
   по   отношению   к   науке,   федерального   и    республиканского
   законодательства.



                                                            Таблица 1

                         КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ
                 ДОКТОРОВ НАУК В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

   -------------------T----------------------------------------------------------------------------
   ¦Организация (вуз) ¦                       Науки
   +------------------+------T-----T----------T------T-----T-------T------T------T---------T-----T-
   ¦                  ¦Эколо-¦Геог-¦Физика -  ¦Техни-¦Химия¦История¦Архео-¦Этно- ¦Отечеств.¦Фило-¦
   ¦                  ¦гия   ¦рафия¦математика¦ческие¦     ¦       ¦логия ¦графия¦история  ¦логия¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Государственные   ¦
   ¦учреждения        ¦
   +------------------+------T-----T----------T------T-----T-------T------T------T---------T-----T-
   ¦ИГМА              ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦ИжГСХА            ¦      ¦     ¦          ¦     2¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦ИжГТУ             ¦      ¦     ¦     1    ¦    42¦  1  ¦       ¦      ¦      ¦ 1       ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Ижевский факультет¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦юридического      ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦института МВД РФ  ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Глазовский        ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦государственный   ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦педагогический    ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦институт          ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Институт          ¦      ¦     ¦     2    ¦    7 ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦прикладной        ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦механики УрО РАН  ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Физико-технический¦      ¦     ¦     6    ¦    4 ¦  2  ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦Институт УрО РАН  ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Удмуртский        ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦   3   ¦      ¦      ¦         ¦   1 ¦
   ¦Институт истории, ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦языка и литературы¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦УрО РАН           ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦УдГУ              ¦      ¦    1¦    12    ¦    2 ¦  1  ¦  13   ¦      ¦      ¦         ¦   6 ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Удмуртский        ¦    1 ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦Государственный   ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦НИИ сельского     ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦хозяйства         ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Негосударственные ¦
   ¦учреждения        ¦
   +------------------+------T-----T----------T------T-----T-------T------T------T---------T-----T-
   ¦Восточно -        ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦европейский       ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦международный     ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦университет       ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Уральский         ¦      ¦     ¦          ¦     2¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦международный     ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦инженерный        ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   ¦университет       ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   +------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-
   ¦Итого:            ¦      ¦     ¦          ¦      ¦     ¦       ¦      ¦      ¦         ¦     ¦
   L------------------+------+-----+----------+------+-----+-------+------+------+---------+-----+-

   -T------------------T----------------------------------------------------------------T-----¬
    ¦Организация (вуз) ¦                                                                ¦Всего¦
   -+------------------+-------T------T---------T-----T------T-----T-------T------T-----+-----+
    ¦                  ¦Литера-¦Эконо-¦Сельское ¦Био- ¦Искус-¦Меди-¦Педаго-¦Юриди-¦Фило-¦     ¦
    ¦                  ¦тура   ¦мика  ¦хозяйство¦логия¦ство  ¦цина ¦гика   ¦ческие¦софия¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Государственные   ¦                                                                      ¦
    ¦учреждения        ¦                                                                      ¦
   -+------------------+-------T------T---------T-----T------T-----T-------T------T-----T-----+
    ¦ИГМА              ¦       ¦      ¦         ¦ 1   ¦      ¦   45¦       ¦      ¦     ¦  46 ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦ИжГСХА            ¦       ¦  3   ¦   3     ¦ 1   ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   9 ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦ИжГТУ             ¦       ¦  1   ¦         ¦     ¦      ¦     ¦     1 ¦      ¦     ¦  46 ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Ижевский факультет¦       ¦  2   ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   2 ¦
    ¦юридического      ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦института МВД РФ  ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Глазовский        ¦       ¦      ¦         ¦     ¦    1 ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   1 ¦
    ¦государственный   ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦педагогический    ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦институт          ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Институт          ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   9 ¦
    ¦прикладной        ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦механики УрО РАН  ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Физико-технический¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦  12 ¦
    ¦Институт УрО РАН  ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Удмуртский        ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   4 ¦
    ¦Институт истории, ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦языка и литературы¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦УрО РАН           ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦УдГУ              ¦       ¦   4  ¦  1      ¦  3  ¦      ¦  1  ¦   1   ¦    6 ¦   4 ¦  55 ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Удмуртский        ¦       ¦   1  ¦  1      ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   3 ¦
    ¦Государственный   ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦НИИ сельского     ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦хозяйства         ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Негосударственные ¦                                                                      ¦
    ¦учреждения        ¦                                                                      ¦
   -+------------------+-------T------T---------T-----T------T-----T-------T------T-----T-----+
    ¦Восточно -        ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦     1 ¦    1 ¦     ¦   2 ¦
    ¦европейский       ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦международный     ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦университет       ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Уральский         ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦   2 ¦
    ¦международный     ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦инженерный        ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
    ¦университет       ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦     ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+-----+
    ¦Итого:            ¦       ¦      ¦         ¦     ¦      ¦     ¦       ¦      ¦     ¦ 191 ¦
   -+------------------+-------+------+---------+-----+------+-----+-------+------+-----+------

       6.2. Условия, характеризующие взаимодействие двух систем
       Государство, государственная научная система УР только  вместе
   с негосударственной научной системой и другими участниками научной
   политики могут  создать  на  территории  республики  благоприятные
   условия   для  развития  науки,  формирования  конкурентоспособных
   интеллектуальных  ресурсов  и  для  использования  их  в  реальном
   секторе экономики и социальной сфере.
       Взаимоотношения между   этими   двумя    научными    системами
   формируются   при   условии,   что   состав,   структуры,  функции
   обеспечивают  их  функционирование  как   организованных   систем,
   направленных   на   реализацию   взаимовыгодных  целей.  При  этом
   негосударственные  научные  организации  в  интересах  социально -
   экономического  развития  УР  выступают партнерами государственной
   власти  при  совместной  разработке  и   реализации   приоритетных
   программ,  проектов,  способствующих  формированию  доходной части
   бюджета.
       Управляемая база   государства   в  негосударственном  научном
   секторе может расширяться и укрепляться только  на  взаимовыгодных
   условиях    с   учетом   приоритета   республиканских   интересов,
   существующего законодательства РФ и Удмуртской Республики.
       В первую   очередь   эта  политика  связана  с  разработкой  и
   реализацией приоритетных инновационных,  инвестиционных  проектов,
   способствующих  принципиально  улучшить  социально - экономическую
   ситуацию в УР.  Эти  условия  предполагают  интеграцию  научной  и
   промышленно  -  производственной  систем республики,  формирование
   эффективной и реальной научно  -  технической  политики,  создание
   новых   структур,   например,   инновационных  центров,  научно  -
   финансово - промышленных групп,  способных эффективно использовать
   интеллектуальные и финансовые ресурсы на приоритетных направлениях
   развития  УР.  Эти   новации   неразрывно   связаны   с   системой
   формирования  научных корпоративных связей Удмуртской Республики с
   регионами России, зарубежьем.
       Система государственных  гарантий  и поручительств,  финансов,
   налоговых льгот,  информационные  государственные  ресурсы  служат
   взаимовыгодному объединению двух научных систем на основе взаимных
   соглашений    в    рамках    федерального    и    республиканского
   законодательства.

          7. Управление научной системой Удмуртской Республики

       Развитие науки,   эффективное  использование  интеллектуальных
   ресурсов  и  формирование  конкурентоспособных   экономической   и
   промышленной   систем   в   нестабильных  условиях  реформирования
   общества, а также развитие образования, здравоохранения, культуры,
   решение  экологических проблем в условиях рыночных отношений имеет
   свои  трудности.  Приоритетная  роль  в  решении   этих   вопросов
   принадлежит органам государственной власти Удмуртской Республики.
       Являясь составной частью системы  государственного  управления
   социально    -    экономическим    комплексом,    развитие   науки
   обеспечивается следующими подсистемами:
       - государственного регулирования поддержки научной системы;
       - принятия   управленческих   решений   при   формировании   и
   реализации научной политики;
       - принятия   управленческих   решений   при   формировании   и
   реализации научной политики УР в условиях системного кризиса,
       - исполнения управленческих решений;
       - формирования  Удмуртской  Республикой  внешних корпоративных
   связей с научными институтами федерального, регионального уровней,
   зарубежья;
       - финансового контроля над функционированием научной системы;
       - информационную  подсистему  при  формировании  и  реализации
   научной политики УР;
       - совокупность  общих  правил  и принципов системного подхода,
   исключающих ошибки управления научной системой УР.
       Особая роль  в реализации научной политики должна принадлежать
   Комитету  по   науке,   высшему   и   среднему   профессиональному
   образованию при Правительстве Удмуртской Республики.
       Основные задачи Комитета:
       1. Формирование  на  базе  системного подхода детализированной
   научной системы УР, включающей государственную и негосударственную
   (муниципальную) научные системы.
       2. Участие в формировании реальных целевых научных  политик  и
   целевых  научных  систем,  целевых  научно  -  отраслевых  систем,
   способных реализовать задачи целевых научных и  целевых  научно  -
   отраслевых политик в условиях системного кризиса.
       3. Формирование концептуальных основ  структурной  перестройки
   науки,  участие  в  рациональной  перегруппировке интеллектуальных
   ресурсов, отвечающих    требованиям    приоритетных    направлений
   социально - экономического развития УР.
       4. Участие  в   формировании   банка   наукоемких   разработок
   технологий, бизнес   -   проектов   и   оценке   их  готовности  к
   практическому внедрению.
       5. Внедрение  конкурсных  механизмов  по выполнению госзаказов
   различной функциональной направленности.
       6. Анализ  тематики  и  результатов диссертаций,  защищенных в
   ученых советах УР в направлении их практического  использования  в
   социально - экономической сфере УР.
       7. Оказание воздействия на подготовку  докторов  и  кандидатов
   наук   в  ученых  советах  УР  с  учетом  их  будущего  участия  в
   приоритетных программах развития республики и степени  влияния  на
   конечный положительный результат.
       8. Участие в формировании благоприятных условий развития науки
   в  УР  с  учетом  происходящих  перемен  в России и в республике в
   частности.
       9. Разработка   специальной  программы  развития  гуманитарной
   науки,  связанной  с  историей,  культурой,  литературой,   языком
   удмуртского народа.

                    8. Основные положения Концепции

       Настоящая Концепция  определяет  содержание стратегии развития
   науки в  Удмуртской  Республике,  основные  принципы  структурного
   реформирования  научной  системы  на среднесрочный период и служит
   основой для формирования комплекса целевых научных программ.
       Главным в  реализации  стратегии  развития науки,  ее конечной
   целью и результатом является формирование  на  новой  качественной
   основе   научной   системы  УР,  функционирующей  при  эффективном
   воздействии и контроле государственных органов власти.
       При этом в Концепции выделяются два основных направления:
       Институциональные преобразования,  формирующие   новый   облик
   научной  системы на макроуровне:  ее масштаб,  состав и структуру,
   основные  организационно  -  правовые   формы.   Институциональные
   преобразования  должны  учесть  взаимодействие  научной  системы с
   промышленностью УР.  Последняя,  являясь военно - ориентированной,
   содержит высокотехнологичную базу, требующую интеграции с научно -
   техническими,  образовательными   и   инновационными   комплексами
   научной  системы  республики.  На  макроэкономическом уровне также
   должны быть определены  основные  принципы  реформирования  высшей
   школы   для   подготовки   научных   кадров,  а  также  управление
   (координация)  научной  деятельностью  с   учетом   складывающихся
   рыночных отношений.
       На микроуровне  в  научной  системе  УР   в   первую   очередь
   необходимо  создать  научно  -  инновационные  структуры,  которые
   призваны решать следующие задачи:
       1. Создание   системы  непрерывного  инновационного  цикла  от
   фундаментальных и прикладных исследований до реализации наукоемкой
   продукции, технологий и услуг.
       2. Подготовка специалистов для новых экономических  условий  в
   научно - инновационных структурах.
       3. Максимальное  использование  научного   потенциала   высшей
   школы, академических институтов и содействие его воспроизводству.
       4. Сохранение  и  развитие   научного   наследия   в   области
   гуманитарных наук.
       Развитие научной  деятельности  должно  происходить   согласно
   следующим основным принципам:
       - концентрации научного потенциала  и  финансовых  средств  на
   решении  приоритетных  направлений  науки  и техники,  критических
   технологиях и высокоэффективных разработках;
       - аккумуляции  средств  от  реализации  создаваемой наукоемкой
   продукции в научных и научно - инновационных фондах;
       - создания   эффективного   организационно  -  правового  поля
   функционирования научной системы в УР;
       - формирования  единой  сети  баз  данных  НИР,  использование
   компьютерных телекоммуникационных   систем,    как    неотъемлемой
   составляющей  научной  деятельности  и непрерывного инновационного
   цикла;
       - координации  научных организаций,  высших учебных заведений,
   государственных  органов  власти  республики  с  целью  сохранения
   единства российского научного пространства;
       - взаимодействия  с  международными  научными  сообществами  и
   организациями в интересах УР.
       Приоритетными с  учетом  региональных   особенностей   следует
   считать те научные исследования, которые:
       - отвечают сложившимся  и  развиваемым  научным  направлениям,
   тенденциям развития экономики и потребностям региона;
       - увеличивают   экспортный   потенциал   в   области   научной
   продукций, технологии и услуг;
       - укрепляют экономическую  безопасность  республики,  улучшают
   здоровье,  благосостояние,  образованность  и  культуру населения.
       Реализация научной политики УР предусматривает:
       - создание  научно  -  инновационного  комплекса республики на
   основе системной методологии;
       - осуществление      структурных      и      институциональных
   преобразований;
       - формирование нормативно - правового обеспечения;
       - разработку и  реализацию  программного  целевого  управления
   развитием научной системы;
       - обеспечение    доступного    финансирования    на     основе
   многоканального привлечения бюджетных и внебюджетных средств;
       - внедрение современных информационных технологий.

                               Заключение

       Реализация системы взглядов, изложенных в настоящей Концепции,
   предполагает   выполнение   комплекса   мер  в  области  системных
   институциональных   преобразований,   нормативно   -    правового,
   программно  -  финансового  обеспечения и организацию структурного
   реформирования.

             Структурные и институциональные преобразования

       - Подготовка и представление в Правительство УР предложений по
   изменению   статуса   Комитета   по   науке,  высшему  и  среднему
   профессиональному образованию при Правительстве УР.
       - Подготовка и представление в Правительство УР предложений по
   структурным преобразованиям научной системы УР.
       - Подготовка  и  представление  в Правительство УР Положения о
   научном инновационно - технологическом центре УР.

                    Нормативно - правовое обеспечение

       - Подготовка  и   представление   в   Госсовет   УР   проектов
   республиканского   Закона   "О  науке  и  научно  -  инновационной
   деятельности УР".
       - Подготовка и представление в Правительство УР предложений по
   созданию  научных  комплексов  сохранения  и   развития   научного
   наследия в области гуманитарных наук.
       - Подготовить  проект  постановления   Правительства   УР   по
   приоритетным направлениям науки и техники, исходя из среднесрочной
   Программы СЭР УР до 2000 г.

                        Программные мероприятия

       - Разработка  Республиканской  программы  развития  научной  и
   инновационной деятельности.
       - Разработка Республиканской программы поддержки  приоритетных
   направлений   НИР   в  интересах  УР  и  финансирования  проектов,
   включенных в реестр НИОКР.
       - Разработка   Целевой   республиканской  программы  поддержки
   научно - инновационных структур.
       - Разработка Целевой республиканской программы по сохранению и
   развитию гуманитарных наук.

        Организация деятельности научно - инновационных структур

       - Создание республиканских научно - инновационных  центров  по
   приоритетным направлениям НИР.
       - Создание    научно    -    инновационного    фонда,    фонда
   фундаментальных НИР.
       - Создание интегрированных вузовско -  академических  структур
   (вузовско - академических центров, академических отделов).
       - Создание  республиканской   инновационной   системы   и   ее
   инфраструктуры.
       - Создание научного комплекса УР в области гуманитарных наук.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz