Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 25.07.2001 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ КУТДУЗОВА Р.Н. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ "ПОРЯДКА УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД И ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ УПЛАТЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                                   
                   Мотивированное решение подготовлено 25 июля 2001 г.
   
       Именем Российской Федерации
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Удмуртской Республики в составе:
   
   председательствующего                           Мельниковой Г.Ю.,
   с участием прокуроров                              Микишева Н.И.,
                                                        Пушина И.Ю.,
   при секретаре судебного заседания              Виноградовой Е.В.,
   
       рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске  16  июля
   2001    года   гражданское   дело   по   жалобе   Кутдузова   Рауфа
   Нурмухаметовича    о   признании   недействительным    нормативного
   правового акта,
   
                              установила:
   
       Кутдузов   Р.Н.   обратился  в  суд  с  жалобой   о   признании
   недействительными в части Закона УР N 731-I от 9 февраля 1999  года
   "О  применении  на  территории Удмуртской  Республики  Федерального
   закона  "О едином налоге на вмененный доход для определенных  видов
   деятельности"  (далее по тексту - Закон УР N  731-I  от  9  февраля
   1999  года) и "Порядка уплаты единого налога на вмененный  доход  и
   выдачи  Свидетельства об уплате единого налога на  вмененный  доход
   для  определенных видов деятельности", утвержденного постановлением
   Государственного Совета Удмуртской Республики N  45-II  от  28  мая
   1999  года (далее по тексту соответственно - Порядок уплаты единого
   налога  на вмененный доход и постановление Государственного  Совета
   УР N 45-II от 28 мая 1999 года).
       В  ходе  рассмотрения дела представителем заявителя  требования
   были    изменены    на    следующие:   признать    недействительным
   постановление Государственного Совета Удмуртской Республики  N  45-
   II  от  28  мая  1999 года "Об утверждении Порядка  уплаты  единого
   налога  на вмененный доход и выдачи Свидетельства об уплате единого
   налога  на  вмененный  доход для определенных видов  деятельности",
   обязав  Государственный  Совет  Удмуртской  Республики  включить  в
   Закон   УР  N  731-I  от  9  февраля  1999  года  правовые   нормы,
   предусматривающие  возможность перерасчета и  зачета  или  возврата
   излишне   уплаченных  сумм  налога  либо  возможность  освобождения
   индивидуального   предпринимателя  от  уплаты   налога   в   случае
   временного    неосуществления   в   течение   налогового    периода
   деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
       Требование    о    признании   недействительным   постановления
   Государственного  Совета УР N 731-I от 9  февраля  1999  года  было
   мотивировано тем, что, во-первых, Порядок уплаты единого налога  на
   вмененный   доход   должен  быть  установлен   законом   Удмуртской
   Республики  как  субъекта Российской Федерации, а не постановлением
   Госсовета   УР,  во-вторых,  в  связи  с  отсутствием  в  указанном
   правовом акте норм, предусматривающих возможность перерасчета  либо
   уменьшения    размера   единого   налога   в   случае    временного
   неосуществления предпринимателем деятельности, облагаемой  налогом,
   в течение налогового периода.
       В  судебном заседании представитель заявителя Сорокин  А.Н.  на
   удовлетворении  измененных требований настаивал,  ссылаясь  на  то,
   что  отсутствие в Порядке уплаты единого налога на вмененный  доход
   вышеназванной  нормы  об  уменьшении  налога  создает   препятствие
   осуществлению  права  Кутдузова Р.Н. на занятие предпринимательской
   деятельностью  в  сфере розничной торговли через  палатку,  которую
   последний, как предприниматель, намерен осуществлять.
       Представитель  Государственного  Совета  Удмуртской  Республики
   Шапкина   Е.Н.  требования  заявителя  не  признала,  ссылаясь   на
   законность оспариваемых правовых актов.
       Заслушав представителя заявителя Кутдузова Р.Н. Сорокина  А.Н.,
   представителя   Государственного   Совета   Удмуртской   Республики
   Шапкину  Е.Н., изучив заключения Управления Министерства Российской
   Федерации  по налогам и сборам в Удмуртской Республике,  Управления
   Министерства    юстиции   Российской   Федерации   по    Удмуртской
   Республике,   объяснения   представителей   указанных    Управлений
   Ворожцова  А.Н.,  Лазарчук  Л.В., изучив материалы  дела,  судебная
   коллегия   считает   установленными  следующие  обстоятельства   по
   настоящему делу.
       Заявитель    Кутдузов   Р.Н.   зарегистрирован    в    качестве
   предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без  образования
   юридического  лица,  14  февраля 2001 года, имеет  свидетельство  N
   126/01.  Фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял
   и не осуществляет.
       Согласно  Федеральному закону от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ  "О
   едином   налоге   на   вмененный  доход  для   определенных   видов
   деятельности"  (далее по тексту - Федеральный закон)  единый  налог
   на  вмененный  доход для определенных видов деятельности  (далее  -
   единый  налог  на  вмененный доход) устанавливается  и  вводится  в
   действие     нормативными    правовыми    актами    законодательных
   (представительных)   органов   государственной   власти   субъектов
   Российской   Федерации  в  соответствии  с  названным   Федеральным
   законом.      Законодательному      (представительному)      органу
   государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации   были
   делегированы   названным   Федеральным   законом   полномочия    по
   определению  особенностей взимания единого налога в соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.
       Во    исполнение   названного   Федерального   закона   порядок
   установления  и  введения в действие единого налога  был  определен
   Законом  Удмуртской Республики N 731-I от 9 февраля  1999  года  "О
   применении на территории Удмуртской Республики Федерального  закона
   "О   едином  налоге  на  вмененный  доход  для  определенных  видов
   деятельности".
       Закон УР N 731-I от 9 февраля 1999 года вступил в силу с 1 июля
   1999 года (за исключением положений, касающихся юридических лиц).
       Пунктом  3  статьи  10 данного Закона Правительству  Удмуртской
   Республики  было  поручено  до 1 апреля  1999  года  подготовить  и
   внести  на  рассмотрение Государственного Совета УР Порядок  уплаты
   единого налога на вмененный доход и выдачи Свидетельства об  уплате
   единого   налога   на   вмененный  доход  для  определенных   видов
   деятельности.
       Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от
   28  мая  1999  года N 45-II был утвержден "Порядок  уплаты  единого
   налога  на вмененный доход и выдачи Свидетельства об уплате единого
   налога на вмененный доход для определенных видов деятельности".
       В  соответствии со ст. 76 Конституции Удмуртской Республики  (в
   редакции,  действовавшей в период принятия оспариваемых нормативных
   правовых   актов)   Государственный  Совет  Удмуртской   Республики
   является   высшим   законодательным   (представительным)    органом
   Удмуртской  Республики.  Следовательно,  Закон  УР  N  731-I  от  9
   февраля 1999 года, постановление Государственного Совета УР  N  45-
   II  от  28  мая 1999 года были изданы полномочным органом. Принятие
   Государственным   Советом  УР  постановлений  наряду   с   законами
   предусмотрено  пунктом  2 статьи 81 Конституции  УР  и  статьей  11
   Закона  УР "О Государственном Совете Удмуртской Республики"  от  14
   декабря  1994  года N 669-ХII. При этом круг вопросов,  по  которым
   принимается нормативный акт определенного вида, не разграничен.
       Ссылка  представителя  заявителя  на  ФЗ  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти субъектов  Российской  Федерации",
   принятый    Государственной   Думой   22   сентября   1999    года,
   несостоятельна,  так  как названный Закон не  действовал  в  момент
   принятия оспариваемого правового акта.
       В   соответствии  со  ст.  17  Налогового  кодекса   Российской
   Федерации   налог   считается   установленным,   когда   определены
   налогоплательщики    и    элементы   налогообложения    -    объект
   налогообложения,   налоговая  база,  налоговый  период,   налоговая
   ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
       Единый   налог  на  вмененный  доход  для  определенных   видов
   деятельности  был установлен Федеральным законом  N  148-ФЗ  от  31
   июля  1998  года,  Законом УР N 731-I от 9  февраля  1999  года,  а
   именно:
       налогоплательщики  - статьей 3 Федерального закона,  статьей  2
   Закона УР,
       объект налогообложения - статьей 4 Федерального закона,
       налоговая база - статьей 4 Закона УР,
       налоговый период - пунктом 4 статьи 4 Закона УР,
       налоговая  ставка  - статьей 5 Федерального закона,  статьей  3
   Закона УР,
       порядок исчисления налога - статьями 5 и 6 Федерального закона,
   статьей 5 Закона УР,
       порядок  и  сроки уплаты налога - статьями 6 и  7  Федерального
   закона,  статьей  4 Закона УР, кроме того, порядок  уплаты  единого
   налога  детализирован в приложении к постановлению Государственного
   Совета УР от 28 мая 1999 года N 45-II.
       Закон Удмуртской Республики от 9 февраля 1999 года N 731-I  был
   опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" от  13  марта
   1999  года N 36 - 37. Постановление Государственного Совета  УР  от
   28  мая  1999  года  N 45-II было опубликовано в  газете  "Известия
   Удмуртской  Республики" от 29 мая 1999 года  N  77.  Следовательно,
   указанные нормативные акты введены в действие.
       Вышеизложенные обстоятельства установлены в судебном  заседании
   и представителями сторон не оспариваются.
       Заявляя  требование о признании недействительным  постановления
   Государственного  Совета УР от 28 мая 1999 года N 45-II,  заявитель
   ссылается  на отсутствие в нем нормы, предусматривающей возможность
   уменьшения     единого    налога    в    случае     неосуществления
   налогоплательщиком   налогооблагаемой   деятельности   в    течение
   налогового  периода. Судебная коллегия считает  данную  мотивировку
   несостоятельной по следующим основаниям.
       Так,  вопрос  уменьшения  сумм налога относится  не  к  порядку
   уплаты  налога  (последний согласно ст. 58  Налогового  кодекса  РФ
   включает  в  себя  периодичность  уплаты,  сроки  уплаты  и   форму
   расчетов),  а  относится к порядку исчисления налога, определенному
   для  единого  налога на вмененный доход статьями 5 и 6 Федерального
   закона и статьей 4 Закона УР N 731-I от 9 февраля 1999 года.
       Исходя  из требований статьи 1 Федерального закона нормативными
   правовыми   актами   Государственного   Совета   УР   должны   быть
   обязательно   определены  сферы  предпринимательской  деятельности,
   размер   вмененного  дохода  (базовая  доходность  по  терминологии
   Закона  УР) и иные составляющие формул расчета сумм единого налога,
   налоговые  льготы,  порядок и сроки уплаты  единого  налога.  Кроме
   того,  указанный Закон отнес к компетенции субъекта РФ  определение
   иных   особенностей  взимания  единого  налога  в  соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
       Таким  образом,  Федеральным законом не вменено  в  обязанность
   законодательного  органа  государственной  власти  субъекта  РФ  по
   внесению в Закон субъекта о едином налоге нормы, о которой  ведется
   речь в жалобе.
       Кроме того, единый налог рассчитывается в порядке, определенном
   статьей  5  Федерального закона (статьей 4 Закона УР N 731-I  от  9
   февраля  1999  года). Перерасчет единого налога  в  соответствии  с
   пунктом  3  статьи  6 Федерального закона предусмотрен  в  случаях:
   внесения   изменений   в   перечень  сфер  деятельности,   внесения
   количественных   или  качественных  изменений  в  формулы   расчета
   единого  налога. Объектом налогообложения является вмененный  доход
   за   очередной  календарный  месяц.  На  получение  дохода   влияют
   различные  факторы,  которые  учитываются  в  обобщенном  виде  при
   установлении  составляющих  формулы  расчета  налога  на  вмененный
   доход.
       Отсутствие    прямого   указания   на   перерасчет    налоговых
   обязательств    в    случае   неосуществления   предпринимательской
   деятельности  по  объективным  причинам  не  означает   безусловной
   обязанности  налогоплательщика уплаты в полном  размере  налога  за
   такие  периоды. Так, пунктом 2.9 Порядка уплаты единого  налога  на
   вмененный  доход  предусмотрена возможность  перерасчета  налога  в
   случае,  если у налогоплательщика произошли изменения, влияющие  на
   расчет   налога,   что   влечет   за  собой   изменение   различных
   показателей,  коэффициентов  в  формуле,  по  которой  определяется
   размер  вмененного  дохода. При разрешении  конкретного  налогового
   спора  базовыми являются такие общие принципы налогообложения,  как
   принцип   справедливости  налогообложения,  принцип   соразмерности
   налогового    бремени,    принцип   защиты    имущественных    прав
   налогоплательщиков  и принцип толкования налоговых  норм  в  пользу
   налогоплательщика.
       Заявитель  ссылается на несоответствие Закона УР N 731-I  от  9
   февраля  1999  года  и Порядка уплаты единого налога  на  вмененный
   доход  статье  44 Налогового кодекса РФ. Судебная коллегия  находит
   данный довод несостоятельным по следующим основаниям:
       -  обязанность  по  уплате единого налога  на  вмененный  доход
   возникает,   изменяется  и  прекращается  при  наличии   оснований,
   установленных Федеральным законом, Законом УР, которые  являются  в
   силу ст. 1 НК РФ актами законодательства о налогах и сборах,
       -   обязанность   по  уплате  единого  налога  возлагается   на
   налогоплательщика    с    момента    возникновения    установленных
   законодательством  о  налогах  и  сборах  обстоятельств  -  наличие
   статуса   предпринимателя   и   осуществление   предпринимательской
   деятельности в соответствующей сфере (статья 2 Закона  УР  N  731-I
   от  9  февраля 1999 года, п. 1.1 Порядка уплаты единого  налога  на
   вмененный доход).
       Таким образом, вопросы прекращения обязанности по уплате налога
   на  вмененный  доход  регулируются аналогичным образом  статьей  44
   Налогового кодекса РФ, Федеральным законом и Законом УР N 731-I  от
   9 февраля 1999 года.
       При   этом  федеральное  законодательство  не  содержит  такого
   основания  прекращения обязанности по уплате  единого  налога,  как
   временное прекращение предпринимательской деятельности.
       Федеральным   законом  не  делегировано   субъекту   РФ   право
   устанавливать  дополнительные основания прекращения обязанности  по
   уплате налога на вмененный доход.
       Более  того, гражданское законодательство РФ не содержит  норм,
   регулирующих     порядок    приостановления     предпринимательской
   деятельности.  В  связи с чем налоговое законодательство  не  может
   использовать   подобное   основание  в   качестве   обстоятельства,
   прекращающего  обязанность  по уплате налога  (пункт  1  статьи  11
   Налогового кодекса РФ).
       В  связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу о
   том,  что Закон УР N 731-I от 9 февраля 1999 года и Порядок  уплаты
   единого  налога  на  вмененный доход, утвержденный  постановлением,
   приняты  Государственным Советом УР в пределах его  полномочий,  по
   основаниям,   указанным  заявителем,  не  противоречат   Налоговому
   кодексу РФ и федеральному законодательству, а потому основания  для
   признания  обжалуемого нормативного правового акта недействительным
   отсутствуют.
       В  соответствии  со  ст.  50  ГПК РСФСР  заявитель  обязан  был
   представить  суду доказательства, с достоверностью  подтверждающие,
   что  указанными  в жалобе нормативными правовыми актами,  принятыми
   Государственным  Советом Удмуртской Республики, были  нарушены  его
   права  как  индивидуального предпринимателя. Таковых  доказательств
   суду не представлено.
       Заявителем   было   также   заявлено  требование   о   вменении
   обязанности  Государственному Совету УР внести дополнения  в  Закон
   УР.  Указанное  требование было заявлено в порядке  ст.  239.7  ГПК
   РСФСР. Отказывая заявителю в удовлетворении основного требования  о
   признании  недействительным нормативного правового  акта,  судебная
   коллегия,    соответственно,   отказывает   в   удовлетворении    и
   вышеназванного   требования.  Кроме  того,  разрешение   названного
   требования  выходит  за  пределы  компетенции  суда  по  настоящему
   спору,  по  которому  суд имеет право только проверить  нормативный
   акт  на  соответствие  его действующему законодательству,  имеющему
   большую юридическую силу, чем оспариваемый правовой акт.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 191 -  197,
   239.1 - 239.7 ГПК РСФСР судебная коллегия
   
                                решила:
   
       В   удовлетворении  требований,  заявленных  Кутдузовым  Рауфом
   Нурмухаметовичем,   о   признании  недействительным   постановления
   Государственного Совета Удмуртской Республики N  45-II  от  28  мая
   1999  года, утвердившего Порядок уплаты единого налога на вмененный
   доход   для   определенных   видов  деятельности,   возложении   на
   Государственный   Совет   Удмуртской  Республики   обязанности   по
   внесению  дополнения в Закон Удмуртской Республики  N  731-I  от  9
   февраля   1999   года   "О  применении  на  территории   Удмуртской
   Республики Федерального закона "О едином налоге на вмененный  доход
   для определенных видов деятельности" отказать в полном объеме.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации  в  течение 10 дней после ознакомления  с  мотивированным
   решением.
   
                                                  Председательствующий
                                                        Г.Ю.МЕЛЬНИКОВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости