Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УР ОТ 27.12.2001 N 3-51/01 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА УР ОТ 02.03.2001 N 5-РЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ПЛАТНЫМИ УСЛУГАМИ, ОКАЗЫВАЕМЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 27 декабря 2001 г. N 3-51/01
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
   
       председательствующего судьи ВС УР               Ермолина А.Л.,
       при секретаре                               Виноградовой Е.В.,
   
       рассмотрев в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   Прокурора   Удмуртской    Республики    о    признании
   противоречащими  федеральному  законодательству и отмене статей 1,
   3,  7 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года N 5-РЗ  "О
   государственном   контроле   за  платными  услугами,  оказываемыми
   органами государственной власти  и  государственными  учреждениями
   Удмуртской Республики",
   
                               установил:
   
       Прокурор Удмуртской  Республики обратился в суд с заявлением о
   признании противоречащими федеральному законодательству  и  отмене
   статей 1,  3,  7 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года
   N 5-РЗ  "О  государственном   контроле   за   платными   услугами,
   оказываемыми  органами  государственной  власти и государственными
   учреждениями  Удмуртской  Республики"   (далее   -   Закона   УР).
   Требование  мотивирует  тем,  что  статьи  1,  3,  7  противоречат
   федеральным законам.
       В частности,   статьей   1   действие   названного  Закона  УР
   распространяется  на  органы  государственной  власти,   а   также
   государственные учреждения,  осуществляющие оказание платных услуг
   на территории Удмуртской Республики в соответствии с  федеральными
   законами   и   иными  нормативными  правовыми  актами  РФ.  Данное
   положение противоречит пункту 1 статьи Закона РФ  "О  принципах  и
   порядке   разграничения   предметов  ведения  и  полномочий  между
   органами государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации".
       Статьей  3 Закона  УР  на  органы  госвласти  и  госучреждения
   возлагается обязанность согласовывать предоставление платных услуг
   с Правительством УР.
       Статья 7  Закона  УР  от 2 марта 2001 года устанавливает,  что
   контроль за оказанием платных услуг осуществляется антимонопольным
   органом,  что противоречит отдельным положениям Закона РСФСР от 22
   марта   1991   года   N   948   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       В судебном заседании прокуроры Пушкина Т.Н.  и  Бельский  А.В.
   требования дополнили  указанием  на  противоречие  Закона  УР от 2
   марта 2001 года нормам ГК РФ и  Конституции  РФ.  Просят  признать
   противоречащими федеральному  закону  ст.ст.  1,  3,  7 Закона,  а
   вместе с ними весь Закон как теряющий без указанных статей смысл.
       Представитель Государственного  Совета  Удмуртской  Республики
   Вавилов М.Ю.  требование Прокурора не признал. Пояснил, что каждая
   из указанных    в   заявлении   статей Закона в   отдельности   не
   противоречит никакому из федеральных законов.  Также пояснил,  что
   рассмотрение заявления не имеет практического смысла,  поскольку в
   повестку  дня  двадцать  второй  сессии  Государственного  Совета,
   которая состоится в феврале 2002 года,  внесен  вопрос  об  отмене
   Закона УР от 2 марта 2001 года.
       Представитель Президента Удмуртской Республики  Поджаров  В.М.
   требование, изложенное   в    заявлении    Прокурора    Удмуртской
   Республики, также не признал. Пояснил, что  Закон распространяется
   на государственные органы и государственные учреждения  Удмуртской
   Республики   и   регулирует   деятельность   федеральных   органов
   государственной власти.
       Выслушав объяснения  лиц,  участвующих  в   деле,   исследовав
   письменные   доказательства,  заключение  Управления  Министерства
   юстиции  РФ  по  УР,  проанализировав  тексты  нормативных  актов,
   Верховный Суд УР приходит к следующим выводам.
       Государственным Советом  Удмуртской  Республики   в   пределах
   полномочий, представленных ст.  81 Конституции УР, 13 февраля 2001
   года принят Закон  УР  "О  государственном  контроле  за  платными
   услугами, оказываемыми    органами    государственной   власти   и
   государственными учреждениями Удмуртской Республики".
       2 марта  2001  года  указанный  Закон   на  основании  ст.  91
   Конституции УР подписан Президентом УР,  опубликован  и  введен  в
   действие.
       Прокурор УР в заявлении просит признать  недействующими  Закон
   УР от  2  марта  2001  года  вследствие  противоречия  федеральным
   законам.
       Закон Удмуртской  Республики  от  2  марта  2001  года  N 5-РЗ
   определяет общий  порядок  введения  и  оказания   платных   услуг
   органами государственной   власти,  государственными  учреждениями
   Удмуртской Республики.
       Статья 1  Закона  Удмуртской  Республики  от 2 марта 2001 года
   устанавливает понятие  "государственный  исполнитель"   -   органы
   государственной власти,   а   также   государственные  учреждения,
   осуществляющие оказание  платных  услуг  на  территории Удмуртской
   Республики в   соответствии   с   федеральными  законами  и  иными
   нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации,   настоящим
   законом и   иными   нормативными   правовыми   актами   Удмуртской
   Республики.
       Статьи 5  (часть  3) и 66 (части 1 и 2) Конституции Российской
   Федерации закрепляют    принципы     федеративного     устройства,
   основанного  в  том  числе   на  разграничении предметов ведения и
   полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
       Статьей 71  (пункт  "г")  Конституции  РФ установление системы
   федеральных органов  законодательной,  исполнительной  и  судебной
   власти,  формирование  федеральных  органов государственной власти
   находятся в ведении Российской Федерации.
       Законом РФ  от  24  июня  1999  года  N  119-ФЗ "О принципах и
   порядке  разграничения  предметов  ведения  и   полномочий   между
   органами  государственной  власти  РФ  и  органами государственной
   власти субъектов Российской Федерации"   (п.  1 ст.  2 и  ст.  11)
   предусмотрено, что  правовое  регулирование  по  предметам ведения
   Российской Федерации осуществляется федеральными  конституционными
   законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей
   территории Российской Федерации.
       Устанавливая правила   деятельности   органов  государственной
   власти на территории Удмуртской Республики Закон  УР  от  2  марта
   2001 года  вторгается в пределы компетенции Российской Федерации и
   допускает правовое регулирование, не отнесенное к ведению субъекта
   РФ.
        Статья 1 Закона  УР  от  2  марта  2001  года  регламентирует
   деятельность    государственных   учреждений,   расположенных   на
   территории Удмуртской Республики.
       Учреждениями являются  организации,  созданные  собственниками
   для осуществления управленческих,  социально - культурных или иных
   функций некоммерческого характера и финансируемые им.
       Государственное учреждение,      созданное        федеральными
   государственными органами на основании ст.ст. 1, 2 ГК РФ, является
   участником гражданского  оборота,  и  его  гражданские права могут
   быть ограничены федеральным законом и только в той мере,  в  какой
   это  необходимо  в  целях  защиты  основ  конституционного  строя,
   нравственности,  здоровья,  прав и законных интересов других  лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Регулирование деятельности     федеральных     государственных
   учреждений   как юридических лиц  законом субъекта РФ противоречит
   требованиям ст.   49  ГК  РФ  (п.  2),  которой  ограничение  прав
   предусмотрено лишь в порядке, предусмотренном федеральным законом.
       Статья 1  Закона  Удмуртской  Республики  от 2 марта 2001 года
   N 5-РЗ предоставляет право  государственному  исполнителю  (органу
   государственной  власти,  государственному  учреждению)  оказывать
   платные услуги,
       статьями 3  и  7  названного Закона предусмотрено согласование
   перечня   платных    услуг    государственного    исполнителя    с
   Правительством   УР  и  осуществление  контроля  за  их  оказанием
   антимонопольным органом и иными контрольными  органами  Удмуртской
   Республики.
       Указанные положения  Закона  также  противоречат  федеральному
   законодательству.
       В частности,  п.  2 ст.  7 Закона РФ от  22  марта  1991  года
   N 948-1    "О    конкуренции   и   ограничении   монополистической
   деятельности на  товарных  рынках"  запрещено  совмещение  функций
   федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной
   власти  субъектов  РФ  с  функциями  хозяйствующих  субъектов,  за
   исключением   случаев,   предусмотренных  законодательными  актами
   Российской Федерации.
        Кроме того,   регулируя   деятельность   юридических  лиц  по
   оказанию  платных   услуг   и   фактически   регулируя   цены   на
   предоставляемые  услуги,  Закон  нарушает  требования гражданского
   законодательства о равенстве участников регулируемых им отношений,
   свободы   договора,   недопустимости  произвольного  вмешательства
   кого-либо в частные дела (ст.ст. 1, 3, 49, 421, 424 ГК РФ).
       Возлагая на  антимонопольный  орган  обязанность  контроля  за
   оказанием платных услуг,  Закон УР от 2 марта 2001  года  (ст.  7)
   вновь  нарушает  требования Закона РФ "О конкуренции и ограничении
   монополистической деятельности на товарных  рынках".  Статьей  1-1
   названного   Закона   РФ   установлено,   что  к  антимонопольному
   законодательству законы субъектов РФ не  относятся,  а  полномочия
   антимонопольного  органа  установлены  ст.  12  указанного  Закона
   Российской Федерации.
       В заключении  Управления  Министерства  юстиции РФ по УР от 26
   декабря 2001 года   указано,  что ст.ст.  1,  2,  3,  4,  7 Закона
   Удмуртской Республики N 5-РЗ от 2 марта 2001 года не соответствуют
   федеральному закону,  вторгаются  в  предметы  ведения  Российской
   Федерации и требуют внесения соответствующих изменений.
       Судебная коллегия приходит к выводу, что статьи 1, 3, 7 Закона
   Удмуртской Республики   N   5-РЗ  от  2  марта  2001  противоречат
   указанным выше федеральным законам.  Принимая во внимание, что без
   названных статей оспариваемый Закон теряет предмет регулирования и
   свое юридическое содержание,  заявление Прокурора о признании  его
   противоречащим федеральному закону следует удовлетворить.
       На Государственный Совет Удмуртской  Республики  и  Президента
   Удмуртской   Республики  была  возложена  обязанность  представить
   доказательства соответствия (отсутствия противоречий) Закона УР от
   2 марта 2001 года федеральным законам.
       Представители Государственного  Совета  УР  и  Президента   УР
   утверждают  о своевременном рассмотрении соответствующего протеста
   Прокурора,  отсутствии оснований для удовлетворения его заявления.
   В  качества  доказательств  суду представлены:  копия распоряжения
   Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики  N  139
   от 16   июля   2001  года,  которым  создана  рабочая  группа  для
   подготовки предложений по внесению изменений  в  Закон  Удмуртской
   Республики от  2  марта  2001  года  N  5-РЗ и проект Закона УР "О
   признании утратившим силу Закона УР "О государственном контроле за
   платными услугами,  оказываемыми органами государственной власти и
   государственными учреждениями Удмуртской Республики".
       Также копией  постановления Президиума Государственного Совета
   Удмуртской Республики от 18 декабря 2001  года  подтверждено,  что
   указанный проект  Закона внесен  в  повестку  дня  двадцать второй
   сессии Госсовета на февраль 2002 года.
       Судебная коллегия  находит,  что представленные доказательства
   фактически  подтверждают  признание  Государственным  Советом   УР
   наличия  противоречий  положений  Закона  УР  от 2 марта 2001 года
   федеральным законам, необходимости его отмены, а не дают оснований
   для отказа в удовлетворении заявления Прокурора.
       Представитель Государственного   Совета   УР,   кроме    того,
   ссылается на различие оснований,  указанных в протесте,  внесенном
   Прокурором Удмуртской Республики в Госсовет  УР, и  оснований  для
   отмены Закона, указанных в заявлении в Верховный Суд УР.
       Из смысла пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
   27  апреля  1993  года  (с последующими изменениями) следует,  что
   обращение  прокурора  с  протестом  в   орган,   принявший   закон
   (нормативный  правовой  акт),  не является обязательной досудебной
   стадией для обращения в суд с  соответствующим  заявлением.  Кроме
   того,  суд не связан доводами протеста, поскольку его задачей  при
   рассмотрении данной категории дел   является проверка соответствия
   правового акта федеральному закону.
       В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации  от
   N  6-П от 11 апреля 2000  года  указано,  что  закон  субъекта РФ,
   признанный судом противоречащим федеральному закону,  не  является
   подтверждением недействительности закона,  его отмены самим судом,
   тем более лишения его юридической силы с  момента  издания.  Такой
   закон   субъекта   РФ   должен   быть   признан  недействующим  и,
   следовательно,  не  подлежащим  применению  с  момента  вступления
   решения суда в законную силу.
       При таких обстоятельствах Закон  Удмуртской  Республики  от  2
   марта   2001   года  N  5-РЗ  необходимо  признать  противоречащим
   федеральным  законам  и  не  подлежащим   применению   с   момента
   вступления решения в законную силу.
       Исходя из  вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.  191 -  197
   ГПК РФ, Верховный Суд УР
   
                                 решил:
   
       Заявление Прокурора   Удмуртской   Республики   удовлетворить,
   признать Закон Удмуртской Республики от 2 марта  2001  N  5-РЗ  "О
   государственном   контроле   за  платными  услугами,  оказываемыми
   органами государственной власти  и  государственными  учреждениями
   Удмуртской   Республики"   противоречащим   федеральным   законам,
   недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения
   в законную силу.
       Решение может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации  в  течение  10  дней  с  момента  вынесения  решения  в
   окончательной форме.
   
                                                Судья Верховного Суда
                                                Удмуртской Республики
                                                          А.Л.ЕРМОЛИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz