ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УДМУРТИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2002 года
Заслушав и обсудив доклад председателя Государственного
комитета Удмуртской Республики по предпринимательству "О развитии
малого предпринимательства на территориях муниципальных
образований в Удмуртской Республике" Четвертая Республиканская
конференция представителей малых предприятий отмечает, что к
настоящему времени малое предпринимательство в Удмуртской
Республике сложилось как устойчивая сфера экономики. По данным
Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике на 1
октября 2002 года:
- число малых предприятий составило 8195 единиц;
- среднесписочная численность занятых на малых предприятиях
составила 53914 человек;
- инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
составили 577,6 млн. рублей;
- объем производства продукции (работ, услуг) за 9 месяцев
отчетного года составил 5397,4 млн. рублей.
По данным Управления Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Удмуртской Республике на 1 июля 2002 года
зарегистрировано 66,6 тыс. индивидуальных предпринимателей,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства от
общей численности занятых во всех отраслях экономики Удмуртской
Республики составляет свыше 20%, доля продукции субъектов малого
предпринимательства в валовом региональном продукте (ВРП) - свыше
18% (определена расчетным путем).
Субъекты малого предпринимательства в результате своей
деятельности способствуют увеличению доходной части бюджета
республики путем увеличения от них налоговых поступлений.
Ежегодно от деятельности субъектов малого предпринимательства
в бюджеты всех уровней поступает более 1 млрд. рублей налоговых
поступлений. Растут налоговые поступления в бюджет Удмуртской
Республики от предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения и перешедших на единый налог на вмененный доход.
Поступило по состоянию на 1 октября 2002 года единого налога,
взимаемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности, всего 30964 тыс. рублей, в
том числе:
единого налога для юридических лиц - 22023 тыс. рублей;
единого налога для физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - 8940 тыс. рублей.
Поступило единого налога на вмененный доход для физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в сумме 40535 тыс. рублей. Общая
сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет
по полученным декларациям о доходах 2001 года индивидуальными
предпринимателями, составила 47507 тыс. рублей.
Следует отметить, что на республиканском уровне создана и
эффективно функционирует инфраструктура поддержки малого
предпринимательства, включающая в себя ряд организаций,
осуществляющих поддержку и развитие малого предпринимательства.
Вместе с тем, существенным является вопрос решения проблемы
развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях.
По-прежнему сохраняется неравномерность в распределении малых
предприятий по муниципальным образованиям в республике.
Основное количество малых предприятий сосредоточено в городе
Ижевске (78% от общего числа). Значительное количество малых
предприятий действует в городах: Воткинске (3,7%), Сарапуле
(3,3%), Глазове (2,7%).
В республике на 1000 жителей приходится 5 малых предприятий,
по России - 5,9. На 1000 жителей приходится: от 0,16 до 0,5 малых
предприятий в Киясовском, Граховском, Балезинском, Ярском,
Воткинском районах; от 0,55 до 1,0 малых предприятий в Дебесском,
Каракулинском, Красногорском, Можгинском, Селтинском, Увинском
районах; свыше 1,0 до 2,0 малых предприятий в Алнашском,
Вавожском, Кезском, Шарканском районе, городе Можге; свыше 2,0 до
3,0 малых предприятий в Завьяловском, Игринском, Малопургинском,
Як - Бодьинском районе, городе Глазове. В городе Ижевске - 10
предприятий на 1000 жителей, в Сюмсинском районе - 4,0; в городе
Сарапуле - 3,7; в городе Воткинске - 3,5.
Характерной чертой развития предпринимательства в республике
является его развитие в сельских районах, где работает 3341
крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятия субъектов
малого предпринимательства по переработке сельскохозяйственной
продукции и производству продуктов питания.
В республике острой проблемой является структурная перестройка
экономики региона и в муниципальных образованиях, где проблема
существования и развития дотационных районов и муниципальных
образований становится первостепенной.
Следовательно, есть необходимость в разработке эффективных
конкретных путей использования возможностей малого
предпринимательства для развития районов и городов республики
различного масштаба и экономической специализации.
На сегодняшний день во многих муниципальных образованиях
отсутствуют утвержденные муниципальные программы развития малого
предпринимательства, что не обеспечивает полной возможности
развития предпринимательства в них.
По отчетной информации администраций городов и районов за
первое полугодие 2002 года программы поддержки малого
предпринимательства разработаны и реализуются во всех городах
республики, в 19 районах Удмуртии оказывается поддержка
предпринимательству в соответствии с программами и планами
мероприятий.
На 2002 год не имеют программ (планов) поддержки малого
предпринимательства Глазовский, Балезинский, Завьяловский,
Каракулинский, Шарканский, Ярский районы.
Анализ развития малого предпринимательства показывает
необходимость формирования инфраструктуры и муниципальной
поддержки в городах и районах.
В настоящее время в рамках реализации мероприятий Плана по
поддержке малого предпринимательства создана и осуществляет свою
работу Межмуниципальная ассоциация поддержки предпринимательства
"Северное соглашение", объединившая 5 муниципальных образований
(город Глазов, Балезинский, Глазовский, Юкаменский и Ярский
районы).
В ряде районов созданы и результативно функционируют
совещательные органы при главах администраций городов и районов
Удмуртской Республики, а также общественные объединения,
представляющие интересы предпринимателей. В Алнашском районе
создан Совет по содействию малого предпринимательства, в
Завьяловском районе - Совет по предпринимательству, в Балезинском,
Ярском, Камбарском районах - Советы по поддержке малого
предпринимательства. Из общественных объединений можно назвать в
Селтинском районе общественное объединение фермеров, в Сюмсинском
и Игринском районах - союзы предпринимателей, в Дебесском районе -
Центр консультационной поддержки малого предпринимательства, в
городах Сарапуле и Можге - социально - деловые центры.
В уставах муниципальных образований практически отсутствуют
функции поддержки предпринимательства. Нет четких планов по
организации работ по развитию территорий с участием
предпринимателей.
Существует реальная необходимость создания специальных центров
обучения, муниципальных фондов поддержки малого
предпринимательства, социально - деловых центров и на их базе
муниципальных организаций инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства или филиалов организаций республиканской
инфраструктуры.
В сфере налогообложения наблюдается ряд проблем, существование
которых обусловлено особенностями сложившейся на сегодняшний день
системы налогового законодательства, приводящими к появлению
разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами. В
основном эти вопросы находятся в ведении Российской Федерации.
Учитывая степень значимости вышеизложенного, Четвертая
Республиканская конференция представителей малых предприятий
Удмуртии решила:
I. Принять к сведению доклад председателя Государственного
комитета Удмуртской Республики по предпринимательству "О развитии
малого предпринимательства на территориях муниципальных
образований в Удмуртской Республике".
II. Обратиться с предложениями к:
1. Президенту и Правительству Удмуртской Республики:
1) обратить внимание на проблемы поддержки и развития малого
предпринимательства в муниципальных образованиях Удмуртской
Республики, предусмотрев, в частности, согласованное
финансирование республиканской и муниципальных целевых программ
поддержки и развития малого предпринимательства;
2) при ежегодном подведении итогов деятельности органов
исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного
самоуправления в Удмуртской Республике принимать во внимание
результаты их деятельности по поддержке и развитию малого
предпринимательства и реализации решений республиканских,
муниципальных конференций представителей малых предприятий;
3) предусмотреть в ежегодно утверждаемых мероприятиях по
государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской
Республике:
- раздел "Развитие малого предпринимательства в муниципальных
образованиях Удмуртской Республики";
- совместное финансирование за счет средств бюджета Удмуртской
Республики и местных бюджетов расходов на развитие рыночной
инфраструктуры;
4) поручить следующим органам:
а) Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики
рассмотреть возможность продления действия договора
пользования корпуса N 90 ФГУП ГПО "Воткинский завод" для
размещения городского рынка до постройки рынка на новых площадях;
б) Государственному комитету Удмуртской Республики по
предпринимательству
подготовить визит делегации из представителей органов
исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного
самоуправления в Удмуртской Республике, субъектов малого
предпринимательства для поездки по обмену опытом в Республику
Башкортостан.
2. Органам исполнительной власти Удмуртской Республики:
1) согласовать проект Указа Президента Удмуртской Республики
"О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях
муниципальных образований в Удмуртской Республике";
2) оказывать всестороннее содействие органам местного
самоуправления в Удмуртской Республике в решении вопросов развития
малого предпринимательства на территориях соответствующих
муниципальных образований в Удмуртской Республике.
3. Государственному комитету Удмуртской Республики по
статистике
на постоянной основе обеспечивать сбор и анализ статистической
информации по вопросам малого предпринимательства в Удмуртской
Республике для использования ее Государственным комитетом
Удмуртской Республики по предпринимательству при разработке
программ и планов развития малого предпринимательства.
4. Органам местного самоуправления в Удмуртской Республике:
1) ежегодно осуществлять разработку и утверждение
муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;
2) включать в муниципальные программы социально -
экономического развития муниципальных образований в Удмуртской
Республике раздел "Развитие малого предпринимательства";
3) ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства на
финансирование муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства и предоставление гарантий муниципальным фондам
и субъектам малого предпринимательства;
4) создавать муниципальные фонды поддержки малого
предпринимательства в целях финансирования муниципальных программ
поддержки малого предпринимательства и оказания финансовой
поддержки субъектам малого предпринимательства;
5) создавать совещательные органы при органах местного
самоуправления в целях учета мнения и обеспечения защиты интересов
субъектов малого предпринимательства при формировании и реализации
единой политики, направленной на поддержку и развитие малого
предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных
образований в Удмуртской Республике;
6) поддерживать создание и развитие общественных объединений,
союзов (ассоциаций), представляющих интересы субъектов малого
предпринимательства на территориях муниципальных образований;
7) обеспечивать ведение реестров нежилых зданий, сооружений,
производственных и складских помещений, находящихся в
муниципальной собственности, для последующей продажи либо передачи
их в аренду или безвозмездное пользование субъектам малого
предпринимательства;
8) предоставлять субъектам малого предпринимательства,
осуществляющим деятельность в приоритетных направлениях, рассрочку
при оплате приобретаемого ими в порядке приватизации
муниципального имущества.
5. Общественным объединениям предпринимателей и структурам
поддержки малого предпринимательства:
1) организовать, а также целенаправленно проводить и
систематически совершенствовать работу по защите интересов
субъектов малого предпринимательства и обеспечению правового
сопровождения осуществляемой ими предпринимательской деятельности,
в особенности в муниципальных образованиях;
2) продолжить работу рабочих групп, созданных при Совете по
поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской
Республики.
6. Средствам массовой информации, действующим на территории
Удмуртской Республики:
1) обращаться к теме состояния малого предпринимательства в
Удмуртской Республике, продолжить работу по созданию
положительного имиджа предпринимателей, освещать деятельность
общественных объединений предпринимателей, в особенности в
муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
2) опубликовать решение Четвертой Республиканской конференции
представителей малых предприятий Удмуртии.
Удмуртская Республика
город Ижевск
20 декабря 2002 года
|