Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.09.2003, ОТ 17.09.2003 N А71-231/03-А5 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЕ УДМУРТСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТ 20.02.03 N 87 И ВЫДАННОЕ НА ЕГО ОСНОВЕ ...

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


                 АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
   
   15 сентября 2003 г. N А71-231/03-А5
   Решение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2003 г.
   
       Именем Российской Федерации
   
       Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе:
       председательствующего   судьи  Симонова   В.Н.,   при   ведении
   протокола  судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
   Правительства  Удмуртской  Республики,  г.  Ижевск,  к  Удмуртскому
   территориальному  управлению  Министерства  РФ  по  антимонопольной
   политике  и поддержке предпринимательства, г. Ижевск, третье  лицо:
   ОАО  "Агентство по инвестициям и лизингу", г. Ижевск,  о  признании
   недействительными актов.
       В судебном заседании присутствовали:
       от заявителя: Мухачева А.В. - консультант по дов. от 06.03.03 N
   7-107/126,
       от  заинтересованного лица: Герасимова Т.В. - нач. отд. по дов.
   от 17.01.03 N 01-13/77,
       от  третьего лица: Бабушкин А.В. - зам. ген. дир.  по  дов.  от
   27.05.03.
       Сущность  спора:  о  признании  недействительными  решения   от
   20.02.03  N  87  и  предписания от 20.02.03 N  87  Антимонопольного
   территориального управления.
       Дело   рассматривалось  09.09.03,  после  перерыва  в  судебном
   заседании - 15.09.03.
       Заявитель,   оспаривая   ненормативные  акта   Антимонопольного
   управления, привел следующие доводы.
       Средства,  полученные  по кредитам, в том  числе  и  бюджетным,
   становятся  на основании Гражданского кодекса Российской  Федерации
   собственностью  Агентства. Договоры лизинга заключаются  Агентством
   от  своего  имени  (т.е.  лизингодателем в данном  случае  является
   Агентство), а не от имени или по поручению Удмуртской Республики  в
   лице соответствующего органа.
       Привлечение организаций для осуществления отдельных операций со
   средствами  соответствующего  бюджета  предусмотрено  в   Бюджетном
   кодексе  Российской  Федерации.  В  соответствии  со  статьей   156
   Бюджетного кодекса Российской Федерации для осуществления  операций
   по  предоставлению  средств  бюджета  на  возвратной  основе  могут
   привлекаться кредитные организации. Иным организациям такого  права
   Бюджетный кодекс Российской Федерации не предоставляет.
       Агентство не является банком, и оно не привлекается и не  могло
   привлекаться  для осуществления операций по предоставлению  средств
   бюджета  на  возвратной  основе,  и,  следовательно,  на  него   не
   распространяются нормы статьи 13 Федерального закона.
       Третье лицо поддержало требования заявителя.
       Удмуртское  территориальное  управление  Министерства   РФ   по
   антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  возражает
   против   удовлетворения  заявления  Правительства  УР,  исходя   из
   следующего.
       В   соответствии   с   ФЗ  N  117-ФЗ  финансовые   организации,
   привлекаемые  к  отдельным операциям со средствами бюджета,  должны
   определяться на конкурсной основе.
       Конкурс   среди   финансовых   организаций   на   право    быть
   лизингодателем   в   договорах  с  субъектами   предпринимательской
   деятельности,  победившими  на  конкурсе,  инвестирование   которых
   предусмотрено из расходной части бюджета, не проводился.
       Постановление Правительства УР N 528 пунктами 3, 4,  5  вводной
   его     части    не    соответствует    требованиям    федерального
   законодательства (ФЗ N 117-ФЗ), нарушая права и охраняемые  законом
   интересы  (статья 34 Конституции РФ) юридических лиц  -  финансовых
   организаций,  занимающихся  лизинговой  деятельностью   либо   иной
   другой,  которые  в  соответствии с  условиями  открытого  конкурса
   могли  заявить  свое  право на осуществление отдельных  операций  в
   соответствии с целями бюджетного кредита.
       Постановлением Правительства УР от 16.07.2001 N 736  утверждено
   Положение    "О    финансировании   путем    лизинговых    операций
   инвестиционных   проектов  организаций  за  счет  средств   бюджета
   развития     Удмуртской    Республики    и    кредитных    ресурсов
   Сберегательного банка РФ на конкурсной основе".
       Пунктом  2.2 Положения оператором определено ОАО "Агентство  по
   инвестициям и лизингу" на организацию конкурса.
       Пункты 2, 4, 5 вводной части постановления N 736 определяют ОАО
   "Агентство  по  инвестициям  и  лизингу"  организатором  проведения
   конкурсов  инвестиционных  проектов и  в  то  же  время  финансовой
   организацией,  которая  проводит  операции  со  средствами  бюджета
   путем лизинговых операций и кредитных ресурсов СБ РФ.
       Постановления Правительства УР N 528 и 736 в данной редакции не
   соответствуют  Федеральному  закону  N  117-ФЗ  от   23.06.1999   и
   нарушают права и охраняемые законом интересы юридических лиц,  т.к.
   предоставляют   преимущества  в  предпринимательской   деятельности
   отдельной финансовой организации - ОАО "Агентство по инвестициям  и
   лизингу", состоящей под прямым контролем Правительства УР.
       Таким образом, продолжение действия постановлений, указанных  в
   решении и предписании Территориального управления, влечет за  собой
   и продолжение нарушений антимонопольного законодательства.
       Рассмотрев  материалы  дела,  заслушав  представителей  сторон,
   арбитражный суд
   
                              установил:
   
       Комиссия  Удмуртского территориального управления  Министерства
   РФ  по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  по
   рассмотрению  дел  о  нарушении  антимонопольного  законодательства
   решением  N  78  от  20  февраля 2003 года  признала  Правительство
   Удмуртской Республики нарушившим статью 13 Федерального  закона  "О
   защите  конкуренции  на  рынке  финансовых  услуг"  путем  принятия
   постановлений  Правительства  Удмуртской  Республики   N   528   от
   25.05.2001   и  N  736  от  16.07.2001  и  выдала  на  его   основе
   предписание N 87 от 20 февраля 2003 г.
       Не    согласившись   с   указанными   ненормативными    актами,
   Правительство  Удмуртской Республики обратилось в  арбитражный  суд
   за защитой нарушенных прав.
       Как  следует  из материалов дела, в течение 2001 -  2002  годов
   Правительство    Удмуртской    Республики    в    целях    развития
   инвестиционной  деятельности в сфере предпринимательства  объявляло
   и    проводило    конкурсы   инвестиционных   проектов    субъектов
   предпринимательской деятельности.
       Постановлениями  Правительства  УР  N  528  от  25.05.2001  "Об
   утверждении  Положения  "О финансировании  инвестиционных  проектов
   субъектов  предпринимательской  деятельности  УР  путем  лизинговых
   операций  на  конкурсной  основе" и N 736 от  16.07.2001  (ред.  от
   27.12.2001  N  1332)  "Об  утверждении Положения  о  финансировании
   путем  лизинговых операций инвестиционных проектов  организаций  за
   счет  средств  бюджета развития Удмуртской Республики  и  кредитных
   ресурсов  Сберегательного банка Российской Федерации на  конкурсной
   основе"  установлен порядок финансирования инвестиционных  проектов
   субъектов предпринимательской деятельности.
       Оператором   по   организации   и   проведению   конкурсов   на
   финансирование       инвестиционных       проектов        субъектов
   предпринимательской  деятельности  определено  ОАО  "Агентство   по
   инвестициям  и  лизингу",  которое зарегистрировано  постановлением
   Администрации Первомайского района г. Ижевска N 168 от  10.06.2002.
   Основными  его  видами деятельности являются лизинг,  осуществление
   финансирования  и  кредитование  структур,  проектов  и   программ,
   инвестирование проектов.
       Согласно  ст.  3  Закона РФ от 23.06.1999 N  117-ФЗ  "О  защите
   конкуренции   на   рынке  финансовых  услуг"  ОАО   "Агентство   по
   инвестициям и лизингу" является финансовой организацией.
       Как   следует   из   постановления   N   528   от   25.05.2001,
   финансирование  инвестиционных  проектов  осуществляется  в   форме
   лизинга. Министерство финансов УР выделяет бюджетный кредит  сроком
   на  три  года с уплатой процентов в размере 1/10 действующей ставки
   рефинансирования   ЦБ  РФ  акционерному  обществу   "Агентство   по
   инвестициям и лизингу" на сумму 10000 тыс. руб.
       В  целях  реализации  указанного постановления  были  заключены
   кредитные  договоры  между  Минфином  УР  и  Агентством,   согласно
   которым "Кредитор" предоставляет "Заемщику" целевой кредит.
       Постановлением  N  736  от  16.07.2001  акционерному   обществу
   "Агентство  по инвестициям и лизингу" предложено заключить  договор
   со  Сберегательным банком РФ в лице Удмуртского отделения N 8618 об
   открытии кредитной линии на общую сумму до 100 миллионов рублей.
       В  пунктах  4  - 5 постановления указано, что на финансирование
   путем  лизинговых  операций  инвестиционных  проектов  Министерство
   финансов УР выделяет бюджетный кредит сроком на три года с  уплатой
   процентов в размере 1/10 действующей ставки рефинансирования ЦБ  РФ
   акционерному  обществу  "Агентство по  инвестициям  и  лизингу"  на
   сумму  15  миллионов рублей в соответствии со ст. 47 Закона  УР  "О
   бюджете  Удмуртской  Республики  на  2001  год"  за  счет  средств,
   превышающих доходную часть бюджета УР.
       В соответствии с указанным постановлением были заключены:
       договор   об  открытии  кредитной  линии  между  оператором   и
   Сберегательным банком РФ в лице Удмуртского отделения N 8618;
       кредитный договор между оператором и Министерством финансов  УР
   по согласованию с Президентом УР сроком на три года;
       договоры  лизинга  имущества между  оператором  и  победителями
   конкурса на срок до трех лет.
       Согласно  постановлению Правительства УР N  736  от  16.07.2001
   кредит   предоставляется   акционерному  обществу   "Агентство   по
   инвестициям и лизингу" на льготных условиях и без конкурса.
       Оценив    представленные   доказательства,    доводы    сторон,
   арбитражный  суд  полагает требования заявителя обоснованными.  При
   этом суд исходит из следующего.
       Статья  12  Закона о конкуренции запрещает федеральным  органам
   исполнительной    власти,   Центральному    банку    РФ,    органам
   исполнительной  власти  субъектов РФ, органам  местного  управления
   принимать  нормативные  правовые акты и (или)  совершать  действия,
   ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг,  направленные
   на   создание   необоснованно   благоприятных   условий   отдельным
   финансовым   организациям  и  (или)  ущемляющие   интересы   других
   финансовых   организаций,  за  исключением  случаев,  установленных
   законодательством Российской Федерации.
       В  соответствии со ст. 12, ст. 13, ст. 14 ФЗ N 117-ФЗ "О защите
   конкуренции  на  рынке  финансовых услуг"  финансовые  организации,
   привлекаемые  к  отдельным операциям со средствами бюджета,  должны
   определяться на конкурсной основе.
       Кредитный  договор N 36 от 04.06.2001 заключен Минфином  УР  на
   основании   постановления  Правительства  УР   N   528,   заемщиком
   определено ОАО "Агентство по инвестициям и лизингу".
       Среди   финансовых   организаций   конкурс   на   право    быть
   лизингодателем   в   договорах  с  субъектами   предпринимательской
   деятельности  не  проводился,  и  проведение  такого  конкурса   ни
   постановлением   Правительства  УР  N  528,   ни   другими   актами
   Правительства не предусмотрено.
       Постановлением Правительства УР от 16.07.2001 N 736  утверждено
   Положение    "О    финансировании   путем    лизинговых    операций
   инвестиционных   проектов  организаций  за  счет  средств   бюджета
   развития     Удмуртской    Республики    и    кредитных    ресурсов
   Сберегательного банка РФ на конкурсной основе".
       Пунктом  2.2 Положения оператором определено ОАО "Агентство  по
   инвестициям  и  лизингу"  на организацию  конкурса,  а  пункт  6.11
   устанавливает  порядок  заключения договоров:  кредитного  -  между
   оператором  и  Минфином УР, между оператором и СБ  РФ  на  открытие
   кредитной  линии, лизинга имущества между оператором и  победителем
   конкурса.    Таким   образом,   Агентство   определено   финансовой
   организацией,  которая путем получения целевых  бюджетных  кредитов
   будет    приобретать   имущество,   необходимое   для    реализации
   инвестиционного проекта.
       Пункты 2, 4, 5 вводной части постановления N 736 определяют ОАО
   "Агентство  по  инвестициям  и  лизингу"  организатором  проведения
   конкурсов  инвестиционных  проектов и  в  то  же  время  финансовой
   организацией,  которая  проводит  операции  со  средствами  бюджета
   путем лизинговых операций и кредитных ресурсов СБ РФ.
       Постановления Правительства УР N 528 и 736 в данной редакции не
   соответствуют   Федеральному  закону  N   117-ФЗ   от   23.06.1999,
   исключают  саму  возможность проведения конкурса  среди  финансовых
   организаций   на  право  привлечения  к  отдельным   операциям   со
   средствами бюджета.
       Доводы  заявителя  относительно  использования  Агентством   не
   бюджетных,   а   собственных   средств   противоречат   фактическим
   обстоятельствам. Распоряжение Агентством бюджетными средствами  при
   проведении    конкурсов    инвестиционных   проектов    установлено
   Удмуртским   территориальным   управлением   Министерства   РФ   по
   антимонопольной   политике  и  поддержке  предпринимательства   при
   рассмотрении  дела о нарушении антимонопольного законодательства  и
   подтверждается материалами арбитражного дела.
       Содержащиеся   в   обжалуемом  решении  от  20.02.2003   выводы
   относительно несоответствия постановлений Правительства  Удмуртской
   Республики  от 25.05.2001 N 528 и от 16.07.2001 N 736  Федеральному
   закону   РФ  "О  защите  конкуренции  на  рынке  финансовых  услуг"
   признаются арбитражным судом обоснованными.
       Вместе   с   тем,   обжалуемые  акты  приняты   Антимонопольным
   управлением без изучения состояния рынка финансовых услуг.
       Статьей  2  Закона о конкуренции установлено,  что  этот  Закон
   распространяется  на  отношения, влияющие на конкуренцию  на  рынке
   финансовых   услуг   и   связанные   с   защитой   конкуренции   на
   соответствующем    рынке.    Следовательно,    действия     органов
   исполнительной  власти  субъекта РФ  по  изданию  актов,  создающих
   льготные    условия    деятельности   для   отдельных    финансовых
   организаций,  подлежат  антимонопольному  контролю  только  в   том
   случае,  если  они имеют своим результатом ограничение  конкуренции
   на рынке финансовых услуг.
       Однако антимонопольный орган таких доказательств не представил.
       Конкуренция  на  рынке финансовых услуг - это  состязательность
   между  финансовыми  организациями, при которой  их  самостоятельные
   действия   эффективно  ограничивают  возможность  каждой   из   них
   односторонне   воздействовать  на  общие   условия   предоставления
   финансовых услуг (ст. 3 Закона о конкуренции).
       Постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 N 194  определены
   условия  антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг.  Этим
   постановлением  утверждена Методика определения  оборота  и  границ
   рынка   финансовых   услуг   финансовых   организаций,   подлежащая
   применению  антимонопольным органом при осуществлении  контроля  по
   соблюдению  антимонопольного законодательства  и  иных  нормативных
   правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
       Между  тем, антимонопольный орган данную Методику не  применил,
   границы  и емкость регионального рынка финансовых услуг в целом  не
   определил  и  не  выяснил положение отдельных организаций  на  этом
   рынке,  а  также  оборот  финансовых услуг  с  учетом  оборотов  по
   привлечению   финансовыми   организациями   денежных   средств    и
   использованию этих средств на соответствующем рынке.
       При изложенных обстоятельствах решение и выданное на его основе
   предписание  N  87  от 20.02.2003 не соответствуют антимонопольному
   законодательству,  нарушают права и законные интересы  заявителя  в
   сфере экономической деятельности.
       Требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.
       Руководствуясь  ст.  170, ст. 201 Арбитражного  процессуального
   кодекса РФ, арбитражный суд
   
                                решил:
   
       1. Решение Удмуртского территориального управления Министерства
   РФ  по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  от
   20.02.03  N  87 и выданное на его основе предписание от 20.02.03  N
   87 признать полностью недействительными.
       2.  Решение  может  быть  обжаловано в апелляционную  инстанцию
   Арбитражного суда УР в месячный срок со дня принятия.
   
                                                                 Судья
                                                           В.Н.СИМОНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz