Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА ЦЕНТРА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОТ 23.06.2004 ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ 1 ПОЛУГОДИЯ 2004 ГОДА

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


             ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
                                   
                              СТЕНОГРАММА
                         от 23 июня 2004 года
                                   
            ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
                РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ
                         1 ПОЛУГОДИЯ 2004 ГОДА
                                   
       - Налог на доходы физических лиц.
       -  Основные  моменты применения контрольно-кассовой  техники  в
   связи  с вступлением в силу с 27.06.2003 Федерального закона N  54-
   ФЗ. Ответы на вопросы.
                                   
                    НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
                                   
       Первое изменение в главу 23 было внесено Федеральным законом 51-
   ФЗ от 6 мая 2003 года. Оно касалось изменений, внесенных в пункт  3
   статьи  214.1, и касается работы с ценными бумагами. То  есть  с  1
   января  2003 года при сделках, осуществляемых налоговым  агентом  с
   ценными  бумагами, физическое лицо, налогоплательщик,  имеет  право
   выбора,  при налогообложении доходов, полученных по ценным бумагам,
   может   предъявить   документально  подтвержденные   расходы   либо
   получить    имущественный    вычет.   В   качестве    документально
   подтвержденных  расходов  также  теперь  могут  приняты  документы,
   подтверждающие  расходы  на приобретение, получение  ценных  бумаг,
   учитываются  также суммы, с которых был исчислен  и  уплачен  налог
   при  приобретении  ценных бумаг. Пункт 2 этого же  Закона  коснулся
   статьи  219, пункта 1, и касается предоставления социального вычета
   на  обучение.  Если  до  1 января 2003 года мы  могли  предоставить
   социальный  вычет  на  обучение своих детей  только  родителям,  то
   теперь  такой  вычет  согласно изменениям могут  получить  опекуны,
   попечители.  Вычет предоставляется для обучения  детей  на  дневной
   форме  обучения до 24 лет. Следующее изменение внесено Законом  55-
   ФЗ  от  22 марта 2003 года. Закон вступает в силу через месяц после
   его   опубликования,  опубликован  он  был  27  мая  2003  года   в
   "Российской газете". То есть он вступает в действие с 27 июня  2003
   года.  Данный Федеральный закон коснулся вкладов в банки физических
   лиц.  Если раньше проценты по вкладам в банки облагались исходя  из
   трех   четвертей   ставки   рефинансирования   Центрального   банка
   Российской  Федерации,  то  с 28 июня обложение  будет  происходить
   исходя  из  ставки  рефинансирования Центрального банка  Российской
   Федерации.  То  есть  если у Вас есть вклады в банках,  процент  не
   превышает  ставку  рефинансирования,  то  эта  сумма  не   подлежит
   обложению  налогом  на доходы. По рублевым вкладам,  по  вкладам  в
   иностранной  валюте  так  же  осталась  в  размере  9%.   Следующий
   Федеральный закон 105-ФЗ внес изменения от 7 июля 2003  года.  Этот
   Закон касается непосредственно налоговых агентов. Закон вступает  в
   действие  с  1 января 2003 года. То есть если раньше в соответствии
   с  главой  23  стандартный налоговый вычет мог  представить  только
   работодатель,  то  есть  налоговый агент, у которого  с  физическим
   лицом   был   заключен   трудовой   договор-контракт,   то   сейчас
   стандартный  налоговый  вычет  может предоставить  любой  налоговый
   агент  по  выбору налогоплательщика. Налогоплательщик теперь  имеет
   право  получить  стандартный налоговый  вычет  также  по  договорам
   гражданско-правового   характера.  Если   он   к   вам   обратится,
   представит  документы, подтверждающие права на стандартные  вычеты,
   то  налоговый  агент  может предоставить  по  таким  договорам  ему
   стандартный  вычет.  Причем представлять вы  будете  в  месяце,  за
   который был начислен доход. Следующий Закон внес изменения в  главу
   23  тоже  от  7  июля  2003 года 110-ФЗ и также  частично  касается
   налоговых  агентов и распространяется на правоотношения,  возникшие
   с  1  января 2003 года. Налоговых агентов он касается в той  части,
   что  если  раньше при выходе из состава учредителей доли облагались
   с  рубля, то есть вся сумма облагалась налогом на доходы, то сейчас
   налоговый агент в рамках этого Федерального закона 110-ФЗ налог  на
   доходы не удерживает, представляет только справки-сведения формы 2-
   НДФЛ,  а  физическое  лицо по окончании года самостоятельно  подает
   декларацию  и  имеет  право в рамках статьи 220 Налогового  кодекса
   воспользоваться    имущественным   вычетом,   либо    документально
   подтвержденные  расходы  он  представит,  либо  воспользуется   тем
   кратным  имущественным вычетом, который предусмотрен  -  125  тысяч
   рублей,  если он владел менее трех лет; если он владел  более  трех
   лет  этой  долей  в уставном капитале, то в этом  случае  он  может
   воспользоваться имущественным вычетом на всю сумму. Основанием  для
   предоставления  имущественного  вычета  будет  являться  в   данном
   случае,  поскольку  в  соответствии  с  Законом  "Об  обществах   с
   ограниченной  ответственностью" все изменения  в  уставе  общества,
   изменения  его уставной части в долях должны быть внесены  в  устав
   предприятия,  таким образом, основанием будет являться  выписка  из
   устава  предприятия,  где сказано, с какого  момента  по  какой  он
   владел  этой долей, и первичные документы бухгалтерского учета,  то
   есть  каким образом он вносил эту долю: либо перечислял в  уставный
   капитал  через  банк,  тогда это будет платежное  поручение  банка,
   либо  корешок  к  приходно-кассовому ордеру, если вносил  наличными
   деньгами в кассу предприятия. Этот же Закон внес изменения также  в
   порядок   предоставления   социальных  и  имущественных   налоговых
   вычетов. Если до 1 января 2003 года социальные вычеты на лечение  и
   обучение  детей  на  дневной форме обучения предоставлялись  до  24
   тысяч   рублей,   то   с  1  января  2003  года   увеличен   размер
   предоставления  таких  социальных налоговых  вычетов  до  38  тысяч
   рублей   и  также  увеличен  размер  предоставления  имущественного
   вычета  на  приобретение жилья, жилых домов до  1  миллиона  рублей
   лицам,  которые  потратили  деньги на  приобретение  жилья.  Вычеты
   предоставляются  на основании декларации, которую  физическое  лицо
   представляет  в налоговые органы по месту жительства.  И  последние
   изменения  были  внесены Законом 163-ФЗ от  8  декабря  2003  года,
   вступают в силу с 1 января 2004 года и вносят изменения в  пункт  3
   статьи  213.  Если  раньше не облагался взнос по страхованию  своих
   работников  в  пределах  2  тысяч рублей,  то  сейчас  этот  размер
   увеличили  до  5 тысяч рублей на каждого работника - в  статью  213
   пункт  3  внесли соответствующие изменения. Кроме того, Федеральным
   законом  186-ФЗ  "О  федеральном  бюджете  на  2004  год"  действие
   пунктов  5  и 6 статьи 213 с 1 января 2004 года по 31 декабря  2004
   года   приостановлено.  Это  касается  налогообложения  выплат   по
   пенсионному страхованию.
       Письмо 04-2-06/127 от 17 февраля 2004 года. Это письмо касается
   компенсационных  выплат  на  возмещение  расходов,   связанных   со
   служебными  командировками, пункт 3 статьи 217. Здесь сказано,  что
   в    соответствии    с   постановлением   Правительства    суточные
   выплачиваются   в  пределах  норм,  утвержденных  законодательством
   Российской  Федерации.  Для  бюджетных,  небюджетных,  хозрасчетных
   организаций  разными постановлениями утверждены  нормы  суточных  в
   размере   100   рублей.  Если  вы  на  основании  своих   локальных
   нормативных  актов, у вас есть приказ руководителя о том,  что  при
   поездке,  скажем,  в  Москву  или  Санкт-Петербург  суточные  будут
   выплачиваться тем лицам, которые едут в командировку в эти  города,
   в  размере  300 рублей, то разница между 100 рублями и 300  рублями
   подлежит  обложению налогом на доходы. Это письмо было  совместное,
   оно  согласовано  с  Министром  финансов  Российской  Федерации   и
   подписано  Министром  по налогам и сборам.  Следующее  письмо  было
   доведено недавно - от 2 июня 2004 года N 04-2-06/419@. Оно  связано
   с  порядком  возмещения расходов физических лиц  при  использовании
   работниками  личного транспорта. То есть если вы заключили  договор
   на  использование личного транспорта в служебных целях с работником
   предприятия,   то  в  этом  письме  сказано,  что   для   бюджетных
   организаций всех уровней нормы компенсаций за использование  личных
   автомобилей    для    служебных   поездок   установлены    приказом
   Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2000 N 16н  для
   бюджетных   организаций;  для  всех  остальных   организаций   всех
   правовых  форм  вне  зависимости от форм  собственности  эти  нормы
   установлены  постановлением Правительства Российской  Федерации  от
   08.02.2002  N  92  "Об  установлении норм расходов  организаций  на
   выплату  компенсаций за использование для служебных поездок  личных
   легковых   автомобилей,   мотоциклов,  в   пределах   которых   при
   определении  налоговой базы по налогу на прибыль организации  такие
   расходы  относятся к прочим расходам, связанным с  производством  и
   реализацией".  В случае, если у вас заключен такой договор,  у  вас
   обязательно, поскольку нормы установлены в соответствии  с  объемом
   двигателя,  должна  быть копия технического  паспорта,  где  указан
   объем  двигателя  легкового автомобиля, который  вы  используете  в
   служебных  целях,  приказ  руководителя.  И  кроме  того,  в   этом
   постановлении говорится о том, что этот технический паспорт  должен
   быть   заверен   в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации, то есть копия должна быть нотариально заверена. Эти  три
   документа:  договор, приказ и копия технического паспорта  -  будут
   основанием  для  возмещения  расходов  при  использовании   личного
   транспорта.
       В  2003  году были изданы два определения Президиума Верховного
   Суда   Российской  Федерации:  оба  определения  касаются   порядка
   предоставления  компенсационных  выплат  матерям,   находящимся   в
   отпуске от 1,5 до 3 лет. В этом определении говорилось о том,  что,
   поскольку эти 50 рублей, установленные Указом Президента N 1110  от
   1994  года, выплачиваются за счет средств предприятия, они подлежат
   налогообложению   налогом  на  доходы  и  ЕСН  в  общеустановленном
   порядке,   то   есть  этим  определением  они  не   были   признаны
   компенсационными  выплатами. Но Министерство  труда  и  социального
   развития,  видимо,  обратилось еще раз в Верховный  Суд  Российской
   Федерации,  это  у  нас высший орган судебной власти,  и  Президиум
   Верховного  Суда вынес другое определение N 56пв-03 от  24.12.2003,
   которое  отменяет определение N КАС 03-165 с момента его  введения,
   то  есть и в 2003, и в 2004 году, то есть Верховный Суд эти выплаты
   в    размере,    установленном   Указом   Президента,    постановил
   рассматривать  как  компенсационные,  несмотря  на   то   что   они
   выплачиваются  не  за  счет фонда социального страхования.  Видимо,
   эти  средства  не  были предусмотрены в бюджете  фонда  социального
   страхования,  Министерство обратилось, и  этот  вопрос  рассмотрели
   положительно.
       Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3 тысяч,
   500  рублей, 400 рублей, 300 рублей. Вычеты в размере  3000  и  500
   рублей   предоставляются  вне  зависимости  от  суммы   совокупного
   дохода,  который получило физическое лицо в течение года.  То  есть
   они  ему  положены,  он  вам  представит документы,  подтверждающие
   право  на  эти  вычеты, и вы вне зависимости от полученного  дохода
   физическому лицу эти вычеты предоставляете до конца года. Вычеты  в
   размере  400  рублей  на  себя  и 300  рублей  на  каждого  ребенка
   предоставляются  до  того месяца, пока доход  физического  лица  не
   превысил  20000 рублей. Если ровно 20000 рублей, то в  этом  случае
   вычет  еще предоставляется. Если 2 тысячи рублей и 1 копейка доход,
   то в этом месяце уже не предоставляется.
       Федеральным законом "О ветеранах" внесены изменения  в  порядок
   предоставления  стандартных вычетов лицам, которые  в  определенный
   период   времени  участвовали  в  чеченских  событиях.   Эти   лица
   Федеральным  законом "О ветеранах" приравнены к  участникам  боевых
   действий,  которые осуществляли интернациональный долг. То  есть  в
   этом  Законе  есть  целый список: афганцы,  те,  кто  участвовал  в
   военных действиях во Вьетнаме, и так далее - всего 8 объектов,  где
   граждане  Советского  Союза исполняли свой интернациональный  долг.
   Теперь  лица,  которые участвовали в боевых действиях  в  Чеченской
   Республике   в   определенный  период  времени,   приравнены   этим
   Федеральным  законом "О ветеранах" к этим лицам, которые  исполняли
   интернациональный  долг.  То  есть  они  вычеты  будут  получать  в
   размере  500  рублей.  Но  на  сегодняшний  день  создалась   такая
   ситуация, причем постановлением Правительства определено, что  этим
   лицам   будут  выдаваться  точно  такие  же  удостоверения  единого
   образца,  которые выдаются и афганцам, но на сегодняшний день  этих
   бланков   в  Удмуртской  Республике  нет,  военкоматы  эти   бланки
   выдавать  еще  не  начали.  Поскольку мы  предоставить  стандартный
   налоговый  вычет  можем  только на основании заявления  физического
   лица  и  документа, подтверждающего право на стандартный  налоговый
   вычет,   то   сейчас  без  наличия  этого  бланка  мы   представить
   стандартный  налоговый  вычет в размере 500  рублей  им  не  можем.
   Когда  военкомат  выдаст  ему бланк,  он  к  вам  обратится,  и  на
   основании   копии   этого  бланка  вы  будете   предоставлять   ему
   стандартный  налоговый  вычет. Причем в  соответствии  с  частью  1
   Налогового  кодекса  этот вычет физическое лицо  может  получить  в
   течение  трех лет. Поэтому даже если в этом году им не выдадут  эти
   бланки,  они  не  придут  в  Удмуртскую Республику,  он  ничего  не
   потеряет.  Если он получит бланк до конца года, вы ему пересчитаете
   с   начала   налогового  периода  и  предоставите  эти  стандартные
   налоговые  вычеты.  Если  год истечет, то он  может  получить  этот
   стандартный налоговый вычет у вас же либо, обратившись в  налоговый
   орган  по  месту  жительства, представить  декларацию,  представить
   документы,  необходимые для предоставления стандартного  налогового
   вычета, и ему дадут за весь 500 рублей вне зависимости от дохода.
       Вычет  в  двойном размере предоставляется до месяца, в  котором
   доход  физического лица на детей не превысил 20000 рублей, вдовцам,
   одиноким   родителям,  опекунам  и  попечителям.  Все   стандартные
   налоговые вычеты, имущественные, социальные налоговые вычеты -  все
   вычеты  предоставляются на основании заявления физического  лица  и
   документов,   подтверждающих  право  на  такой  вычет.  Документом,
   подтверждающим право на такой вычет, будет являться  вдовцам  копия
   свидетельства   о  смерти  супруга  или  супруги.  Документами   на
   предоставление  стандартного налогового вычета  в  двойном  размере
   опекунам  и  попечителям  будут являться решения  органов  опеки  и
   попечительства о назначении данного физического лица  опекуном  или
   попечителем. Необходимо обратить внимание, что часто такие  решения
   выдаются  органами  опеки  и  попечительства  без  указания   срока
   действия  этих  решений, но в соответствии с  Гражданским  кодексом
   опека  и  попечительство назначаются до 16 и 14 лет соответственно,
   и  после  этого возраста органы опеки и попечительства имеют  право
   продлить этот срок действия, в этом случае они должны выдать  новое
   свидетельство  о  продлении (они могут продлить  этот  срок  до  18
   лет),  и в соответствии с тем, как будет выдан ваш документ, так  и
   будете  предоставлять. Если они продлевают после 16 лет на год,  то
   это  значит,  что  еще  на  год  мы можем  предоставить  вычет.  По
   достижении  16  лет  опекун  должен обратиться  в  органы  опеки  и
   попечительства, получить продление; и на какой срок органы опеки  и
   попечительства  продлят  эту  опеку,  на  такой  срок  мы  и  будем
   предоставлять стандартный вычет на опекаемого ребенка.
       Двойной  вычет одиноким родителям предоставляется на  основании
   заявления,  копии свидетельства о рождении ребенка и в соответствии
   с  Семейным  кодексом, если ребенку не исполнилось 18 лет,  то  при
   разводе  судебный орган обязательно должен вынести решение,  с  кем
   несовершеннолетний  ребенок оставлен на  проживание.  Как  правило,
   дети  остаются  с  матерями. То есть матери налоговый  вычет  будет
   предоставляться  на основании решения суда о том, что  ей  оставлен
   ребенок  при  разводе. Второму разведенному родителю,  как  правило
   отцу, налоговый вычет будет предоставляться на основании одного  из
   двух  документов,  которые  он должен дополнительно  представить  к
   заявлению, и копии свидетельства - это либо, если были назначены  в
   судебном  порядке  алименты,  то  будет  исполнительный   лист   на
   удержание  алиментов, он придет от судебного  исполнителя,  либо  в
   рамках  статьи 100 Семейного кодекса при разводе алименты могут  не
   назначаться  судом,  а может быть заключен договор  о  добровольной
   уплате   алиментов,   и  этот  договор  должен   быть   обязательно
   нотариально  заверен, тогда этот договор имеет силу исполнительного
   листа.  Разведенный работник вашего предприятия должен  представить
   для  получения  стандартного  вычета  в  двойном  размере  как   на
   одинокого  родителя  заявление, копию свидетельства  о  рождении  и
   один  из  двух документов: либо исполнительный лист на то,  что  он
   уплачивает  алименты,  алименты  были  назначены  ему  в   судебном
   порядке, либо нотариально заверенный договор о добровольной  уплате
   алиментов.  С  месяца вступления в брак одного из  родителей  вычет
   будет   предоставляться  в  одинарном  размере.   Если,   например,
   разведенная  женщина вступила в официальный брак, с той  стороны  у
   супруга  тоже  ребенок,  то в этом случае можете  предоставлять  им
   стандартные  налоговые вычеты на всех детей,  которые  проживают  в
   той  семье, вне зависимости от того, усыновлен тот ребенок или нет.
   Если есть официальный документ о вступлении в повторный брак, то  с
   этого  месяца  вы  будете  предоставлять на  своего  ребенка  и  на
   ребенка  супруга.  Также необходимо обратить внимание  на  пункт  3
   этой  же статьи 218, где говорится о том, что стандартные налоговые
   вычеты  в размере 300 и 400 рублей предоставляются, если физическое
   лицо  начало  работу не с первого месяца текущего года,  налогового
   периода  (налоговым  периодом признается год),  то  в  этом  случае
   стандартный  налоговый вычет предоставляется  только  на  основании
   справки  с  предыдущего места работы. Если, предположим,  к  вам  в
   феврале  2004  года пришел новый работник, в январе он  работал  на
   другом  предприятии, хотя бы 3 дня там работал, то  в  этом  случае
   помимо  заявления и документа, подтверждающего право на стандартный
   налоговый  вычет, он обязательно с предыдущего места работы  должен
   представить   справку   формы  2-НДФЛ.  Если   такой   справки   не
   представлено,  то  в  этом  случае  стандартный  налоговый   вычет,
   несмотря  на  то  что  он  к вам обратился  с  заявлением,  вы  ему
   предоставить  не можете. Но это не говорит о том, что  он  потеряет
   право  на  такой  вычет. В соответствии со статьей  226  физическое
   лицо  может  получить в налоговом органе такой вычет  по  окончании
   года.  То  есть  он потом возьмет справку 2-НДФЛ  с  первого  места
   работы,  со второго места работы, обратится в налоговые  органы  по
   месту   жительства,   представит  декларацию,  напишет   заявление,
   представит  документы, подтверждающие право на такой  вычет,  и  он
   получит  этот вычет через казначейство. То есть обязательно  должна
   быть   справка   с  предыдущего  места  работы  или  любое   другое
   доказательство, что он, предположим, не работал. Если он  в  январе
   нигде  не  работал, а в феврале пришел к вам, тогда доказательством
   является  ксерокопия первой и последней страницы  трудовой  книжки,
   где  видно, что его уволили, последнее место работы. В заявлении  в
   этом  случае  обязательно должна звучать фраза: "прошу предоставить
   мне  стандартные  налоговые вычеты, в этом году  других  источников
   доходов  не  имел". В статье 218 сказано: "В случае  начала  работы
   налогоплательщика не с первого месяца налогового периода  налоговые
   вычеты,  предусмотренные  подпунктами 3  и  4  пункта  1  настоящей
   статьи,  предоставляется  по этому месту работы  с  учетом  дохода,
   полученного  с  начала налогового периода...". Налоговый  вычет  вы
   можете  представить  ему  только  на  основании  справки  2-НДФЛ  с
   предыдущего  места  работы.  Если  в  феврале  он  к  вам   пришел,
   налоговый  период не истек, в феврале он вам ничего не  представил,
   до  конца  налогового  периода, до 31 декабря,  он  вам  представил
   документы,  то  вы  имеете право сделать ему перерасчет  в  течение
   всего налогового периода и с учетом справки, представленной с  того
   места  работы  в декабре, допредоставить ему стандартные  налоговые
   вычеты  за 2004 год. Если налоговый период закончился, то он  имеет
   право обратиться в налоговый орган по месту жительства. В пункте  4
   статьи  218  четко написано, что если стандартные налоговые  вычеты
   не  предоставлялись или были предоставлены не в полном размере,  то
   налогоплательщик  имеет право по окончании  налогового  периода  на
   основании  заявления  налогоплательщика, прилагаемого  к  налоговой
   декларации,  документа,  подтверждающего  право  на  такие  вычеты,
   налоговым  органом производится пересчет налоговой  базы  с  учетом
   предоставления   стандартных   налоговых   вычетов    в    размере,
   предусмотренном  настоящей статьей, статьей  218.  Если  он  к  вам
   обратился  после 31 декабря текущего налогового периода,  то  пусть
   обращается  в  налоговый  орган,  вы  уже  никакие  перерасчеты  по
   стандартным вычетам ему по окончании года не делаете.
       Если  на  предыдущем  месте работы ему  были  не  предоставлены
   налоговые вычеты. Совокупного налогообложения в данном случае  нет,
   и  в  этом  случае  глава 23 не допускает перерасчета  стандартного
   налогового  вычета  другим налоговым агентом по  предыдущему  месту
   работы.   Каждый   налоговый  агент  отвечает  за  свои   действия,
   предоставляет стандартный налоговый вычет за те месяцы,  в  которых
   работник  получил  доход.  Если работнику неправильно  предоставили
   стандартный  налоговый вычет по предыдущему  месту  работы,  то  он
   должен   обратиться  либо  на  предыдущее  место  работы,  либо   в
   налоговый орган по месту жительства.
                                   
        ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
                                   
       27  июня исполнится ровно год, как был принят Закон N 54-ФЗ  от
   22  мая  2003  года.  За  год  было зарегистрировано  дополнительно
   несколько тысяч контрольно-кассовых аппаратов. Это говорит  о  том,
   что  Закон 54-ФЗ действует и распространяет свои действия не только
   на  расчеты с населением, но и на расчеты с юридическими  лицами  и
   индивидуальными предпринимателями. Как ранее говорилось, Закон  54-
   ФЗ  от  22 мая 2003 года "О применении контрольно-кассовой  техники
   при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  или  расчетов   с
   использованием платежных карт" внес свои определенные новшества.
       Все  ранее  разработанные  нормативные  документы  действуют  в
   части,  не  противоречащей  новому  Федеральному  закону,  то  есть
   подзаконные  акты  и  т.д. Так как сама реализация  данного  Закона
   требует    принятия    достаточно   большого    количества    актов
   Правительства,  несмотря на то что постановления  Правительства  по
   некоторым   направлениям   еще   не  приняты,   механизм   работает
   достаточно  неплохо.  Если  обратиться  к  поручению  Правительства
   Российской  Федерации  от 11 июля 2003 года  N  ХВ-П5-8206,  данное
   постановление    гласит:   "Прошу   с   участием   заинтересованных
   федеральных   органов   исполнительной  власти   и   банка   России
   разработать   и  представить  Правительству  Российской   Федерации
   согласованный  график  подготовки  проектов  решений  Правительства
   Российской   Федерации   по  реализации  Федерального   закона   "О
   применении  контрольно-кассовой техники", до принятия  указанных  в
   пункте  1  актов  Правительства Российской  Федерации  по  вопросам
   регулирования       применения      контрольно-кассовых       машин
   руководствоваться  действующими решениями Правительства  Российской
   Федерации  в  части,  не  противоречащей  упомянутому  Федеральному
   закону".  То  есть  действуют  нормативные  документы,  подзаконные
   акты, которые были изданы еще в рамках старого Закона, в части,  не
   противоречащей   Федеральному  закону   54-ФЗ.   В   этом   графике
   подготовки  проектов решений Правительства Российской Федерации  по
   реализации  положений  Закона  была  прописана  разработка   девяти
   основных   документов.   Первый  документ   -   это   постановление
   Правительства   Российской   Федерации   "О   федеральном    органе
   исполнительной   власти,   уполномоченном   осуществлять    ведение
   Государственного  реестра" (срок выполнения данного  поручения  был
   четвертый квартал 2003 года), но такого документа Правительство  не
   издало.  На  данный  момент действует Положение  о  Государственном
   реестре,  разработанное Государственной межведомственной экспертной
   комиссией.   Вторым   документом  была   разработка   постановления
   Правительства  Российской Федерации "О требованиях, предоставляемых
   к   контрольно-кассовой  технике,  используемой   организациями   и
   индивидуальными   предпринимателями,   порядке   и   условиях    ее
   применения". Это поручение было на четвертый квартал 2003 года,  но
   документ все еще находится в разработке. Следующий документ  -  это
   постановление  Правительства  "О порядке  ведения  Государственного
   реестра   контрольно-кассовой  техники".  Далее   -   постановление
   Правительства   Российской  Федерации   "О   порядке   и   условиях
   регистрации      контрольно-кассовой     техники,      используемой
   организациями  и индивидуальными предпринимателями" -  тоже  должно
   было  выйти  к  четвертому кварталу 2003  года,  тоже  находится  в
   Правительстве  на разработке. Что касается регистрации  контрольно-
   кассовой  техники, действует приказ Госналогслужбы  "О  регистрации
   контрольно-кассовых  машин в налоговых органах"  от  1995  года.  В
   разработку   пошли  постановления  Правительства   "О   лаборатории
   эталонных  образцов  контрольно-кассовой техники",  "О  генеральных
   поставщиках  контрольно-кассовой техники", "О центрах  технического
   обслуживания  контрольно-кассовой техники", потому что  по  центрам
   техобслуживания   тоже   много   задавалось   вопросов,   то   есть
   Правительство  работает над этим вопросом, а также  "Об  экспертных
   организациях по контрольно-кассовой технике". Поручение  было  дано
   на  первый  квартал  2004  года, но они находятся  в  разработке  у
   Правительства.  Проект  постановления  Правительства   "О   порядке
   осуществления   наличных   денежных   расчетов   или   расчетов   с
   использованием  платежных  карт без применения  контрольно-кассовой
   техники  в  случае  оказания  услуг населению  при  условии  выдачи
   бланка строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а  также
   об   утверждении   форм  этих  бланков,  их   учете,   хранении   и
   уничтожении" тоже находится в разработке. Правительство  занимается
   еще  тремя  проектами,  такими  как "О  порядке  ведения,  хранения
   организациями  и  индивидуальными  предпринимателями  документации,
   связанной  с  приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию  и
   применением  контрольно-кассовой техники" и "О порядке  определения
   специфики  деятельности,  особенности местонахождения  организаций,
   индивидуальных   предпринимателей  для  предоставления   им   права
   осуществления   наличных   денежных   расчетов   или   расчетов   с
   применением   платежных  карт  без  применения  контрольно-кассовой
   техники,  указанной  в  пункте  3 статьи  2  Федерального  закона",
   третье  -  это постановление Правительства Российской Федерации  "О
   приведении  в соответствие с Федеральным законом нормативных  актов
   Правительства   Российской  Федерации  о   применении   контрольно-
   кассовых  машин  и бланков строгой отчетности".  То  есть  это  три
   последние проекта, которые до сих пор находятся в разработке и  они
   должны были быть реализованы в срок до второго квартала 2004  года.
   На  данный  момент времени Правительством Российской  Федерации  не
   реализован ряд указаний, норм Закона, где конкретно говорится,  что
   должны  быть  разработаны такие-то постановления. Поэтому  в  своей
   деятельности  вы пользуетесь нормативными документами, подзаконными
   актами,  письмами,  инструкциями, которые  действуют  в  части,  не
   противоречащей Федеральному закону. За этот год появился ряд  писем
   Министерства  финансов Российской Федерации,  увидели  свет  письма
   Министерства по налогам и сборам. Пленум Высшего Арбитражного  Суда
   31   июля   2003  года  N  16,  проанализировав  вопросы   практики
   применения  административной  ответственности,  также  вынес   свое
   постановление  по этому вопросу, по вопросу применения  контрольно-
   кассовой  техники. Основные документы, регулирующие соответствующие
   отношения:  в  первую  очередь,  это  Федеральный  закон,  далее  -
   постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа  1998
   года  N  904  "О  внесении  изменений и дополнений  в  Положение  о
   применении  контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных
   расчетов  с  населением",  это  постановление  внесло  изменения  в
   постановление N 745 Правительства Российской Федерации от  30  июля
   1993  года, и это Положение о применении контрольно-кассовых  машин
   при  осуществлении  денежных расчетов  с  населением  действует  на
   территории      Российской     Федерации.     Также      необходимо
   руководствоваться и Пленумом Высшего Арбитражного Суда N 16  от  31
   июля   2003  года,  Положением  "О  порядке  продажи,  технического
   обслуживания   и   ремонта  контрольно-кассовых  машин",   протокол
   Государственной межведомственной экспертной комиссии N  2/18-95  от
   6  марта 1995 года. Положение имеет своей целью создание эффективно
   действующей  сети  по продаже, ремонту и техническому  обслуживанию
   контрольно-кассовых  машин,  защиту  интересов   юридических   лиц,
   которые  используют контрольно-кассовые машины  в  своих  расчетах.
   Также необходимо пользоваться постановлением Госкомстата России  от
   25  декабря  1998 года N 132. Это постановление "Об унифицированных
   формах первичной учетной документации по учету денежных расчетов  с
   населением   при  осуществлении  торговых  операций  с  применением
   контрольно-кассовых машин". Данным постановлением  были  определены
   9   основных   форм   первичной   учетной   документации,   которая
   применяется к контрольно-кассовой технике, это именно:  форма  КМ-1
   о  переводе  показаний суммирующих денежных  счетчиков  на  нули  и
   регистрации  контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины,  акт
   КМ-2   о  снятии  показаний  контрольных  счетчиков  и  суммирующих
   денежных  счетчиков при сдаче контрольно-кассовой машины в  ремонт,
   акт  КМ-3  о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным
   кассовым   чекам,   в   том  числе  ошибочно   пробитым   кассиром-
   операционистом, акт КМ-4 - журнал кассира-операциониста,  акт  КМ-5
   -  журнал  регистрации показаний суммирующих денежных  счетчиков  и
   контрольных  счетчиков  контрольно-кассовых машин,  работающих  без
   кассира-опреациониста,   акт   КМ-6   -   справка-отчет    кассира-
   операциониста,   акт   КМ-7  -  сведения  о   показании   счетчиков
   контрольно-кассовых машин и выручке организации, акт КМ-8 -  журнал
   учета  вызовов  техспециалистов  и  регистрации  выполненных  работ
   технических  специалистов центров обслуживания  контрольно-кассовых
   машин,  а также акт КМ-9 - акт о проверке наличных денежных средств
   кассы  предприятия, имеется в виду ящик контрольно-кассовой машины.
   Также  необходимо  пользоваться приказом  "Об  утверждении  Порядка
   регистрации  контрольно-кассовых машин в налоговых  органах".  Этот
   Порядок утвержден еще Госналогслужбой Российской Федерации N  ВГ-3-
   14/36  от 22 июня 1995 года. Кроме того, существует ряд документов,
   изданных  Государственной  межведомственной  экспертной  комиссией,
   которые  облекались в форму протоколов, это конкретные  решения  по
   регистрации   контрольно-кассовых  машин,  по  их   применению   на
   территории   Российской  Федерации  и  выбытию.  Основными   такими
   протоколами,  связанными именно с регистрацией  контрольно-кассовых
   машин,   можно  назвать  следующие  протоколы:  протокол,  изданный
   Государственной межведомственной экспертной комиссией, N  2/74-2003
   от  24  июня  2003  года, протокол Государственной межведомственной
   экспертной  комиссии по контрольно-кассовым машинам N 3/75-2003  от
   12  сентября  2003  года. Министерством по налогам  и  сборам  были
   приняты   несколько  писем,  регулирующих  регистрацию  и  выбытие.
   Последнее  из этих писем, письмо от 12 мая 2004 года N 33-0-11/326@
   "О   регистрации  контрольно-кассовых  машин".  В   данном   случае
   Министерство  по  налогам и сборам разрешило проводить  регистрацию
   соответствующих  контрольно-кассовых  машин,  и   в   этом   письме
   приведен  перечень контрольно-кассовых машин, в  том  числе  машин,
   имеющих   обозначение  буквой  "К",  то  есть   машин,   оснащенных
   средствами   криптографической  защиты,   имеется   в   виду   ЭКЛЗ
   (электронная  контрольная защищенная лента).  Если  обычные  машины
   обозначаются  буквой "Ф", то эти машины идут с обозначением  буквой
   "К".  Сразу  возникает  вопрос, связанный с внедрением  электронной
   защищенной  контрольной ленты. Вопросы поступали такого  характера,
   как:   "Почему   пользователи  контрольно-кассовых   машин   должны
   использовать  эти  машины?" - в силу того что  в  Законе  якобы  не
   говорится  о  том,  что должна использоваться  ЭКЛЗ,  но  в  данном
   случае  там четко прописано: контрольно-кассовая машина, фискальная
   память,  даны основные понятия. Дело в том что ЭКЛЗ по  своей  сути
   это  то  же  самое,  что блок фискальной памяти,  это  своего  рода
   фискальная  память.  Если  обратиться к Методическим  указаниям  по
   применению  электронных  контрольных  лент  защищенных  контрольно-
   кассовых   машин,  это  протокол  Государственной  межведомственной
   экспертной  комиссии  N  4/69-2002 от 25  июня  2002  года,  то  мы
   поймем, что ЭКЛЗ - это техническое устройство, комплекс программно-
   аппаратных   средств   в   составе   контрольно-кассовой    машины,
   обеспечивающий    защищенную    от    необнаруживаемой    коррекции
   регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение  информации
   о  каждом из проведенных с использованием контрольно-кассовых машин
   денежных  расчетов  и  необходимый для получения  учета  доходов  в
   целях  правильного исчисления налогов. Своего рода  это  фискальная
   память,  просто в данном случае заводы-изготовители пошли  по  тому
   пути,  что основную фискальную память машины они не убрали,  потому
   что  в соответствии с техническими требованиями, которые ранее были
   утверждены  Государственной межведомственной экспертной  комиссией,
   фискальная  память осталась; разработка дополнительного  устройства
   велась  параллельно,  то  есть это то же  самое,  но  только  здесь
   используется  криптографическая защита,  имеется  в  виду  то,  что
   информация,  которая будет сохраняться в данном блоке  ЭКЛЗ,  более
   надежна,  пресекает несанкционированный доступ к фискальной  памяти
   контрольно-кассовой  машины и хранит более подробную  информацию  о
   каждом   чеке,  пробитом  на  данной  контрольно-кассовой   машине.
   Следующее  письмо от 12 мая 2004 года N 33-0-11/327@ "Об исключении
   из  Государственного реестра моделей контрольно-кассовой  техники".
   В  этом  письме говорится, что не подлежат регистрации в  налоговых
   органах  с  1 июля 2004 года следующие модели пассивных контрольно-
   кассовых   машин  и  фискальных  регистраторов  -  и  перечисляются
   соответствующие  модели  пассивных  контрольно-кассовых   машин   и
   фискальных  регистраторов.  В пункте  2  также  говорится,  что  не
   подлежат  регистрации  в  налоговых органах  с  1  июля  2004  года
   следующие   версии   моделей   контрольно-кассовых   машин:   здесь
   приводится,  соответственно, модель и версия,  то  есть  вы  можете
   открыть  это  письмо в справочно-правовой системе  "Консультант"  и
   посмотреть,  какая у вас машина, сравнить и сделать соответствующий
   вывод,  выбывает  ли она из Государственного реестра.  В  пункте  3
   данного  письма  говорится  о том, что не  подлежат  регистрации  в
   налоговых органах с 1 сентября 2004 года следующие модели  активных
   системных  контрольно-кассовых машин, и дается перечень. Также  это
   касается  с  1  октября  2004 года моделей  автономных  контрольно-
   кассовых  машин  -  тоже  выбывают из Реестра  и  также  приводится
   соответствующий   перечень.  То  есть  одним  письмом   разрешается
   регистрация  определенных моделей контрольно-кассовых машин,  более
   старые    модели    контрольно-кассовых    машин    выбывают     из
   Государственного реестра. Но это не значит, что если  они  выбывают
   из  Государственного реестра, на этом их применение  заканчивается.
   В   соответствии   с   Законом  "О  применении  контрольно-кассовой
   техники"  эксплуатация  контрольно-кассовой техники  осуществляется
   до  истечения нормативного срока их эксплуатации. То  есть  если  у
   вас  срок амортизации контрольно-кассовой техники еще не истек  (он
   составляет  5  -  7 лет), то, соответственно, независимо  от  того,
   выбыла  ли машина из Государственного реестра или нет, вы ее будете
   применять,  пока  срок амортизации не истек. Если срок  амортизации
   истек,  а  машина находится еще в Государственном  реестре,  вы  ее
   применяете,  а  когда  она выбывает из Государственного  реестра  и
   срок  амортизации истек, то она подлежит замене на  соответствующую
   модель, которая включена в Государственный реестр.
       Сферой применения Закона являются наличные денежные расчеты вне
   зависимости от категории лиц, с которыми производятся эти  расчеты.
   Другими  словами,  действие  данного  Закона  распространяется   на
   осуществление   наличных   денежных   расчетов   и    расчетов    с
   использованием  платежных  карт как с  населением,  индивидуальными
   предпринимателями, так и с юридическими лицами. Данный вывод  также
   подтверждается    пунктом   3   постановления    Пленума    Высшего
   Арбитражного Суда N 16 от 31 июля 2003 года. Анализируя  документы,
   которые  появились в течение года, можно обратиться  к  документам,
   связанным  именно  с  применением  бланка  строгой  отчетности.   В
   соответствии   с   частью  2  статьи  2  Закона  освобождаются   от
   применения     контрольно-кассовой    техники     организации     и
   индивидуальные  предприниматели в случае оказания  услуг  населению
   при  условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
   Данное   правило   действует   и   в   отношении   оказания   услуг
   индивидуальным  предпринимателям  (пункт  4  постановления  Пленума
   Высшего  Арбитражного Суда N 16). Ранее все формы  бланков  строгой
   отчетности    утверждались   Министерством   финансов    Российской
   Федерации   по   согласованию  с  Государственной  межведомственной
   экспертной  комиссией,  и данные формы бланков  строгой  отчетности
   действуют,    что   подтверждается   также   последними    письмами
   Министерства  финансов: письмо от 29 декабря  2003  года  N  16-00-
   24/56,   в   данном   случае   отвечает   Департамент   методологии
   бухгалтерского   учета  и  отчетности  по  вопросу   разработки   и
   внедрения, практического применения бланков строгой отчетности:  до
   вступления  в силу Федерального закона N 54-ФЗ подлежат  применению
   бланки  строгой  отчетности,  утвержденные  Министерством  финансов
   Российской    Федерации   по   согласованию    с    Государственной
   межведомственной экспертной комиссией, а также квитанции,  путевки,
   билеты,  талоны  и  т.п. То есть это письмо  является  основным  по
   этому вопросу.
       Появилось   также   письмо,  связанное   с   деятельностью   по
   страхованию от 2 февраля 2004 года N 24-07/04-01.
       Появились  ответы на запросы, связанные с вопросами  применения
   контрольно-кассовой техники в деятельности адвокатов и  нотариусов,
   были  даны  четкие ответы Министерства по налогам и сборам  о  том,
   что  контрольно-кассовая техника в данной сфере не  применяется,  -
   это письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  N
   33-0-11/357@  от 28 мая 2004 года "О применении контрольно-кассовой
   техники   адвокатами  и  нотариусами".  Кроме  того,  было   письмо
   Министерства  по налогам и сборам от 14 апреля 2004  года  N  33-0-
   11/285@    также   "О   применении   контрольно-кассовой    техники
   нотариусами".  Кроме  того,  Министерство  по  налогам   и   сборам
   разъяснило  вопросы,  связанные  с применением  контрольно-кассовых
   машин  в  сфере  приема  металлолома, в данном  случае  контрольно-
   кассовая техника применяется - это письмо от 9 апреля 2004  года  N
   33-0-11/281.  Решили  вопрос,  связанный  с  применением   торговых
   автоматов,  -  письмом  от 27 февраля 2004 года  N  33-0-11/153.  В
   данном   письме  говорится,  что  Министерство  считает   возможным
   использование   торговых   аппаратов  до  принятия   Правительством
   Российской   Федерации   постановления   "О   федеральном    органе
   исполнительной   власти,   уполномоченном   осуществлять    ведение
   Государственного реестра" и соответствующих разъяснений МНС РФ.
       Также в этом году появилось письмо, которое отвечает на вопрос,
   связанный  с  тем,  что  такое  чек  контрольно-кассовой   техники.
   Министерство  финансов  Российской Федерации  своим  письмом  от  5
   января  2004  года  N 16-00-17/2 ответило, какие  реквизиты  должны
   быть  на  чеке,  и  то, что контрольно-кассовый чек,  выданный  при
   применении   контрольно-кассовой  техники,   является   документом,
   подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи  и
   соответствующим     юридическим    лицом     или     индивидуальным
   предпринимателем,   и   покупателем,  и   составляется   в   момент
   совершения   операции,  как  того  требует  Закон   N   129-ФЗ   "О
   бухгалтерском  учете".  В  связи  с  этим  кассовый  чек   является
   первичным учетным документом.
       Закон  "О  применении контрольно-кассовой техники" в  случае  с
   банковскими  операциями, то есть не только  с  наличными  денежными
   расчетами,  но  и  с перечислением денег на счета, делегировал  все
   отношения  по  поводу  кредитных  организаций  Центробанку  России.
   Появилось письмо Министерства N 33-0-11/290 от 14 апреля 2004  года
   "О  порядке использования контрольно-кассовой техники в  банке  для
   наличных расчетов в случаях продажи товаров".
       Необходимо отметить, что важной гарантией для юридических лиц и
   индивидуальных предпринимателей является то, что Закон  закрепил  и
   определил  перечень  тех  направлений,  в  которых  не  применяется
   контрольно-кассовая  техника. Ранее такой  перечень,  освобождающий
   от   применения   контрольно-кассовых   машин,   был   отражен    в
   постановлении  Правительства Российской Федерации N 745,  и  органы
   исполнительной  власти могли ограничивать данный  перечень.  Сейчас
   данный  перечень не ограничивается органами исполнительной  власти,
   он  четко  закреплен в Федеральном законе "О применении контрольно-
   кассовой  техники",  тем  самым четко определяет,  какие  категории
   могут  работать  без  применения контрольно-кассовой  техники  и  в
   каких  условиях. Необходимо обратиться к вопросу использования  тех
   или   иных  моделей  контрольно-кассовой  техники  и  использования
   компьютерных систем и т.п. В Законе говорится, исходя из  статей  3
   и   4   Федерального  закона,  что  организации  и   индивидуальные
   предприниматели  при  осуществлении наличных  денежных  расчетов  и
   расчетов  с  использованием платежных карт  могут  использовать  не
   любые  модели  контрольно-кассовой техники, а  только  те,  которые
   включены  в  Государственный  реестр  контрольно-кассовой  техники,
   зарегистрированные     в     налоговых     органах,      исправные,
   опломбированные, при этом контрольно-кассовая техника должна  иметь
   фискальную  память и эксплуатироваться в фискальном режиме.  Вместе
   с  тем, порядок ведения Государственного реестра, требования к  его
   структуре   и   составу   сведений,  а  также   федеральный   орган
   исполнительной   власти,   уполномоченный   осуществлять    ведение
   Государственного  реестра,  определяются Правительством  Российской
   Федерации.   То  есть  в  данном  случае  используется   не   любая
   контрольно-кассовая  техника,  а  только  та,  которая  включена  в
   Государственный  реестр, зарегистрирована в  налоговых  органах,  и
   исполняются  все  обязанности  по эксплуатации  данной  контрольно-
   кассовой   техники.  Также  контроль  сохраняется   за   налоговыми
   органами.    Появились   некоторые   изменения   в    Кодексе    об
   административных правонарушениях. Они связаны с тем, что  те  лица,
   которые  привлекаются  к  административной  ответственности  и   не
   уплатили  в  срок  штраф,  связанный  с  неприменением  контрольно-
   кассовой  техники,  налоговые органы имеют право  привлекать  таких
   лиц   за   неисполнение  данного  требования   к   административной
   ответственности уже в двукратном размере.
       Ответы  на  более актуальные вопросы можно найти  на  интернет-
   сайте  Управления  Министерства по налогам и сборам  по  Удмуртской
   Республике.
   
       В:  Фирма  занимается  оптовой  и розничной  торговлей.  Оплата
   производится  как  наличным, так и безналичным путем.  При  отпуске
   товара  в розницу отбивается чек, который используется для  оптовой
   торговли.  Можно  ли  использовать одну контрольно-кассовую  машину
   для различных видов деятельности?
       О: Если безналичным путем, то эти расчеты не попадают под сферу
   действия  Закона N 54-ФЗ. Как видно из содержания Закона,  а  также
   из   названия,   Закон   "О   применении   кассовой   техники   при
   осуществлении   наличных   денежных   расчетов   или   расчетов   с
   использованием  платежных  карт". То есть  либо  наличные  денежные
   расчеты,   либо  расчеты,  где  участвуют  банковские   электронные
   терминалы,  платежные карты. В этих случаях применяется контрольно-
   кассовая     техника.     Безналичные    расчеты     подтверждаются
   соответствующими банковскими выписками и т.д., то есть не  попадают
   в  сферу деятельности этого Закона. Что касается оптовой, розничной
   торговли. Розница - это расчеты, связанные с населением. Опт -  это
   тот  продукт, который продается не для конечного потребления, а для
   перепродажи.  Это  расчеты с индивидуальными  предпринимателями,  с
   юридическими  лицами. Мы говорим о денежных расчетах с  населением,
   с  юридическими  лицами  и индивидуальными  предпринимателями.  Да,
   можно  применять  одну  контрольно-кассовую машину  для  всех  этих
   расчетов. Необходимо соотнести на каждую категорию данных лиц  одну
   из  секций.  Допустим,  по первой секции  -  население,  по  второй
   юридические    лица,   по   третьей   секции    -    индивидуальные
   предприниматели.  Дело  в том что, исходя  из  письма  Министерства
   финансов   Российской  Федерации  N  104  "О   порядке   применения
   контрольно-кассовой   техники  в  торговле",   денежные   средства,
   полученные  именно  от населения, по итогам работы  за  день  могут
   быть   оприходованы  по  одному  приходно-кассовому   ордеру.   Что
   касается   расчетов   с  юридическими  лицами   и   индивидуальными
   предпринимателями, в данном случае требуется сразу  при  проведении
   операции   составление  приходно-кассового  ордера.  То  есть   для
   населения  выбивается чек, и этого в момент расчета  достаточно;  в
   момент    расчета   с   юридическими   лицами   и   индивидуальными
   предпринимателями  выдаются  чек  и  корешок  к  приходно-кассовому
   ордеру  на  каждую  покупку.  Что касается  оприходования  средств,
   полученных  от населения, вся сумма приходуется в кассу предприятия
   одним  общим  приходно-кассовым ордером. Что касается оприходования
   денежных  средств, полученных от юридических лиц  и  индивидуальных
   предпринимателей, в данном случае оприходование состоялось,  каждая
   сумма  поступает  непосредственно  в  кассу  предприятия,  то  есть
   приложили  все  приходно-кассовые  ордера  и  эта  сумма  считается
   поступившей  в кассу, то есть по итогам дня сдаются один  приходно-
   кассовый  ордер  для расчетов с населением и все  приходно-кассовые
   ордера,  оформленные  по каждой операции с  юридическими  лицами  и
   индивидуальными предпринимателями.
   
       В:  На  предприятии несколько касс, обособленных подразделений.
   Как правильно организовать документооборот?
       О:   В  данном  случае  на  каждую  контрольно-кассовую  машину
   применяется  журнал кассира-операциониста. Вопрос возникал  в  том,
   следует   ли   вести  на  каждой  торговой  точке  кассовую   книгу
   предприятия.   Кассовая  книга  предприятия,  у  вас   есть   касса
   предприятия  в  головном предприятии, и кассовая  книга  для  этого
   одна.  То  есть этого делать не надо. На каждую контрольно-кассовую
   машину  есть  журнал  кассира-операциониста и  есть  одна  кассовая
   книга   предприятия  в  головной  организации.  В   данном   случае
   оформляются  следующие документы: акт КМ-4 - акт  журнала  кассира-
   операциониста, акт КМ-6 - справка и общая итоговая справка кассира-
   операциониста,   акт  КМ-7.  Акт  КМ-6  называется   "Справка-отчет
   кассира-операциониста",   акт  КМ-7  -   "Сведения   о   показаниях
   счетчиков  контрольно-кассовой машины и выручке  организации".  Эти
   документы  составляются обязательно. Возникает вопрос, связанный  с
   хранением  зет-отчетов, отчетов финансового гашения: где хранить  и
   как  хранить.  В данном случае они хранятся не менее  пяти  лет  по
   постановлению  Правительства Российской Федерации N  745  на  месте
   применения  контрольно-кассовой техники либо  в  самой  бухгалтерии
   предприятия.  Обычно  бывает  удобно, если  должным  образом  будет
   обеспечена сохранность данных документов, конечно, можно хранить  и
   на   месте   применения  контрольно-кассовой  техники.   Проводятся
   проверки,   связанные   с  полнотой  учета  приходования   выручки,
   проверки,  связанные  с  применением  контрольно-кассовой  техники,
   обращается внимание на наличие данных документов, чтобы,  допустим,
   за  неделю,  за  месяц, за какой-то период просчитать  соответствие
   ведения журнала кассира-операциониста этим зет-отчетам.
       В  постановлении  N 132 Госкомстата России от 25  декабря  1998
   года  конкретно  говорится,  как заполняются  те  или  иные  формы.
   Допустим,   справка-отчет  кассира-операциониста  применяется   для
   составлении  отчета  кассира-операциониста  о  показании  счетчиков
   контрольно-кассовой  машины  и  выручке  за  рабочий  день,   отчет
   составляется  в  одном экземпляре ежедневно кассиром-операционистом
   и т.д. и т.п.
   
       В:   Где  приобретаются  бланки  строгой  отчетности,  как  они
   учитываются,  как  они  хранятся,  регистрируются  ли  в  налоговых
   органах или нет?
       О:  Бланки строгой отчетности изготавливаются в типографиях, то
   есть   на   каждом  бланке  строгой  отчетности  есть  определенные
   реквизиты.  Во-первых,  они выпускаются с  серийными  номерами,  то
   есть   серия,   номер,  указывается,  каким  письмом   Министерства
   финансов   утвержден   тот  или  иной  бланк  строгой   отчетности,
   указывается  наименование организации, за что выдан  бланк  строгой
   отчетности;  по  некоторым  видам - какие израсходованы  материалы;
   безусловно,  сумма,  итог,  должна  быть  роспись.  Бланки  строгой
   отчетности  не  регистрируются  в налоговых  органах,  то  есть  их
   регистрация  не  требуется.  Они используются  при  оказании  услуг
   населению,  и  только  те  бланки,  которые  были  утверждены   для
   соответствующих    видов   деятельности   Министерством    финансов
   Российской  Федерации. То есть, если бланки строгой отчетности  для
   конкретного   вида  деятельности,  то  есть  для   оказания   услуг
   населению  в  какой-либо области деятельности, не  были  утверждены
   Министерством  финансов,  необходимо применять  контрольно-кассовую
   технику.
   
       В:   Могут   ли   пользоваться  бланками   строгой   отчетности
   негосударственные, бюджетные учреждения?
       О:   Для   предприятий,   входящих   в   систему   Министерства
   здравоохранения, был установлен бланк строгой отчетности. В  данном
   случае  это  письмо Министерства финансов N 16-00-30-35,  квитанции
   разных   сборов.   Это   для  предприятий,   входящих   в   систему
   Министерства  здравоохранения.  Там не  говорится,  государственные
   или    негосударственные   учреждения.   Что   касается   бюджетных
   учреждений, они используют квитанцию N 10, у них есть Инструкция  N
   107н Министерства финансов Российской Федерации.
       По  поводу  выездной  торговли: необходимо  смотреть  и  делать
   вывод,  связанный  с  тем,  где именно вы  будете  торговать.  Есть
   определенный  ГОСТ, в котором приведены термины. Выездная  торговля
   -  это  торговля на улицах, где-то в учреждениях и  т.д.,  то  есть
   там,  где  что-то  не оборудовано для торговли.  Если  там  ведется
   торговля,  в  данном  случае выездная, то не  требуется  применение
   контрольно-кассовой  техники.  То есть  это  своего  рода  лоточная
   торговля.  В  данном случае если это именно торговля на  рынке,  то
   должен  быть  составлен акт о закупке данного товара,  то  есть  вы
   можете  выдать  товарный  чек. Все-таки должен  выдаваться  корешок
   приходно-кассового ордера.
   
       В:  Наша организация выдает наличные денежные средства из кассы
   предприятия  поставщику  по  договору  поставки.  Какие   первичные
   документы  должны  быть оформлены в обязательном порядке?  Надо  ли
   требовать от поставщика корешок приходно-кассового ордера?
       О:  В  данном  случае  расчеты между организациями  требуют  не
   только  при проведении расчета за товар наличия кассового чека,  но
   и требуют составления приходно-кассового ордера.
       Сущность   документов  вне  зависимости,  первичные   они   или
   непервичные  документы,  разная.  Мы  можем  проанализировать,  что
   такое    чек    контрольно-кассовой   машины   -   это    документ,
   подтверждающий оплату. Что касается приходно-кассового  ордера,  то
   это  документ,  подтверждающий приход денег  в  кассу  предприятия.
   Применение его при расчетах между организациями связано с тем,  что
   существует  порядок ведения кассовых операций, который требует  при
   каждом  оформлении  дублировать. Суть кассового  чека  и  приходно-
   кассового  ордера разная, они должны использоваться  оба  в  данном
   случае.
       Расчеты  с  населением идут по одним нормативным документам,  а
   расчеты   с  юридическими  лицами,  организациями,  индивидуальными
   предпринимателями  - по другим. Выдается корешок приходно-кассового
   ордера.  Пункты  13 и 14 гласят: прием наличных денег  производится
   по  приходно-кассовым  ордерам,  подписанным  главным  бухгалтером,
   лицом,  на это уполномоченным; о приеме денег выдается квитанция  к
   приходно-кассовому  ордеру  за подписями  главного  бухгалтера  или
   лица,  на  это  уполномоченного,  и  кассира,  заверяется  печатью,
   штампом  или  оттиском  контрольно-кассового аппарата.  Получается,
   что  в  любом  из  конкретных  расчетов  будет  выдаваться  корешок
   приходно-кассового ордера. Также Закон N 54-ФЗ обязывает  применять
   контрольно-кассовую  технику  и  выдавать  чек.  Раньше   выдавался
   корешок приходно-кассового ордера, а теперь еще и чек.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz