Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Удмуртия

Архив (обновление)

 

 

СТЕНОГРАММА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ УДГУ ОТ 28.09.2005 ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА

(по состоянию на 18 августа 2006 года)

<<< Назад


                    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
               УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
                                   
                              СТЕНОГРАММА
                       от 28 сентября 2005 года
                                   
       ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ
           ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА
   
       -  Упрощенная  система  налогообложения  для  юридических  лиц.
   Единый налог на вмененный доход для юридических лиц.
       -  Единый  социальный  налог.  Ответы  на  вопросы  по  единому
   социальному налогу.
   
        УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
          ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
   
       В  2005 году приняты следующие Законы, которые вносят изменения
   в  специальные  налоговые  режимы: Федеральный  закон  N  63-ФЗ  от
   18.06.2005,  Федеральный закон N 64-ФЗ от 18.06.2005 и  Федеральный
   закон  N  101-ФЗ от 21 июля 2005 года, который вносит  изменения  в
   главы 26.2 и 26.3.
       Главное  изменение,  внесенное этими  Законами,  заключается  в
   следующем:  специальные налоговые режимы не заменяют, а освобождают
   налогоплательщиков от уплаты четырех основных налогов -  от  налога
   на  прибыль,  налога  на имущество, единого  социального  налога  и
   налога  на  добавленную  стоимость. В предыдущей  редакции  Законов
   было  сказано,  что  специальные  налоговые  режимы  заменяют   эти
   основные  налоги, в новой же редакции сказано, что они  освобождают
   налогоплательщиков  от  уплаты этих  налогов.  Тем  не  менее,  это
   изменение  может  иметь  немалое  значение  при  решении  некоторых
   вопросов в суде. Если речь будет идти о каких-либо льготах по  этим
   налогам,  то  в данном случае никакой порядок предоставления  льгот
   на   налогоплательщиков,   пользующихся   специальными   налоговыми
   режимами, распространяться не будет.
       Изменения в главу 26.2 НК РФ.
       Внесено  изменение в статью 346.12. При переходе на  упрощенный
   режим  налогообложения в старой редакции Закона была сделана ссылка
   на  статью 249 главы 25 Налогового кодекса, то есть при переходе на
   упрощенный режим налогообложения руководствовались этой  статьей  и
   при  определении предельного размера дохода говорили о выручке  при
   реализации товаров, работ и услуг. Теперь ссылка сделана на  статью
   248,   это  означает,  что  при  переходе  на  упрощенную   систему
   налогообложения с 1 января 2006 года предельный размер  увеличен  с
   11  до  15  миллионов рублей, и в соответствии со статьей  248  при
   определении  предельного  размера доходов определяется  выручка  от
   реализации товаров, работ и услуг плюс внереализационные доходы.  В
   момент  перехода  на  упрощенную  систему  налогообложения,   когда
   налогоплательщик  изъявил  желание перейти  на  упрощенную  систему
   налогообложения и подает заявление о переходе, при этом  определяет
   доход  за 9 месяцев предыдущего года, который не может быть  больше
   15  миллионов  рублей, в этот предел включаются и внереализационные
   доходы.   Необходимо   отметить,  что  данное   ограничение   будет
   действовать  с  момента подачи заявления в 2006  году,  то  есть  в
   целях  перехода на УСНО в 2007 году. Раньше этот предел определялся
   только   по  выручке  от  реализации  при  переходе  на  упрощенную
   систему.  Кроме  того,  предельный размер также  будет  каждый  год
   индексироваться Правительством Российской Федерации.
       Был расширен пункт 3 статьи 346.12 НК РФ - к тем, кто не вправе
   применять  упрощенную  систему налогообложения,  добавились,  кроме
   частных  нотариусов,  адвокаты,  учредившие  адвокатские  кабинеты,
   бюджетные  учреждения  (в течение 2003 - 2005  годов,  поскольку  в
   налоговом  законодательстве  не  было  прямого  запрета,  им   было
   разрешено применение упрощенной системы налогообложения - теперь  в
   данный   пункт  внесены  изменения,  в  соответствии   с   которыми
   бюджетные   учреждения  не  вправе  применять  упрощенную   систему
   налогообложения).   С   01.01.2006   не   вправе   применять   УСНО
   иностранные   организации,   имеющие   филиалы   или   обособленные
   подразделения,  то есть иностранные организации, которые  не  имеют
   филиалов,  представительств  или иных  обособленных  подразделений,
   могут   применять  упрощенную  систему  налогообложения,  в  данном
   случае проведена аналогия с российскими организациями.
       Подпункт  14 данной статьи говорит об организациях,  в  которых
   доля  участия  других  организаций составляет  более  25%.  Внесено
   уточнение,    согласно    которому   некоммерческие    организации,
   потребкооперации   и  т.п.  вправе  применять  упрощенную   систему
   налогообложения.
       Следующая  поправка, которая будет действовать с 1 января  2006
   года,   внесена   в   пункт   4  статьи   346.12.   Организации   и
   индивидуальные  предприниматели,  которые  переведены   на   уплату
   единого  налога  на вмененный доход, глава 26.3,  вправе  применять
   параллельно  упрощенную систему налогообложения.  При  параллельном
   применении   этих  двух  режимов  считали  доходы,  численность   и
   остаточную стоимость основных средств в совокупности по всем  видам
   осуществляемой  деятельности. Сейчас в этом пункте  слово  "доходы"
   убрали,   и   получилось,  что  в  ходе  параллельного   применения
   упрощенной  системы  налогообложения и  системы  налогообложения  в
   виде  единого  налога на вмененный доход ограничения по  доходам  с
   01.01.2006 считаются только по упрощенной системе.
       Также  внесены  изменения по переходу на применение  упрощенной
   системы  вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными
   индивидуальными  предпринимателями.  Если  на  сегодня   в   Законе
   сказано,  что заявление о переходе пишется одновременно  с  подачей
   документов на государственную регистрацию, то с 1 января 2006  года
   разрешено  составлять заявление в течение 5 дней с даты  постановки
   на учет в налоговых органах.
       Ограничение по доходам, используемое в ходе применения УСНО, на
   сегодня  составляет 15 миллионов, то есть если  в  ходе  применения
   упрощенной  системы налогообложения доходы превысили  15  миллионов
   рублей,  следует переходить на иной режим налогообложения.  Начиная
   с  2006  года этот предел составит 20 миллионов рублей, и он  также
   будет    индексироваться    ежегодно   Правительством    Российской
   Федерации. При определении данного предела руководствуемся  статьей
   249 - выручка от реализации доходов и расходов - плюс статья 250  -
   внереализационные  расходы,  при  этом  не  учитываются  доходы  по
   статье 251 и добавлено, что в ходе применения упрощенной системы  -
   денежные   средства,   полученные  за   товары,   работы,   услуги,
   отгруженные     в    период    применения    упрощенной     системы
   налогообложения,  если  эти  средства в  период  применения  общего
   режима не были учтены в составе доходов и расходов. То есть если  в
   период применения общего режима денежные средства поступили, но  не
   были учтены в составе доходов.
       В   том   случае,  если  налогоплательщик  утратил   право   по
   основаниям,  указанным  в статье 346.12,  то  есть  размер  дохода,
   численность  и  остаточная  стоимость  основных  средств  превысили
   предельные  размеры, то такой налогоплательщик считается перешедшим
   на  иной  режим налогообложения с начала того квартала,  в  котором
   допущено  такое превышение. Такое условие сохраняется как  в  2005,
   так  и в 2006 году. В том случае, если налогоплательщик перешел  на
   уплату  налогов  по  общему  режиму  налогообложения,  все  налоги,
   которые  он  начинает платить по общему режиму налогообложения,  он
   начинает   уплачивать   в   порядке,   установленном   для    вновь
   зарегистрированных    предпринимателей    или    вновь    созданных
   организаций. Применительно к налогу на прибыль это коснется  скорее
   всего авансовых платежей. Согласно статье 286 авансовые платежи  по
   налогу   на  прибыль  налогоплательщики  не  платят  в  течение   1
   квартала, когда прошла государственная регистрация.
       Объектами  налогообложения, как и  прежде,  остались  доходы  и
   доходы, уменьшенные на величину расходов. Изменился порядок  выбора
   объекта  налогообложения.  Сейчас  объект  налогообложения   нельзя
   менять   в  течение  всего  срока  применения  упрощенной   системы
   налогообложения,  а  с  1  января  2006  года  вносится  изменение,
   согласно   которому,  проработав  3  года  на  упрощенной   системе
   налогообложения,  можно будет менять объект налогообложения  доходы
   на  доходы минус расходы. Пока нет разъяснений на вопрос, можно  ли
   будет    менять    объект   налогообложения    в    случае,    если
   налогоплательщик  по состоянию на 1 января 2006 года  уже  работает
   на упрощенной системе налогообложения больше трех лет.
       Следующая   поправка,  внесенная  в  статью  246.14,   касается
   участников   договора  простого  товарищества.   Таким   участникам
   разрешили  применять  упрощенную систему налогообложения  только  с
   объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов".
       Сделано  также  уточнение по дивидендам. Если налогоплательщик,
   применяющий  упрощенную систему, получает доходы в виде дивидендов,
   при  этом  лицо,  выплачивающее  ему  дивиденды,  уже  исчислило  и
   уплатило  с  этих  дивидендов налог, то налогоплательщик-получатель
   дивидендов не исчисляет и не уплачивает налог с дивидендов.
       Из   статьи   346.15   убрали  пункт  2,  где   говорилось   об
   индивидуальных  предпринимателях, о том, что они определяют  доходы
   от  своей  предпринимательской деятельности. Теперь  индивидуальные
   предприниматели  так же, как и юридические лица,  будут  определять
   свои доходы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса.
       В  старой  редакции  главы  26.2 НК были  прописаны  расходы  в
   подпункте  1  пункта  1  статьи  346.16  по  приобретению  основных
   средств,  то  есть  расходы  на  изготовление  и  сооружение  самим
   налогоплательщиком  основных средств в расходы не  принимались.  Не
   принимаются они до конца 2005 года, а начиная с 1 января 2006  года
   расходы  на  сооружение  основных средств  собственными  силами,  а
   также   нематериальных  активов  можно  будет  включить  в   состав
   расходов в уменьшение налоговой базы.
       Следующая  поправка. В старой редакции было  прописано,  что  в
   расходы включается сумма налога на добавленную стоимость по  оплате
   товара,  приобретенного  налогоплательщиком,  то  есть  всю   сумму
   налога  на  добавленную стоимость, относящуюся к сумме,  оплаченной
   поставщику  за приобретенный товар, можно было включить в  расходы.
   С   начала   2006  года  сумма  налога  на  добавленную   стоимость
   включается  в расходы только по тем суммам, которые будут  включены
   в  состав расходов. То есть если это товары, то они должны быть  не
   только  оплачены, но и реализованы; если это сырье и материалы,  то
   они  должны  быть  отпущены в производство и  из  них  должна  быть
   изготовлена  готовая продукция, только в таком случае  эти  расходы
   включаются  в  расходы. Соответственно сумма налога на  добавленную
   стоимость  по этим позициям может учитываться только в  той  части,
   которая включена в состав расходов.
       Изменился    порядок   определения   расходов   по    стоимости
   приобретения  товаров, приобретаемых для дальнейшей  реализации,  -
   во-первых,  эти товары должны быть оплачены поставщику,  во-вторых,
   они  должны  быть реализованы. Если соблюдены эти два  условия,  то
   эти  расходы можно включить в состав расходов, уменьшающих  доходы.
   Стоимость  приобретенных  товаров -  по  аналогии  с  главой  25  -
   определяется  следующими методами: методом по стоимости  первых  по
   времени  приобретения  (метод  fifo),  по  стоимости  последних  по
   времени  приобретения, по средней стоимости и по стоимости  единицы
   товара  -  один  из  четырех методов следует  прописать  в  учетной
   политике  на  следующий год, и расходы по оплате стоимости  товаров
   списывать  по  одному  из  этих методов. И,  соответственно,  сумму
   расходов,  связанных  с такой реализацией, - расходы  по  хранению,
   обслуживанию, расходы по транспортировке, которые относятся к  этой
   части  расходов, - можно будет списывать в расходы.  Также  сделана
   ссылка  на  статью 265, а также ссылка на статью 252. Это  означает
   то,   что   расходы  налогоплательщика  должны  быть   экономически
   обоснованы,  оправданы,  они  должны  быть  произведены   с   целью
   получения дохода и должны быть документально подтверждены.
       Что   касается  расходов  на  транспортировку  -   расходы   на
   транспортировку  не  включаются  до  конца  2005  года   в   состав
   расходов.  В  связи  с внесенными изменениями с  начала  2006  года
   налогоплательщики  независимо от статуса и вида деятельности  будут
   вправе включить транспортные расходы в состав своих расходов.
       Также  список включаемых расходов расширили на расходы  в  виде
   отрицательной курсовой разницы, когда идет переоценка  имущества  в
   виде   валютных   ценностей  и  получается  по   налоговому   учету
   отрицательная разница.
       Порядок   списания  расходов  на  приобретение  или  сооружение
   основных средств или нематериальных активов остался тот же. Если  в
   период  применения  упрощенной системы налогообложения  изготовлены
   или  приобретены основные средства, расходы списываются  в  течение
   года  равными  долями  и дальше в зависимости от  сроков  полезного
   использования.
       В   том  случае,  если  налогоплательщик  применяет  упрощенную
   систему   налогообложения  с  момента  постановки   на   учет,   то
   первоначальная   и   остаточная  стоимость   основных   средств   и
   нематериальных  активов учитывается в порядке, указанном  в  статье
   346.25.  В  период  применения упрощенной  системы  налогообложения
   остаточная стоимость определяется в соответствии с главой 25.  Если
   на  упрощенную систему налогообложения налогоплательщик  переходит,
   например,        с        системы        налогообложения        для
   сельхозтоваропроизводителей, то при этом свой порядок  определения,
   но принцип такой же, как указан в главе 25.
       Порядок признания доходов и расходов остается прежним, то  есть
   применяется кассовый метод.
       В  статью 346.17 внесли уточнения, когда расчет производится по
   векселям, однако по этому подпункту остаются вопросы.
       Уточнили порядок списания расходов на уплату налогов и  сборов.
   Они списываются в том размере, который был фактически уплачен, и  в
   тот отчетный период, когда эти налоги и сборы были уплачены.
       Авансовые   платежи  в  расходы  не  включаются  до   погашения
   встречных  обязательств. Полученные авансы включаются в  доходы,  а
   авансовые  платежи  в расходы не включаются до погашения  встречных
   обязательств. То есть пока не будет начисления, в расходы  включать
   нельзя.
       Внесено  также уточнение в статью 346.17 по суммовым  разницам.
   При  применении упрощенной системы налогообложения суммовые разницы
   как таковые не могут быть признаны расходами.
       Уточнился  порядок исчисления суммы минимального  налога  -  он
   исчисляется только за налоговый период.
       Уточнен  порядок определения объекта налогообложения,  когда  в
   предыдущем  налоговом  периоде налогоплательщиком  получен  убыток.
   Налоговую  базу  можно будет уменьшить на сумму  убытка  только  по
   итогам  налогового  периода. То есть по  итогам  отчетного  периода
   налоговую базу на сумму убытка не уменьшаем.
       Уточнен порядок, когда в случае параллельного применения разных
   налоговых режимов необходимо вести, как и раньше, раздельный  учет,
   и  при  невозможности  ведения раздельного  учета  или  определения
   доходов   или  расходов  или  каких-либо  других  показателей   эти
   показатели определяются по долям доходов в общем объеме доходов.
       Статья 346.21 определяет порядок исчисления и уплаты налога.  В
   старой  редакции  говорилось, что налоговая база  рассчитывается  с
   учетом  ранее уплаченных авансовых платежей. То есть до конца  2005
   года   налоговая   база   рассчитывается  с   нарастающим   итогом,
   учитываются  ранее  уплаченные  авансовые  платежи.  То  есть   при
   составлении декларации за 9 месяцев можно уменьшить налоговую  базу
   на  сумму  налога,  уплаченного  по  декларации  за  6  месяцев.  С
   01.01.2006  сумму налога можно будет уменьшить на сумму исчисленных
   авансовых платежей.
       Сроки  представления  налоговых деклараций  остались  прежними.
   Порядок ведения налогового учета также не изменился.
       Много  изменений  в  порядке  исчисления  налоговой  базы   при
   переходе  с упрощенной системы на общий режим и с общего режима  на
   упрощенную  систему налогообложения. При переходе с  общего  режима
   налогообложения  на  упрощенную систему, если  использовался  метод
   начисления,  то  в составе доходов на дату перехода  на  упрощенную
   систему  налогообложения определяются доходы  и  включаются  суммы,
   которые   поступили   в   период  применения   упрощенной   системы
   налогообложения  за  отгруженные товары, работы,  услуги  в  период
   применения  общего  режима  налогообложения,  если  они   не   были
   включены  в  этот  период  в  состав доходов.  В  момент  получения
   денежных   средств  они  включаются  в  состав  доходов.   Расходы,
   осуществленные  налогоплательщиком  после  перехода  на  упрощенную
   систему   налогообложения,  признаются   расходами   на   дату   их
   осуществления,  если  оплата таких расходов  была  осуществлена  до
   перехода  на данную систему налогообложения. То есть если они  были
   включены   в   расходы   в   период   применения   общего    режима
   налогообложения, то второй раз в расходы их не включают.
       При  переходе  с  упрощенной системы налогообложения  на  общий
   режим  по  методу начисления в составе доходов признается погашение
   задолженности  или  оплата  налогоплательщика  за  поставленные   в
   период  применения  упрощенной системы товары, работы,  услуги,  то
   есть  если  погашение происходит в период применения общего  режима
   налогообложения.
       В   составе  расходов  признается  погашение  задолженности  за
   полученные в период применения УСНО товары, работы, услуги.
       В  главе  26.2  появилась  новая  статья  -  346.25.1,  которая
   прописывает  порядок применения упрощенной системы  налогообложения
   индивидуальными предпринимателями на основе патента.  Этот  порядок
   должен  быть принят законом субъекта Российской Федерации  и  будет
   распространяться  только  на  тех индивидуальных  предпринимателей,
   которые работают без привлечения наемных работников. Кроме того,  у
   налогоплательщика есть право выбора, работать по этой  системе  или
   не   применять  эту  систему  и  работать  по  упрощенной   системе
   налогообложения. Виды деятельности, которые могут  быть  переведены
   на   такую   систему,  перечислены  в  этой  статье.  Эта   система
   приближена к уплате единого налога на вмененный доход.
       Если в ходе применения упрощенной системы идет возврат авансов,
   то  поступаем  таким  образом: если расходы по  полученным  авансам
   были  включены  в расходы, значит, при возврате аванса  этот  аванс
   должен  быть  включен в доходы. Здесь действует статья 41,  которая
   дает  определение  доходам  - это когда  налогоплательщик  получает
   экономическую выгоду.
       Для  налогоплательщиков, утративших в  течение  года  право  на
   применение  упрощенной системы налогообложения, налоговым  периодом
   признается   тот   отчетный  период,  за  который  налогоплательщик
   последний раз сдавал отчет по упрощенной системе. То есть  если  за
   данный  отчетный  период,  который будет  приравнен  к  налоговому,
   появился  минимальный налог, его необходимо уплатить в те же  сроки
   представления и уплаты за последний отчетный период.
   
       Единый налог на вмененный доход
       Глава  26.3 НК РФ также претерпела изменения. Расширен перечень
   видов  деятельности, которые переводятся на уплату  единого  налога
   на   вмененный   доход.  Уточнены  некоторые   позиции   по   видам
   деятельности, а также внесены уточнения в некоторые определения.
       Внесены  изменения,  касающиеся такого вида  деятельности,  как
   оказание  автотранспортных  услуг.  В  старой  редакции  главы  был
   указан   вид   деятельности  по  оказанию  автотранспортных   услуг
   эксплуатирующими на праве собственности или ином праве не более  20
   единиц  организациями - этот порядок применяется до окончания  2005
   года.  В  новой  редакции  указано,  что  данный  вид  деятельности
   переводится  на  уплату  единого налога на вмененный  доход  в  том
   случае,   если   на   балансе   организации   или   индивидуального
   предпринимателя соответственно по праву собственности  или  другому
   праву  не  более 20 единиц. При переходе на систему налогообложения
   в  виде  единого  налога  на  вмененный доход  для  этого  перехода
   определяется    количество    единиц   автотранспортной    техники,
   находящейся на балансе по праву собственности или по праву  аренды,
   а  в ходе применения данной системы налогообложения для определения
   физического   показателя  следует  учитывать,  сколько   фактически
   используется  автотранспортных  средств.  То  есть  из   имеющегося
   транспорта   сколько-то   единиц  может   быть   использовано   для
   собственных  нужд,  которые не участвуют в расчете  единого  налога
   при определении физического показателя.
       Уточнен  порядок  перехода на эту систему  налогообложения  для
   розничной  торговли.  Выделена стационарная  торговля  в  отдельный
   подпункт.
       Сделана  поправка  для такого вида деятельности,  как  оказание
   услуг  общественного  питания. До этого говорили,  что  организации
   общественного  питания,  которые не имеют  залов  обслуживания,  то
   есть   если   налогоплательщик   не   предоставляет   условий   для
   потребления на месте приготовленной кулинарной продукции, то  такой
   налогоплательщик   не  переходит  на  уплату  единого   налога   на
   вмененный  доход. То есть одним из условий перехода на эту  систему
   налогообложения   является   наличие   у   налогоплательщика   зала
   обслуживания,  поскольку  физическим показателем  является  площадь
   зала   обслуживания  посетителей.  Начиная  с  2006  года   внесены
   изменения,  согласно которым на уплату единого налога на  вмененный
   доход  переходят и такие объекты общественного питания, которые  не
   имеют   залов   обслуживания  посетителей.  То  есть   все   прочие
   организации   общественного  питания  (бары,  магазины  кулинарии),
   которые  торгуют  собственной кулинарной  продукцией,  также  будут
   переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
       Добавился   также   вид  деятельности  по   распространению   и
   размещению  рекламы  на транспорте. По нашему мнению,  плательщиком
   налога  по  данному виду деятельности будет тот,  кто  получает  от
   размещения  рекламы доход, поскольку на уплату  единого  налога  на
   вмененный    доход   налогоплательщик   переводится   только    при
   осуществлении       предпринимательской       деятельности,       а
   предпринимательская    деятельность   -   это    деятельность    по
   систематическому извлечению дохода.
       Добавился  вид  деятельности по оказанию  услуг  по  временному
   размещению    и    проживанию   организациями   и   индивидуальными
   предпринимателями,  использующими в каждом  объекте  предоставления
   данных  услуг  общую  площадь  спальных  помещений  не  более   500
   квадратных метров.
       Кроме  того,  добавился вид деятельности по оказанию  услуг  по
   передаче   во   временное  владение  или  пользование  стационарных
   торговых  мест,  расположенных  на  рынках  или  в  других   местах
   торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
       Следующая поправка касается того, что единый налог на вмененный
   доход   не   применяется  в  отношении  видов   предпринимательской
   деятельности,  если налогоплательщик участвует  в  рамках  договора
   простого  товарищества.  Если до этого  изменения  говорилось,  что
   каждый    налогоплательщик-член   простого   товарищества    вправе
   применять     систему    налогообложения    в    соответствии     с
   законодательством  (то  есть  если  деятельность  налогоплательщика
   подпадала  под  действие  главы  26.3,  то  она  облагалась  единым
   налогом  на  вмененный  доход), то начиная с  2006  года  участники
   договора   простого   товарищества  не  могут   применять   систему
   налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход.  Скорее
   всего,  в таком случае следует осуществлять переход на общий  режим
   налогообложения или на упрощенную систему налогообложения.
       Представительные  органы  муниципальных  районов  и   городских
   округов  определяют  до  2006 года порядок введения  этого  налога,
   виды  предпринимательской деятельности и значение коэффициента  К2.
   С  2006 года убирается подпункт "порядок введения налога", осталось
   в  этом  пункте  2  подпункта. То есть  нормативным  актом  местных
   органов  власти можно предусмотреть виды деятельности,  переводимые
   на   уплату   единого  налога  на  вмененный  доход,   и   значение
   коэффициента К2.
       Коэффициент  К2  может быть принят в законах местной  власти  в
   двух  вариантах  -  или  значение  коэффициента  К2  в  виде  целых
   значений   будет   указано   в   законе,   или   будут   определены
   подкоэффициенты    для    определения   самим    налогоплательщиком
   коэффициента  К2, то есть будут указаны факторы, на основе  которых
   будет определен коэффициент К2.
       Уплата  организациями  единого налога  на  вмененный  доход  не
   заменяет  уплату четырех основных налогов, а освобождает от  уплаты
   этих налогов.
       Коэффициент К1, который был ранее, теперь убран, он зависел  от
   кадастровой  стоимости  земли.  Остались  2  коэффициента  -  новый
   коэффициент  К1 (бывший коэффициент К3) и коэффициент  К2,  который
   местные  органы  власти вправе предусматривать в  своих  законах  -
   вправе,  а  не  обязаны, то есть сумму базовой  доходности  местные
   органы власти имеют право корректировать на коэффициент К2.
       В  основные  понятия, которые используются в  целях  применения
   главы  26.3, внесли некоторые уточнения. По услугам обслуживания  и
   ремонта  автотранспорта сказано, что к этим  услугам  не  относятся
   услуги  по  заправке  автотранспортных  средств,  по  данному  виду
   деятельности  они  не  переведены  на  уплату  единого  налога   на
   вмененный доход - это всего лишь законодательное уточнение.
       Внесены  изменения в определение понятия розничной торговли.  В
   старой  редакции было дано такое определение розничной  торговли  -
   это  реализация  товара  покупателям за наличный  расчет.  На  этой
   основе  было  очень  много налоговых споров. Министерство  финансов
   давало  разъяснение  о том, что если по договору  оптовой  торговли
   идет  расчет  наличными  деньгами, то  данный  подвид  деятельности
   попадает под уплату единого налога. У Федеральной налоговой  службы
   была  иная  позиция.  До  конца  2005 года  следует  придерживаться
   старой  позиции, то есть оптовики, ведущие расчеты с  организациями
   или   индивидуальными  предпринимателями  наличным   путем,   такая
   реализация  не  попадает  под уплату единого  налога  на  вмененный
   доход.  Министерством финансов разрешено не пересчитывать налоговые
   обязательства за старые годы.
       Смешанная форма расчетов - когда производится реализация товара
   и  часть  товара оплачивается наличными средствами, а часть  товара
   оплачивается  по  безналичному расчету или в  кредит.  Министерство
   финансов  разъясняло  в своем письме, что при  такой  форме  оплаты
   используется   общий  режим  налогообложения.  Кроме   того,   было
   нереально   разделить  часть  товара  по  налогу   на   добавленную
   стоимость. Поэтому до конца 2005 года позиция остается прежней,  то
   есть  при смешанной форме оплаты налогообложение осуществляется  по
   общему   режиму;  с  2006  года,  поскольку  изменено   определение
   розничной   торговли,  в  Законе  сказано,  что  это  деятельность,
   которая  связана с торговлей товарами на основе договоров розничной
   купли-продажи,  независимо от формы оплаты, этот  вид  деятельности
   попадает  под  уплату  единого налога на вмененный  доход  согласно
   определению розничной торговли, данному в статье 346.27.
       Уточнено  понятие стационарной торговой сети, имеющей  торговые
   залы,  -  это по-прежнему магазины и павильоны, которые расположены
   в   предназначенных  для  ведения  торговли  зданиях  и  строениях,
   оснащены  специальным  оборудованием и  предназначены  для  ведения
   торговли,  то  есть  статус помещения по-прежнему  определяется  по
   правоустанавливающим и инвентаризационным документам.  Если  здание
   имеет   прочный   фундамент,  подведены  все  коммуникации   и   по
   регистрационным  документам это помещение имеет  торговый  зал,  то
   это  помещение  подходит по определению под  стационарную  торговую
   сеть,  которая имеет торговый зал. Стационарная торговая  сеть,  не
   имеющая   торгового   зала,  -  торговая  сеть,   расположенная   в
   предназначенных   для   ведения  торговли  зданиях,   строениях   и
   сооружениях,  не имеющих обособленных и специально  оснащенных  для
   этих  целей помещений. В данном случае физическим показателем будет
   торговое  место.  Сюда  отнесли  крытые  рынки,  ярмарки,  торговые
   комплексы   и   другие  аналогичные  объекты.  То  есть   если   по
   правоустанавливающим документам в помещении, где ведется  торговля,
   не   выделен   торговый  зал,  то  такое  помещение   относится   к
   стационарной торговой сети, которая не имеет торговых залов.
       Нестационарная торговая сеть - развозная или разносная торговля
   и  те  объекты  торговли, которые не отвечают понятию  стационарных
   торговых  сетей,  имеющих  торговые залы,  и  понятию  стационарных
   торговых сетей, не имеющих торговых залов.
       В  старой  редакции  статьи 346.27 было дано  определение,  что
   услуги   общественного  питания  -  это  услуги   по   изготовлению
   кулинарной продукции и кондитерских изделий и созданию условий  для
   потребления  и  реализации  готовой  продукции,  в  новой  редакции
   добавили   слово   "или",   и   получилось,   что   те   учреждения
   общественного   питания,  которые  не  имеют   залов   обслуживания
   посетителей,  также  переводятся  на  уплату  единого   налога   на
   вмененный  доход. То есть до конца 2005 года буфеты,  бары  и  т.п.
   остаются на общем режиме налогообложения или на упрощенной  системе
   налогообложения,  а с 2006 года такие учреждения  будут  переведены
   на  уплату  единого  налога на вмененный  доход  в  соответствии  с
   изменениями, внесенными в статью 346.27.
       Площадь торгового зала - часть магазина или павильона, а  также
   часть    открытой    площадки,   которая   занята    оборудованием,
   предназначенной  для  демонстрации,  выкладки  товаров,  проведения
   денежных  расчетов и обслуживания покупателей, площадь  контрольно-
   кассовых   узлов   и   кассовых   кабин,   площадь   рабочих   мест
   обслуживающего   персонала,   а   также   площадь   проходов    для
   покупателей.   К   этому  определению  добавилось   также   понятие
   арендуемой   части  площади  торгового  зала.  Статус  определяется
   исходя  из  выданных  регистрирующими органами документов.  Если  в
   свидетельстве   о   праве  собственности  на  помещение   помещение
   именуется  магазином  или  павильоном  и  в  техническом   паспорте
   выделен   торговый   зал,  значит,  это  помещение   подходит   под
   определение  стационарной торговой сети, имеющей торговые  залы.  В
   случае  аренды  части  торгового зала в таком помещении  физическим
   показателем будет площадь торгового зала.
       Площадь зала обслуживания посетителей по объектам общественного
   питания  - это площадь специально оборудованных помещений  объектов
   организаций  общепита,  предназначенных  для  употребления  готовой
   кулинарной  продукции.  Если  в техническом  паспорте  выделен  зал
   обслуживания  посетителей,  то  это объект  общественного  питания,
   имеющий зал обслуживания посетителей, и физическим показателем  для
   таких налогоплательщиков будет площадь зала обслуживания. Если  это
   объект  общественного  питания  и  в  документах  не  выделен   зал
   обслуживания посетителей, значит, это объект общественного  питания
   для   целей   применения  главы  26.3,  который  не   имеет   залов
   обслуживания  посетителей,  в таком случае  физическим  показателем
   будет  количество  работников и базовая  доходность  в  месяц  4500
   рублей на одного работника.
       Поскольку  добавился  вид деятельности  размещение  рекламы  на
   транспортных средствах, то в этой статье дается определение  такому
   виду  деятельности,  как  распространение,  размещение  рекламы  на
   автобусах   любых   типов,  трамваях,  троллейбусах,   автомобилях,
   прицепах,   речных  судах,  -  это  деятельность  организаций   или
   индивидуальных   предпринимателей  по  доведению  до   потребителей
   рекламной  информации,  предназначенной для  неопределенного  круга
   лиц  и  рассчитанной на визуальное восприятие.  То  есть  действует
   такой  же  порядок  отнесения  таких  налогоплательщиков  к  данной
   системе,  как  по наружной рекламе. Для перехода на уплату  единого
   налога   такой   налогоплательщик  должен  вести  деятельность   по
   размещению  и  распространению рекламы и  получать  от  этого  вида
   деятельности  доход. Количество работников по-прежнему определяется
   как  среднесписочная  численность за каждый  календарный  месяц  по
   постановлению Госкомстата N 105 от 1 декабря 2003 года.
       Изменения также внесены в статью 346.28 по постановке на учет в
   налоговых  органах.  В  старой редакции Закона  было  сказано,  что
   налогоплательщики  должны вставать на учет в  субъектах  Российской
   Федерации, а ФНС разъясняла, что налогоплательщики должны  вставать
   на  учет  в каждом районе и каждом городе и в каждом районе города,
   если  они  ведут  деятельность на территории этих районов.  Внесено
   уточнение, согласно которому данный порядок сохраняется. С  момента
   начала  осуществления  деятельности, которая подпадает  под  уплату
   единого  налога на вмененный доход, налогоплательщик обязан  встать
   на  налоговый  учет в налоговом органе того района,  на  территории
   которого налогоплательщик ведет свою деятельность.
       ...когда  происходит изменение величины физического показателя,
   налогоплательщик  при исчислении суммы налога  учитывает  изменения
   сначала  того  месяца, в котором произошло данное  изменение.  Если
   налогоплательщик  вновь зарегистрировался в  налоговом  органе,  то
   уплату налога налогоплательщик начинает со следующего месяца  после
   месяца, в котором произошла государственная регистрация, равно  как
   и представление налоговых деклараций.
       Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход  также
   претерпели   изменения.  Уточнено,  когда  сумма   единого   налога
   уменьшается  на сумму страховых взносов на обязательное  пенсионное
   страхование,   ранее  было  сказано,  что  уменьшается   на   сумму
   страховых  взносов уплачиваемых, то в новой редакции  сказано,  что
   сумма  налога  уменьшается на суммы страховых взносов уплаченных  в
   пределах  исчисленных. То есть эти взносы, во-первых,  должны  быть
   начислены,  а  во-вторых,  уплачены. В таком  случае  сумму  налога
   можно   уменьшить  на  эти  суммы.  Кроме  того,  в   50-процентное
   ограничение добавили суммы по листам временной нетрудоспособности.
       Если на балансе организации находится 30 единиц автотранспорта,
   то   на   уплату   единого   налога  на   вмененный   доход   такой
   налогоплательщик  не  переходит. Для  перехода  на  уплату  единого
   налога  следует учитывать общее количество автотранспортных средств
   на  балансе,  а для исчисления физического показателя -  количество
   фактически используемых единиц автотранспорта.
   
              ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
                     ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
   
       Зачастую  организации, осуществляющие деятельность,  облагаемую
   единым   налогом   на   вмененный  доход,   осуществляют   и   виды
   деятельности,  облагаемые по общей системе налогообложения.  Главой
   26.3   Налогового  кодекса  РФ  (Кодекса)  установлен   специальный
   налоговый  режим  в  виде  единого налога на  вмененный  доход  для
   определенных видов деятельности. Организации, применяющие  его,  не
   уплачивают  единый социальный налог в отношении выплат  работникам,
   которые  участвуют  в деятельности, облагаемой  единым  налогом  на
   вмененный доход. Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.26  Кодекса.
   Страховые    взносы   на   обязательное   пенсионное    страхование
   уплачиваются    указанной    категорией    налогоплательщиков     в
   общеустановленном порядке, изложенном в Федеральном законе  N  167-
   ФЗ   "Об   обязательном   пенсионном   страховании   в   Российской
   Федерации".    Организации,   которые   наряду   с   деятельностью,
   облагаемой  единым налогом на вмененный доход, ведут  деятельность,
   облагаемую   по   общему  режиму  налогообложения,  обязаны   вести
   раздельный  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций.
   Таково  требование пункта 7 статьи 346.26 Кодекса.  В  этом  случае
   единый   социальный   налог  уплачивается  с   выплат   работникам,
   относящимся   к   деятельности,  облагающейся  по   общему   режиму
   налогообложения.   При   ведении   раздельного   учета   имущества,
   обязательств  и  хозяйственных операций  выплаты  по  деятельности,
   облагаемой  единым  налогом  на вмененный  доход,  и  деятельности,
   облагаемой    по    общему    режиму    налогообложения,    следует
   разграничивать.  Есть  также  выплаты,  которые  нельзя  однозначно
   отнести  к  одному или другому виду деятельности, - это,  например,
   выплаты  административно-управленческому аппарату.  В  Кодексе  нет
   ответа  на  вопрос, к какому виду деятельности следует отнести  эти
   выплаты,  следовательно,  организации  самостоятельно  выбирают   и
   закрепляют  способ распределения указанных выплат.  Главное,  чтобы
   этот  способ  отражал объективность отнесения  выплат  к  различным
   видам  деятельности. Как правило, более объективным является  метод
   распределения   выплат   в   пользу  сотрудников,   пропорционально
   выручке,  полученной по каждому виду деятельности. Также  с  учетом
   условий  хозяйственно-финансовой деятельности  налогоплательщика  в
   качестве  критерия  распределения  можно  использовать  численность
   работников.   То   есть  распределять  выплаты  в  соответствии   с
   количеством   работников,  участвующих  в   том   или   ином   виде
   деятельности.   Также   можно  распределять   выплаты   и   другими
   способами,  например пропорционально фонду оплаты труда работников,
   занятых  в  том  или  ином виде деятельности,  или  пропорционально
   стоимости   основных   средств,   используемых   в   разных   видах
   деятельности.  Выбранный способ распределения выплат  между  видами
   деятельности,  облагаемыми  и  не  облагаемыми  единым  налогом  на
   вмененный  доход,  влияет  на величину налоговой  базы  по  единому
   социальному  налогу.  Поэтому выбирать способ распределения  выплат
   следует  исходя  из  специфики деятельности предприятия,  с  учетом
   отнесения  их  к  различным видам деятельности. Зачастую  возникает
   вопрос  по определению суммы страховых взносов, которые применяются
   в  виде  налогового вычета при уплате единого социального налога  в
   федеральный  бюджет, организациями, использующими  несколько  видов
   деятельности,   для   того,  чтобы  правильно   определить   размер
   страховых  взносов в виде налогового вычета. ФНС России разработаны
   индивидуальные  карточки  ведения учета  выплат  и  уплаты  единого
   социального налога и страховых взносов (приказ от 27.07.2004 N САЭ-
   3-05/443).  Данный  документ определяет  несколько  видов  учета  в
   связи с тем, что выплаты налогоплательщики могли бы распределить  в
   соответствии  с  отнесением  сумм,  которые  облагаются  по  общему
   режиму  налогообложения, и по единому налогу  на  вмененный  доход.
   Налогоплательщик  вправе сам определить, вести  учет  по  методике,
   предложенной   вышеуказанным  приказом,  или  иным   образом.   При
   совмещении   деятельности,   облагаемой   ЕНВД,   и   деятельности,
   облагаемой  по  общему  режиму  налогообложения,  налогоплательщики
   рассчитывают   отдельно   базу  по   страховым   взносам   в   ПФР.
   Налогооблагаемая база по ЕСН в таких случаях будет меньше  базы  по
   страховым взносам в ПФР, так как при исчислении последней в  расчет
   принимаются  выплаты в пользу всех сотрудников - как участвующих  в
   деятельности,  облагаемой  ЕНВД, так и  участвующих  в  иных  видах
   деятельности.  В  результате  может  сложиться  ситуация,  когда  с
   выплат  в пользу сотрудника страховые взносы в ПФР налогоплательщик
   будет   исчислять  по  регрессивному  тарифу,  а  по   ЕСН   -   по
   максимальным ставкам.
       Данный  вопрос также освещен в письме Департамента налоговой  и
   таможенной политики Министерства финансов от 22 марта 2005  года  N
   03-05-02-04/53, где есть ссылка на возможность определения  размера
   страховых  взносов,  привязывая  ее  к  удельному  весу  выплат   и
   вознаграждений, начисленных по каждому виду деятельности,  в  общей
   сумме   базы  для  исчисления  страховых  взносов  на  обязательное
   пенсионное     страхование.     Если     налогоплательщик     будет
   руководствоваться  данным  письмом, размер  налогового  вычета,  то
   есть  страховых  взносов, который налогоплательщик будет  применять
   при  определении  суммы  единого  социального  налога  к  уплате  в
   федеральный бюджет, будет значительно меньше, чем сумма  налогового
   вычета,   которая   определяется  по   методике,   предложенной   в
   индивидуальных  карточках  (приказ от 27.07.2004  N  САЭ-3-05/443).
   Налоговые   органы  будут  руководствоваться  приказом   ФНС.   Для
   налогоплательщика,   ведущего  несколько   видов   деятельности   и
   определяющего  суммы  выплат  единого социального  налога,  выгодно
   использовать индивидуальную карточку. В противном случае  налоговый
   вычет    (размер   страховых   взносов)   определяется   с   учетом
   регрессивной  шкалы  ставок, то есть меньшими размерами  ставок.  А
   при   определении   налогового  вычета   (страховых   взносов)   по
   вышеуказанному    приказу    сумма    страхового    взноса    будет
   рассчитываться по максимальной ставке, без учета регрессии.
       Особенности  исчисления  единого социального  налога  в  части,
   зачисляемой  в  Фонд социального страхования России. Сумму  единого
   социального   налога,   подлежащую  уплате   в   Фонд   социального
   страхования,   налогоплательщик  уменьшает   на   сумму   расходов,
   связанных     с     государственным    социальным     страхованием.
   Налогоплательщики, осуществляющие деятельность,  облагаемую  единым
   налогом  на  вмененный  доход и по общему  режиму  налогообложения,
   должны  обратить внимание на следующее: по деятельности, облагаемой
   единым  налогом на вмененный доход, пособие выплачивается  за  счет
   средств   Фонда  социального  страхования  только  в  части   суммы
   пособия,  которая  не  превышает  за  полный  календарный  месяц  1
   минимальный  размер  оплаты  труда. На сегодня  минимальный  размер
   оплаты   труда   составляет  800  рублей   без   учета   уральского
   коэффициента, с учетом уральского коэффициента - 960  рублей.  Этот
   порядок  применяется ко всему периоду временной нетрудоспособности.
   Кроме того, в статье 3 Федерального закона от 31 декабря 2002  года
   N  190-ФЗ предусмотрено, что организации-налогоплательщики  единого
   налога на вмененный доход могут уплачивать страховые взносы в  Фонд
   социального  страхования  в добровольном  порядке.  В  этом  случае
   пособия  по  временной нетрудоспособности за весь период нахождения
   работника  на  больничном  будут выплачиваться  полностью  за  счет
   средств   Фонда.   То  есть  на  налогоплательщиков,   уплачивающих
   страховые   взносы  в  Фонд  социального  страхования  добровольно,
   порядок    выплаты   пособия   по   временной   нетрудоспособности,
   установленный Законом N 202-ФЗ, не распространяется.
       Пособия  по временной нетрудоспособности исчисляются  по  общим
   правилам,    установленным    нормативно-правовыми     актами     о
   государственном социальном страховании. Так, пособия  по  временной
   нетрудоспособности исчисляются из среднего заработка  работника  на
   основном   месте  работы  за  последние  12  календарных   месяцев,
   предшествующих  месяцу  нетрудоспособности, с  учетом  непрерывного
   стажа  и  других  условий, установленных законодательными  и  иными
   нормативно-правовыми    актами    об    обязательном     социальном
   страховании. Об этом говорится и в статье 8 Федерального закона  от
   8   декабря  2003  года  N  166-ФЗ  "О  бюджете  Фонда  социального
   страхования  на 2004 год". Размер среднего заработка рассчитывается
   в  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
   от  11  апреля 2004 года N 213 "Об особенностях порядка  исчисления
   средней   заработной   платы".   Выплаты   пособий   по   временной
   нетрудоспособности  налогоплательщиками,  применяющими  специальные
   налоговые  режимы,  имеют  свои особенности  -  они  перечислены  в
   статье  2 Федерального закона N 190-ФЗ от 31 декабря 2002 года  "Об
   обеспечении  пособиями  по  обязательному  социальному  страхованию
   граждан,    работающих   в   организациях   и   у    индивидуальных
   предпринимателей,   применяющих  специальные   налоговые   режимы".
   Согласно  этому Закону гражданам, работающим по трудовым договорам,
   заключенным   с  организациями-плательщиками  единого   налога   на
   вмененный  доход,  пособия  по  временной  нетрудоспособности,   за
   исключением  пособий по временной нетрудоспособности,  связанной  с
   несчастным    случаем   на   производстве   или    профессиональным
   заболеванием,  выплачиваются  за  счет  средств  Фонда  социального
   страхования России, не превышая за полный календарный месяц  одного
   минимального   размера   оплаты  труда,  за   исключением   случаев
   беременности  и  родов,  когда размер  этих  выплат  выше.  Порядок
   выплаты    пособий   по   временной   нетрудоспособности,   который
   установлен  в  статье  8 Федерального закона N  202-ФЗ  "О  бюджете
   Фонда  социального страхования в Российской Федерации на 2005 год",
   на  налогоплательщиков, применяющих специальные  налоговые  режимы,
   не  распространяется,  как  и сказано в  письме  Фонда  социального
   страхования России от 18 января 2005 года N 02-18/07-306. Первые  2
   дня   временной   нетрудоспособности  работников   этой   категории
   налогоплательщиков  оплачиваются  из  тех  же  источников,  что   и
   остальные дни. Еще одно письмо Фонда социального страхования  -  от
   15   февраля  2005  года  N  02-18/07-1243.  В  этом  письме   есть
   разъяснения по этим двум дням временной нетрудоспособности.
       Согласно  подпункту  1  пункта  1  статьи  238  государственные
   пособия,  выплачиваемые по законодательству  Российской  Федерации,
   не  облагаются единым социальным налогом, поэтому суммы пособий  по
   временной  нетрудоспособности независимо от  того,  за  счет  каких
   средств  они  выплачиваются,  не включаются  в  налоговую  базу  по
   единому   социальному  налогу.  Если  налогоплательщик   оплачивает
   больничный  лист  свыше указанных размеров из собственных  средств,
   то эти суммы будут облагаться единым социальным налогом.
       Порядок  применения  пункта 3 статьи 236 Кодекса  плательщиками
   единого   налога   на   вмененный  доход   и   налогоплательщиками,
   применяющими   упрощенную  систему  налогообложения.  Плательщиками
   единого  налога на вмененный доход ЕСН не уплачивается.  Эта  норма
   содержится  в  пункте  4  статьи 346.26 Кодекса.  Однако  страховые
   взносы  в  пенсионный фонд данными налогоплательщиками  начисляются
   на  все  выплаты.  Объект налогообложения  и  база  для  начисления
   страховых  взносов в пенсионный фонд определяются так  же,  как  по
   единому  социальному  налогу.  То есть  согласно  нормам  главы  24
   Кодекса.  Это установлено статьей 10 Федерального закона  N  167-ФЗ
   "Об  обязательном пенсионном страховании". Объектом налогообложения
   по   единому   социальному  налогу  являются   выплаты   и   другие
   вознаграждения  в пользу физических лиц, начисленные  по  трудовым,
   гражданско-правовым и авторским договорам. На это  указывает  пункт
   1  статьи  236  Кодекса.  Выплаты по гражданско-правовым  договорам
   являются  объектом  налогообложения,  только  если  они  связаны  с
   выполнением  работ,  оказанием услуг. Некоторые  выплаты  в  пользу
   работников  нельзя отнести к расходам, уменьшающим  налоговую  базу
   по  налогу  на  прибыль. У плательщиков налога на  прибыль  они  не
   признаются  объектом налогообложения по единому социальному  налогу
   на   основании   пункта   3  статьи  236  Кодекса.   Что   касается
   плательщиков   единого  налога  на  вмененный  доход,   начисляющих
   страховые  взносы,  то  они применяют иные правила.  В  статье  270
   Кодекса   указаны  выплаты  сотрудникам  организации,  которые   не
   учитываются  в  целях  налогообложения прибыли.  В  частности,  это
   разного   рода   вознаграждения,  компенсации   стоимости   питания
   работников,  оплата проезда к месту работы и обратно - эти  расходы
   не  учитываются в целях налогообложения при условии, что на них нет
   ссылки  в  трудовом  или коллективном договоре. Если  такая  ссылка
   есть,  то  такие  выплаты  являются расходами  на  оплату  труда  и
   уменьшают  полученные доходы на основании статьи 255 Кодекса.  Если
   выплаты  в пользу работника непосредственно связаны с его  трудовой
   деятельностью,  то в целях налогообложения прибыли на  сумму  таких
   выплат   налогоплательщик  должен  уменьшить  свои   доходы.   Это,
   например,  относится к премиям и вознаграждениям по итогам  работы.
   Если   же   выплачиваемое  работнику  поощрение   не   зависит   от
   результатов   его   работы,  то  их  сумма  не  уменьшает   доходов
   налогоплательщика.  В частности, это касается премий,  приуроченных
   к  юбилею или к празднику. Некоторые виды расходов, перечисленные в
   статье  270  Кодекса,  не уменьшают налоговую  базу  по  налогу  на
   прибыль   даже   при  наличии  ссылки  в  трудовых  и  коллективных
   договорах,   эти   выплаты  не  связаны  с  результатами   трудовой
   деятельности сотрудников организации. К ним могут относиться  суммы
   материальной   помощи,  оплата  дополнительно   представленных   по
   коллективному  договору отпусков работников, в том числе  женщинам,
   воспитывающим  детей,  оплата  путевок,  экскурсий  и  путешествий,
   занятия  в  спортивных  секциях, посещение культурно-зрелищных  или
   спортивных  мероприятий,  оплата товаров  для  личного  потребления
   работников.  Премии  работникам за  счет  целевых  поступлений  или
   средств,    которые   собственники   организаций    выделили    для
   премирования   сотрудника,  средства  специального  назначения   не
   учитываются  в  целях  налогообложения. Это определено  пунктом  22
   статьи  270.  Кроме  того, в этой статье  Кодекса  есть  пункт  49,
   согласно   которому   в   расходы   не   включаются   затраты,   не
   соответствующие   критериям   экономической   обоснованности    или
   документального подтверждения. Эти критерии установлены в пункте  1
   статьи  252  Кодекса. Если выплаты работникам отвечают  требованиям
   этой  статьи, организация должна включить их в расходы, уменьшающие
   базу  по  налогу  на прибыль, причем это обязанность,  а  не  право
   налогоплательщика.   Даже  если  организация   не   выполняет   эту
   обязанность, она не вправе применять нормы пункта 3 статьи 236,  то
   есть  выплаты в пользу работников, которые организация не  включила
   в  расходы, уменьшающие доходы налогоплательщика, хотя имела на это
   право,  являются  объектом налогообложения по  единому  социальному
   налогу.   Плательщики  единого  налога  на   вмененный   доход   не
   уплачивают  единый социальный налог в соответствии  с  главой  26.3
   Кодекса.  Не  уплачивают они также и налог на прибыль. Поэтому  при
   формировании  базы по страховым взносам на обязательное  пенсионное
   страхование  они  не вправе применять пункт 3 статьи  236  Кодекса,
   потому  что  не формируют налоговую базу по прибыли. Следовательно,
   все  выплаты физическим лицам, которые согласно пункту 1 статьи 236
   являются  объектом  налогообложения по единому социальному  налогу,
   включаются   в   базу  для  исчисления  и  страховых   взносов   по
   обязательному пенсионному страхованию. База по страховым взносам  в
   пенсионный  фонд  определяется так же, как по  единому  социальному
   налогу.  Поэтому  на различные виды государственных  пособий,  иные
   выплаты, предусмотренные в пункте 1 статьи 238, страховые взносы  в
   пенсионный фонд плательщиками единого налога на вмененный доход  не
   исчисляются.   Некоторые  выплаты,  поименованные  в   статье   238
   Кодекса,  перечислены  также и в статье 270 Кодекса.  Например,  на
   основании  пункта 3 статьи 238 Кодекса единовременная  материальная
   помощь,  оказываемая работнику в связи со смертью члена его  семьи,
   не  облагается  единым социальным налогом, а значит,  и  страховыми
   взносами  в  пенсионный  фонд. При этом  сумма  любой  материальной
   помощи  работникам не уменьшает налогооблагаемую базу  по  прибыли.
   Плательщики  единого налога на вмененный доход пункт 3  статьи  236
   не   применяют,   но  это  не  означает,  что  на   указанный   вид
   материальной помощи начисляются страховые взносы в пенсионный  фонд
   -  они  не  уплачиваются  в соответствии со  статьей  238  Кодекса.
   Предельный  размер единовременной материальной помощи не ограничен.
   Тот   же  принцип  налогообложения  применяется,  если  организация
   выплачивает единовременную материальную помощь физическим  лицам  в
   связи   со   стихийными   бедствиями  или   другими   чрезвычайными
   обстоятельствами,  -  подпункт  3  пункта  1   статьи   238.   Если
   налогоплательщик  единого  налога  на  вмененный  доход   оказывает
   работнику  материальную  помощь по другим  основаниям,  например  к
   отпуску,   то  на  эти  суммы  начисляются  страховые   взносы   по
   обязательному    пенсионному   страхованию.   В   случаях,    когда
   организация  применяет единый налог на вмененный доход  параллельно
   с  общим режимом налогообложения, необходимо вести раздельный  учет
   и  в  связи с этим к суммам выплат работникам, участвующим в  видах
   деятельности    по    общему    режиму    налогообложения,     если
   налогоплательщик  формирует налоговую  базу,  пункт  3  статьи  236
   применяется.  Он  не применяется только в части выплат  работникам,
   участвующим в деятельности, облагаемой единым налогом на  вмененный
   доход.   Для  работников  административно-управленческого  аппарата
   размер  заработной  платы может относиться  к  видам  деятельности,
   облагаемой  единым  социальным  налогом  и  не  облагаемой   единым
   социальным  налогом,  попадающей  под  уплату  единого  налога   на
   вмененный   доход,   по  принципу,  который  налогоплательщик   сам
   определит,  -  размер валовой выручки от каждого вида деятельности,
   или  средняя численность работников, или от фонда оплаты  труда.  В
   этом   случае  тот  размер  заработной  платы,  который   определен
   относящимся  к единому налогу на вмененный доход, если эта  выплата
   не  будет  уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль,  тоже  не
   будет   облагаться  единым  социальным  налогом.  Если  это  часть,
   отнесенная к деятельности, облагающейся единым социальным  налогом,
   то к данным суммам пункт 3 статьи 236 не будет применяться.
       Больничный  лист  стал  зеленым вместо синего,  и  при  выписке
   учреждением  больничного  листа синего цвета  налогоплательщики  не
   вправе  уже  применять  его  для  оплаты.  Налогоплательщик  должен
   письменно  уведомить  своего работника  о  том,  что  он  не  будет
   оплачивать   больничный  лист,  и  на  основании  этого   документа
   работник  должен  обратиться в медицинское  учреждение,  выписавшее
   данный  больничный лист. Медучреждение на основании этого документа
   на    врачебной    комиссии   должно   будет   выписать    дубликат
   соответствующего   цвета  согласно  документу   Фонда   социального
   страхования от 12 июля 2005 года N 02-08/11-6242.
       Какой  месяц начисления определить по больничному листу,  когда
   работник    несвоевременно    сдает    больничный    лист?     Если
   налогоплательщик  заболел  в  марте,  больничный  лист,   длящийся,
   переходит  на второй квартал, сдал его работник по окончании  своей
   болезни в апреле, то когда нужно производить начисление?
       Эти начисления должны быть произведены в момент, когда работник
   сдал  больничный лист. С даты представления работником  больничного
   листа  работодателю будет определяться месяц, в котором  начисления
   проводятся в целях налогообложения ЕСН.
       Также возникают вопросы по определению, на какой месяц относить
   выплаты при перерасчете сумм, например окладов, если задним  числом
   был  издан приказ об увеличении окладов. Если приказ издан  в  июле
   об  увеличении окладов с апреля месяца, то перерасчет  (начисление)
   выплат за апрель - июнь месяцы будет производиться в июле. Не  надо
   будет  представлять уточненные расчеты с апреля, налоговая  база  в
   данном   случае   увеличивается  только   с   июля   месяца.   Если
   налогоплательщик  нашел  ошибки при исчислении  налоговой  базы  по
   другим  истекшим  периодам, в этом случае  налогоплательщик  должен
   будет представить уточненный расчет за прошедшие периоды.
       Часто  возникает вопрос об уплате единого социального налога  и
   страховых   взносов  по  организациям,  имеющим  в  своем   составе
   обособленные  подразделения.  Данный  момент  разъяснен  пунктом  8
   статьи    243    Кодекса.    Организации,   имеющие    обособленные
   подразделения,  уплачивают единый социальный налог за  обособленные
   подразделения  по  месту  учета головной организации,  если  данные
   подразделения   не   производят   самостоятельных   выплат    своим
   работникам,  не  имеют  расчетного  счета  и  не  ведут  отдельного
   баланса.   Следовательно,   если  все   эти   условия   выполняются
   обособленным   подразделением,  то   оно   обязано   самостоятельно
   оплачивать  единый  социальный налог и страховые  взносы  по  месту
   своего  нахождения. В пункте 8 статьи 24 Закона N  167-ФЗ  указано,
   что  страхователи  страховые  взносы  уплачивают  по  месту  своего
   нахождения,  а  также по месту каждого обособленного подразделения,
   через    которое   эти   страхователи   уплачивают   вознаграждение
   физическим  лицам,  не  привязывая  их  к  трем  условиям,  которые
   назывались  ранее. В связи с этим было выпущено письмо Министерства
   по  налогам  и сборам и Пенсионного фонда, которое было согласовано
   с  Министерством финансов от 14 июня 2002 года N МЗ-16-25/5221 и  N
   БГ-6-05/835,  где  было  предложено  уплату  страховых  взносов  по
   обособленным подразделениям производить в соответствии с  порядком,
   предложенным в п. 8 ст. 243 Кодекса.
       Федеральная   налоговая   служба   обнародовала   два   письма,
   разъясняющих  порядок  исчисления  единого  социального  налога  по
   физическим  лицам,  которых  организации  направляют  на  работу  в
   другую  местность. В письме от 13 апреля 2005 года  N  ГВ-6-05/294@
   речь  идет  о налогообложении сумм, которые организация выплачивает
   в  качестве  возмещения затрат на проезд и проживание  в  гостинице
   граждан,  выполняющих работы или оказывающих услуги по  гражданско-
   правовым  договорам.  Как следует из этого  письма,  поездки  таких
   работников  не  связаны с выполнением трудовых  обязательств  и  не
   могут  рассматриваться как служебные командировки, а значит,  суммы
   затрат  на  проезд и проживание в гостинице являются дополнительным
   вознаграждением  для данных граждан и облагаются единым  социальным
   налогом.
       Надбавки  к  зарплате, которые организация  выплачивает  взамен
   суточных   работникам,  направляемым  на  монтажные,  строительные,
   отладочные  работы,  должны облагаться единым  социальным  налогом.
   Такой вывод сделан в следующем письме от 13 апреля 2005 года N  ГВ-
   6-05/295@.  Единственный  документ, в  котором  были  предусмотрены
   такие  надбавки, а именно постановление Министерства  труда  России
   от  29  июля  1994 года N 51, отменен в апреле 2004 года.  То  есть
   нормы  компенсационных  выплат  в  виде  надбавок  взамен  суточных
   действующим   законодательством  на   сегодня   не   предусмотрены.
   Следовательно,   выплаты   такого   характера   являются   объектом
   налогообложения  по единому социальному налогу. Конечно,  только  в
   том  случае,  если  они  уменьшают  налоговую  базу  по  налогу  на
   прибыль, то есть включаются налогоплательщиком в расходы по  налогу
   на   прибыль.  В  то  же  время,  если  направление  работника   на
   монтажные,   строительные  и  отладочные   работы   оформлено   как
   служебная  командировка,  компенсация  расходов  на  наем  жилья  и
   оплату проезда единым социальным налогом не облагается.
       Если   организация,  как  формирующая,  так  и  не  формирующая
   налоговую  базу  по  налогу  на прибыль,  направляет  работника  на
   обучение  для повышения его профессионального уровня с  присвоением
   ему  дополнительной квалификации на базе полученной  специальности,
   то  на  основании  подпункта 2 пункта 1 статьи 238  Кодекса  данная
   оплата стоимости обучения работника не подлежит обложению ЕСН.
       Если  организация, не формирующая налоговую базу по  налогу  на
   прибыль,   направляет  работника  на  обучение  для  получения   им
   среднего  специального,  высшего, второго высшего  образования  или
   работник  самостоятельно получает образование, то оплата  стоимости
   данного  обучения на основании пункта 1 статьи 237 Кодекса подлежит
   налогообложению ЕСН.
       Что  касается организаций, формирующих налоговую базу по налогу
   на  прибыль,  то  пунктом 3 статьи 264 Кодекса определено,  что  не
   признаются   расходами   на  подготовку  и  переподготовку   кадров
   расходы,  связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения,
   а   также   расходы,   связанные   с  содержанием   образовательных
   учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения  в
   высших  и  средних  специальных учебных заведениях  работников  при
   получении   ими   высшего  и  среднего  специального   образования.
   Указанные  расходы для целей налогообложения по налогу  на  прибыль
   не принимаются.
       Таким    образом,   оплата   стоимости   обучения   работников,
   производимая как при направлении работника на обучение, так  и  при
   его  самостоятельном обучении, организацией, формирующей  налоговую
   базу  по  налогу  на  прибыль, на основании  пункта  3  статьи  236
   Кодекса не подлежит налогообложению ЕСН.
       Выплаты  командировочных  расходов  сверх  норм,  если  они  не
   относятся  к  расходам, уменьшающим налоговую  базу  по  налогу  на
   прибыль,  то они не облагаются единым социальным налогом по  пункту
   3 статьи 236.
   
       В:  Уменьшает  ли  добровольное медицинское  страхование  сумму
   уплаты налога на доходы при упрощенной системе налогообложения?
       О:  В  соответствии со ст. 10 Федерального  закона  N  167  "Об
   обязательном  пенсионном  страховании" база  по  страховым  взносам
   определяется  в  соответствии  со ст.  237  Кодекса.  Подпунктом  7
   пункта  1  статьи  238  Кодекса не подлежат  налогообложению  суммы
   платежей    по    договорам   добровольного   личного   страхования
   работников,   заключаемым   на   срок   не   менее   одного   года.
   Следовательно,  и  по страховым взносам указанные  суммы  не  будут
   облагаться,  если  указанные договоры заключаются  на  сроки  более
   года.
   
       В:   В   календарных  или  рабочих  днях  определяется   период
   нетрудоспособности, оплачиваемый за счет средств работодателя?
       О:  Пунктом  1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря  2004
   года   N   202-ФЗ  установлено,  что  в  2005  году   до   принятия
   федерального  закона  об  обязательном  социальном  страховании  на
   случай  временной нетрудоспособности, в связи с материнством  и  на
   случай  смерти  пособия по временной нетрудоспособности  вследствие
   заболевания  или  травмы,  за  исключением  несчастных  случаев  на
   производстве, выплачивались застрахованному лицу за первые два  дня
   нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с  третьего  дня
   временной  нетрудоспособности  за счет  средств  Фонда  социального
   страхования. Из содержания статьи 8 вышеназванного Закона  следует,
   что  за первые два дня заболевания работника или травмы по пути  на
   работу  или  с работы, при бытовой травме полученное им пособие  по
   временной   нетрудоспособности  выплачивается   за   счет   средств
   работодателя,  то  есть  речь  идет  об  оплате  первых  двух  дней
   временной   нетрудоспособности.  Согласно  действующим  нормативно-
   правовым  актам период временной нетрудоспособности определяется  в
   календарных  днях,  а  пособие выдается за  фактически  пропущенные
   рабочие  дни,  часы  в периоде нетрудоспособности,  предусмотренные
   графиком  работы.  Из  изложенного  следует,  что  оплате  за  счет
   средств  работодателя  подлежат рабочие дни, часы,  предусмотренные
   графиком  работы  и пропущенные работником вследствие  заболевания,
   травмы,   приходящиеся  на  первые  два  дня  в  календарных   днях
   нетрудоспособности. Например, работник заболел в пятницу, при  этом
   пятница  для  него  является по графику  рабочим  днем,  а  суббота
   выходным  днем, в этом случае подлежит оплате работодателем  только
   один день - пятница.
   
       В:   Как   определить   период  временной   нетрудоспособности,
   оплачиваемый  за  счет  средств  работодателя,  для   работника   с
   почасовой оплатой при сменном режиме работы?
       О:  Если  в  организации установлен суммируемый  учет  рабочего
   времени,  например дежурство в течение 24 часов через  трое  суток,
   за   счет   работодателя  подлежат  оплате  часы,   предусмотренные
   графиком  работы и пропущенные работником за первые  2  календарных
   дня     временной    нетрудоспособности.    Например,     временная
   нетрудоспособность  наступила  27  января  и  продолжилась  до   15
   февраля; графиком работы предусмотрены дежурства 28 января, 1  и  5
   февраля;  исчисление в общеустановленном порядке  размера  часового
   пособия  составляет 50 рублей; в данном примере 27 - 28 января,  то
   есть  за  первые  два  дня  временной  нетрудоспособности,  пособия
   должны  быть оплачены за счет средств работодателя, а с  29  января
   до   окончания   нетрудоспособности  -  за   счет   средств   Фонда
   социального страхования.
   
       В: Применяется или нет пункт 14 Положения о порядке обеспечения
   пособиями     по    государственному    социальному    страхованию,
   утвержденного  постановлением Президиума ВЦСПС от  12  ноября  1984
   года   N  13-6,  при  оплате  листа  нетрудоспособности  вследствие
   бытовой травмы в 2005 году?
       О:  До  2005  года  период выплаты пособия при  бытовой  травме
   зависел  от причины ее возникновения. Так, в соответствии с пунктом
   14  Положения  о  порядке обеспечения пособиями при бытовой  травме
   пособие  выдавалось с шестого дня нетрудоспособности, то  есть  при
   бытовой  травме  не  оплачивались первые  пять  дней.  При  бытовой
   травме,   полученной   в   результате   стихийного   бедствия   или
   анатомического   дефекта   пострадавшего,   -   с    первого    дня
   нетрудоспособности.  Согласно статье 8 Федерального  закона  от  29
   декабря  2004  года  N 202-ФЗ травмы по пути  с  работы  и  бытовая
   травма,  полученная работником, подлежат оплате уже с  первого  дня
   нетрудоспособности.  Следовательно, ранее  действовавший  пункт  14
   вышеназванного Положения уже не действует.
   
       В:   Как   заполняется   оборотная  сторона   листа   временной
   нетрудоспособности по новой форме?
       О:   Порядок   оформления  листа  временной  нетрудоспособности
   остался прежним.
   
       В:  За  счет  каких средств выплачиваются пособия по  временной
   нетрудоспособности   в   связи   с  операцией   по   искусственному
   прерыванию беременности?
       О:    Искусственное   прерывание   беременности   не   является
   заболеванием,   оно   считается   операцией,   следовательно,   она
   оплачивается  за  счет  средств  Фонда  социального  страхования  с
   первого дня нетрудоспособности.
   
       В:  На  предприятии  есть  стоянка  автомобиля,  декларация  по
   единому  налогу  на  вмененный  доход  сдана  позже  срока.   Налог
   доначислен  в  2005  году  за  2004  год.  Надо  ли  делить  единый
   социальный  налог  по  видам деятельности?  Предприятие  занимается
   охраной   объектов.  Надо  ли  пересдавать  декларацию  по  единому
   социальному налогу за 2004 год?
       О:  Да, необходимо пересмотреть эту сумму по страховым взносам,
   но не по единому социальному налогу.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz